Сухой Суперджет: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: « '''Рыночная ниша самолета Sukhoi Superjet''' [http://topwar.ru/35950-takoy-malenkiy-superdzhet.html] RRJ, Russian Regional Jet, как он …»)
 
 
(не показано 65 промежуточных версий 19 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Air-to-air photo of a Sukhoi Superjet 100.jpg|thumb|300px|Первый полёт Superjet 100 с/н 95001, Комсомольск-на-Амуре, 19 мая 2008 г]]


'''Рыночная ниша самолета Sukhoi Superjet'''
Российский самолёт '''Сухой Суперджет 100''' (SSJ 100, RRJ 100) — региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого (ГСС).
[http://topwar.ru/35950-takoy-malenkiy-superdzhet.html]


RRJ, Russian Regional Jet, как он назывался в первые годы своего существования, не задумывался как спаситель всего авиапрома России или конкурент Airbus. Это был всего лишь инициативный проект компании «Сухой», вторая ее попытка диверсификации своего бизнеса в гражданский сегмент в предвидении падения продаж основной продукции – истребителей семейства Су-27.
Доля отечественных комплектующих в «Супержете» превышает 60 %. [http://kret.com/ru/news/3504/] В условиях современной мировой авиапромышленности, когда самолеты производятся из комплектующих и материалов со всего света, это неплохой показатель. С 2024 года планируется выпускать модель Sukhoi Superjet New с импортозамещёнными комлектующими, доведя долю отечественных до 90-95 %. В планах российского правительства до 2030 года заявляется о производстве 142 штук обновлённой версии.[https://vz.ru/news/2022/7/28/1169840.html]
Когда в самом начале двухтысячных RRJ еще только задумывался, поставленная цель – с нуля создать востребованный пассажирский самолет – была смелой и чрезвычайно амбициозной для «Сухого». Тогда он был производителем только боевых самолетов и находился в самостоятельном плавании. Спустя 10 лет в рамках Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую сведены практически все остатки авиапрома страны, проект выглядит по-прежнему амбициозно, но уже далеко не столь масштабно. Быть «мотором», тянущим вперед объединенный отечественный авиапром, он просто не в состоянии.


Избранная для RRJ ниша изначально скромна и не слишком престижна – реактивный региональный самолет для второстепенных линий, не обеспечивающих загрузку стандартных узкофюзеляжных ближнемагистральных лайнеров. Такие региональные самолеты уступают продукции Airbus и Boeing не только своими размерами, но обычно и удобством для пассажиров и экипажей. Мировая потребность в них невелика и сейчас едва превышает отметку в сто самолетов в год. За первую половину нынешнего года авиакомпании всего мира получили только 50 машин этого класса – от канадского Bombardier CRJ700 до бразильского Embraer E195. Еще десяток обеспечили авиапромы России и Украины. Для сравнения: более крупных самолетов Airbus и Boeing за те же полгода было поставлено около 600 единиц.
Всего за 15 лет (с 2008 по 2022 год) было выпущено около 220 самолётов.


== Основные характеристики SSJ 100 ==
Максимальная пассажировместимость — 103 места (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название «Региональный», версия Long Range (SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории «С» (крейсерская скорость — 830 км/ч, максимальная — 860 км/ч) самолёт может садиться на весьма короткую полосу — 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57 % из всех 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57 %).


На настоящий момент программа потребовала от ГСС привлечения уже более трех миллиардов долларов на разработку, испытания, создание производства и системы послепродажного обслуживания. Причем непосредственно НИОКР стоили менее миллиарда долларов, а наибольшие затраты пришлись именно на запуск серийного производства, которое все еще требует дополнительных вложений.
== Особенности разработки ==
Процесс создания самолёта начался в инициативном порядке в компании Сухой как способ диверсификации портфеля продукции в целях выхода на рынок гражданских воздушных судов.


Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000-х. В разработку этого воздушного судна было вложено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард (34 млрд рублей[http://debri-dv.com/m/article/3565]) был потрачен непосредственно на его проектирование, создание и сертификацию — остальное ушло на создание современного производства, но даже стоимость непосредственно создания самолёта выводит его в ряд наиболее [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#.D0.A1.D1.83.D1.85.D0.BE.D0.B9 .D0.A1.D1.83.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B4.D0.B6.D0.B5.D1.82 100|крупных российских проектов]] своего времени. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно.


