Путинский стиль в искусстве: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 36 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Эпиграф|Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за своё Отечество, а быть может помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь.|Заслуженный художник России Павел Рыженко}} | {{Эпиграф|Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за своё Отечество, а быть может помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь.|Заслуженный художник России Павел Рыженко}} | ||
{{Эпиграф|Мне кажется, что храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской открывает новую страницу истории искусства православного зодчества в России и в мире.|Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский[http://rg.ru/2017/06/27/reg-cfo/zachem-i-pochemu-postroen-novyj-sobor-v-sretenskom-monastyre.html]}} | |||
Данная статья не претендует на полноту и глубину исследования вопроса, который, вероятно, полностью обозреть смогут только наши потомки, но появилась в частности от того, что идеологически противостоящий лагерь предпринимает серьёзные усилия для борьбы с этим стилем в искусстве как явлением, например, путём объявления всех, кто неприемлет | К началу 2020-х годов на фоне всё более явного расхождения взглядов российского народа и культурной политики западных стран, олицетворяющейся в культурном плане стилем постмодернизм<ref>В качестве яркого примера можно привести не принятую российским обществом постмодернистскую скульптуру [[rwp:Большая глина № 4|Большая глина № 4]].</ref>, в России фактически уже выработался, хотя и не получил очень широкого распространения, некоторый новый стиль в искусстве, поддерживающий фактические цивилизационные идеи развития страны при Президенте [[Владимир Путин|Владимире Путине]]. | ||
Данная статья не претендует на полноту и глубину исследования вопроса, который, вероятно, полностью обозреть смогут только наши потомки, но появилась в частности от того, что идеологически противостоящий лагерь предпринимает серьёзные усилия для борьбы с этим стилем в искусстве как явлением, например, путём объявления всех, кто неприемлет постмодернизм, «отсталыми». | |||
== Отличительные особенности == | == Отличительные особенности == | ||
* В противоположность | * В противоположность постмодернизму, полностью отсутствует неуместное смешение добра со злом, демотивация, провокации, и в целом сознательное разрушение ценностей личности и её внутреннего мира. Вследствие этой ясности в произведениях практически отсутствуют «открытые концы» | ||
<gallery perrow=3 widths="165px" heights="165px"> | <gallery perrow=3 widths="165px" heights="165px"> | ||
Образец мозаики с полководцами в Главном храме ВС РФ.jpg|Образец мозаики в Главном храме Вооружённых сил РФ | Образец мозаики с полководцами в Главном храме ВС РФ.jpg|Образец мозаики в Главном храме Вооружённых сил РФ | ||
Строка 13: | Строка 14: | ||
* Отсутствует противопоставление отечественных государства, общества, армии, науки и религии, как и различных этапов истории страны с древних времён. Наоборот, все они всячески прославляются и поддерживаются, не исключая, однако, и справедливых оценок тех или иных действий исторических личностей. | * Отсутствует противопоставление отечественных государства, общества, армии, науки и религии, как и различных этапов истории страны с древних времён. Наоборот, все они всячески прославляются и поддерживаются, не исключая, однако, и справедливых оценок тех или иных действий исторических личностей. | ||
<gallery perrow=3 widths="165px" heights="165px"> | <gallery perrow=3 widths="165px" heights="165px"> | ||
Победа Пересвета. Худ. П. Рыженко (почтовая марка).jpg|Павел Рыженко «Победа Пересвета» (2005) | |||
Мультимедийный исторический парк «Россия — моя история» (г. Ростов-на-Дону). 9.jpg|Элемент мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» | Мультимедийный исторический парк «Россия — моя история» (г. Ростов-на-Дону). 9.jpg|Элемент мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» | ||
</gallery> | </gallery> | ||
* Широко используется символика понятная обычным людям, даже далеким от искусства и знания мифологии, обычно государственная и историческая, часто при этом очень крупноформатная. Также широко используются отсылки к широко известным положительным образам и героям художественных произведений. | * Широко используется символика понятная обычным людям, даже далеким от искусства и знания мифологии, обычно государственная и историческая, часто при этом очень крупноформатная. Также широко используются отсылки к широко известным положительным образам и героям художественных произведений. | ||
