Российские самолёты и вертолёты: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 713: | Строка 713: | ||
* '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Балабуев, Пётр Васильевич|П. В. Балабуев]] | * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Балабуев, Пётр Васильевич|П. В. Балабуев]] | ||
* '''Год начала эксплуатации:''' 1989 | * '''Год начала эксплуатации:''' 1989 | ||
* '''Год завершения эксплуатации:''' | * '''Год завершения эксплуатации:''' 2022 | ||
* {{YouTube|Az_ghEvB7Yc|logo=1}} | * {{YouTube|Az_ghEvB7Yc|logo=1}} | ||
Самолёт, созданный на основе Ан-124 «Руслан», является самым грузоподъемным и самым тяжёлым самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Всего установил около 250 мировых рекордов, хотя не является рекордным по габаритам. Имеет шесть двигателей. БЫл создан специально для транспортировки на внешней подвеске сверху многоразового космического корабля «Буран», а также полностью собранного центрального блока ракеты-носителя «Энергия» сверхтяжелого класса. В перспективе предполагалось его использование также для старта крылатого многоразового космического корабля космической системы «Макс». | Самолёт, созданный на основе Ан-124 «Руслан», является самым грузоподъемным и самым тяжёлым самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Всего установил около 250 мировых рекордов, хотя не является рекордным по габаритам. Имеет шесть двигателей. БЫл создан специально для транспортировки на внешней подвеске сверху многоразового космического корабля «Буран», а также полностью собранного центрального блока ракеты-носителя «Энергия» сверхтяжелого класса. В перспективе предполагалось его использование также для старта крылатого многоразового космического корабля космической системы «Макс». |
Версия от 21:47, 5 марта 2022
- О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: Российское вооружение и военная техника
В этой статье содержится список уникальных воздушных судов советского и российского производства (в том числе возможно не только самолётов и вертолётов) как военных, принятых на вооружение или использовавшейся в российской и зарубежной армии, так и гражданских и опытных машин в силу того, что все без исключения воздушные суда обладают некоторым военным потенциалом и практически не могут быть разделены на сугубо гражданские и военные. При пополнении материалов статьи следует иметь в виду, что экранопланы относятся не к воздушным, а к речным и морским судам и должны рассматриваться в соответствующей отдельной статье.
Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:
- не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
- является крайне популярным в мире;
- имеет общепризнанную надёжность и качество;
- обладает уникальными техническими, в том числе боевыми характеристиками;
- активно используется в народном хозяйстве и в ходе различных военных конфликтов;
- состоит на вооружении многих стран мира;
- часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
- является символом своего времени.
Самолёты
Дальний разведчик С-21 «Русский Витязь»
- Генеральный конструктор: И. И. Сикорский
- Год принятия на вооружение: — (опытная эксплуатация в 1913 году)
- Применение: —
- Видео
Первый в мире многомоторный (сначала двухмоторный, а затем — четырёхмоторный) самолёт, являвшийся прототипом дальнего разведчика. Установил мировой рекорд длительности полёта. В целом самолёт настолько выделялся из современников своими размерами и грузоподъёмностью, что изначально за границей новости о его полёте приняли за мистификацию. В том же году опытный экземпляр, находясь на земле, был повреждён в лётном происшествии с другим самолётом, после чего его было решено не восстанавливать, а построить радикально переработанный самолёт С-22 «Илья Муромец». [1]
Тяжёлый бомбардировщик С-22 «Илья Муромец»
- Генеральный конструктор: И. И. Сикорский
- Год принятия на вооружение: 1914 (первые полёты и начало серийного производства состоялись в 1913 году)
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
- Видео
Первый в мире тяжёлый бомбардировщик, изначально создавался также в качестве первого же в мире комфортабельного воздушного лайнера с закрытым салоном, в качестве которого имел невозможную на более скоростных моделях прогулочную площадку для прогулок пассажиров «на открытом воздухе» над фюзеляжем. Установил множество рекордов грузоподъёмности, длительности полёта и других. В начале Первой мировой войны самолёты «Илья Муромец» были сведены в «Эскадру воздушных кораблей» — первое в мире соединение дальней авиации. Выпускался несколькими сериями с отдельными модернизациями.
Патрульный гидросамолёт М-5
- Генеральный конструктор: Д. П. Григорович
- Год начала эксплуатации: 1915
- Год завершения эксплуатации: 1924
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
- Видео
Лучший гидросамолёт своего времени, в отличие от более ранних аналогичных летающих лодок Григоровича выпускался большой серией, значительно превосходя зарубежные аналоги за счёт того, что в нём в качестве поплавка использовался сам фюзеляж, вследствие чего он мог использоваться даже на умеренной волне, а лётно-технические характеристики превосходили многие наземные самолёты. Позднее ему на смену пришёл ещё более совершенный самолёт М-9.
Многоцелевой гидросамолёт М-9
- Генеральный конструктор: Д. П. Григорович
- Год начала эксплуатации: 1916
- Год завершения эксплуатации: Середина 1920-х
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
- Видео
Лучший гидросамолёт своего времени, в дополнение к хорошим качествам своего предшественника М-5 получил возможность взлетать и садиться на снег, а также значительно увеличенную грузоподъёмность. Это позволило не только вооружить его бомбами, но также впервые в мире установить на гидросамолёт пушку. В другом варианте на него могла устанавливаться радиостанция, что создавало очень большие возможности для оперативной разведки и корректировки огня. М-9 стал также первым в мире гидросамолётом, на котором была выполнена петля Нестерова. Самолёт превосходил все другие гидросамолёты того времени в воздушных боях и широко использовался отечественными гидроавианосцами времён Первой мировой войны.
Лёгкий многоцелевой самолёт У-2 (По-2)
- Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
- Год начала эксплуатации: 1928
- Годы производства: 1928—1954
- Применение: Войны и конфликты СССР в 1930-х, Зимняя война, Вторая Мировая Война, Корейская война.
- Видео
Один из самых массовых самолётов в истории авиации, известный также как «Кукурузник». Изначально был создан как весьма удачный самолёт первоначального обучения лётчиков, но впоследствии широко использовался с небольшими модификациями как многоцелевой выполняя функции связного, транспортного, сельскохозяйственного, санитарного, пассажирского, разведывательного и даже лёгкого ночного бомбардировщика и лёгкого штурмовика. Малой серией выпускался и как поплавковый гидросамолёт. Серийно производился с 1930 по 1959 годы. В различных количествах эксплуатировался в 17 странах мира.
Многоцелевой самолёт Р-5 (П-5)
- Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
- Год начала эксплуатации: 1929
- Годы производства: 1928—1936
- Год завершения эксплуатации: 1944 (в гражданских вариантах до конца 1940-х)
- Применение: Спасение Челюскинцев, Войны и конфликты СССР в 1930-х, Зимняя война, Кумульское восстание, Вторая Мировая Война.
- Видео
Основной отечественный разведчик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик 1930-х, широко использовавшийся и в гражданской авиации как П-5. Экспортировался в Республиканскую Испанию, Иран (где победил в международном конкурсе западные аналоги), Монголию и Турцию.
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-1
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год начала эксплуатации: 1929
- Год завершения эксплуатации: 1936 (в армии), 1945 (в транспортной авиации)
- Применение (в качестве транспортного самолета): Конфликт на Китайско-восточной железной дороге, Конфликт у озера Хасан, Конфликт в районе реки Халхин-Гол и, видимо, прочие войны начала 1940-х
- Видео
Первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Самый массовый тяжёлый бомбардировщик своего времени. Прославился также в качестве самолёта гражданской и транспортной авиации, в том числе при спасении Челюскинцев и в рекордном перелёте в США.
Истребитель И-5
- Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
- Год начала эксплуатации: 1931
- Год завершения эксплуатации: 1942
- Применение: Великая Отечественная война
- Видео
Один из лучших и самый тяжело вооруженный истребитель своего времени. Основной истребитель отечественных военно-воздушных сил начала 1930-х годов. Использовался в качестве легкого штурмовика в начале Великой Отечественной войны.
