Сухой Суперджет: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 28 промежуточных версий 12 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Air-to-air photo of a Sukhoi Superjet 100 (RA-97004) over Italy.jpg|thumb|300px|Сухой Суперджет 100, фото над Италией]]
[[Файл:Air-to-air photo of a Sukhoi Superjet 100.jpg|thumb|300px|Первый полёт Superjet 100 с/н 95001, Комсомольск-на-Амуре, 19 мая 2008 г]]


Российский самолёт '''Сухой Суперджет 100''' (SSJ 100, RRJ 100) — региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого. Процесс создания самолёта начался в инициативном порядке в компании Сухой. Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000-х.  
Российский самолёт '''Сухой Суперджет 100''' (SSJ 100, RRJ 100) — региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого (ГСС).


Как утверждают очевидцы, победе в наибольшей мере способствовал обход принимающих решение чиновников конструкторских бюро и оценка обстановки в них. В разработку этого воздушного судна было вложено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард (34 млрд рублей[http://debri-dv.com/m/article/3565]) был потрачен непосредственно на его проектирование, создание и сертификацию — остальное ушло на создание современного производства. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно. Государственная поддержка проекта сопоставима с затратами на ремонт Большого Театра (20 млрд руб).
Доля отечественных комплектующих в «Супержете» превышает 60 %. [http://kret.com/ru/news/3504/] В условиях современной мировой авиапромышленности, когда самолеты производятся из комплектующих и материалов со всего света, это неплохой показатель. С 2024 года планируется выпускать модель Sukhoi Superjet New с импортозамещёнными комлектующими, доведя долю отечественных до 90-95 %. В планах российского правительства до 2030 года заявляется о производстве 142 штук обновлённой версии.[https://vz.ru/news/2022/7/28/1169840.html]


На настоящий момент подписаны твёрдые контракты на поставку 200 самолётов шестнадцати авиакомпаниям. 17 апреля 2014 года уже 50-й серийный авиалайнер Sukhoi Superjet 100 совершил свой первый полёт. [http://www.sdelanounas.ru/blogs/48861/]
Всего за 15 лет (с 2008 по 2022 год) было выпущено около 220 самолётов.
 
Доля отечественных комплектующих в «Супержете» превышает 60%. [http://kret.com/ru/news/3504/] В условиях современной мировой авиапромышленности, когда самолеты производятся из комплектующих и материалов со всего света, это неплохой показатель.


== Основные характеристики SSJ 100 ==
== Основные характеристики SSJ 100 ==
Максимальная пассажировместимость — 103 места (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название «Региональный», версия Long Range (SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории «С» (крейсерская скорость — 830 км/ч, максимальная — 860 км/ч) самолёт может садиться на весьма короткую полосу — 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57 % из всех 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57 %).
Максимальная пассажировместимость — 103 места (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название «Региональный», версия Long Range (SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории «С» (крейсерская скорость — 830 км/ч, максимальная — 860 км/ч) самолёт может садиться на весьма короткую полосу — 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57 % из всех 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57 %).


== Особенности разработки ==
== Особенности разработки ==
Процесс создания самолёта начался в инициативном порядке в компании Сухой как способ диверсификации портфеля продукции в целях выхода на рынок гражданских воздушных судов.


Проект был инициирован как способ диверсификации портфеля продукции в целях выхода на рынок гражданских воздушных судов. Для консультации в управлении проектом были привлечены специалисты из Boeing, главная заслуга которых, по словам сотрудников Сухого, заключалась в том, что они научили наших специалистов работать по системе этапов (ворот, Gate).
Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000-х. В разработку этого воздушного судна было вложено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард (34 млрд рублей[http://debri-dv.com/m/article/3565]) был потрачен непосредственно на его проектирование, создание и сертификацию — остальное ушло на создание современного производства, но даже стоимость непосредственно создания самолёта выводит его в ряд наиболее [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#.D0.A1.D1.83.D1.85.D0.BE.D0.B9 .D0.A1.D1.83.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B4.D0.B6.D0.B5.D1.82 100|крупных российских проектов]] своего времени. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно.


