Русское православие: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) (Отмена правки 258167, сделанной участником Special:Contributions/ ([[User talk:|обс.]])) |
Ssr (обсуждение | вклад) (→История: копирование тематически релевантного фрагмента из более общей статьи в более специализированную) |
||
Строка 37: | Строка 37: | ||
При этом православие являлось государственной религией и активно использовалось в государственном управлении — при регистрации рождений и браков, в вопросах военной службы, медицины, образования и др. По мере расширения империи вводились нормы для представителей других религий и конфессий, которые делились на допустимые и «вредные» (секты). [http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_Российской_империи] | При этом православие являлось государственной религией и активно использовалось в государственном управлении — при регистрации рождений и браков, в вопросах военной службы, медицины, образования и др. По мере расширения империи вводились нормы для представителей других религий и конфессий, которые делились на допустимые и «вредные» (секты). [http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_Российской_империи] | ||
[[Файл:Количество действующих храмов-приходов на территории РИ, СССР и на постсоветском пространстве.png|540px|thumb|Количество действующих храмов/приходов на территории РИ, СССР и на постсоветском пространстве, 1900—2000]] | |||
=== Православие и революция === | |||
:''см. также: '''[[Причины кризиса и развала Российской Империи]]''''' | |||
Кризис веры среди русского народа в начале XX века называется одной из главных причин, приведших к падению империи и последующей серии тяжелейших катастроф, погубивших миллионы русских людей. Промышленное развитие, быстрая урбанизация, рост уровня грамотности, распространение научных знаний и общественных идей привели к тому, что в конце XIX века в России начался слом традиционного мировоззрения — преимущественно религиозного, аграрного, патриархального и монархического по характеру. Среди российской элиты — в первую очередь интеллигенции — этому слому оказалось подвержено большинство людей, а в других слоях населения — в особенности среди рабочих, оторвавшихся от своих сельских корней — слом старых взглядов быстро распространялся, в том числе в форме таких идей, как атеизм и различные политические идеологии (либерализм, анархизм, национализм, социализм, коммунизм). В результате ранее сравнительно цельный в духовном отношении народ оказался в состоянии идейного разброда и шатания. Это во многом положительно сказалось на развитии и обогащении русской культуры новыми течениями, но в плане государственного единства и безопасности стало значительной угрозой, так как, с одной стороны, технологии и уровень грамотности позволили к тому времени широко распространять новые идеи, но, с другой стороны, ещё не была в полной мере выработана культура их мирного обсуждения и интеграции, а не противопоставления друг другу. Согласно статье «[[Причины кризиса и развала Российской Империи]]», указываются следующие факторы кризиса: | |||
* Важным фактором мировоззренческого раскола в российском обществе был сравнительный упадок церковной жизни во второй половине XIX — начале XX века. Хотя число храмов Русской Православной Церкви росло и православие активно распространялось среди окраинных народов Российской Империи, репутация Церкви в этот период испытывала проблемы. | |||
* Ещё со времён Петра I церковь в России из автономного института была фактически превращена в государственное ведомство (так называемый [[rwp:Синодальный период|Синодальный период]] в истории Русской Церкви). Уже из-за одного этого негативное отношение отдельных граждан к государству переносилось на Церковь, и наоборот. | |||
* В 1764 году Екатериной II была произведена монастырская реформа, в результате чего многие монастыри были закрыты, а оставшиеся переведены на государственное содержание, что привело к упадку многих исторических центров духовности в стране. | |||
* В XVIII в. духовенство превратилось в замкнутое сословие, что было связано с прекращением избрания священников и дьяконов на приходах — вместо этого приходские должности стали передаваться по наследству. И хотя в этот период было немало выдающихся церковных деятелей (писателей, учёных, подвижников и святых), но в целом идейный и образовательный уровень духовенства заметно отстал от требований эпохи (характерно, что общее число святых, прославленных в России в XVIII—XIX вв., заметно упало по сравнению с предыдущими веками). | |||
* Сыграло свою роль распространение идей дарвинизма и прочих достижений естественной науки, которые вступали в противоречие с буквальным прочтением Библии, и на которые в тот период не были даны (или не были распространены) убедительные ответы со стороны религиозных мыслителей. | |||
* Ещё одной проблемой было негативное наследие церковного раскола XVII в. — гонения на старообрядцев продолжались значительную часть XVIII в., и долгое время после этого они были ограничены в правах. При этом староверами оставались многие влиятельные купеческие фамилии, например, староверами были Савва Мамонтов и Савва Морозов, и негативное влияние раскола сказывалось на их действиях в экономике. | |||
