Доступ России к Мировому океану
Доступ России к Мировому океану является одним из ключевых условий, определяющих державный статус российского государства.
Мировой океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности.
Территорию России омывают 13 морей, 12 из них относятся к трем океанам — Атлантическому, Тихому и Северному Ледовитому, а Каспийское море-озеро является замкнутым водоёмом, не связанным с Мировым Океаном. Морские границы России одни из самых протяжённых в мире.
Проблема заключается в том, что большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый океан[5] с его малыми транспортными потоками (из-за ледовых условий), а доступ в Тихий и Атлантический океаны является опосредованным через моря, выход из которых контролируется государствами, далеко не всегда дружественными России.
Подобный расклад часто служит поводом относить Россию к континентальным державам. Однако всё же нужно помнить, что ВМФ России является одним из сильнейших в мире, что имеющиеся выходы к морям дают огромные возможности для торговли, рыболовства и добычи ресурсов, что Россия владеет крупнейшим в мире континентальным шельфом (где сосредоточены огромные запасы углеводородов), и, наконец, современные технологии и потепление климата дают возможность превратить Северный морской путь в одну из главных международных торговых трасс.
Какие моря омывают Россию?
Название | Принадлежность к океану | Район акватории России | Карта |
---|---|---|---|
Азовское | Атлантический | Причерноморье | Файл:Azov Sea.jpg |
Балтийское | Атлантический | Балтика | |
Баренцево | Северный Ледовитый | Арктика | |
Белое | Северный Ледовитый | Арктика | |
Берингово | Тихий | Дальний Восток | |
Восточно-Сибирское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Карское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Каспийское | Замкнутое море | Каспий | |
Море Лаптевых | Северный Ледовитый | Арктика | |
Охотское | Тихий | Дальний Восток | |
Печорское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Чёрное | Атлантический | Причерноморье | |
Чукотское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Японское | Тихий | Дальний Восток |
Описание районов российской акватории
Методологические пояснения:
- Ниже приведены данные по общей плотности населения субъекта РФ, выходящего к рассматриваемой акватории;
- Данные по грузообороту крупных портов даны за 2015 год.[6][7].
- Под крупным портом понимается порт с грузоборотом 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением.
- Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселенность региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.
Арктика
Субъекты РФ на побережье Арктики
На арктический район акватории РФ выходит наибольшетов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно, ибо здесь береговая линия наиболее протяженная.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Архангельская область | Северо-Западный | 2,74 |
Красноярский край | Сибирский | 1,21 |
Мурманская область | Северо-Западный | 5,26 |
Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | 0,25 |
Республика Карелия | Северо-Западный | 3,49 |
Республика Якутия | Дальневосточный | 0,31 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0,07 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | 0,69 |
Главной проблемой данного региона является крайне низкая степень заселённости — по показателям плотности населения перечисленные субъекты занимают последние места в списке субъектов РФ[8].
При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Европейский Север | 2,93 | * Архангельская область * Мурманская область * Ненецкий автономный округ * Республика Карелия |
Север Сибири | 0,95 | * Красноярский край * Ямало-Ненецкий автономный округ |
Север Дальнего Востока | 0,19 | * Республика Якутия * Чукотский автономный округ |
Итого средний показатель — 1,255 чел./км2, степень заселенности крайне низкая. Такая заселенность — следствие, в первую очередь, крайне неблагоприятных климатических условий, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг. Эти потери населения были частично компенсированы в 2000-е годы путем создания рабочих мест за хорошую оплату и, как следствие, трудовой миграцией населения РФ и иностранных мигрантов.
По данным таблицы видно уменьшение степени заселенности берегов Арктики при движении с запада на восток — Европейский Север заселен в разы лучше севера Сибири и Дальнего Востока. Это объясняется, прежде всего, историко-географическими причинами:
- Начало освоения. Европейский Север осваивался русскими уже в XII-XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока началось лишь в XVII-XVIII вв.
- Торговля. В допетровской России через Европейский Север проходила большая часть торговли с Западной Европой, а также сохранялась связь с Мировым Океаном во время обоих Мировых Войн.
- Климат. Сильное влияние Гольстрима, который относится к теплым течениям.
- Расположение. Европейский Север расположен гораздо ближе к центру страны, что объясняет не только его более раннее освоение, но и более быстрое развитие транспортной инфраструктуры.
