Российские самолёты и вертолёты: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
:: ''О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: [[Российское вооружение и военная техника]]''
[[Файл:RU Orel-1825.gif|thumb|150px|right|Русская Императорская Армия]]
[[Файл:RU Orel-1825.gif|thumb|150px|right|Русская Императорская Армия]]
[[Файл:Символ Советской Армии.JPG|thumb|150px|right|Вооружённые Силы Советского Союза]]
[[Файл:Символ Советской Армии.JPG|thumb|150px|right|Вооружённые Силы Советского Союза]]
Строка 15: Строка 14:
* часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
* часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
* является символом своего времени.
* является символом своего времени.
''О российском оружии в более широком смысле – см. статью: [[Российское вооружение и военная техника]]''.


== Самолёты ==
== Самолёты ==
Строка 65: Строка 66:
Один из самых массовых самолётов в истории авиации, известный также как «Кукурузник». Изначально был создан как весьма удачный самолёт первоначального обучения лётчиков, но впоследствии широко использовался с небольшими модификациями как многоцелевой выполняя функции связного, транспортного, сельскохозяйственного, санитарного, пассажирского, разведывательного и даже лёгкого ночного бомбардировщика и лёгкого штурмовика. Малой серией выпускался и как поплавковый гидросамолёт. Серийно производился с 1930 по 1959 годы. В различных количествах эксплуатировался в 17 странах мира.
Один из самых массовых самолётов в истории авиации, известный также как «Кукурузник». Изначально был создан как весьма удачный самолёт первоначального обучения лётчиков, но впоследствии широко использовался с небольшими модификациями как многоцелевой выполняя функции связного, транспортного, сельскохозяйственного, санитарного, пассажирского, разведывательного и даже лёгкого ночного бомбардировщика и лёгкого штурмовика. Малой серией выпускался и как поплавковый гидросамолёт. Серийно производился с 1930 по 1959 годы. В различных количествах эксплуатировался в 17 странах мира.


[[Файл:Polikarpov R-5 rb.jpg|thumb|200px|right|Р-5]]
[[Файл:Polikarpov_R-5.JPG|thumb|200px|right|Р-5]]


=== Многоцелевой самолёт Р-5 (П-5) ===
=== Многоцелевой самолёт Р-5 (П-5) ===

Текущая версия от 02:29, 20 ноября 2024

Русская Императорская Армия
Вооружённые Силы Советского Союза
Вооружённые Силы Российской Федерации (с 1997 года)
Вооружённые Силы Российской Федерации (с 2014 года)

В этой статье содержится список уникальных воздушных судов советского и российского производства (в том числе возможно не только самолётов и вертолётов) как военных, принятых на вооружение или использовавшейся в российской и зарубежной армии, так и гражданских и опытных машин в силу того, что все без исключения воздушные суда обладают некоторым военным потенциалом и практически не могут быть разделены на сугубо гражданские и военные. При пополнении материалов статьи следует иметь в виду, что экранопланы относятся не к воздушным, а к речным и морским судам и должны рассматриваться в соответствующей отдельной статье.

Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:

  • не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
  • является крайне популярным в мире;
  • имеет общепризнанную надёжность и качество;
  • обладает уникальными техническими, в том числе боевыми характеристиками;
  • активно используется в народном хозяйстве и в ходе различных военных конфликтов;
  • состоит на вооружении многих стран мира;
  • часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
  • является символом своего времени.

О российском оружии в более широком смысле – см. статью: Российское вооружение и военная техника.

Самолёты

С-21 «Русский Витязь»

Дальний разведчик С-21 «Русский Витязь»

  • Генеральный конструктор: И. И. Сикорский
  • Год принятия на вооружение: — (опытная эксплуатация в 1913 году)
  • Применение:
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый в мире многомоторный (сначала двухмоторный, а затем — четырёхмоторный) самолёт, являвшийся прототипом дальнего разведчика. Установил мировой рекорд длительности полёта. В целом самолёт настолько выделялся из современников своими размерами и грузоподъёмностью, что изначально за границей новости о его полёте приняли за мистификацию. В том же году опытный экземпляр, находясь на земле, был повреждён в лётном происшествии с другим самолётом, после чего его было решено не восстанавливать, а построить радикально переработанный самолёт С-22 «Илья Муромец». [1]

С-22 «Илья Муромец»

Тяжёлый бомбардировщик С-22 «Илья Муромец»

  • Генеральный конструктор: И. И. Сикорский
  • Год принятия на вооружение: 1914 (первые полёты и начало серийного производства состоялись в 1913 году)
  • Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый в мире тяжёлый бомбардировщик, изначально создавался также в качестве первого же в мире комфортабельного воздушного лайнера с закрытым салоном, в качестве которого имел невозможную на более скоростных моделях прогулочную площадку для прогулок пассажиров «на открытом воздухе» над фюзеляжем. Установил множество рекордов грузоподъёмности, длительности полёта и других. В начале Первой мировой войны самолёты «Илья Муромец» были сведены в «Эскадру воздушных кораблей» — первое в мире соединение дальней авиации. Выпускался несколькими сериями с отдельными модернизациями.

М-5

Патрульный гидросамолёт М-5

  • Генеральный конструктор: Д. П. Григорович
  • Год начала эксплуатации: 1915
  • Год завершения эксплуатации: 1924
  • Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Лучший гидросамолёт своего времени, в отличие от более ранних аналогичных летающих лодок Григоровича выпускался большой серией, значительно превосходя зарубежные аналоги за счёт того, что в нём в качестве поплавка использовался сам фюзеляж, вследствие чего он мог использоваться даже на умеренной волне, а лётно-технические характеристики превосходили многие наземные самолёты. Позднее ему на смену пришёл ещё более совершенный самолёт М-9.

М-9

Многоцелевой гидросамолёт М-9

  • Генеральный конструктор: Д. П. Григорович
  • Год начала эксплуатации: 1916
  • Год завершения эксплуатации: Середина 1920-х
  • Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Лучший гидросамолёт своего времени, в дополнение к хорошим качествам своего предшественника М-5 получил возможность взлетать и садиться на снег, а также значительно увеличенную грузоподъёмность. Это позволило не только вооружить его бомбами, но также впервые в мире установить на гидросамолёт пушку. В другом варианте на него могла устанавливаться радиостанция, что создавало очень большие возможности для оперативной разведки и корректировки огня. М-9 стал также первым в мире гидросамолётом, на котором была выполнена петля Нестерова. Самолёт превосходил все другие гидросамолёты того времени в воздушных боях и широко использовался отечественными гидроавианосцами времён Первой мировой войны.

У-2 (По-2)

Лёгкий многоцелевой самолёт У-2 (По-2)

  • Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
  • Год начала эксплуатации: 1928
  • Годы производства: 1928—1954
  • Применение: войны и конфликты СССР в 1930-х, Зимняя война, Вторая Мировая Война, Корейская война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Один из самых массовых самолётов в истории авиации, известный также как «Кукурузник». Изначально был создан как весьма удачный самолёт первоначального обучения лётчиков, но впоследствии широко использовался с небольшими модификациями как многоцелевой выполняя функции связного, транспортного, сельскохозяйственного, санитарного, пассажирского, разведывательного и даже лёгкого ночного бомбардировщика и лёгкого штурмовика. Малой серией выпускался и как поплавковый гидросамолёт. Серийно производился с 1930 по 1959 годы. В различных количествах эксплуатировался в 17 странах мира.

Р-5

Многоцелевой самолёт Р-5 (П-5)

  • Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
  • Год начала эксплуатации: 1929
  • Годы производства: 1928—1936
  • Год завершения эксплуатации: 1944 (в гражданских вариантах до конца 1940-х)
  • Применение: спасение Челюскинцев, войны и конфликты СССР в 1930-х, Зимняя война, Кумульское восстание, Вторая Мировая Война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Основной отечественный разведчик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик 1930-х, широко использовавшийся и в гражданской авиации как П-5. Экспортировался в Республиканскую Испанию, Иран (где победил в международном конкурсе западные аналоги), Монголию и Турцию.

ТБ-1 в гражданском варианте

Тяжёлый бомбардировщик ТБ-1

  • Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
  • Год начала эксплуатации: 1929
  • Год завершения эксплуатации: 1936 (в армии), 1945 (в транспортной авиации)
  • Применение (в качестве транспортного самолета): конфликт на Китайско-восточной железной дороге, конфликт у озера Хасан, конфликт в районе реки Халхин-Гол и, видимо, прочие войны начала 1940-х
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Самый массовый тяжёлый бомбардировщик своего времени. Прославился также в качестве самолёта гражданской и транспортной авиации, в том числе при спасении Челюскинцев и в рекордном перелёте в США.