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год принятия на вооружение: 1932
- Применение: Конфликты у озера Хасан, конфликт у реки Халхин-Гол, Советско-финская война, Великая Отечественная война.
- Видео
Первый в мире четырехмоторный тяжелый бомбардировщик с консольным крылом. Самый массовый тяжёлый бомбардировщик своего времени. Использовался как транспортный самолёт, в том числе для воздушного десанта и перевозки лна внешней подвески лёгкой бронетехники, а также в варианте самолёта — авианосца, несущего на внешней подвеске два истребителя «Звено-СПБ», причём эта модификация реально использовалась в боевых действиях Великой Отечественной войны для поражения малоразмерных стратегических целей за пределами радиуса полёта лёгких самолётов, способных обеспечить высокоточное бомбометание.
Агитационный/пассажирский самолёт АНТ-20 «Максим Горький» / АНТ-20бис
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год ввода в эксплуатацию: 1934
- Год завершения эксплуатации: 1935 (АНТ-20), 1942 (АНТ-20-бис)
Крупнейший в мире самолёт на сухопутном шасси своего времени «Максим Горький» создавался специально для агитационных (пропагандистских) полëтов по городам страны. На борту, помимо прочего, имелись кинозал, типография и телефонная сеть на 16 номеров. Потерпел катастрофу в результате, того, что в него врезался истребитель, выполнявший опасный несогласованный пилотаж. Второй — усовершенствованный — экземпляр самолёта был собран в пассажирском варианте.
Самолёт для получения рекорда дальности АНТ-25
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год начала эксплуатации: 1934
- Применение: Рекордные по дальности для того времени перелёты, в том числе через Северный Полюс.
- Видео
Самолёт с самой большой для своего времени дальностью полёта. Обеспечил, помимо прочего, рекордный перелёт в США через Северный Полюс.
Истребитель И-15
- Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
- Год начала эксплуатации: 1934
- Год снятия с вооружения: 1950 (Испания), 1953 (Монголия), в СССР, судя по всему — в 1944
- Применение: Гражданская война в Испании, Вторая японо-китайская война, Конфликт у озера Хасан, Конфликт у реки Халхин-Гол, Советско-финская война, Великая Отечественная война, Монгольско-китайский пограничный конфликт.
- Видео
Истребитель-биплан (полутораплан), установивший в 1935 году (неофициально из-за дипломатических сложностей) мировой рекорд высоты полёта. Был создан одновременно с И-16 по победившей в то время концепции сочетания в бою скоростных истребителей-монопланов и маневренных истребителей-бипланов.
Истребитель И-16
- Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
- Год начала эксплуатации: 1934
- Год снятия с вооружения: 1953 (Испания), в СССР — в 1944
- Применение: Гражданская война в Испании, Вторая японо-китайская война, Конфликт у озера Хасан, Конфликт у реки Халхин-Гол, Освободительный поход, Советско-финская война, Великая Отечественная война.
- Видео
Первый отечественный скоростной истребитель, первый отечественный самолёт с убирающимся шасси. Возможно, лучший в мире истребитель на момент своего создания. Был создан одновременно с И-15 по победившей в то время концепции сочетания в бою скоростных истребителей-монопланов и маневренных истребителей-бипланов. Несколько лет составлял основу отечественной истребительной авиации, широко экспортировался в Испанию и Китай, где хорошо проявил себя в воздушных боях. Являлся самым массовым истребителем отечественных военно-воздушных сил в начале Великой Отечественной войны.
Скоростной фронтовой бомбардировщик СБ (АНТ-40, Ар-2)
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев, Архангельский А.А.
- Год начала эксплуатации: 1936
- Год завершения эксплуатации: 1951 (Испания)
- Применение: Гражданская война в Испании, Вторая японо-китайская война, Конфликт у озера Хасан, Конфликт у реки Халхин-Гол, Освободительный поход, Советско-финская война, Великая Отечественная война.
- Видео
Самый массовый самолёт Туполева и основной предвоенный фронтовой бомбардировщик страны. Имел множество модификаций, последние из которых выполнялись под руководством получившего самостоятельное конструкторское бюро Архангельского в виде пикирующего бомбардировщика. Помимо СССР использовался, по меньшей мере, в Болгарии, Германии, Испании, Китае, Польше, Чехословакии и Финляндии.
Дальний бомбардировщик ДБ-3
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год принятия на вооружение: 1936
- Годы серийного производства: 1937—1939
- Применение: Японо-Китайская война, Советско-финская война, Великая Отечественная война.
- Видео
По видимому, первый отечественный дальний бомбардировщик, поставлявшийся на экспорт. Прославился бомбардировками Берлина в августе 1941 года. Некоторое количество машин было передано Китаю, где участвовало в войне с Японией. Послужил основой для заменившего этот самолет глубоко модифицированного ДБ-3Ф, позднее переименованного в Ил-4.
Учебно-тренировочный самолёт УТ-2
- Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
- Год принятия на вооружение: 1936
- Годы серийного производства: 1938—1948
- Применение: Великая Отечественная война.
- Видео
Учебно-тренировочный самолёт, предназначавшийся, прежде всего, для обучения лётчиков для новых скоростных истребителей, ставший на долгие годы основным отечественным самолётом этого типа. Был выпущен в количестве 7243 штук и после войны состоял на вооружении многих стран Восточной Европы, во время Великой Отечественной войны часть самолётов была вооружена.
Учебно-тренировочный (пилотажный) самолёт УТ-1
- Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
- Год принятия на вооружение: 1936
- Годы серийного производства: 1937—1940[2]
- Применение: Великая Отечественная война.
- Видео
Пилотажный учебно-тренировочный самолёт, который изначально был создан в качестве переходного звена при подготовке лётчиков-истребителей от учебно-тренировочного самолёта УТ-2 к очень требовательному к квалификации лётчика истребителю И-16. Самолёт установил восемь международных рекордов скорости, потолка и дальности полета и был выпущен серией в 1241 машину. Поставлялся на экспорт в Китай, а начале Великой Отечественной войны иногда вооружался и использовался в качестве лёгкого штурмовика. Вплоть до начала 1950-х годов УТ-1 оставался лучшим отечественным спортивным (пилотажным) самолётом.
Тяжёлый дальний бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7)
- Главный конструктор:
- Год принятия на вооружение: 1940
- Годы серийного производства: 1939—1944
- Год снятия с вооружения: 1954 (боевое применение до 1944 года)
- Применение: Великая Отечественная война.
- Видео
Четырёхмоторный тяжелый дальний бомбардировщик. Относительно немногочисленные бомбардировщики считались стратегически важными, поскольку только они могли использовать 5-тонные бомбы и делали это на очень больших дальностях. Участвовали в бомбёжках Берлина с 1941 года. На этом самолёте Молотов в 1942 году совершил визиты в Великобританию и США для согласования действий антигитлеровской коалиции. После войны использовались в арктической авиации в качестве транспортных самолётов.
Дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф)
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год принятия на вооружение: 1940
- Годы серийного производства: 1939—1946
- Применение: Великая Отечественная война, Война с Японией.
- Видео
Самый массовый дальний бомбардировщик отечественных военно-воздушных сил времён Великой Отечественной войны. Дальний бомбардировщик, представлявший собой очень глубокую, включая замену фюзеляжа, модернизацию ДБ-3. Прославился бомбардировками Берлина в августе 1941 года. Использовался также в качестве торпедоносца в морской авиации, а после войны — для аэрофотосъемки.
Штурмовик Ил-2
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год принятия на вооружение: 1940
- Применение: Великая Отечественная война, Русско-японская война 1945 г.
