Российский военно-морской флот: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 106: Строка 106:
[[Файл:Vladivostok memorial S-56.jpg|thumb|150px|right|Гвардейская краснознамённая подводная лодка С-56<ref>Во время войны подводная лодка С-56 совершила переход из Владивостока в Мурманск через Панамский канал и затем в течение восьми боевых походов потопила несколько кораблей и судов противника.</ref>, Владивосток, 2005]]
[[Файл:Vladivostok memorial S-56.jpg|thumb|150px|right|Гвардейская краснознамённая подводная лодка С-56<ref>Во время войны подводная лодка С-56 совершила переход из Владивостока в Мурманск через Панамский канал и затем в течение восьми боевых походов потопила несколько кораблей и судов противника.</ref>, Владивосток, 2005]]


В начале Великой Отечественной войны флот понёс значительные потери вследствие немецкого господства в воздухе, особенно на Балтике. В целом же во время войны отечественный флот достаточно успешно противостоял морскому противнику, выполнив целый ряд сложных задач. В начале войны к ним, в частности, можно отнести в целом вполне успешные операции по длительному снабжению и эвакуации крупных плацдармов в районах полуострова Ханко, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Ораниенбаума, полуострова Рыбачий и на островах Моонзундского архипелага. Также в течение всей войны в целом успешно обеспечивались транспортные операции на Севере и велась борьба с судоходством противника. В частности, здесь можно отметить нанесшее грандиозный вред противнику уничтожение экипажем подводной лодки С-13 транспорта «Вильгельм Густлофф», на борту которого находились до 3700[http://www.unbelievable.su/articles.php?id=173]<ref>Эта выдающаяся победа служит объектом белоленточного троллинга путём описания авторами, обычно заграничными, как в Европе, так и в России, всё возрастающих потерь среди принятых на тот же пароход беженцев и уменьшения количества подводников, которое в отдельных публикациях доходит до 400 и даже, как в украинской Википедии, до нуля(!)[https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A1-13][https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%96%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D0%93%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%BE%D1%84%D1%84_%28%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%29]. Делаются также отсылки к Международному гуманитарному праву, а именно соответствующей Женевской конвенции, сознательно закрывая глаза на то, что эта самая конвенция была принята только в 1949 году.</ref> курсантов-подводников, что практически поставило крест на надеждах Гитлера победить в «битве за Атлантику» — по-видимому по своим стратегическим результатам эта победа является крупнейшей в мировой истории подводного флота и часто называется «атакой века», так как десятки подводных лодок важнее любого потопленного линкора. В конце войны был проведён целый ряд успешных десантных операций, в ходе которых были освобождены полуостров Крым и Моонзундские острова.
В начале Великой Отечественной войны флот понёс значительные потери вследствие немецкого господства в воздухе, особенно на Балтике. В целом же во время войны отечественный флот достаточно успешно противостоял морскому противнику, выполнив целый ряд сложных задач. В начале войны к ним, в частности, можно отнести в целом вполне успешные операции по длительному снабжению и эвакуации крупных плацдармов в районах полуострова Ханко, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Ораниенбаума, полуострова Рыбачий и на островах Моонзундского архипелага, а в конце войны — целый ряд успешных десантных операций, в ходе которых были освобождены полуостров Крым и Моонзундские острова.


[[Файл:Mikhail Kutuzov (cruiser).jpg|thumb|150px|left|Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис, 2005]]
Также в течение всей войны в целом успешно обеспечивались транспортные операции на Севере и велась борьба с судоходством противника. В частности, здесь можно отметить нанесшее грандиозный вред противнику уничтожение экипажем подводной лодки С-13 транспорта «Вильгельм Густлофф», на борту которого находились до 3700[http://www.unbelievable.su/articles.php?id=173]<ref>Эта выдающаяся победа служит объектом белоленточного троллинга путём описания авторами, обычно заграничными, как в Европе, так и в России, всё возрастающих потерь среди принятых на тот же пароход беженцев и уменьшения количества подводников, которое в отдельных публикациях доходит до 400 и даже, как в украинской Википедии, до нуля(!)[https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A1-13][https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%96%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D0%93%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%BE%D1%84%D1%84_%28%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%29]. Делаются также отсылки к Международному гуманитарному праву, а именно соответствующей Женевской конвенции, сознательно закрывая глаза на то, что эта самая конвенция была принята только в 1949 году.</ref> курсантов-подводников, что практически поставило крест на надеждах Гитлера победить в «битве за Атлантику» — по-видимому по своим стратегическим результатам эта победа является крупнейшей в мировой истории подводного флота и часто называется «атакой века», так как десятки подводных лодок важнее любого потопленного линкора.
 