* Также имело место недовольство со стороны представителей других христианских и нехристианских конфессий, которые находились в неравном положении по сравнению с православием (переход в православие часто административно поощрялся, а переход из православия в другую веру, напротив, долгое время наказывался). | |||
* В XVIII—XIX вв. в России возникли или пришли с Запада большое число религиозных и околорелигиозных движений. Некоторые из них, например секта [[rwp:Хлысты|хлыстов]], даже по нынешним меркам квалифицируются как деструктивные секты. Другие, как например тайное общество «вольных каменщиков» ([[rwp:Масонство|масонство]]), способствовали распространению в России революционных идей и служили проводниками влияния западных стран (масонами, до запрета масонства в России в 1822 г., были многие декабристы, в том числе Павел Пестель; после снятия запрета в 1905 г. в ряды масонов попали многие будущие деятели революции 1917 г., например глава Временного правительства Александр Керенский, в 1916—1917 гг. возглавлявший главную в стране масонскую организацию [[rwp:Великий восток народов России|Великий восток народов России]]). Некоторые масонские течения прямо противопоставляют себя православию. | |||
В 1916 году Синод в определении № 676 признал, что началось массовое отпадение от веры. | |||
С приходом к власти большевиков Православная церковь подверглась жесточайшим репрессиям. Коммунисты ставили целью полное уничтожение религии. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях. Церкви закрывались, разрушались или приспосабливались под хозяйственные нужды. Единая церковная структура была полностью уничтожена. Однако остались так называемые подпольные «катакомбные церкви», никак не связанные между собой. | С приходом к власти большевиков Православная церковь подверглась жесточайшим репрессиям. Коммунисты ставили целью полное уничтожение религии. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях. Церкви закрывались, разрушались или приспосабливались под хозяйственные нужды. Единая церковная структура была полностью уничтожена. Однако остались так называемые подпольные «катакомбные церкви», никак не связанные между собой. | ||
В период Великой Отечественной Войны репрессии против религии были ослаблены. Советская власть в трудный момент нуждалась в поддержке православия. Союзники по антигитлеровской коалиции были крайне обеспокоены положением верующих в СССР. На оккупированных территориях храмы восстанавливались, и уничтожать их сразу после освобождения было неблагоразумно. Существуют легенды о прибегании Сталина к молитвенной помощи Церкви во время войны, об облётах с иконами вокруг Москвы и Сталинграда. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Сталин_и_религия] | В период Великой Отечественной Войны репрессии против религии были ослаблены. Советская власть в трудный момент нуждалась в поддержке православия. Союзники по антигитлеровской коалиции были крайне обеспокоены положением верующих в СССР. На оккупированных территориях храмы восстанавливались, и уничтожать их сразу после освобождения было неблагоразумно. Существуют легенды о прибегании Сталина к молитвенной помощи Церкви во время войны, об облётах с иконами вокруг Москвы и Сталинграда. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Сталин_и_религия] Сегодняшняя РПЦ формально является наследницей организации, созданной в войну при поддержке Сталина, пытавшегося в это время возродить «официальное» православие. | ||
В советские времена русская церковь не была уничтожена полностью во многом благодаря сотрудничеству с властями. | В советские времена русская церковь не была уничтожена полностью во многом благодаря сотрудничеству с властями. |
Версия от 07:45, 25 декабря 2022
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Православие в России является наиболее распространённым вероисповеданием. Православная вера на протяжении более чем тысячи лет играла и играет ключевую роль в развитии русской культуры и русского государства. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в преамбуле содержит «признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».[1]
Крещение Руси в 988 году было произведено новгородским и киевским князем Владимиром Крестителем (Красное Солнышко) из династии Рюриковичей с целью формирования русского государства и его укрепления. В результате на русских землях распространилась славянская кириллическая письменность, книги и грамотность, новейшие на то время строительные технологии, иконопись и фресковая живопись. Православие серьёзно смягчило нравы и стало органичной частью народной жизни и государственного устройства, а также заложило основу для превращения разрозненных славянских, финских и тюркских племён в единую русскую нацию. После феодального распада страны и монгольского нашествия православие стало важнейшей силой в деле возрождения и объединения страны. Начавшееся со времён Сергия Радонежского и митрополита Алексия монастырское движение позволило окружить русские города монастырями-крепостями и провести хозяйственное освоение Русского Севера, где в прежде пустынных районах было основано множество новых монастырей. После падения Константинополя в 1453 г. Россия стала основным центром мирового православия.
