Российское судостроение
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Судостроение в России является одной из наиболее капиталоёмких и наукоёмких отраслей промышленности. Отрасль включает собственно судостроительные и судоремонтные предприятия, а также предприятия-производители комплектующих для морской техники.
Основные предприятия отрасли
Производители кораблей и судов океанского класса
- Северное машиностроительное предприятие (Севмаш), г. Северодвинск — единственный, на настоящее время, производитель атомных подводных лодок всех классов.
- Северная верфь, г. Санкт-Петербург — производитель надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец.
- Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», г. Калининград — производитель фрегатов, больших десантных и средних разведывательных кораблей.
- Адмиралтейские верфи, г. Санкт-Петербург — основной производитель неатомных подводных лодок.
- Амурский судостроительный завод, г. Комсомольск-на-Амуре — производит корветы, ранее строил атомные подводные лодки.
- Судостроительный завод «Залив», г. Керчь — бывший производитель сторожевых кораблей (фрегатов) и крупных гражданских судов, на 2017 год активно реконструируется, единственный в России завод, имеющий док достаточного размера для строительства супертанкеров и ударных авианосцев.
- Балтийский завод, г. Санкт-Петербург — единственный в мире производитель атомных ледоколов и плавучих атомных электростанций, производил также фрегаты на экспорт.
- Дальневосточный завод «Звезда», г. Большой Камень, Приморский край — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов. В настоящее время завершается его оборудование в качестве очень крупного судостроительного завода.
- Выборгский судостроительный завод, г. Выборг — предприятие, способное производить суда дейдвейтом до 15 тыс. тонн специализируется преимущественно на строительстве морских платформ, а также дизельных ледоколов и относительно крупных рыболовных сейнеров.
Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:
- Центр судоремонта «Звёздочка», г. Северодвинск — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
- Судоремонтный завод «Нерпа», г. Снежногорск (ЗАТО Александровск), Мурманская область (филиал ЦС «Звёздочка») — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
- 35-й судоремонтный завод, г. Мурманск (филиал ЦС «Звёздочка»).
- Севастопольский морской завод, г. Севастополь (филиал ЦС «Звёздочка»).
- Центр судоремонта «Дальзавод», г. Владивосток — ремонт и переоборудование подводных лодок, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
- 13 судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны России, г. Севастополь.
Производители кораблей и судов класса река-море
- Завод «Красное Сормово», г. Нижний Новгород — производит суда класса река-море, ранее строил атомные и неатомные подводные лодки.
- Зеленодольский завод имени А. М. Горького, г. Зеленодольск, Татарстан — производитель малых артиллерийских и ракетных кораблей, а также катеров.
- Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург — мировой лидер в строительстве относительно крупных судов из композитных материалов, производитель кораблей противоминной обороны, композитных надстроек военных кораблей и военных катеров.
- Восточная верфь, г. Владивосток — производитель военных катеров и малых кораблей.
- Судостроительный завод «Волга», г. Нижний Новгород — производитель скоростных судов, в том числе военных катеров и, ранее, военных экранопланов.
- Ярославский судостроительный завод, г. Ярославль — производитель малых кораблей и катеров, в том числе на воздушной подушке.
- Судостроительная фирма «Алмаз», г. Санкт-Петербург — производитель малых кораблей и военных катеров, а также лидер в области разработки и строительства кораблей и катеров на воздушной подушке.
- Невский судостроительно-судоремонтный завод, г. Шлиссельбург, Ленинградская область — производитель военных танкеров снабжения и других судов.
- Судостроительный завод «Вымпел», г. Рыбинск, Ярославская область — производитель военных катеров и малых гидрографических судов.
- Судостроительный завод «Море», г. Феодосия, Республика Крым — производитель судов на подводных крыльях и на воздушной подушке. С 2016 года задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
- Ленинградский судостроительный завод «Пелла», г. Отрадное, Ленинградская область — производитель небольших судов и катеров, особенно буксиров, задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
- Хабаровский судостроительный завод, г. Хабаровск — производитель судов на воздушной подушке и других скоростных судов, а также обычных судов среднего и малого размера.
