Афганистан

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Страны мира.pngНезавершённая статья о стране
Эта статья о стране находится в процессе написания. Она требует значительной доработки и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании. Вы можете помочь проекту и дописать её.

Афганистан — страна на Среднем Востоке, одна из беднейших в мире. С 1978 года в Афганистане идёт гражданская война. При этом общий объем нефтегазовых запасов Афганистана оценивается в 40 млн тонн нефти и 137 млрд кубометров природного газа. В последние годы афганское государство заключило с местными и зарубежными компаниями полторы сотни соглашений о добыче полезных ископаемых. Однако России не удается занять здесь лидирующие позиции. Самой большой неудачей стало поражение в тендере на разработку одного из крупнейших в мире месторождений меди в Айнакской долине, открытого еще советскими геологами. Хотя на него претендовали две российские компании, запасы меди общей стоимостью 88 млрд долларов сроком на 30 лет перешли в руки китайцев.

Содержание

[править] Отношения с современной Россией

  • Крупнейшим событием в политике России по отношению к Афганистану стало списание его задолженности из неоплаченных военных кредитов СССР и клиринговых расчетов, оцениваемой в 11,2 млрд долларов. Это создало возможности государственного финансирования экономических проектов, в реализации которых российская сторона готова оказать помощь своему частному сектору, проявляющему пока мало интереса к экономическим связям с Афганистаном.
  • По просьбе афганской стороны Россия согласилась возобновить работы по восстановлению тоннеля на перевале Саланг. Построенный в свое время советскими специалистами, он связывает Кабул с севером страны.
  • Большинство промышленных предприятий и современных дорог в Афганистане построено с помощью Москвы.

[править] Взаимодействие Афганистана и СССР

Россия первой установила в 1919 г. и затем поддерживала с Афганистаном добрососедские отношения, осуществляла взаимовыгодное сотрудничество и оказывала помощь, завоевывая симпатии и даже дружбу афганцев[1]. Афганский и в целом азиатский вектор занимал особое место в политике и дипломатии России. Еще 3 декабря 1917 г. Советское правительство выступило со специальным обращением «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором, среди прочего, говорилось:

«…не от России и ее революционного Правительства ждет вас порабощение, а от хищников европейского империализма, от тех, которые превратили вашу родину в расхищенную и обираемую свою колонию.» [2].

По мнению известного историка российской политики на Востоке Н. А. Халфина, «афганские прогрессивные деятели призывали к установлению дружественных отношений с северным соседом, с государством, где победила социалистическая революция; они приветствовали национальную политику Советского правительства и отказ от захватнических стремлений царизма»[3]. В этом контексте образ Советской России представлялся как миротворческий.

Само завоевание и становление афганской независимости рассматривалось в советской историографии как борьба за свободу, против колониального гнета и империалистов. Это сближало Россию и Афганистан, формируя тем самым образ «борца», характерный для каждой из этих стран. Большую роль в борьбе за независимость в Афганистане сыграло младоафганское движение, не имевшее организационного оформления, но представленное прогрессивными элементами, которых поддерживал сын афганского правителя (эмира) — Аманулла, взошедший на престол в результате государственного переворота в феврале 1919 г. Младоафганцы и их властный сторонник понимали необходимость внешней помощи для обретения и сохранения своей независимости, и пошли на контакты с советской стороной, несмотря на политико-идеологические расхождения и сопротивление традиционной элиты.

Первый советско-афганский договор, подписанный в Москве 28 февраля 1921 г., предусматривал равноправие сторон, невмешательство во внутренние дела друг друга и уважение их территориальных прав. Советская Россия обязалась оказать материальную помощь Афганистану и предоставить ему возможность транзитных перевозок, что было особенно важно в связи с английской блокадой Афганистана[4]. В этом контексте стиль российской политики по отношению к южному соседу стал приобретать черты не только прямой военно-политической и экономической помощи, но и «мягкой силы».

