Российское судостроение
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Судостроение в России является одной из наиболее капиталоёмких и наукоёмких отраслей промышленности. Отрасль включает собственно судостроительные и судоремонтные предприятия, а также предприятия-производители комплектующих для морской техники, проектные, научные и, в соответствующей части, образовательные организации.
История отечественного судостроения
Эпоха первых Рюриковичей — флоты для набегов
862 год — многонациональным союзом племён, связанных с важным портовым и судоремонтным центром того времени — городом Ладога (ныне Старая Ладога) — создано Древнерусское Государство.
882 год — Князь Олег устанавливает контроль над всем «Путём из Варяг в Греки», что резко улучшает экономическое положение страны и способствует расцвету судостроения.
907 год — для похода на Византию построен грандиозный по тем временам флот Великого Князя Олега из 2000 кораблей.
941 год — для войны с Византией Великий Князь Игорь построил огромный флот, по свидетельству очевидцев из его врагов в него входило от 1000 до 10000 относительно небольших боевых кораблей общей вместимостью не менее 40 тыс. воинов.
Эпоха первых Романовых — попытки внедрения импортных технологий на Каспии
1636 год — для торговли с Персией на Волге голштинцами построена вооружённая галера «Фредерик» — первое вооружённое судно западноевропейского типа, построенное в России, однако ходившее под голштинским флагом. Вследствие скоро выявившейся недостаточной мореходности этого типа судов для Каспийского моря дальнейшего развития начинание тогда не получило.
1667—1669 годы — в селе Дединово Коломенского уезда была устроена верфь, на которой с участием иностранных специалистов был построен фрегат «Орёл» — первый крупный парусный корабль отечественного военно-морского флота, яхта, две шнеки и бот для вновь создаваемой Каспийской флотилии, однако вследствие случившегося в 1670 году мятежа Стеньки Разина флотилия погибла и предприятие было заброшено.
Эпоха Петра I
Кумпанский флот на Азовском море
1696 год — для строительства Азовского флота на Дону в Воронеже создана специальная верфь — Воронежское адмиралтейство. При этом строительство кораблей изначально финансировалось по указу правительства частными кумпанствами (объединениями землевладельцев).
1697 год — открыты подчинённые Воронежскому адмиралтейству Хоперская, Паншинская и Ступинская верфи.
1698 год — открыта подчинённая Воронежскому адмиралтейству Чижовская верфь.
1699 год — прекратила деятельность Паншинская верфь под Воронежем.
Развитие Азовского и начало Балтийского флотов
1700 год — в связи с недостаточным качеством работ финансирование строительства Азовского флота передано от кумпанств государству. Тогда же прекратила деятельность Ступинская верфь под Воронежем.
1702 год — прекратили производственную деятельность Чижовская и Хопёрская верфи под Воронежем.
1705 год — начало производственную деятельность Санкт-Петербургское Адмиралтейство.
1707 год — часть мощностей Воронежского адмиралтейства переведена немного ниже по течению (ныне уже в черте города Воронеж) на вновь созданную Тавровскую верфь, где проблема мелководья Дона стояла чуть менее остро.
Усиленное развитие Балтийского флота
1711 год — в связи с неудачным Прутским походом и потерей свободного выхода к морю окончательно закрыто Воронежское адмиралтейство. Тавровская же верфь была преобразована в адмиралтейство. Строительство линейных кораблей перенесено на Балтийский флот.
Российская Империя
1723 год — в Тавровское адмиралтейство из Санкт-Петербурга и окрестностей Воронежа прибыло в общей сложности 14 тысяч работников, приступивших к постройке судов для предполагавшейся операции по возвращению выхода к Азовскому морю.
Осень 1724 года — Пётра I распорядился прекратить строительство Азовского флота в Тавровском адмиралтействе и начале работ по консервации частично и полностью готовых судов. К этому моменту было построено уже большое количество небольших судов, однако работы по консервации в фактически прекратившем производство после 1725 года адмиралтействе были выполнены очень основательно, что подтверждается докладом начальника адмиралтейства 1731 году, утверждавшего, что в созданных условиях суда могут храниться ещё 50 лет без всякого повреждения.
