Доступ России к Мировому океану
Доступ России к Мировому океану — одно из ключевых условий, определяющих статус России как великой державы.
Мировой океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности. Территорию России омывают 13 морей, 12 из них относятся к трем океанам — Атлантическому, Тихому и Северному Ледовитому, а Каспийское море-озеро является замкнутым водоёмом, не связанным с Мировым Океаном. Морские границы России одни из самых протяжённых в мире.
Проблема заключается в том, что большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый океан (карта) с его малыми транспортными потоками (из-за ледовых условий), а доступ в Тихий и Атлантический океаны является опосредованным через моря, выход из которых контролируется государствами, далеко не всегда дружественными России.
Подобный расклад часто служит поводом относить Россию к континентальным державам. Однако всё же нужно помнить, что ВМФ России является одним из сильнейших в мире[5]; что имеющиеся выходы к морям дают огромные возможности для торговли, рыболовства и добычи ресурсов; что Россия владеет крупнейшим в мире континентальным шельфом (где сосредоточены огромные запасы углеводородов); и, наконец, что современные технологии и потепление климата резко расширяют возможности по освоению Арктики и превращению Северного морского пути в одну из главных международных торговых трасс.
Какие моря омывают Россию?
Название | Принадлежность к океану | Район акватории России | Карта |
---|---|---|---|
Азовское | Атлантический | Причерноморье | Файл:Azov Sea.jpg |
Балтийское | Атлантический | Балтика | |
Баренцево | Северный Ледовитый | Арктика | |
Белое | Северный Ледовитый | Арктика | |
Берингово | Тихий | Дальний Восток | |
Восточно-Сибирское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Карское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Каспийское | Замкнутое море | Каспий | |
Море Лаптевых | Северный Ледовитый | Арктика | |
Охотское | Тихий | Дальний Восток | |
Печорское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Чёрное | Атлантический | Причерноморье | |
Чукотское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Японское | Тихий | Дальний Восток |
Описание районов российской акватории
Методологические пояснения:
- Ниже приведены данные по общей плотности населения субъекта РФ, выходящего к рассматриваемой акватории.
- Данные по грузообороту крупных портов даны за 2015 год.[6][7].
- Под крупным портом понимается порт с грузоборотом 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением.
- Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселенность региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.
Арктика
Субъекты РФ на побережье Арктики
На арктический район акватории РФ выходит наибольшее число субъектов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно, ибо здесь береговая линия наиболее протяженная (20 тыс. км).
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Архангельская область | Северо-Западный | 2,74 |
Красноярский край | Сибирский | 1,21 |
Мурманская область | Северо-Западный | 5,26 |
Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | 0,25 |
Республика Карелия | Северо-Западный | 3,49 |
Республика Якутия | Дальневосточный | 0,31 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0,07 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | 0,69 |
При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Европейский Север | 2,93 | Архангельская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Республика Карелия |
Север Сибири | 0,95 | Красноярский край Ямало-Ненецкий автономный округ |
Север Дальнего Востока | 0,19 | Республика Якутия Чукотский автономный округ |
Таким образом средний показатель заселенности — 1,255 чел./км2, а значит степень заселённости крайне низкая. Такая заселённость — следствие, в первую очередь, крайне неблагоприятных климатических условий, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг. Эти потери населения были частично компенсированы в 2000-е годы путем создания рабочих мест за хорошую оплату и, как следствие, трудовой миграцией населения РФ и иностранных мигрантов.
Заметно уменьшение степени заселённости берегов Арктики при движении с запада на восток — Европейский Север заселён в разы лучше севера Сибири и Дальнего Востока. Данная ситуация объясняется различными историко-географическими причинами. Европейский Север начал осваиваться русскими уже в XII—XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока началось лишь в XVII—XVIII вв. Уже в XVII веке через Европейский Север активно шла торговля с Западной Европой — тогда это был ключевой регион в плане внешней торговли, и снова возросла роль Русского Севера во время Первой и Второй мировых войн, когда для России был заблокирован доступ в Балтийское и Черное моря. Торговый и стратегический потенциал севера Сибири и Дальнего Востока начал реализовываться лишь в XX веке и до сих пор не реализован до конца. Наконец, очень важны климат и географическое расположение: из-за влияния тёплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим) климат Европейского Севера является более мягким, чем на севере Сибири и Дальнего Востока. При этом Европейский Север расположен гораздо ближе к центру страны.