'''Причины выбора иностранных поставщиков'''
Две поставленные при разработке и удачно решённые задачи:
[http://superjet.wikidot.com/wiki:foreign]


Причина выбора иностранных поставщиков — не только в меньшем весе или более высокой надёжности систем. Главный и основной критерий — возможность сертификации комплектующих в отдельности, и систем в составе самолёта - по нормам EASA/FAA. А так же возможность создания этих систем за приемлемые сроки, деньги, с гарантией качества и стабильностью цены. Российские поставщики ни первого, ни второго, ни третьего, обеспечить не брались. А задача была поставлена однозначная: возможность сертификации SSJ по международным нормам. Это является одним из базовых принципов, если хотите, «краеугольных камней» данного проекта, без чего он не был бы реализован.
# Сделать региональный самолёт с уровнем комфорта, аналогичным А-320;
Многие только и говорят что о %% иностранных комплектующих в Суперджете. Тогда вот вам простой тест. В давние времена основным продуктом экспорта России были пенька, льняное полотно и лес. Из которых та же Англия строила корабли, шила паруса и вила канаты. Согласно вашей логике получается это на российских кораблях англичане завоевывали моря?:) Или все же они принадлежали тому, кто их построил? 
# Максимально быстро провести сертификацию самолёта в европейском EASA или американском FAA.
SSJ дал возможность России не растерять окончательно компетенции в разработке и реальном проектировании гражданских самолетов. Были бы кости - мясо нарастет, тем более лицемерный плач о российских производителях авионики не имеет ничего общего с реальностью - им на данный момент при существующих производственных возможностях вполне хватает работ по вертолетной и военной тематике.
Для разработки у нас конкурентной, надёжной, да и просто безопасной для ВС «начинки», требуется вложить очень немалые средства и не один год работы. И даже если сейчас, всё поставить на эту карту, а потом дожидаться результата, то к тому времени, все отечественные разработчики ВС с их школами проектирования, да и сами их проекты, уже умрут.
на начальном этапе работ по RRJ Российский рынок "лежал на боку" и на внутренние продажи никто не рассчитывал. В качестве основных конкурентов и рассматривались, и по сей день рассматриваются именно Е-170 и Е-190. Отсюда и полу-французский двигатель, западные поставщики систем, контракт с Alenia, заявка на сертификацию, поданная в одновременно в АРМАК и EASA.


Самолёт разработан в электронном виде, с учётом огромного опыта и традиций СССР в аэродинамике, прочностных и прочих расчётах. В частности, на оптимизацию обтекателей вместе с ЦАГИ специалисты ГСС потратили три года. В результате получены выдающиеся характеристики планера — например, самолёт очень трудно загнать в плоский штопор даже в аэродинамической трубе, где не вмешивается умная система управления, выводящая реальный аппарат из всех опасных режимов, а из плоского штопора (опасная «болезнь» Ту-154) самолёт выводится простой постановкой рулей в нейтральное положение. У самолёта очень высокое аэродинамическое качество для его диаметра фюзеляжа (16,5) и высокая эффективность использования крыла на всех режимах полёта, что положительно влияет на экономику его эксплуатации.


'''Производство SSJ'''
Один из первых тестовых самолётов разбился в управляемом полёте, предположительно из-за ошибки диспетчера, не осознававшего, что «Сухой» — теперь не только истребитель. Катастрофа мало повлияла на успех самолёта.
[http://zhdanofff.livejournal.com/153971.html]


''Как было раньше''
== Особенности производства ==
[[Файл:СуперДжет100.jpg|thumb|250px|left|Девятый СуперДжет для Аэрофлота]]
Производство — наисовременнейшее, строилось с нуля. Работает широкая кооперация — часть работ выполняется в Новосибирске, окраска, установка салона — на 3 площадках (Ульяновский Спектр Авиа; Чехия; Италия), в зависимости от заказчика, основная сборка — на заводе в Комсомольске-на-Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира (выбор иностранных производителей компонент был сделан в связи с необходимостью сертификации по EASA/FAA и с ограничением по срокам разработки самолёта — российским компаниями понадобилось бы дополнительно несколько лет, чтобы сделать авионику соответствующего уровня). Производство систем постепенно локализуется. В начале производства доля иностранных комплектующих превышала 80 %, в 2013 году она снизилась до 59 %, в 2014 году уже до 50 %. [http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008265397.html] При этом российско-французские двигатели рассматриваются как иностранные компоненты.