1727 год — в Санкт-Петербургском Адмиралтействе достроен первый в стране 100-пушечный корабль 1 ранга «Пётр Первый и Второй», ознаменовавший собой достижение отечественным судостроением уровня самых передовых держав того времени.
22 января (2 февраля) 1732 года — для приведения в порядок дел военно-морского флота, включая судостроение и судоремонт, создана временная Воинская морская комиссия.
22 апреля 1732 года — принят новый штат флота — документ, определяющий требования к составу кораблей военно-морского флота, на основе которого разрабатывалась и судоостроительные программы. В результате, основой корабельного флота (существовавшего тогда только на Балтийском море) стали 66-пушечные корабли.
7 сентября 1733 года — в предверии войны с Турцией принято решение о воссоздании Донской (Азовской) флотилии. Вскоре в Тавровском адмиралтействе под Воронежем начата расконсервация и достройка поставленных на хранение ещё при Петре I судов, а также строительство новых.
1734 год — после тщательного технико-экономического анализа возобновлена работа отстроенного заново Архангельского адмиралтейства (Соломбальской верфи) в качестве одного из крупнейших предприятий отрасли.
1736 год — для строительства Днепровской флотилии в Брянск отправлено 4650 рабочих-судостроителей, матросов и солдат, уже к весне следующего года она насчитывала 355 судов, в основном 6-пушечных вместимостью 100 человек.
1738 год — завершена перестройка в камне главного здания Санкт-Петербургского Адмиратейства, проводившаяся с 1732 года.
1752 год — в Кронштадте открыт строившийся с 1719 года крупный Петровский сухой док, ставший первым в мире быстроосушаемым сухим доком благодаря разработанной лично Петром I его оригинальной конструкции.
1889 год — во Владивостоке введён в строй первый отечественный плавучий док на Тихом океане.
1897 год — во Владивостоке открыт первый на Дальнем Востоке России крупный сухой док имени цесаревича Николая.
1904 год — с началом Русско-японской войны судостроительные и судоремонтные предприятия Санкт-Петербурга, Кронштадта, Владивостока и Порт-Артура работают в авральном режиме. В Порт-Артур дополнительно командировано много квалифицированных рабочих.
14 (27) мая 1905 года — в Цусимском сражении героически гибнет, прикрывая флагмана от атак миноносцев, плавучая мастерская[1] «Камчатка», ранее обеспечившая беспрецедентный поход громадной Второй тихоокеанской эскадры через три океана без захода в оборудованные порты и без потерь.
1909 - 1917 годы - под строительство дредноутов реконструируются практически все государственные предприятия отрасли, задействованные в строительстве крупных кораблей и строится крупный Царицынский оружейный завод, позднее известный как "Баррикады".
1910—1914 годы — под ожидавшиеся из-за Закона о флоте оборонные заказы построены многочисленные частные судостроительные заводы: Путиловская и Усть-Ижорская верфь (ныне Северная верфь и Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге; Завод Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества, Завод "Ноблесснер" и Завод «Бекер и К°» в Ревеле (ныне Таллин, Эстония), а также подверглись радикальной реконструкции судостроительные заводы Наваль и Россуд в Николаеве.
1917 год - пришедшие к власти в результате Февральской революции либералы полностью развалили экономику страны, в результате чего к концу года строительство госзаказов в судостроении было заморожено и все крупнейшие предприятия либо закрылись полностью, либо оказались на грани закрытия.
Советская Россия
1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения, что коснулось практически всех предприятий отрасли, но некоторых не прямо в этот день.
2 сентября 1959 года — в связи с уверенностью Н. С. Хрущева в успехах ракетного оружия и, по-видимому, для экономии средств полностью прекращено строительство крупных надводных военных кораблей, в том числе находившихся в высокой степени готовности.
