Агитка:Инструкция МИД Германии по Украине: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 91: Строка 91:


=== Государственный переворот на Украине ===
=== Государственный переворот на Украине ===
'''Утверждение № 3: Смещение президента Януковича и установление временного правительства были государственным переворотом.'''
'''Утверждение № 3: Смещение президента Януковича и установление временного правительства были государственным переворотом.'''
{{quote|'''Ответ из методички''': После эскалации насилия на майдане президент Янукович при посредничестве Франции, Польши, Германии и России подписал меморандум о мирном решении конфликта. После подписания меморандума президент Янукович бежал из Киева в ночь с 21-го на 22-е февраля 14-го года. Также большинство министров покинуло столицу. Таким образом, в этот момент на Украине не было дееспособного президента и правительства. Председатель парламента Рыбак сложил свои полномочия.<br>  
{{quote|'''Ответ из методички''': После эскалации насилия на майдане президент Янукович при посредничестве Франции, Польши, Германии и России подписал меморандум о мирном решении конфликта. После подписания меморандума президент Янукович бежал из Киева в ночь с 21-го на 22-е февраля 14-го года. Также большинство министров покинуло столицу. Таким образом, в этот момент на Украине не было дееспособного президента и правительства. Председатель парламента Рыбак сложил свои полномочия.<br>  
В подобной ситуации парламент как единственный де-факто дееспособный и демократически легитимированный конституционный орган проголосовал 22-го февраля 14-го года 328 голосами без единого голоса «против» за назначение выборов президента на 25.05.14. Парламент лишил полномочий президента Януковича не на основании формального импичмента, а в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате неспособности президента выполнять свои обязанности, так как президент «в нарушении конституции отказался исполнять свои обязанности».<br>  
В подобной ситуации парламент как единственный де-факто дееспособный и демократически легитимированный конституционный орган проголосовал 22-го февраля 14-го года 328 голосами без единого голоса «против» за назначение выборов президента на 25.05.14. Парламент лишил полномочий президента Януковича не на основании формального импичмента, а в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате неспособности президента выполнять свои обязанности, так как президент «в нарушении конституции отказался исполнять свои обязанности».<br>  
Подобная ситуация в украинской конституции не урегулирована однозначно, таким образом, парламент как де-факто единственный дееспособный легитимный орган по аналогии со статьёй 108 п.2 конституции Украины (досрочное прекращение полномочий президента в связи с невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья) преодолел чрезвычайную ситуацию. Впоследствии парламент назначил нового руководителя парламента Турчинова 285 голосами «за» временно исполняющим обязанности президента. 27.2.2014 Арсений Яценюк был назначен парламентом руководителем временного правительства.}}
Подобная ситуация в украинской конституции не урегулирована однозначно, таким образом, парламент как де-факто единственный дееспособный легитимный орган по аналогии со статьёй 108 п.2 конституции Украины (досрочное прекращение полномочий президента в связи с невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья) преодолел чрезвычайную ситуацию. Впоследствии парламент назначил нового руководителя парламента Турчинова 285 голосами «за» временно исполняющим обязанности президента. 27.2.2014 Арсений Яценюк был назначен парламентом руководителем временного правительства.}}
{{main|Госпереворот на Украине}}


'''''«Подписал меморандум о мирном решении конфликта…».''''' '''Авторы''' методички умолчали почему Янукович уехал из Киева. А произошло это из-за угрожающей ему ситуации в столице, которая усубилась из-за Соглашения от 21 февраля, а точнее того, как стороны его выполняли:
'''''«Подписал меморандум о мирном решении конфликта…».'''''<br>
* Янукович вывел внутренние войска из Киева[http://24tv.ua/ru/pravoohraniteli_pokidayut_pravitelstvenniy_kvartal_foto_video_n411717][http://news.bigmir.net/ukraine/795090-Pravoohraniteli-pokidaut-pravitelstvennii-kvartal]
В разделе [[Агитки:Инструкция МИД Германии по Украине#Вмешательство Запада во внутренние дела Украины|«Вмешательство Запада во внутренние дела Украины»]] уже говорилось, что Янукович уехал из Киева не просто так, а по причине угрозы своей безопасности, когда стало ясно, что оппозиция не стремиться контролировать действия Майдана, который посчитал себя в праве требовать отставки Президента. Германия как гарант Соглашения от 21 февраля должна была в курсе действий Януковича и активистов Майдана, но, как верно отметил Сергей Лавров[http://www.mid.ru/organizacii-latinoamerikanskogo-regiona/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/1115728], бездействие гарантов привело Украину к [[Украинский кризис|кризису]].
* Майдан оружие не сдал[http://webground.su/topic/2014/02/21/t418]
* Майдан требовал отставки Януковича[http://www.segodnya.ua/politics/society/pravyy-sektor-prizval-maydan-k-prodolzheniyu-borby-497692.html]. По соглашению 21 февраля не предусмотрено условий по которым Янукович лишается власти до досрочных выборов президента кроме как в прописанном законодательстве порядке (импичмент, смерть, болезнь или добровольная отставка).
* Майдан не освободил захваченные им до этого здания и даже занял правительственные здания в ночь на 22 февраля[http://www.segodnya.ua/politics/pnews/maydan-polnostyu-kontroliruet-kiev-parubiy-497737.html]
Примечательно, что когда коллега Януковича из Йемена оказался в аналогичной ситуации и был вынужден уехать из страны, Запад поддержал его права на пост президента. Если Россия признала права обоих президентов, то Запад не счел нужным заступать за Януковича, ибо он был для них неугодным правителем (см. [[Двойные стандарты Запада#Противоположная реакция США на бегство глав Украины и Йемена]]). С учетом того, что Германия выступила гарантом Соглашения от 21 февраля, со стороны немцев выглядит лицемерным и циничным оправдание почему они этого не сделали.