В советской историографии советско-афганские отношения зачастую априорно представлялись как дружественные, и при этом упускались особенности афганского нейтралитета, стиля управления высшего афганского руководства и военных. Эти сюжеты в дальнейшем исследовались Ю. Н. Тихоновым, В. С. Бойко и др. Сами афганцы в качестве главного внешнеполитического врага рассматривали Великобританию, образ которой формировался на протяжении трех англоафганских войн XIX — начала XX вв., и был отягощен обычаем кровной мести за смерть родственников, искусственно проведенной англичанами государственной границей, разделившей пуштунский этнос. В этих условия у России/СССР был образ союзника.

Зарубежная историография, в том числе ее британская и германские школы, также отражают образ и стиль внешнеполитического поведения СССР в советско-афганских отношениях. Дипломат и востоковед Перси Сайкс отмечал, что британцы выступили против российской пропаганды в Афганистане среди пограничных племен и в 1924 г. и даже требовали отзыва полномочного представителя России — Ф. Ф. Раскольникова. Он ссылается на мнение одного из первых британских дипломатов в Афганистане Фрэнсиса Хэмфриса утверждавшего, что благодаря англо-индийской угрозе для Афганистана усиливалось влияние СССР через предоставление субсидий[5]. Для самой Великобритании Афганистан имел образ буферного государства между ее владениями в Индии и Советской Россией[6].

[править] Процессы в Афганистане перед вводом военного контингета СССР

  • Взятие Народно-демократической партией Афганистана (далее — НДПА) власти не являлось результатом планов СССР по совершению социальной революции в этой стране, присоединения ее к советскому блоку;
  • С НДПА, ее наиболее видными функционерами в течение десяти-пятнадати лет (возможно и более) до Апрельской (1978 г.) революции международным отделом ЦК КПСС поддерживались неофициальные связи как непосредственно, так и через возможности КГБ СССР. Важно учитывать, что для афганского правительства тех лет такая связь не являлась тайной и в определенной степени контролировалась властями;
  • ЦК КПСС и КГБ СССР в целом проводили верную линию в работе с идеологически близкой НДПА, рассматривая ее как один из важных инструментов влияния в Афганистане;
  • Важную роль в развитии советско афганских отношений периода 1978—1979 гг. сыграл субъективный фактор: теория и практика деятельности руководства Демократической Республики Афганистан; оценки советским руководством положения в Демократической Республики Афганистан и в правящей партии, принятые на их основе политбюро ЦК КПСС решения и деятельность в Афганистане советских представителей и советников по их реализации;
  • В НДПА и в руководстве страны происходила непримиримая внутренняя борьба за взгляды на теорию и практику строительства нового Афганистана, за личную власть;
  • К лету 1979 года в Афганистане фактически развернулась гражданская война, поддерживавшаяся из Пакистана и Ирана.
  • Радикальное крыло НДПА (Хальк) в лице Н.Тараки и Х.Амина отстранило умеренных (Парчам) во главе с Б. Кармалем от участия в управлении государством. (При оценке действий Н.Тараки следует иметь в виду, что он формально был прав, поскольку парчамисты не выполняли решений ЦК НДПА, принятых его большинством);
  • В июне парчамисты провели тайный съезд фракции, а на август — сентябрь они запланировали очередной переворот с целью устранить халькистов от власти. Тогда многие видные парчамисты и были осуждены, часть из них были казнены, другие отправлены на дипломатическую работу за рубеж. Уничтожить всех членов руководства Парчам не позволили советские представители;
  • В марте 1979 года в Афганистане прокатилась волна мятежей в воинских частях, вооруженных выступлений оппозиции с боевыми действиями и большими жертвами. В этих условиях Х. Амин фактически вышел на вторую роль в руководстве страны и начал укреплять личные позиции. Многие из советских представителей, особенно военных, видели в нем сильную фигуру, способную навести в стране порядок. Генерал В. П. Заплатин уверен, что НДПА удержала бы власть и без участия советских войск. Он считал Х. Амина способным справиться с проблемами[7];
  • Летом 1979 г. деятельность Х. Амина в сочетании с усилившимися репрессиями против парчамистов и ухудшением обстановки в стране стала вызывать тревогу в СССР. Советские ведомства в своей деятельности в Афганистане руководствовались установками политбюро ЦК КПСС, смыслкоторых был заключен в мартовском (1979 г.) решении фразой «Мы не можем потерять Афганистан»[8];
  • Решение отказаться от Х. Амина, вероятно, принято Полит бюро ЦК КПСС на своем заседании 26 ноября[9]. До этой даты проблему с Х. Амином решали двумя путями: попытками найти его взаимопонимание с Н.Тараки, убедить в нецелесообразности расширения контактов с США или физическим устранением Х. Амина. Однако к настоящему моменту, доказательств прямого участия советских представителей в организации покушения на Х. Амина нет;
  • В необходимости решения проблемы с Х. Амином главу ДРА Н. Тараки окончательно убедили во время его встреч с советскими руководителями в Москве 9-10 сентября 1979 г. Беседовал с ним и Л. Брежнев. «…Были обсуждены вопросы восстановления единства партии, возвращения фракции „Парчам“ к активной государственной и общественно-политической деятельности, создания правительства на базе национально-демократического фронта и отстранения от всех постов X. Амина, выступающего против единства партии и дискредитирующего идеалы революции. Была достигнута договоренность о том, что Б.Кармаль займет посты премьер-министра и заместителя генерального секретаря ЦК НДПА при сохранении за Н. М. Тараки всех его постов. Половину постов в будущем правительстве предполагалось передать беспартийным деятелям»[10];
  • К этому времени Х. Амин из своих источников в окружении Н. Тараки был осведомлен о намерениях советского руководства и о согласии главы ДРА ограничить его полномочия;
  • Активность Х. Амина, судя по признакам некоторой растерянности советской стороны, стала неожиданной. Поставленную советскими руководителями задачу остановить Х. Амина решить не удалось. Х. Амин смог организовать свое назначение на первые должности в партии и государстве.
  • 8 октября 1979 года Н. М. Тараки был убит[11];


