Российский военно-морской флот

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Leftquotes.pngВ России постоянно приходится повторять старую истину, что для обороны берегов нужен флот, что главным источником богатства страны является морская торговля и открытый доступ к мировым рынкам, и что все это зависит от морских вооружённых сил. Особенно в последнее время, вследствие сильного экономического подъёма всех цивилизованных народов, морские пути приобрели выдающееся значение, а вместе с ними и морская оборона.Rightquotes.png
Начальник Морского Генерального Штаба, Контр-Адмирал Светлейший Князь Ливен

Зачем России флот: задачи российского военно-морского флота

Если коротко, флот нужен России для решения следующих задач:

  • Обеспечение ракетно-ядерного сдерживания — по состоянию на 2010-е годы атомные подводные лодки являются самыми мало уязвимыми из всех носителей стратегических ракет. Комплексы наземного и воздушного базирования по сравнению с подводными лодками гораздо более подвержены угрозам со стороны высокоточного оружия, поскольку они либо, как шахтные ракетные комплексы, размещены стационарно и их координаты могут быть определены заранее, либо неплохо видны со спутников, беспилотников и прочих современных средств разведки.
  • Обеспечение свободы судоходства — только наличие вежливых крейсеров за спиной частенько спасает гражданских российских моряков от произвола пиратов и местных властей в отдалённых и не очень точках Мирового океана.
  • Оборона островов, побережья и внутренних районов страны от нападения с моря — только наличие мощного флота способно отогнать чужие авианосцы, атомные подводные лодки и корабли-носители крылатых ракет подальше от наших берегов. В противном случае бомбардировщики с авианосцев имели бы шанс долететь даже до Москвы вскоре после начала гипотетического вооружённого конфликта.
  • Участие в охране морских и шельфовых природных ресурсов, в том числе в спорных районах — хотя это задача в основном пограничных кораблей, но в тяжёлых случаях требуются аргументы более крупного калибра. У России имеются в той или иной мере спорные участки практически во всех окружающих её морях: Балтийском, Чёрном, Азовском, Каспийском, Баренцевом, Беринговом, Чукотском, Охотском и Японском.
  • Обеспечение «проецирования силы» российской армии в любые уголки планеты — хотя это отчасти умеет делать и авиация, но присутствовать в сильно удалённом от ближайшей базы районе неделями и месяцами могут только корабли. Они же могут высаживать стратегические десанты. Свежий пример — демонстративное дежурство и учения Российского флота у берегов Сирии в 2013 году.
  • Обеспечение транспортных операций в условиях войны или военной опасности, прорыв блокады — см. свежий пример 2014 года — «Сирийский экспресс» — действия российского флота по доставке грузов в Сирию с помощью военных (десантных) кораблей, в условиях, когда гражданские корабли и самолёты другие страны пытались останавливать и досматривать.
  • Выполнение операций по блокаде побережья — сюда входит, например, перехват транспортов с оружием для террористических организаций в XIX веке, из свежих примеров можно привести блокаду Донузлава в начале 2014 года в ходе операции по обеспечению безопасности референдума в Крыму.
  • Непосредственная поддержка боевых действий в приморских районах — поддержка с моря может легко оказаться решающей в любой наземной операции в прибрежном районе, поскольку, несмотря на развитие полевой артиллерии и вертолётов, им очень далеко до той плотности огня, которую могут обеспечить корабли, обладающие огромным боезапасом и автоматической артиллерией. Точно также не теряют своего значения и морские тактические десанты. В частности, серьёзная десантная операция имела место во время войны 08.08.08 на побережье Абхазии, в ходе которой не только были оперативно переброшены необходимые силы десанта, но также частично потоплены и частично обращены в бегство грузинские катера, пытавшиеся помешать перевозке десанта.

История Российского военно-морского флота

Древняя Русь

В заросшей лесами и обильно изрезанной реками стране водный транспорт являлся основным, а во многих случаях и единственным средством передвижения в летнее время. Поэтому населявшие Древнюю Русь люди в больших объёмах пользовались небольшими парусно-гребными судами, пригодными как для плавания по рекам и пересечения волоков, так и для каботажного плавания по акваториям Балтийского, Чёрного и Азовского морей.