1966 год — предприятия отрасли в массовом порядке получают новые и возвращают старые именные названия взамен «мобилизационных» номерных.
1971 год — завершено начатое в 1965 году радикальное расширение Керченского завода «Залив», в результате которого он получил крупнейший в стране сухой док и возможность строить супертанкеры, к производству которых завод сразу же и приступил.
1972 год — путём очередного объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение, позднее переименованное в Адмиралтейские верфи.
Современная Россия
1991 год — в связи с развалом СССР за границей осталась значительная часть предприятий отрасли, в том числе часть важнейших. На Украине остались единственный в СССР производитель крупных корабельных газотурбинных двигательных установок Производственное объединение «Зоря» и основная часть предприятий отрасли азово-черноморского бассейна, в том числе крупные верфи: Керченский судостроительный завод «Залив» имени Н. Е. Бутомы, Судостроительный завод имени 61 коммунара, Судостроительный завод «Океан», Черноморский судостроительный завод.
1992 год — в связи с изменениями в законодательстве переименовываются все предприятия отрасли. Помимо получения приставки «Государственное предприятие …» многие из них меняют и основную часть названия. Тогда же, по-видимому, начинается и процесс приватизации (акционирования) предприятий.
2007 год — создан государственный судостроительный холдинг Объединённая судостроительная корпорация, в который вошло большинство крупнейших предприятиятий отрасли.
2009 год - настоящее время (2017) — для крупного гражданского судостроения на базе судоремонтного предприятия Дальневосточный завод «Звезда» строится крупнейший в стране по размеру стапельных мест судостроительный комплекс.
2014 год — в результате воссоединения с Россией Республики Крым и города Севастополь на территорию страны вернулось, хоть и не в лучшем состоянии, множество предприятий отрасли, в частности, обладающий крупнейшими в стране стапелями Судостроительный завод «Залив».
2015—2016 годы — в связи с изменением законодательства изменились названия очень значительной части предприятий отрасли. Как правило, «открытое акционерное общество» преобразовывалось в «акционерное общество».
Основные предприятия отрасли
Крупнейшие отраслевые холдинги
- Объединённая судостроительная корпорация (далее ОСК) — основной отечественный отраслевой холдинг, объединяющий большинство крупнейших предприятий отрасли и часть её научных и проектных организаций. Холдинг контролируется государством и на 2017 год де-факто отвечает за строительство всех крупных кораблей отечественного военно-морского флота.
- Дальневосточный центр судостроения и судоремонта — холдинг, объединяющий значительную часть крупных судоремонтных и судостроительных заводов Дальнего Востока России. До 2015 года входил в ОСК. На 2017 год занимается также строительством очень крупного судостроительного комплекса на предприятии Дальневосточный завод «Звезда».
Производители кораблей и судов океанского класса
- Северное машиностроительное предприятие (Севмаш), г. Северодвинск — единственный, на настоящее время, производитель атомных подводных лодок всех классов. А также неатомных. Производил переоборудование и модернизацию авианосца «Адмирал Горшков» для экспорта в Индию. Производил строительство нефтяной платформы «Приразломная».
- Северная верфь, г. Санкт-Петербург — производитель надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец.
- Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», г. Калининград — производитель фрегатов, больших десантных и средних разведывательных кораблей.
- Адмиралтейские верфи, г. Санкт-Петербург — основной производитель неатомных подводных лодок.
- Амурский судостроительный завод, г. Комсомольск-на-Амуре — производит корветы, ранее строил атомные подводные лодки.
- Судостроительный завод «Залив», г. Керчь — бывший производитель сторожевых кораблей (фрегатов) и крупных гражданских судов, на 2017 год активно реконструируется, единственный в России завод, имеющий док достаточного размера для строительства супертанкеров и ударных авианосцев.
- Балтийский завод, г. Санкт-Петербург — единственный в мире производитель атомных ледоколов и плавучих атомных электростанций, производил также фрегаты на экспорт.