<gallery perrow=3 widths="165px" heights="165px"> | <gallery perrow=3 widths="165px" heights="165px"> | ||
WW1MonumentMoscow.jpg|Часть Памятника героям Первой мировой войны в Москве<ref>Памятник содержит очень крупные и динамично выполненные российские флаг и герб.</ref> | <!--WW1MonumentMoscow.jpg|Часть Памятника героям Первой мировой войны в Москве<ref>Памятник содержит очень крупные и динамично выполненные российские флаг и герб.</ref>--> | ||
Ржевский мемориал 30.06.2020.jpg|Ржевский мемориал Советскому солдату<ref>Центральная скульптура содержит явно видимую отсылку к образам известной песни «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.</ref> | Ржевский мемориал 30.06.2020.jpg|Ржевский мемориал Советскому солдату<ref>Центральная скульптура содержит явно видимую отсылку к образам известной песни «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.</ref> | ||
Тульский Музей оружия - panoramio.jpg|Тульский государственный музей оружия<ref>В основе архитектурной формы здания — известный каждому школьнику древнерусский остроконечный шлем-шишак в сочетании с элементами, отсылающими к архитектуре древнерусских православных храмов.</ref> | |||
</gallery> | </gallery> | ||
* В противоположность эклектике в архитектуре используются не имитации архитектурных форм, а вполне развитые их варианты для создания полного образа объекта и исключения чувства обмана у зрителей, часто с широким использованием элементов стиля ар-деко. Тоже относится и к скульптуре, где люди, как правило, изображены либо предельно реалистично, либо иконографически. | * В противоположность эклектике в архитектуре используются не имитации архитектурных форм, а вполне развитые их варианты для создания полного образа объекта и исключения чувства обмана у зрителей, часто с широким использованием элементов стиля ар-деко. Тоже относится и к скульптуре, где люди, как правило, изображены либо предельно реалистично, либо иконографически. | ||
Строка 25: | Строка 27: | ||
Central Museum of the Great Patriotic War, Moscow, Russia, 2016 03.jpg|Фрагмент Памятника героям Первой мировой войны в Москве | Central Museum of the Great Patriotic War, Moscow, Russia, 2016 03.jpg|Фрагмент Памятника героям Первой мировой войны в Москве | ||
Arkticheskiy_trilistnik_(2017)_02.jpg|Административно-жилой комплекс военной базы Арктический Трилистник<ref>Самое северное в мире капитальное здание.</ref> | Arkticheskiy_trilistnik_(2017)_02.jpg|Административно-жилой комплекс военной базы Арктический Трилистник<ref>Самое северное в мире капитальное здание.</ref> | ||
<!--Тульский Музей оружия - panoramio.jpg|Тульский государственный музей оружия--> | |||
</gallery> | </gallery> | ||
* Широко, иногда практически на уровне хай-тека, используются современные материалы, незамаскированные несущие конструкции и экраны огромного формата, временами создавая ощущение внутренностей звездолёта. Широко используется художественная подсветка. Часто, в том числе в качестве потолочных покрытий, используются витражи. | * Широко, иногда практически на уровне хай-тека, используются современные материалы, незамаскированные несущие конструкции и экраны огромного формата, временами создавая ощущение внутренностей звездолёта. Широко используется художественная подсветка. Часто, в том числе в качестве потолочных покрытий, используются витражи. | ||
<gallery perrow=3 widths="165px" heights="165px"> | <gallery perrow=3 widths="165px" heights="165px"> | ||
SS-18 (museum model) 3.jpg|Музей ракетной техники в Военной академии РВСН имени Петра Великого | |||
Главы государств – членов ОДКБ в Национальном центре управления обороной РФ | Главы государств – членов ОДКБ в Национальном центре управления обороной РФ.jpg|Часть интерьера Национального центра управления обороной РФ | ||
Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации 2021 21.jpg|Витражные потолки с орденами в Главном храме ВС РФ | Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации 2021 21.jpg|Витражные потолки с орденами в Главном храме ВС РФ | ||
Ceremony of consecration of the Main temple 32.jpg|Спас в Силах (фрагмент) с художественной подсветкой в Главном храме ВС РФ | Ceremony of consecration of the Main temple 32.jpg|Спас в Силах (фрагмент) с художественной подсветкой в Главном храме ВС РФ | ||