Достоверно известно, что ещё языческий древнерусский флот, по крайней мере, пытался осаждать крупнейший город-крепость того времени — Константинополь и непременно взял бы его если бы не буря, вызванная, как считалось, вмешательством свыше[1].

Средние века

Город Астрахань и фрегат «Орёл» с флотилией, 1670

Значение морской торговли для государства осознавал ещё Иван III Великий, пытавшийся построить порт в устье Наровы, но не преуспевший из-за протекционистских мер со стороны тогдашних европейских конкурентов — Ганзейского союза и множества других проблем, которые должна была одновременно решать только ещё сбрасывавшая долгое иго страна.

Следующий шаг сделал его внук — Иван Грозный при котором в ходе Ливонской войны были наняты первые боевые корабли для Балтийского флота, однако они, не имея оборудованных баз, в конце концов не смогли победить своих многочисленных противников. Основной же заслугой первого русского Царя в становлении флота стало строительство первых двух важнейших портов России: в 1558 году — новой Астрахани в устье Волги на Каспийском море и в 1584 году — Архангельска в устье Северной Двины на Белом море. Также при Иване Грозном на долгое время — более двадцати лет — стал российским и давал огромные доходы в казну порт в Нарве.

И, наконец, при Алексее Михайловиче был сделан следующий шаг в этом направлении — для Каспийской флотилии были построены и в 1669 году вступили в строй несколько современных на тот момент боевых кораблей первый достаточно крупный парусный боевой корабль — фрегат «Орёл», однако это начинание не получило продолжение из-за фактической гибели флотилии во время восстания Стеньки Разина.

Первый русский линейный корабль «Гото Предестинация», 1700
Кронштадт в 1710-х
Эзельский бой
Линейный корабль «Пётр Первый и Второй», 1727
Сражение при Гренгаме

Петровская эпоха

В ходе осад Азова, а затем и Северной войны оказалось, что флот решительно необходим для достижения каких-либо успехов в боевых действиях в прибрежных районах, в связи, с чем страна начала активно строить флот сначала на Азовском, а затем и на Балтийском морях.

Заработали крупные верфи под Архангельском, под Воронежем, в Олонецком крае и в Санкт-Петербурге. Были построены морские крепости с военными портами Троицк (нынешний Таганрог) и Кронштадт, строилась крепость в Балтийском порту (ныне Палдиски). Для защиты морских портов в устьях рек реконструировались укрепления Динамюнде (Динабурга) у Риги и была возведена очень серьёзная для севера каменная Новодвинская крепость под Архангельском. Также был основан крупнейший коммерческий порт Санкт-Петербург.

К сожалению, наиболее сильный первоначально Азовский флот был потерян в 1711 году из-за утраты Таганрога и Азова по результатам катастрофически неудачного сухопутного Прутского похода, где турецкие войска едва не взяли в плен самого Петра I. Однако в дальнейшем Балтийский флот, вынужденный противостоять сильному шведскому флоту далеко превзошёл по силе бывший Азовский. Венцом его развития в это время стал спроектированный частично самим Петром I, но вступивший в строй уже при Петре II 100-пушечный линейный корабль «Пётр I и II», находившийся на самом переднем крае технологических достижений той эпохи и уверенно входивший с считанное по пальцам число сильнейших кораблей мира.

В этот период российским флотом и береговыми войсками были одержаны следующие выдающиеся морские победы:

  • В ходе войны с Турцией осуществлена успешная осада Азова с суши и с моря в 1696 году — эта победа обеспечила стране выход к Азовскому морю.
  • В ходе войны с персидскими сепаратистами, мешавшими торговле, в 1722…1723 гг с помощью Каспийской флотилии проведён успешный захват всего западного и южного побережья Каспийского моря, включая Баку и северные районы нынешнего Ирана.
  • В ходе Северной, по результатам которой Россия получила выход к Балтийскому морю с приобретением обширного побережья от Выборга до Риги, флотом и береговыми войсками одержано множество побед:
    • Победа в сражении у Новодвинской крепости 25 июня (6 июля) 1701 года.
    • Победа в бою в устье Невы 7 (18) мая 1703 года.
    • Победа в Гангутском сражении 27 июля (7 августа) 1714 года.
    • Победа в Эзельском бою 24 мая (4 июня) 1719 года.
    • Успешное проведение высадки десантов на побережье Швеции с целью принуждения Швеции к миру летом 1719 года.
    • Победа в сражении при Гренгаме 27 июля (7 августа) 1720 года.
Осада Данцига, 1734])

Эпоха дворцовых переворотов

В некоторой степени утративший свою силу в это время флот, тем не менее, получил выдающийся для своего времени 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна».