И-5

Истребитель И-5

  • Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
  • Год начала эксплуатации: 1931
  • Год завершения эксплуатации: 1942
  • Применение: Великая Отечественная война
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Один из лучших и самый тяжело вооруженный истребитель своего времени. Основной истребитель отечественных военно-воздушных сил начала 1930-х годов. Использовался в качестве легкого штурмовика в начале Великой Отечественной войны.

ТБ-3 («Звено-СПБ»)

Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3

  • Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
  • Год принятия на вооружение: 1932
  • Применение: конфликт у озера Хасан, конфликт у реки Халхин-Гол, Зимняя война, Великая Отечественная война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый в мире четырехмоторный тяжелый бомбардировщик с консольным крылом. Самый массовый тяжёлый бомбардировщик своего времени. Использовался как транспортный самолёт, в том числе для воздушного десанта и перевозки лна внешней подвески лёгкой бронетехники, а также в варианте самолёта — авианосца, несущего на внешней подвеске два истребителя «Звено-СПБ», причём эта модификация реально использовалась в боевых действиях Великой Отечественной войны для поражения малоразмерных стратегических целей за пределами радиуса полёта лёгких самолётов, способных обеспечить высокоточное бомбометание.

АНТ-20 «Максим Горький»

Агитационный/пассажирский самолёт АНТ-20 «Максим Горький» / АНТ-20бис

  • Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
  • Год ввода в эксплуатацию: 1934
  • Год завершения эксплуатации: 1935 (АНТ-20), 1942 (АНТ-20-бис)

Крупнейший в мире самолёт на сухопутном шасси своего времени «Максим Горький» создавался специально для агитационных (пропагандистских) полëтов по городам страны. На борту, помимо прочего, имелись кинозал, типография и телефонная сеть на 16 номеров. Потерпел катастрофу в результате, того, что в него врезался истребитель, выполнявший опасный несогласованный пилотаж. Второй — усовершенствованный — экземпляр самолёта был собран в пассажирском варианте.

АНТ-25

Самолёт для получения рекорда дальности АНТ-25

  • Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
  • Год начала эксплуатации: 1934
  • Применение: Рекордные по дальности для того времени перелёты, в том числе через Северный Полюс.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самолёт с самой большой для своего времени дальностью полёта. Обеспечил, помимо прочего, рекордный перелёт в США через Северный Полюс.

И-15бис (восстановленный, 2004)

Истребитель И-15

  • Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
  • Год начала эксплуатации: 1934
  • Год снятия с вооружения: 1950 (Испания), 1953 (Монголия), в СССР, судя по всему — в 1944
  • Применение: гражданская война в Испании, вторая японо-китайская война, конфликт у озера Хасан, конфликт у реки Халхин-Гол, Зимняя война, Великая Отечественная война, Монгольско-китайский пограничный конфликт.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Истребитель-биплан (полутораплан), установивший в 1935 году (неофициально из-за дипломатических сложностей) мировой рекорд высоты полёта. Был создан одновременно с И-16 по победившей в то время концепции сочетания в бою скоростных истребителей-монопланов и маневренных истребителей-бипланов.

И-16

Истребитель И-16

  • Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
  • Год начала эксплуатации: 1934
  • Год снятия с вооружения: 1953 (Испания), в СССР — в 1944
  • Применение: гражданская война в Испании, вторая японо-китайская война, конфликт у озера Хасан, конфликт у реки Халхин-Гол, Освободительный поход, Зимняя война, Великая Отечественная война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый отечественный скоростной истребитель, первый отечественный самолёт с убирающимся шасси. Возможно, лучший в мире истребитель на момент своего создания. Был создан одновременно с И-15 по победившей в то время концепции сочетания в бою скоростных истребителей-монопланов и маневренных истребителей-бипланов. Несколько лет составлял основу отечественной истребительной авиации, широко экспортировался в Испанию и Китай, где хорошо проявил себя в воздушных боях. Являлся самым массовым истребителем отечественных военно-воздушных сил в начале Великой Отечественной войны.

АНТ-40 (СБ, Ар-2)

Скоростной фронтовой бомбардировщик СБ (АНТ-40, Ар-2)

  • Генеральный конструктор: А. Н. Туполев, Архангельский А.А.
  • Год начала эксплуатации: 1936
  • Год завершения эксплуатации: 1951 (Испания)
  • Применение: гражданская война в Испании, вторая японо-китайская война, конфликт у озера Хасан, конфликт у реки Халхин-Гол, Освободительный поход, Зимняя война, Великая Отечественная война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый массовый самолёт Туполева и основной предвоенный фронтовой бомбардировщик страны. Имел множество модификаций, последние из которых выполнялись под руководством получившего самостоятельное конструкторское бюро Архангельского в виде пикирующего бомбардировщика. Помимо СССР использовался, по меньшей мере, в Болгарии, Германии, Испании, Китае, Польше, Чехословакии и Финляндии.

ДБ-3

Дальний бомбардировщик ДБ-3

  • Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
  • Год принятия на вооружение: 1936
  • Годы серийного производства: 1937—1939
  • Применение: Японо-китайская война, Зимняя война, Великая Отечественная война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

По видимому, первый отечественный дальний бомбардировщик, поставлявшийся на экспорт. Прославился бомбардировками Берлина в августе 1941 года. Некоторое количество машин было передано Китаю, где участвовало в войне с Японией. Послужил основой для заменившего этот самолет глубоко модифицированного ДБ-3Ф, позднее переименованного в Ил-4.

УТ-2

Учебно-тренировочный самолёт УТ-2

  • Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
  • Год принятия на вооружение: 1936
  • Годы серийного производства: 1938—1948
  • Применение: Великая Отечественная война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Учебно-тренировочный самолёт, предназначавшийся, прежде всего, для обучения лётчиков для новых скоростных истребителей, ставший на долгие годы основным отечественным самолётом этого типа. Был выпущен в количестве 7243 штук и после войны состоял на вооружении многих стран Восточной Европы, во время Великой Отечественной войны часть самолётов была вооружена.

УТ-1

Учебно-тренировочный (пилотажный) самолёт УТ-1

  • Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
  • Год принятия на вооружение: 1936
  • Годы серийного производства: 1937—1940[2]
  • Применение: Великая Отечественная война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Пилотажный учебно-тренировочный самолёт, который изначально был создан в качестве переходного звена при подготовке лётчиков-истребителей от учебно-тренировочного самолёта УТ-2 к очень требовательному к квалификации лётчика истребителю И-16. Самолёт установил восемь международных рекордов скорости, потолка и дальности полета и был выпущен серией в 1241 машину. Поставлялся на экспорт в Китай, а начале Великой Отечественной войны иногда вооружался и использовался в качестве лёгкого штурмовика. Вплоть до начала 1950-х годов УТ-1 оставался лучшим отечественным спортивным (пилотажным) самолётом.

Файл:Ant42.jpg
ТБ-7 (Пе-8)

Тяжёлый дальний бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7)

  • Главный конструктор:
  • Год принятия на вооружение: 1940
  • Годы серийного производства: 1939—1944
  • Год снятия с вооружения: 1954 (боевое применение до 1944 года)
  • Применение: Великая Отечественная война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Четырёхмоторный тяжелый дальний бомбардировщик. Относительно немногочисленные бомбардировщики считались стратегически важными, поскольку только они могли использовать 5-тонные бомбы и делали это на очень больших дальностях. Участвовали в бомбёжках Берлина с 1941 года. На этом самолёте Молотов в 1942 году совершил визиты в Великобританию и США для согласования действий антигитлеровской коалиции. После войны использовались в арктической авиации в качестве транспортных самолётов.

Ил-4

Дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф)

  • Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
  • Год принятия на вооружение: 1940
  • Годы серийного производства: 1939—1946
  • Применение: Великая Отечественная война, Русско-японская война 1945 г.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый массовый дальний бомбардировщик отечественных военно-воздушных сил времён Великой Отечественной войны. Дальний бомбардировщик, представлявший собой очень глубокую, включая замену фюзеляжа, модернизацию ДБ-3. Прославился бомбардировками Берлина в августе 1941 года. Использовался также в качестве торпедоносца в морской авиации, а после войны — для аэрофотосъемки.

