Российский военно-морской флот: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 92: | Строка 92: | ||
Депутаты опомнились только когда в Европе уже вовсю пахло жареным — только 1911 году был принят Закон о флоте, согласно которому в стране началось строительство дредноутного флота, который смог бы в достаточной мере обеспечить интересы и суверенитет страны. | Депутаты опомнились только когда в Европе уже вовсю пахло жареным — только 1911 году был принят Закон о флоте, согласно которому в стране началось строительство дредноутного флота, который смог бы в достаточной мере обеспечить интересы и суверенитет страны. | ||
В результате, к началу Первой мировой войны страна не имела ни одного современного линкора-дредноута ни на Балтике, ни на Чёрном море. Германский же флот к этому времени настолько превосходил отечественный Балтийский, что при желании имел все шансы провести высадку войск прямо под Санкт-Петербургом<ref>По оценке военных специалистов того времени Бьоркезундский рейд Выборгского залива вполне подходил для высадки огромной армии.</ref>. Вследствие этого начало Первой мировой войны Балтийский флот встречал у спешно устанавливаемых минных полей в самом узком месте Финского залива, а его командующий, адмирал Эссен, выходя в море, не без оснований считал, что | В результате, к началу Первой мировой войны страна не имела ни одного современного линкора-дредноута ни на Балтике, ни на Чёрном море. Германский же флот к этому времени настолько превосходил отечественный Балтийский, что при желании имел все шансы провести высадку войск прямо под Санкт-Петербургом<ref>По оценке военных специалистов того времени Бьоркезундский рейд Выборгского залива вполне подходил для высадки огромной армии.</ref>. Вследствие этого начало Первой мировой войны Балтийский флот встречал у спешно устанавливаемых минных полей в самом узком месте Финского залива, а его командующий, адмирал Эссен, выходя в море, не без оснований считал, что немногие из идущих в поход снова увидят родную базу. | ||
Однако, если на Балтике флоту откровенно повезло — надежды германского командования победить английский флот заставляли держать все современные корабли в 1914 году на Северном море, то на юге один-единственный германский линейный крейсер «Гебен», упущенный англичанами в Средиземном море, сумел практически полностью парализовать не только действия флота в войне с Турцией, но и все перевозки на Чёрном море. Собственно, именно отсутствие в российском черноморском флоте дредноутов позволило Германии втянуть Турцию в войну на своей стороне. | Однако, если на Балтике флоту откровенно повезло — надежды германского командования победить английский флот заставляли держать все современные корабли в 1914 году на Северном море, то на юге один-единственный германский линейный крейсер «Гебен», упущенный англичанами в Средиземном море, сумел практически полностью парализовать не только действия флота в войне с Турцией, но и все перевозки на Чёрном море. Собственно, именно отсутствие в российском черноморском флоте дредноутов позволило Германии втянуть Турцию в войну на своей стороне. |
Версия от 15:58, 31 августа 2014
Зачем России флот: задачи российского военно-морского флота
Если коротко, флот нужен России для решения следующих задач:
- Обеспечение ракетно-ядерного сдерживания — по состоянию на 2010-е годы атомные подводные лодки являются самыми мало уязвимыми из всех носителей стратегических ракет. Комплексы наземного и воздушного базирования по сравнению с подводными лодками гораздо более подвержены угрозам со стороны высокоточного оружия, поскольку они либо, как шахтные ракетные комплексы, размещены стационарно и их координаты могут быть определены заранее, либо неплохо видны со спутников, беспилотников и прочих современных средств разведки.
- Обеспечение свободы судоходства — только наличие вежливых крейсеров за спиной частенько спасает гражданских российских моряков от произвола местных властей в отдалённых и не очень точках Мирового океана.
- Оборона островов, побережья и внутренних районов страны от нападения с моря — только наличие мощного флота способно отогнать чужие авианосцы, атомные подводные лодки и корабли-носители крылатых ракет подальше от наших берегов. В противном случае бомбардировщики с авианосцев имели бы шанс долететь даже до Москвы вскоре после начала гипотетического вооружённого конфликта.