- Год снятия с вооружения: 1954 (в нескольких зарубежных странах)
- Видео
Ил-2 являлся основным ударным самолётом советской армии и самым массовым штурмовиком за время Великой Отечественной войны.[3][4] Не имея превосходящих аналогов и обладая уникальной конструкцией, Ил-2 помог существенно изменить положение на русско-германском фронте.[5] Самолёт имел мощную броню, а экипаж (в зависимости от модели одноместный или двухместный) находился в бронированной капсуле, что позволяло существенно увеличить выживаемость лётного состава и живучесть самой машины, [6] за что получил прозвище «летающий танк».[7] Ил-2 является одним из символов нашей Победы, наряду с танком Т-34,[1] реактивным миномётом «Катюша»[2] и пистолет-пулемётом ППШ.[3][8] После войны штурмовик широко распространился в социалистических странах.
Истребитель Як-1
- Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
- Год принятия на вооружение: 1940
- Год снятия с вооружения: 1950
- Применение: Великая Отечественная война, вероятно Русско-японская война 1945 г.
- Видео
Один из основных отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны. Послужил основой для нескольких более совершенных истребителей Яковлева.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 («Пешка») / Тяжёлый истребитель Пе-3
- Генеральный конструктор: В. М. Петляков
- Год принятия на вооружение: 1941
- Год снятия с вооружения: 1954 (Югославия)
- Применение: Великая Отечественная война, Русско-японская война 1945 г.
- Видео
Основной отечественный фронтовой бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. Самый массовый отечественный бомбардировщик. Выпускался также в варианте тяжёлого истребителя Пе-3, разработанном в буквальном смысле за несколько дней в начале августа 1941 года по срочному заданию.
Истребитель ЛаГГ-3
- Генеральный конструктор: В. П. Горбунов (помогали М. И. Гудков и С. А. Лавочкин)
- Год принятия на вооружение: 1941
- Год снятия с вооружения: 1945
- Применение: Великая Отечественная война, Русско-японская война 1945 г.
- Видео
Один из основных отечественных истребителей начала Великой Отечественной войны. Отличался минимальным использованием крайне дефицитных в то время алюминиевых сплавов, вместо которых применялись дерево и модифицированная смолами так называемая дельта-древесина. Послужил основой для более совершенных истребителей Лавочкина.
Истребитель МиГ-3
- Генеральный конструктор: А. И. Микоян (заместитель — М. И. Гуревич)
- Год принятия на вооружение: 1941
- Год снятия с вооружения: 1945
- Применение: Великая Отечественная война.
- Видео
Самый быстрый и, вероятно, лучший в мире на момент создания высотный истребитель. Один из основных отечественных истребителей начала Великой Отечественной войны и основной ночной истребитель противовоздушной обороны. Был создан путём доработки мелкосерийного МиГ-1. Выпуск самолёта был прекращён в начале войны в основном из-за конкуренции за двигатели с очень востребованным штурмовиком Ил-2.
Истребитель Як-7
- Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
- Год принятия на вооружение: 1941
- Год снятия с вооружения: 1946
- Применение: Великая Отечественная война, вероятно Русско-японская война 1945 г.
- Видео
Один из основных отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны, созданный на базе двухместной учебно-тренировочной модификации Як-7УТИ. Послужил основой для истребителя Як-9.
Истребитель Ла-5
- Генеральный конструктор: С. А. Лавочкин
- Год принятия на вооружение: середина 1942
- Годы производства: 1942—1944
- Год снятия с вооружения: не ранее 1949 (Польша)
- Применение: Великая Отечественная война, вероятно Русско-японская война 1945 г.
- Видео
Один из основных отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны, особо широко применявшийся во время сражения на Курской дуге. Самолёт цельнодеревянной конструкции был разработан на основе истребителя ЛаГГ-3 и принят на вооружение в рекордные сроки в начале 1942 года, выгодно отличаясь применением двигателя воздушного охлаждения, имевшего тогда в избытке на складах и в производстве. Выпускался в нескольких модификациях. Стал основой для создания истребителя Ла-7.
Истребитель Як-9
- Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
- Год принятия на вооружение: конец 1942
- Год снятия с вооружения: 1950 (в Болгарии 1955)
- Применение: Великая Отечественная война, Русско-японская война (1945), Корейская война.
- Видео
Самый массовый из отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны, созданный на базе Як-7. Выпускался серийно в 15 модификациях различного назначения, составлявших в войсках с середины 1944 года больше половины истребительной авиации страны. Состоял на вооружении многих стран, в том числе Франции.
Истребитель Ла-7
- Генеральный конструктор: С. А. Лавочкин
- Год принятия на вооружение: весна 1944
- Годы производства: 1944—1946
- Год снятия с вооружения: конец 1979 (1950 Чехословакия)
- Применение: Великая Отечественная война, вероятно Русско-японская война 1945 г.
- Видео
Один из основных отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны. Был создан на базе истребителя Ла-5 с более широким применением металла в конструкции, некоторой перекомпоновкой агрегатов и улучшением аэродинамики, в результате чего его лётно-технические характеристики заметно выросли, сделав его одним из лучших истребителей Второй Мировой войны в целом. Использовался также в военно-воздушных силах Чехословакии.
Истребитель Як-3
- Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
- Год принятия на вооружение: 1944
- Год снятия с вооружения: 1952 (в СССР)
- Применение: Великая Отечественная война, вероятно Русско-японская война 1945 г.
- Видео
Один из основных отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны, созданный на базе Як-1 в основном путём улучшения аэродинамики и облегчения конструкции. Одна из модификаций самолёта установила рекорд скорости советских поршневых истребителей. Послужил основой для учебно-тренировочных истребителей Як-11 и Як-15.
Учебно-тренировочный истребитель Як-11
- Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
- Год принятия на вооружение: 1946
- Год снятия с вооружения: 1985 (Монголия)
- Применение: Борьба с агитационными аэростатами в ходе Холодной войны в ГДР
- Видео
Созданный на основе Як-3 учебно-тренировочный истребитель установил несколько мировых рекордов скорости в своей классе и широко разошёлся не только по странам соцлагеря, но и в арабском мире, в некоторых африканских странах и в Австрии.
Учебно-тренировочный самолёт Як-18
- Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
- Год принятия на вооружение: 1947
- Год снятия с вооружения: В строю(?)
- Видео
Основной учебно-тренировочный самолёт для начального обучения, заменивший в этом качестве УТ-2 не только в СССР, но и в очень многих других странах. Выпускался во многих модификациях, в том числе в спортивно-пилотажных одноместных вариантах. Также на его базе был разработан, несмотря на обозначение, практически новый учебно-тренировочный (многоцелевой) самолёт Як-18Т.
Лёгкий многоцелевой самолёт Ан-2
- Генеральный конструктор: О. К. Антонов
- Год начала эксплуатации: 1947
- Годы производства: 1946—настоящее время
- Применение: Несколько десятков войн и конфликтов второй половины XX — начала XXI веков.
- Видео
Легендарный самолёт, попавший в Книгу рекордов Гиннеса, как единственный серийно выпускаемый (в настоящее время в Китае) в течение более, чем 70(!) лет. На момент своего создания — самый большой в истории одномоторный биплан. Экспортировался в 26 стран мира. Известен своей живучестью и неприхотливостью — многие экземпляры работают более 40 лет.
Истребитель МиГ-15
- Год принятия на вооружение: 1949
- Год снятия с вооружения: начало 1970-х годов в СССР (на 2016 год в строю в КНДР)
- Применение: Многочисленные бои на охране границ нескольких стран, Мятеж в Венгрии, Корейская война, Китайско-тайваньский конфликт, Арабо-израильские войны и прочие.
- Видео
Самый массовый реактивный боевой самолёт в мире. Состоял на вооружении около 40 стран мира. Основной истребитель Корейской войны со стороны КНДР и её союзников.