Также российский флот провёл успешную операцию по доставке осадного снаряжения и осаде с моря одной из лучших крепостей того времени — Данцига (Гданьска). Город, в результате, был взят, несмотря на то, что осаждающих было меньше, чем осаждённых. В плен попал также французский фрегат. В результате значительно упрочнилось политическое положение России в Европе и, особенно, влияние в Польше.

Черноморский флот проходит Босфор, 1799
Копия линейного корабля «Благодать», Петербург (ресторанный комплекс «Фрегат Благодать»)

Екатерининская эпоха

При Екатерине II значение флота резко возросло из-за войн с Турцией, которые отечественный флот успешно вёл как на Азовском и Чёрном, так и на Средиземном морях. Был основан Черноморский флот, морская крепость Севастополь, верфи в Херсоне и Николаеве, а также глубоководный коммерческий порт Одесса.

В это же время в российском флоте служил по-видимому лучший флотоводец всех времён и народов — адмирал Фёдор Ушаков, не потерявший в 43-х сражениях ни одного корабля и ни одного подчинённого пленным, хотя сам на раз уничтожал целые эскадры превосходящего противника. В 2000-х Русская православная церковь, признала глубоко верующего адмирала святым.

При Павле I флот пополнился самым сильным боевым кораблём в мире — был спущен на воду линейный корабль «Благодать».

При Александре I флот отошёл на второй план, поскольку страна, имея сильнейшего союзника на море — Англию, получила ещё более опасного противника на суше — в союзниках и подданных Наполеона к 1812 года находилась практически вся континентальная Европа. Однако в этих условиях задачи флота сумела частично решить доблестная Российская армия, впервые в истории войн атаковавшая зимой 1808-1809 годов центральную Швецию прямо по льду замёрзшего Балтийского моря, что позволило отодвинуть границу от Санкт-Петербурга до самого Ботнического залива.

Николаевская эпоха

Файл:Fregat General-Admiral 1859.jpg
Винтовой фрегат «Генерал-Адмирал»
Броненосный фрегат «Князь Пожарский»

Броненосный флот в Большой игре

Практически всю эпоху броненосного флота Россия находилась в состоянии холодной войны с Британской Империей. Глобальный конфликт, в котором Британская Империя, параноидально боящаяся за обогащавшую её Индию, делала всё, чтобы огородить Россию с юга враждебными режимами и создать в ней внутреннюю нестабильность, был известен под названием «Большая игра». В этих условиях Россия постоянно совершенствовала свои океанские крейсера, способные в случае чего так нарушить британскую торговлю, чтобы сделать невыгодной любую войну.

Становление отечественного броненосного флота началось в трудных условиях Великих Реформ и последствий Крымской войны. Тем не менее уже к концу 1850-х Россия при помощи союзных в то время США построила лучший в мире океанский крейсер того времени — фрегат «Генерал-Адмирал». А в 1860-х, уже самостоятельно, строила винтовые корветы и фрегаты, которые отлично себя проявили во время главной боевой операции 1860-х — американской экспедиции. Среди них были построены гигантские для того времени бронированные деревянные фрегаты (океанские крейсера) типа «Севастополь» и «Князь Пожарский». Тогда же, по результатам Прусско-французской войны 1866 года Россия, указав на многочисленные нарушения условий Парижского мира другими державами вернула себе право на флот на Чёрном море.

Эскадренный броненосец «Петр Великий»
Файл:General-admiral.jpg
Первый в мире броненосный крейсер «Генерал-адмирал»

В 1870-х Россия построила свой первый крупный броненосец «Пётр Великий», ненадолго ставший сильнейшим кораблём планеты. А затем изобрела целый класс броненосных крейсеров, первым из которых стал новый «Генерал-адмирал».

