Российское двигателестроение: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 6 промежуточных версий этого же участника)
Строка 23: Строка 23:
Основан в 1863 году. ОАО «Коломенский завод» является разработчиком и основным производителем современных 4-х тактных среднеоборотных двигателей с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха типа Д49 и Д42 мощностью от 450 кВт до 4500 кВт.
Основан в 1863 году. ОАО «Коломенский завод» является разработчиком и основным производителем современных 4-х тактных среднеоборотных двигателей с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха типа Д49 и Д42 мощностью от 450 кВт до 4500 кВт.
[http://www.kolomnadiesel.com/]
[http://www.kolomnadiesel.com/]
=== Мелитопольский моторный завод (МеМЗ) ===
Основан в 1908 году, с 1991 до 2022 года был за пределами России. Исторически специализировался на производстве малолитражных двигателей и коробок передач преимущественно для Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ). Непосредственно в годы перед воссоединением Запорожской области с Россией завод был почти остановлен, производя практически одни запчасти, в связи с прекращением производства автомобилей на ЗАЗ, однако существует возможность возобновления его полноценной работы.


=== Пензенский дизельный завод (Пензадизельмаш) ===
=== Пензенский дизельный завод (Пензадизельмаш) ===
Строка 105: Строка 108:
== См. также ==
== См. также ==
* [[Российский авиапром]]
* [[Российский авиапром]]
* [[Российский автопром]]
* [[Российский космос]]
* [[Российский космос]]



Текущая версия от 23:22, 6 октября 2022

Российское двигателестроение является важной отраслью машиностроения в России, одной из наиболее высокотехнологичных отраслей российской промышленности.

Россия является крупным производителем ракетных, самолётных, вертолётных, автомобильных двигателей. Крупнейшей российской компанией в области двигателестроения является Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК).

Объединённая двигателестроительная корпорация

Выручка Объединенной двигателестроительной корпорации в 2014 году увеличилась на 25 % и составила 199,97 млрд рублей. Количество произведенных изделий выросло на 20 %: за год выпущено более 1400 двигателей для боевой и гражданской авиации, а также космических и «наземных» программ.[1]

Российские моторные заводы

Елабужский моторный завод (ЕМЗ)

Завод по производству автомобильных двигателей, открыт в 2015 году. На первом этапе мощность моторного завода составит 105 тысяч двигателей в год, позже она может быть увеличена до 200 тысяч. Таким образом завод сможет оснастить своими двигателями примерно 5-10 % выпускаемых в России автомобилей. 15 октября 2015 года в Набережных Челнах на заводе Ford Sollers выпущен первый автомобиль «Ford» с российским двигателем елабужского производства.[2]

Заволжский моторный завод (ЗМЗ)

Завод по производству бензиновых и дизельных автомобильных двигателей. Основан в 1958 году. Входит в состав ОАО «УАЗ». Расположен в городе Заволжье Нижегородской области.[3]

ПАО Звезда

Основано в 1932 году. ПАО «ЗВЕЗДА» является единственным предприятием в России, разрабатывающим и производящим высокооборотные судовые дизельные двигатели мощностью более 500 кВт с минимальными весогабаритными показателями. Ими оснащены практически все построенные на верфях СССР и России пассажирские суда на подводных крыльях, значительная часть скоростных кораблей ВМФ и Пограничных войск, которые успешно эксплуатируются не только в России, но и во многих странах мира. [4]

Коломенский завод

Основан в 1863 году. ОАО «Коломенский завод» является разработчиком и основным производителем современных 4-х тактных среднеоборотных двигателей с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха типа Д49 и Д42 мощностью от 450 кВт до 4500 кВт. [5]

Мелитопольский моторный завод (МеМЗ)

Основан в 1908 году, с 1991 до 2022 года был за пределами России. Исторически специализировался на производстве малолитражных двигателей и коробок передач преимущественно для Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ). Непосредственно в годы перед воссоединением Запорожской области с Россией завод был почти остановлен, производя практически одни запчасти, в связи с прекращением производства автомобилей на ЗАЗ, однако существует возможность возобновления его полноценной работы.