Ил-2

Штурмовик Ил-2

  • Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
  • Год принятия на вооружение: 1940
  • Применение: Великая Отечественная война, Русско-японская война 1945 г.
  • Год снятия с вооружения: 1954 (в нескольких зарубежных странах)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Ил-2 являлся основным ударным самолётом советской армии и самым массовым штурмовиком за время Великой Отечественной войны.[3][4] Не имея превосходящих аналогов и обладая уникальной конструкцией, Ил-2 помог существенно изменить положение на русско-германском фронте.[5] Самолёт имел мощную броню, а экипаж (в зависимости от модели одноместный или двухместный) находился в бронированной капсуле, что позволяло существенно увеличить выживаемость лётного состава и живучесть самой машины, [6] за что получил прозвище «летающий танк».[7] Ил-2 является одним из символов нашей Победы, наряду с танком Т-34,[1] реактивным миномётом «Катюша»[2] и пистолет-пулемётом ППШ.[3][8] После войны штурмовик широко распространился в социалистических странах.

Як-1

Истребитель Як-1

  • Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
  • Год принятия на вооружение: 1940
  • Год снятия с вооружения: 1950
  • Применение: Великая Отечественная война, вероятно Русско-японская война 1945 г.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Один из основных отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны. Послужил основой для нескольких более совершенных истребителей Яковлева.

Пе-2

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 («Пешка») / Тяжёлый истребитель Пе-3

  • Генеральный конструктор: В. М. Петляков
  • Год принятия на вооружение: 1941
  • Год снятия с вооружения: 1954 (Югославия)
  • Применение: Великая Отечественная война, Русско-японская война 1945 г.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Основной отечественный фронтовой бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. Самый массовый отечественный бомбардировщик. Выпускался также в варианте тяжёлого истребителя Пе-3, разработанном в буквальном смысле за несколько дней в начале августа 1941 года по срочному заданию.

ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3

Один из основных отечественных истребителей начала Великой Отечественной войны. Отличался минимальным использованием крайне дефицитных в то время алюминиевых сплавов, вместо которых применялись дерево и модифицированная смолами так называемая дельта-древесина. Послужил основой для более совершенных истребителей Лавочкина.

МиГ-3

Истребитель МиГ-3

  • Генеральный конструктор: А. И. Микоян (заместитель — М. И. Гуревич)
  • Год принятия на вооружение: 1941
  • Год снятия с вооружения: 1945
  • Применение: Великая Отечественная война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый быстрый и, вероятно, лучший в мире на момент создания высотный истребитель. Один из основных отечественных истребителей начала Великой Отечественной войны и основной ночной истребитель противовоздушной обороны. Был создан путём доработки мелкосерийного МиГ-1. Выпуск самолёта был прекращён в начале войны в основном из-за конкуренции за двигатели с очень востребованным штурмовиком Ил-2.

Як-7

Истребитель Як-7

  • Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
  • Год принятия на вооружение: 1941
  • Год снятия с вооружения: 1946
  • Применение: Великая Отечественная война, вероятно Русско-японская война 1945 г.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Один из основных отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны, созданный на базе двухместной учебно-тренировочной модификации Як-7УТИ. Послужил основой для истребителя Як-9.

Истребитель Ла-5

  • Генеральный конструктор: С. А. Лавочкин
  • Год принятия на вооружение: середина 1942
  • Годы производства: 1942—1944
  • Год снятия с вооружения: не ранее 1949 (Польша)
  • Применение: Великая Отечественная война, вероятно Русско-японская война 1945 г.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Один из основных отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны, особо широко применявшийся во время сражения на Курской дуге. Самолёт цельнодеревянной конструкции был разработан на основе истребителя ЛаГГ-3 и принят на вооружение в рекордные сроки в начале 1942 года, выгодно отличаясь применением двигателя воздушного охлаждения, имевшего тогда в избытке на складах и в производстве. Выпускался в нескольких модификациях. Стал основой для создания истребителя Ла-7.

Як-9

Истребитель Як-9

  • Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
  • Год принятия на вооружение: конец 1942
  • Год снятия с вооружения: 1950 (в Болгарии 1955)
  • Применение: Великая Отечественная война, Русско-японская война (1945), Корейская война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый массовый из отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны, созданный на базе Як-7. Выпускался серийно в 15 модификациях различного назначения, составлявших в войсках с середины 1944 года больше половины истребительной авиации страны. Состоял на вооружении многих стран, в том числе Франции.

Ла-7

Истребитель Ла-7

  • Генеральный конструктор: С. А. Лавочкин
  • Год принятия на вооружение: весна 1944
  • Годы производства: 1944—1946
  • Год снятия с вооружения: конец 1979 (1950 Чехословакия)
  • Применение: Великая Отечественная война, вероятно Русско-японская война 1945 г.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Один из основных отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны. Был создан на базе истребителя Ла-5 с более широким применением металла в конструкции, некоторой перекомпоновкой агрегатов и улучшением аэродинамики, в результате чего его лётно-технические характеристики заметно выросли, сделав его одним из лучших истребителей Второй Мировой войны в целом. Использовался также в военно-воздушных силах Чехословакии.

Як-3

Истребитель Як-3

  • Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
  • Год принятия на вооружение: 1944
  • Год снятия с вооружения: 1952 (в СССР)
  • Применение: Великая Отечественная война, вероятно Русско-японская война 1945 г.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Один из основных отечественных истребителей времён Великой Отечественной войны, созданный на базе Як-1 в основном путём улучшения аэродинамики и облегчения конструкции. Одна из модификаций самолёта установила рекорд скорости советских поршневых истребителей. Послужил основой для учебно-тренировочных истребителей Як-11 и Як-15.

Як-11

Учебно-тренировочный истребитель Як-11

  • Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
  • Год принятия на вооружение: 1946
  • Год снятия с вооружения: 1985 (Монголия)
  • Применение: борьба с агитационными аэростатами в ходе Холодной войны в ГДР
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Созданный на основе Як-3 учебно-тренировочный истребитель установил несколько мировых рекордов скорости в своей классе и широко разошёлся не только по странам соцлагеря, но и в арабском мире, в некоторых африканских странах и в Австрии.

Як-18

Учебно-тренировочный самолёт Як-18

  • Генеральный конструктор: А. С. Яковлев
  • Год принятия на вооружение: 1947
  • Год снятия с вооружения: В строю(?)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Основной учебно-тренировочный самолёт для начального обучения, заменивший в этом качестве УТ-2 не только в СССР, но и в очень многих других странах. Выпускался во многих модификациях, в том числе в спортивно-пилотажных одноместных вариантах. Также на его базе был разработан, несмотря на обозначение, практически новый учебно-тренировочный (многоцелевой) самолёт Як-18Т.

Ан-2

Лёгкий многоцелевой самолёт Ан-2

  • Генеральный конструктор: О. К. Антонов
  • Год начала эксплуатации: 1947
  • Годы производства: 1946—настоящее время
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Легендарный самолёт, попавший в Книгу рекордов Гиннеса, как единственный серийно выпускаемый (в настоящее время в Китае) в течение более, чем 70(!) лет. На момент своего создания — самый большой в истории одномоторный биплан. Экспортировался в 26 стран мира. Известен своей живучестью и неприхотливостью — многие экземпляры работают более 40 лет.

МиГ-15

Истребитель МиГ-15

  • Год принятия на вооружение: 1949
  • Год снятия с вооружения: начало 1970-х годов в СССР (на 2016 год в строю в КНДР)
  • Применение: многочисленные бои на охране границ нескольких стран, мятеж в Венгрии, Корейская война, Китайско-тайваньский конфликт, Арабо-израильские войны и прочие.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый массовый реактивный боевой самолёт в мире. Состоял на вооружении около 40 стран мира. Основной истребитель Корейской войны со стороны КНДР и её союзников.

Ил-28

Фронтовой бомбардировщик Ил-28

  • Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
  • Год начала эксплуатации: 1950
  • Год снятия с вооружения: состоял на вооружении в КНДР вплоть до 2010-х
  • Применение: Суэцкий кризис, Китайско-Тайваньский конфликт, гражданская война в Йемене 1962—1970, гражданская война в Нигерии, Шестидневная война, война на истощение, Вьетнамская война (в Лаосе), Кампучийско-Вьетнамский конфликт, война Судного дня, Афганская война.