В войне с Турцией 1877—1878 года отечественный флот всё ещё был недостаточно сильным на Чёрном море, но, тем не менее, сумел организовать достойный отпор турецкому флоту широко применив шестовые и, впервые в мире, самодвижущиеся мины (торпеды). Находившиеся в Средиземном море корабли Балтийского флота существенного участия в войне не приняли, хотя и действовали своим присутствием на нервы всем участникам конфликта. Тогда же в 1878 году был основан Доброфлот — существовавшая до 1925 года при поддержке добровольных пожертвований флотилия быстроходных грузопассажирских судов, приспособленных к быстрому переоборудованию во вспомогательные крейсера[2].

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» на Дальнем Востоке, 1890 г.
Броненосец «Чесма» типа «Екатерина II». Видны две носовые барбетные установки главного калибра

В 1880-х на Балтике продолжалось строительство в основном многочисленных океанских крейсеров, кроме которых в строй были введены в строй два достаточно сильных по тому времени броненосца типа «Император Александр II». На Чёрном же море при этом были построены четыре ещё более мощных броненосца типа «Екатерина II», специально предназначенных для боя в узких черноморских проливах, а в Одессе в глубочайшей тайне был сосредоточен «особый запас» артиллерии, в том числе и специально разработанные для решения одной-единственной задачи стрельбы на небольшое расстояние по крупным кораблям с высокого берега лёгкие 9-дюймовые мортиры. Такое внимание к Проливам объяснялось тем, что статус Босфора и Дарданелл тогда был таков, что не только изолировал Черноморский флот, но и ставил отечественную экономику в опасную зависимость от прихотей турецкого султана и его заморских кредиторов, поскольку именно через Проливы шла львиная доля Российского экспорта.

К середине 1890-х, в рамках очередного обострения отношений с Британской Империей, Черноморский флот был готов вполне осуществить операцию по захвату Проливов[3]. Как показали рассекреченные много времени спустя документы, с российской стороны дело дошло до того, что в Одессе были развёрнуты транспорты и десантные дивизии в 12-часовой готовности к погрузке, а российский посол в Константинополе (Стамбуле) мог одной кодовой фразой начать Босфорско-Дарданелльскую операцию. Однако она практически в последний момент была отменена, поскольку у страны появилась новая большая проблема на море.

Файл:Russian Fleet in yhe harbor of New York 1863.jpg
Русская эскадра, базирующаяся в гавани Нью-Йорка (США), 1863

В этот период можно отметить следующие победоносные операции и бои российского военно-морского флота:

  • В ходе Американской экспедиции 1863—1864 гг две эскадры российских крейсеров скрытно перебазировались в США в Нью-Йорк и Сан-Франциско. Именно присутствие российских крейсеров в Нью-Йорке и других портах США позволило остудить горячие головы в британском адмиралтействе и предотвратить зарубежное вмешательство в процесс ликвидации очередного польского восстания.
  • Бой парохода «Веста» — 11 июля 1877 года вооружённое с началом войны бывшее торговое судно — пароход «Веста», выполнявший задачу по блокаде турецкого в тот момент порта Кюстенджи (ныне Констанца, Румыния), был атакован более быстроходным турецким броненосным корветом «Фетхи-Бутленд». Несмотря на подавляющее техническое превосходство турецкого боевого корабля в вооружении, скорости и бронировании после пятичасового боя получивший повреждения от точного огня орудий «Весты» противник был вынужден прекратить преследование.

Кризис на Дальнем востоке

К началу 1890-х годов Япония более-менее успешно провела, в отличие от Китая и Кореи, модернизацию экономики и вооружённых сил. После этого Токио, разгромив в 1894—1895 гг Китай, взял устойчивый курс на создание империи, в которую, по замыслу местных политиков, должна была войти вся Восточная Азия, включая Китай и российский Дальний Восток.

Россия ответила на эту угрозу спешным строительством Транссибирской магистрали, сосредоточением сил флота на Дальнем Востоке и принятием нескольких кораблестроительных программ, вернувшись даже на время к закупке отдельных «образцов» новейшей военно-морской техники за рубежом.