Пензенский дизельный завод (Пензадизельмаш)

Ведущий производитель дизельных двигателей для тепловозов в России, входит в «Трансмашхолдинг». Выпускает дизели и дизель-генераторы тепловозов, электростанций, морских и речных судов, тяговых агрегатов горнодобывающей промышленности. [6]

Тутаевский моторный завод (ТМЗ)

Завод, производящий дизельные двигатели семейства V8 (V-образных 8-цилиндровые дизельные двигатели) для магистральных автопоездов, большегрузных автомобилей-самосвалов, городских автобусов большой и особо большой вместимости, сельскохозяйственных и промышленных тракторов, внедорожной специализированной техники, дизельгенераторных установок, дорожно-строительной, военной техники, речных буксиров и спортивных грузовиков «КАМАЗ». Также выпускает коробки передач и запасные части к двигателям семейств ЯМЗ и ТМЗ, дизельные электроагрегаты.[7]

Уральский дизель-моторный завод (УДМЗ)

Завод в Екатеринбурге, производящий дизельные двигатели размерности ДМ-21, а также дизель-генераторы и электростанции на их базе мощностью от 500 до 1700 КВт. Входит в состав холдинга «Синара-Транспортные Машины», производящего локомотивы и транспортные машины. [8]

Проходная завода ЯМЗ

Ярославский моторный завод (ЯМЗ)

Ярославский моторный завод (ныне ПО «Автодизель») — основан в 1916 году в городе Ярославль. Ранее предприятие производило грузовики и автобусы; с 1971 года занимается изготовлением силовых агрегатов. Зарекомендовавшие себя временем надёжные агрегаты семейств ЯМЗ 236/238 применяются во множестве автомобилей различных производителей (ОАО «МАЗ», ООО «ЛиАЗ», ООО «ГАЗ», КамАЗ, УралАЗ…). Из-за банкротства, а позже частичного сноса харьковского моторного завода «Серп и молот», поставлявших дизельные двигателя в Россию, ЯМЗ начал выпуск своих, новых дизельных рядных двигателей ЯМЗ 534/536 собственной разработки, которые раньше не производил. Такая модернизация позволила существенно облегчить работу российским машиностроительным компаниям. В частности, комбайновый завод «Ростсельмаш», вынужден был устанавливать более мощные и дорогие V-образные двигателя ЯМЗ-238, на комбайны ДОН-1500. После разработки своих рядных двигателей, такая необходимость отпала, как и зависимость от зарубежных производителей. [9]

Производители турбореактивных, газотурбинных и ракетных двигателей, а также паровых и газовых турбин

АО «Авиадвигатель»

Предприятие в г. Перми, разработчик газотурбинных двигателей для гражданской авиации, а также промышленных газотурбинных установок для энергетики, транспортировки газа и нефти, поставщик газотурбинных электростанций. Разработчик новейшего российского двигателя ПД-14.[10]

Воронежский механический завод

Производитель жидкостных ракетных двигателей в городе Воронеже.[11]

АО «Климов»

Предприятие в Санкт-Петербурге, один из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей. Производит двигатели для большинства вертолетов марки «Миль» и «Камов», а также реактивные двигатели для истребительной авиации. [12]

ПАО «Кузнецов»

Предприятие в городе Самара — производитель жидкостных ракетных двигателей, производящий также авиационные турбореактивные и индустриальные газотурбинные двигатели.[13]

Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва

Предприятие, производящее двигатели для лёгких фронтовых истребителей, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов, самолётов местных воздушных линий, легких транспортных самолётов, беспилотных летательных аппаратов.[14]

Невский завод

Основная статья: Невский завод

Производитель стационарных паровых и газовых турбин, а также центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей, г. Санкт-Петербург.[15]

ОДК — Газовые турбины (бывший Волжский машиностроительный завод)

Производитель стационарных газовых турбин и газоперекачивающих установок, г. Рыбинск, Ярославская область.