[[Файл:Mikhail Kutuzov (cruiser).jpg|thumb|150px|left|Крейсер проекта 68-бис «Михаил Кутузов», 2005]]


Из крупных кораблей во время войны флот получил [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1941-1946)#.D0.9B.D1.91.D0.B3.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_26-.D0.B1.D0.B8.D1.81|ещё два лёгких крейсера]]. И после окончания войны и [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.9A.D1.80.D1.83.D0.BF.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.B8_.D1.81.D1.83.D0.B4.D0.B0|при Сталине]], и [[Крупные_российские_проекты_(Георгий_Маленков,_1953-1955)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_68-.D0.B1.D0.B8.D1.81|при Маленкове]] — вплоть до [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_68-.D0.B1.D0.B8.D1.81_.C2.AB.D0.9C.D1.83.D1.80.D0.BC.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BA.C2.BB|прихода в 1955 году к единоличной власти Хрущёва]] — лёгкие крейсера оставались единственным типом строившихся крупных кораблей отечественного флота, но, в отличие от довоенных, эти крейсера уже имели дальность хода достаточную для действий в океане.
Из крупных кораблей во время войны флот получил [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1941-1946)#.D0.9B.D1.91.D0.B3.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_26-.D0.B1.D0.B8.D1.81|ещё два лёгких крейсера]]. И после окончания войны и [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.9A.D1.80.D1.83.D0.BF.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.B8_.D1.81.D1.83.D0.B4.D0.B0|при Сталине]], и [[Крупные_российские_проекты_(Георгий_Маленков,_1953-1955)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_68-.D0.B1.D0.B8.D1.81|при Маленкове]] — вплоть до [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_68-.D0.B1.D0.B8.D1.81_.C2.AB.D0.9C.D1.83.D1.80.D0.BC.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BA.C2.BB|прихода в 1955 году к единоличной власти Хрущёва]] — лёгкие крейсера оставались единственным типом строившихся крупных кораблей отечественного флота, но, в отличие от довоенных, эти крейсера уже имели дальность хода достаточную для действий в океане.

Версия от 00:03, 22 августа 2014

 
Leftquotes.pngВ России постоянно приходится повторять старую истину, что для обороны берегов нужен флот, что главным источником богатства страны является морская торговля и открытый доступ к мировым рынкам, и что все это зависит от морских вооружённых сил. Особенно в последнее время, вследствие сильного экономического подъёма всех цивилизованных народов, морские пути приобрели выдающееся значение, а вместе с ними и морская оборона.Rightquotes.png
Начальник Морского Генерального Штаба, Контр-Адмирал Светлейший Князь Ливен

Зачем России флот: задачи российского военно-морского флота

Если коротко, флот нужен России для решения следующих задач:

  • Обеспечение ракетно-ядерного сдерживания — по состоянию на 2010-е годы атомные подводные лодки являются самыми мало уязвимыми из всех носителей стратегических ракет. Комплексы наземного и воздушного базирования по сравнению с подводными лодками гораздо более подвержены угрозам со стороны высокоточного оружия, поскольку они либо, как шахтные ракетные комплексы, размещены стационарно и их координаты могут быть определены заранее, либо неплохо видны со спутников, беспилотников и прочих современных средств разведки.
  • Обеспечение свободы судоходства — только наличие вежливых крейсеров за спиной частенько спасает гражданских российских моряков от произвола местных властей в отдалённых и не очень точках Мирового океана.
  • Оборона островов, побережья и внутренних районов страны от нападения с моря — только наличие мощного флота способно отогнать чужие авианосцы, атомные подводные лодки и корабли-носители крылатых ракет подальше от наших берегов. В противном случае бомбардировщики с авианосцев имели бы шанс долететь даже до Москвы вскоре после начала гипотетического вооружённого конфликта.
  • Участие в охране морских и шельфовых природных ресурсов, в том числе в спорных районах — хотя это задача в основном пограничных кораблей, но в тяжёлых случаях требуются аргументы более крупного калибра. У России имеются в той или иной мере спорные участки практически во всех окружающих её морях: Балтийском, Чёрном, Азовском, Каспийском, Баренцевом, Беринговом, Чукотском, Охотском и Японском.
  • Обеспечение «проецирования силы» российской армии в любые уголки планеты — хотя это отчасти умеет делать и авиация, но присутствовать в сильно удалённом от ближайшей базы районе неделями и месяцами могут только корабли. Они же могут высаживать стратегические десанты. Свежий пример — демонстративное дежурство и учения Российского флота у берегов Сирии в 2013 году.
  • Обеспечение транспортных операций в условиях войны или военной опасности, прорыв блокады — см. свежий пример 2014 года — «Сирийский экспресс» — действия российского флота по доставке грузов в Сирию с помощью военных (десантных) кораблей, в условиях, когда гражданские корабли и самолёты другие страны пытались останавливать и досматривать.
  • Выполнение операций по блокаде побережья — сюда входит, например, перехват транспортов с оружием для террористических организаций в XIX веке, из свежих примеров можно привести блокаду Донузлава в начале 2014 года в ходе операции по обеспечению безопасности референдума в Крыму.
  • Непосредственная поддержка боевых действий в приморских районах — поддержка с моря может легко оказаться решающей в любой наземной операции в прибрежном районе, поскольку, несмотря на развитие полевой артиллерии, и вертолётов, им ещё очень далеко до той плотности огня, которую могут обеспечить корабли, обладающие огромным боезапасом и автоматической артиллерией. Точно также не теряют своего значения и морские тактические десанты. В частности, серьёзная десантная операция имела место в 2008 году ходе войны 08.08.08 на побережье Абхазии, в ходе которой не только были оперативно переброшены необходимые силы десанта, но и частично потоплены, частично обращены в бегство грузинские катера, пытавшиеся помешать операции.

История Российского военно-морского флота

Древняя Русь

В заросшей лесами и обильно изрезанной реками стране водный транспорт являлся основным, а во многих случаях и единственным средством передвижения в летнее время. Поэтому населявшие Древнюю Русь люди в больших объёмах пользовались небольшими парусно-гребными судами, пригодными как для плавания по рекам и пересечения волоков, так и для каботажного плавания по акваториям Балтийского, Чёрного и Азовского морей.

Достоверно известно, что ещё языческий древнерусский флот, по крайней мере, пытался осаждать крупнейший город-крепость того времени — Константинополь и непременно взял бы его если бы не буря, вызванная, как считалось, вмешательством свыше[1].

Средние века

Город Астрахань и фрегат «Орёл» с флотилией, 1670

Значение морской торговли для государства осознавал ещё Иван III Великий, пытавшийся построить порт в устье Наровы, но не преуспевший из-за протекционистских мер со стороны тогдашних европейских конкурентов — Ганзейского союза и множества других проблем, которые должна была одновременно решать только ещё сбрасывавшая долгое иго страна.

Следующий шаг сделал его внук — Иван Грозный при котором в ходе Ливонской войны были наняты первые боевые корабли для Балтийского флота, однако они, не имея оборудованных баз, в конце концов не смогли победить своих многочисленных противников. Основной же заслугой первого русского Царя в становлении флота стало строительство первых двух важнейших портов России: в 1558 году — новой Астрахани в устье Волги на Каспийском море и в 1584 году — Архангельска в устье Северной Двины на Белом море. Также при Иване Грозном на долгое время — более двадцати лет — стал российским и давал огромные доходы в казну порт в Нарве.