Крейсер «Рюрик» следует за линкорами «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», 1913
«Иоанн Златоуст» во главе отряда черноморских линкоров, 1916

Броненосный флот после Русско-Японской войны

После поражения в Русско-Японской войне основной проблемой Русского Императорского Флота стала не потеря кораблей, которые всё равно быстро устаревали из-за смены эпох кораблестроения, а неспособность тех, кто это поражение и спровоцировал, конструктивно работать во вновь избранной Государственной Думе.

До конца 1900-х годов в стране вводились в строй только корабли заложенные, либо заказанные ещё по довоенным проектам во время Русско-Японской войны. В результате, в то время, когда Германия и Англия вели активнейшую гонку вооружений на море, строя первые, не очень, правда, удачные линкоры-дредноуты, в России вступили в строй только считанное по пальцам число броненосцев и крейсеров, построенных лишь по незначительно улучшенным довоенным проектам. На Чёрном море были введены в строй два броненосца типа «Иоанн Златоуст» и один бронепалубный крейсер типа «Богатырь», а на Балтийском море — два броненосца типа «Андрей Первозванный» и три броненосных крейсера типа «Адмирал Макаров». Единственным по-настоящему современным кораблём, введённым в строй в это время стал, мощный броненосный крейсер «Рюрик», построенный в Англии при российском участии как часть большого контракта по покупке лицензии на прорывную для того времени конструкцию орудийных затворов фирмы «Виккерс».

В это же время все оставшиеся к этому времени в строю броненосцы на основании опыта Русско-Японской войны были переклассифицированы в линейные корабли (линкоры). В то же время фактическая слабость армии и флота не позволили предотвратить аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины во время Боснийского кризиса 1908-1909 гг, когда нашей стране пришлось отмалчиваться, точно как во время событий в Югославии в 1990-х гг.

Линкор «Севастополь» во время Первой мировой войны
Эсминец «Новик»
Линейный корабль «Воля» в 1917 г.

Дредноутный флот

Депутаты опомнились только когда в Европе уже вовсю пахло жареным — только 1911 году был принят Закон о флоте, согласно которому в стране началось строительство дредноутного флота, который смог бы в достаточной мере обеспечить интересы и суверенитет страны.

В результате, к началу Первой мировой войны страна не имела ни одного современного линкора-дредноута ни на Балтике, ни на Чёрном море. Германский же флот к этому времени настолько превосходил отечественный Балтийский, что при желании имел все шансы провести высадку войск прямо под Санкт-Петербургом[4]. Вследствие этого начало Первой мировой войны Балтийский флот встречал у спешно устанавливаемых минных полей в самом узком месте Финского залива, а его командующий, адмирал Эссен, выходя в море, не без оснований считал, что немногие из идущих в поход снова увидят родную базу. Единственным ярким достижением этого времени стало вступление в строй лучшего в мире эскадренного миноносца того времени. Эсминец «Новик» стал не только самым быстрым когда-либо построенным кораблём, его вооружение настолько превосходило существовавшие в то время аналоги, что уже в ходе войны он сумел единолично победить два новейших германских эсминца, утопив один из них и основательно повредив другой.

Однако, если на Балтике флоту откровенно повезло — надежды германского командования победить английский флот заставляли держать все современные корабли в 1914 году на Северном море, то на юге один-единственный германский линейный крейсер «Гебен», упущенный англичанами в Средиземном море, сумел практически полностью парализовать не только действия флота в войне с Турцией, но и все перевозки на Чёрном море. Собственно, именно отсутствие в российском черноморском флоте дредноутов позволило Германии втянуть Турцию в войну на своей стороне.

Вступившие в середине войны в строй 4 линейные корабля типа «Севастополь» на Балтике и два более мощных корабля типа «Императрица Мария» на Чёрном море, хоть и резко изменили соотношение сил, но полностью исправить положение уже не смогли, а подоспевший уже в 1917 году третий черноморский дредноут «Воля» (до февральской революции «Император Александр III») типа «Императрица Мария» на Чёрном море и вовсе опоздал.