Заместитель резидента А. Морозов:

«Амин не знал, что советская разведка была осведомлена о деятельности парчамистов в даудовском правительстве, которая согласовывалась с советской резидентурой и одобрялась ею... парчамисты, входившие в созданный Даудом ЦК республики, поставляли нам информацию»[12].

Анализ советско-афганских отношений 1978—1979 гг. показывает, что советское руководство не было готово к полноценному и адекватному восприятию такого важного для Афганистана события, как апрельский (1978 года) военный переворот и взятие власти малоизвестной в международном коммунистическом и рабочем движении партией. Поступавшая в ЦК КПСС из различных ведомств СССР информация не позволяла с достаточной степенью полноты и объективности получить представление о процессах в правящей партии и в стране. Это обстоятельство, в свою очередь, привело к опозданию в принятии соответствующих и решительных мер по реализации политики СССР в Афганистане. Свои ошибки советские лидеры попытались исправить методами тайной дипломатии, включавшими в себя грубое давление на руководителей суверенного государства, проведения специальных операций по физическому устранению не сговорчивого Х. Амина. Подобная непродуманная политика СССР способствовала обострению внутренних проблем в Афганистане, принятию последующих, также не выверенных должным образом решений, касающихся советско-афганских отношений[13].

[править] Первое покушение на Х. Амина

[править] Второе покушение на Х. Амина

В резиденции Н. Тараки (в это время в его кабинете находились посол, главный военный советник, представитель КГБ и другие лица) в Х. Амина стреляли адъютанты Н. Тараки, в следствие чего погибли начальник канцелярии главы государства Д. Тарун, начальник охраны Х. Амина Н. Али и ранено несколько человек. Х. Амин остался жив и принял энергичные действия по перехвату инициативы[14]. Есть основания полагать, что это покушение готовили сами афганцы с согласия Н. Тараки и при осведомленности советской стороны. Об этом свидетельствуют особенности поведения 14 сентября четырех министров, требовавших ограничения власти Х. Амина: министра обороны А. Ватанджара, министра внутренних дел Ш. Маздурьяра, начальника органов госбезопасности А. Сарвари и министра связи С. Гулябзоя. Накануне они встречались с сотрудниками КГБ, а сразу после покушения укрылись в посольстве СССР и затем были негласно вывезены из Афганистана.