'''''«Парламент как единственный де-факто дееспособный и демократически легитимированный конституционный орган…».''''' Парламент, бесспорно, являлся легитимным органом, вот только легитимность не делает превышение полномочий со стороны парламента законными. Парламент как основной участник смены власти на Украине осуществил ряд серьезных нарушений законодательства Украины (см. [[Госпереворот на Украине#Юридическая оценка переворота]]).
'''''«Парламент как единственный де-факто дееспособный и демократически легитимированный конституционный орган…».'''''<br>
{{main|Госпереворот на Украине#Юридическая оценка переворота}}


Плюс парламент нагло соврал, что Янукович самоустранился от власти. В своих видеообращения, снятых после переворота, он говорил строго обратное. Ни в одной демократической стране это не является нарушением конституции и президент/канцлер/премьер министр не теряет своих полномочий при выезде из столицы.
Методичка умалчивает, что парламент Украины превысил свою полномочия:
* Янукович был лишен власти не в результате импичмента, а по постановлению «О самоустранении Президента Украины...»
* И.о. президента был назначен в нарушение 112 статье Конституции, по которой пост и.о. президента должен занимать не глава парламента (спикер Верховной Рады), а глава правительства (Премьер-Министр)
* Смещение 5 судей Конституционного суда, нарущающее 5 статью Европейской хартии о судьях
Эти и другие нарушения законодательства Украины были описаны в анилизе правовой ситуации на Украине, сложившейся после 21 февраля 2014 года, члена Совета Федерации РФ Андрея Клишаса[http://council.gov.ru/media/files/41d4c66d24ddcfd1cea7.pdf].


'''''«В украинской конституции не урегулирована однозначно…».''''' Это утверждение является наглой ложью со стороны '''авторов''' методички. В законодательстве Украины '''четко''' прописано кто должен занимать должность и. о. президента до избрания нового, например в Конституции Украины[http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80/ed20131006/page3]:
Плюс парламент нагло соврал, утверждая про отказ Януковича выполнять свои обязанности[https://www.obozrevatel.com/politics/53924-yanukovich-podal-v-otstavku.htm] — он в своих обращениях говорил строго обратное[http://www.unn.com.ua/ru/news/1308096-prezident-zayavlyaye-pro-derzhavniy-perevorot-i-ne-zbirayetsya-yti-vidstavku][http://www.aif.ru/euromaidan/viktor_yanukovich_eksklusivnoe_interview], плюс на него пытались устроить покушение, о чем рассказали некоторые украинские военные и сотрудники силовых ведомств[http://dosie.su/politika/19367-kak-hunta-pytalas-ubit-prezidenta-yanukovicha.html]. Как и парламент Украины, методичка решила не объяснять в чем действия Януковича нарушали Конституцию и положения Соглашения от 21 февраля.
 
'''''«В украинской конституции не урегулирована однозначно…».'''''<br>
Этим утверждением '''авторы методички''' показали свое незнание законов Украины — так в Конституции Украины прописано кто должен занимать должность и.о. президента:
{{quote|'''Статья 112.''' В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины.}}
{{quote|'''Статья 112.''' В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины.}}
Турчинов не был премьер-министром Украины. Эту должность занимал Сергей Арбузов, точнее был и. о. премьер-министра после отставки 28 января 2014 году Николая Азарова[http://www.vesti.ru/doc.html?id=1226470&tid=105474] и первым вице-премьер-министром Украины (еще с декабря 2012 года). Это еще больше давало ему прав на пост и. о. президента. Обратимся к [http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2591-17/page2 Закону о Кабинете Министров Украины], статья 42:
Должность премьер-министра занимал Сергей Арбузов, точнее он был и. о. премьер-министра после отставки 28 января 2014 году Николая Азарова[http://www.vesti.ru/doc.html?id=1226470&tid=105474] и первым вице-премьер-министром Украины (еще с декабря 2012 года). Арбузов обладал полномочиями премьер-министра в соответствии с [http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2591-17/page2 законом № 794-VII] '''«О Кабинете Министров Украины»''':
{{quote|'''Статья 42.''' 4. В случае отсутствия Премьер-министра Украины его полномочия выполняет Первый вице-премьер-министр Украины или вице-премьер-министр Украины согласно определенным Кабинетом Министров Украины распределением полномочий}}
{{quote|'''Статья 42.''' В случае отсутствия Премьер-министра Украины его полномочия выполняет Первый вице-премьер-министр Украины или вице-премьер-министр Украины согласно определенным Кабинетом Министров Украины распределением полномочий}}
Эти должности Турчинов также не занимал, о чем '''авторы''' методички предпочли умолчать, как и обо всем ранее сказанном.
Турчинов не занимал обе эти должности, о чем '''авторы методички''' предпочли умолчать, как и об остальных нарушения законодательства Украины.
 
По утверждению методички "чрезвычайная ситуация" была преодолена парламентом, когда тот воспользовался статьей 108.4 Конституции (досрочное прекращение полномочий президента в связи с невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья). Процедура установления факта физической немощи описана в статье 110:
{{quote|'''Статья 110.''' Невозможность исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена ​​на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда Украины - по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения.}}
Ничего подобного и близко не происходило, о чем '''методичка''' также умолчала.


=== Нарушение прав русских и русскоговорящих на Украине ===
=== Нарушение прав русских и русскоговорящих на Украине ===

Версия от 21:28, 19 апреля 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Pessimism 64.jpgУныние
Статья отравлена ядом вражеской агитации. Нейтрализуйте содержащуюся в ней софистику.

В 2015 году МИД Германии подготовило т. н. обзор наиболее часто задаваемых вопросов и ответов, связанных с украинским кризисом, который по сути является методичкой для противостояния «российской пропаганде». Теперь простым немцам, да и не только им не нужно разбираться в аспектах и нюансах ситуации на Украине и вообще в мире, а достаточно просто зачитать «правильный» ответ из методички.