Две поставленные при разработке и удачно решённые задачи:
Две поставленные при разработке и удачно решённые задачи:
Строка 23: Строка 21:


Самолёт разработан в электронном виде, с учётом огромного опыта и традиций СССР в аэродинамике, прочностных и прочих расчётах. В частности, на оптимизацию обтекателей вместе с ЦАГИ специалисты ГСС потратили три года. В результате получены выдающиеся характеристики планера — например, самолёт очень трудно загнать в плоский штопор даже в аэродинамической трубе, где не вмешивается умная система управления, выводящая реальный аппарат из всех опасных режимов, а из плоского штопора (опасная «болезнь» Ту-154) самолёт выводится простой постановкой рулей в нейтральное положение. У самолёта очень высокое аэродинамическое качество для его диаметра фюзеляжа (16,5) и высокая эффективность использования крыла на всех режимах полёта, что положительно влияет на экономику его эксплуатации.
Самолёт разработан в электронном виде, с учётом огромного опыта и традиций СССР в аэродинамике, прочностных и прочих расчётах. В частности, на оптимизацию обтекателей вместе с ЦАГИ специалисты ГСС потратили три года. В результате получены выдающиеся характеристики планера — например, самолёт очень трудно загнать в плоский штопор даже в аэродинамической трубе, где не вмешивается умная система управления, выводящая реальный аппарат из всех опасных режимов, а из плоского штопора (опасная «болезнь» Ту-154) самолёт выводится простой постановкой рулей в нейтральное положение. У самолёта очень высокое аэродинамическое качество для его диаметра фюзеляжа (16,5) и высокая эффективность использования крыла на всех режимах полёта, что положительно влияет на экономику его эксплуатации.
Один из первых тестовых самолётов разбился в управляемом полёте, предположительно из-за ошибки диспетчера, не осознававшего, что «Сухой» — теперь не только истребитель. Катастрофа мало повлияла на успех самолёта.


== Особенности производства ==
== Особенности производства ==
[[Файл:СуперДжет100.jpg|thumb|250px|left|Девятый СуперДжет для Аэрофлота]]
[[Файл:СуперДжет100.jpg|thumb|250px|left|Девятый СуперДжет для Аэрофлота]]
Производство — наисовременнейшее, строилось с нуля. Работает широкая кооперация — часть работ выполняется в Новосибирске, окраска, установка салона — на 3 площадках (Ульяновский Спектр Авиа; Чехия; Италия), в зависимости от заказчика, основная сборка — на заводе в Комсомольске-на-Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира (выбор иностранных производителей компонент был сделан в связи с необходимостью сертификации по EASA/FAA и с ограничением по срокам разработки самолёта — российским компаниями понадобилось бы дополнительно несколько лет, чтобы сделать авионику соответствующего уровня). Производство систем постепенно локализуется. На 2013 год доля иностранных комплектующих составила 59 %. При этом российско-французские двигатели рассматриваются как иностранные компоненты.
Производство — наисовременнейшее, строилось с нуля. Работает широкая кооперация — часть работ выполняется в Новосибирске, окраска, установка салона — на 3 площадках (Ульяновский Спектр Авиа; Чехия; Италия), в зависимости от заказчика, основная сборка — на заводе в Комсомольске-на-Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира (выбор иностранных производителей компонент был сделан в связи с необходимостью сертификации по EASA/FAA и с ограничением по срокам разработки самолёта — российским компаниями понадобилось бы дополнительно несколько лет, чтобы сделать авионику соответствующего уровня). Производство систем постепенно локализуется. В начале производства доля иностранных комплектующих превышала 80 %, в 2013 году она снизилась до 59 %, в 2014 году уже до 50 %. [http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008265397.html] При этом российско-французские двигатели рассматриваются как иностранные компоненты.


Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-2 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Суперджет дал цифровой метод. Он и проектируется, и производится «в цифре», что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станков.
Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-2 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Суперджет дал цифровой метод. Он и проектируется, и производится «в цифре», что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станков.


Темпы производства неуклонно наращиваются. Так, первый самолёт поднялся в воздух в мае 2008 года; в 2011 было произведено 5 суперджетов, в 2012 — 12 шт, в 2013 — 24. Всего было построено 48 самолётов, включая образцы, проходящие ресурсные и статические испытания.
=== Новости развития ===
 
* Первый самолёт поднялся в воздух в мае 2008 года; в 2011 было произведено 5 суперджетов, в 2012 — 12 шт, в 2013 — 24.
== Отзывы пилотов и пассажиров ==
 
Пилоты и пассажиры высоко оценивают самолёт. Пилотам нравится лёгкость в управлении, скорость набора высоты, послушность как в обычном режиме, так и в т. н. режиме «прямого управления» (Direct mode, когда многие ограничительные функции автоматики отключены). Пассажиры отмечают комфортную высоту салона, ширину прохода и кресел, а также уникально большой объём багажных полок: в отличие от канадских и бразильских региональников, при пересадке на SSJ с Б-737 или А-320 нет необходимости складывать ручную кладь в отдельный багажник. Наиболее комфортабельный вариант салона установлен в SSJ-100 компании Интерджет — самый большой шаг между креслами плюс экраны, в которых можно посмотреть вид с фронтальной видеокамеры. Среди зарубежных авиапутешественников SSJ считается редким типом самолёта, любители авиации специально покупают билеты Аэрофлота, чтобы сделать на нём перелёт в Москву.
 
Для авиакомпаний SSJ привлекателен топливной эффективностью. На эшелоне 10 000 м самолетам приходится летать со скоростями не ниже, чем у А-320 и Б-737. Для Суперджета это оптимальные скорости, полёт экономичен, в отличие от конкурента из Бразилии, для которого эта скорость слишком велика и ведёт к перерасходу топлива.
 