Первый отечественный реактивный фронтовой бомбардировщик, принятый на вооружение. Впоследствии самолёт широко распространился по миру. Выпускался также в Чехословакии и в Китае, где выпускалась его нелицензионная копия H-5. Очень длительное время состоял на вооружении во многих странах мира.

МиГ-17

Истребитель МиГ-17

  • Год принятия на вооружение: 1951
  • Год снятия с вооружения: начало 1970-х в СССР (в КНДР был в строю в 2016 году)
  • Применение: Вьетнамская война, многочисленные бои на охране границ нескольких стран, мятеж в Венгрии, Китайско-тайваньский конфликт, Арабо-израильские войны и прочие.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Производился не только в СССР, но и в Польше, Чехословакии и Китае. Состоял на вооружении в более, чем сорока странах мира, практически во всех приняв участие в тех или иных боевых действиях.

М-4

Стратегический бомбардировщик М-4

  • Генеральный конструктор: В. М. Мясищев
  • Год начала эксплуатации: 1953
  • Год снятия с вооружения: 1993 (в качестве самолёта-заправщика)
  • Применение: боевое дежурство в ходе Холодной войны.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый в мире реактивный стратегический бомбардировщик, принятый на вооружение. Хотя из-за быстрого прогресса реактивных самолётов в те годы как бомбардировщик М-4 эксплуатировался непродолжительное время, но впоследствии длительное время применялся в качестве самолёта-топливозаправщика.

Ту-16

Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16

  • Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
  • Год начала эксплуатации: 1953
  • Год снятия с вооружения: 1994 (Россия), в Китае всё ещё в строю
  • Применение: боевое дежурство в ходе Холодной войны, Шестидневная война, война Судного дня, Ирано-иракская война, Афганская война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый отечественный дальний скоростной бомбардировщик и ракетоносец. Выпускался во множестве модификаций различного назначения, в частности, для ведения различных видов разведки и использования различных видов ракетного оружия. До вступления в силу договорных ограничений часто использовался при натурных испытаниях ядерных бомб. Выпускался долгое время по лицензии в Китае под названием «Сиань Х-6». Состоял на вооружении СССР и стран СНГ, а также Китая, Египта, Ирака, Сирии и Индонезии. Послужил основой для создания пассажирского самолёта Ту-104.

МиГ-19

Истребитель МиГ-19

  • Генеральный конструктор: А. И. Микоян
  • Год принятия на вооружение: 1955
  • Применение: многочисленные бои при охране границ, Вьетнамская война, Индо-пакистанский конфликт, Арабо-израильские войны и прочие конфликты
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель. Очень широко распространился по миру. Выпускался, помимо СССР, также в Чехословакии и, под названием J-6 (F-6), в Китае.

Ту-95

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95

  • Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
  • Год принятия на вооружение: 1956
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Применение: Боевое дежурство в ходе Холодной войны, Сирийская война, война на Украине (2014—2023)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Единственный в мировой истории турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец. Самый скоростной турбовинтовой самолёт в мире, имевший множество модификаций, в частности, разведывательных. На базе бомбардировщика серией в две машины был выпущен также дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-116, предназначавшийся исключительно для высшего руководства страны на случай задержек с разработкой более глубоко переработанного на его же основе специализированного пассажирского Ту-114. На базе последнего позднее был разработан самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления Ту-126. Тесно связан с разработанным на его основе с очень глубокой модернизацией противолодочным самолётом Ту-142, который, в свою очередь, послужил основой для новейшей модификаций Ту-95 (Ту-95МС).

Ан-12

Военно-транспортный самолёт Ан-12

  • Генеральный конструктор: О. К. Антонов
  • Год принятия на вооружение: 1958
  • Год завершения эксплуатации: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый крупносерийный военно-транспортный самолёт российской армии. Турбовинтовой самолёт стал основой создания воздушно-десантных войск в их современном виде, обеспечив возможность создания десантируемой бронетехники. Экспортировался в 14 стран мира. Производился также и в Китае.

Ил-18

Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-18

  • Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
  • Год начала эксплуатации: 1959
  • Годы производства: 1957—1985
  • Производитель: Знамя труда (ныне Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина), г. Москва
  • Год завершения эксплуатации: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый специально спроектированный отечественный пассажирский турбовинтовой самолёт. Имел 4 турбовинтовых двигателя. Самолёт не следует путать с не пошедшим в серию одноимённым поршневым самолётом конца 1940-х. Стал основой для множества модификаций и разработанных на его основе специализированных самолётов, в том числе боевых. Одно время служил основным самолётом первых лиц государства. Поставлялся на экспорт.

МиГ-21СМ

Сверхзвуковой фронтовой истребитель МиГ-21

  • Генеральный конструктор: А. Г. Брунов
  • Год принятия на вооружение: 1959
  • Применение: война во Вьетнаме, Шестидневная война, война на истощение, войны в Ливане 1976 и 1982 годов, военные действия между Индией и Пакистаном, Египетско-ливийская война, Эфиопско-сомалийская война, войны в Афганистане, война в Югославии, война на Шри-Ланке, Угандийско-танзанийская война 1983 г., Йеменские войны 1986, 1994 и 2014 годов, война в Персидском заливе, гражданские войны в Эфиопии, Сирии и Ливии.
  • Год снятия с вооружения: На 2019 год в строю во многих зарубежных странах
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый многочисленный сверхзвуковой самолёт и, по практически общему мнению, самый успешный реактивный истребитель в истории. Установил множество авиационных рекордов. Производился огромными сериями в более, чем 20 модификациях в СССР, Чехословакии и, в качестве нелицензионной копии, J-7 в Китае вплоть до 2013 года. Состоял и состоит на вооружении 65 стран мира и участвовал в большинстве конфликтов, случившихся с момента его ввода в строй.

Ту-126

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления Ту-126

  • Генеральный конструктор: А. И. Путилов
  • Год принятия на вооружение: 1965
  • Год снятия с вооружения: Переданы на хранение во второй половине 1980-х, утилизированы после 1990 года

Первый отечественный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Был создан на базе пассажирского самолёта Ту-114. Появляется в эпизоде кинофильма «Время первых».

Ту-134

Пассажирский самолёт Ту-134

  • Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
  • Год начала эксплуатации: 1966
  • Годы производства (из них серийного): 1963—1989 (1966—1984)
  • Год завершения эксплуатации: 2019 (в строю остаются специальные учебно-тренировочные модификации)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Ближнемагистральный пассажирский самолёт, созданный на базе самолёта Ту-124, от которого радикально отличается расположением двигателей. Стал одним из символов отечественной гражданской авиации своего времени. Поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора. Выпускался во многих модификациях, в том числе специальных учебно-тренировочных для Дальнейшего авиации.

Ил-62

Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-62

  • Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
  • Год начала эксплуатации: 1967
  • Годы производства: 1966—1995
  • Год завершения эксплуатации: Частично в строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Дальнемагистральный самолёт с 4 турбореактивными двигателями, призванный заменить устаревающий Ту-114. Поставлялся на экспорт. Служил в качестве самолёта для перевозки высших руководителей нескольких государств, включая СССР и Российскую Федерацию.

Як-18Т

Учебно-тренировочный самолёт Як-18Т

  • Год принятия на вооружение: 1967
  • Год снятия с вооружения: 1988, частично в строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Основной учебно-тренировочный (фактически - многоцелевой) четырёхместный самолёт для начального обучения, разработанный на базе Як-18Т. Широко использовался в лётных училищах гражданской авиации, поскольку, в отличие от базовой модели позволял инструктору находиться бок-о-бок с обучаемым, что положительно сказывалось на процессе обучения. С момента списания в училищах в 1988 году стал широко использоваться в малой авиации, куда до этого не попадал только из-за формальной классификации и довольно широко разошёлся по миру. Позднее в 1993 году его производство было на время востановлено.

Ан-22

Тяжелый военно-транспортный самолёт Ан-22 «Антей»

  • Генеральный конструктор: О. К. Антонов
  • Год начала эксплуатации: 1969
  • Год завершения эксплуатации: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый грузоподъемный самолёт своего времени. Первый в мире широкофюзеляжный самолёт. Самый большой в мире турбовинтовой самолёт. Отличался возможностью использования грунтовых аэродромов, крайне необычной для самолётов таких размеров. Приспособлен, помимо прочего, и для использования с помощью специального оборудования в качестве бомбардировщика.