При поступлении КД (конструкторской документации) из ОКБ на завод создавалась комплексная бригада по проработке этого самого КД. Бригада создавалась на базе ПШЦ (плазово-шаблонного цеха), в ходе работы бригады происходило вычерчивание плазов (на листах металла в масштабе 1:1 вычерчивались сечения, на которых отражалось все, что попадает в сечение), выявлялись неувязки, которые тут же и решались. Дальше по уже готовым плазам изготавливались шаблоны, как для деталей, так и для оснастки (номенклатура шаблонов очень большая). По шаблонам изготавливали детали, оснастку, как сборочную, так и для изготовления деталей. Как итог на сборке набегало до 1,5-2 мм погрешностей от исходного значения. Простейшая производственная цепочка выглядела так:
Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-2 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Суперджет дал цифровой метод. Он и проектируется, и производится «в цифре», что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станков.


-> Шаблон контура заготовки -> Резка -> заготовка плаз ->
=== Новости развития ===
-> Шаблон контура детали -> Фрезеровка оправки -> Гибка -> деталь (допуск на каждом шаге от 0,1 на изготовление шаблона, до 0,5 на гибку)
* Первый самолёт поднялся в воздух в мае 2008 года; в 2011 было произведено 5 суперджетов, в 2012 — 12 шт, в 2013 — 24.
* В январе 2015 года стало известно, что Аэрофлот" собирается купить 100 русских самолётов: 50 «Суперджетов» и 50 МС-21. Это очень большой заказ. Для сравнения: весь парк «Аэрофлота» состоит сейчас из 150 машин.[http://radiovesti.ru/article/show/article_id/158086]
* Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации Ростех намерен за 3-4 года разработать новую авионику для Суперджетов. [http://lenta.ru/news/2015/02/04/kret/]
* 8 мая 2015. Россия и Китай подписали соглашение о продвижении SSJ-100 [http://www.odnako.org/blogs/rossiya-i-kitay-podpisali-soglashenie-o-prodvizhenii-ssj-100/]
* Иран решил взять в лизинг два самолета Superjet 100 [http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/72020-iran-reshil-vzjat-v-lizing-dva-samoleta-superjet.html]
* 4 октября [[2015 год]]а представители ирландской авиакомпании «CityJet» официально заявили о желании приобрести российские самолеты Sukhoi SuperJet-100.[http://politrussia.com/news/irlandskomu-aviaperevozchiku-priglyanulsya-839/]
* 6 октября 2015 года 100-й по счёту Суперджет выполнил первый тестовый полет.[http://sdelanounas.ru/blogs/68684/]
* Ирландская авиакомпания купит самолёты СуперДжет на 1 миллиард долларов [https://www.rt.com/business/318640-sukhoi-cityjet-deal-superjet/]
* В феврале 2016 года был выпущен сотый по счёту самолёт Сухой Суперджет 100. Сообщается что самолёт предназначен для ирландской авиакомпании «''Cityjet''».[http://sdelanounas.ru/blogs/74297/]
* В декабре 2016 года новая версия Суперджета ''Sukhoi Superjet 100 Long Range (SSJ100LR)'', у которой дальность полёта увеличена на 50 %, получила сертификацию Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).[http://www.aviaport.ru/digest/2016/12/22/405857.html]
* В 2017 году, произведено 34 пассажирских среднемагистральных самолёта Сухой Суперджет (SSJ100), а поставлено 30 лайнеров. Также по итогам года расширился список эксплуатантов самолёта.[https://sdelanounas.ru/blogs/102840/]
* 6 февраля 2018. В России начались работы по созданию уменьшенной версии самолета Сухой Суперджет 100, вместимостью 75 кресел. Данная версия авиалайнера предназначена для полётов на региональных маршрутах протяжённостью 1500—2000 км.[https://sdelanounas.ru/blogs/103607/] Cамолёт может выйти на рынок в 2022 году[http://tass.ru/ekonomika/4936281]. Новое воздушное судно может быть названо MC-21-75[http://www.ato.ru/content/gss-zapustili-proekt-po-sozdaniyu-75-mestnoy-versii-ssj]. Стоимость разработки составит 85 млрд рублей[https://www.kommersant.ru/doc/3584890][https://www.aex.ru/news/2018/3/26/182641/], из них 6 млрд рублей — средства резервного фонда правительства РФ[https://www.aex.ru/news/2018/4/10/183286/].
* 7 февраля 2018. На авиашоу в [[Сингапур]]е была представлена новая версия российского пассажирского самолёта Сухой Суперджет 100 с саблевидными законцовками крыла. Это позволит экономить топливо в размере 2,6 %, а на отдельных маршрутах она может доходить и до 3 %.[https://sdelanounas.ru/blogs/103637/] Кроме того, старые аэропорты (конкретно — Лондон-Сити, на котором базируется ирландский «Ситиджет») требуют законцовки для улучшения взлётно-посадочных характеристик и гашения спутного следа, который ломает крыши домов.