- Участие в охране морских и шельфовых природных ресурсов, в том числе в спорных районах — хотя это задача в основном пограничных кораблей, но в тяжёлых случаях требуются аргументы более крупного калибра. У России имеются в той или иной мере спорные участки практически во всех окружающих её морях: Балтийском, Чёрном, Азовском, Каспийском, Баренцевом, Беринговом, Чукотском, Охотском и Японском.
- Обеспечение «проецирования силы» российской армии в любые уголки планеты — хотя это отчасти умеет делать и авиация, но присутствовать в сильно удалённом от ближайшей базы районе неделями и месяцами могут только корабли. Они же могут высаживать стратегические десанты. Свежий пример — демонстративное дежурство и учения Российского флота у берегов Сирии в 2013 году.
- Обеспечение транспортных операций в условиях войны или военной опасности, прорыв блокады — см. свежий пример 2014 года — «Сирийский экспресс» — действия российского флота по доставке грузов в Сирию с помощью военных (десантных) кораблей, в условиях, когда гражданские корабли и самолёты другие страны пытались останавливать и досматривать.
- Выполнение операций по блокаде побережья — сюда входит, например, перехват транспортов с оружием для террористических организаций в XIX веке, из свежих примеров можно привести блокаду Донузлава в начале 2014 года в ходе операции по обеспечению безопасности референдума в Крыму.
- Непосредственная поддержка боевых действий в приморских районах — поддержка с моря может легко оказаться решающей в любой наземной операции в прибрежном районе, поскольку, несмотря на развитие полевой артиллерии, и вертолётов, им ещё очень далеко до той плотности огня, которую могут обеспечить корабли, обладающие огромным боезапасом и автоматической артиллерией. Точно также не теряют своего значения и морские тактические десанты. В частности, серьёзная десантная операция имела место в 2008 году ходе войны 08.08.08 на побережье Абхазии, в ходе которой не только были оперативно переброшены необходимые силы десанта, но и частично потоплены, частично обращены в бегство грузинские катера, пытавшиеся помешать операции.
История Российского военно-морского флота
Древняя Русь
В заросшей лесами и обильно изрезанной реками стране водный транспорт являлся основным, а во многих случаях и единственным средством передвижения в летнее время. Поэтому населявшие Древнюю Русь люди в больших объёмах пользовались небольшими парусно-гребными судами, пригодными как для плавания по рекам и пересечения волоков, так и для каботажного плавания по акваториям Балтийского, Чёрного и Азовского морей.
Достоверно известно, что ещё языческий древнерусский флот, по крайней мере, пытался осаждать крупнейший город-крепость того времени — Константинополь и непременно взял бы его если бы не буря, вызванная, как считалось, вмешательством свыше[1].
Средние века
Значение морской торговли для государства осознавал ещё Иван III Великий, пытавшийся построить порт в устье Наровы, но не преуспевший из-за протекционистских мер со стороны тогдашних европейских конкурентов — Ганзейского союза и множества других проблем, которые должна была одновременно решать только ещё сбрасывавшая долгое иго страна.
Следующий шаг сделал его внук — Иван Грозный при котором в ходе Ливонской войны были наняты первые боевые корабли для Балтийского флота, однако они, не имея оборудованных баз, в конце концов не смогли победить своих многочисленных противников. Основной же заслугой первого русского Царя в становлении флота стало строительство первых двух важнейших портов России: в 1558 году — новой Астрахани в устье Волги на Каспийском море и в 1584 году — Архангельска в устье Северной Двины на Белом море. Также при Иване Грозном на долгое время — более двадцати лет — стал российским и давал огромные доходы в казну порт в Нарве.
И, наконец, при Алексее Михайловиче был сделан следующий шаг в этом направлении — для Каспийской флотилии были построены и в 1669 году вступили в строй несколько современных на тот момент боевых кораблей первый достаточно крупный парусный боевой корабль — фрегат «Орёл», однако это начинание не получило продолжение из-за фактической гибели флотилии во время восстания Стеньки Разина.
Петровская эпоха
В ходе осад Азова, а затем и Северной войны оказалось, что флот решительно необходим для достижения каких-либо успехов в боевых действиях в прибрежных районах, в связи, с чем страна начала активно строить флот сначала на Азовском, а затем и на Балтийском морях.