МиГ-25

Истребитель МиГ-25

  • Год принятия на вооружение: 1970
  • Год снятия с вооружения: В строю за рубежом (в России снят с вооружения в 2013 году)
  • Применение: война на истощение, война Судного дня, Ирано-иракская война, Чадско-Ливийский конфликт, Афганская война, Индо-пакистанские конфликты, война в Персидском заливе, Чеченские войны, Баткенские события, Сирийская война, гражданская война в Ливии и другие.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый скоростной истребитель в мире всех времён. Отличился неоднократным использованием в качестве недостижимого для средств противовоздушной обороны того времени разведчика в разных частях мира.

Су-22

Фронтовой бомбардировщик Су-17/Су-20/Су-22

  • Год принятия на вооружение: 1970
  • Применение:многочисленные бои на воздушных границах разных стран, война Судного дня, война в Ливане, Афганская война, Ирано-иракская война, война в Чаде, война в Анголе, война в Персидском заливе, война в Йемене (1994), гражданская война в Ливии, война в Сирии.
  • Год снятия с вооружения: В строю за рубежом, в России — 1998
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Сверхзвуковой фронтовой истребитель-бомбардировщик, первый отечественный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла. Помимо стран бывшего СССР, поступал на вооружение ещё в 15 странах мира. Экспортные модификации Су-17 с разными двигателями продавались как Су-20 и Су-22.

Ту-154

Пассажирский самолёт Ту-154

  • Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
  • Год начала эксплуатации: 1972
  • Годы производства (из них серийного): 1968—2013 (1970—1998)
  • Год завершения эксплуатации: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Среднемагистральный пассажирский самолёт, самый распространённый в отечественной гражданской авиации в своё время и фактически один из её символов. Экспортировался во множество стран мира.

Ил-76

Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76

  • Генеральный конструктор: Г. В. Новожилов
  • Год принятия на вооружение: 1974
  • Производитель: Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова (до 1990-х); Авиастар-СП, г. Ульяновск (с 2010-х)
  • Год завершения эксплуатации: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Основной тяжелый военно-транспортный самолёт российской армии. На его основе разработано множество модификаций, в том числе самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-100. Экспортировался во множество стран мира. Производство, утраченное в Узбекистане в 2000-х, было возобновлено с радикально модернизированной версией Ил-76МД-90А в Ульяновске на основе отечественных комплектующих.

Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24

  • Год принятия на вооружение: 1975
  • Применение: Афганская война, война в Персидском заливе, Карабахская война, Чеченские войны, гражданская война в Таджикистане, Олимпийская война, гражданская война в Ливии, война в Сирии, война на Украине (2014—2023)
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Помимо стран бывшего СССР поступал на вооружение ещё в 7 странах.

Ту-144

Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144

Первый в мире взлетевший сверхзвуковой пассажирский авиалайнер.

Ту-22М3

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22М

  • Генеральный конструктор: А. Н. Туполев, А. А. Туполев
  • Главный конструктор: Д. С. Марков
  • Год принятия на вооружение: 1976
  • Применение: боевое дежурство в составе Стратегических ядерных сил, Афганская война, Чеченские войны, боевые действия на таджикско-афганской границе, Олимпийская война, война в Сирии, война на Украине (2014—2023)
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Сверхзвуковой дальний ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла. По аппаратно-бюрократическим мотивам, являясь практически абсолютно новым самолётом, создавался как «модификация» Ту-22. В советское время по договору с США был лишён средств дозаправки в воздухе, которые планируется вернуть на остающиеся на вооружении самолёты при модернизации до версии Ту-22М3М, начатой с 2018 г.

Як-50

Учебно-тренировочный самолёт для спортивного пилотажа Як-50

  • Год ввода в эксплуатацию: 1976
  • Годы производства: 1972—1986
  • Год снятия завершения эксплуатации: В строю
  • * Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Призванный стать заменой, прежде всего, пилотажных версий Як-18, самолёт Як-50 обладал выдающимися характеристиками и стал этапным в мировом развитии спортивной пилотажной авиации. Широко продавался по всему миру, включая даже развитые капиталистические страны.

Як-38

Палубный лёгкий штурмовик вертикального взлёта и посадки Як-38

  • Год принятия на вооружение: 1977
  • Применение: Афганская война.
  • Год снятия с вооружения: 2007
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Дозвуковой лёгкий штурмовик, предназначенный для базирования на палубах советских авианесущих крейсеров, не допускавших в то время использования обычных самолётов, а также для базирования в буквальном смысле на лесных полянах в тех местах, где его совсем не ждут. Один из очень немногих в истории самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, реально серийно строившихся и стоявших на вооружении.

Як-52

Спортивно-тренировочный самолёт Як-52

  • Год ввода в эксплуатацию: 1979
  • Годы производства: 1977—1998
  • Год снятия завершения эксплуатации: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самолёт Як-52, созданный на базе спортивно-пилотажного Як-50, стал, по всей видимости, первым в мире самолётом на котором можно было подготовить лётчика с нуля до уровня мастера спорта по высшему пилотажу. Надолго стал одним из основных учебно-тренировочных самолётов в стране.

Ил-86

Пассажирский самолёт Ил-86

  • Год начала эксплуатации: 1980 (декабрь)
  • Годы производства: 1976—1997
  • Год завершения эксплуатации: Частично в строю (в обычных перевозках до 2011 года)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Среднемагистральный широкофюзеляжный четырёхдвигательный пассажирский самолёт, первый отечественный серийный пассажирский широкофюзеляжный самолёт. Экспортировался в Китай.

Су-25

Штурмовик Су-25

  • Генеральные конструкторы: П. О. Сухой, Е. А. Иванов
  • Год принятия на вооружение: 1981
  • Применение: война в Афганистане, Ирано-иракская война, гражданская война в Анголе, Абхазская война, гражданская война в Таджикистане, Карабахская война, Чеченские войны, война в Конго, Эфиопо-эритрейский конфликт, конфликт в Македонии, Французско-Ивуарский конфликт, Дарфурский конфликт, война в Южной Осетии, война на севере Ирака, война в Сирии, война на Украине (2014—2023)
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый отечественный реактивный штурмовик. У самолёте реализована концепция улучшения обзора, грузоподъемности и защищённости за счёт снижения скорости до дозвуковых значений, поскольку выполнение задач непосредственной поддержки войск на больших скоростях и само по себе было крайне затруднено.

МиГ-31

Истребитель МиГ-31

Тяжёлый скоростной двухместный высотный истребитель-перехватчик, оборудованный очень мощной радиолокационной станцией и ракетами большой дальности. Первым в мире получил радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой. Изначально предназначался для охраны Арктики. Установил несколько мировых рекордов силами строевых пилотов без особой специальной подготовки самолётов. Значительно позднее в конце 2010-х стал ещё и истребителем-бомбардировщиком, получив на вооружение гиперзвуковую ракету «Кинжал».

ВМ-Т с грузом

Тяжёлый транспортный самолёт ВМ-Т «Атлант»

  • Генеральный конструктор: В. М. Мясищев
  • Год начала эксплуатации: 1982
  • Год завершения эксплуатации: 1990
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Специальная транспортная модификация стратегического бомбардировщика ВМ-3, предназначенная для перевозки элементов многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран» (баки и отсеки центрального блока диаметром 7,7 м, а также частично разукомплектованный многоразовый космический корабль «Буран») на внешней подвеске над фюзеляжем. Фактически именно этот самолёт выполнил все перевозки по программе создания этого комплекса, так как более тяжёлый Ан-225 на тот момент ещё отсутствовал.

МиГ-29

Истребитель МиГ-29

  • Генеральный конструктор: Р. А. Беляков
  • Год принятия на вооружение: 1983
  • Годы производства: 1981 — настоящее время
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Применение: война в Персидском заливе, Приднестровский конфликт, Эфиопо-эритрейская война, война в Югославии, Каргильский конфликт, Первая Чеченская война, конфликт в Дарфуре, Олимпийская война (2008), война в Сирии, война на Украине (2014—2023) и, видимо, другие конфликты.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Лёгкий фронтовой истребитель 4-го поколения, чрезвычайно широко разошедшийся на экспорт по миру. Имеет множество версий, в том числе палубную МиГ-29К.