- Сосновский судостроительный завод, г. Сосновка, Кировская область — производитель лоцмейстерских и таможенных судов, а также морских самоходных барж. Ранее производил суда на воздушной подушке.
- Судостроительный завод «Лотос», г. Нариманов, Астраханская область — предприятие, специализирующееся на строительстве блоков морских платформ, а также строительстве судов класса река-море.
- Судостроительный завод «Красные баррикады», пгт. Красные Баррикады, Астраханская область — находится в процессе реорганизации.
Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:
- Судоремонтный завод «Красная Кузница», г. Архангельск (филиал ЦС «Звёздочка»). Бывшее Архангельское адмиралтейство — в XVIII — начале XIX веков одно из крупнейших и важнейших кораблестроительных предприятий страны.
- Астраханский судоремонтный завод, г. Астрахань (филиал ЦС «Звёздочка»)
- Судостроительно-судоремонтный завод имени В. И. Ленина, г. Астрахань
Важнейшие научные и проектные организации отрасли
- Центральное конструкторское бюро «Айсберг», г. Санкт-Петербург.
- Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», г. Санкт-Петербург.
- ЦКБ «Балтсудопроект», г. Санкт-Петербург.
- КБ «Вымпел», г. Нижний Новгород.
- Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, г. Зеленодольск.
- Центральное конструкторское бюро «Коралл».
- Крыловский государственный научный центр, г. Санкт-Петербург.
- Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», г. Санкт-Петербург.
- Невское проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург.
- Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега».
- Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», г. Санкт-Петербург.
- Конструкторское бюро «Рубин-Север», г. Североморск.
- Северное проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург.
- Специальное конструкторское бюро по электрохимии с опытным заводом.
- Спецсудопроект, г. Санкт-Петербург.
- Центральное конструкторское бюро «Черноморец» (на середину 2017 года находится в процессе слияния с Севастопольским морским заводом).
Важнейшие исторические и оставшиеся за границей российские судостроительные предприятия
Были полностью перепрофилированы
- Невский завод, г. Санкт-Петербург — известный в конце XIX — начале XX века кораблестроительный завод, производивший, помимо прочего, малые и средние морские корабли и суда к началу XXI века был полностью перепрофилирован на выпуск газовых и паровых турбин, а также крупных центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.
Полностью прекратили деятельность по разным причинам в разные эпохи
- Херсонское адмиралтейство, г. Херсон (Украина) — одно время в конце XVIII века главное и крупнейшее кораблестроительное предприятие Азово-Черноморского бассейна. Упразднено в связи с развитием более удобного Николаевского адмиралтейства ещё в 1829 году.
- Охтенское адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — основанное ещё Петром I, но пережившее расцвет только в XIX веке относительно крупное судостроительное предприятие, также известное как Охтенская верфь, Паноптический институт, Завод Крейтона и Петрозавод. В связи с ростом города и водоизмещения судов переходило ко всё более мелким их классам, выпуская в середине XX века уже буксиры, хота столетием ранее дело доходило до лёгких линейных кораблей. К концу XX века перешло на выпуск оборудования, окончательно прекратило деятельность в 2001 году.
- Хабаровский судостроительный и механический завод им. С. М. Кирова (Завод № 368, Остон), г. Хабаровск — завод, просуществовавший с начала 1930-х по 1990-е годы, был заброшен в период кризиса после развала СССР.
Остались за границей после развалов Российской Империи и СССР
- Arctech Helsinki Shipyard (на 1917 год «Сандвикский корабельный док и механический завод»), г. Хельсинки (Финляндия) — производитель судов ледового класса, на 2017 год на 100 % принадлежит российской Объединённой судостроительной корпорации.
- Херсонский судостроительный завод, г. Херсон (Украина) — крупное судостроительное предприятие, изначально построенное для производства больших гражданских судов в начале 1950-х годов.
- Судостроительный завод имени 61 коммунара, г. Николаев (Украина)
- Черноморский судостроительный завод, г. Николаев (Украина)
См. также