Заработали крупные верфи под Архангельском, под Воронежем, в Олонецком крае и в Санкт-Петербурге. Были построены морские крепости с военными портами Троицк (нынешний Таганрог) и Кронштадт, строилась крепость в Балтийском порту (ныне Палдиски), а также реконструировались укрепления Динамюнде (Динабурга) у Риги. Также был основан крупнейший коммерческий порт Санкт-Петербург.
К сожалению, наиболее сильный первоначально Азовский флот был потерян в 1711 году из-за утраты Таганрога и Азова по результатам катастрофически неудачного сухопутного Прутского похода, где турецкие войска едва не взяли в плен самого Петра I. Однако в дальнейшем Балтийский флот, вынужденный противостоять сильному шведскому флоту далеко превзошёл по силе бывший Азовский. Венцом его развития в это время стал спроектированный частично самим Петром I, но вступивший в строй уже при Петре II 100-пушечный линейный корабль «Пётр I и II», находившийся на самом переднем крае технологических достижений той эпохи.
В этот период российским флотом и береговыми войсками были одержаны следующие выдающиеся морские победы:
- В ходе войны с Турцией осуществлена успешная осада Азова с суши и с моря в 1696 году — эта победа обеспечила стране выход к Азовскому морю.
- В ходе войны с персидскими сепаратистами, мешавшими торговле, в 1722…1723 гг с помощью Каспийской флотилии проведён успешный захват всего западного и южного побережья Каспийского моря, включая Баку и северные районы нынешнего Ирана.
- В ходе Северной, по результатам которой Россия получила выход к Балтийскому морю с приобретением обширного побережья от Выборга до Риги, флотом и береговыми войсками одержано множество побед:
- Победа в сражении у Новодвинской крепости 25 июня (6 июля) 1701 года.
- Победа в бою в устье Невы 7 (18) мая 1703 года.
- Победа в Гангутском сражении 27 июля (7 августа) 1714 года.
- Победа в Эзельском бою 24 мая (4 июня) 1719 года.
- Успешное проведение высадки десантов на побережье Швеции с целью принуждения Швеции к миру летом 1719 года.
- Победа в сражении при Гренгаме 27 июля (7 августа) 1720 года.
Эпоха дворцовых переворотов
В некоторой степени утративший свою силу в это время флот, тем не менее, получил выдающийся для своего времени 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна».
Также российский флот провёл успешную операцию по доставке осадного снаряжения и осаде с моря одной из лучших крепостей того времени — Данцига (Гданьска). Город, в результате, был взят, несмотря на то, что осаждающих было меньше, чем осаждённых. В плен попал также французский фрегат, и, в результате, значительно упрочнилось политическое положение России в Европе и, особенно, влияние в Польше.
Екатерининская эпоха
При Екатерине II значение флота резко возросло из-за войн с Турцией, которые отечественный флот успешно вёл как на Азовском и Чёрном, так и на Средиземном морях. Был основан Черноморский флот, морская крепость Севастополь, верфи в Херсоне и Николаеве, а также глубоководный коммерческий порт Одесса.
В это же время в российском флоте служил по-видимому лучший флотоводец всех времён и народов — адмирал Фёдор Ушаков, не потерявший в 43-х сражениях ни одного корабля и ни одного подчинённого пленным, хотя сам на раз уничтожал целые эскадры превосходящего противника. В 2000-х Русская православная церковь, признала глубоко верующего адмирала святым.
При Павле I флот пополнился самым сильным боевым кораблём в мире — был спущен на воду линейный корабль «Благодать».
При Александре I флот отошёл на второй план, поскольку страна, имея сильнейшего союзника на море — Англию, получила ещё более опасного противника на суше — в союзниках и подданных Наполеона к 1812 года находилась практически вся континентальная Европа.