== Отзывы пилотов и пассажиров ==
Пилоты и пассажиры высоко оценивают самолёт. Пилотам нравится лёгкость в управлении, скорость набора высоты, послушность как в обычном режиме, так и в т. н. режиме «прямого управления» (Direct mode, когда многие ограничительные функции автоматики отключены). Пассажиры отмечают комфортную высоту салона, ширину прохода и кресел, а также уникально большой объём багажных полок: в отличие от канадских и бразильских региональников, при пересадке на SSJ с Б-737 или А-320 нет необходимости складывать ручную кладь в отдельный багажник. Наиболее комфортабельный вариант салона установлен в SSJ-100 компании Интерджет — самый большой шаг между креслами плюс экраны, в которых можно посмотреть вид с фронтальной видеокамеры. Среди зарубежных авиапутешественников SSJ считается редким типом самолёта, любители авиации специально покупают билеты Аэрофлота, чтобы сделать на нём перелёт в Москву.


''Как происходит сейчас''
Для авиакомпаний SSJ привлекателен топливной эффективностью. На эшелоне 10 000 м самолетам приходится летать со скоростями не ниже, чем у А-320 и Б-737. Для Суперджета это оптимальные скорости, полёт экономичен, в отличие от конкурента из Бразилии, для которого эта скорость слишком велика и ведёт к перерасходу топлива.


Конструкторской документация (КД) в виде электронного макета, бумаги нет совсем.
== Ссылки ==
На SSJ-100 чертежей нет. Все детали изготавливают на станках с ЧПУ, или изготавливается оснастка для их изготовления. Контролируется все на КИМ (контрольно-измерительных машинах), что позволяет сравнивать деталь сразу с моделью.
* [http://superjet100.info/myths Разбор мифов о SuperJet 100]
* [http://superjet.wikidot.com/sales Заказы и заказчики SuperJet 100]


КД поступает из ОКБ полностью увязанной и готовой к подготовке производства.
<br>
{{Крупные российские проекты}}
{{Россия}}


Например:
[[Категория:Крупные российские проекты]]
- на аэробусе центроплан стыкуют за 2 дня.
[[Категория:Технологии России]]
- Сборка Б747 из модулей занимает около двух суток.
[[Категория:Транспорт России]]
- У Ту-204 крыло с фюзеляжем стыкуют 3-4 недели, а у Боинга 737 - одну смену.
[[Категория:XXI век]]
- Стыковка частей фюзеляжа Суперджета занимает один день.
 
 
''Итоги 2013:Взлетело 24 самолетов, подписано актов о приеме-передачи 12 SSJ.''
 
 
 
'''История, аэродинамика, уровень комфорта SuperJet 100'''
 
[http://superjet.wikidot.com/wiki:dolotovsky]  
 
 
 
'''История'''
 
Проект – первый, компания – новая. Обычно, когда происходит такое сочетание, никто выдающегося от проекта не ждет. Как ни странно, когда, как вы знаете, мы работали с Боингом, и ребята с Боинга (а ребята эти были убеленные сединами старые инженерные кадры, которые делали программы 737, 767 и 777) говорили нам, что это «Big challenge» (большой вызов) организовать в чистом поле нового игрока. Кроме того, это был вызов не только для нас, но и для французов, нашего партнера по двигателю, ведь Снекма не имела опыта разработки гражданского двигателя, как ИНТЕГРАТОР. И на самом деле организовывалось две компании, ГСС и PowerJet, и появилось два новых продукта, самолёт и мотор. При этом даже не мотор, а силовая установка, потому что она включает в себя мотогондолу и все агрегаты навески внутри.
 
И как говорил Боинг, ребята, если вам удастся сделать самолёт на уровне, это уже большой шаг вперёд, потому что для вас главное не построить выдающийся самолёт, а научиться эти самолёты строить. Собственно по этому пути шла EADS, когда запустила программу Airbus А300, которому было далеко до конкурентов, в первую очередь по экономике.
 