Насколько Россия контролирует Арктику
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Архангельск | Архангельская область | 3,8 |
Мурманск | Мурманская область | 22 |
Варандей | Ненецкий автономный округ | 6,6 |
Дудинка | Красноярский край | 1,2 |
Преимущества Арктики
- Российский сектор Арктики занимает почти 50% от площади акватории Северного Ледовитого Океана (карта)
- Наличие крупнейших на планете нетронутых запасов нефти и газа, большей частью которых владеет Россия (карта)
- Огромный потенциал развития Северного Морского Пути как кратчайшей морской магистрали из Европы в Азию
- Почти непосредственный доступ в Мировой Океан из данной акватории
Проблемы Арктического региона
- Огромные трудности освоения побережья — из-за крайне низкой плотности населения и неблагоприятных климатических условий
- Недостаток крупных портов, особенно на севере Сибири и Дальнего Востока
- Затруднённое транспортное сообщение крупных портов друг с другом — ввиду огромной отдаленности, которая усугублена отсутствием коротких путей сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги) с основной транспортной системой России и между портами
- Невозможность круглогодичного использования арктических портов из-за ледовой обстановки в зимний период
Балтика
Субъекты РФ на побережье Балтики
Балтика — самая малая по размерам и протяженности береговой линии акватория России. На неё выходит наименьшее число как федеральных округов (1), так и субъектов федерации (3).
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Калининградская область | Северо-Западный | 64,56 |
Ленинградская область | Северо-Западный | 21,20 |
Санкт-Петербург | Северо-Западный | 3724,65 |
Средняя плотность — 42,88 чел/км2. Это весьма хороший показатель, который объясняется не только благоприятными климатическими условиями, но и концентрацией большого населения на малой территории. В расчёт не берётся Санкт-Петербург, так как его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс. км2, которая занимает малую часть побережья Балтики.
Насколько Россия контролирует Балтику
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 51,7 |
Высоцк | Ленинградская область | 17,5 |
Усть-Луга | Ленинградская область | 87,9 |
Калининград | Калининградская область | 12,7 |
Приморск | Ленинградская область | 59,6 |
Преимущества Балтики
- Из всех акторий наиболее близкая к центру страны
- Лёгкость освоения побережья — из-за хорошей заселённости и сравнительно благоприятных климатических условий
- Наличие быстроразвивающихся крупных портов (Усть-Луга, Приморск, Высоцк и др.)
- Наличие мегаполиса (Санкт-Петербург) как центра экономического и политического влияния
Проблемы Балтийского региона
- Россия контролирует очень малую часть побережья Балтики, что создаёт проблемы с размещением прибрежной инфраструктуры
- Ключевая российская акватория на Балтике — это восток Финского Залива. Остальная его часть, особенно выход из него в Балтику, находится под контролем Финляндии и Эстонии (члены НАТО и ЕС) — данное обстоятельство позволяет без труда сковать бóльшую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива, что Финляндия однажды уже делала вместе с Германией во время Великой Отечественной войны.
- Выходы из Балтики в Мировой Океан контролируются другими членами НАТО и ЕС — Германией (Кильский канал), Данией, Швецией и Норвегией (Скандинавские проливы)
- Проблема оторванности Калининградской области от территории остальной России — сухопутные пути сообщения контролируются странами Прибалтики, а морские пути проходят лишь через Калининград (единственный крупный порт области).
Причерноморье
Субъекты РФ на побережье Чёрного и Азовского морей
Причерморье — совокупность прилегающих к Чёрному и Азовскому морям прибрежных территорий таких государств, как Россия, Украина, Румыния, Болгария, Турция, Грузия и Абхазия. К Причерноморью относится прибрежная территория 4 субъектов и 1 федерального округа РФ.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Краснодарский край | Южный | 73.05 |
Республика Крым | Южный | 73,12 |
Ростовская область | Южный | 41,95 |
Севастополь | Южный | 481,79 |
Итого средняя плотность населения 62,7 чел/км2. Это почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий, при том, что длина береговой линии в Причерноморье больше, чем в Прибалтике — в основном благодаря средиземноморскому климату большой части побережий и, как следствие, большой привлекательности региона для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории.
Насколько Россия контролирует Причерноморье
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Новороссийск | Краснодарский край | 127,1 |
Туапсе | Краснодарский край | 25,2 |
Ростов-на-Дону | Ростовская область | 11,6 |
Тамань | Краснодарский край | 12,3 |
Азов | Ростовская область | 7,1 |
Порт Кавказ | Краснодарский край | 30,5 |
Керчь[1] | Республика Крым | 7,8 |
Евпатория[1] | Республика Крым | 0,84[2] |
Феодосия[1] | Республика Крым | 0,25[3] |
Ялта[1] | Республика Крым | 0,05[4] |
Севастополь[1] | Севастополь | 0,4[5] |
Таганрог | Ростовская область | 2,9 |
Преимущества Азово-Черноморского региона:
- Наилучшие условиям освоения побережья — из-за наилучшего климата и заселенности среди всех акваторий России
- Близость к центру страны, пусть и несколько меньшая, чем у Балтики
- Контроль над значительной частью акватории — ~40% площади Чёрного и ~85% площади Азовского морей
- Большой потенциал развития у Крыма и всего черноморского побережья
Проблемы Азово-Черноморского региона:
- Проблема Черноморских проливов — проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, с середины XV века контролируются Турцией (член НАТО с 1952 года), которая по Конвенции Монтрё контролирует проход всех военных судов по проливам.