Николаевская эпоха
Броненосный флот
Становление отечественного броненосного флота началось в трудных условиях Великих Реформ и последствий Крымской войны. Тем не менее, уже вскоре Россия построила броненосец «Пётр Великий», ненадолго ставший сильнейшим кораблём планеты. А затем изобрела целый класс броненосных крейсеров, которые отлично себя проявили во время главной боевой операции 1860-х — американской экспедиции. Присутствие российских крейсеров в Нью-Йорке и других портах США позволило остудить горячие головы в британском адмиралтействе и предотвратить зарубежное вмешательство в процесс ликвидации очередного польского восстания.
В войне с Турцией 1877—1878 года отечественный флот всё ещё был недостаточно сильным на Чёрном море, но, тем не менее, сумел организовать достойный отпор турецкому флоту широко применив шестовые и, впервые в мире, самодвижущиеся мины (торпеды).
Практически всю эпоху броненосного флота Россия находилась в состоянии холодной войны с Британской Империей, поэтому Россия постоянно совершенствовала свои океанские крейсера, способные в случае чего так нарушить британскую торговлю, чтобы сделать невыгодной любую войну.
Броненосный флот после Русско-Японской войны
После поражения в Русско-Японской войне основной проблемой Русского Императорского Флота стала не потеря кораблей, которые всё равно быстро устаревали из-за смены эпох кораблестроения, а неспособность тех, кто это поражение и спровоцировал, конструктивно работать во вновь избранной Государственной Думе.
До конца 1900-х годов в стране вводились в строй только корабли заложенные, либо заказанные ещё по довоенным проектам во время Русско-Японской войны. В результате, в то время, когда Германия и Англия вели активнейшую гонку вооружений на море, строя первые, не очень, правда, удачные линкоры-дредноуты, в России вступили в строй только считанное по пальцам число броненосцев и крейсеров, построенных лишь по незначительно улучшенным довоенным проектам. На Чёрном море были введены в строй два броненосца типа «Иоанн Златоуст» и один бронепалубный крейсер типа «Богатырь», а на Балтийском море — два броненосца типа «Андрей Первозванный» и три броненосных крейсера типа «Адмирал Макаров». Единственным по-настоящему современным кораблём, введённым в строй в это время стал, мощный броненосный крейсер «Рюрик», построенный в Англии при российском участии как часть большого контракта по покупке лицензии на прорывную для того времени конструкцию орудийных затворов фирмы «Виккерс».
В это же время все оставшиеся к этому времени в строю броненосцы на основании опыта Русско-Японской войны были переклассифицированы в линейные корабли (линкоры). В то же время фактическая слабость армии и флота не позволили предотвратить аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины во время Боснийского кризиса 1908-1909 гг, когда нашей стране пришлось отмалчиваться, точно как во время событий в Югославии в 1990-х гг.
Дредноутный флот
Депутаты опомнились только когда в Европе уже вовсю пахло жареным — только 1911 году был принят Закон о флоте, согласно которому в стране началось строительство дредноутного флота, который смог бы в достаточной мере обеспечить интересы и суверенитет страны.
В результате, к началу Первой мировой войны страна не имела ни одного современного линкора-дредноута ни на Балтике, ни на Чёрном море. Германский же флот к этому времени настолько превосходил отечественный Балтийский, что при желании имел все шансы провести высадку войск прямо под Санкт-Петербургом[2]. Вследствие этого начало Первой мировой войны Балтийский флот встречал у спешно устанавливаемых минных полей в самом узком месте Финского залива, а его командующий, адмирал Эссен, выходя в море, не без оснований считал, что немногие из идущих в поход снова увидят родную базу.
Однако, если на Балтике флоту откровенно повезло — надежды германского командования победить английский флот заставляли держать все современные корабли в 1914 году на Северном море, то на юге один-единственный германский линейный крейсер «Гебен», упущенный англичанами в Средиземном море, сумел практически полностью парализовать не только действия флота в войне с Турцией, но и все перевозки на Чёрном море. Собственно, именно отсутствие в российском черноморском флоте дредноутов позволило Германии втянуть Турцию в войну на своей стороне.