- Дальневосточный завод «Звезда», г. Большой Камень, Приморский край — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов. В настоящее время завершается его оборудование в качестве очень крупного судостроительного завода.
- Выборгский судостроительный завод, г. Выборг — предприятие, способное производить суда дейдвейтом до 15 тыс. тонн специализируется преимущественно на строительстве морских платформ, а также дизельных ледоколов и относительно крупных рыболовных сейнеров.
Производители более мелких кораблей и судов
- Азовская судоверфь, г. Азов, Ростовская область — производитель небольших судов, также в значительной. мере занятый судоремонтом.
- Судостроительная фирма «Алмаз», г. Санкт-Петербург — производитель малых кораблей и военных катеров, а также лидер в области разработки и строительства кораблей и катеров на воздушной подушке.
- Верфь братьев Нобиль, г. Рыбинск, Ярославская область — производитель судов класса река-море.
- Судостроительный завод «Волга», г. Нижний Новгород — производитель скоростных судов, в том числе военных катеров и, ранее, военных экранопланов.
- Восточная верфь, г. Владивосток — производитель военных катеров и малых кораблей.
- Судостроительный завод «Вымпел», г. Рыбинск, Ярославская область — производитель военных катеров и малых гидрографических судов.
- Зеленодольский завод имени А. М. Горького, г. Зеленодольск, Татарстан — производитель малых артиллерийских и ракетных кораблей, а также катеров.
- Завод «Красное Сормово», г. Нижний Новгород — производит суда класса река-море, ранее строил атомные и неатомные подводные лодки.
- Криушинский судостроительно-судоремонтный завод, с. Криушино, Ульяновский район, Ульяновская область — производит суда длиной до 120 метров грузоподъёмностью до 4 тыс. тонн, прежде всего, баржи.
- Красноярский судостроительный завод, г. Красноярск — производитель судов для нужд Енисейского речного пароходства.
- Судостроительный завод «Красные баррикады», пгт. Красные Баррикады, Астраханская область — находится в процессе реорганизации.
- Судостроительный завод «Лотос», г. Нариманов, Астраханская область — предприятие, специализирующееся на строительстве блоков морских платформ, а также строительстве судов класса река-море.
- Судостроительный завод «Море», г. Феодосия, Республика Крым — производитель судов на подводных крыльях и на воздушной подушке. С 2016 года задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
- Невский судостроительно-судоремонтный завод, г. Шлиссельбург, Ленинградская область — производитель военных танкеров снабжения и других судов.
- Завод Нижегородский Теплоход, г. Бор, Нижегородская область — производит в основном небольшие суда технического и вспомогательного флота.
- Новоладожский судостроительный завод, г. Новая Ладога, Ленинградская область — производитель малых судов, занимающийся также ремонтом судов класса река-море.
- Окская судоверфь, г. Навашино, Нижегородская область — производит суда класса река-море и понтонные парки.
- Онежский судостроительно-судоремонтный завод, г. Петрозаводск — производит катера и суда для обслуживания морских портов.
- Ленинградский судостроительный завод «Пелла», г. Отрадное, Ленинградская область — производитель небольших судов и катеров, особенно буксиров, задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
- Сокольская судоверфь, п. Сокол, Нижегородская область — производитель небольших судов, прежде всего вспомогательных для военно-морского флота.
- Сосновский судостроительный завод, г. Сосновка, Кировская область — производитель лоцмейстерских и таможенных судов, а также морских самоходных барж. Ранее производил суда на воздушной подушке.
- Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург — мировой лидер в строительстве относительно крупных судов из композитных материалов, производитель кораблей противоминной обороны, композитных надстроек военных кораблей и военных катеров.
- Сретенский судостроительный завод, пгт. Кокуй, Сретенский район, Забайкальский край — производитель небольших судов различного назначения, находится в бассейне реки Амур.