Но здесь у нас было преимущество перед другими начинающими компаниями. Мы всё-таки живем и работаем в великой авиационной державе под названием Россия. И у нас мощный фундамент в лице авиационных научных центров, обладающих уникальными компетенциями, особенно в части разработки аэродинамики и конструкции самолёта и двигателя. Я естественно имею ввиду ЦАГИ и СибНИИ ГА.
Поэтому у нас появилась возможность вложить в проект определённую изюминку, используя опыт наших научных центров. Эта изюминка состоит в том, что мы, с точки зрения аэродинамики, сделали ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ САМОЛЁТ с характеристиками как у УЗКОФЮЗЕЛЯЖНОГО. Здесь мы опираемся почти на столетний опыт постройки самолётов в России и Советском Союзе.
 
Весь СОФТ для управления электроникой написан, фактически, ГСС. Вся логика управления написана ГСС. Эта интеллектуальная собственность, которая появилась в ходе создания самолёта.
 
 
'''Аэродинамика'''
 
Крыло по своим геометрическим параметрам почти такое же, как и Боинга. Крыло SSJ - из современных материалов и имеет суперконфигурацию. Удлинение крыла у B-787 чуть более 11, а у SSJ 10. Кстати и то, и другое — рекордный показатель в своём классе. Здесь мы опираемся почти на столетний опыт постройки самолётов в России и Советском Союзе.
 
Была поставлена задача получить самолёт с уровнем комфортности сопоставимый с 320-ым семейством Аэрбасов. Это подразумевает большой диаметр фюзеляжа, поскольку комфорт – это, прежде всего, физический размер. И при этом уровень уровнем аэродинамического качества должен был быть не ниже, а даже выше чем у 190 Эмбрайера, который имеет диаметр фюзеляжа меньше.
И это получилось. По факту имеем машину, у которой удельный диаметр фюзеляжа примерно на 30% больше, чем у Эмбрайера и еще больше чем у Бомбардье, при этом у нас аэродинамическое качество выше чем у Эмбрайера на пол-единицы (у нас порядка 16.5 у Эмбрайера в районе 16) и немного хуже чем у CRJ. Но это потому, что у CRJ фюзеляж маленького диаметра при большом размахе крыла.
 
Современные требования сертификации, особенно в современной трактовке, просто переворачивают традиционное для нашей страны отношение к поведению самолёта на больших углах атаки и при сваливании. Здесь интересно даже сравнение русского и английского термина этого состояния. То, что мы называем «сваливание», на английском языке называется «stall». Если мы заглянем в словарь, то обнаружим, что основное значение этого слова – установить, остановиться, т.е. никакой связи между stall и падением не существует.
 
При испытаниях в штопорной трубе ЦАГИ модель SSJ удалось «вбросить» в штопор далеко не с первой попытки, а выводится она из штопора простой постановкой рулей в нейтральное положение. В плоский штопор модель не входит, даже при полностью отклоненных на себя рулях высоты. Это очень хороший результат, отмеченный, в частности, тем, что впервые за свою историю ЦАГИ дало нам заключение на полёты на большие углы атаки и на сваливание без использования противоштопорного парашюта или противоштопорных ракет.
 
 
'''Уровень комфорта'''
 
Что можно почувствовать, собственным телом войдя в салон? Это в первую очередь наличие пространства для пассажира, сравнимого с магистральным самолётом, высота в проходе, ширина прохода, ширина кресла, шаг между креслами, высота, ширина и глубина багажной полки. Подчеркиваю, не объёма полки, а именно высота, ширина и глубина.
 
В результате, при заходе в салон пассажиры не чувствуют разницу с А-320. Особенно это отмечают европейцы, и прочие люди, которые в отличие от нас с вами много летают на CRJ и EMB. Например, в CRJ ручной багаж, который Вы только что везли в полке на А320 или В737, сдаётся перед входом в самолёт и укладывается в передний багажник. Это единственный способ, в салоне для этой клади места нет.
 
 
 
'''Выводы'''
[http://topwar.ru/35950-takoy-malenkiy-superdzhet.html]
 
Создание маленького регионального «Суперджета» потребовало огромных затрат, невиданных ранее в постсоветском авиапроме России. Маловероятно, что в обозримом будущем один этот проект сумеет их окупить. Тем не менее при его реализации был получен бесценный опыт по проектированию, сертификации, разворачиванию производства и созданию системы послепродажного обслуживания современного пассажирского самолета мирового уровня.
 