Вступившие в середине войны в строй 4 линейные корабля типа «Севастополь» на Балтике и два более мощных корабля типа «Императрица Мария» на Чёрном море, хоть и резко изменили соотношение сил, но полностью исправить положение уже не смогли, а подоспевший уже в 1917 году третий черноморский дредноут «Воля» (до февральской революции «Император Александр III») типа «Императрица Мария» на Чёрном море и вовсе опоздал.
К моменту начала революционного развала на верфях страны строились 5 линкоров-сверхдредноутов следующего поколения: четыре формально считавшихся линейными крейсерами, а на самом деле являвшиеся быстроходными линкорами корабля типа «Измаил» с мощной 12х356-мм/60 артиллерией и чисто формально однотипный другим черноморским линкорам «Император Николай I»[3] Наиболее готовыми к вводу в строй к моменту развала экономики в середине 1917 — начале 1918 года были линейный крейсер «Измаил» (65 %) и линкор «Император Николай I» (64 %). Также на Балтике и Чёрном море в различной степени готовности находились по четыре недостроенных лёгких крейсера типа «Светлана».
В ходе Первой мировой войны отечественный флот провёл большое количество успешных операций, существенно повлиявших на ход боевых действий. Среди них можно отметить:
- «Шведский поход» — принуждение Швеции к миру. Вечером 29 июля 1914 года основные силы Балтийского флота вышли в море с тем, чтобы в случае отказа Швеции от ультиматума Антанты, требующего от неё объявить о нейтралитете, уничтожить шведский флот прямо в его главной базе Готска-Санде. Однако шведы, прекрасно зная расклад сил, мудро приняли ультиматум и сражение не состоялось.
- Развертывание минно-артиллерийских позиций на Балтике
- Поддержка наступления на Черноморском побережье Турции
- Оборона Моонзунского пролива
Ленинская эпоха
В результате революций и действовавшего в начале 1920-х «революционного» стиля управления отечественный флот как и судостроительная промышленность оказались на грани полного уничтожения. В строю осталось только три линкора-дредноута из семи[4]Значительная часть оборудования пяти строившихся сверхдредноутов была или просто уничтожена или использована в качестве микроскопов для забивания гвоздей[5].
Сталинская эпоха
При Сталине долгое время — вплоть до середины 1930-х гг строительство флота финансировалось крайне скудно. Предложения моряков достроить находившиеся на хранении и готовые на 64…65 % линейный корабль «Император Николай I» и линейный крейсер «Измаил», на голову превосходившие всё, что имелось в то время у отечественного флота не нашли отклика у руководства и, в результате, оба корабля были разделаны на металл в 1927 и 1931—1932 гг соответственно. Также не были восстановлены повреждённые линкоры «Императрица Мария»[6] и «Полтава» (с 1926 года «Михаил Фрунзе»)[7]. Единственными относительно крупными кораблями, вступившими в строй в это время стали крейсера типа «Светлана», три из которых были доделаны по в разной степени изменённым проектам в 1927—1932 гг.
С середины 1930-х строительство флота было возобновлено, однако развал судостроительной промышленности оказался столь велик, что советскому флоту из всех крупных кораблей к началу Великой Отечественной войны пришлось довольствоваться только четырьмя новыми лёгкими крейсерами проектов 26 и 26-бис. Начатое перед войной массовое строительство линейных кораблей проекта 23 типа «Советский Союз» и линейных крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт» завершено, в результате так и не было[8]
В начале Великой Отечественной войны флот понёс значительные потери вследствие немецкого господства в воздухе, особенно на Балтике. В целом же во время войны отечественный флот достаточно успешно противостоял морскому противнику, выполнив целый ряд сложных задач. В начале войны к ним, в частности, можно отнести в целом вполне успешные операции по длительному снабжению и эвакуации крупных плацдармов в районах полуострова Ханко, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Ораниенбаума, полуострова Рыбачий и на островах Моонзундского архипелага, а в конце войны — целый ряд успешных десантных операций, в ходе которых были освобождены полуостров Крым и Моонзундские острова.