Фронтовой бомбардировщик Ил-28
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год начала эксплуатации: 1950
- Год снятия с вооружения: состоял на вооружении в КНДР вплоть до 2010-х
- Применение: Суэцкий кризис, Китайско-Тайваньский конфликт, Гражданская война в Йемене 1962—1970, Гражданская война в Нигерии, Шестидневная война, Война на истощение, Вьетнамская война (в Лаосе), Кампучийско-Вьетнамский конфликт, Война Судного дня, Афганская война.
Первый отечественный реактивный фронтовой бомбардировщик, принятый на вооружение. Впоследствии самолёт широко распространился по миру. Выпускался также в Чехословакии и в Китае, где выпускалась его нелицензионная копия H-5. Очень длительное время состоял на вооружении во многих странах мира.
Истребитель МиГ-17
- Год принятия на вооружение: 1951
- Год снятия с вооружения: начало 1970-х в СССР (в КНДР был в строю в 2016 году)
- Применение: Вьетнамская война, Многочисленные бои на охране границ нескольких стран, Мятеж в Венгрии, Китайско-тайваньский конфликт, Арабо-израильские войны и прочие.
- Видео
Производился не только в СССР, но и в Польше, Чехословакии и Китае. Состоял на вооружении в более, чем сорока странах мира, практически во всех приняв участие в тех или иных боевых действиях.
Стратегический бомбардировщик М-4
- Генеральный конструктор: В. М. Мясищев
- Год начала эксплуатации: 1953
- Год снятия с вооружения: 1993 (в качестве самолёта-заправщика)
- Применение: Боевое дежурство в ходе Холодной войны.
- Видео
Первый в мире реактивный стратегический бомбардировщик, принятый на вооружение. Хотя из-за быстрого прогресса реактивных самолётов в те годы как бомбардировщик М-4 эксплуатировался непродолжительное время, но впоследствии длительное время применялся в качестве самолёта-топливозаправщика.
Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год начала эксплуатации: 1953
- Год снятия с вооружения: 1994 (Россия), в Китае всё ещё в строю
- Применение: Боевое дежурство в ходе Холодной войны, Шестидневная война, Война Судного дня, Ирано-иракская война, Афганская война.
- Видео
Первый отечественный дальний скоростной бомбардировщик и ракетоносец. Выпускался во множестве модификаций различного назначения, в частности, для ведения различных видов разведки и использования различных видов ракетного оружия. До вступления в силу договорных ограничений часто использовался при натурных испытаниях ядерных бомб. Выпускался долгое время по лицензии в Китае под названием «Сиань Х-6». Состоял на вооружении СССР и стран СНГ, а также Китая, Египта, Ирака, Сирии и Индонезии. Послужил основой для создания пассажирского самолёта Ту-104.
Истребитель МиГ-19
- Генеральный конструктор: А. И. Микоян
- Год принятия на вооружение: 1955
- Применение: Многочисленные бои при охране границ, Вьетнамская война, Индо-пакистанский конфликт, Арабо-израильские войны и прочие конфликты
- Видео
Первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель. Очень широко распространился по миру. Выпускался, помимо СССР, также в Чехословакии и, под названием J-6 (F-6), в Китае.
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год принятия на вооружение: 1956
- Год снятия с вооружения: В строю
- Применение: Боевое дежурство в ходе Холодной войны, Сирийская война
- Видео
Единственный в мировой истории турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец. Самый скоростной турбовинтовой самолёт в мире, имевший множество модификаций, в частности, разведывательных. На базе бомбардировщика серией в две машины был выпущен также дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-116, предназначавшийся исключительно для высшего руководства страны на случай задержек с разработкой более глубоко переработанного на его же основе специализированного пассажирского Ту-114. На базе последнего позднее был разработан самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления Ту-126. Тесно связан с разработанным на его основе с очень глубокой модернизацией противолодочным самолётом Ту-142, который, в свою очередь, послужил основой для новейшей модификаций Ту-95 (Ту-95МС).
Военно-транспортный самолёт Ан-12
- Генеральный конструктор: О. К. Антонов
- Год принятия на вооружение: 1958
- Год завершения эксплуатации: В строю
- Видео
Первый крупносерийный военно-транспортный самолёт российской армии. Турбовинтовой самолёт стал основой создания воздушно-десантных войск в их современном виде, обеспечив возможность создания десантируемой бронетехники. Экспортировался в 14 стран мира. Производился также и в Китае.
Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-18
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год начала эксплуатации: 1959
- Годы производства: 1957—1985
- Производитель: Знамя труда (ныне Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина), г. Москва
- Год завершения эксплуатации: В строю
- Видео
Первый специально спроектированный отечественный пассажирский турбовинтовой самолёт. Имел 4 турбовинтовых двигателя. Самолёт не следует путать с не пошедшим в серию одноимённым поршневым самолётом конца 1940-х. Стал основой для множества модификаций и разработанных на его основе специализированных самолётов, в том числе боевых. Одно время служил основным самолётом первых лиц государства. Поставлялся на экспорт.
Сверхзвуковой фронтовой истребитель МиГ-21
- Генеральный конструктор: А. Г. Брунов
- Год принятия на вооружение: 1959
- Применение: Война во Вьетнаме, Шестидневная война, Война на истощение, войны в Ливане 1976 и 1982 годов, военные действия между Индией и Пакистаном, Египетско-ливийская война, Эфиопско-сомалийская война, войны в Афганистане, война в Югославии, война на Шри-Ланке, Угандийско-танзанийская война 1983 г., йеменские войны 1986, 1994 и 2014 годов, война в Персидском заливе, гражданские войны в Эфиопии, Сирии и Ливии.
- Год снятия с вооружения: На 2019 год в строю во многих зарубежных странах
- Видео
Самый многочисленный сверхзвуковой самолёт и, по практически общему мнению, самый успешный реактивный истребитель в истории. Установил множество авиационных рекордов. Производился огромными сериями в более, чем 20 модификациях в СССР, Чехословакии и, в качестве нелицензионной копии, J-7 в Китае вплоть до 2013 года. Состоял и состоит на вооружении 65 стран мира и участвовал в большинстве конфликтов, случившихся с момента его ввода в строй.
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления Ту-126
- Генеральный конструктор: А. И. Путилов
- Год принятия на вооружение: 1965
- Год снятия с вооружения: Переданы на хранение во второй половине 1980-х, утилизированы после 1990 года
Первый отечественный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Был создан на базе пассажирского самолёта Ту-114. Появляется в эпизоде кинофильма «Время первых».
Пассажирский самолёт Ту-134
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год начала эксплуатации: 1966
- Годы производства (из них серийного): 1963—1989 (1966—1984)
- Год завершения эксплуатации: 2019 (в строю остаются специальные учебно-тренировочные модификации)
- Видео
Ближнемагистральный пассажирский самолёт, созданный на базе самолёта Ту-124, от которого радикально отличается расположением двигателей. Стал одним из символов отечественной гражданской авиации своего времени. Поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора. Выпускался во многих модификациях, в том числе специальных учебно-тренировочных для Дальнейшего авиации.
Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-62
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год начала эксплуатации: 1967
- Годы производства: 1966—1995
- Год завершения эксплуатации: Частично в строю
- Видео
Дальнемагистральный самолёт с 4 турбореактивными двигателями, призванный заменить устаревающий Ту-114. Поставлялся на экспорт. Служил в качестве самолёта для перевозки высших руководителей нескольких государств, включая СССР и Российскую Федерацию.
Учебно-тренировочный самолёт Як-18Т
- Год принятия на вооружение: 1967
- Год снятия с вооружения: 1988, частично в строю
- Видео
Основной учебно-тренировочный (фактически - многоцелевой) четырёхместный самолёт для начального обучения, разработанный на базе Як-18Т. Широко использовался в лётных училищах гражданской авиации, поскольку, в отличие от базовой модели позволял инструктору находиться бок-о-бок с обучаемым, что положительно сказывалось на процессе обучения. С момента списания в училищах в 1988 году стал широко использоваться в малой авиации, куда до этого не попадал только из-за формальной классификации и довольно широко разошёлся по миру. Позднее в 1993 году его производство было на время востановлено.