А-50

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50

  • Генеральный конструктор: С. А. Атаянц (базовый самолёт Ил-76 — Г. В. Новожилов)
  • Год принятия на вооружение: 1989 (в эксплуатации с 1985 года)
  • Годы производства: 1978—1991
  • Применение: Чеченские войны, Индо-пакистанский конфликт (2019), война в Сирии, война на Украине (2014—2023)
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления, созданный на основе Ил-76 и призванный заменить устаревший к этому времени Ту-126. Поставлялся в Индию.

Су-27

Истребитель Су-27

  • Генеральные конструкторы: Н. С. Черняков, М. П. Симонов, А. А. Колчин, А. И. Книшев
  • Год принятия на вооружение: 1990 (в эксплуатации с 1985)
  • Применение: Абхазская война, Эфиопо-эритрейский конфликт, война в Южной Осетии, война в Сирии, война на Украине (2014—2023)
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Лучший тяжелый истребитель своего времени. Первый в мире серийный реактивный истребитель интегральной схемы (без четкого разделения крыла и фюзеляжа). Впоследствии на базе Су-27 было выпущено большое количество успешных глубоких модификаций, выпущенных в качестве новых истребителей и бомбардировщиков, в том числе палубный Су-33.

Ан-124

Тяжелый транспортный самолёт Ан-124 «Руслан»

Самый большой и грузоподъёмный серийный транспортный самолёт в мире. На момент своего создания самый крупный самолёт в мире. Установил множество мировых рекордов.

Ту-160

Стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь»)

  • Генеральный конструктор: А. А. Туполев
  • Год принятия на вооружение: 2005 (фактически в строю с 1987)
  • Применение: боевое дежурство в составе Стратегических ядерных сил с 1987 года, боевые действия в Сирии.
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла, обладающий рекордными параметрами бомбовой нагрузки и скорости для серийного бомбардировщика.

Орбитальный корабль «Буран»

Многоразовый орбитальный космический корабль-ракетоплан «Буран»

Один из двух в истории многоразовых крылатых пилотируемых космических кораблей радикально отличался от единственного аналога производства США не только отсутствием взлётных ракетных двигателей, но и наличием двигательной установки и возможности активного маневрирования на этапе спуска в атмосфере где, в отличие от «Спейс Шаттлов», он становился не планером, а полноценным самолётом, способным совершать достаточно длительный полёт. В дальнейшем не использовался в виду порочности самой концепции многоразовой последней ступени, поскольку надежды на создание лёгкой и одновременно прочной теплоизоляции окончательно рухнули вместе с гибелью шаттла «Коламбия», но своё основное предназначение — предотвратить полномасштабную гонку вооружений в космосе, к которой склонялись США, имея единственное на планете средство доставки сломанных ядерных бомб с орбиты на Землю, — Буран выполнил как раз своим первым полётом.

Ан-225

Сверхтяжелый транспортный самолёт Ан-225 «Мрия»

  • Генеральный конструктор: П. В. Балабуев
  • Год начала эксплуатации: 1989
  • Год завершения эксплуатации: 2022
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самолёт, созданный на основе Ан-124 «Руслан», является самым грузоподъемным и самым тяжёлым самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Всего установил около 250 мировых рекордов, хотя не является рекордным по габаритам. Имеет шесть двигателей. Был создан специально для транспортировки на внешней подвеске сверху многоразового космического корабля «Буран», а также полностью собранного центрального блока ракеты-носителя «Энергия» сверхтяжелого класса. В перспективе предполагалось его использование также для старта крылатого многоразового космического корабля космической системы «Макс».

Единственный достроенный экземпляр самолёта был уничтожен артиллерией вооруженных сил Украины в феврале 2022 года.

Як-141

Истребитель вертикального/короткого взлёта и посадки Як-141

  • Генеральные конструкторы: А. А. Левинских, В. Н. Павлов, К. Ф. Попович
  • Год первого полёта: 1985
  • Год прекращения разработки: 1992
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый в мире полноценный сверхзвуковой истребитель вертикального взлёта и посадки (до этого существовали только демонстраторы с минимальной боевой нагрузкой). Должен был применяться в качестве палубного самолёта для оснащения существовавших и перспективных авианесущих крейсеров. Разработка прекращена на стадии лётных испытаний прежде всего в силу общей тяжёлой ситуации в экономике страны.


Су-30

Истребитель Су-30

  • Год начала эксплуатации: 1992
  • Год принятия на вооружение: 1996
  • Применение: война в Сирии, пограничный конфликт Индии и Пакистана, война на Украине (2014—2023)
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Разработанный на базе учебно-боевой версии истребителя Су-27 (Су-27УБ) многофункциональный двухместный истребитель поколения 4+. Имеет двигатели с управляемым вектором тяги. В силу наличия второго члена экипажа хорошо подходит для выполнения ударов по наземным и надводным целям, а также для непосредственного управления воздушным боем. Отличается, особенно в последних модификациях, приближенностью с точки зрения оборудования к требованиям, предъявляемым к истребителям 5 поколения. Широко поставляется на экспорт как минимум в 12 стран мира и собирается по лицензии в Индии. В российскую армию в больших количествах стал поступать только в 2010-х. Внешне большинство модификаций самолёта, кроме, в частности, поставлявшихся в Китай, отличаются наличием переднего горизонтального оперения, связанного с использованием мощного и тяжелого радиолокатора.

Ил-96

Пассажирский самолёт Ил-96

  • Год начала эксплуатации: 1993 (декабрь)
  • Годы производства: 1988—настоящее время
  • Год завершения эксплуатации: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Дальнемагистральный широкофюзеляжный четырёхдвигательный пассажирский самолёт, первый отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт. Имеет грузовые и специальные модификации, причём продолжает модернизироваться и в 2020-х. Экспортировался на Кубу.

Ту-204

Пассажирский/специальный самолёт Ту-204/Ту-214

  • Год начала эксплуатации: 1996
  • Применение (Ту-214Р): война в Сирии, война на Украине (2014—2023)
  • Год завершения эксплуатации: В строю

Узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разрабатывавшийся на замену Ту-154, но в связи с ситуацией в стране производился в относительно малых объемах. Имеет несколько более тяжёлую модификацию Ту-214 на основе которой был создан целый ряд самолётов специального назначения: разведывательный Ту-214Р, специальный самолёт для авиаинспекций в рамках договора «открытого неба» Ту-214ОН и самолёт-ретранслятор Ту-214СР.

Як-130

Учебно-боевой самолёт Як-130

  • Генеральный конструктор: К. Ф. Попович
  • Год начала эксплуатации: 2010
  • Год завершения эксплуатации: В строю

Учебно-боевой самолёт для замены чешского L-39 разрабатывался с конца 1980-х годов. Его особенностью является то, что система управления самолётом может быть настроена так, чтобы имитировать особенности пилотирования различных боевых самолётов на дозвуковых скоростях. Для обеспечения проекта финансированием и современной авионикой (приборами и электроникой), отсутствовавшими в стране в 1990-е годы самолёт было решено создавать совместно с итальянской фирмой Alenia Aermacchi. В результате, последняя выпускает свою версию самолёта (М-246), но отвечает также и за поставки Як-130 за пределы стран СНГ. Несмотря на наличие многочисленных конкурентов, включая итальянского двойника, самолёт достаточно широко распространился по миру.

Сухой Суперджет 100

Ближнемагистральный пассажирский самолёт «Сухой Суперджет 100»

  • Год начала эксплуатации: 2011
  • Год завершения эксплуатации: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый российский пассажирский самолёт, разработанный после развала СССР. Отличается относительно высокой долей иностранных комплектующих, что обусловлено желанием разработчиков догнать мировой уровень самолётостроения после кризиса отечественной экономики 1990-х. Достаточно популярен в своем сегменте рынка и поставляется на экспорт.

Су-35С

Истребитель Су-35

  • Год принятия на вооружение: Февраль 2014
  • Применение: война в Сирии, война на Украине (2014—2023)
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Сверхманевренный одноместный истребитель поколения 4++, созданный на основе Су-27. В ранних прототипах (Су-27М) имел переднее горизонтальное оперение, но в первых серийных самолётах Су-35С его устанавливать не стали. Экспортировался в Китай, планируются поставки в Алжир и Индонезию.