Также в течение всей войны в целом успешно обеспечивались транспортные операции на Севере и велась борьба с судоходством противника. В частности, здесь можно отметить нанесшее грандиозный вред противнику уничтожение экипажем подводной лодки С-13 транспорта «Вильгельм Густлофф», на борту которого находились до 3700[4][10] курсантов-подводников, что практически поставило крест на надеждах Гитлера победить в «битве за Атлантику» — по-видимому по своим стратегическим результатам эта победа является крупнейшей в мировой истории подводного флота и часто называется «атакой века», так как десятки подводных лодок важнее любого потопленного линкора.
Из крупных кораблей во время войны флот получил ещё два лёгких крейсера проекта 26-бис. И после окончания войны и при Сталине, и при Маленкове — вплоть до прихода в 1955 году к единоличной власти Хрущёва — лёгкие крейсера оставались единственным типом строившихся крупных кораблей отечественного флота, но, в отличие от довоенных, строившиеся в это время крейсера проектов 68-К и 68-бис уже имели дальность хода достаточную для действий в океане.
Ракетоносный флот
Вскоре после окончательного прихода к власти в 1955 году Н. С. Хрущёв, поверивший во всемогущество ракетного оружия, а также знавший о резком отставании в то время средств противовоздушной обороны кораблей от возможностей авиации, резко прекратил строительство всех надводных кораблей крупнее эсминцев — были разобраны на металл даже корабли, находившиеся в 80 % готовности. Однако в это же время развернулось строительство атомных подводных лодок и первых кораблей, вооружённых противокорабельными, а затем и зенитными ракетами.
Первые плоды новой эпохи стали появляться с 1958 года, когда вступила в строй первая в СССР и третья в мире атомная подводная лодка К-3, с 1962 года получившая собственное имя «Ленинский комсомол». Уже вскоре подводные лодки, в том числе и атомные, были вооружены баллистическими и крылатыми ракетами большого радиуса действия и стали одной из важнейших составляющих отечественной ядерной триады. Поскольку Холодная война к этому времени была в самом разгаре — в 1962 году случился едва не приведший к началу 3-й Мировой войны Карибский кризис — Советский Союз уже к середине 1960-х построил многие десятки атомных подводных лодок и с чисто торпедным вооружением, и с крылатыми ракетами, и с баллистическими ракетами. Также десятками строились и дизельные подводные лодки, которых в то время тоже вооружали баллистическими и крылатыми ракетами, а большие дизельные торпедные подводные лодки строились сотнями. В результате подводные силы отечественного флота в это время стали по-настоящему серьёзным противником флотов стран НАТО, хотя в целом мы по-прежнему сильно уступали потенциальному противнику из-за их серьёзного преимущества в надводных кораблях.
В ходе Карибского кризиса отечественный флот выслал к берегам Кубы несколько дизельных торпедных подводных лодок с ядерными торпедами на борту. Однако должного результата это, в целом, не дало даже не столько из-за тотального превосходства флота США в Карибском море, сколько из-за того, что в силу своей скрытности подводные лодки, в отличие от крупных надводных кораблей, в принципе малопригодны для обозначения присутствия и запугивания противника. По этой причине не знавшие о наличии на борту советских субмарин атомного оружия американские моряки зачастую вели себя прямо-таки вызывающе.
Надо сказать, что руководство советского флота не смирилось с запретом на строительство крупных кораблей, а просто-напросто заказало строительство новых — ракетоносных — крейсеров проекта 58 под видом эсминцев[11] А уже к концу 1960-х флот пополнился целыми сериями крупных кораблей новых классов: большими противолодочными кораблями проектов 1134 и 1134А, а также противолодочными крейсерами типа «Москва», последние из которых являлись фактически крейсерами-вертолётоносцами.
Как дальнейшее развитие «Москвы» к середине 1970-х в строю появляются первые авианесущие крейсера типа «Киев», способные нести, помимо вертолётов, также самолёты вертикального взлёта и посадки.