Иван IV Грозный из династии Рюриковичей стал первым русским царём, импортировав с помощью родственников византийскую православную монархическую традицию. После падения династии началось Смутное время, приведшее к тяжелейшим последствиям для страны. С целью «спасти страну от гибели» лидеры русских общин и высшее православное духовенство собрали Земский Собор 1613 года, чему предшествовало вхождение ополчения Минина и Пожарского в занятую поляками Москву с Казанской иконой Божией матери. Земский собор призвал на царство новую династию Романовых, для чего, обратившись к Богу, дал ему от имени народа Соборную клятву, в которой обещал хранить верность династии. Первые цари из Романовых значительно увеличили российскую территорию.
Династия Романовых царствовала до 1917 года. К этому времени Российская Империя вошла в кризис, а Священный Синод РПЦ констатировал «массовое отпадение от веры»[2]. В советский период православие, наряду с другими религиями, подверглось жестоким гонениям. Были разграблены и разрушены десятки тысяч храмов, включая многие шедевры культурного наследия. После распада СССР Русская Православная Церковь пережила второе рождение — Второе Крещение Руси. Количество верующих увеличилось многократно, открылось множество храмов и монастырей — более 20 000 за период 1990—2000, то есть более 1000 храмов в год, что является беспрецедентными темпами строительства и восстановления храмов в мировой истории. Русская Церковь занимает твёрдое первое место среди автокефальных православных церквей по количеству верующих — 164 млн человек.
Христианство — самая распространённая религия в мире, которую исповедуют 33 % населения планеты. [3] Православие является одной из трёх крупнейших ветвей христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Православие — миролюбивая религия, ревностно сохранившая свои традиции практически неизменными с момента возникновения христианства. В отличие от католицизма, православие почти не было замешано в религиозных войнах, крестовых походах, торговле индульгенциями, разгуле инквизиции. На Западе Православную Церковь называют Ортодоксальной Церковью. «The Eastern Orthodox Church», Официально: «the Orthodox Catholic Church» [4]. То есть самоназвание на английском у православия «Восточная Ортодоксальная Церковь», или просто «Ортодоксальная Церковь». А официальное самоназвание православия — «Ортодоксальная Католическая Церковь» или если перевести дальше «Православная Католическая Церковь».
История
Раннее христианство распространялось на территории Римской империи в первых веках нашей эры, берущей начало от Рождества Христова. На территории бывшей Римской империи было два центра христианства: на западе — Рим и на востоке — Константинополь (Византия). На Русь христианство пришло из Византии. Там приняла веру первая христианская правительница Киевской Руси — княгиня Ольга, причисленная позднее к лику святых. После Крещения Руси в 988 году русская церковь пять столетий была метрополией Константинопольского патриархата.
Благодаря православию книги и грамотность распространялись на Руси. Проповедники христианства Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и церковнославянский язык. Старославянская азбука стала основой для современных кириллических алфавитов, в том числе и русского.
В 1054 году произошёл великий раскол христианства на две ветви: Римскую католическую церковь и Православную с центром в Константинополе. Слово «православие» является переводом-калькой с греческого слова ὀρθοδοξία («ортодоксия») и означает «правильное славление», «правильное суждение», «правильное учение».
В 1438—1445 прошёл Ферраро-Флорентийский собор с участием западных и восточных иерархов с целью устранить разногласия между католицизмом и православием. После колебаний православные иерархи согласились признать нововведения Римской церкви. Была подписана Уния, воссоединяющая западную и восточную церкви. Однако уния была отвергнута духовенством и народом. В Византии по политическим соображениям сторонниками Унии стали только двор императора и патриарх, назначенный двором.
В 1441 году митрополит Киевский и всея Руси — Исидор был фактически свергнут, за то, что упомянул на литургии папу римского и зачитал документ о Флорентийской унии.
В 1448 году Московским Собором был избран митрополитом рязанский епископ Иона без согласования с Константинополем. Получив фактическую независимость, Русская Церковь оказалась в изоляции и попала под влияние светских властей.
В 1453 году Константинополь пал под напором турок-османов и Византийская империя прекратила существование.
Примерно в это время начала выкристаллизовываться великая религиозная и политическая идея «Третьего Рима», которая отчасти не потеряла значение и сегодня: «Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать». Для русских вторым Римом был Константинополь, и после его падения Москва была названа третьим Римом. Миссия России — сохранение истинной веры и борьба с её врагами. Стало устойчивым словосочетание «Святая Русь». Римские папы тоже пропагандировали мысль, что русские цари — законные наследники Византии и должно бороться с турками. Двуглавый орёл — герб Византии был унаследован Россией.