И, наконец, при Алексее Михайловиче был сделан следующий шаг в этом направлении — для Астраханской флотилии был построен и в 1669 году вступил в строй первый современный по тому времени парусный боевой корабль — фрегат «Орёл».

Петровская эпоха

В ходе осад Азова, а затем и Северной войны оказалось, что флот решительно необходим для достижения каких-либо успехов в боевых действиях в прибрежных районах, в связи, с чем страна начала активно строить флот сначала на Азовском, а затем и на Балтийском морях.

Заработали крупные верфи под Архангельском, под Воронежем, в Олонецком крае и в Санкт-Петербурге. Были построены морские крепости с военными портами Троицк (нынешний Таганрог) и Кронштадт, строилась крепость в Балтийском порту (ныне Палдиски), а также реконструировались укрепления Динамюнде (Динабурга) у Риги. Также был основан крупнейший коммерческий порт Санкт-Петербург.

К сожалению, наиболее сильный первоначально Азовский флот был потерян в 1711 году из-за утраты Таганрога и Азова по результатам катастрофически неудачного сухопутного Прутского похода, где турецкие войска едва не взяли в плен самого Петра I. Однако в дальнейшем Балтийский флот, вынужденный противостоять сильному шведскому флоту далеко превзошёл по силе бывший Азовский. Венцом его развития в это время стал спроектированный частично самим Петром I, но вступивший в строй уже при Петре II 100-пушечный линейный корабль «Пётр I и II», находившийся на самом переднем крае технологических достижений той эпохи.

В этот период российским флотом и береговыми войсками были одержаны следующие выдающиеся морские победы:

  • В ходе войны с Турцией осуществлена успешная осада Азова с суши и с моря в 1696 году — эта победа обеспечила стране выход к Азовскому морю.
  • В ходе войны с персидскими сепаратистами, мешавшими торговле, в 1722…1723 гг с помощью Каспийской флотилии проведён успешный захват всего западного и южного побережья Каспийского моря, включая Баку и северные районы нынешнего Ирана.
  • В ходе Северной войны флотом и береговыми войсками одержано множество побед, по результатам которых Россия получила выход к Балтийскому морю с приобретением обширного побережья от Выборга до Риги:

— Победа в сражении у Новодвинской крепости 25 июня (6 июля) 1701 года.

— Победа в бою в устье Невы 7 (18) мая 1703 года.

— Победа в Гангутском сражении 27 июля (7 августа) 1714 года.

— Победа в Эзельском бою 24 мая (4 июня) 1719 года.

— Успешное проведение высадки десантов на побережье Швеции с целью принуждения Швеции к миру летом 1719 года.

— Победа в сражении при Гренгаме 27 июля (7 августа) 1720 года.

Осада Данцига, 1734])

Эпоха дворцовых переворотов

В некоторой степени утративший свою силу в это время флот, тем не менее, получил выдающийся для своего времени 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна».

Также российский флот провёл успешную операцию по доставке осадного снаряжения и осаде с моря одной из лучших крепостей того времени — Данцига (Гданьска). Город, в результате, был взят, несмотря на то, что осаждающих было меньше, чем осаждённых. В плен попал также французский фрегат, и, в результате, значительно упрочнилось политическое положение России в Европе и, особенно, влияние в Польше.

Черноморский флот проходит Босфор, 1799
Копия линейного корабля «Благодать», Петербург (ресторанный комплекс «Фрегат Благодать»)

Екатерининская эпоха

При Екатерине II значение флота резко возросло из-за войн с Турцией, которые отечественный флот успешно вёл как на Азовском и Чёрном, так и на Средиземном морях. Был основан Черноморский флот, морская крепость Севастополь, верфи в Херсоне и Николаеве, а также глубоководный коммерческий порт Одесса.

В это же время в российском флоте служил по-видимому лучший флотоводец всех времён и народов — адмирал Фёдор Ушаков, не потерявший в 43-х сражениях ни одного корабля и ни одного подчинённого пленным, хотя сам на раз уничтожал целые эскадры превосходящего противника. В 2000-х Русская православная церковь, признала глубоко верующего адмирала святым.

