Агитка:90 процентов населения живёт в домах, построенных до Путина
Агитка была написана в январе 2013 года в комментариях[1] к блогу Шендеровича на сайте «Эха Москвы».
Разбор агитки
Часть первая: «до Путина»
Жилой фонд
90% населения живет в домах, построенных до Путина. |
Основная статья: Жилье в России
Это не так. Уже в 2010 году Россия достигла показателя 22,4 м² общей площади жилых помещений на душу населения.[2] Это не только на 17 % превосходит показатель 2000 года, но и практически соответствует целевому индикатору реализации одного из приоритетных национальных проектов «Жилье» — 22,5 м² к концу 2010 года. То есть, как минимум 17 % жилья — новое. Минимум — это если считать, что прирост получен только за счёт постройки новых домов без сноса старых. Но поскольку в ходе реализации программы «Жилье» вёлся интенсивный снос отселяемых домов, реальный процент нового жилья существенно выше — порядка 20-25 %.
Россия догнала СССР по темпам жилищного строительства[3] и даже с учетом снесённого жилья можно констатировать, что в построенном при Путине жилье живут не менее 20 % россиян. Дома новой типовой застройки[1] возводятся не только в Москве, но в ряде других крупных городов, например, в Хабаровске и Барнауле.
В 2014 году Россия ввела рекордный за всю свою историю объем жилья — 81 млн м², что на 15 % выше уровня 2013 года и рекорда РСФСР 1987 года[4]. К 2020 году планируется повысить данный показатель до 140 млн м² в год, то есть почти в два раза.
Разумеется, было бы неплохо все население переселить в «путинки», но в этом нет острой нужды — ввиду долгого (125 лет) срока службы каменных и панельных домов[5], и соответственно он не истек даже у сталинских домов и тем более у хрущевских (кроме первых, так называемых сносимых серий), брежневских и горбачевских.
Штрихи к картине: Почему-то те же самые лица, говорившие по 90 % населения, живущих в домах построенных до Путина, вдруг стали самыми явными критиками и противниками реновации в Москве….
Дорожное строительство
Все нынешние автострады, автомагистрали, железные дороги, построены до Путина. При Путине в России строится меньше железных дорог, чем при Александре II. |
Очевидная ложь. Навскидку из масштабных дорог вспоминается, например, петербургский КАД. Важно также понимать, что ряд магистралей, которые упоминались в советских справочниках, фактически были малопроезжими грунтовыми дорогами. К таковым относится, например, трасса Чита-Хабаровск, ставшая магистралью именно при Путине.
Что касается железных дорог, то здесь имеет место простой взгляд дилетанта, оценивающего развитие железных дорог исключительно по линиям на карте. Да сейчас железнодорожный транспорт даже в России переживает не лучшие времена, а во времена Александра II Россия переживала железнодорожный бум, и в некоторые годы в строй вводилось до 2 тыс. км ж/д путей в год.
Здесь дело не в количестве, а в качестве. Разница в конструкции ж/д полотна и сопутствующей инфраструктуры во времена Александра II и в настоящее время колоссальна! Во второй половине XIX века укладка ж/д полотна производилась чуть ли не на голую землю, в лучшем случае — на песчаный балласт. Допустимая нагрузка на пути не могла быть выше 9-11 тонн (на второстепенных дорогах еще ниже), а допустимые скорости для поездов не могли превышать 30 км/ч (товарные) и 70 км/ч (курьерские) — и все это при отсутствии таких современных ж/д управления, как автоблокировка, электрификации и электрической централизации. Даже механические семафоры были атрибутом лишь крупных станций.
Первая реконструкция инфраструктуры произошла уже при Николае II. Появились насыпи и щебеночный балласт на основных магистралях, семафоры, железнодорожный телеграф, единое расписание поездов. Допустимая нагрузка на путь повысилась до 14-16 тонн, а скорость пассажирских экспрессов вплотную подошла к 100 км/ч.
В период индустриализации СССР появились крупнотоннажные вагоны и тяжелые паровозы типа СО и ФД, что вынудило заново переделывать все тысячи километров ж/д путей, построенных до революции. В итоге выросла допустимая нагрузка на пути (сначала до 18-20, позднее до 23 тонн), поезда стали ходить быстрее, и началась электрификация ж/д. Щебеночный балласт и рельсы тяжелых марок стали обязательными для всех путей. На железных дорогах активно внедряются современные на тот момент технические средства связи и регулирования движения поездов. На наиболее напряженных направлениях уже появляется автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация централизованное управление стрелками.