Су-34

Истребитель-бомбардировщик Су-34

  • Генеральный конструктор: Р. Г. Мартиросов
  • Год принятия на вооружение: Март 2014 (фактически ограниченно использовался с 2006 года)
  • Применение: война в Южной Осетии, война в Сирии, война на Украине (2014—2023)
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый лучший истребитель-бомбардировщик своего времени, имеющий полноценные истребительные свойства поколения 4++ при полноценных же свойствах лёгкого бомбардировщика, включая двухместную комфортабельную и бронированную кабину с рабочими местами бок-о-бок, возможностью выпрямиться во весь рост и всевозможными удобствами, обеспечивающими очень большую дальность полёта с дозаправками. Разработан на основе истребителей Су-27 и Су-33. Допускает сверхзвуковые скорости полёта и обладает высокой маневренностью.

Су-57

Многофункциональный истребитель Су-57

  • Генеральный конструктор: А. Н. Давиденко, М. Стрелец
  • Год принятия на вооружение: Проходит опытную эксплуатацию
  • Производитель: Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина
  • Применение: боевые действия в Сирии, война на Украине (2014—2023)
  • Год снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Один из первых в мире истребителей 5 поколения, обладающий уникальными качествами. Фактически первый в мире полноценный многофункциональный истребитель 5 поколения[4].

МС-21

Среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21

  • Год начала эксплуатации: Начало серийного производства[9]
  • Производитель: Иркутский авиационный завод
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый крупный российский пассажирский самолёт с крылом из композиционных материалов, достаточно редким ещё и в мировой практике и полностью отсутствующим в соответствующем классе самолётов. Стал вторым после самолёта Сухой Суперджет 100 отечественным пассажирским самолётом, спроектированным после развала СССР, но отличающийся резко сниженной долей иностранных комплектующих.

Вертолёты и автожиры

ЦАГИ 1-ЭА

Опытный вертолёт ЦАГИ 1-ЭА (ЦАГИ 3-ЭА)

  • Генеральный конструктор: А. М. Черёмухин
  • Год начала испытаний: 1930
  • Год завершения эксплуатации: 1934
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый советский вертолёт. Вероятно, первый в мире нормально летавший вертолёт одновинтовой схемы. В 1932 году установил мировой рекорд высоты полёта (605 м против достигнутых на западе 18 м), не зарегистрированный официально из-за того, что СССР не состоял в Международной авиационной федерации. Всего было построено два несколько отличавшихся вертолёта с индивидуальными названиями ЦАГИ 1-ЭА и ЦАГИ 3-ЭА.

А-7

Автожир А-7

  • Генеральный конструктор: Н. И. Камов
  • Год начала испытаний: 1934
  • Год начала эксплуатации: 1938
  • Год завершения эксплуатации: 1941
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео
  • Применение: Зимняя (советско-финская) война, Великая Отечественная война

Первый в мире боевой (вооружённый) винтокрылый летательный аппарат. Автожиры отличаются от вертолётов отсутствием привода несущего винта, вращаемого только набегающим потоком воздуха. Первый серийно производившийся отечественный винтокрылый летательный аппарат. Эпизодически использовался в полярной палубной авиации и в сельском хозяйстве. В военных целях использовался как корректировщик артиллерийского огня и транспорт для ночных полётов за линию фронта к партизанам, хотя имел возможность нести не только три штатных пулемёта, но и, в последних модификациях, две бомбы.

Ми-1

Лёгкий многоцелевой вертолёт Ми-1

  • Генеральный конструктор: М. Л. Миль
  • Год начала эксплуатации: 1950
  • Производители: Завод № 387 (ныне Казанский вертолётный завод), Оренбургский (Чкаловский) завод № 47, Ростовский авиазавод № 168 (ныне Роствертол), PZL-Świdnik (Польша), опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
  • Годы производства: 1950—1965
  • Год завершения эксплуатации: 1983 (СССР)
  • Применение: Арабо-израильские войны, Гражданская война в Северном Йемене
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый отечественный крупносерийный вертолёт, долгое время основной отечественный учебный вертолёт. Производился не только в СССР, но и в Польше, использовался в 17 странах мира.

Ми-2

Лёгкий многоцелевой вертолёт Ми-2

  • Генеральный конструктор: М. Л. Миль
  • Год начала эксплуатации: 1965
  • Годы производства: 1965—1998 (массово до 1992), позднее глубокая польская модернизация до 2006
  • Производители: PZL-Świdnik (Польша).
  • Год завершения эксплуатации: в строю
  • Применение: Война Судного дня (1973), Афганская война, Перуанско-эквадорский конфликт (1995)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый отечественный серийный вертолёт с газотурбинным двигателем, созданный с максимально возможной преемственностью деталей от Ми-1. Серийно выпускался только в Польше до 1992 года, куда был передан в рамках распределения работ по странам СЭВ. Поставлялся в больших количествах (всего выпущено более 5400 вертолётов) как в СССР, так и во множество других стран, зачастую после перепродажи.

Ми-4

Многоцелевой вертолёт Ми-4

  • Генеральный конструктор: М. Л. Миль
  • Год начала эксплуатации: 1953
  • Годы производства: 1952—1979 (в СССР 1968)
  • Производители: Саратовский авиационный завод, Казанский вертолётный завод, , Харбин (Китай), опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
  • Год завершения эксплуатации: 1988 (СССР)
  • Применение: Ввод войск в Венгрию (1956), Война за независимость Бангладеш, Гражданская война в Эфиопии, Гражданская война в Северном Йемене, Война Судного дня (1973), Первая гражданская война в Судане, Вьетнамская война.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый большой вертолёт в мире на момент разработки. Первый массовый и основной транспортный вертолёт вооруженных сил стран соцлагеря и некоторых других с 1950-х до 1970-х годов. Широко распространился по миру, поступив на вооружение в 36 странах. Первый серийный вертолёт, нёсший встроенное вооружение. Вертолёт установил 7 мировых рекордов и был награждён золотой медалью и дипломом Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе.

Ми-6

Тяжелый многоцелевой вертолёт Ми-6

  • Генеральный конструктор: М. Л. Миль
  • Год начала эксплуатации: 1963
  • Годы производства: 1959—1980
  • Производители: Завод № 23 (ныне ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), г. Москва, Завод № 168 (ныне Роствертол), г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
  • Год завершения эксплуатации: в строю на 2016 год (в России до середины 2010-х)
  • Применение: Война в Афганистане, вероятно и другие конфликты.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый тяжелый транспортный вертолёт одновинтовой схемы. Самый грузоподъёмный и самый скоростной вертолёт своего времени. Установил 14 мировых рекордов, использовался в 15 странах мира, в некоторых из которых использовался, по меньшей мере до 2016 года.

Ми-8

Многоцелевой вертолёт Ми-8/Ми-17/Ми-171/Ми-172

  • Генеральный конструктор: М. Л. Миль
  • Год начала эксплуатации: 1965
  • Годы производства: 1965 — настоящее время
  • Производители: Казанский вертолётный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
  • Год завершения эксплуатации: в строю
  • Применение: Шестидневная война, Война Судного дня, Афганские войны, Эфиопо-сомалийская война, Ирано-Иракская война, Война в Ливане, Война Пакиша, Война в Персидском заливе, Карабахский конфликт, Грузино-абхазская война, Чеченские войны, Эфиопо-эритрейская война, Война в Югославии, Каргильский конфликт, Иракская война, Операция Бутана против ассамских мятежников, Олимпийская война, Война в Сирии, Обеспечение безопасности Крыма, Война на Украине (2014—2023) и, видимо, другие.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире. Используется более, чем в 50 странах мира. Из-за крайней удачности находится в производстве более 50 лет вплоть до настоящего времени.

Ми-10К

Грузовой вертолёт Ми-10К (Ми-10)

  • Генеральный конструктор: М. Л. Миль
  • Год начала эксплуатации: Около 1975 (Ми-10 — около 1965)
  • Годы производства: 1964—1969
  • Производители: Ростовский вертолётный завод (ныне Роствертол), г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
  • Год завершения эксплуатации: 2009 (2010?) (Ми-10К)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Специализированный вертолёт Ми-10 изначально был создан для перевозки военных грузов на внешней подвеске на специальной платформе, однако более удачным оказалась модификация Ми-10К, представлявшая собой специализированный вертолёт — воздушный кран, обеспечивавшая крайне высокую точность и удобство монтажа.