[править] Спецоперация «Шторм-333»

20-27 декабря 1979 года «мусульманский батальон» принял участие в тайной операции КГБ СССР по ликвидации Х. Амина[15].

[править] Военный переворот 1978 года

5 декабря 1978 года был подписан двусторонний межгосударственный договор, предполагавший более тесное политическое, экономическое и военное сотрудничество между СССР и Демократической Республики Афганистан на основе близости идеологических позиций двух стран. Особое значение имела статья 4, предусматривавшая возможность принять «соответствующие меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих стран», что должно было дать юридическое обоснование советской военной помощи Демократической Республики Афганистан.

Ко времени революционных событий апреля 1978 г. в Афганистане трудилось более двух тысяч советских специалистов и советников, включая военных. В военных учебных заведениях СССР прошли подготовку до трех тысяч афганских военнослужащих. Советская помощь, начиная с 1954 г., достигла порядка 1.З млрд. долларов (американская — до 470 млн долларов)[16]. В мае-июне 1978 года в ДРА побывали группы сотрудников советских министерств и ведомств, включая КГБ СССР, для изучения обстановки на месте[17]. По результатам их докладов ЦК КПСС был принят ряд решений о развертывании в Афганистане на базе соответствующих соглашений представительств некоторых советских ведомств. В первую очередь в страну командировались советники от Минобороны СССР, МВД СССР и Комитета госбезопасности СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 30 июня 1978 года в Кабуле создано Представительство КГБ СССР из 19 человек[18].

[править] Ввод военного контингента СССР

25 декабря 1979 года — январь 1980 года).

В 1979—1989 гг., по просьбе афганского правительства, Советский союз ввёл в Афганистан свои войска, с целью наведения порядка. Потери советских войск были сравнительно невелики, поставленные боевые задачи были выполнены. СССР успел сделать значительные вложения в экономику и инфраструктуру Афганистана. Тем не менее, в горных и отдаленных областях страны продолжалось сопротивление афганских боевиков-моджахедов, спонсируемых Западом и богатыми арабскими странами. В результате связанных с развалом СССР событий, советская армия покинула Афганистан, где вскоре к власти пришли выпестованные Западом радикалы-исламисты.

Работа агентуры СССР в Афганистане

[править] Страны Запада и Афганистан

Предстояло вывести на более или менее современный уровень общественного развития страну, 2/3 взрослого населения которой были неграмотными. ВВП на душу населения в 2002 г. составлял примерно 186 долл., что свидетельствовало даже не о бедности, а о крайней нищете подавляющего большинства населения. Промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания лежали в руинах, а главными источниками доходов афганцев были производство и сбыт наркотиков и — несколько в меньшей степени — торговля оружием.

