Российское судостроение

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судостроение в России является одной из наиболее капиталоёмких и наукоёмких отраслей промышленности. Отрасль включает собственно судостроительные и судоремонтные предприятия, а также предприятия-производители комплектующих для морской техники.

Основные предприятия отрасли

Производители кораблей и судов океанского класса

Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:

Производители кораблей и судов класса река-море

  • Завод «Красное Сормово», г. Нижний Новгород — производит суда класса река-море, ранее строил атомные и неатомные подводные лодки.
  • Зеленодольский завод имени А. М. Горького, г. Зеленодольск, Татарстан — производитель малых артиллерийских и ракетных кораблей, а также катеров.
  • Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург — мировой лидер в строительстве относительно крупных судов из композитных материалов, производитель военных катеров и кораблей противоминной обороны.
  • Восточная верфь, г. Владивосток — производитель военных катеров и малых кораблей.
  • Судостроительный завод «Волга», г. Нижний Новгород — производитель скоростных судов, в том числе военных катеров и, ранее, военных экранопланов.
  • Ярославский судостроительный завод, г. Ярославль — производитель малых кораблей и катеров, в том числе на воздушной подушке.
  • Судостроительная фирма «Алмаз», г. Санкт-Петербург — производитель малых кораблей и военных катеров, а также лидер в области разработки и строительства кораблей и катеров на воздушной подушке.
  • Невский судостроительно-судоремонтный завод, г. Шлиссельбург, Ленинградская область — производитель военных танкеров снабжения и других судов.
  • Судостроительный завод «Вымпел», г. Рыбинск, Ярославская область — производитель военных катеров и малых гидрографических судов.
  • Судостроительный завод «Море», г. Феодосия, Республика Крым — производитель судов на подводных крыльях и на воздушной подушке. С 2016 года задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
  • Ленинградский судостроительный завод «Пелла», г. Отрадное, Ленинградская область — производитель небольших судов и катеров, особенно буксиров, задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
  • Хабаровский судостроительный завод, г. Хабаровск — производитель судов на воздушной подушке и других скоростных судов, а также обычных судов среднего и малого размера.

Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:

  • Судоремонтный завод «Красная Кузница», г. Архангельск (филиал ЦС «Звёздочка»). Бывшее Архангельское адмиралтейство — в XVIII — начале XIX веков одно из крупнейших и важнейших кораблестроительных предприятий страны.
  • Сосновский судостроительный завод, г. Сосновка, Кировская область — производитель лоцмейстерских и таможенных судов, а также морских самоходных барж. Ранее производил суда на воздушной подушке.

Важнейшие исторические и оставшиеся за границей российские судостроительные предприятия

  • Херсонское адмиралтейство, г. Херсон (Украина) — одно время в конце XVIII века главное и крупнейшее кораблестроительное предприятие Азово-Черноморского бассейна. Упразднено в связи с развитием более удобного Николаевского адмиралтейства ещё в 1829 году.
  • Охтенское адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — основанное ещё Петром I, но пережившее расцвет только в XIX веке относительно крупное судостроительное предприятие, также известное как Охтенская верфь, Паноптический институт, Завод Крейтона и Петрозавод. В связи с ростом города и водоизмещения судов переходило ко всё более мелким их классам, выпуская в середине XX века уже буксиры, хота столетием ранее дело доходило до лёгких линейных кораблей. К концу XX века перешло на выпуск оборудования, окончательно прекратило деятельность в 2001 году.
  • Судостроительный завод имени 61 коммунара, г. Николаев (Украина)
  • Черноморский судостроительный завод, г. Николаев (Украина)
  • Хабаровский судостроительный и механический завод им. С. М. Кирова (Завод №368, Остон), г. Хабаровск - завод, просуществовавший с начала 1930-х по 1990-е годы, был заброшен в период кризиса после развала СССР.

См. также