Следующая коренная перестройка ж/д путей произошла при Брежневе. Почти все магистрали стали двухпутными, многие сложные по плану и профилю участки были спрямлены, почти все инженерные сооружения капитально отремонтированы и заменены. Активно внедряется рельсы сверхтяжелых марок, железобетонные шпалы, местами уже появляется бесстыковый путь. Электрификация стала массовой, причем по наиболее прогрессивным системам переменного тока 27000 В и 2х27000 В. Повсеместно, даже на тупиковых ветках распространились автоматические системы сигнализации, централизованного управления, системы безопасности. В итоге нагрузка на ось возросла до 25 т. Типичные скорости движения пассажирских поездов превысили 100 км/ч. Развивается скоростное сообщение. Между Москвой и Ленинградом поезда стали ходить со скоростью до 200 км/ч (ЭР200). Да и грузовые не сильно отставали 70-80 км/ч стало нормой практически на всей сети дорог, а на напряженных основных магистралях спарки электровозов ВЛ80 тянули «товарняки» и со скоростью и до 100 км/ч. На сети железных дорог появляются сверхмощные электровозы ВЛ85 и ВЛ15, тепловозы с четырехтактными двигателями ТЭП70 и 2ТЭ116.
При Путине на железных дорогах активно внедряется бесстыковый путь, совершенствуются средства сигнализации и связи, старые релейные системы управления заменяются на компьютерные. В большом количестве модернизируются грузовые станции, строятся новые здания вокзалов. В итоге современные железные дороги могут пропускать поезда с осевой нагрузкой до 33 тонн, а скорости большинства пассажирских поездов превышают 125 км/ч. А ведь на карте времен Александра II, Сталина, Брежнева, а потом и Путина эти участки показаны одинаково, но по сути, это совершенно разные дороги.
Промышленные предприятия
Все современные заводы — автозаводы (отвёрточная сборка не в счет), станкостроительные, машиностроительные, моторостроительные, тракторные, комбайновые и прочие, построены до Путина. Все авиационные заводы, заводы по производству космической техники, судостроительные заводы и верфи, построены до Путина. |
Основная статья: Миф:В России ничего не строится
Очевидно, что автор не вылезает из псевдолиберальных СМИ и считает, что что-либо неописанное в них не существует, а поэтому понятия не имеет о почти всех крупных проектах России. Для примера проведем обзор открытых предприятий за октябрь 2012 года[6] и вот некоторые из них:
- Производство ориентированно-стружечной плиты в Кирове, инвестиции — 1,8 млрд рублей;
- Тверская область, завод по производству авиационных комплектующих. Инвестиции — 0,5 млрд рублей;
- Подмосковье, крупнейший в Европе завод по производству газобетона. Инвестиции — 35 млн евро.
- Завод по производству кристаллов и медицинской техники, расширение НПО «Сатурн» (газотурбинные двигатели);
- Мобильный комплекс по производству эмульсионных взрывчатых веществ мощностью до 50 тысяч тонн в год;
- Линия по производству телевизионных приставок;
- Новый цех на заводе мехатронных изделий.
И это лишь малая толика открытого за один месяц из всех лет, начиная с 2000 года.
Кстати, если за автопром считать только производство комплектующих деталей, то в таком случае Япония вообще не имеет этой отрасли — японские автозаводы занимаются «отверточной сборкой» из комплектухи, поставляемых в Японию сторонними поставщиками. Также не существует английского, китайского и половины итальянского автопрома. И все это является обыденным делом в условиях капиталистической экономической системы и разительно отличается от советской системы, при которой каждый автозавод имел полный набор собственных смежников. Такая система для нашей страны была вынужденной и в итоге привела к дремучему отставанию нашего «классического» автопрома, так как ни у одного автомобильного производителя в мире просто не хватит ни финансовых ни инженерных возможностей организовать собственную разработку таких сложнейших и высокотехнологичных узлов, как, например, топливная аппаратура современных дизелей, системы курсовой устойчивости, автоматические коробки передач.