Афганская Временная администрация с помощью иностранных советников разработала Национальную концепцию развития, в рамках которой были четко сформулированы основные направления реконструкции страны и определен формат бюджета развития страны. Всего было выделено несколько основных направлений, разделенных на три группы. Средства поступают в виде грантов и кредитов двух основных фондов: Афганского трастового фонда реконструкции (АТФР), управляемого Всемирным банком, и Трастового фонда по установлению закона и правопорядка (ЛОТФА), управляемого Программой развития ООН и финансируемого преимущественно Германией. В 2002—2004 гг. в Операционный бюджет было направлено 1032,8 млн долл., в том числе — 576,9 млн долл. в виде помощи и кредитов из двух вышеназванных фондов. Из этого бюджета финансируется заработная плата чиновников госаппарата — как центральных, так и провинциальных ведомств. Часть средств направляется на приобретение технических средств и оргтехники министерств и ведомств. Правительству страны помогают формировать и реализовывать Бюджет развития ряд западных консультативных групп и компаний. Самый значительный объем работ приходится на американскую «Bearing Point» — одну из крупнейших консалтинговых компаний мира (ее специалисты работают в 60 странах). Общая сумма уже реализованного компанией трехлетнего контракта (срок действия — с ноября 2002 по декабрь 2005 г.) — 96 млн долл. Фирма реализует разработанную в 2002 г. Агентством США по международному развитию (USAID) «Концепцию устойчивого экономического развития и поддержки институциональных реформ страны». Помимо крупных западных консалтинговых компаний, непосредственные консультации правительственным учреждениям, органам местной власти и т. д. оказывают так называемые консультативные группы (КГ). В их состав входят представители правительства, неправительственных организаций (НПО), обосновавшихся в Афганистане агентств ООН, а также спонсоров, финансирующих конкретные проекты. Таких КГ создано 16 — каждая отвечает за реализацию одной из ключевых программ Национальной концепции развития. Главная статья этих расходов — создание Афганских Национальных Вооруженных Сил (АНВС), на это потрачено 770 млн долл. В на чале 2005 г. сообщалось о подготовке 15 425 солдат и офицеров и о создании трех бригад Центрального командования в Кабуле и четырех бригад так называемого Провинциального командования — в Кандагаре, Герате, Гардезе, Мазари-Шарифе. В 34 провинциях организованы пункты рекрутирования солдат. Для целевой подготовки военнослужащих трех названных выше бригад Центрального командования создан Кабульский военный тренировочный центр. Целиком на западные деньги восстанавливается транспортная система страны. На эти цели предполагается затратить через Внешний бюджет 520 млн долл. Важнейшие реализуемые проекты — это автомобильная дорога Кабул-Кандагар-Герат и Кабульский аэропорт. Кроме того, поступали сообщения о восстановлении ряда автомобильных дорог в провинциях. В 2005 г. правительство одобрило выделение банковского кредита на восстановление семи ключевых аэропортов страны.

[править] Линия Дюранда

Граница между Пакистаном и Афганистаном по т. н. «Линии Дюранда» являются главной причиной периодических обострений отношений между Пакистаном и Афганистаном с момента получения независимости бывшей Британской Индией и образования государства Пакистан. Эти отношения являются второй причиной напряженных отношений между государствами субконтинента после отношений между Пакистаном и Индией. Пуштуны являются основной частью населения Афганистана. Что же касается Пакистана, то в этой стране пуштунский этнос занимает второе место по численности после панджабского. Основная масса его сосредоточена в Севе-ро-Западной пограничной провинции, центром которой является г. Пешавар. Там проживает до 85 % всего пуштунского населения Пакистана, общая численность которого, по данным на 2006 г. составляет около 24 млн человек.

[править] Боннский процесс

  • предотвращение гуманитарного кризиса;
  • укрепление безопасности;
  • укрепление власти центрального правительства и правопорядка.

Всемирный банк (ВБ), Азиатский банк развития (АБР) и Программа по развитию ООН (ПРООН) оценили размеры необходимой помощи, включая гуманитарную, на ближайшие десять лет — 14,5 млрд долл.

[править] Соглашение о предварительных договоренностях в преддверии восстановления постоянных институтов государства

[править] Токийские договоренности

[править] Берлинская декларация

[править] НАТО в Афганистане

Разрушения, жертвы и раненые в результате ошибочного авиаудара в Афганистане

11 сентября 2001 года в США произошел самый крупный теракт в истории этой страны — после удара врезавшихся в них пассажирских самолётов, захваченных террористами, рухнули башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, было повреждено здание Пентагона. Всего в этот день погибло 2977 человек, не считая 19 террористов.[1] По иронии судьбы, этот теракт провели радикалы, связанные с афганскими радикальными исламистами, которым американцы помогали в Афганистане во время введения советских войск в эту страну в 1979—1989 годах. Практически не разобравшись толком в том, кто именно стоял за организацией и выполнением теракта, США вместе с союзниками по НАТО быстро ввели войска в Афганистан. В короткий срок сломив сопротивление афганских талибов, Североатлантический альянс устроил в стране военное положение. Все жители были вынуждены беспрекословно подчинялись альянсу, который творил в стране произвол. [2]

  • Погибших — 35 000 человек.
  • Беженцев — 500 000 человек.
  • Регулярные военные преступления с убийством мирных жителей.
  • Неоднократные бомбардировки мирных районов, а также школ, больниц, лагеря беженцев и многочисленные случайные жертвы.[3]
  • Обострение межэтнических конфликтов, теракты, увеличение наркотрафика.