Омское моторостроительное конструкторское бюро

Разработчик и производитель малых газотурбинных двигателей в городе Омск. С 2017 года управляется[16] НПО «Сатурн».

Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова

Филиал НПЦ газотурбостроения «Салют» в городе Омске. Производит в основном авиационные двигатели — турбореактивные, турбовинтовые и газотурбинные.

Пермский моторный завод (ОДК-Пермские моторы)

Производитель авиадвигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа. В частности, производит двигатели для самолётов Ил-76, Ил-96, Ту-204, Ту-214. На этом предприятии будет осуществляться серийное производство двигателя ПД-14 и перспективного ПД-35.[17]

НПЦ газотурбостроения «Салют»

Предприятие в г. Москве, производит авиационные газотурбинные двигатели, входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию. Основное направление деятельности — участие в масштабной российской программе импортозамещения по вертолётным и морским двигателям.[18]

НПО Сатурн

Предприятие в г. Рыбинск Ярославской области, производящее газотурбинные двигатели и агрегаты для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и судов.[19]

Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)

Предприятие, производящее авиационные двигатели, входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации. Серийно выпускает турбореактивные двигатели для самолетов семейства Су-35С (Изделие 117 С), Су-27 (АЛ-31Ф), семейства Су-30 (двигатель АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), семейства Су-25 (Р-95Ш и Р-195), узлы вертолетной техники на вертолеты «Ка» и «Ми».[20]

ОКБ «Факел»

Предприятие в Калининграде — один из ведущих мировых производителей элетроракетных и термокаталитических двигателей малой тяги для космических аппаратов.[21]

НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко

Один из ведущих мировых производителей жидкостных ракетных двигателей.[22]

Новые двигатели

На авиационно-космическом салоне «Макс-2015» российские разработчики показали современный двигатель ПД-14. Предполагается, что ставить двигатель будут на отечественные самолёты Superjet-100 и MC-21.[23][24] Более мощные модификации двигателя будут устанавливаться на Ту-214 и на Ил-96. Серийный выпуск двигателя начнётся в 2016 году. Также на основе ПД-14 будет налажен выпуск вертолётного двигателя ПД-12В, который заменит украинский двигатель Д-136.

5 октября 2015 стало известно, что российские конструкторы из Серпухова создали первый в России двигатель для перспективного воздушно-космического самолёта. Также в ближайшем будущем планируется разработка самого самолёта, который после всех испытаний поступит на военные и гражданские рынки.[25]

В 2016 году Россия впервые в мире успешно испытала детонационный жидкостный ракетный двигатель нового поколения на экологически чистом топливе. [26]

Также в 2016 году была завершена разработка нового авиационного двигателя для перспективного истребителя нового поколения Т-50 (ПАК ФА). Сообщается, что серийные поставки истребителя начнутся уже с новым двигателем.[27]

В 2017 году российские учёные из Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки разработали и провели испытания принципиально нового по схеме пульсирующего детонационного двигателя с двухстадийным сжиганием керосиновоздушной топливной смеси. Использование этого двигателя позволит увеличить тяговооружённость летательного аппарата в 1.5-2 раза за счёт увеличенной удельной тяги и более низкой массы изделия. Соответственно, за счёт сниженного расхода топлива увеличивается дальность полётов. Новая разработка может найти применение в боевых ракетах, беспилотных летательных аппаратах и в сверхзвуковых самолётах. [28]

Экспорт

С 1996 действует проект по поставке российских двигателей РД-180 для основной американской ракеты Атлас-5. Поставлено более 70 двигателей. [29] В мае 2014 году в связи с ухудшением отношений России и США закупки двигателей прекратились, но продолжились поставки ранее закупленных. С 2015 года начались поставки двигателей РД-181 для американской ракеты Antares.

Регулярные поставки авиационных двигателей идут в Китай [30].

См. также