- Судостроительный завод имени Октябрьской революции, г. Благовещенск — производитель рыболовных судов и небольших теплоходов различного назначения.
- Тюменьсудокомплект, г. Тюмень
- Керченская морская верфь «Фрегат», г. Керчь, Республика Крым
- Хабаровский судостроительный завод, г. Хабаровск — производитель судов на воздушной подушке и других скоростных судов, а также обычных судов среднего и малого размера.
- Цимлянский судомеханический завод, г. Цимлянск, Ростовская область - ведущий производитель земснарядов.
- Ярославский судостроительный завод, г. Ярославль — производитель малых кораблей и катеров, в том числе на воздушной подушке.
Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило, занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением
- 10 судоремонтный завод, г. Полярный, Мурманская область — предприятие на 2017 год плавучий док грузоподъёмностью 9,1 тыс. тонн.
- 13 судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны России, г. Севастополь.
- 33-й судоремонтный завод, г. Балтийск, Калининградская область — предприятие на 2017 год имеет два плавучих дока грузоподъёмностью 4,5 тыс. тонн каждый.
- 35-й судоремонтный завод, г. Мурманск (филиал ЦС «Звёздочка»).
- 82-й судоремонтный завод, г. Мурманск — предприятие на 2017 год плавучий док грузоподъёмностью 80 тыс. тонн.
- Астраханский судоремонтный завод, г. Астрахань (филиал ЦС «Звёздочка»)
- Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод, г. Ахтубинск, Астраханская область
- Балаковский судостроительно-судоремонтный завод, г. Балаково, Саратовская область
- Волжский судостроительно-судоремонтный завод г. Волжский, Волгоградская область
- Центр судоремонта «Дальзавод», г. Владивосток — ремонт и переоборудование подводных лодок, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
- Жатайский судоремонтно-судостроительный завод, пгт. Жатай, Республика Саха (Якутия)
- Центр судоремонта «Звёздочка», г. Северодвинск — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
- Судоремонтный завод «Красная Кузница», г. Архангельск (филиал ЦС «Звёздочка»). Бывшее Архангельское адмиралтейство — в XVIII — начале XIX веков одно из крупнейших и важнейших кораблестроительных предприятий страны.
- Находкинский судоремонтный завод, г. Находка, Приморский край
- Судоремонтный завод «Нерпа», г. Снежногорск (ЗАТО Александровск), Мурманская область (филиал ЦС «Звёздочка») — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
- Судоремонтный комплекс — Приморский завод, г. Находка, Приморский край — судоремонтная часть ранее более крупного Приморского завода, часть площадей которого перепрофилирована в морской порт.
- Севастопольский морской завод, г. Севастополь (филиал ЦС «Звёздочка»).
- Северо-восточный ремонтный центр, г. Вилючинск, Камчатский край.
- Славянский судоремонтный завод, п. Славянка, Приморский край.
- Судостроительно-судоремонтный завод имени В. И. Ленина, г. Астрахань
Важнейшие научные и проектные организации отрасли
- Центральное конструкторское бюро «Айсберг», г. Санкт-Петербург.
- Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», г. Санкт-Петербург.
- ЦКБ «Балтсудопроект», г. Санкт-Петербург.
- КБ «Вымпел», г. Нижний Новгород.
- Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, г. Зеленодольск.
- Центральное конструкторское бюро «Коралл», г. Севастополь.
- Крыловский государственный научный центр, г. Санкт-Петербург.
- Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», г. Санкт-Петербург.
- Невское проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург.
- Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега», г. Северодвинск.
- Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», г. Санкт-Петербург.
- Конструкторское бюро «Рубин-Север», г. Северодвинск.
- Северное проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург.
- Специальное конструкторское бюро по электрохимии с опытным заводом, г. Москва.
- Спецсудопроект, г. Санкт-Петербург.
- Центральное конструкторское бюро «Черноморец» (на середину 2017 года находится в процессе слияния с Севастопольским морским заводом), г. Севастополь.