В 1589—1593 годах Русская Церковь получила формальное признание своей независимости. Первым русским патриархом стал Иов и вплоть до петровских времён Русская Церковь управлялась патриархами.
В 1650—1660-х гг. патриарх Никон провёл реформу русского православия с целью унификации его с греческой обрядовой традицией. Многие верующие не приняли реформу, их стали называть староверами или старообрядцами.
В 1700 году царь Пётр Первый запретил избрание очередного патриарха и провёл глубокую реформу церкви. Церковью стал управлять Святейший Синод, являющийся, по сути, государственным органом. Духовенство стало замкнутым сословием, доступ в которое из других сословий был затруднён. Роль церкви в жизни страны существенно уменьшилась. Большинство монастырей было закрыто, а монастырские владения отошли к государству. Духовенство перестало быть финансово независимым и содержалось из государственной казны. Лишь в 1917 году Всероссийским Поместным Собором было восстановлено патриаршество. [5]
При этом православие являлось государственной религией и активно использовалось в государственном управлении — при регистрации рождений и браков, в вопросах военной службы, медицины, образования и др. По мере расширения империи вводились нормы для представителей других религий и конфессий, которые делились на допустимые и «вредные» (секты). [6]
Православие и революция
- см. также: Причины кризиса и развала Российской Империи
Кризис веры среди русского народа в начале XX века называется одной из главных причин, приведших к падению империи и последующей серии тяжелейших катастроф, погубивших миллионы русских людей. Промышленное развитие, быстрая урбанизация, рост уровня грамотности, распространение научных знаний и общественных идей привели к тому, что в конце XIX века в России начался слом традиционного мировоззрения — преимущественно религиозного, аграрного, патриархального и монархического по характеру. Среди российской элиты — в первую очередь интеллигенции — этому слому оказалось подвержено большинство людей, а в других слоях населения — в особенности среди рабочих, оторвавшихся от своих сельских корней — слом старых взглядов быстро распространялся, в том числе в форме таких идей, как атеизм и различные политические идеологии (либерализм, анархизм, национализм, социализм, коммунизм). В результате ранее сравнительно цельный в духовном отношении народ оказался в состоянии идейного разброда и шатания. Это во многом положительно сказалось на развитии и обогащении русской культуры новыми течениями, но в плане государственного единства и безопасности стало значительной угрозой, так как, с одной стороны, технологии и уровень грамотности позволили к тому времени широко распространять новые идеи, но, с другой стороны, ещё не была в полной мере выработана культура их мирного обсуждения и интеграции, а не противопоставления друг другу. Согласно статье «Причины кризиса и развала Российской Империи», указываются следующие факторы кризиса:
- Важным фактором мировоззренческого раскола в российском обществе был сравнительный упадок церковной жизни во второй половине XIX — начале XX века. Хотя число храмов Русской Православной Церкви росло и православие активно распространялось среди окраинных народов Российской Империи, репутация Церкви в этот период испытывала проблемы.
- Ещё со времён Петра I церковь в России из автономного института была фактически превращена в государственное ведомство (так называемый Синодальный период в истории Русской Церкви). Уже из-за одного этого негативное отношение отдельных граждан к государству переносилось на Церковь, и наоборот.
- В 1764 году Екатериной II была произведена монастырская реформа, в результате чего многие монастыри были закрыты, а оставшиеся переведены на государственное содержание, что привело к упадку многих исторических центров духовности в стране.
- В XVIII в. духовенство превратилось в замкнутое сословие, что было связано с прекращением избрания священников и дьяконов на приходах — вместо этого приходские должности стали передаваться по наследству. И хотя в этот период было немало выдающихся церковных деятелей (писателей, учёных, подвижников и святых), но в целом идейный и образовательный уровень духовенства заметно отстал от требований эпохи (характерно, что общее число святых, прославленных в России в XVIII—XIX вв., заметно упало по сравнению с предыдущими веками).
- Сыграло свою роль распространение идей дарвинизма и прочих достижений естественной науки, которые вступали в противоречие с буквальным прочтением Библии, и на которые в тот период не были даны (или не были распространены) убедительные ответы со стороны религиозных мыслителей.