Министерство Обороны Российской Федерации.JPG|Ночная подсветка Национального центра управления обороной РФ | |||
Vladimir Putin in National Centre for management of defence 03.jpg|Часть интерьера Национального центра управления обороной РФ | |||
</gallery> | </gallery> | ||
* Шире, чем когда-либо, в архитектуре используется звуковое сопровождение — на территории некоторых мемориалов (например, Ржевский мемориал) и храмовых комплексов (например, Главный храм Вооружённых сил России) идёт постоянная трансляция специально подобранной музыки и т. п. | * Шире, чем когда-либо, в архитектуре используется звуковое сопровождение — на территории некоторых мемориалов (например, Ржевский мемориал, мемориал «Курская битва») и храмовых комплексов (например, Главный храм Вооружённых сил России) идёт постоянная трансляция специально подобранной музыки и т. п. | ||
== Характерные представители == | == Характерные представители == | ||
Строка 39: | Строка 45: | ||
=== Архитектура === | === Архитектура === | ||
В архитектуре стиль напоминает синтез ар-деко с хай-теком, дополнительно наполненный моральным и духовным содержанием: | В архитектуре стиль напоминает синтез ар-деко с хай-теком, дополнительно наполненный моральным и духовным содержанием: | ||
* Национальный центр управления обороной Российской Федерации — реконструкция ( | * Новое здание Тульского государственного музея оружия (построено в 2005—2012 годах) | ||
* Национальный центр управления обороной Российской Федерации — реконструкция ([http://mcdn.tvzvezda.ru/storage/news_other_images/2019/12/25/6dad02f5768f41aaa7b4d41792983871.jpg см. фото]) | |||
* Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Лубянке | |||
* Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации | * Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации | ||
* Военная академия РВСН имени Петра Великого ( | * Военная академия РВСН имени Петра Великого ([http://varvsn.mil.ru/ см. заглавное фото]) | ||
* Административно-жилой комплекс военной базы Арктический Трилистник | * Административно-жилой комплекс военной базы Арктический Трилистник | ||
=== Живопись === | === Живопись === | ||
В живописи стиль очень близок к «классическому реализму» (так сам определял свои работы Павел Рыженко), но всё же остаётся узнаваемым, так же как узнаваем «социалистический реализм» советского времени. | В живописи стиль очень близок к «классическому реализму» (так сам определял свои работы Павел Рыженко), но всё же остаётся узнаваемым, так же как узнаваем «социалистический реализм» советского времени. | ||
Выдающуюся роль в формировании стиля сыграла Студия военных художников имени М. Б. Грекова в лице многих выдающихся художников, среди которых можно отметить: | |||
* Евгений Корнеев («Альпийский марш», триптих «История артиллерии России», «Рождение флага Российского» и другие) | * Евгений Корнеев («Альпийский марш», триптих «История артиллерии России», «Рождение флага Российского» и другие) | ||
Строка 55: | Строка 61: | ||
* Павел Рыженко (Диорама «Великое стояние на реке Угре», «Победа Пересвета») | * Павел Рыженко (Диорама «Великое стояние на реке Угре», «Победа Пересвета») | ||
Также | Также классическими образцами стиля стали плакаты Романа Папсуева и иллюстрации других авторов к миру трилогии «Завтра война» А. Зорича. | ||
=== Иконопись === | === Иконопись === | ||
В иконописи характерной приметой времени стало использование подсветок как альтернативы и дополнения золочения для передачи фаворского света, а также иконографичной скульптуры<ref>Скульптура в Русской Православной Церкви несколько столетий назад была фактически | В иконописи характерной приметой времени стало использование подсветок как альтернативы и дополнения золочения для передачи фаворского света, а также иконографичной скульптуры<ref>Скульптура в Русской Православной Церкви несколько столетий назад была фактически запрещена для предотвращения проявлений языческих пережитков на местах. Поскольку к настоящему моменту практически никто уже не верит, что намазывая рот скульптуры едой и т.п. можно чего-то добиться, то запрет потерял актуальность.</ref> и очень объёмных барельефов. В целом отечественная иконопись в настоящее время находится, вероятно, в лучшем состоянии, как минимум, с середины XVI века<ref>Следует иметь в виду, что русская иконопись XV века — это признанная вершина иконописи в мировом масштабе. Например, по состоянию на начало 2010-х в свечной лавке католического Собора Парижской Богоматери в Париже среди всего около десятка находившихся в продаже икон были и две копии икон Андрея Рублева.</ref>. | ||