Основные сокращения

  • САУЕС – Соглашение об Ассоциации Украины с Европейским Союзом


Разбор методички

Вмешательство Запада во внутренние дела Украины и свержении легитимной власти

Утверждение № 1: Запад вмешался во внутренние дела Украины и способствовал свержению легитимного правительства Януковича.

Ответ из методички: Конкретным поводом для начала протестов на Майдане осенью 2013 года послужил неожиданный отказ правительства Украины 21.11.13 прекратить многолетние переговоры об ассоциации Украины с Европейским союзом. Несмотря на то, что незадолго до этого Янукович подтвердил свои намерения, подписать договор об ассоциации в ноябре 13-го года.

Многие Граждане Украины были расстроены подобным поведением правительства и отреагировали массовыми протестами, в том числе и на Майдане в Киеве. Мирные демонстрации вылились в массовые протесты с требованиями уважения принципов правового государства, борьбы с коррупцией и прекращением насилия в отношении демонстрантов со стороны сил безопасности.

Западные политики настаивали на мирном решении конфликта и призвали украинское правительство к защите свободы собраний и свободы слова. Украина взяла на себя обязательства перед партнёрами защищать эти основополагающие политические свободы и права человека.

Основная статья: Поддержка Евромайдана американцами

О том как Запад «не вмешивался» в процесс смены власти на Украины поведал Барак Обама в интервью каналу CNN. Отвечая на вопрос журналиста Фарида Закарии об эффективности политики Обамы в отношении России, экс-президент США ответил следующее:

И с того момента, как Владимир Путин принял решение по Крыму и Украине – при том не исходя из какой-то блестящей стратегии, а по существу из-за того, что его застали врасплох протесты на Майдане и последовавшее бегство Януковича после того, как мы выступили посредниками в заключении сделки по передачи власти на Украине – с этого самого момента этот его экспромт втягивает… втянул его все глубже и глубже в такую ситуацию, когда он нарушает международное право, нарушает целостность, территориальную целостность и суверенитет Украины[1]

В пользу того, что Запад выступал за победу революции, свидетельствует факт санкционной войны против режима Януковича – так представитель Совета национальной безопасности США при Белом доме Кэйтлин Хейден в заявлении от 19 января 2014 года заявила следующее:

Мы призываем украинское правительство принять меры по достижению наилучшего пути прогресса для Украины, в томо числе отмены антидемократического законодательства, подписанном в недавнем законе, вывода ОМОН из центра Киева и начала диалога с политической оппозицией. С первых дней Майдан как движение был определен духом ненасилия и мы поддерживаем сегоднешний призыв оппозиционных политических лидеров восстановить этот принцип. США будут продолжать рассматривать дополнительные шаги - в том числе санкции, - в ответ на применение насилия.[2][3]

Причем введение санкций не только обсуждалось властями США[4][5][6][7][8], но и реализовалось[9][10]. При этом возникает интересный вопрос – если можно вводить международные санкции за действия внутренних войск государства, то почему вопрос введения санкций против США за разгоны протестов не вводились, например, в 1992 году во время подавления бунта в Лос-Анджелесе.

«Неожиданный отказ правительства Украины 21.11.13 прекратить многолетние переговоры об ассоциации Украины с Европейским союзом»
Основная статья: Вопросы по Украинскому кризису#Почему руководство Украины не подписало Соглашение об Ассоциации с ЕС?

Методичка умалчивает, что Кабмин Украины принял решение об отложении подписания САУЕС по причине того, что не все положения документа устраивали украинскую сторону:

С целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами — членами Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского союза… приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, и действие решения Кабинета Министров Украины от 18 сентября 2013 г. «О подготовке к подписанию проекта Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом и его государствами-членами, с другой стороны»[11]

Решение Кабмина было поддержано президентом В.Ф.Януковичем в надежде, что руководство ЕС пойдет на встречу и внесет выгодные для Украины изменения в документ[12][13]. Вице-премьер Юрий Бойко констатировал, что процесс подписания САУЕС не возобновиться пока не разрешится вопрос о предоставлении со стороны Европейского Союза компенсаций от потерь Украины, которые могут произойти от снижения торговли с РФ, а также странами СНГ в случае подписания документа[14].

То есть украинские власти придерживались той же позиции, что и руководство Азербайджана:

Мы уже известили Европейский Союз, что не сможем принять предлагаемое соглашение об ассоциации. Мы хотим подготовить документ, более адекватно отвечающий уровню наших отношений и сотрудничества с Евросоюзом[15]

Позиция Азербайджана была озвучена на там же саммите Восточного Партнерства, что и отказ Януковича. Методичка не объясняет почему в Азербайджане не было массовых протестов, а на Украине они произошли. С Исландией еще интереснее - в марте 2015 года власти страны официально объявили об отзыве заявки на вступление в ЕС[16].

Оба органа власти действовали в соответствии со своими полномочиями, прописанными в Конституции:

Статья 106. Президент Украины:...3) представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины;
Статья 116. Кабмин Украины:...1) обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;

Стоит отдать немцам должное – в отличие от оппозиции и сочувствующей ей сил они не рискнули обвинить Кабмин и Президента в преступных действиях, рискуя тем самым проявить свое незнание украинских законов.

«Многие Граждане Украины были расстроены подобным поведением правительства и отреагировали массовыми протестами, в том числе и на Майдане в Киеве...»
Основная статья: Вопросы по Украинскому кризису#Была ли альтернатива Майдану?

Как мы уже выяснили ранее, «отказ» властей Украины от подписания САУЕС не являлся веским поводом для протестов. К тому же существовало как минимум две мирных и законных альтернативы — переговоры в формате «Россия-ЕС-Украина» и организация всеукраинского референдума.