Сменивший его в роли флагмана отечественного авиастроения МС-21 более дерзок. Перспективный ближнемагистральный узкофюзеляжный лайнер разработки ОАК претендует теперь на игру совсем в другой лиге. Он должен бросить перчатку уже не авиапроизводителям второго эшелона, а безоговорочным лидерам мирового авиастроения, сразиться за рынок объемом больше тысячи самолетов в год.
 
Не будь региональника «Сухого», который доказал, что Россия способна с нуля создать современный пассажирский самолет, над этими планами могли бы лишь посмеяться. Теперь же МС-21, какое бы название он ни получил в итоге, воспринимается всерьез. Идти по уже проторенной дороге ему будет легче, больше и шансов на успех.

Текущая версия от 22:58, 17 сентября 2022

Первый полёт Superjet 100 с/н 95001, Комсомольск-на-Амуре, 19 мая 2008 г

Российский самолёт Сухой Суперджет 100 (SSJ 100, RRJ 100) — региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого (ГСС).

Доля отечественных комплектующих в «Супержете» превышает 60 %. [1] В условиях современной мировой авиапромышленности, когда самолеты производятся из комплектующих и материалов со всего света, это неплохой показатель. С 2024 года планируется выпускать модель Sukhoi Superjet New с импортозамещёнными комлектующими, доведя долю отечественных до 90-95 %. В планах российского правительства до 2030 года заявляется о производстве 142 штук обновлённой версии.[2]

Всего за 15 лет (с 2008 по 2022 год) было выпущено около 220 самолётов.

Основные характеристики SSJ 100

Максимальная пассажировместимость — 103 места (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название «Региональный», версия Long Range (SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории «С» (крейсерская скорость — 830 км/ч, максимальная — 860 км/ч) самолёт может садиться на весьма короткую полосу — 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57 % из всех 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57 %).

Особенности разработки

Процесс создания самолёта начался в инициативном порядке в компании Сухой как способ диверсификации портфеля продукции в целях выхода на рынок гражданских воздушных судов.

Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000-х. В разработку этого воздушного судна было вложено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард (34 млрд рублей[3]) был потрачен непосредственно на его проектирование, создание и сертификацию — остальное ушло на создание современного производства, но даже стоимость непосредственно создания самолёта выводит его в ряд наиболее крупных российских проектов своего времени. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно.

Две поставленные при разработке и удачно решённые задачи:

  1. Сделать региональный самолёт с уровнем комфорта, аналогичным А-320;
  2. Максимально быстро провести сертификацию самолёта в европейском EASA или американском FAA.

Самолёт разработан в электронном виде, с учётом огромного опыта и традиций СССР в аэродинамике, прочностных и прочих расчётах. В частности, на оптимизацию обтекателей вместе с ЦАГИ специалисты ГСС потратили три года. В результате получены выдающиеся характеристики планера — например, самолёт очень трудно загнать в плоский штопор даже в аэродинамической трубе, где не вмешивается умная система управления, выводящая реальный аппарат из всех опасных режимов, а из плоского штопора (опасная «болезнь» Ту-154) самолёт выводится простой постановкой рулей в нейтральное положение. У самолёта очень высокое аэродинамическое качество для его диаметра фюзеляжа (16,5) и высокая эффективность использования крыла на всех режимах полёта, что положительно влияет на экономику его эксплуатации.

Один из первых тестовых самолётов разбился в управляемом полёте, предположительно из-за ошибки диспетчера, не осознававшего, что «Сухой» — теперь не только истребитель. Катастрофа мало повлияла на успех самолёта.

Особенности производства

Девятый СуперДжет для Аэрофлота

Производство — наисовременнейшее, строилось с нуля. Работает широкая кооперация — часть работ выполняется в Новосибирске, окраска, установка салона — на 3 площадках (Ульяновский Спектр Авиа; Чехия; Италия), в зависимости от заказчика, основная сборка — на заводе в Комсомольске-на-Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира (выбор иностранных производителей компонент был сделан в связи с необходимостью сертификации по EASA/FAA и с ограничением по срокам разработки самолёта — российским компаниями понадобилось бы дополнительно несколько лет, чтобы сделать авионику соответствующего уровня). Производство систем постепенно локализуется. В начале производства доля иностранных комплектующих превышала 80 %, в 2013 году она снизилась до 59 %, в 2014 году уже до 50 %. [4] При этом российско-французские двигатели рассматриваются как иностранные компоненты.

Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-2 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Суперджет дал цифровой метод. Он и проектируется, и производится «в цифре», что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станков.

Новости развития

  • Первый самолёт поднялся в воздух в мае 2008 года; в 2011 было произведено 5 суперджетов, в 2012 — 12 шт, в 2013 — 24.
  • В январе 2015 года стало известно, что Аэрофлот" собирается купить 100 русских самолётов: 50 «Суперджетов» и 50 МС-21. Это очень большой заказ. Для сравнения: весь парк «Аэрофлота» состоит сейчас из 150 машин.[5]
  • Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации Ростех намерен за 3-4 года разработать новую авионику для Суперджетов. [6]
  • 8 мая 2015. Россия и Китай подписали соглашение о продвижении SSJ-100 [7]
  • Иран решил взять в лизинг два самолета Superjet 100 [8]
  • 4 октября 2015 года представители ирландской авиакомпании «CityJet» официально заявили о желании приобрести российские самолеты Sukhoi SuperJet-100.[9]
  • 6 октября 2015 года 100-й по счёту Суперджет выполнил первый тестовый полет.[10]
  • Ирландская авиакомпания купит самолёты СуперДжет на 1 миллиард долларов [11]
  • В феврале 2016 года был выпущен сотый по счёту самолёт Сухой Суперджет 100. Сообщается что самолёт предназначен для ирландской авиакомпании «Cityjet».[12]
  • В декабре 2016 года новая версия Суперджета Sukhoi Superjet 100 Long Range (SSJ100LR), у которой дальность полёта увеличена на 50 %, получила сертификацию Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).[13]
  • В 2017 году, произведено 34 пассажирских среднемагистральных самолёта Сухой Суперджет (SSJ100), а поставлено 30 лайнеров. Также по итогам года расширился список эксплуатантов самолёта.[14]
  • 6 февраля 2018. В России начались работы по созданию уменьшенной версии самолета Сухой Суперджет 100, вместимостью 75 кресел. Данная версия авиалайнера предназначена для полётов на региональных маршрутах протяжённостью 1500—2000 км.[15] Cамолёт может выйти на рынок в 2022 году[16]. Новое воздушное судно может быть названо MC-21-75[17]. Стоимость разработки составит 85 млрд рублей[18][19], из них 6 млрд рублей — средства резервного фонда правительства РФ[20].
  • 7 февраля 2018. На авиашоу в Сингапуре была представлена новая версия российского пассажирского самолёта Сухой Суперджет 100 с саблевидными законцовками крыла. Это позволит экономить топливо в размере 2,6 %, а на отдельных маршрутах она может доходить и до 3 %.[21] Кроме того, старые аэропорты (конкретно — Лондон-Сити, на котором базируется ирландский «Ситиджет») требуют законцовки для улучшения взлётно-посадочных характеристик и гашения спутного следа, который ломает крыши домов.

Отзывы пилотов и пассажиров

Пилоты и пассажиры высоко оценивают самолёт. Пилотам нравится лёгкость в управлении, скорость набора высоты, послушность как в обычном режиме, так и в т. н. режиме «прямого управления» (Direct mode, когда многие ограничительные функции автоматики отключены). Пассажиры отмечают комфортную высоту салона, ширину прохода и кресел, а также уникально большой объём багажных полок: в отличие от канадских и бразильских региональников, при пересадке на SSJ с Б-737 или А-320 нет необходимости складывать ручную кладь в отдельный багажник. Наиболее комфортабельный вариант салона установлен в SSJ-100 компании Интерджет — самый большой шаг между креслами плюс экраны, в которых можно посмотреть вид с фронтальной видеокамеры. Среди зарубежных авиапутешественников SSJ считается редким типом самолёта, любители авиации специально покупают билеты Аэрофлота, чтобы сделать на нём перелёт в Москву.

Для авиакомпаний SSJ привлекателен топливной эффективностью. На эшелоне 10 000 м самолетам приходится летать со скоростями не ниже, чем у А-320 и Б-737. Для Суперджета это оптимальные скорости, полёт экономичен, в отличие от конкурента из Бразилии, для которого эта скорость слишком велика и ведёт к перерасходу топлива.

Ссылки