=== Кинематограф === | === Кинематограф === | ||
* «[[28 панфиловцев (фильм)|28 панфиловцев]]» | * «[[28 панфиловцев (фильм)|28 панфиловцев]]» | ||
* «[ | * «[https://www.ivi.ru/watch/deniskinyi-rasskazyi Денискины рассказы]» (сериал, 2024) | ||
* «[https://kion.ru/video/movie/786382281 Чебурашка]» (фильм, 2022) | |||
=== Компьютерные игры === | === Компьютерные игры === | ||
Строка 71: | Строка 78: | ||
=== Скульптура === | === Скульптура === | ||
* Мемориал «Александр Невский с дружиной» (Псковская область) | * Мемориал «Александр Невский с дружиной» (Псковская область). | ||
* Мемориальный комплекс «Молитва перед боем» (городское поселение Никольское Тосненского района Ленинградской области). | |||
* Памятник героям Первой мировой войны в Москве | * Памятник героям Первой мировой войны в Москве | ||
* Ржевский мемориал Советскому солдату | * Ржевский мемориал Советскому солдату. | ||
* Мемориал «Курская битва» (посёлок Поныри Курской области). | |||
=== Медиаконтент === | |||
* Интерьеры мультимедийных исторических парков «Россия — Моя история» | |||
* Оформление [http://gon-museum.ru/ сайта Музея Гаража особого назначения ФСО России] | |||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 84: | Строка 97: | ||
<br> | <br> | ||
{{Россия}} | {{Россия}} | ||
{{Путин}} | |||
[[Категория:Культура России]] | [[Категория:Культура России]] | ||
[[Категория:Достижения России]] | [[Категория:Достижения России]] | ||
[[Категория:Владимир Путин]] | |||
[[Категория:XXI век]] |
Текущая версия от 10:36, 14 августа 2024
|
К началу 2020-х годов на фоне всё более явного расхождения взглядов российского народа и культурной политики западных стран, олицетворяющейся в культурном плане стилем постмодернизм[1], в России фактически уже выработался, хотя и не получил очень широкого распространения, некоторый новый стиль в искусстве, поддерживающий фактические цивилизационные идеи развития страны при Президенте Владимире Путине.
Данная статья не претендует на полноту и глубину исследования вопроса, который, вероятно, полностью обозреть смогут только наши потомки, но появилась в частности от того, что идеологически противостоящий лагерь предпринимает серьёзные усилия для борьбы с этим стилем в искусстве как явлением, например, путём объявления всех, кто неприемлет постмодернизм, «отсталыми».
Отличительные особенности
- В противоположность постмодернизму, полностью отсутствует неуместное смешение добра со злом, демотивация, провокации, и в целом сознательное разрушение ценностей личности и её внутреннего мира. Вследствие этой ясности в произведениях практически отсутствуют «открытые концы»
- Отсутствует противопоставление отечественных государства, общества, армии, науки и религии, как и различных этапов истории страны с древних времён. Наоборот, все они всячески прославляются и поддерживаются, не исключая, однако, и справедливых оценок тех или иных действий исторических личностей.
- Широко используется символика понятная обычным людям, даже далеким от искусства и знания мифологии, обычно государственная и историческая, часто при этом очень крупноформатная. Также широко используются отсылки к широко известным положительным образам и героям художественных произведений.
- В противоположность эклектике в архитектуре используются не имитации архитектурных форм, а вполне развитые их варианты для создания полного образа объекта и исключения чувства обмана у зрителей, часто с широким использованием элементов стиля ар-деко. Тоже относится и к скульптуре, где люди, как правило, изображены либо предельно реалистично, либо иконографически.
- Central Museum of the Great Patriotic War, Moscow, Russia, 2016 03.jpg
Фрагмент Памятника героям Первой мировой войны в Москве
Административно-жилой комплекс военной базы Арктический Трилистник[4]
- Широко, иногда практически на уровне хай-тека, используются современные материалы, незамаскированные несущие конструкции и экраны огромного формата, временами создавая ощущение внутренностей звездолёта. Широко используется художественная подсветка. Часто, в том числе в качестве потолочных покрытий, используются витражи.