Выглядел более оптимальным, поскольку позволял оппозиции продвигать свои интересы — через агитацию на всех стадиях организации референдума. Почему этот вариант тоже оказался невыгодным можно понять, прочитав о принципах его организации в Конституции Украины:

Статья 72. Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее 3 миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения референдума собраны не менее чем в 2/3 областей и не менее чем по 0,1 млн подписей в каждой области

Иными слова, сторонникам евроинтеграции пришлось бы собрать как минимум 1,8 млн подписей в 18 регионах Украины, что означает невозможность избежать учета мнения Юго-Востока и Крыма по вопросу евроинтеграции Украины, как на стадии подготовки референдума, то точно во время его проведения.

Из-за этого сторонники евроинтеграции предпочли устроить бессмысленные акции протеста. Бессмысленные — не только потому, что от силу 1 тысяча человек не могут повлиять на решение властей, но также потому, что САУЕС мало из них кто читал. Плюс в Киеве митинги проходили с нарушением запрета на сооружение палаточных городков[17], да и не было там до декабря 2013 года многотысячных митингов.

«Мирные демонстрации вылились в массовые протесты…».
Владимир Путин охарактерозовал эти «мирные протесты» как погром:

События на Украине напоминают больше не революцию, а погром… Это внутриполитический процесс, попытка оппозиции раскачать действующую легитимную власть в стране. То, что сейчас происходит, говорит о том, что это, по всей видимости, хорошо подготовленные акции...[18]

Т.н. «мирные протестующие» действовали также как протестующие Арабской Весны — устраивали столкновения с полицией, применяя коктейли Молотова и иное оружие от травмоопасного до смертельного[19]. Было у протестующих и огнестрельное оружие, что подтверждается данными МДВ[20][21][22].

Действия «мирных протестующих» чаще всего оправдываются правом на проведение митингов. Но Конституция Украины дает право на мирные митинги, а не погромы:

Статья 39. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей

Методичка не дает ответа на вопрос — являются ли действия «мирных протестующих» реализацией этой статьи, если они служат составом преступления для, как минимум, 294 и 341 статей Уголовного Кодекса Украины:

Статья 294. Массовые беспорядки:
  • 1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались как оружие, а также активное участие в массовых беспорядках - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
  • 2. Те же действия, если они повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 341. Захват государственных или общественных зданий или сооружений:
  • Захват зданий или сооружений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, с целью незаконного пользования ими или воспрепятствования нормальной работе предприятий, учреждений, организаций - наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением воли сроком до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

«Западные политики настаивали на мирном решении конфликта…».
Основная статья: Двойные стандарты Запада#Противоположная реакция США на бегство глав Украины и Йемена

Бесспорно Запад это делал...желая при этом, чтобы победила революция. Действиям протестующих на Майдане оказывалась информационная поддержка, в частности путем шантажа Януковича и его окружения санкциями[23][24][25][26].

Реальные шаги для достижения мира на основе компромисса были начаты в конце февраля 2014 года, когда с подачи Запада и при его посредничестве (Польша, Германия, Франция) было заключено соглашение от 21 февраля. В соответствии с соглашением Янукович объявил о досрочных президентских выборах на Украине и инициировал процесс возвращения к конституции образца 2004 года[27], а также вывел отряды внутренних войск из Киева[28]. При этом активисты Майдана не освободили захваченные ими до этого здания и даже заняли правительственные здания в ночь на 22 февраля[29][30], а также заявили о своей отказе расходиться до отставки Януковича (Ярош[31][32][33], Парасюк[34][35]), выдвинув ему ультиматум об уходе в отставку до 10:00 22 февраля 2014 года.

Все это создало угрозу безопасности Януковича, как это случилось спустя год с его коллегой из Йемена Мансуром Хади — при этом США признали права йеменского президента, но не украинского[36]. Это заставило его уехать из Киеве в Харьков, что было неверно истолковано как акт самоустранения его от власти. Но об этом ниже.

Установление фашистского режима на Украине

Утверждение № 2: В Киеве у власти находятся фашисты.

Ответ из методички: В протестах на майдане принимали участие радикальные группы, некоторые из них с правоэкстремискими убеждениями. Численно же они представляли незначительную часть протестующих (до двух миллионов на Украине). В то же время, данные группы не вошли в созданное временное правительство после смены власти 27.2.2014.

Вошедшая в состав временного правительства партия «Свобода», относящаяся к правоэкстремисткому спектру, провалилась на выборах в октябре 14-го года, не преодолев пятипроцентный барьер, так же, как и «Правый Сектор». Обе партии не вошли в новое правительство, сформированное 27.11.14.

Президентские выборы 25-го мая 14-го года продемонстрировали, что правые экстремисты не играют решающей роли в украинской политике. Так кандидат от партии «Свобода» - Тягнибок получил только 1,16 процентов голосов, а кандидат от «Правого Сектора» — Ярош только 0,7 процента голосов.

Основная статья: Концепция рашизма

Основная статья: Декоммунизация на Украине

Методичка прямым текстом говорит, что не считает украинких экстремистов правой ориентации фашистами, а также не считает таковыми новый либеральный режим. В соответствии с такой линии она обходит стороной вопрос влияния националистов на политические реалии Украины и вопрос героизации ОУН-УПА.

Признавая участие (пусть и не успешное) этих националистов в политической жизни Украины, методичка признает факт легальности фашистких организаций и деятелей, но при этом продвигает мысль, что фашистким может быть лишь режим, где фашисткие партии проходят в парламент, а деятели в правительство. На самом деле уже сам факт легальности фашистких партий и деятелей позволяет назвать режим фашистким — например, в той же России невозможно представить участие фашистких партий в выборах и уж тем более их прохождение в федеральный и региональные парламенты ввиду их маргинальности в народе. На Украине же фашисты сыграли значимую роль в смене власти в феврале 2014 года и играют столь же значимую роль в политико-идеологических реалиях нынешней Украины — подробнее эта тема освещается в докладе «Экстремизм в украинской политике» от агенства CIS-EMO.