При Павле I флот пополнился самым сильным боевым кораблём в мире — был спущен на воду линейный корабль «Благодать».

При Александре I флот отошёл на второй план, поскольку страна, имея сильнейшего союзника на море — Англию, получила ещё более опасного противника на суше — в союзниках и подданных Наполеона к 1812 года находилась практически вся континентальная Европа.

Николаевская эпоха

Броненосный флот

Становление отечественного броненосного флота началось в трудных условиях Великих Реформ и последствий Крымской войны. Тем не менее, уже вскоре Россия построила броненосец «Пётр Великий», ненадолго ставший сильнейшим кораблём планеты. А затем изобрела целый класс броненосных крейсеров, которые отлично себя проявили во время главной боевой операции 1860-х — американской экспедиции. Присутствие российских крейсеров в Нью-Йорке и других портах США позволило остудить горячие головы в британском адмиралтействе и предотвратить зарубежное вмешательство в процесс ликвидации очередного польского восстания.

В войне с Турцией 1877—1878 года отечественный флот всё ещё был недостаточно сильным на Чёрном море, но, тем не менее, сумел организовать достойный отпор турецкому флоту широко применив шестовые и, впервые в мире, самодвижущиеся мины (торпеды).

Практически всю эпоху броненосного флота Россия находилась в состоянии холодной войны с Британской Империей, поэтому Россия постоянно совершенствовала свои океанские крейсера, способные в случае чего так нарушить британскую торговлю, чтобы сделать невыгодной любую войну.

Дредноутный флот

После поражения в Русско-Японской войне основной проблемой Русского Императорского Флота стала не потеря кораблей, которые всё равно быстро устаревали из-за смены эпох кораблестроения, а неспособность тех, кто это поражение и спровоцировал, конструктивно работать во вновь избранной Государственной Думе.

Депутаты опомнились только когда в Европе уже вовсю пахло жареным — только 1911 году был принят Закон о флоте, согласно которому в стране началось строительство дредноутного флота, который смог бы в достаточной мере обеспечить интересы и суверенитет страны.

В результате, к началу Первой мировой войны страна не имела ни одного современного линейного корабля — дредноута ни на Балтике, ни на Чёрном море. И если на Балтике флоту откровенно повезло — надежды германского командования победить английский флот заставляли держать все современные корабли в 1914 году на Северном море, то на юге один-единственный германский линейный крейсер «Гебен», упущенный англичанами в Средиземном море, сумел практически полностью парализовать не только действия флота в войне с Турцией, но и все перевозки на Чёрном море. Собственно, именно отсутствие в российском черноморском флоте дредноутов позволило Германии втянуть Турцию в войну на своей стороне.

Вступившие в середине войны в строй 4 линейные корабля типа «Севастополь» на Балтике и два более мощных корабля типа «Императрица Мария» на Чёрном море, хоть и резко изменили соотношение сил, но полностью исправить положение уже не смогли, а подоспевший уже в 1917 году третий черноморский дредноут «Воля» (до февральской революции «Император Александр III») типа «Императрица Мария» на Чёрном море и вовсе опоздал.

К моменту начала революционного развала на верфях страны строились 5 линкоров-сверхдредноутов следующего поколения: четыре формально считавшихся линейными крейсерами, а на самом деле являвшиеся быстроходными линкорами корабля типа «Измаил» с мощной 12х356-мм/60 артиллерией и чисто формально однотипный другим черноморским линкорам «Император Николай I»[2] Наиболее готовыми к вводу в строй к моменту развала экономики в середине 1917 — начале 1918 года были линейный крейсер «Измаил» (65 %) и линкор «Император Николай I» (64 %). Также на Балтике и Чёрном море в различной степени готовности находились по четыре недостроенных лёгких крейсера типа «Светлана».

Ленинская эпоха

В результате революций и действовавшего в начале 1920-х «революционного» стиля управления отечественный флот как и судостроительная промышленность оказались на грани полного уничтожения. В строю осталось только три линкора-дредноута из семи[3]Значительная часть оборудования пяти строившихся сверхдредноутов была или просто уничтожена или использована в качестве микроскопов для забивания гвоздей[4].

