Северная верфь
Открытое акционерное общество Судостроительный завод «Северная верфь» (официальное сокращённое название ОАО СЗ «Северная верфь») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 1 (14) ноября 1912 года. С момента основания до 1921 года завод носил название «Путиловская верфь», в 1921—1936 гг. — «Северная верфь», в 1936—1948 гг. — «Судостроительный завод № 190», в 1948—1988 гг. — «Судостроительный завод № 190 имени А. А. Жданова», с 1988 года — «Северная верфь». Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
В настоящий момент предприятие специализируется на серийном строительстве, ремонте и модернизации боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец, а также коммерческих судов дедвейтом до 12 тыс. тонн.[1]
История предприятия
Предыстория создания завода
28 февраля 1801 года — подписан Указ Императора Павла I, в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод.
3 апреля 1801 года — с отливкой первого ядра Санкт-Петербургский литейный завод (позднее Путиловский, ныне Кировский завод) начал свою работу.
1812 год — Санкт-Петербургский литейный завод начал развиваться как машиностроительное предприятие, приступив к производству паровых машин.
ноябрь 1824 года — Санкт-Петербургский литейный завод практически разрушен катастрофическим наводнением.
1868 год — Санкт-Петербургский литейный завод завод приобретен известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым.
1873 год — Н. И. Путиловым создано акционерное «Общество Путиловских заводов».
18 апреля 1880 года — Н. И. Путилов умер, предварительно сумев превратить завод в передовое металлургическое и машиностроительное предприятие, но разорившись на строительстве Морского канала Санкт-Петербурга и глубоководного порта на Гутуевском острове города неподалёку от завода.
1887 год — Путиловский завод в Санкт-Петербурге берётся строительство небольших кораблей для Российского императорского флота. В рамках первого заказа были построены два миноносца водоизмещением 81 тонна.
1889 год — на Путиловском заводе в рамках полученного в 1877 году заказа заложены миноносцы «Биорке» и «Роченсальм».
1904 год — Путиловский завод на добровольные пожертвования граждан страны начинает строительство минных крейсеров (эсминцев) «Москвитянин» и «Доброволец».
1910 год — «Общество Путиловских заводов» приобрело 80 га с отмелями прилегающих к заводу территорий для строительства крупной верфи в следствие ожидавшихся заказов по строительству крупных боевых кораблей — линкоров-сверхдредноутов водоизмещением, по-видимому, до 50 тыс. тонн — вследствие начавшейся между ведущими странами того времени гонки вооружений на море.
19 июля (1 августа) 1910 года — на Путиловском заводе начато строительство легендарного эсминца «Нови́к» (с 1926 года «Яков Свердлов») — самого скоростного в мире корабля своего времени и самого совершенного в мире эсминца тех лет, впоследствии прославившегося в боях.
4 апреля 1911 года — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.». Закон ради поддержания политического авторитета страны предполагал, что только на Балтийском флоте к 1930 году будут развёрнуты 24 линейных корабля (для сравнения: к 1930 году в следствие ограничений по Вашингтонскому морскому соглашению 1922 года Британская Империя имела 22 линкора, а США — 18).[2]
Российская Империя
1 ноября 1912 года — создано предприятие «Путиловская верфь» (ныне «Северная верфь»), контролируемое «Обществом Путиловских заводов».
1913 год — на Путиловской верфи начато судостроительное производство, в том числе строятся и спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Комуна»), побившее впоследствии все рекорды долголетия судов военного флота, находясь в строю уже около 100 лет.
29 августа (11 сентября) 1913 года — введён в строй лучший в мире эсминец «Нови́к». Заканчивала строительство эсминца фактически уже «Путиловская верфь», куда к тому времени перешёл работать коллектив судостроителей Путиловского завода.
ноябрь 1913 года — на верфи заложены первые крупные боевые корабли — 16 ноября лёгкий крейсер «Адмирал Спиридов» и 29 ноября — однотипный ему «Адмирал Бутаков».
1914 год — с вводом в строй основного решетчатого эллинга с внутренними размерами 252x76x37 м для строительства крупных кораблей, который мог вместить одновременно два линкора-сверхдредноута в целом завершён крупный проект строительства Путиловской верфи.