Тяжелый военно-транспортный самолёт Ан-22 «Антей»
- Генеральный конструктор: О. К. Антонов
- Год начала эксплуатации: 1969
- Год завершения эксплуатации: В строю
- Видео
Самый грузоподъемный самолёт своего времени. Первый в мире широкофюзеляжный самолёт. Самый большой в мире турбовинтовой самолёт. Отличался возможностью использования грунтовых аэродромов, крайне необычной для самолётов таких размеров. Приспособлен, помимо прочего, и для использования с помощью специального оборудования в качестве бомбардировщика.
Истребитель МиГ-25
- Год принятия на вооружение: 1970
- Год снятия с вооружения: В строю за рубежом (в России снят с вооружения в 2013 году)
- Применение: Война на истощение, Война Судного дня, Ирано-иракская война, Чадско-Ливийский конфликт, Афганская война, Индо-пакистанские конфликты, Война в Персидском заливе, Войны в Чечне, Баткенские события, Сирийская война, Гражданская война в Ливии и другие.
- Видео
Самый скоростной истребитель в мире всех времён. Отличился неоднократным использованием в качестве недостижимого для средств противовоздушной обороны того времени разведчика в разных частях мира.
Фронтовой бомбардировщик Су-17/Су-20/Су-22
- Год принятия на вооружение: 1970
- Применение: Многочисленные бои на воздушных границах разных стран, Война Судного дня, Война в Ливане, Афганская война, Ирано-иракская война, Война в Чаде, Война в Анголе, Война в Персидском заливе, Война в Йемене (1994), Гражданская война в Ливии, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю за рубежом, в России — 1998
- Видео
Сверхзвуковой фронтовой истребитель-бомбардировщик, первый отечественный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла. Помимо стран бывшего СССР, поступал на вооружение ещё в 15 странах мира. Экспортные модификации Су-17 с разными двигателями продавались как Су-20 и Су-22.
Пассажирский самолёт Ту-154
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год начала эксплуатации: 1972
- Годы производства (из них серийного): 1968—2013 (1970—1998)
- Год завершения эксплуатации: В строю
- Видео
Среднемагистральный пассажирский самолёт, самый распространённый в отечественной гражданской авиации в своё время и фактически один из её символов. Экспортировался во множество стран мира.
Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76
- Генеральный конструктор: Г. В. Новожилов
- Год принятия на вооружение: 1974
- Производитель: Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова (до 1990-х); Авиастар-СП, г. Ульяновск (с 2010-х)
- Год завершения эксплуатации: В строю
- Видео
Основной тяжелый военно-транспортный самолёт российской армии. На его основе разработано множество модификаций, в том числе самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-100. Экспортировался во множество стран мира. Производство, утраченное в Узбекистане в 2000-х, было возобновлено с радикально модернизированной версией Ил-76МД-90А в Ульяновске на основе отечественных комплектующих.
Фронтовой бомбардировщик Су-24
- Год принятия на вооружение: 1975
- Применение: Афганская война, Война в Персидском заливе, Карабахская война, Чеченские войны, Гражданская война в Таджикистане, Олимпийская война, Гражданская война в Ливии, Война в Донбассе, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Помимо стран бывшего СССР поступал на вооружение ещё в 7 странах.
Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев, А. А. Туполев
- Год начала эксплуатации: 1975
- Год завершения эксплуатации: 1978 (1999)
- Видео
Первый в мире взлетевший сверхзвуковой пассажирский авиалайнер.
Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22М
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев, А. А. Туполев
- Главный конструктор: Д. С. Марков
- Год принятия на вооружение: 1976
- Применение: Боевое дежурство в составе Стратегических ядерных сил, Афганская война, Чеченские войны, Боевые действия на таджикско-афганской границе, Олимпийская война, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Сверхзвуковой дальний ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла. По аппаратно-бюрократическим мотивам, являясь практически абсолютно новым самолётом, создавался как «модификация» Ту-22. В советское время по договору с США был лишён средств дозаправки в воздухе, которые планируется вернуть на остающиеся на вооружении самолёты при модернизации до версии Ту-22М3М, начатой с 2018 г.
Учебно-тренировочный самолёт для спортивного пилотажа Як-50
- Год ввода в эксплуатацию: 1976
- Годы производства: 1972—1986
- Год снятия завершения эксплуатации: В строю
- * Видео
Призванный стать заменой, прежде всего, пилотажных версий Як-18, самолёт Як-50 обладал выдающимися характеристиками и стал этапным в мировом развитии спортивной пилотажной авиации. Широко продавался по всему миру, включая даже развитые капиталистические страны.
Палубный лёгкий штурмовик вертикального взлёта и посадки Як-38
- Год принятия на вооружение: 1977
- Применение: Афганская война.
- Год снятия с вооружения: 2007
- Видео
Дозвуковой лёгкий штурмовик, предназначенный для базирования на палубах советских авианесущих крейсеров, не допускавших в то время использования обычных самолётов, а также для базирования в буквальном смысле на лесных полянах в тех местах, где его совсем не ждут. Один из очень немногих в истории самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, реально серийно строившихся и стоявших на вооружении.
Спортивно-тренировочный самолёт Як-52
- Год ввода в эксплуатацию: 1979
- Годы производства: 1977—1998
- Год снятия завершения эксплуатации: В строю
- Видео
Самолёт Як-52, созданный на базе спортивно-пилотажного Як-50, стал, по всей видимости, первым в мире самолётом на котором можно было подготовить лётчика с нуля до уровня мастера спорта по высшему пилотажу. Надолго стал одним из основных учебно-тренировочных самолётов в стране.
Пассажирский самолёт Ил-86
- Год начала эксплуатации: 1980 (декабрь)
- Годы производства: 1976—1997
- Год завершения эксплуатации: Частично в строю (в обычных перевозках до 2011 года)
- Видео
Среднемагистральный широкофюзеляжный четырёхдвигательный пассажирский самолёт, первый отечественный серийный пассажирский широкофюзеляжный самолёт. Экспортировался в Китай.
Штурмовик Су-25
- Генеральные конструкторы: П. О. Сухой, Е. А. Иванов
- Год принятия на вооружение: 1981
- Применение: Война в Афганистане, Ирано-иракская война, Гражданская война в Анголе, Абхазская война, Гражданская война в Таджикистане, Карабахская война, Чеченские войны, Война в Конго, Эфиопо-эритрейский конфликт, Конфликт в Македонии, Французско-Ивуарский конфликт, Дарфурский конфликт, Война в Южной Осетии, Война на Донбассе, Война на севере Ирака, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Первый отечественный реактивный штурмовик. У самолёте реализована концепция улучшения обзора, грузоподъемности и защищённости за счёт снижения скорости до дозвуковых значений, поскольку выполнение задач непосредственной поддержки войск на больших скоростях и само по себе было крайне затруднено.
Истребитель МиГ-31
- Генеральные конструкторы: Г. Е. Лозино-Лозинский, К. К. Васильченко, А. Б. Аносович
- Год принятия на вооружение: 1981
- Год снятия с вооружения: В строю
- Применение: Вторая Чеченская война, Война в Сирии и, видимо, другие конфликты.
- Видео
Тяжёлый скоростной двухместный высотный истребитель-перехватчик, оборудованный очень мощной радиолокационной станцией и ракетами большой дальности. Первым в мире получил радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой. Изначально предназначался для охраны Арктики. Установил несколько мировых рекордов силами строевых пилотов без особой специальной подготовки самолётов. Значительно позднее в конце 2010-х стал ещё и истребителем-бомбардировщиком, получив на вооружение гиперзвуковую ракету «Кинжал».