В рыночной экономике, как уже говорилось, все совершенно иначе. Например, Bosch является поставщиком топливной аппаратуры для 1/3 всех выпускаемых в мире автомобилей. Причем это объясняется ее широкой унификацией и миллионными тиражами, которые позволяют снизить цены на эти сложнейшие изделия до приемлемого уровня даже для автомобилей эконом-класса, в том числе и для наших «Лад», УАЗов, КамАЗов. Другой пример: для почти всех автомобильных кампаний определённые детали делают лишь ряд стран, как-то:
- Пластиковые детали — Иран, Малайзия, Индонезия
- Двигатели — Чехия, Таиланд, Турция, Китай
- Коробки передач — Республика Корея
- Датчики — Израиль, Нидерланды, Швеция
- Детали кузовов — Бельгия, Финляндия, Россия, Украина
Касаемо металлургии автор также неправ. Во-первых, такие предприятия при Путине строились. Навскидку можно вспомнить следующие:
- 2006 год — Хакасский алюминиевый завод. Мощность — 0,3 млн тонн металла в год.
- 2007 год — Тихвинский ферросплавный завод. Второй в России по производству высокоуглеродистого феррохрома.
Во-вторых, делается ставка на интенсивное развитие промышленности, то есть на модернизацию советских производств. Поясним на примере производства алюминия — в 2008 года КрАЗ произвел миллион тонн металла, что является рекордным показателем за все время с его основания в 1964 году. Ставку на модернизацию уже существующих мощностей делают даже страны Запада и данный подход обосновывается следующими причинами:
- Зависимость от инфраструктуры. Любой металлургический завод всегда привязан к трем основным составляющим инфраструктуры: месторождение руд, энергообеспечение и ж/д сообщение. Постройка нового завода неизбежно потребует наличия или реконструкции всей инфраструктуры — и это отчетливо видно на примере Кузнецкого металлургического комбината. В 1950—1960-х гг. он оказался территориально зажат между плотной городской застройкой Новокузнецка и горной системой, что вынудило отказаться от его расширения и просто построить другое предприятие — Западно-Сибирский металлургический комбинат, расположенный примерно в 10 километрах к востоку от КМК. А для этого пришлось проложить почти 150 км новых ж/д путей, построить Томь-Усинский ж/д туннель, авто- и ж/д мосты и два новых городских района Новокузнецка: Заводской и Новоильинский — иными словами потратить колоссальные средства.
- Относительно свободная компоновка. Металлургические комбинаты имеют не очень плотную компоновку, что упрощает их реконструкцию путем строительства новых и сноса старых цехов. Тот же Магнитогорский металлургический комбинат, построенный еще в 1920-е годы к настоящему времени утратил свой первоначальный визуальный облик и техническое оснащение.
- Микромизация производства. Микромизация — процесс повышения производительности труда, вследствие которого сокращается занимаемая площадь[2]. То есть, реконструкция старого предприятия обходится дешевле строительства нового и сопутствующей ему инфраструктуры.
Воздушный транспорт
Все современные аэропорты и аэродромы построены до Путина. |
Явная чушь. Навскидку вспоминаются следующие:
Вообще, ситуация такая же как с промышленными предприятиями — строить новые (в районах крупных городов) невозможно ввиду отсутствия места и дешевле модернизировать существующие. На «прогрессивном западе», где свободное место исчерпано давным-давно, новые аэропорты тоже не строятся с 1960-х годов.
Добывающая промышленность
Все современные рудники, шахты, угольные разрезы, построены до Путина. |
Навскидку можно вспомнить:
- Рудник на Амуре (2008), в который инвестировано 4,1 млрд рублей.
- Шахта на Кузбассе (2005)[7].
- Угольный разрез в Кемеровской области (2012)[8].
- Месторождения угля в Тыве (Межегейское) и Якутии (Эльгинское).
И данный список далеко не полный.
А что касается шахт и рудников советской постройки, то их на самом деле в работе осталось совсем не много и это, как правило, уникальные дорогостояще объекты, привязанные к уникальным месторождениям: шахта «Распадская», кимберлитовая трибка «Мир», Приаргунское производственное горно-химическое объединение (добыча урана). Да и то все эти объекты за последние годы существенно модернизированы. Большинство угольных шахт эпохи даже позднего СССР уже много лет как закрыты, так как их невысокая по сегодняшним меркам производительность не позволяет им быть рентабельными. Этот факт, кстати, вызывал большой социальный кризис в Кузбассе: из за многократного повышения производительности труда на новых шахтах и закрытия устаревших примерно 80 тысяч горняков (в основном жители Осинников, Прокопьевска, Киселевска) остались без работы или вынуждены ездить на работу в новые шахты, удаленные на 50-100 километров.
Месторождения
Все крупнейшие месторождения полезных ископаемых найдены до Путина. |
Тут крыть нечем — еще в 1950—1960-х гг. были найдены все наши крупнейшие месторождения. Геология в СССР была поставлена на высочайший уровень. Открыть новые гигантские месторождения почти так же сложной, как открыть новый континент — всё уже открыто.