- Проблема доступа в Мировой Океан — проход по Эгейскому морю контролируется Грецией (член НАТО с 1952 года), а выходы из Средиземного моря контролируются Великобританией и Испанией (Гибралтарский пролив), а также Египтом (Суэцкий канал). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся.
- Проблема непризнания воссоединения Крыма с Россией со стороны Украины и стран Запада — Крым, как и Россия в целом, находится в состоянии санкционной войны, принятой рядом западных стран с целью изоляции полуострова.
- Экономическая зависимость от Украины, в частности в области сухопутных путей сообщения Крыма с Россией
- Азовское море является мелководным и почти не имеет международных портов
Каспий
Субъекты РФ на побережье Каспия
Каспий — макрорегион, обозначающий прибрежные территории России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Астраханская область | Южный | 20.78 |
Республика Дагестан | Северо-Кавказский | 59.99 |
Республика Калмыкия | Южный | 3.73 |
Средняя плотность населения равна 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом российского побережья Каспия, особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.
Насколько Россия контролирует Каспий
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Махачкала | Республика Дагестан | 3,8 |
Астрахань | Астраханская область | 2,6 |
Оля | Астраханская область | 1,58 |
Преимущества Каспийского моря
- Хорошие условия освоения — из-за хорошей заселённости (хоть и меньшей, чем на Балтике) и сравнительно благоприятных климатических условий (хотя и несколько худших, чем в Причерноморье).
- Богатые запасы нефти и газа.
- Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения.
- Россия делит акваторию с нейтральными (Туркмения, Азербайджан) и даже дружественными (Казахстан, Иран) странами.
- Каспий связан с Мировым Океаном речной системой Европейской России, в частности через бассейн Волги.
Проблемы Каспийского региона
- Каспий имеет более засушливый климат, чем в Причерноморье
- Малое количество крупных портов
- Из-за своего замкнутого статуса Каспий мало вовлечён в международные торговые морские потоки
- Активность террористических группировок в Дагестане и Чечне
Дальний Восток
Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока
Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. К территории Дальнего Востока также относят территорию Якутии и тихоокеанского побережья Чукотки. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Камчатский край | Дальневосточный | 0.68 |
Магаданская область | Дальневосточный | 0,32 |
Приморский край | Дальневосточный | 11,71 |
Сахалинская область | Дальневосточный | 5.59 |
Хабаровский край | Дальневосточный | 1.69 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0.07 |
Средняя плотность населения равна 5,01 чел/км2, что в 3,99 раза больше аналогичного показателя в Арктике. Более хорошая заселённость, чем у Арктики объясняется более благоприятными климатическими условиями, особенно в Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья.
Насколько Россия контролирует Дальний Восток
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Ванино | Хабаровский край | 26,8 |
Восточный[6] | Приморский край | 65,2 |
Находка | Приморский край | 21,3 |
Пригородное | Сахалинская область | 16 |
Петропавловск-Камчатский | Камчатский край | 1,92[7] |
Владивосток | Приморский край | 12,9 |
Магадан | Магаданская область | 1,22[8] |
Анадырь | Чукотский автономный округ | 0,215[9] |
Де-Кастри | Хабаровский край | 10,5 |
Посьет | Приморский край | 6,5 |
Преимущества морей Дальнего Востока
- Большое количество крупных портов
- Богатые месторождения нефти и газа
- Близость дружественного Китая как важный фактор экономического развития Дальнего Востока
Проблемы Дальневосточного региона
- Подобно портам Арктики, порты Дальнего Востока сильно удалены друг от друга и не связаны короткими путями сухопутного сообщения ни друг с другом, ни с основной транспортной системой России
- Порты Приморья выходят на Японское море, выходы из которого в Мировой Океан контролируются Южной Кореей и Японией
- Курильский вопрос как тормоз развития экономического сотрудничества с Японией
См. также
Ссылки
- Топ крупнейших портов России за 2013, 2014 и 2015 годы.
- John Mauldin, George Friedman 10 карт, объясняющих стратегию России
- Сделано у нас: Строительство морских портов России
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
Примечания