== Дальнейшее развитие ==
* В январе 2015 года стало известно, что Аэрофлот" собирается купить 100 русских самолётов: 50 «Суперджетов» и 50 МС-21. Это очень большой заказ. Для сравнения: весь парк «Аэрофлота» состоит сейчас из 150 машин.[http://radiovesti.ru/article/show/article_id/158086]
* В январе 2015 года стало известно, что Аэрофлот" собирается купить 100 русских самолётов: 50 «Суперджетов» и 50 МС-21. Это очень большой заказ. Для сравнения: весь парк «Аэрофлота» состоит сейчас из 150 машин.[http://radiovesti.ru/article/show/article_id/158086]
* Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации Ростех намерен за 3-4 года разработать новую авионику для Суперджетов. [http://lenta.ru/news/2015/02/04/kret/]
* Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации Ростех намерен за 3-4 года разработать новую авионику для Суперджетов. [http://lenta.ru/news/2015/02/04/kret/]
* 8 мая 2015. Россия и Китай подписали соглашение о продвижении SSJ-100 [http://www.odnako.org/blogs/rossiya-i-kitay-podpisali-soglashenie-o-prodvizhenii-ssj-100/]
* 8 мая 2015. Россия и Китай подписали соглашение о продвижении SSJ-100 [http://www.odnako.org/blogs/rossiya-i-kitay-podpisali-soglashenie-o-prodvizhenii-ssj-100/]
Строка 47: Строка 39:
* 6 октября 2015 года 100-й по счёту Суперджет выполнил первый тестовый полет.[http://sdelanounas.ru/blogs/68684/]
* 6 октября 2015 года 100-й по счёту Суперджет выполнил первый тестовый полет.[http://sdelanounas.ru/blogs/68684/]
* Ирландская авиакомпания купит самолёты СуперДжет на 1 миллиард долларов [https://www.rt.com/business/318640-sukhoi-cityjet-deal-superjet/]
* Ирландская авиакомпания купит самолёты СуперДжет на 1 миллиард долларов [https://www.rt.com/business/318640-sukhoi-cityjet-deal-superjet/]
* В феврале 2016 года был выпущен сотый по счёту самолёт Сухой Суперджет 100. Сообщается что самолёт предназначен для ирландской авиакомпании «''Cityjet''».[http://sdelanounas.ru/blogs/74297/]
* В декабре 2016 года новая версия Суперджета ''Sukhoi Superjet 100 Long Range (SSJ100LR)'', у которой дальность полёта увеличена на 50 %, получила сертификацию Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).[http://www.aviaport.ru/digest/2016/12/22/405857.html]
* В 2017 году, произведено 34 пассажирских среднемагистральных самолёта Сухой Суперджет (SSJ100), а поставлено 30 лайнеров. Также по итогам года расширился список эксплуатантов самолёта.[https://sdelanounas.ru/blogs/102840/]
* 6 февраля 2018. В России начались работы по созданию уменьшенной версии самолета Сухой Суперджет 100, вместимостью 75 кресел. Данная версия авиалайнера предназначена для полётов на региональных маршрутах протяжённостью 1500—2000 км.[https://sdelanounas.ru/blogs/103607/] Cамолёт может выйти на рынок в 2022 году[http://tass.ru/ekonomika/4936281]. Новое воздушное судно может быть названо MC-21-75[http://www.ato.ru/content/gss-zapustili-proekt-po-sozdaniyu-75-mestnoy-versii-ssj]. Стоимость разработки составит 85 млрд рублей[https://www.kommersant.ru/doc/3584890][https://www.aex.ru/news/2018/3/26/182641/], из них 6 млрд рублей — средства резервного фонда правительства РФ[https://www.aex.ru/news/2018/4/10/183286/].
* 7 февраля 2018. На авиашоу в [[Сингапур]]е была представлена новая версия российского пассажирского самолёта Сухой Суперджет 100 с саблевидными законцовками крыла. Это позволит экономить топливо в размере 2,6 %, а на отдельных маршрутах она может доходить и до 3 %.[https://sdelanounas.ru/blogs/103637/] Кроме того, старые аэропорты (конкретно — Лондон-Сити, на котором базируется ирландский «Ситиджет») требуют законцовки для улучшения взлётно-посадочных характеристик и гашения спутного следа, который ломает крыши домов.
== Отзывы пилотов и пассажиров ==
Пилоты и пассажиры высоко оценивают самолёт. Пилотам нравится лёгкость в управлении, скорость набора высоты, послушность как в обычном режиме, так и в т. н. режиме «прямого управления» (Direct mode, когда многие ограничительные функции автоматики отключены). Пассажиры отмечают комфортную высоту салона, ширину прохода и кресел, а также уникально большой объём багажных полок: в отличие от канадских и бразильских региональников, при пересадке на SSJ с Б-737 или А-320 нет необходимости складывать ручную кладь в отдельный багажник. Наиболее комфортабельный вариант салона установлен в SSJ-100 компании Интерджет — самый большой шаг между креслами плюс экраны, в которых можно посмотреть вид с фронтальной видеокамеры. Среди зарубежных авиапутешественников SSJ считается редким типом самолёта, любители авиации специально покупают билеты Аэрофлота, чтобы сделать на нём перелёт в Москву.
Для авиакомпаний SSJ привлекателен топливной эффективностью. На эшелоне 10 000 м самолетам приходится летать со скоростями не ниже, чем у А-320 и Б-737. Для Суперджета это оптимальные скорости, полёт экономичен, в отличие от конкурента из Бразилии, для которого эта скорость слишком велика и ведёт к перерасходу топлива.