К моменту начала революционного развала на верфях страны строились 5 линкоров-сверхдредноутов следующего поколения: четыре формально считавшихся линейными крейсерами, а на самом деле являвшиеся быстроходными линкорами корабля типа «Измаил» с мощной 12х356-мм/60 артиллерией и чисто формально однотипный другим черноморским линкорам «Император Николай I»[5] Наиболее готовыми к вводу в строй к моменту развала экономики в середине 1917 — начале 1918 года были линейный крейсер «Измаил» (65 %) и линкор «Император Николай I» (64 %). Также на Балтике и Чёрном море в различной степени готовности находились по четыре недостроенных лёгких крейсера типа «Светлана».

В ходе Первой мировой войны отечественный флот провёл большое количество успешных операций, существенно повлиявших на ход боевых действий. Среди них можно отметить:

  • «Шведский поход» — принуждение Швеции к миру. Вечером 29 июля 1914 года основные силы Балтийского флота вышли в море с тем, чтобы в случае отказа Швеции от ультиматума Антанты, требующего от неё объявить о нейтралитете, уничтожить шведский флот прямо в его главной базе Готска-Санде. Однако шведы, прекрасно зная расклад сил, мудро приняли ультиматум и сражение не состоялось.
  • Развертывание минно-артиллерийских позиций на Балтике
  • Поддержка наступления на Черноморском побережье Турции
  • Оборона Моонзунского пролива

Ленинская эпоха

В результате революций и действовавшего в начале 1920-х «революционного» стиля управления отечественный флот как и судостроительная промышленность оказались на грани полного уничтожения. В строю осталось только три линкора-дредноута из семи[6]Значительная часть оборудования пяти строившихся сверхдредноутов была или просто уничтожена или использована в качестве микроскопов для забивания гвоздей[7].

Легкий крейсер «Красный Кавказ» типа «Светлана»

Сталинская эпоха

При Сталине долгое время — вплоть до середины 1930-х гг строительство флота финансировалось крайне скудно. Предложения моряков достроить находившиеся на хранении и готовые на 64…65 % линейный корабль «Император Николай I» и линейный крейсер «Измаил», на голову превосходившие всё, что имелось в то время у отечественного флота не нашли отклика у руководства и, в результате, оба корабля были разделаны на металл в 1927 и 1931—1932 гг соответственно. Также не были восстановлены повреждённые линкоры «Императрица Мария»[8] и «Полтава» (с 1926 года «Михаил Фрунзе»)[9]. Единственными относительно крупными кораблями, вступившими в строй в это время стали крейсера типа «Светлана», три из которых были доделаны по в разной степени изменённым проектам в 1927—1932 гг.

Лёгкий крейсер «Максим Горький» проекта 26-бис

С середины 1930-х строительство флота было возобновлено, однако развал судостроительной промышленности оказался столь велик, что советскому флоту из всех крупных кораблей к началу Великой Отечественной войны пришлось довольствоваться только четырьмя новыми лёгкими крейсерами проектов 26 и 26-бис. Начатое перед войной массовое строительство линейных кораблей проекта 23 типа «Советский Союз» и линейных крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт» завершено, в результате так и не было[10]

Гвардейская краснознамённая подводная лодка С-56[11], Владивосток, 2005

В начале Великой Отечественной войны флот понёс значительные потери вследствие немецкого господства в воздухе, особенно на Балтике. В целом же во время войны отечественный флот достаточно успешно противостоял морскому противнику, выполнив целый ряд сложных задач. В начале войны к ним, в частности, можно отнести в целом вполне успешные операции по длительному снабжению и эвакуации крупных плацдармов в районах полуострова Ханко, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Ораниенбаума, полуострова Рыбачий и на островах Моонзундского архипелага, а в конце войны — целый ряд успешных десантных операций, в ходе которых были освобождены полуостров Крым и Моонзундские острова.

Крейсер проекта 68-бис «Михаил Кутузов», 2005

Также в течение всей войны в целом успешно обеспечивались транспортные операции на Севере и велась борьба с судоходством противника. В частности, здесь можно отметить нанесшее грандиозный вред противнику уничтожение экипажем подводной лодки С-13 транспорта «Вильгельм Густлофф», на борту которого находились до 3700[4][12] курсантов-подводников, что практически поставило крест на надеждах Гитлера победить в «битве за Атлантику» — по-видимому по своим стратегическим результатам эта победа является крупнейшей в мировой истории подводного флота и часто называется «атакой века», так как десятки подводных лодок важнее любого потопленного линкора.