Легкий крейсер «Красный Кавказ» типа «Светлана»

Сталинская эпоха

При Сталине долгое время — вплоть до середины 1930-х гг строительство флота финансировалось крайне скудно. Предложения моряков достроить находившиеся на хранении и готовые на 64…65 % линейный корабль «Император Николай I» и линейный крейсер «Измаил», на голову превосходившие всё, что имелось в то время у отечественного флота не нашли отклика у руководства и в результате оба корабля были разделаны на металл в 1927 и 1931—1932 гг соответственно, также не были восстановлены повреждённые линкоры «Императрица Мария»[5] и «Полтава» (с 1926 года «Михаил Фрунзе»)[6]. Единственными относительно крупными кораблями, вступившими в строй в это время стали крейсера типа «Светлана», три из которых были доделаны по в разной степени изменённым проектам в 1927—1932 гг.

Лёгкий крейсер «Максим Горький» проекта 26-бис

С середины 1930-х строительство флота было возобновлено, однако развал судостроительной промышленности оказался столь велик, что советскому флоту из всех крупных кораблей к началу Великой Отечественной войны пришлось довольствоваться только четырьмя новыми лёгкими крейсерами. Начатое перед войной массовое строительство линейных кораблей проекта 23 типа «Советский Союз» и линейных крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт» завершено, в результате так и не было[7]

Гвардейская краснознамённая подводная лодка С-56[8], Владивосток, 2005

В начале Великой Отечественной войны флот понёс значительные потери вследствие немецкого господства в воздухе, особенно на Балтике. В целом же во время войны отечественный флот достаточно успешно противостоял морскому противнику, выполнив целый ряд сложных задач. В начале войны к ним, в частности, можно отнести в целом вполне успешные операции по длительному снабжению и эвакуации крупных плацдармов в районах полуострова Ханко, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Ораниенбаума, полуострова Рыбачий и на островах Моонзундского архипелага, а в конце войны — целый ряд успешных десантных операций, в ходе которых были освобождены полуостров Крым и Моонзундские острова.

Также в течение всей войны в целом успешно обеспечивались транспортные операции на Севере и велась борьба с судоходством противника. В частности, здесь можно отметить нанесшее грандиозный вред противнику уничтожение экипажем подводной лодки С-13 транспорта «Вильгельм Густлофф», на борту которого находились до 3700[4][9] курсантов-подводников, что практически поставило крест на надеждах Гитлера победить в «битве за Атлантику» — по-видимому по своим стратегическим результатам эта победа является крупнейшей в мировой истории подводного флота и часто называется «атакой века», так как десятки подводных лодок важнее любого потопленного линкора.

Крейсер проекта 68-бис «Михаил Кутузов», 2005

Из крупных кораблей во время войны флот получил ещё два лёгких крейсера. И после окончания войны и при Сталине, и при Маленкове — вплоть до прихода в 1955 году к единоличной власти Хрущёва — лёгкие крейсера оставались единственным типом строившихся крупных кораблей отечественного флота, но, в отличие от довоенных, эти крейсера уже имели дальность хода достаточную для действий в океане.

Ракетоносный флот

Вскоре после прихода к власти Н. С. Хрущёв, поверивший во всемогущество ракетного оружия, прекратил строительство всех надводных кораблей крупнее эсминцев.

Однако в это же время развернулось строительство атомных подводных лодок и первых кораблей, вооружённых противокорабельными, а затем и зенитными ракетами. Уже вскоре подводные лодки, в том числе и атомные, были вооружены ракетами большого радиуса действия и стали одной из важнейших составляющих ядерной триады.

Вертолетоносный крейсер «Ленинград» типа «Москва», 1988 г.

А в 1970-х гг в отечественном флоте появляются первые противолодочные авианесущие крейсера в дальнейшем постепенно эволюционировавшие в полноценные авианосцы.