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://superjet100.info/myths Разбор мифов о SuperJet 100]
* [http://superjet100.info/myths Разбор мифов о SuperJet 100]
* [http://superjet.wikidot.com/sales Заказы и заказчики SuperJet 100]


<br>
<br>

Текущая версия от 22:58, 17 сентября 2022

Первый полёт Superjet 100 с/н 95001, Комсомольск-на-Амуре, 19 мая 2008 г

Российский самолёт Сухой Суперджет 100 (SSJ 100, RRJ 100) — региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого (ГСС).

Доля отечественных комплектующих в «Супержете» превышает 60 %. [1] В условиях современной мировой авиапромышленности, когда самолеты производятся из комплектующих и материалов со всего света, это неплохой показатель. С 2024 года планируется выпускать модель Sukhoi Superjet New с импортозамещёнными комлектующими, доведя долю отечественных до 90-95 %. В планах российского правительства до 2030 года заявляется о производстве 142 штук обновлённой версии.[2]

Всего за 15 лет (с 2008 по 2022 год) было выпущено около 220 самолётов.

Основные характеристики SSJ 100

Максимальная пассажировместимость — 103 места (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название «Региональный», версия Long Range (SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории «С» (крейсерская скорость — 830 км/ч, максимальная — 860 км/ч) самолёт может садиться на весьма короткую полосу — 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57 % из всех 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57 %).

Особенности разработки

Процесс создания самолёта начался в инициативном порядке в компании Сухой как способ диверсификации портфеля продукции в целях выхода на рынок гражданских воздушных судов.

Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000-х. В разработку этого воздушного судна было вложено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард (34 млрд рублей[3]) был потрачен непосредственно на его проектирование, создание и сертификацию — остальное ушло на создание современного производства, но даже стоимость непосредственно создания самолёта выводит его в ряд наиболее крупных российских проектов своего времени. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно.

Две поставленные при разработке и удачно решённые задачи:

  1. Сделать региональный самолёт с уровнем комфорта, аналогичным А-320;
  2. Максимально быстро провести сертификацию самолёта в европейском EASA или американском FAA.

Самолёт разработан в электронном виде, с учётом огромного опыта и традиций СССР в аэродинамике, прочностных и прочих расчётах. В частности, на оптимизацию обтекателей вместе с ЦАГИ специалисты ГСС потратили три года. В результате получены выдающиеся характеристики планера — например, самолёт очень трудно загнать в плоский штопор даже в аэродинамической трубе, где не вмешивается умная система управления, выводящая реальный аппарат из всех опасных режимов, а из плоского штопора (опасная «болезнь» Ту-154) самолёт выводится простой постановкой рулей в нейтральное положение. У самолёта очень высокое аэродинамическое качество для его диаметра фюзеляжа (16,5) и высокая эффективность использования крыла на всех режимах полёта, что положительно влияет на экономику его эксплуатации.

Один из первых тестовых самолётов разбился в управляемом полёте, предположительно из-за ошибки диспетчера, не осознававшего, что «Сухой» — теперь не только истребитель. Катастрофа мало повлияла на успех самолёта.

Особенности производства

Девятый СуперДжет для Аэрофлота

Производство — наисовременнейшее, строилось с нуля. Работает широкая кооперация — часть работ выполняется в Новосибирске, окраска, установка салона — на 3 площадках (Ульяновский Спектр Авиа; Чехия; Италия), в зависимости от заказчика, основная сборка — на заводе в Комсомольске-на-Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира (выбор иностранных производителей компонент был сделан в связи с необходимостью сертификации по EASA/FAA и с ограничением по срокам разработки самолёта — российским компаниями понадобилось бы дополнительно несколько лет, чтобы сделать авионику соответствующего уровня). Производство систем постепенно локализуется. В начале производства доля иностранных комплектующих превышала 80 %, в 2013 году она снизилась до 59 %, в 2014 году уже до 50 %. [4] При этом российско-французские двигатели рассматриваются как иностранные компоненты.

Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-2 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Суперджет дал цифровой метод. Он и проектируется, и производится «в цифре», что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станков.