28 декабря 2014 года операция НАТО в Афганистане официально была завершена. Число натовских военных в стране сокращено со 130 тыс. до 12 тыс., и теперь они будут заниматься лишь подготовкой афганских войск. Между тем, 2014 год стал самым кровавым в Афганистане с 2001 года: в борьбе с талибами погибли, по меньшей мере, 4600 афганских военных.[4] Лидеры талибов объявили, что США потерпели поражение в Афганистане.[5]

[править] Наркопроизводство в Афганистане

Солдаты НАТО патрулируют маковые поля. Афганистан, 5 мая 2010 года

21 июня 2010 г. Министерство по борьбе с наркоторговлей, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) и Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану совместными усилиями выпустили в свет доклад под названием «Национальное обследование по вопросам наркомании в Афганистане за 2009 год». По приведенным в этом докладе прогнозам, почти 940 000 афганцев в возрасте от 15 до 64 лет регулярно употребляют наркотики и/или относятся к проблемной группе наркоманов. Со времени последнего обследования, которое было проведено в 2005 г., число наркоманов, злоупотребляющих опиумом, увеличилось на 53 % и число наркоманов, злоупотребляющих героином, — на 140 %. В ходе проведенного обследования было установлено также, что лишь 11 % лиц, злоупотребляющих наркотиками, получали ту или иную форму лечения или медицинской помощи, поскольку имеющиеся возможности медицинских учреждений позволяют оказывать помощь лишь 10 500 пациентам в год. Своей очереди на лечение дожидаются около 780 000 человек, злоупотребляющих наркотиками. 26 июня по случаю проведения Международного дня борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом президент Карзай выступил с решительным посланием к стране в поддержку усилий по борьбе с наркоторговлей. Как подтвердили министерство страны и ЮНОДК, на территории 11 провинций было уничтожено в общей сложности 2316 га посевов мака, хотя обстановка нестабильности по-прежнему препятствует проведению операций по уничтожению плантаций мака на юге и юго-западе страны…

В июле рыночные цены на опий достигли рекордного за последние 5 лет уровня как следствие нестабильности, связанной с отсутствием безопасности, военными действиями и заболеванием макового растения. Это обстоятельство перечеркивает все тенденции по неуклонному снижению цен, сложившиеся в основном в течение последних нескольких лет, и в результате, как ожидается, приведет к расширению посевных площадей и в конечном итоге к потере в 2011 г. одной или более провинций, объявленных свободными от опийного мака. Меры по смягчению вытекающих отсюда последствий потребуют усиления государственного вмешательства и наращивания международной помощи для подготовки к предпосевным кампаниям и применения положений об альтернативных источниках средств к существованию.[19]



В последние годы постоянно звучат обвинения в адрес США и натовской коалиции в том, что они допустили многократный рост производства наркотиков в Афганистане (до натовского вторжения талибы успешно боролись с наркопроизводством). Динамика производства опия в Афганистане по оценкам UNODC (управления ООН по наркотикам и преступности)[6].

Динамика производства опия в Афганистане по оценкам UNODC (управления ООН по наркотикам и преступности)
  • C момента начала операции «Несокрушимая свобода» в октябре 2001 года специалисты ООН зарегистрировали взрывной рост наркопроизводства в Афганистане — объемы производства героина выросли более чем в 40 раз, а площади посевов опийного мака только за 2013 год выросли с 150 тысяч га до 209 тысяч га (на 36 %).[7][8] [9]
  • Урожай опиумного мака в Афганистане постоянно растет, и в 2014 году он побил все рекорды, увеличившись на 7 % по сравнению с прошлым годом.[10]
  • Директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков(ФСКН) Виктор Иванов: "Наркопроизводство в Афганистане, мощность которого выросла почти в 50 раз с начала 7 октября 2001 года американской операции «Несокрушимая свобода» и продолжает расти [11].