Современные украинские националисты, особенно упомянутые «Правый Сектор» и «Свобода», не скрывают, что являются современными продолжателями ОУН-УПА. Например, Дмитрий Ярош при характеристике идеологии Правого Сектора:

Наше отношение к русским так же, как и к другим представителям национальных меньшинств. Оно вполне вписывается в методологию, предложенную Степаном Бандерой: братское к тем, кто вместе с нами борется за государственность украинской нации; толерантное к тем, кто признает наше право быть хозяевами собственной судьбы на своей земле; враждебно к тем, кто это право отрицает...[37]

При этом он не объяснил каким образом т.н. «совки», «ватники» и иные граждане Украины и России с пророссийскими взглядами отрицают это право он не объяснил. Также он умолчал, что ОУН-УПА были пособниками Третьего Рейха, имели фашисткую идеологию[1] и проводили политику геноцида неукраинского населения в виде карательных акций вроде Волынской Резни.

Культ славы ОУН-УПА далеко не удел украинских националистов, которым, как утверждает методичка, не удалось пробиться во власть. Новый режим провозгласил ОУН-УПА борцами за независимость Украины (закон №314-VIII), а день основания УПА (14 октября) Днем защитника Украины (указ №806/2014), а также стал проводить политику декоммунизации, фактически сделав антикоммунизм и русофобию обязательной идеологией.

Государственный переворот на Украине

Утверждение № 3: Смещение президента Януковича и установление временного правительства были государственным переворотом.

Ответ из методички: После эскалации насилия на майдане президент Янукович при посредничестве Франции, Польши, Германии и России подписал меморандум о мирном решении конфликта. После подписания меморандума президент Янукович бежал из Киева в ночь с 21-го на 22-е февраля 14-го года. Также большинство министров покинуло столицу. Таким образом, в этот момент на Украине не было дееспособного президента и правительства. Председатель парламента Рыбак сложил свои полномочия.

В подобной ситуации парламент как единственный де-факто дееспособный и демократически легитимированный конституционный орган проголосовал 22-го февраля 14-го года 328 голосами без единого голоса «против» за назначение выборов президента на 25.05.14. Парламент лишил полномочий президента Януковича не на основании формального импичмента, а в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате неспособности президента выполнять свои обязанности, так как президент «в нарушении конституции отказался исполнять свои обязанности».

Подобная ситуация в украинской конституции не урегулирована однозначно, таким образом, парламент как де-факто единственный дееспособный легитимный орган по аналогии со статьёй 108 п.2 конституции Украины (досрочное прекращение полномочий президента в связи с невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья) преодолел чрезвычайную ситуацию. Впоследствии парламент назначил нового руководителя парламента Турчинова 285 голосами «за» временно исполняющим обязанности президента. 27.2.2014 Арсений Яценюк был назначен парламентом руководителем временного правительства.

Основная статья: Госпереворот на Украине

«Подписал меморандум о мирном решении конфликта…».
В разделе «Вмешательство Запада во внутренние дела Украины» уже говорилось, что Янукович уехал из Киева не просто так, а по причине угрозы своей безопасности, когда стало ясно, что оппозиция не стремиться контролировать действия Майдана, который посчитал себя в праве требовать отставки Президента. Германия как гарант Соглашения от 21 февраля должна была в курсе действий Януковича и активистов Майдана, но, как верно отметил Сергей Лавров[38], бездействие гарантов привело Украину к кризису.

«Парламент как единственный де-факто дееспособный и демократически легитимированный конституционный орган…».
Основная статья: Госпереворот на Украине#Юридическая оценка переворота

Методичка умалчивает, что парламент Украины превысил свою полномочия:

  • Янукович был лишен власти не в результате импичмента, а по постановлению «О самоустранении Президента Украины...»
  • И.о. президента был назначен в нарушение 112 статье Конституции, по которой пост и.о. президента должен занимать не глава парламента (спикер Верховной Рады), а глава правительства (Премьер-Министр)
  • Смещение 5 судей Конституционного суда, нарущающее 5 статью Европейской хартии о судьях

Эти и другие нарушения законодательства Украины были описаны в анилизе правовой ситуации на Украине, сложившейся после 21 февраля 2014 года, члена Совета Федерации РФ Андрея Клишаса[39].

Плюс парламент нагло соврал, утверждая про отказ Януковича выполнять свои обязанности[40] — он в своих обращениях говорил строго обратное[41][42], плюс на него пытались устроить покушение, о чем рассказали некоторые украинские военные и сотрудники силовых ведомств[43]. Как и парламент Украины, методичка решила не объяснять в чем действия Януковича нарушали Конституцию и положения Соглашения от 21 февраля.

«В украинской конституции не урегулирована однозначно…».
Этим утверждением авторы методички показали свое незнание законов Украины — так в Конституции Украины прописано кто должен занимать должность и.о. президента:

Статья 112. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины.

Должность премьер-министра занимал Сергей Арбузов, точнее он был и. о. премьер-министра после отставки 28 января 2014 году Николая Азарова[44] и первым вице-премьер-министром Украины (еще с декабря 2012 года). Арбузов обладал полномочиями премьер-министра в соответствии с законом № 794-VII «О Кабинете Министров Украины»:

Статья 42. В случае отсутствия Премьер-министра Украины его полномочия выполняет Первый вице-премьер-министр Украины или вице-премьер-министр Украины согласно определенным Кабинетом Министров Украины распределением полномочий

Турчинов не занимал обе эти должности, о чем авторы методички предпочли умолчать, как и об остальных нарушения законодательства Украины.