11 октября 1917 года — по решению Временного правительства на Путиловской верфи прервана постройка обоих лёгких крейсеров.[3]
Советская Россия
октябрь 1921 года — «Путиловская верфь» в первый раз переименована в «Северную верфь».
1 августа 1927 года — на верфи заложены первые 6 сторожевых кораблей типа «Ураган»[1] проекта 2[2], ставшие первыми кораблями спроектированными и построенными в советский период истории России.
18 декабря 1931 года — в числе второй серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 4 заложен корабль «Метель», впоследствии служивший на Тихоокеанском флоте и ставший гвардейским.
5 ноября 1932 года — на верфи заложен лидер «Ленинград» проекта 1 — самый быстроходный корабль своего времени в мире. Введён в строй 5 декабря 1936 года.
27 ноября 1935 года — на заводе заложен эсминец «Гневный» проекта 7 — первый в крупной серии советских эскадренных миноносцев этого проекта.
1936 год — предприятие переименовано в Судостроительный завод № 190.
1939 год — началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30, прерванное вскоре Великой Отечественной войной.
1948 год — заводу присвоено имя А. А. Жданова — революционного и государственного деятеля Советской России, скончавшегося в этом году.
1953 год — начато строительство эскадренных миноносцев проекта 56.
23 марта 1960 года — на заводе заложен головной ракетный крейсер проекта 58 «Грозный» — первый ракетный крейсер отечественного флота, введённый в строй 30 декабря 1962 года. В 1960—1965 гг. на заводе были построены ещё три ракетных крейсера этого проекта.
28 апреля 1963 года — завод № 190 им. А. А. Жданова Ленинградского Совета народного хозяйства за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружение кораблей ВМФ награждён Орденом Ленина.[4]
18 января 1971 года — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за успешное выполнения 5-летнего плана и организацию производства новой техники награждён Орденом Октябрьской революции.[5]
16 июля 1986 года — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за большие заслуги в создании, проведении испытаний и освоении серийного строительства специальной техники награждён вторым Орденом Ленина.[6]
1988 год — повторно переименован в Судостроительный завод «Северная верфь».
Российская Федерация
21 декабря 2001 года — заложен головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», спроектированный с использованием технологий малозаметности.
1 февраля 2006 года — заложен головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — первый крупный надводный корабль, заложенный с момента развала СССР.
28 февраля 2008 года — головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» ведён в строй.
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- Эскадренный миноносец «Нови́к» (с 1929 года «Яков Свердлов») — начинал строиться ещё на Путиловском заводе, но введён в строй уже после перехода судостроителей в состав Путиловской верфи. Корабль построен на остаток от собранных народом средств для усиления отечественного флота миноносцами во время Русско-Японской войны. Стал лучшим в мире эсминцем своего времени, установил рекорд скорости и впоследствии прославился в боях Первой мировой войны. В частности, блестяще победив два новейших немецких эсминца, один из которых в результате выбросился на берег и был подорван командой, а другой был сильно повреждён. Погиб во время Великой Отечественной войны.
- Спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Коммуна») — введено в строй 14 июля 1915 года. На 2015 год входит в состав российского Черноморского флота в том же качестве, является старейшей действующей единицей боевых флотов мира и, вероятно, единственным действующим судном — ветераном Первой мировой войны. В 2010 году судно было оснащено новой подводной робототехникой.
- Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган» — заложен 18 декабря 1931 года, перевезён на Дальний Восток по частям, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
- Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» проекта 7 — заложен 23 июля 1936 года, спущен на воду 12 августа 1937 года, введён в строй 28 августа 1939 года, после чего перешёл по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот. Во время войны сбил, по меньшей мере один самолёт, потопил германскую подводную лодку и участвовал в утопления германского эсминца Z-26. Гвардейский с 1 марта 1943 года.
Ссылки
Примечания
- ↑ Сторожевые корабли «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь» в дальнейшем вошли в один дивизион, вследствие специфических названий кораблей широко известный среди советских моряков как «Дивизион плохой погоды».
- ↑ Номер проекту был присвоен уже позднее, фактически задним числом для удобства классификации.