Тяжёлый транспортный самолёт ВМ-Т «Атлант»
- Генеральный конструктор: В. М. Мясищев
- Год начала эксплуатации: 1982
- Год завершения эксплуатации: 1990
- Видео
Специальная транспортная модификация стратегического бомбардировщика ВМ-3, предназначенная для перевозки элементов многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран» (баки и отсеки центрального блока диаметром 7,7 м, а также частично разукомплектованный многоразовый космический корабль «Буран») на внешней подвеске над фюзеляжем. Фактически именно этот самолёт выполнил все перевозки по программе создания этого комплекса, так как более тяжёлый Ан-225 на тот момент ещё отсутствовал.
Истребитель МиГ-29
- Генеральный конструктор: Р. А. Беляков
- Год принятия на вооружение: 1983
- Годы производства: 1981 — настоящее время
- Год снятия с вооружения: В строю
- Применение: Война в Персидском заливе, Приднестровский конфликт, Эфиопо-эритрейская война, Война в Югославии, Каргильский конфликт, Первая Чеченская война, Конфликт в Дарфуре, Олимпийская война, Война в Сирии и, видимо, другие конфликты.
- Видео
Лёгкий фронтовой истребитель 4-го поколения, чрезвычайно широко разошедшийся на экспорт по миру. Имеет множество версий, в том числе палубную МиГ-29К.
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50
- Генеральный конструктор: С. А. Атаянц (базовый самолёт Ил-76 — Г. В. Новожилов)
- Год принятия на вооружение: 1989 (в эксплуатации с 1985 года)
- Годы производства: 1978—1991
- Применение: Чеченские войны, Индо-пакистанский конфликт (2019), Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления, созданный на основе Ил-76 и призванный заменить устаревший к этому времени Ту-126. Поставлялся в Индию.
Истребитель Су-27
- Генеральные конструкторы: Н. С. Черняков, М. П. Симонов, А. А. Колчин, А. И. Книшев
- Год принятия на вооружение: 1990 (в эксплуатации с 1985)
- Применение: Абхазская война, Эфиопо-эритрейский конфликт, Война в Южной Осетии, Война на Донбассе, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Лучший тяжелый истребитель своего времени. Первый в мире серийный реактивный истребитель интегральной схемы (без четкого разделения крыла и фюзеляжа). Впоследствии на базе Су-27 было выпущено большое количество успешных глубоких модификаций, выпущенных в качестве новых истребителей и бомбардировщиков, в том числе палубный Су-33.
Тяжелый транспортный самолёт Ан-124 «Руслан»
- Генеральный конструктор: О. К. Антонов, П. В. Балабуев
- Год начала эксплуатации: 1987 (январь)
- Годы производства: 1984—2004
- Год завершения эксплуатации: В строю
- Видео
Самый большой и грузоподъёмный серийный транспортный самолёт в мире. На момент своего создания самый крупный самолёт в мире. Установил множество мировых рекордов.
Стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь»)
- Генеральный конструктор: А. А. Туполев
- Год принятия на вооружение: 2005 (фактически в строю с 1987)
- Применение: Боевое дежурство в составе Стратегических ядерных сил с 1987 года, боевые действия в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла, обладающий рекордными параметрами бомбовой нагрузки и скорости для серийного бомбардировщика.
Многоразовый орбитальный космический корабль-ракетоплан «Буран»
- Генеральный конструктор: Г. Е. Лозино-Лозинский
- Год начала эксплуатации: 1988
- Год завершения эксплуатации: 1988
- Видео
Один из двух в истории многоразовых крылатых пилотируемых космических кораблей радикально отличался от единственного аналога производства США не только отсутствием взлётных ракетных двигателей, но и наличием двигательной установки и возможности активного маневрирования на этапе спуска в атмосфере где, в отличие от «Спейс Шаттлов», он становился не планером, а полноценным самолётом, способным совершать достаточно длительный полёт. В дальнейшем не использовался в виду порочности самой концепции многоразовой последней ступени, поскольку надежды на создание лёгкой и одновременно прочной теплоизоляции окончательно рухнули вместе с гибелью шаттла «Коламбия», но своё основное предназначение — предотвратить полномасштабную гонку вооружений в космосе, к которой склонялись США, имея единственное на планете средство доставки сломанных ядерных бомб с орбиты на Землю, — Буран выполнил как раз своим первым полётом.
Сверхтяжелый транспортный самолёт Ан-225 «Мрия»
- Генеральный конструктор: П. В. Балабуев
- Год начала эксплуатации: 1989
- Год завершения эксплуатации: 2022
- Видео
Самолёт, созданный на основе Ан-124 «Руслан», является самым грузоподъемным и самым тяжёлым самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Всего установил около 250 мировых рекордов, хотя не является рекордным по габаритам. Имеет шесть двигателей. БЫл создан специально для транспортировки на внешней подвеске сверху многоразового космического корабля «Буран», а также полностью собранного центрального блока ракеты-носителя «Энергия» сверхтяжелого класса. В перспективе предполагалось его использование также для старта крылатого многоразового космического корабля космической системы «Макс».
Истребитель вертикального/короткого взлёта и посадки Як-141
- Генеральные конструкторы: А. А. Левинских, В. Н. Павлов, К. Ф. Попович
- Год первого полёта: 1985
- Год прекращения разработки: 1992
- Видео
Первый в мире полноценный сверхзвуковой истребитель вертикального взлёта и посадки (до этого существовали только демонстраторы с минимальной боевой нагрузкой). Должен был применяться в качестве палубного самолёта для оснащения существовавших и перспективных авианесущих крейсеров. Разработка прекращена на стадии лётных испытаний прежде всего в силу общей тяжёлой ситуации в экономике страны.
Пассажирский самолёт Ил-96
- Год начала эксплуатации: 1993 (декабрь)
- Годы производства: 1988—настоящее время
- Год завершения эксплуатации: В строю
- Видео
Дальнемагистральный широкофюзеляжный четырёхдвигательный пассажирский самолёт, первый отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт. Имеет грузовые и специальные модификации, причём продолжает модернизироваться и в 2020-х. Экспортировался на Кубу.
Истребитель Су-30
- Год принятия на вооружение: 1996
- Применение: Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Разработанный на базе учебно-боевой версии истребителя Су-27 (Су-27УБ) многофункциональный двухместный истребитель поколения 4+. Имеет двигатели с управляемым вектором тяги. В силу наличия второго члена экипажа хорошо подходит для выполнения ударов по наземным и надводным целям, а также для непосредственного управления воздушным боем. Отличается, особенно в последних модификациях, приближенностью с точки зрения оборудования к требованиям, предъявляемым к истребителям 5 поколения. Широко поставляется на экспорт как минимум в 12 стран мира и собирается по лицензии в Индии. В российскую армию в больших количествах стал поступать только в 2010-х. Внешне большинство модификаций самолёта, кроме, в частности, поставлявшихся в Китай, отличаются наличием переднего горизонтального оперения, связанного с использованием мощного и тяжелого радиолокатора.
Учебно-боевой самолёт Як-130
- Генеральный конструктор: К. Ф. Попович
- Год начала эксплуатации: 2010
- Год завершения эксплуатации: В строю
Учебно-боевой самолёт для замены чешского L-39 разрабатывался с конца 1980-х годов. Его особенностью является то, что система управления самолётом может быть настроена так, чтобы имитировать особенности пилотирования различных боевых самолётов на дозвуковых скоростях. Для обеспечения проекта финансированием и современной авионикой (приборами и электроникой), отсутствовавшими в стране в 1990-е годы самолёт было решено создавать совместно с итальянской фирмой Alenia Aermacchi. В результате, последняя выпускает свою версию самолёта (М-246), но отвечает также и за поставки Як-130 за пределы стран СНГ. Несмотря на наличие многочисленных конкурентов, включая итальянского двойника, самолёт достаточно широко распространился по миру.