Новости развития

  • Первый самолёт поднялся в воздух в мае 2008 года; в 2011 было произведено 5 суперджетов, в 2012 — 12 шт, в 2013 — 24.
  • В январе 2015 года стало известно, что Аэрофлот" собирается купить 100 русских самолётов: 50 «Суперджетов» и 50 МС-21. Это очень большой заказ. Для сравнения: весь парк «Аэрофлота» состоит сейчас из 150 машин.[5]
  • Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации Ростех намерен за 3-4 года разработать новую авионику для Суперджетов. [6]
  • 8 мая 2015. Россия и Китай подписали соглашение о продвижении SSJ-100 [7]
  • Иран решил взять в лизинг два самолета Superjet 100 [8]
  • 4 октября 2015 года представители ирландской авиакомпании «CityJet» официально заявили о желании приобрести российские самолеты Sukhoi SuperJet-100.[9]
  • 6 октября 2015 года 100-й по счёту Суперджет выполнил первый тестовый полет.[10]
  • Ирландская авиакомпания купит самолёты СуперДжет на 1 миллиард долларов [11]
  • В феврале 2016 года был выпущен сотый по счёту самолёт Сухой Суперджет 100. Сообщается что самолёт предназначен для ирландской авиакомпании «Cityjet».[12]
  • В декабре 2016 года новая версия Суперджета Sukhoi Superjet 100 Long Range (SSJ100LR), у которой дальность полёта увеличена на 50 %, получила сертификацию Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).[13]
  • В 2017 году, произведено 34 пассажирских среднемагистральных самолёта Сухой Суперджет (SSJ100), а поставлено 30 лайнеров. Также по итогам года расширился список эксплуатантов самолёта.[14]
  • 6 февраля 2018. В России начались работы по созданию уменьшенной версии самолета Сухой Суперджет 100, вместимостью 75 кресел. Данная версия авиалайнера предназначена для полётов на региональных маршрутах протяжённостью 1500—2000 км.[15] Cамолёт может выйти на рынок в 2022 году[16]. Новое воздушное судно может быть названо MC-21-75[17]. Стоимость разработки составит 85 млрд рублей[18][19], из них 6 млрд рублей — средства резервного фонда правительства РФ[20].
  • 7 февраля 2018. На авиашоу в Сингапуре была представлена новая версия российского пассажирского самолёта Сухой Суперджет 100 с саблевидными законцовками крыла. Это позволит экономить топливо в размере 2,6 %, а на отдельных маршрутах она может доходить и до 3 %.[21] Кроме того, старые аэропорты (конкретно — Лондон-Сити, на котором базируется ирландский «Ситиджет») требуют законцовки для улучшения взлётно-посадочных характеристик и гашения спутного следа, который ломает крыши домов.

Отзывы пилотов и пассажиров

Пилоты и пассажиры высоко оценивают самолёт. Пилотам нравится лёгкость в управлении, скорость набора высоты, послушность как в обычном режиме, так и в т. н. режиме «прямого управления» (Direct mode, когда многие ограничительные функции автоматики отключены). Пассажиры отмечают комфортную высоту салона, ширину прохода и кресел, а также уникально большой объём багажных полок: в отличие от канадских и бразильских региональников, при пересадке на SSJ с Б-737 или А-320 нет необходимости складывать ручную кладь в отдельный багажник. Наиболее комфортабельный вариант салона установлен в SSJ-100 компании Интерджет — самый большой шаг между креслами плюс экраны, в которых можно посмотреть вид с фронтальной видеокамеры. Среди зарубежных авиапутешественников SSJ считается редким типом самолёта, любители авиации специально покупают билеты Аэрофлота, чтобы сделать на нём перелёт в Москву.

Для авиакомпаний SSJ привлекателен топливной эффективностью. На эшелоне 10 000 м самолетам приходится летать со скоростями не ниже, чем у А-320 и Б-737. Для Суперджета это оптимальные скорости, полёт экономичен, в отличие от конкурента из Бразилии, для которого эта скорость слишком велика и ведёт к перерасходу топлива.

Ссылки