По утверждению методички "чрезвычайная ситуация" была преодолена парламентом, когда тот воспользовался статьей 108.4 Конституции (досрочное прекращение полномочий президента в связи с невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья). Процедура установления факта физической немощи описана в статье 110:

Статья 110. Невозможность исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена ​​на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда Украины - по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения.

Ничего подобного и близко не происходило, о чем методичка также умолчала.

Нарушение прав русских и русскоговорящих на Украине

Утверждение № 4: На Украине нарушают права и угнетают этнических русских и русскоговорящих. В связи с чем русские на Украине попросили Россию о помощи и поддержке.

Ответ из методички: Уважаемые международные организации вроде Международного Красного Креста не смогли подтвердить наличие опасности или жертв среди русскоговорящего меньшинства, о которых заявляла Россия. Также наблюдатели ОБСЕ не выявили угроз для русскоговорящего меньшинства. Специальный посол ООН Шимонович констатировал в своём сообщении 19.03.2014 Совету Безопасности ООН, что, несмотря на отдельные случаи, систематическое, широкомасштабное нарушение прав русскоязычного меньшинства не наблюдается.

Также решение парламента от 23.02.14 о прекращении действия закона о языке от 2002 года, предусматривающего широкие возможности применения русского языка для таких меньшинств, как русские, в публичной, культурной и образовательной сфере, не ограничило права русскоговорящего меньшинства, так как это решение не вступило в силу и было позже отозвано. Репрезентативный опрос (Gallup), проведённый в марте 14-го года среди 1200 украинцев показал, что среди русскоговорящего населения только малая часть чувствует угрозу по причине языковой принадлежности. 66 процентов опрошенных напротив не чувствовали вообще никакой угрозы.

В остальном: даже в том случае, если бы положении этнических/культурных/языковых русских групп было бы проблематично, это не давало бы России права на вооружённое вторжение на Украину. Напротив, с момента противоречащей нормам международного права аннексии Крыма Россией имеются серьёзные опасения в отношении соблюдения прав этнических меньшинств и оппозиционеров в Крыму (см. отчёт ассистента генерального секретаря ООН по правам человека Шимоновича и верховный комиссара ОБСЕ по правам меньшинств Турс).

Налицо циничная ложь немцев. Констатация того, что большинство не видят угрозы основано на умолчании двух фактов:

  • Большинство русских на Украине из-за более чем двадцатилетней политики украинизации превратились в людей, которые либо поддерживают такую политику, либо относятся к ней равнодушно
  • Власти Украины умело сужали права русского языка на протяжении 25 лет. Умело, потому что, например, запрет русско-язычной рекламы и дубляжа, а также сокращения преподавания на русском языке в учебных заведениях умудрялись оформить так, что они прошли мимо не только простых граждан, но даже юристов.

Иными словами, в рамках русофобии на Украине политики достигали двух целей: с одной стороны вели борьбу с русским языком на Украине и всем, что связывает Украину с русской цивилизацией, с другой стороны, умело скрывали эту борьбу и даже внушали, что она оправдана.

Другая главная ошибка авторов методички — они считают русский язык на Украине языком меньшинства. Это заблуждение опровергается опросом 2008 года, проведённым уже упомянутой организацией Gallup, согласно которому 83 % опрошенных выбрали русский для ответа на вопросы. Также в качестве опровержения можно указать, например, статистику запросов в Google, где большинство запросов с Украины — на русском.[45]. Вообще, такая постановка вопроса оскорбительна — ибо русский язык, на котором говорит большинство жителей Украины неуместно ставить в ряд с языками на которых говорит от силы 1-1,5% от населения страны (420-630 тысяч человек) при всем уважении к этим языкам. И наконец — никто не просит для русского языка особых привелегий, речь идет лишь о возможности свободного пользования им абсолютно во всех сферах общественной жизни наравне с украинским.

И наконец третья ошибка — незнание того, что Конституция Украины гарантирует народный суверенитет. Открываем статью 5:

Статья 5. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами

То же самое относится к русским как жителям и гражданам Украины. Право оказывать сопротивление узурпаторам закреплено и в конституциях других стран, например, в Конституции ФРГ, статье 20 (4. Всякому, кто попытается устранить этот строй, все немцы имеют право оказывать сопротивление, если не могут быть использованы иные средства). Хочется спросить у немцев: допускают ли они наличие таких прав для русских и русскоговорящих?

Вопрос русского языка на Украине будет проблематичным еще долгое время, [46] даже несмотря на ратификацию Украиной Европейскую хартию региональных языков. Ещё в 2007 году она предоставила доклад о её выполнении, который был подвергнут критике со стороны Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы[47].

Русский Крым

Утверждение № 5: Крым всегда был «русским».

Ответ из методички: История заселения Крыма удивительно разнообразна. В древности там селились киммерийцы, тавры и позже греки. В процессе переселения народов в третьем веке нашей эры в Крым пришли готы, за ними последовали с пятого века гунны, хазары и татары.

После нашествия монголов Крым принадлежал Османской Империи, которая вследствие шестой Русско-Турецкой войны вынуждена предоставить Крыму независимость. Таким образом, Российская Империя аннексировала Крым в 1783 году. После вытеснения тюркского населения полуостров был заселён русскими, а также немецкими, греческими, болгарскими и балтийскими крестьянами.

После крушения Российской Империи в 1917 году Крым перешёл Российской Социалистической Федеративной Советской Республике и оставался в составе как часть Советского Союза до 1992 года. Но прежде, в 1954 году, в рамках СССР был передан Украинской Социалистической Советской Республике. Решающим в данном случае, однако, было, что после распада Советского Союза в 1991 году Крым остался частью независимой Украины, чью территориальную целостность гарантировала Россия в 1994 году при подписании будапештского меморандума. (Передача Украиной атомного оружия в обмен на гарантии территориальной целостности и свободного экономического развития со стороны России, Великобритании и США).
Материальное свидетельство пребывания русских в Крыму ещё в 1068 году — «Тмутараканский камень». Надпись на камне гласит: «В лето 6576[2] индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». (Корчев - это современная Керчь в Крыму.)