Тем не менее, работы по поиску новых месторождений продолжаются, благодаря развитию технологий и освоению необъятных просторов нашей страны. Например, в 2012 году было открыто 49 новых месторождений углеводородов, что увеличило запасы нефти на 681 млн тонн, а газа на 816 млрд м3[9].
Электростанции
Все современные электростанции: тепловые, гидро, атомные — построены до Путина. |
Навскидку можно вспомнить:
- Зауральская ТЭЦ
- Ростовская АЭС
- Бурейская ГЭС
- Нововоронежская АЭС-2
- Богучанская ГЭС
Нужно отметить, что определенная часть работ по строительству данных объектов была начата до 2000 года — объекты такого размера строятся обычно дольше 10 лет. Однако основной объём строительства был выполнен уже при Путине.
Водохранилища
Все основные водохранилища построены до Путина. |
В 2012 году было построено Богучанское водохранилище, которое по площади (2326 км²), объему (58,2 км³) и глубине (max=75 м) входит в список крупнейших водохранилищ России — наравне с такими советскими гигантами как Усть-Илимское, Рыбинское, Куйбышевское и Волгоградское и т. д.
Стоит отметить, что на территории РФ до 2012 года водохранилища не строились аж с 1981 года. Если уж автор недоволен, что много водохранилищ построено до Путина, то почему бы ему не объяснить, почему водохранилища на территории тогдашней РСФСР не продолжили строить при относительно стабильной экономике начала 80-х гг. Кстати, в том же Казахстане ситуация еще хлеще — при засушливом климате этой страны водохранилища там прекратили строить еще в 1974 году и первое постсовесткое водохранилище было построено лишь в 2011 году (rwp:Список водохранилищ Казахстана).
Кроме экономических аспектов строительства водохранилищ, есть еще и экологические. Несмотря на очевидную пользу они несут и значительный вред, который становится заметен через много лет. Наиболее яркий тому пример — rwp:Снижение уровня Аральского моря, связанное с разбором воды на орошение из водохранилищ на Амударье и Сырдарье. Схожие проблемы начались на Волге и в Каспийском море. Вода задерживается в водохранилищах Волго-Камского каскада, увеличиваются потери на испарение, сток Волги снижается, уровень Каспийского моря падает, а соленость воды в нем — растет. Аналогичные проблемы возникли и в других странах, эксплуатирующих водохранилища: США, Мексике, Китае. В США дошло до того, что некоторые водохранилища решили ликвидировать.
Часть вторая: «при Путине»
Порты
Реконструированы некоторые крупные порты: чтобы вывозить из России в огромных количествах сырье — уголь, металлы, в том числе и цветные, рудный концентрат, минеральные удобрения, лес и прочь, а ввозить — импортный ширпотреб. |
Тут крыть нечем — при Путине действительно реконструировались существующие порты. Например, та же Усть-Луга, которая позволила значительно уменьшить зависимость от транзита через Польшу и Прибалтику. Но при этом стоит отметить, что у России есть проблема ограниченного доступа к мировому океану и сопутствующие ей факторы красноречиво говорят о необходимости модернизировать уже существующие порты, а не строить новые.
Наконец, стоит отметить, что Россия действительно экспортирует сырьё (минеральные удобрения им не являются) и импортирует потребительские товары. Но горе-экономисты из адептов мифа о нефтяной игле как будто бы не замечают, что ситуация постепенно меняется. Например, идет переориентация с экспорта леса-кругляка на экспорт пиломатериалов. Кроме того, в структуре нашего экспорта повышается значимость оружия и техники, атомных станций и IT-технологий.
Торговые точки
Далее: для того, чтобы все это втюхивать населению построены магазины, торговые центры и прочее. |
Забавляет употребление слова «втюхать» — в контексте торговли это означает чаще всего продажу доверчивому покупателю некачественного товара за большие деньги. Качество западных товаров признает большинство россиян, особенно т. н. представители креативного класса, упрекающие Россию в неспособности производить свои айфоны, хорошие автомобили и т.д.
Также автор не объяснил почему покупать товары в хороших магазинах и ТЦ хуже, чем в советских магазинах и китайских рынках 90-х годов, а также что плохого в росте доступности импортных товаров для населения. Разумеется, речь идет о импортных товарах среднего и хорошего качества, а не знаменитых товарах из эпохи 90-х — например, «ножках Буша», приставке Dendy и многих других не лицензионных товарах.