- Ещё одной проблемой было негативное наследие церковного раскола XVII в. — гонения на старообрядцев продолжались значительную часть XVIII в., и долгое время после этого они были ограничены в правах. При этом староверами оставались многие влиятельные купеческие фамилии, например, староверами были Савва Мамонтов и Савва Морозов, и негативное влияние раскола сказывалось на их действиях в экономике.
- Также имело место недовольство со стороны представителей других христианских и нехристианских конфессий, которые находились в неравном положении по сравнению с православием (переход в православие часто административно поощрялся, а переход из православия в другую веру, напротив, долгое время наказывался).
- В XVIII—XIX вв. в России возникли или пришли с Запада большое число религиозных и околорелигиозных движений. Некоторые из них, например секта хлыстов, даже по нынешним меркам квалифицируются как деструктивные секты. Другие, как например тайное общество «вольных каменщиков» (масонство), способствовали распространению в России революционных идей и служили проводниками влияния западных стран (масонами, до запрета масонства в России в 1822 г., были многие декабристы, в том числе Павел Пестель; после снятия запрета в 1905 г. в ряды масонов попали многие будущие деятели революции 1917 г., например глава Временного правительства Александр Керенский, в 1916—1917 гг. возглавлявший главную в стране масонскую организацию Великий восток народов России). Некоторые масонские течения прямо противопоставляют себя православию.
В 1916 году Синод в определении № 676 признал, что началось массовое отпадение от веры.
С приходом к власти большевиков Православная церковь подверглась жесточайшим репрессиям. Коммунисты ставили целью полное уничтожение религии. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях. Церкви закрывались, разрушались или приспосабливались под хозяйственные нужды. Единая церковная структура была полностью уничтожена. Однако остались так называемые подпольные «катакомбные церкви», никак не связанные между собой.
В период Великой Отечественной Войны репрессии против религии были ослаблены. Советская власть в трудный момент нуждалась в поддержке православия. Союзники по антигитлеровской коалиции были крайне обеспокоены положением верующих в СССР. На оккупированных территориях храмы восстанавливались, и уничтожать их сразу после освобождения было неблагоразумно. Существуют легенды о прибегании Сталина к молитвенной помощи Церкви во время войны, об облётах с иконами вокруг Москвы и Сталинграда. [7] Сегодняшняя РПЦ формально является наследницей организации, созданной в войну при поддержке Сталина, пытавшегося в это время возродить «официальное» православие.
В советские времена русская церковь не была уничтожена полностью во многом благодаря сотрудничеству с властями.
Современное состояние
После распада СССР православная церковь пережила второе рождение. Количество верующих увеличилось многократно. Открылось множество храмов и монастырей. В 2007 году произошло объединение РПЦ с существовавшей с 1920-х гг. Русской православной церковью за границей (РПЦЗ).
В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви находится Россия и многие другие страны: Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония, Япония, КНР.
По количеству верующих Русская Церковь занимает твёрдое первое место среди автокефальных православных церквей — 164 млн человек. [8] Следующие по численности Румынская и Элладская (греческая) церкви насчитывают 18,8 и 10 млн верующих соответственно.
Известные современные сторонники православия
СМИ Русской Православной Церкви
- Печатные СМИ
- Журнал Московской Патриархии — официальное печатное издание Московского Патриархата; ежемесячный журнал, издаваемый с 1931 года с перерывами, а с сентября 1943 года — без перерывов (http://jmp.ru/ — cайт Журнала Московской Патриархии)
- Газета Церковный вестник (до февраля 2003 года — Московский церковный вестник) — официальное издание Московского Патриархата, издаваемый Издательством Московской Патриархии; выходит с 1989 года (http://e-vestnik.ru/ — сайт газеты «Церковный вестник»)
- Альманах Богословские труды (http://www.btrudy.ru/ — сайт альманаха)
- Сетевые СМИ
- http://www.patriarchia.ru/ — Патриархия. Ru, официальный сайт Московского Патриархата, поддерживается Синодальным информационным отделом
- http://mospat.ru/ — Mospat.Ru, официальный сайт Отдела внешних церковных связей
- http://www.bogoslov.ru/ — Богослов.Ru, богословский портал, создан в 2007 году.