Насколько Россия контролирует Арктику
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Архангельск | Архангельская область | 3,8 |
Мурманск | Мурманская область | 22 |
Варандей | Ненецкий автономный округ | 6,6 |
Дудинка | Красноярский край | 1,2 |
Преимущества
- Непосредственный доступ в Мировой Океан
- Контроль над большой частью Северного Ледовитого Океана
- Блокировать доступ России в Северный Ледовитый Океан почти невозможно
- Наличие крупнейших на планете нетронутых запасов нефти и газа
- Развитие Северного Морского Пути как кратчайшей морской магистрали из Европы в Азию
Недостатки
- Крайне низкая плотность населения
- Неблагоприятные климатические условия
- Наличие крупных портов лишь на Европейском Севере и севере Сибири
- Большая удаленность крупных портов друг от друга
- Крупные порты не связаны друг с другом короткими путями сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги)
- Слабая связь арктических портов России с ее основной транспортной системой
- Невозможность круглогодичного использования арктических портов
Балтика
Субъекты РФ на побережье Балтики
Балтийская акватория является самой малой по размерам и протяженности береговой линии из всех акваторий РФ. На нее выходит наименьшее число как субъектов РФ (3), так и федеральных округов (1).
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Калининградская область | Северо-Западный | 64,56 |
Ленинградская область | Северо-Западный | 21,20 |
Санкт-Петербург | Северо-Западный | 3724,65 |
Итого, средняя плотность населения балтийских регионов равна 42.88 чел/км2. Это весьма хороший показатель, который объясняется не только благоприятными климатическими условиями, но и концентрацией большого населения на малой территории. В расчёт не берётся Санкт-Петербург, так как его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс. км2, которая занимает малую часть побережья Балтики.
Насколько Россия контролирует Балтику
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 51,7 |
Высоцк | Ленинградская область | 17,5 |
Усть-Луга | Ленинградская область | 87,9 |
Калининград | Калининградская область | 12,7 |
Приморск | Ленинградская область | 59,6 |
Главная проблема — под контролем России малая часть акватории Балтики, остальная часть контролируется странами ЕС и НАТО: Финляндией, Польшей, Германией, а также странами Прибалтики (Эстония, Латвия и Литва) и Скандинавии (Дания, Швеция и Норвегия). Рассмотрим подробнее:
- Выходы из Балтики. Контролируются Германией (Кильский канал), Данией с Швецией (заливы Каттегат и т. н. датские проливы[1]) и Норвегией (залив Скаггерак). В обе мировые войны Германия блокировала России выход из Балтики в Мировой Океан, что крайне негативно сказалось на торговле России с остальными странами Антанты и антигитлеровской коалиции и вынудило использовать менее удобные альтернативы в виде акватории Арктики, Дальнего Востока и Каспия.
- Финский залив. Восточная часть Финского залива — место расположения почти всех балтийских портов России. Большая часть его акватории, включая выход в Балтийское море контролируются Финляндией и Эстонией. Данное обстоятельство позволяет без труда сковать большую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива, что Финляндия уже делала вместе с Германией во время Великой Отечественной войны.
- Калиниград. Проблему Финского залива частично решает наличие Калининграда — единственного крупного порта России на Балтике за пределами Финского залива. Хотя решает весьма условно — в нём расквартирована меньшая часть Балтийского Флота и войск Западного военного округа, которая окружена превосходящими силами НАТО в лице Польши и Литвы. Будучи полуанклавом[2] Калининград лишён беспрепятственной сухопутной связи с основной территорией России и территорией дружественной Белоруссии.
Вместе с тем, Балтика обладает наибольшим количеством быстроразвивающихся портов, что обусловлено не только хорошей заселённостью и климатическими условиями, но и приоритетом балтийского направления в морской торговле России. Также немалое влияние на развитие оказывает экономическое влияние Санкт-Петербурга как города-миллионера и второй столицы РФ.