Загородное жилье
Дома, виллы, коттеджи, элитные жилые комплексы — это, в основном, для богатых и, главное — для путинского ворья. У народа таких денег нет. |
Если говорить о домах, виллах и коттеджах, то государство помогает переезжающим в село людям деньгами. Так, например, врачам дают 1 млн рублей, а учителям 0,5 млн и жильё. Разве они не народ?
К тому же именно при Путине «народу» жилье за городом стало доступнее. И тому есть ряд причин:
- Повышение доходов и общего благосостояния россиян, снижение бедности
- Россия производит все нужные стройматериалы, поэтому цены на них мало зависят от курса валют. Наиболее важные стройматериалы: кирпич, цемент, бетон, пиломатериал, профлист производятся практически повсеместно.
- Либеральные (в исходном, хорошем смысле этого слова) цены на строительные услуги — от доставки стройматериалов до помощи автокранов и экскаваторов.
- Электроинструменты приемлемого качества и автономные системы отопления и водоснабжения доступны также по либеральным ценам в любом хозяйственном магазине, не говоря уже о супермаркетах наподобие ОБИ или Леруа Мерлен.
- Большой ассортимент и доступность услуг строителей, маляров и т. п. профессий, в том числе от мигрантов и безработных жителей ближайших сел.
- Относительно либеральные цены на землю, особенно в провинции. В определенных случаях земля достается бесплатно от государства.
Таким образом, большинству работающих россиян вполне доступны постройка дачного дома, коттеджа и даже виллы. И в этом плане у современных россиян большое преимущество перед россиянами 90-х и советскими гражданами.
В СССР из-за отсутствия рынка жилья купить загородный дом было невозможно. Жители города получали жилье загородом в основном как поощрение за работу от руководства предприятия, причем получали в основном участок в 1-2 сотки с одноэтажным 1-2 комнатным домиком. Сельские жители хоть и имели свое жилье, но до эпохи Застоя не могли иметь личные хозяйства, будучи колхозниками. Тут, кстати, полезно отметить, что до 1950-х годов сельское население преобладало над городским численно. Легально свободно приобрести стройматериалы в СССР было не возможно, так как брус, кирпич, металл в торговые сети не поставлялось. Получить заветные стройматериалы можно было или на предприятии, если у него была программа по стимулированию индивидуального или коллективного строительства (практиковалось в период освоения целины и в позднем СССР) или «выписать по блату» или просто украсть.
В 90-е годы образовался рынок жилья, но ввиду массовой бедности населения и его приспособления к новым юридическим нормам трудно представить, чтобы россияне могли массового покупать жилье загородом. Конечно, у некоторых оно было в наследство от советской эпохи, причем часто «дача» была источником значительной части продовольствия у таких счастливчиков.
Нефть и газ
А ещё построено огромное количество нефте- и газопроводов. То есть, вся созданная инфраструктура направлена на тотальное разграбление природных ресурсов России. |
Бесспорно, при Путине они строились — например, Северный Поток был построен с целью снизить зависимость транзита углеводородов в Европу от газовой политики Украины.
Но при этом при Путине не было построено ни одного нефте- и газопровода наподобие тех, что строились в советскую эпоху. По значимости может сравниться разве что Сила Сибири, так как она позволит соединить все нефте- и газопроводы в России в единую систему и при желании переправить большую часть экспорта в Азию. Но на данный момент (август 2016 года) она еще не построена.
По мнению автора, экспорт нефти и газа приравнивается к «тотальному разграблению природных ресурсов России». И это ошибочно по следующим причинам:
- По такой логике разграблением своих ресурсов занимался и СССР, что продавал нефть и газ капиталистическим странам. Да и не только Россия, но и любая страна, что занималась и занимается экспортом ресурсов — да хоть те же страны Персидского залива.
- Продажа ресурсов за хорошие деньги ничего общего не имеет с их разграблением. Разграбление мы могли наблюдать в 90-е годы, когда Ходорковский и прочие олигархи гнали нефть за рубеж под видом «скважинной жидкости». При Путине нефтяники были приструнены и пошлины от экспорта нефти и газа стали поступать в полном объеме.
Нефтяные деньги наряду со стабилизацией экономики сверху помогли России, например, строить новое жилье и открывать новые производства. При этом их роль в улучшении экономики не стоит переоценивать.
См. также
Примечания
[ + ] Мифы о России
|
|||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|