Фразу Путина «Крым – это исконно русская земля» из его крымской речи немцы понимают буквально – мол, Крым был территорией России с самого возникновения российского государства. На самом же деле, данная фраза означает следующее: с исторической точки зрения Крым так прочно ассоциируется с Россией, что воспринимается как исконно русская территория — примерно как тот же ватник воспринимается как исконно русская одежда, хотя он пришел в Россию из Китая в начале XX века.

Разберем данный пункт по цитатам:

История заселения Крыма удивительно разнообразна. В древности там селились киммерийцы, тавры и позже греки. В процессе переселения народов в третьем веке нашей эры в Крым пришли готы, за ними последовали с пятого века гунны, хазары и татары.

История заселения полуострова изложена в целом правильно, пока не упоминаются татары, что является либо ошибкой, либо дезинформацией (это как посмотреть), ибо крымские татары как этнос сформировались уже после татаро-монгольского нашествия в Крым в рамках бывшей Золотой Орды (см. Крымский улус).

Проблема в том, что не упомянуто присутствие восточных славян в Крыму в Средние Века. В 965 году (по другим данным 968—969 гг.) была завоевана Керчь, а спустя почти 20 лет в Крыму было основано Тмутараканское княжество. В составе Руси успел побывать и Херсонес-Таврический — в 988 году он был захвачен Владимиром I, а позднее возвращён Византии в обмен на брак с сестрой императора Анной. Ныне руины Херсонеса находятся на территории Севастополя.

После нашествия монголов Крым принадлежал Османской Империи, которая вследствие шестой Русско-Турецкой войны вынуждена предоставить Крыму независимость. Таким образом, Российская Империя аннексировала Крым в 1783 году. После вытеснения тюркского населения полуостров был заселён русскими, а также немецкими, греческими, болгарскими и балтийскими крестьянами.

Здесь авторы забыли упомянуть, что Крымское ханство пробыло независимым от силу 30 лет после своего отделения в 1440-х годах. В 1475 году был оформлен протекторат Османской империи над ханством. На протяжении почти 300 лет Крымское ханство не только участвовало в войнах Турции с Россией, но и устраивало грабительские набеги, попутно угоняя в рабство русских крестьян. К моменту присоединения Крыма к России на местных полях трудились большей частью русские, греческие и болгарские рабы или их потомки, которых достаточно было просто отпустить на свободу, никуда не вытесняя тюркское население. К тому же, тюркское население никуда из Крыма не делось, даже если и было несколько потеснено пришедшими поселенцами.

После крушения Российской Империи в 1917 году Крым перешёл Российской Социалистической Федеративной Советской Республике и оставался в составе как часть Советского Союза до 1992 года. Но прежде, в 1954 году, в рамках СССР был передан Украинской Социалистической Советской Республике. Решающим в данном случае, однако, было, что после распада Советского Союза в 1991 году Крым остался частью независимой Украины, чью территориальную целостность гарантировала Россия в 1994 году при подписании будапештского меморандума. (Передача Украиной атомного оружия в обмен на гарантии территориальной целостности и свободного экономического развития со стороны России, Великобритании и США).

Здесь замалчивается, прежде всего, тот факт, что передача Крыма в состав УССР была совершена путем нарушения ряда положений тогдашней Конституции, а город Севастополь ей вообще не передавался.[48][49] Для особо интересующихся рекомендуем анализ документов по передаче Крыма в 1954 году.

Второй момент — Крым как АССР имел право на отдельный референдум по вопросу выхода из состава СССР согласно статье 3 Закона СССР О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР:

Статья 3. В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе

Как мы помним, референдум 1 декабря 1991 года о выходе Украины из состава СССР прошёл также и в Крыму как части УССР.

С Меморандумом ситуация куда более интересная. Ибо данный документ связывает вопрос изменения границ Украины с внешним вмешательством. При изменении территории государства в результате внутренних процессов говорить о нарушении Меморандума не приходится. Ведь почему-то изменение границ в Европе на рубеже 80-90-х гг. XX века не считается нарушением Пакта СБСЕ 1975 года. Если уж кто и должен нести ответственность за нарушение Меморандума, так это страны Запада, которые оказывали давление на законную власть Украины в лице Виктора Януковича и поддерживали его смещение. Для особо интересующихся предлагаем ознакомиться с тем, как Россия «нарушала» Будапештский меморандум по данной ссылке.

Также полезно вспомнить, как сама Украина вышла из состава СССР. Еще в августе 1991 года Украина приняла «Акт провозглашения независимости Украины», в котором содержится довольно интересная формулировка:

Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года,

- Продолжая тысячелетнюю традицию государства на Украине,

- Исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами,

- Осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства - УКРАИНЫ

Стоит отметить, что хоть переворот в СССР и не состоялся Верховный совет УССР посчитал нужным его использовать как аргумент в пользу независимости Украины, не забыв про историю, право народов на самоопределение и свою же Декларацию о независимости.

Хочется сразу же спросить авторов методички, почему Крым не имел права на провозглашение независимости на основании:

  • Угрозы своей безопасности в связи с государственным переворотом, который состоялся.
  • Права на самоопределение.
  • Более чем тысячелетней истории.
  • Осуществления своей Декларации о независимости.

Плюс власти Крыма в условиях государственного переворота в стране и установившегося после него хаоса получили чрезвычайные полномочия по решению съезда легитимных руководителей органов местного самоуправления областей Юго-Востока и Крыма 22 февраля 2014 года в Харькове, где была принята знаменитая Харьковская резолюция.

Референдум и право народов на самоопределение

Утверждение №6: Право на самоопределение народов и референдум делают отделение Крыма от Украины и включение его в состав Российской Федерации законным.