Ближнемагистральный пассажирский самолёт «Сухой Суперджет 100»
- Год начала эксплуатации: 2011
- Год завершения эксплуатации: В строю
- Видео
Первый российский пассажирский самолёт, разработанный после развала СССР. Отличается относительно высокой долей иностранных комплектующих, что обусловлено желанием разработчиков догнать мировой уровень самолётостроения после кризиса отечественной экономики 1990-х. Достаточно популярен в своем сегменте рынка и поставляется на экспорт.
Истребитель Су-35
- Год принятия на вооружение: Февраль 2014
- Применение: Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Сверхманевренный одноместный истребитель поколения 4++, созданный на основе Су-27. В ранних прототипах (Су-27М) имел переднее горизонтальное оперение, но в первых серийных самолётах Су-35С его устанавливать не стали. Экспортировался в Китай, планируются поставки в Алжир и Индонезию.
Истребитель-бомбардировщик Су-34
- Генеральный конструктор: Р. Г. Мартиросов
- Год принятия на вооружение: Март 2014 (фактически ограниченно использовался с 2006 года)
- Применение: Война в Южной Осетии, Война в Сирии, Специальная военная операция на Украине
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Самый лучший истребитель-бомбардировщик своего времени, имеющий полноценные истребительные свойства поколения 4++ при полноценных же свойствах лёгкого бомбардировщика, включая двухместную комфортабельную и бронированную кабину с рабочими местами бок-о-бок, возможностью выпрямиться во весь рост и всевозможными удобствами, обеспечивающими очень большую дальность полёта с дозаправками. Разработан на основе истребителей Су-27 и Су-33. Допускает сверхзвуковые скорости полёта и обладает высокой маневренностью.
Многофункциональный истребитель Су-57
- Генеральный конструктор: А. Н. Давиденко, М. Стрелец
- Год принятия на вооружение: Проходит опытную эксплуатацию
- Производитель: Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина
- Применение: Боевые действия в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Один из первых в мире истребителей 5 поколения, обладающий уникальными качествами. Фактически первый в мире полноценный многофункциональный истребитель 5 поколения[4].
Среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21
- Год начала эксплуатации: Начало серийного производства[9]
- Производитель: Иркутский авиационный завод
- Видео
Первый крупный российский пассажирский самолёт с крылом из композиционных материалов, достаточно редким ещё и в мировой практике и полностью отсутствующим в соответствующем классе самолётов. Стал вторым после самолёта Сухой Суперджет 100 отечественным пассажирским самолётом, спроектированным после развала СССР, но отличающийся резко сниженной долей иностранных комплектующих.
Вертолёты и автожиры
Опытный вертолёт ЦАГИ 1-ЭА (ЦАГИ 3-ЭА)
- Генеральный конструктор: А. М. Черёмухин
- Год начала испытаний: 1930
- Год завершения эксплуатации: 1934
- Видео
Первый советский вертолёт. Вероятно, первый в мире нормально летавший вертолёт одновинтовой схемы. В 1932 году установил мировой рекорд высоты полёта (605 м против достигнутых на западе 18 м), не зарегистрированный официально из-за того, что СССР не состоял в Международной авиационной федерации. Всего было построено два несколько отличавшихся вертолёта с индивидуальными названиями ЦАГИ 1-ЭА и ЦАГИ 3-ЭА.
Автожир А-7
- Генеральный конструктор: Н. И. Камов
- Год начала испытаний: 1934
- Год начала эксплуатации: 1938
- Год завершения эксплуатации: 1941
- Видео
- Применение: Зимняя (советско-финская) война, Великая Отечественная война
Первый в мире боевой (вооружённый) винтокрылый летательный аппарат. Автожиры отличаются от вертолётов отсутствием привода несущего винта, вращаемого только набегающим потоком воздуха. Первый серийно производившийся отечественный винтокрылый летательный аппарат. Эпизодически использовался в полярной палубной авиации и в сельском хозяйстве. В военных целях использовался как корректировщик артиллерийского огня и транспорт для ночных полётов за линию фронта к партизанам, хотя имел возможность нести не только три штатных пулемёта, но и, в последних модификациях, две бомбы.
Лёгкий многоцелевой вертолёт Ми-1
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: 1950
- Производители: Завод № 387 (ныне Казанский вертолётный завод), Оренбургский (Чкаловский) завод № 47, Ростовский авиазавод № 168 (ныне Роствертол), PZL-Świdnik (Польша), опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
- Годы производства: 1950—1965
- Год завершения эксплуатации: 1983 (СССР)
- Применение: Арабо-израильские войны, Гражданская война в Северном Йемене
- Видео
Первый отечественный крупносерийный вертолёт, долгое время основной отечественный учебный вертолёт. Производился не только в СССР, но и в Польше, использовался в 17 странах мира.
Лёгкий многоцелевой вертолёт Ми-2
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: 1965
- Годы производства: 1965—1998 (массово до 1992), позднее глубокая польская модернизация до 2006
- Производители: PZL-Świdnik (Польша).
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Война Судного дня (1973), Афганская война, Перуанско-эквадорский конфликт (1995)
- Видео
Первый отечественный серийный вертолёт с газотурбинным двигателем, созданный с максимально возможной преемственностью деталей от Ми-1. Серийно выпускался только в Польше до 1992 года, куда был передан в рамках распределения работ по странам СЭВ. Поставлялся в больших количествах (всего выпущено более 5400 вертолётов) как в СССР, так и во множество других стран, зачастую после перепродажи.
Многоцелевой вертолёт Ми-4
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: 1953
- Годы производства: 1952—1979 (в СССР 1968)
- Производители: Саратовский авиационный завод, Казанский вертолётный завод, , Харбин (Китай), опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
- Год завершения эксплуатации: 1988 (СССР)
- Применение: Ввод войск в Венгрию (1956), Война за независимость Бангладеш, Гражданская война в Эфиопии, Гражданская война в Северном Йемене, Война Судного дня (1973), Первая гражданская война в Судане, Вьетнамская война.
- Видео
Самый большой вертолёт в мире на момент разработки. Первый массовый и основной транспортный вертолёт вооруженных сил стран соцлагеря и некоторых других с 1950-х до 1970-х годов. Широко распространился по миру, поступив на вооружение в 36 странах. Первый серийный вертолёт, нёсший встроенное вооружение. Вертолёт установил 7 мировых рекордов и был награждён золотой медалью и дипломом Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе.
Тяжелый многоцелевой вертолёт Ми-6
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: 1963
- Годы производства: 1959—1980
- Производители: Завод № 23 (ныне ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), г. Москва, Завод № 168 (ныне Роствертол), г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
- Год завершения эксплуатации: в строю на 2016 год (в России до середины 2010-х)
- Применение: Война в Афганистане, вероятно и другие конфликты.
- Видео
Первый тяжелый транспортный вертолёт одновинтовой схемы. Самый грузоподъёмный и самый скоростной вертолёт своего времени. Установил 14 мировых рекордов, использовался в 15 странах мира, в некоторых из которых использовался, по меньшей мере до 2016 года.
Многоцелевой вертолёт Ми-8/Ми-17/Ми-171/Ми-172
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: 1965
- Годы производства: 1965 — настоящее время
- Производители: : Казанский вертолётный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Шестидневная война, Война Судного дня, Афганские войны, Эфиопо-сомалийская война, Ирано-Иракская война, Война в Ливане, Война Пакиша, Война в Персидском заливе, Карабахский конфликт, Грузино-абхазская война, Чеченские войны, Эфиопо-эритрейская война, Война в Югославии, Каргильский конфликт, Иракская война, Операция Бутана против ассамских мятежников, Олимпийская война, Война в Сирии, Обеспечение безопасности Крыма, Специальная военная операция на Украине и, видимо, другие.