[править] Террористическая обстановка

Помимо талибов, численность которых только в северных провинциях страны составляет до 10 000 человек, весной 2015 года в Афганистан проникли боевики «Исламского государства», перейдя границу с Пакистаном. Данное афганское крыло ИГ «Халифат Хорасан» насчитывает 2000 человек. Подобная концентрация сил террористов на севере Афганистана представляет угрозу уже и для Таджикистана и Туркменистана.[20]

22 июня 2015 талибы осуществили нападение на парламент Афганистана, а также захватили район Дашти-Арче в провинции Кундуз на севере страны.[12]

На октябрь 2015 года численность боевиков, по словам заместителя министра Минобороны РФ Анатолия Антонова, составляет примерно 50 тысяч. [13]

[править] Источники

  1. Коргун В. Г. Россия и Афганистан: исторические пути формирования образа России в Афганистане. М., 2009.
  2. Документы внешней политики СССР. Т. 1. М., 1957.
  3. Халфин Н. А. Провал британской агрессии в Афганистане (XIX в. — начало XX в.). М., 1959.
  4. Халфин Н. А. Провал британской агрессии в Афганистане (XIX в. — начало XX в.). М., 1959.
  5. Sykes P. History of Afghanistan. Vol. 2. L., 1940.
  6. Бойко В. С. Третья англо-афганская война 1919 г. и отношения Великобритании и Афганистана в последующий период // Дневник Алтайской школы политических исследований. Барнаул, 2011. № 27.
  7. Афганистан: а завтра была война. Интервью с В. П. Заплатиным // Родина. 1989 г. № 11. С. 14-17.
  8. Докумены политбюро ЦК КПСС по Афганистану. Электронный ресурс. URL:http://psi.ece.jhu.edu/~kaplan/IRUSS/BUK/GBARC/pdfs/afgh/afgh-rus.html
  9. Барышев А. П. Большевизм и современный мир. В трех томах. М., 2003 г. Т.3 «Советский ревизионизм и Апрельская (1978 г.) революция в Афганистане». Электронный ресурс. URL: http://www.barichev.ru/book/snjskibol
  10. Коргун В. Г. История Афганистана. ХХ век. М.: ИВ РАН: Крафт+. 2004. 528 с.
  11. Коргун В. Г. История Афганистана. ХХ век. М.: ИВ РАН: Крафт+. 2004. 528 с.
  12. Морозов А. Кабульский резидент: Между Амином и Кармалем // Новое время. 1991. №38. С. 36–39
  13. В. М. Топорков. Тайная дипломатия СССР в Афганистане 1978-79 гг. Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 2
  14. Сафрончук В. Афганистан времен Амина // Международная жизнь.1991. № 1. С. 124—142
  15. Иванов Н. Операцию «шторм» начать раньше. М.: Воениздат, 1993. 382 с.; Дроздов Ю. Нужная работа. М.: ВлаДар, 1994. 196 с.
  16. Войны и вооруженные конфликты второй половины ХХ века / Под общ. ред. Б. В. Громова. М., 2003. 318 с.
  17. ЦА ФСБ России. Ф. 6-ос. Оп. 1. Д. 3. Л. 176—179. Цит. по кн.: Христофоров В. С. Афганистан. Правящая партия и армия (1978—1989). М.: Граница, 2009. 320 с.
  18. Христофоров В. С. КГБ СССР в Афганистане 1978—1989 гг. (к 20-летию вывода советскх войск из Афганистана). М.: ОАО «Московские учебники и Картография», 2009. 48 с.
  19. Из доклада Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности» (14.09.2010).
  20. Евгений Сатановский Перед последним звонком // «Военно-промышленный курьер» : газета. — 2015. — В. № 20 (586). Архивировано из первоисточника 19 июня 2015.

[править] См. также