Путинская эпоха

С улучшением ситуации в экономике при Путине стали постепенно повышаться боеспособность и боеготовность отечественного флота, а также улучшаться состояние судостроительной промышленности. К 2012 году все оставшиеся в стране военные верфи были полностью загружены заказами на много лет вперёд, иногда более, чем на 100 %[5]. Также значительно увеличилось количество и качество проводимых на море учений. В связи с перегрузкой судостроительных мощностей, в значительной степени оставшихся на Украине, практическим отсутствием опыта строительства и острой необходимостью в специализированных десантных кораблях для проведения специальных операций был подписан контракт на закупку во Франции вместе со всеми необходимыми технологиями двух вертолётоносцев типа «Мистраль», частично изготавливаемых при этом в России. В дальнейшем ситуация с судостроительными мощностями несколько улучшилась за счёт заводов Крымского полуострова и будет улучшаться за счёт вновь строящихся предприятий.

В этот период российским флотом и береговыми войсками были одержаны следующие морские победы:

  • В ходе операции по принуждению к миру Грузии, напавшей на российских миротворцев в Южной Осетии, Черноморский флот обеспечил своевременную высадку десантов и полностью уничтожил грузинский военный флот, в том числе имел место успешный морской бой малого ракетного корабля «Мираж» с несколькими грузинскими катерами.
  • В ходе Сирийского кризиса основные силы флота не раз демонстративно появлялись у сирийских берегов, сорвав планы весьма вероятного прямого военного вмешательства стран НАТО в сирийский конфликт из акватории Средиземного моря для смены дружественного России правительства страны, десантные корабли всех российских флотов в то же время успешно обеспечили бесперебойную транспортную связь с Сирией.
  • В ходе Украинского кризиса подразделения Черноморского флота обеспечили безопасность проведения референдума в Крыму и, заблокировав брандерами часть украинских кораблей в озере Донузлав, принудили их к сдаче.

Примечания

  1. В нынешнее время этот день широко известен в России как праздник Покрова Пресвятой Богородицы
  2. На самом же деле «Николай I» при неизменной машинной установке, скорости и вооружении получил новый, значительно увеличенный корпус с улучшенной гидродинамикой и очень существенно усиленным, явно сверхдредноутным бронированием.
  3. «Полтава» сгорела из-за развала власти в Кронштадте, ремонт «Императрицы Марии» прекращён за отсутствием средств, «Императрица Екатерина» затоплена по приказу Ленина, «Император Александр III» по результатам Брестского мира захвачен Германией, а затем Антантой
  4. Показательна история с отправкой котла одного из строившихся сверхдредноутов на электростанцию в Шатуре, где приспособленный для работы только на нефти или угле высочайшего качества огромный котёл безуспешно пытались заставить работать на торфе — топливе даже худшем, чем самый дешёвый уголь.
  5. Корпус линкора, погибшего из-за взрыва погребов в 1916 году, в результате длительных работ к весне 1918 года был поднят со дна Севастопольской бухты и размещён в сухом доке для ремонта, где и был разрезан на металл в 1927 году.
  6. Разрезан на металл в 1946 году.
  7. Строительство океанского флота конца 1930-х было с треском провалено промышленностью по срокам. Достаточно сказать, что из требовавшихся в 1939 году для строительства первых двух линкоров 10 тыс. тонн брони промышленностью было поставлено всего 1800 тонн, из которых к тому же 996 т были забракованы по результатам испытаний.[1]
  8. Во время войны подводная лодка С-56 совершила переход из Владивостока в Мурманск через Панамский канал и затем в течение восьми боевых походов потопила несколько кораблей и судов противника.
  9. Эта выдающаяся победа служит объектом белоленточного троллинга путём описания авторами, обычно заграничными, как в Европе, так и в России, всё возрастающих потерь среди принятых на тот же пароход беженцев и уменьшения количества подводников, которое в отдельных публикациях доходит до 400 и даже, как в украинской Википедии, до нуля(!)[2][3]. Делаются также отсылки к Международному гуманитарному праву, а именно соответствующей Женевской конвенции, сознательно закрывая глаза на то, что эта самая конвенция была принята только в 1949 году.