Путинская эпоха
С улучшением ситуации в экономике при Путине стали постепенно повышаться боеспособность и боеготовность отечественного флота, а также улучшаться состояние судостроительной промышленности. К 2012 году все оставшиеся в стране военные верфи были полностью загружены заказами на много лет вперёд, иногда более, чем на 100 %[5]. Также значительно увеличилось количество и качество проводимых на море учений. В связи с перегрузкой судостроительных мощностей, в значительной степени оставшихся на Украине, практическим отсутствием опыта строительства и острой необходимостью в специализированных десантных кораблях для проведения специальных операций был подписан контракт на закупку во Франции вместе со всеми необходимыми технологиями двух вертолётоносцев типа «Мистраль», частично изготавливаемых при этом в России. В дальнейшем ситуация с судостроительными мощностями несколько улучшилась за счёт заводов Крымского полуострова и будет улучшаться за счёт вновь строящихся предприятий.
В этот период российским флотом и береговыми войсками были одержаны следующие морские победы:
- В ходе операции по принуждению к миру Грузии, напавшей на российских миротворцев в Южной Осетии, Черноморский флот обеспечил своевременную высадку десантов и полностью уничтожил грузинский военный флот, в том числе имел место успешный морской бой малого ракетного корабля «Мираж» с несколькими грузинскими катерами.
- В ходе Сирийского кризиса основные силы флота не раз демонстративно появлялись у сирийских берегов, сорвав планы весьма вероятного прямого военного вмешательства стран НАТО в сирийский конфликт из акватории Средиземного моря для смены дружественного России правительства страны, десантные корабли всех российских флотов в то же время успешно обеспечили бесперебойную транспортную связь с Сирией.
- В ходе Украинского кризиса подразделения Черноморского флота обеспечили безопасность проведения референдума в Крыму и, заблокировав брандерами часть украинских кораблей в озере Донузлав, принудили их к сдаче.
Примечания
- ↑ В нынешнее время этот день широко известен в России как праздник Покрова Пресвятой Богородицы
- ↑ По оценке военных специалистов того времени Бьоркезундский рейд Выборгского залива вполне подходил для высадки огромной армии.
- ↑ На самом же деле «Николай I» при неизменной машинной установке, скорости и вооружении получил новый, значительно увеличенный корпус с улучшенной гидродинамикой и очень существенно усиленным, явно сверхдредноутным бронированием.
- ↑ «Полтава» сгорела из-за развала власти в Кронштадте, ремонт «Императрицы Марии» прекращён за отсутствием средств, «Императрица Екатерина» затоплена по приказу Ленина, «Император Александр III» по результатам Брестского мира захвачен Германией, а затем Антантой
- ↑ Показательна история с отправкой котла одного из строившихся сверхдредноутов на электростанцию в Шатуре, где приспособленный для работы только на нефти или угле высочайшего качества огромный котёл безуспешно пытались заставить работать на торфе — топливе даже худшем, чем самый дешёвый уголь.
- ↑ Корпус линкора, погибшего из-за взрыва погребов в 1916 году, в результате длительных работ к весне 1918 года был поднят со дна Севастопольской бухты и размещён в сухом доке для ремонта, где и был разрезан на металл в 1927 году.
- ↑ Разрезан на металл в 1946 году.
- ↑ Строительство океанского флота конца 1930-х было с треском провалено промышленностью по срокам. Достаточно сказать, что из требовавшихся в 1939 году для строительства первых двух линкоров 10 тыс. тонн брони промышленностью было поставлено всего 1800 тонн, из которых к тому же 996 т были забракованы по результатам испытаний.[1]
- ↑ Во время войны подводная лодка С-56 совершила переход из Владивостока в Мурманск через Панамский канал и затем в течение восьми боевых походов потопила несколько кораблей и судов противника.
- ↑ Эта выдающаяся победа служит объектом белоленточного троллинга путём описания авторами, обычно заграничными, как в Европе, так и в России, всё возрастающих потерь среди принятых на тот же пароход беженцев и уменьшения количества подводников, которое в отдельных публикациях доходит до 400 и даже, как в украинской Википедии, до нуля(!)[2][3]. Делаются также отсылки к Международному гуманитарному праву, а именно соответствующей Женевской конвенции, сознательно закрывая глаза на то, что эта самая конвенция была принята только в 1949 году.
- ↑ Возможно не случайно головной корабль получил имя «Грозный», которое подходило и эсминцу, как прилагательное, и крейсеру, как город.
[ + ] Россия
|
|||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|