Из крупных кораблей во время войны флот получил ещё два лёгких крейсера проекта 26-бис. И после окончания войны и при Сталине, и при Маленкове — вплоть до прихода в 1955 году к единоличной власти Хрущёва — лёгкие крейсера оставались единственным типом строившихся крупных кораблей отечественного флота, но, в отличие от довоенных, строившиеся в это время крейсера проектов 68-К и 68-бис уже имели дальность хода достаточную для действий в океане.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол»

Ракетоносный флот

Вскоре после окончательного прихода к власти в 1955 году Н. С. Хрущёв, поверивший во всемогущество ракетного оружия, а также знавший о резком отставании в то время средств противовоздушной обороны кораблей от возможностей авиации, резко прекратил строительство всех надводных кораблей крупнее эсминцев — были разобраны на металл даже корабли, находившиеся в 80 % готовности. Однако в это же время развернулось строительство атомных подводных лодок и первых кораблей, вооружённых противокорабельными, а затем и зенитными ракетами.

Первые плоды новой эпохи стали появляться с 1958 года, когда вступила в строй первая в СССР и третья в мире атомная подводная лодка К-3, с 1962 года получившая собственное имя «Ленинский комсомол». Уже вскоре подводные лодки, в том числе и атомные, были вооружены баллистическими и крылатыми ракетами большого радиуса действия и стали одной из важнейших составляющих отечественной ядерной триады. Поскольку Холодная война к этому времени была в самом разгаре — в 1962 году случился едва не приведший к началу 3-й Мировой войны Карибский кризис — Советский Союз уже к середине 1960-х построил многие десятки атомных подводных лодок и с чисто торпедным вооружением, и с крылатыми ракетами, и с баллистическими ракетами. Также десятками строились и дизельные подводные лодки, которых в то время тоже вооружали баллистическими и крылатыми ракетами, а большие дизельные торпедные подводные лодки строились сотнями. В результате подводные силы отечественного флота в это время стали по-настоящему серьёзным противником флотов стран НАТО, хотя в целом мы по-прежнему сильно уступали потенциальному противнику из-за их серьёзного преимущества в надводных кораблях.

В ходе Карибского кризиса отечественный флот выслал к берегам Кубы несколько дизельных торпедных подводных лодок с ядерными торпедами на борту. Однако должного результата это, в целом, не дало даже не столько из-за тотального превосходства флота США в Карибском море, сколько из-за того, что в силу своей скрытности подводные лодки, в отличие от крупных надводных кораблей, в принципе малопригодны для обозначения присутствия и запугивания противника. По этой причине не знавшие о наличии на борту советских субмарин атомного оружия американские моряки зачастую вели себя прямо-таки вызывающе.

Вертолетоносный крейсер «Ленинград» типа «Москва», 1988 г.

Надо сказать, что руководство советского флота не смирилось с запретом на строительство крупных кораблей, а просто-напросто заказало строительство новых — ракетоносных — крейсеров проекта 58 под видом эсминцев[13]. А уже к концу 1960-х флот пополнился целыми сериями крупных кораблей новых классов: большими противолодочными кораблями проектов 1134 и 1134А, а также противолодочными крейсерами типа «Москва», последние из которых являлись фактически крейсерами-вертолётоносцами.

Как дальнейшее развитие «Москвы» к середине 1970-х в строю появляются первые авианесущие крейсера типа «Киев», способные нести, помимо вертолётов, также самолёты вертикального взлёта и посадки.

Путинская эпоха

С улучшением ситуации в экономике при Путине стали постепенно повышаться боеспособность и боеготовность отечественного флота, а также улучшаться состояние судостроительной промышленности. К 2012 году все оставшиеся в стране военные верфи были полностью загружены заказами на много лет вперёд, иногда более, чем на 100 %[5]. Также значительно увеличилось количество и качество проводимых на море учений. В связи с перегрузкой судостроительных мощностей, в значительной степени оставшихся на Украине, практическим отсутствием опыта строительства и острой необходимостью в специализированных десантных кораблях для проведения специальных операций был подписан контракт на закупку во Франции вместе со всеми необходимыми технологиями двух вертолётоносцев типа «Мистраль», частично изготавливаемых при этом в России. В дальнейшем ситуация с судостроительными мощностями несколько улучшилась за счёт заводов Крымского полуострова и будет улучшаться за счёт вновь строящихся предприятий.