Причерноморье
Субъекты РФ на побережье Причерноморья
Причерморье — совокупность прилегающих к Чёрному и Азовскому морям прибрежных территорий таких государств, как Россия, Украина, Румыния, Болгария, Турция, Грузия и Абхазия. К Причерноморью относится прибрежная территория 4 субъектов и 1 федерального округа РФ.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Краснодарский край | Южный | 73.05 |
Республика Крым | Южный | 73,12 |
Ростовская область | Южный | 41,95 |
Севастополь | Южный | 481,79 |
Итого средняя плотность населения 62,7 чел/км2. Это почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий, при том, что длина береговой линии в Причерноморье больше, чем в Прибалтике — в основном благодаря средиземноморскому климату большой части побережий и, как следствие, большой привлекательности региона для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории.
Насколько Россия контролирует Причерноморье
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Новороссийск | Краснодарский край | 127,1 |
Туапсе | Краснодарский край | 25,2 |
Ростов-на-Дону | Ростовская область | 11,6 |
Тамань | Краснодарский край | 12,3 |
Азов | Ростовская область | 7,1 |
Порт Кавказ | Краснодарский край | 30,5 |
Керчь[3] | Республика Крым | 7,8 |
Евпатория[3] | Республика Крым | 0,84[4] |
Феодосия[3] | Республика Крым | 0,25[5] |
Ялта[3] | Республика Крым | 0,05[6] |
Севастополь[3] | Севастополь | 0,4[7] |
Таганрог | Ростовская область | 2,9 |
Главной проблемой является отсутствие непосредственного доступа в Эгейское и Средиземное моря, а оттуда в Атлантический и Индийский океаны. Рассмотрим подробнее:
- Проблема проливов. Речь идет про проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, которые с середины XV века контролирует Турция, вступившая в 1952 году в НАТО. Получение контроля над проливами было главной целью России в русско-турецких войнах XVIII—XIX вв., включая Первую Мировую. Конвенция Монтрё обязывает всё черноморские страны, в том числе Россию, получать разрешение у Турции на проход военных судов через проливы.
- Доступ в Океаны. Проход по Эгейскому морю контролируется Грецией (член НАТО с 1952 года), а выходы из Средиземного моря контролируются Великобританией и Испанией (Гибралтарский пролив), Египтом (Суэцкий канал). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся.
- Азовское море. В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с Чёрным морем не получится.
Отдельно стоит затронуть крымский вопрос. Крымская весна дала России как преимущества, так и неудобства, главное из которых — экономическая зависимость от Украины, в частности сухопутных путей сообщения Крыма с Россией. Решение проблемы сухопутного сообщения (Мост через Керченский пролив) и другие шаги по снижению зависимости от Украины России придётся решать исключительно своими силами и средствами ввиду непризнания сецессии Крыма странами Запада и неопределенности по крымскому вопросу у остальных стран мира.
Однако, контроль над Причерноморьем даёт России кое-какие весомые преимущества. Так, присоединение Крыма даёт России контроль на 40 % черноморской акватории. Как и Калининградская область, Крым является полуанклавом, но доступ России к Крыму труднее блокировать ввиду большего количества в Крыму крупных портов и малой отдаленности от территории России.
Другое преимущество — Крым обладает большим потенциалом развития и вкладывать деньги в реализацию этого потенциала будет полезно как для самого Крыма, так и для России. Не меньше внимания уделяется развитию Ростовской области и Краснодарского Края.
Каспий
Субъекты РФ на побережье Каспия
Каспий — макрорегион, обозначающий прибрежные территории России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Астраханская область | Южный | 20.78 |
Республика Дагестан | Северо-Кавказский | 59.99 |
Республика Калмыкия | Южный | 3.73 |
Средняя плотность населения равна 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом российского побережья Каспия, особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.
Насколько Россия контролирует Каспий
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Махачкала | Республика Дагестан | 3,8 |
Астрахань | Астраханская область | 2,6 |
Оля | Астраханская область | 1,58 |
Как и в Арктике, на Каспии Россия также обладает лишь несколькими крупными портами. Но при этом они намного меньше удалены друг от друга и связаны друг с другом более коротким сухопутным сообщением.
К проблеме Каспийской акватории можно отнести, прежде всего, тот факт, что Каспий является замкнутым водоемом и поэтому не имеет связи с Мировым океаном, если не считать речную систему Европейской России. Другая проблема — сложности с привлечением Туркмении и Азербайджана в Евразийский Союз ввиду слабости их пророссийской ориентации и нежелания США терять влияние на мусульманский мир в данном регионе. Также существует проблема освоения берегов Каспия, ибо здешний климат является менее благоприятным, чем климат черноморского побережья и Крыма.