- Шире, чем когда-либо, в архитектуре используется звуковое сопровождение — на территории некоторых мемориалов (например, Ржевский мемориал, мемориал «Курская битва») и храмовых комплексов (например, Главный храм Вооружённых сил России) идёт постоянная трансляция специально подобранной музыки и т. п.
Характерные представители
Архитектура
В архитектуре стиль напоминает синтез ар-деко с хай-теком, дополнительно наполненный моральным и духовным содержанием:
- Новое здание Тульского государственного музея оружия (построено в 2005—2012 годах)
- Национальный центр управления обороной Российской Федерации — реконструкция (см. фото)
- Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Лубянке
- Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации
- Военная академия РВСН имени Петра Великого (см. заглавное фото)
- Административно-жилой комплекс военной базы Арктический Трилистник
Живопись
В живописи стиль очень близок к «классическому реализму» (так сам определял свои работы Павел Рыженко), но всё же остаётся узнаваемым, так же как узнаваем «социалистический реализм» советского времени.
Выдающуюся роль в формировании стиля сыграла Студия военных художников имени М. Б. Грекова в лице многих выдающихся художников, среди которых можно отметить:
- Евгений Корнеев («Альпийский марш», триптих «История артиллерии России», «Рождение флага Российского» и другие)
- Михаил Полетаев («Навсегда в строю», «Сыновья Великой страны», «Молись Богу — от него победа А. В. Суворов. Чертов мост»)
- Павел Рыженко (Диорама «Великое стояние на реке Угре», «Победа Пересвета»)
Также классическими образцами стиля стали плакаты Романа Папсуева и иллюстрации других авторов к миру трилогии «Завтра война» А. Зорича.
Иконопись
В иконописи характерной приметой времени стало использование подсветок как альтернативы и дополнения золочения для передачи фаворского света, а также иконографичной скульптуры[5] и очень объёмных барельефов. В целом отечественная иконопись в настоящее время находится, вероятно, в лучшем состоянии, как минимум, с середины XVI века[6].
Кинематограф
- «28 панфиловцев»
- «Денискины рассказы» (сериал, 2024)
- «Чебурашка» (фильм, 2022)
Компьютерные игры
- «Завтра война»
Литература
- А. Зорич «Завтра война» (цикл романов в жанре космической оперы)
Скульптура
- Мемориал «Александр Невский с дружиной» (Псковская область).
- Мемориальный комплекс «Молитва перед боем» (городское поселение Никольское Тосненского района Ленинградской области).
- Памятник героям Первой мировой войны в Москве
- Ржевский мемориал Советскому солдату.
- Мемориал «Курская битва» (посёлок Поныри Курской области).
Медиаконтент
- Интерьеры мультимедийных исторических парков «Россия — Моя история»
- Оформление сайта Музея Гаража особого назначения ФСО России
См. также
Примечания
- ↑ В качестве яркого примера можно привести не принятую российским обществом постмодернистскую скульптуру Большая глина № 4.
- ↑ Центральная скульптура содержит явно видимую отсылку к образам известной песни «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.
- ↑ В основе архитектурной формы здания — известный каждому школьнику древнерусский остроконечный шлем-шишак в сочетании с элементами, отсылающими к архитектуре древнерусских православных храмов.
- ↑ Самое северное в мире капитальное здание.
- ↑ Скульптура в Русской Православной Церкви несколько столетий назад была фактически запрещена для предотвращения проявлений языческих пережитков на местах. Поскольку к настоящему моменту практически никто уже не верит, что намазывая рот скульптуры едой и т.п. можно чего-то добиться, то запрет потерял актуальность.
- ↑ Следует иметь в виду, что русская иконопись XV века — это признанная вершина иконописи в мировом масштабе. Например, по состоянию на начало 2010-х в свечной лавке католического Собора Парижской Богоматери в Париже среди всего около десятка находившихся в продаже икон были и две копии икон Андрея Рублева.
[ + ] Россия
|
|||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
[ + ] Владимир Путин
|
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|