- Видео
Самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире. Используется более, чем в 50 странах мира. Из-за крайней удачности находится в производстве более 50 лет вплоть до настоящего времени.
Грузовой вертолёт Ми-10К (Ми-10)
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: Около 1975 (Ми-10 — около 1965)
- Годы производства: 1964—1969
- Производители: Ростовский вертолётный завод (ныне Роствертол), г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
- Год завершения эксплуатации: 2009 (2010?) (Ми-10К)
- Видео
Специализированный вертолёт Ми-10 изначально был создан для перевозки военных грузов на внешней подвеске на специальной платформе, однако более удачным оказалась модификация Ми-10К, представлявшая собой специализированный вертолёт — воздушный кран, обеспечивавшая крайне высокую точность и удобство монтажа.
Сверхтяжёлый многоцелевой вертолёт В-12 (Ми-12)
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год принятия на вооружение: — (опытная эксплуатация с 1968 года)
- Производитель: Московский вертолётный завод (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
- Год завершения эксплуатации: 1974
- Видео
Самый тяжёлый и грузоподъёмный из когда-либо построенных в мире вертолётов. Официально так и не получил названия Ми-12, оставшись с временным В-12. В 1969 году установил до сих пор не побитые мировые рекорды грузоподъёмности. Всего было построено два опытных экземпляра машины, выполнявших, впрочем, и международные перелёты, в частности на авиасалон в Ле-Бурже 1971 года. Тогда же был выполнен ряд демонстрационных полётов в европейских столицах. Оба они находятся в музеях Подмосковья.
Многоцелевой вертолёт-амфибия Ми-14
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль, М. Н. Тищенко
- Год начала эксплуатации: 1976
- Производитель: Казанский вертолётный завод, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Траление морских мин времён Второй мировой войны, Операция на острове Ндзуани
- Видео
Единственный отечественный вертолёт, способный маневрировать на поверхности воды, созданный с некоторым использованием частей вертолёта Ми-8. Широко использовался береговой авиацией в качестве противолодочного, поисково-спасательного и противоминного. Использовался не менее, чем в 16 странах.
Лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-26
- Генеральный конструктор: Н. И. Камов
- Год начала эксплуатации: 1969
- Годы производства: 1969—1985
- Производители: Кумертауское авиационное производственное предприятие, Улан-Удэнский авиационный завод
- Год завершения эксплуатации: в строю (2019)
Лёгкий вертолёт, применяющийся прежде всего в сельскохозяйственной авиации. Использовался более, чем в 10 странах, состоял на вооружении в военно-воздушных силах Румынии и Венгрии.
Противолодочный вертолёт Ка-25
- Генеральный конструктор: Н. И. Камов
- Год принятия на вооружение: 1971
- Годы производства: 1965—1973
- Производитель: Улан-Удэнский авиационный завод
- Год снятия с вооружения: конец 1990-х(?)
- Применение: Международная операция по очистке Суэцкого канала (1974), Гражданская война в Ливане (1975—1990), Югославские войны (1991—2001)
- Видео
Первый отечественный вертолёт корабельного базирования средней грузоподъемности, использовавшийся в основном в качестве противолодочного, но имевший также ряд модификаций другого назначения. Состоял на вооружении в нескольких странах мира.
Ударный вертолёт Ми-24
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль, М. Н. Тищенко
- Год начала эксплуатации: 1972
- Годы производства: 1970 — ?
- Производители: Ростовский вертолётный завод (ныне Роствертол), г. Ростов-на-Дону, Завод «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, г. Арсеньев, Приморский край, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Гражданская война в Анголе, Кампучийско-вьетнамский конфликт, Эфиопо-сомалийская война, Чадско-ливийский конфликт, Афганские войны, Ирано-иракская война, Гражданская война на Шри-Ланке, Вторая гражданская война в Судане, Карабахский конфликт, Вооружённый конфликт в Приднестровье, Гражданская война в Сьерра-Леоне, Абхазская война, Чеченские войны, Война в Хорватии, Эфиопо-эритрейская война, Конфликт в Македонии, Иракская война, Олимпийская война, Гражданская война в Кот-д’Ивуаре, Гражданская война в Ираке, Война в Донбассе, Сирийская война, Война в Йемене, Специальная военная операция на Украине и, вероятно, другие конфликты
- Видео
Первый европейский и второй в мире специализированный боевой вертолёт, при этом стал первым в мире ударным вертолётом, получившим также ограниченные транспортные возможности из-за наличия отсека для десанта, эвакуации раненых и тому подобных грузов. На 2018 годя является вторым по распространённости в мире ударным вертолётом. В России имеет неофициальное название «крокодил». Состоит или состоял на вооружении в более, чем 50 странах мира.
Тяжелый многоцелевой вертолёт Ми-26
- Генеральный конструктор: М. Н. Тищенко
- Год начала эксплуатации: 1980
- Годы производства: 1980 — настоящее время
- Производитель: Роствертол, г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Афганская война, Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС, Гражданская война в Анголе, Карабахская война, Чеченские войны
- Видео
Крупнейший и грузоподъёмнейший в мире серийно выпускаемый вертолёт. Установил 14 мировых рекордов. Используется или использовался, как минимум, в 18 странах мира. Имел опытную модификацию в виде воздушного командного пункта Ми-27.
Противолодочный вертолёт Ка-27
- Генеральный конструктор: С. В. Михеев
- Год начала эксплуатации: 1981
- Годы производства: 1980 — настоящее время
- Производитель: Кумертауское авиационное производственное предприятие
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Сирийская война (со стороны Сирийского военно-морского флота)
- Видео
Вертолёт морского базирования, сменивший Ка-25. Имеет большое количество модификаций различного назначения. Состоит или состоял на вооружении по меньшей мере в 18 странах мира.
Ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник»
- Генеральный конструктор: М. Н. Тищенко, М. В. Вайнберг
- Год принятия на вооружение: 2009
- Годы производства: 2007 — настоящее время
- Производитель: Роствертол, г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Сирийская война, Гражданская война в Ираке
- Видео
Один из двух, наряду с Ка-52, современных ударных российских вертолётов. Отличается повышенной живучестью. Помимо России, состоит на вооружении Алжира и Ирака. Имеет модернизированную версию Ми-28НМ.
Ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор»
- Генеральный конструктор: С. В. Михеев
- Год начала эксплуатации: 2011
- Годы производства: 2008 — настоящее время
- Производители: ОАО ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, г. Арсеньев, Приморский край
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Сирийская война, Специальная военная операция на Украине
- Видео
Единственный в мире ударный вертолёт соосной схемы, изначально отрабатывавшийся в одноместном варианте как Ка-50 «Чёрная акула». Вследствие этого имеет повышенную маневренность, что крайне полезно, например, в горах. Также отличается посадкой экипажа бок-о-бок, что улучшает взаимодействие лётчиков в бою. Помимо России, вертолеты этого типа закупил Египет. Имеет корабельную модификацию Ка-52К «Катран».
Средний многоцелевой вертолёт Ми-38
- Год начала эксплуатации: 2015
- Годы серийного производства: 2018 — настоящее время
- Производитель: Казанский вертолётный завод, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Видео
Вертолёт, призванный дополнить и в перспективе отчасти заменить легендарное семейство Ми-8 в несколько более тяжелом весе, но, по сути, с теми же двигателями. Отличается задним расположением двигателей, что положительно сказалось на аэродинамике, и широким использованием композитных материалов.
См. также
Примечания
- ↑ См. раздел «Бронетехника» — Т-34
- ↑ См. раздел «Ракеты и установки ПВО» — Катюша
- ↑ См. раздел «Пехотное оружие» — ППШ
- ↑ Появившийся ранее в США истребитель F-22 не может эффективно атаковать наземные цели из-за малого размера отсеков вооружения, а истребитель F-35 и вовсе является машиной с явно урезанными возможностями в плане скорости и маневренности.
Ссылки