В-12 (Ми-12)

Сверхтяжёлый многоцелевой вертолёт В-12 (Ми-12)

  • Генеральный конструктор: М. Л. Миль
  • Год принятия на вооружение: — (опытная эксплуатация с 1968 года)
  • Производитель: Московский вертолётный завод (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
  • Год завершения эксплуатации: 1974
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый тяжёлый и грузоподъёмный из когда-либо построенных в мире вертолётов. Официально так и не получил названия Ми-12, оставшись с временным В-12. В 1969 году установил до сих пор не побитые мировые рекорды грузоподъёмности. Всего было построено два опытных экземпляра машины, выполнявших, впрочем, и международные перелёты, в частности на авиасалон в Ле-Бурже 1971 года. Тогда же был выполнен ряд демонстрационных полётов в европейских столицах. Оба они находятся в музеях Подмосковья.

Ми-14

Многоцелевой вертолёт-амфибия Ми-14

  • Генеральный конструктор: М. Л. Миль, М. Н. Тищенко
  • Год начала эксплуатации: 1976
  • Производитель: Казанский вертолётный завод, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
  • Год завершения эксплуатации: в строю
  • Применение: Траление морских мин времён Второй мировой войны, Операция на острове Ндзуани
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Единственный отечественный вертолёт, способный маневрировать на поверхности воды, созданный с некоторым использованием частей вертолёта Ми-8. Широко использовался береговой авиацией в качестве противолодочного, поисково-спасательного и противоминного. Использовался не менее, чем в 16 странах.

Ка-26

Лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-26

  • Генеральный конструктор: Н. И. Камов
  • Год начала эксплуатации: 1969
  • Годы производства: 1969—1985
  • Производители: Кумертауское авиационное производственное предприятие, Улан-Удэнский авиационный завод
  • Год завершения эксплуатации: в строю (2019)

Лёгкий вертолёт, применяющийся прежде всего в сельскохозяйственной авиации. Использовался более, чем в 10 странах, состоял на вооружении в военно-воздушных силах Румынии и Венгрии.

Ка-25ПС

Противолодочный вертолёт Ка-25

  • Генеральный конструктор: Н. И. Камов
  • Год принятия на вооружение: 1971
  • Годы производства: 1965—1973
  • Производитель: Улан-Удэнский авиационный завод
  • Год снятия с вооружения: конец 1990-х(?)
  • Применение: Международная операция по очистке Суэцкого канала (1974), Гражданская война в Ливане (1975—1990), Югославские войны (1991—2001)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый отечественный вертолёт корабельного базирования средней грузоподъемности, использовавшийся в основном в качестве противолодочного, но имевший также ряд модификаций другого назначения. Состоял на вооружении в нескольких странах мира.

Ми-24

Ударный вертолёт Ми-24

  • Генеральный конструктор: М. Л. Миль, М. Н. Тищенко
  • Год начала эксплуатации: 1972
  • Годы производства: 1970 — ?
  • Производители: Ростовский вертолётный завод (ныне Роствертол), г. Ростов-на-Дону, Завод «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, г. Арсеньев, Приморский край, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
  • Год завершения эксплуатации: в строю
  • Применение: Гражданская война в Анголе, Кампучийско-вьетнамский конфликт, Эфиопо-сомалийская война, Чадско-ливийский конфликт, Афганские войны, Ирано-иракская война, Гражданская война на Шри-Ланке, Вторая гражданская война в Судане, Карабахский конфликт, Вооружённый конфликт в Приднестровье, Гражданская война в Сьерра-Леоне, Абхазская война, Чеченские войны, Война в Хорватии, Эфиопо-эритрейская война, Конфликт в Македонии, Иракская война, Олимпийская война, Гражданская война в Кот-д’Ивуаре, Гражданская война в Ираке, Война на Украине (2014—2023), Сирийская война, Война в Йемене и, вероятно, другие конфликты
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый европейский и второй в мире специализированный боевой вертолёт, при этом стал первым в мире ударным вертолётом, получившим также ограниченные транспортные возможности из-за наличия отсека для десанта, эвакуации раненых и тому подобных грузов. На 2018 годя является вторым по распространённости в мире ударным вертолётом. В России имеет неофициальное название «крокодил». Состоит или состоял на вооружении в более, чем 50 странах мира.

Ми-26

Тяжелый многоцелевой вертолёт Ми-26

  • Генеральный конструктор: М. Н. Тищенко
  • Год начала эксплуатации: 1980
  • Годы производства: 1980 — настоящее время
  • Производитель: Роствертол, г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
  • Год завершения эксплуатации: в строю
  • Применение: Афганская война, Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС, Гражданская война в Анголе, Карабахская война, Чеченские войны, Война на Украине (2014—2023)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Крупнейший и грузоподъёмнейший в мире серийно выпускаемый вертолёт. Установил 14 мировых рекордов. Используется или использовался, как минимум, в 18 странах мира. Имел опытную модификацию в виде воздушного командного пункта Ми-27.

Ка-27ПС

Противолодочный вертолёт Ка-27

  • Генеральный конструктор: С. В. Михеев
  • Год начала эксплуатации: 1981
  • Годы производства: 1980 — настоящее время
  • Производитель: Кумертауское авиационное производственное предприятие
  • Год завершения эксплуатации: в строю
  • Применение: Сирийская война (со стороны Сирийского военно-морского флота)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Вертолёт морского базирования, сменивший Ка-25. Имеет большое количество модификаций различного назначения. Состоит или состоял на вооружении по меньшей мере в 18 странах мира.

Ми-28Н

Ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник»

  • Генеральный конструктор: М. Н. Тищенко, М. В. Вайнберг
  • Год принятия на вооружение: 2009
  • Годы производства: 2007 — настоящее время
  • Производитель: Роствертол, г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
  • Год завершения эксплуатации: в строю
  • Применение: Сирийская война, Гражданская война в Ираке, Война на Украине (2014—2023)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Один из двух, наряду с Ка-52, современных ударных российских вертолётов. Отличается повышенной живучестью. Помимо России, состоит на вооружении Алжира и Ирака. Имеет модернизированную версию Ми-28НМ.

Ка-52

Ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор»

Единственный в мире ударный вертолёт соосной схемы, изначально отрабатывавшийся в одноместном варианте как Ка-50 «Чёрная акула». Вследствие этого имеет повышенную маневренность, что крайне полезно, например, в горах. Также отличается посадкой экипажа бок-о-бок, что улучшает взаимодействие лётчиков в бою. Помимо России, вертолеты этого типа закупил Египет. Имеет корабельную модификацию Ка-52К «Катран».

Ансат-У

Лёгкий многоцелевой вертолёт «Ансат»

  • Год начала эксплуатации: 2013 (ранее — с существенными ограничениями)
  • Годы серийного производства: 2009 — настоящее время
  • Производители: Казанский вертолётный завод, г. Казань, Республика Татарстан
  • Год завершения эксплуатации: в строю

Лёгкий многоцелевой вертолёт, призванный заменить безнадёжно устаревший Ми-2 и выпускавшийся в небольших количествах Ми-34, был разработан с использованием большого количества технических новинок, что отчасти обусловило его долгую сертификацию, но позволило получить характеристики, местами превышавшие мировой уровень. Помимо прочих модификаций, получили особую известность армейский учебно-тренировочный «Ансат-У» и люксовая версия вертолёта «Ансат Aurus», выполненная с отделкой в стиле одноимённых отечественных автомобилей представительского класса. Вертолёт достаточно широко экспортируется.

Ми-38

Средний многоцелевой вертолёт Ми-38

  • Год начала эксплуатации: 2015
  • Годы серийного производства: 2018 — настоящее время
  • Производитель: Казанский вертолётный завод, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
  • Год завершения эксплуатации: в строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Вертолёт, призванный дополнить и в перспективе отчасти заменить легендарное семейство Ми-8 в несколько более тяжелом весе, но, по сути, с теми же двигателями. Отличается задним расположением двигателей, что положительно сказалось на аэродинамике, и широким использованием композитных материалов.

См. также

Примечания

  1. См. раздел «Бронетехника» — Т-34
  2. См. раздел «Ракеты и установки ПВО» — Катюша
  3. См. раздел «Пехотное оружие» — ППШ
  4. Появившийся ранее в США истребитель F-22 не может эффективно атаковать наземные цели из-за малого размера отсеков вооружения, а истребитель F-35 и вовсе является машиной с явно урезанными возможностями в плане скорости и маневренности.

Ссылки