- http://www.pravoslavie.ru/ — Православие.Ru, сайт создан 1 января 2000 года редакцией интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Патриарха Алексия II
- http://www.youtube.com/user/russianchurch — канал Русской Православной Церкви на Youtube (открыт 11 октября 2010 года)
- http://www.sedmitza.ru/ — Седмица.Ru, сайт церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» Русской Православной Церкви
Цитаты о православии
Николай Иванович Костомаров
Историк (1817—1885)
Варварский склад общественной жизни изменяется с принятием христианской религии, с которой из Византии - самой образованной в те времена державы - перешли к нам как понятия юридические и государственные, так и начала умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу. [9] |
Монастырь сделался школой для народа; монахи были его наставниками; в монастырях сосредоточивалось книжное учение, и значительная часть дошедшей до нас письменности носит на себе характер монашеский. [10] |
Князь Владимир
Святой равноапостольный Великий князь (960—1015)
Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей Русскую землю и просветить её крещением святым. [11] |
Митрополит Макарий (Булгаков)
Церковный историк (1816—1882)
Событие Крещения Руси, есть, без сомнения, важнейшее из всех, совершавшихся когда-либо на лице земли Русской. [12] |
Иван Александрович Ильин
Философ (1883—1954)
В нравственной области это дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство “правды” и “кривды”, добра и зла. [13] |
Александр Невский
Святой благоверный князь (1220—1263)
Не в силе Бог, а в правде! [14] |
Федор Михайлович Достоевский
Писатель (1821—1881)
Кто не понимает Православия — тому никогда не понять и Россию. [15] |
Владимир Владимирович Путин
Президент России
Духовное единство является настолько прочным, что не подвержено никаким действиям властей — ни государственных, ни, позволю себе даже себе сказать, церковных. Потому что, какая бы власть над людьми ни была, но крепче, чем власть Господа, ничего быть не может. [16] |
Заветы Сергия Радонежского — это ключ к пониманию России. К познанию первооснов — ее исторических традиций, единства и сплоченности. Именно в этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях — сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее! [17] |
Расширение и возвращение территорий Русской Палестины
Русская Палестина — расположенные на Ближнем Востоке владения и недвижимость РПЦ и Императорского Православного Палестинского Общества[1], приобретенные ими в рубеже XIX—XX вв. с целью организации инфраструктуры для паломников. В 1918 году ИППО было переименовано в Российское Палестинское Общество (РПО) при Академии наук, а в 1992 году вернуло себе старое название.
1964 год — «Апельсиновая сделка» СССР и Израиля. Следуя официальной политике по поддержке атеизма большая часть принадлежавшей РПО недвижимости в Палестине была продана Израилю за $4,5 млн. При этом Израиль заплатил натурой — яффскими апельсинами и текстилем, отчего данная сделка стала известна как «Апельсиновая». Не проданными остались здание Русской Духовной Миссии, Троицкий собор, Сергиевское подворье и некоторые другие объекты.
2008 год — переговоры главы ИППО Сергея Степашина с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, по которым обществу был передан участок земли в Вифлееме, где усилиями ИППО был построен российский центр культуры и науки. Также России были переданы:
- 3,5 га земли на святой горе Елеон. На Елеоне планируется постройка еще одного российского культурного центра.
- 3,5 га земли в городе Иерихон — местность Москобия и участок, на котором расположена христианская святыня (библейская смоковница, или дерево Закхея).
- Здание Сергиевского подворья в историческом центре Иерусалима. В «Апельсиновую сделку» оно не входило, а было незаконно присвоено Израилем в середине 1960-х гг. В 2012 году были начаты реставрационные работы.
Кроме ИППО в Израиле действует Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ) как представитель РПЦ. Визит Патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года способствовал возрождению палестинского паломничества среди православных христиан из России, Украины, Белоруссии и прочих стран Русского мира. На объектах РДМ начали производится реставрационные работы.
В 1997 году патриарх Алексий II вновь прибыл в Иерусалим на юбилейные торжества по случаю 150-летия миссии, а правительство Палестинской Автономии передало миссии монастырь в Хевроне. В 2000 году патриарх Алексий снова посетил Святую Землю на празднование 2000-летия Рождества Христова — к этому времени был выкуплен и застроен русский участок в Вифлееме, а палестинские власти вернули РДМ подворье в Иерихоне. В 2004—2007 гг. в русском православном Горненском монастыре Иерусалима было завершено строительство собора Всех Святых в земле Российской просиявших. В начале 2007 года Иордания передала РДМ участок у места Крещения Господня на реке Иордан, где было построено паломническое подворье.
Примечания
- ↑ ИППО, старейшая в России международная благотворительная и научная организация, с XIX века занимающаяся палестиноведением, востоковедением и содействием православному паломничеству на Святую землю
См. также
Ссылки
- Официальный сайт Русской Православной Церкви
- Портал «Православие. Ру», содержащий, видимо, наиболее полный материал по теме
[ + ] История России
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|