Но тем не менее Каспий, как и Арктика обладает ресурсным потенциалом — шельф Каспия тоже богат запасами углеводородов, освоение которых для России существенно упростилось после решения территориального спора с Азербайджаном и Казахстаном.
Главным же преимуществом Каспия является его географическое положение — с середины XVI века Каспий служил для России окном в Среднюю Азию, Закавказье и Ближний Восток. С учетом геополитической экспансии Китая в Среднюю Азию, США и ЕС в Закавказье, а также для развития отношений с Ираном как крупнейшего игрока на Ближнем Востоке России будет весьма выгодно осваивать это направление геополитики. К тому же на Каспий выходят нейтральные (Туркмения, Азербайджан) и даже дружественные (Казахстан, Иран) России страны.
Дальний Восток
Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока
Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. К территории Дальнего Востока также относят территорию Якутии и тихоокеанского побережья Чукотки. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Камчатский край | Дальневосточный | 0.68 |
Магаданская область | Дальневосточный | 0,32 |
Приморский край | Дальневосточный | 11,71 |
Сахалинская область | Дальневосточный | 5.59 |
Хабаровский край | Дальневосточный | 1.69 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0.07 |
Средняя плотность населения равна 5,01 чел/км2, что в 3,99 раза больше аналогичного показателя в Арктике. Более хорошая заселённость, чем у Арктики объясняется более благоприятными климатическими условиями, особенно в Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья.
Насколько Россия контролирует Дальний Восток
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Ванино | Хабаровский край | 26,8 |
Восточный[8] | Приморский край | 65,2 |
Находка | Приморский край | 21,3 |
Пригородное | Сахалинская область | 16 |
Петропавловск-Камчатский | Камчатский край | 1,92[9] |
Владивосток | Приморский край | 12,9 |
Магадан | Магаданская область | 1,22[10] |
Анадырь | Чукотский автономный округ | 0,215[11] |
Де-Кастри | Хабаровский край | 10,5 |
Посьет | Приморский край | 6,5 |
На первый взгляд, количество портов и их грузооборот должны позволить Дальнему Востоку сравняться с Балтикой и Причерноморьем, но они обладают той же проблемой, что и порты Арктики — концентрация лишь в двух ключевых зонах (Приморье и крайний Северо-Восток) и слабая связь друг с другом из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры.
Главная проблема — не только выше обозначенная проблема связи группы портов друг с другом, но и слабая связь портов северо-восточной России с транспортной системой страны. Порты Приморья связаны с транспортной системой страны куда лучше, в частности благодаря БАМу, но доступ в Тихий Океан через них контролируется не слишком дружественными России Японией и Южной Кореей, не говоря уже про стоящих за их спиной США. Данную проблему усугубляет курильский вопрос, который является камнем преткновения развитию российско-японского экономического сотрудничества.
Магадан, а также порты на северо-востоке и островах мало вовлечены в международные морские транспортные потоки, слабо связаны не только с портами Приморья и Сахалина, но и с Арктикой ввиду позиций США на Аляске, которая отделена от России узким Беринговым проливом.
Вместе с тем, решение выше обозначенных проблем раскрывает преимущества Дальнего Востока для России. К ним относится, прежде всего, развитие сотрудничества с дружественными России Китаем и КНДР, которое призвано укрепить позиции России, в частности в Курильском вопросе, что было частично достигнуто через решение вопроса Охотского моря и успешными для России переговорами с Японией в декабре 2016 года.[9]
Ссылки
- Топ крупнейших портов России за 2013, 2014 и 2015 годы.
- John Mauldin, George Friedman 10 карт, объясняющих стратегию России
- Сделано у нас: Строительство морских портов России
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
Примечания
- ↑ Система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами, не считая заливов Каттегат и Скаггерак.
- ↑ Анклав, имеющий выход в море/океан считается полуанклавом. Из других примеров — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т. д.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 С 2014 года в составе РФ.
- ↑ Данные 2013 года.[1]
- ↑ Данные 2014 года.[2]
- ↑ Данные за январь-февраль 2014 года.[3]
- ↑ Данные за январь-февраль 2014 года.[4]
- ↑ Вместе с Козьмино.
- ↑ Данные 2012 года.
- ↑ Данные 2011 года.
- ↑ Данные 2011 года.