- Центральное конструкторское бюро «Лазурит», г. Нижний Новгород.
Важнейшие исторические и оставшиеся за границей российские судостроительные предприятия
Были полностью перепрофилированы
- Главное адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — первая производственная площадка завода Адмиралтейские верфи в связи с экстремальной близостью к центру города была намечена к переносу ещё в XVIII веке и была окончательно перепрофилирована в комплекс офисных зданий Военно-морского флота в XIX веке.
- Невский завод, г. Санкт-Петербург — известный в конце XIX — начале XX века кораблестроительный завод, производивший, помимо прочего, малые и средние морские корабли и суда к началу XXI века был полностью перепрофилирован на выпуск газовых и паровых турбин, а также крупных центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.
Находятся на консервации, в полузаброшенном или заброшенном состоянии, но не застроены
- 92 судоремонтный завод, Владивосток — практически не работает, плавучий док передан в Центр судоремонта «Дальзавод», однако охраняется и в некоторых отношениях поддерживается в рабочем состоянии.
- Верхнекамский судостроительный комплекс (бывший Судостроительный завод «Кама»), г. Пермь — перепродан в 2011 году, после чего про него ничего не слышно.
- Хабаровский судостроительный и механический завод им. С. М. Кирова (Завод № 368, Остон), г. Хабаровск — завод, просуществовавший с начала 1930-х по 1990-е годы, был заброшен в период кризиса после развала СССР. При этом в городе успешно действует другой судостроительный завод.
Полностью прекратили деятельность по разным причинам в разные эпохи
- Николаевский-на-Амуре судостроительный завод, г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край — завод, просуществовавший с 1940-х по конец 2000-х одним из последних пал жертвой экономического кризиса после развала СССР, по всей видимости, прежде всего от отсутствия в городе железной дороги. Заинтересовавшаяся через несколько лет его судьбой Объединённая судостроительная корпорация обнаружила, что оборудование завода уже было большей частью продано на металл, а главное — из города разъехались все специалисты, остро востребованные на других предприятиях отрасли.
- Охтенское адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — основанное ещё Петром I, но пережившее расцвет только в XIX веке относительно крупное судостроительное предприятие, также известное как Охтенская верфь, Паноптический институт, Завод Крейтона и Петрозавод. В связи с ростом города и водоизмещения судов переходило ко всё более мелким их классам, выпуская в середине XX века уже буксиры, хота столетием ранее дело доходило до лёгких линейных кораблей. К концу XX века перешло на выпуск оборудования, окончательно прекратило деятельность в 2001 году.
- Тюменский судостроительный завод, г. Тюмень — построенный в центре города ещё в XIX веке после развала СССР не выдержал конкуренции с открывшимся в том же городе в 1996 году другим заводом, вследствие чего постепенно угас. Территория завода была продана под застройку.
- Херсонское адмиралтейство, г. Херсон (Украина) — одно время в конце XVIII века главное и крупнейшее кораблестроительное предприятие Азово-Черноморского бассейна. Упразднено в связи с развитием более удобного Николаевского адмиралтейства ещё в 1829 году.
Остались за границей после развалов Российской Империи и СССР
- Arctech Helsinki Shipyard (Арктек Хельсинки Шипъярд, на 1917 год «Сандвикский корабельный док и механический завод»), г. Хельсинки (Финляндия) — производитель судов ледового класса, на 2017 год на 100 % принадлежит российской Объединённой судостроительной корпорации.
- Херсонский судостроительный завод, г. Херсон (Украина) — крупное судостроительное предприятие, изначально построенное для производства больших гражданских судов в начале 1950-х годов.
- Судостроительный завод имени 61 коммунара, г. Николаев (Украина).
- Черноморский судостроительный завод, г. Николаев (Украина).
- Николаевский судостроительный завод «Океан», г. Николаев (Украина).
- Завод «Ленинская кузница», г. Киев (Украина).
См. также
Примечания
- ↑ По сути дела передвижной судоремонтный завод