В этот период российским флотом и береговыми войсками были одержаны следующие морские победы:

  • В ходе операции по принуждению к миру Грузии, напавшей на российских миротворцев в Южной Осетии, Черноморский флот обеспечил своевременную высадку десантов и полностью уничтожил грузинский военный флот, в том числе имел место успешный морской бой малого ракетного корабля «Мираж» с несколькими грузинскими катерами.
  • В ходе Сирийского кризиса основные силы флота не раз демонстративно появлялись у сирийских берегов, сорвав планы весьма вероятного прямого военного вмешательства стран НАТО в сирийский конфликт из акватории Средиземного моря для смены дружественного России правительства страны, десантные корабли всех российских флотов в то же время успешно обеспечили бесперебойную транспортную связь с Сирией.
  • В ходе Украинского кризиса подразделения Черноморского флота обеспечили безопасность проведения референдума в Крыму и, заблокировав брандерами часть украинских кораблей в озере Донузлав, принудили их к сдаче.

Примечания

  1. В нынешнее время этот день широко известен в России как праздник Покрова Пресвятой Богородицы
  2. Вспомогательные крейсера — вооружённые пароходы, способные догнать обычный транспорт и использовавшиеся для борьбы с судоходством противника в отдалённых районах, а также для несения дозорной и конвойной службы.
  3. Чтобы не допустить этого англичане, как считают многие историки, сами спровоцировали восстание греков против турецких властей на острове Крит, где имелась крупная бухта в Суде, после чего в качестве миротворческих сил для успокоения повстанцев в горах на Крит была отправлена… эскадра броненосцев, простоявшая там долгие годы.
  4. По оценке военных специалистов того времени Бьоркезундский рейд Выборгского залива вполне подходил для высадки огромной армии.
  5. На самом же деле «Николай I» при неизменной машинной установке, скорости и вооружении получил новый, значительно увеличенный корпус с улучшенной гидродинамикой и очень существенно усиленным, явно сверхдредноутным бронированием.
  6. «Полтава» сгорела из-за развала власти в Кронштадте, ремонт «Императрицы Марии» прекращён за отсутствием средств, «Императрица Екатерина» затоплена по приказу Ленина, «Император Александр III» по результатам Брестского мира захвачен Германией, а затем Антантой
  7. Показательна история с отправкой котла одного из строившихся сверхдредноутов на электростанцию в Шатуре, где приспособленный для работы только на нефти или угле высочайшего качества огромный котёл безуспешно пытались заставить работать на торфе — топливе даже худшем, чем самый дешёвый уголь.
  8. Корпус линкора, погибшего из-за взрыва погребов в 1916 году, в результате длительных работ к весне 1918 года был поднят со дна Севастопольской бухты и размещён в сухом доке для ремонта, где и был разрезан на металл в 1927 году.
  9. Разрезан на металл в 1946 году.
  10. Строительство океанского флота конца 1930-х было с треском провалено промышленностью по срокам. Достаточно сказать, что из требовавшихся в 1939 году для строительства первых двух линкоров 10 тыс. тонн брони промышленностью было поставлено всего 1800 тонн, из которых к тому же 996 т были забракованы по результатам испытаний.[1]
  11. Во время войны подводная лодка С-56 совершила переход из Владивостока в Мурманск через Панамский канал и затем в течение восьми боевых походов потопила несколько кораблей и судов противника.
  12. Эта выдающаяся победа служит объектом белоленточного троллинга путём описания авторами, обычно заграничными, как в Европе, так и в России, всё возрастающих потерь среди принятых на тот же пароход беженцев и уменьшения количества подводников, которое в отдельных публикациях доходит до 400 и даже, как в украинской Википедии, до нуля(!)[2][3]. Делаются также отсылки к Международному гуманитарному праву, а именно соответствующей Женевской конвенции, сознательно закрывая глаза на то, что эта самая конвенция была принята только в 1949 году.
  13. Возможно не случайно головной корабль получил имя «Грозный», которое подходило и эсминцу, как прилагательное, и крейсеру, как город.