Путинский стиль в искусстве

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Leftquotes.pngНадеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за своё Отечество, а быть может помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь.Rightquotes.png
Заслуженный художник России Павел Рыженко
 
Leftquotes.pngМне кажется, что храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской открывает новую страницу истории искусства православного зодчества в России и в мире.Rightquotes.png
Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский[1]

К началу 2020-х годов на фоне всё более явного расхождения взглядов российского народа и культурной политики западных стран, олицетворяющейся в культурном плане стилем постмодернизм[1], в России фактически уже выработался, хотя и не получил очень широкого распространения, некоторый новый стиль в искусстве, поддерживающий фактические цивилизационные идеи развития страны при Президенте Владимире Путине.

Данная статья не претендует на полноту и глубину исследования вопроса, который, вероятно, полностью обозреть смогут только наши потомки, но появилась в частности от того, что идеологически противостоящий лагерь предпринимает серьёзные усилия для борьбы с этим стилем в искусстве как явлением, например, путём объявления всех, кто неприемлет постмодернизм, «отсталыми».

Отличительные особенности

  • В противоположность постмодернизму, полностью отсутствует неуместное смешение добра со злом, демотивация, провокации, и в целом сознательное разрушение ценностей личности и её внутреннего мира. Вследствие этой ясности в произведениях практически отсутствуют «открытые концы»
  • Отсутствует противопоставление отечественных государства, общества, армии, науки и религии, как и различных этапов истории страны с древних времён. Наоборот, все они всячески прославляются и поддерживаются, не исключая, однако, и справедливых оценок тех или иных действий исторических личностей.
  • Широко используется символика понятная обычным людям, даже далеким от искусства и знания мифологии, обычно государственная и историческая, часто при этом очень крупноформатная. Также широко используются отсылки к широко известным положительным образам и героям художественных произведений.
  • В противоположность эклектике в архитектуре используются не имитации архитектурных форм, а вполне развитые их варианты для создания полного образа объекта и исключения чувства обмана у зрителей, часто с широким использованием элементов стиля ар-деко. Тоже относится и к скульптуре, где люди, как правило, изображены либо предельно реалистично, либо иконографически.
  • Широко, иногда практически на уровне хай-тека, используются современные материалы, незамаскированные несущие конструкции и экраны огромного формата, временами создавая ощущение внутренностей звездолёта. Широко используется художественная подсветка. Часто, в том числе в качестве потолочных покрытий, используются витражи.
  • Шире, чем когда-либо, в архитектуре используется звуковое сопровождение — на территории некоторых мемориалов (например, Ржевский мемориал, мемориал «Курская битва») и храмовых комплексов (например, Главный храм Вооружённых сил России) идёт постоянная трансляция специально подобранной музыки и т. п.

Характерные представители

Архитектура

В архитектуре стиль напоминает синтез ар-деко с хай-теком, дополнительно наполненный моральным и духовным содержанием:

  • Новое здание Тульского государственного музея оружия (построено в 2005—2012 годах)
  • Национальный центр управления обороной Российской Федерации — реконструкция (см. фото)
  • Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Лубянке
  • Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации
  • Военная академия РВСН имени Петра Великого (см. заглавное фото)
  • Административно-жилой комплекс военной базы Арктический Трилистник

Живопись

В живописи стиль очень близок к «классическому реализму» (так сам определял свои работы Павел Рыженко), но всё же остаётся узнаваемым, так же как узнаваем «социалистический реализм» советского времени.

Выдающуюся роль в формировании стиля сыграла Студия военных художников имени М. Б. Грекова в лице многих выдающихся художников, среди которых можно отметить:

  • Евгений Корнеев («Альпийский марш», триптих «История артиллерии России», «Рождение флага Российского» и другие)
  • Михаил Полетаев («Навсегда в строю», «Сыновья Великой страны», «Молись Богу — от него победа А. В. Суворов. Чертов мост»)
  • Павел Рыженко (Диорама «Великое стояние на реке Угре», «Победа Пересвета»)

Также классическими образцами стиля стали плакаты Романа Папсуева и иллюстрации других авторов к миру трилогии «Завтра война» А. Зорича.

Иконопись

В иконописи характерной приметой времени стало использование подсветок как альтернативы и дополнения золочения для передачи фаворского света, а также иконографичной скульптуры[5] и очень объёмных барельефов. В целом отечественная иконопись в настоящее время находится, вероятно, в лучшем состоянии с середины XVI века.

Кинематограф

Компьютерные игры

  • «Завтра война»

Литература

  • А. Зорич «Завтра война» (цикл романов в жанре космической оперы)

Скульптура

  • Мемориал «Александр Невский с дружиной» (Псковская область).
  • Мемориальный комплекс «Молитва перед боем» (городское поселение Никольское Тосненского района Ленинградской области).
  • Памятник героям Первой мировой войны в Москве
  • Ржевский мемориал Советскому солдату.
  • Мемориал «Курская битва» (посёлок Поныри Курской области).

Медиаконтент

См. также

Примечания

  1. В качестве яркого примера можно привести не принятую российским обществом постмодернистскую скульптуру Большая глина № 4.
  2. Центральная скульптура содержит явно видимую отсылку к образам известной песни «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.
  3. В основе архитектурной формы здания — известный каждому школьнику древнерусский остроконечный шлем-шишак в сочетании с элементами, отсылающими к архитектуре древнерусских православных храмов.
  4. Самое северное в мире капитальное здание.
  5. Скульптура в Русской Православной Церкви несколько столетий назад была фактически запрещена для предотвращения проявлений языческих пережитков на местах. Поскольку к настоящему моменту практически никто уже не верит, что намазывая рот скульптуры едой и т.п. можно чего-то добиться, то запрет потерял актуальность.