Ответ из методички: Это спорно, включает ли право на самоопределение народов право на сецессию (право на выход из состава государства), кроме того, спорен и вопрос, что же является народом. Но об это речи не идёт, российская интервенция в нарушение международного права лишает легитимности отделение Крыма от Украины в любом случае.

Российская Интервенция противоречит запрету на угрозу или применение насилия во межгосударственных отношениях, записанному во 2-ой статье, пункт 4-ый хартии ООН и нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины. Применения силы, вопреки международному праву, сделавшее возможным отделение Крыма от Украины и его дальнейшее включение в состав России противоречат международному праву.

То, что в Крыму был проведён референдум в нарушение украинской конституции, ничего не меняет: в первую очередь, данный референдум был возможен только благодаря российской интервенции, попирающей международное право, и был ей омрачён.

Данный пункт методички является ключевым и потому заслуживает самого тщательного разбора.

Это спорно, включает ли право на самоопределение народов право на сецессию (право на выход из состава государства), кроме того, спорен и вопрос, что же является народом. Но об это речи не идёт, российская интервенция в нарушение международного права лишает легитимности отделение Крыма от Украины в любом случае

Право на сецессию спорно лишь в том случае, когда государство соблюдает в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов и имеют правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. В этой связи нужно напомнить, что одним из первых решений парламента Украины после свержения законно избранного президента была отмена закона о региональных языках, что прямо и демонстративно нарушало принцип равноправия и самоопределения народов. И это не вспоминая поддержку необандеровщины со стороны новой власти, а также развитие русофобии на Украине до Евромайдана. См. Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Декларация 1970 года

В международном праве действительно нет однозначного определения слова народ — во многом из-за споров этническим или культурным понятием является народ. Согласно переписи 2001 года в Крыму большинство населения (58%) являлись этническими русскими, т.е. относились к другому, не титульному этносу Украины, имеющему собственные язык, традиции и культуру. Так что в обоих вариантах народ Крыма являлся отдельным полноправным народом. См. Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Понятие «народ»


Российская Интервенция противоречит запрету на угрозу или применение насилия во межгосударственных отношениях, записанному во 2-ой статье, пункт 4-ый хартии ООН и нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины. Применения силы, вопреки международному праву, сделавшее возможным отделение Крыма от Украины и его дальнейшее включение в состав России противоречат международному праву

Подобно украинской пропаганде, немецкая методичка преподносит факт интервенции России как как доказанный и самоочевидный, в то время как на самом деле нуждается в доказательстве (в чем проявилась интервенция и в чем проявилось нарушение международного права?). На самом деле общеизвестно, что российские войска в Крыму находились полностью законно и не превышали лимитов численности, установленных международными договорами, поэтому термин «интервенция» в данном случае просто неприменим. См. Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Войска РФ в Крыму

То, что в Крыму был проведён референдум в нарушение украинской конституции, ничего не меняет: в первую очередь, данный референдум был возможен только благодаря российской интервенции, попирающей международное право, и был ей омрачён

Авторы методички, как и почти все противники сецессии Крыма не учитывают юридических недостатков статьи 73 Конститиуции Украины (Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины). Данная статья противоречит следующим своим же статьям и даже международному праву. См. Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Статья 73 Конституции Украины.

В своём выступлении от 7 февраля министр иностранных дел С. В. Лавров процитировал нормы международного права[50], которые подтверждают законность отделения Крыма от Украины. Если у ФРГ имеется другая версия или интерпретация международного права, то эти разногласия должны разрешаться в суде, у которого есть на то полномочия.

Двойные стандарты Запада в отношении Крыма и Косово

Утверждение № 7: Запад применяет двойные стандарты по отношению к отделению Крыма и независимости Косово.

Ответ из методички: Ситуация в Косово в 1999—2008 годах несравнима с ситуацией в Крыму в 2014 году ни с правовой и ни с политической точки зрения. В Косово, после решительных мер, предпринятых НАТО весной 1999 года, направленных на предотвращение надвигающейся гуманитарной катастрофы, имели место интенсивные и длительные усилия по решению проблемы на основе предложений миссии ООН в Косове (UNMIK), в том числе, в многостороннем формате. Объявление независимости Косово стало следствием провала этих почти двухлетних усилий, а не следствием вооружённой интервенции извне.
В Крыму напротив: объявление об отделении Крыма в марте 2014 года было вообще возможно только вследствие нарушающей запрет на применение насилия интервенции российских военных в Крыму, которые препятствовали законным украинским органам власти выполнять возложенные на них обязанности. Данное нарушение запрета на применение насилия делает его результат — выход Крыма из состава Украины и его включение в состав Российской Федерации — незаконным. Так как в случае запрета на применение насилия речь идёт об обязательной для исполнения норме международного права, ни одно другое государство не вправе признать данный результат.

См. Двойные стандарты Запада, Вопрос о независимости Косово.

Ответ: Ситуация с Косово действительно несравнима. После сфальсифицированных данных о гуманитарной катастрофе Косово было оккупировано странами НАТО. Это сопровождалось насилием против сербского населения региона, которое было либо уничтожено либо изгнано. Независимость Косово была объявлена без волеизъявления народов населяющих или покинувших его в результате агрессии. В Косово не проводилось никакого референдума. В Крыму же не было применения насилия и все его жители имели возможность участвовать в референдуме.

Многомесячные интенсивные бомбардировки, тысячи погибших, десятки тысяч беженцев; Последующая многолетняя оккупация силами НАТО, насаждение в Косово марионеточного, никем не избранного режима, и последующее отделение от Сербии без проведения референдума немецкая методичка стыдливо называет «решительными мерами, предпринятыми НАТО».

А бескровное блокирование складов с украинским оружием для создания условий для свободного волеизъявления населения на демократическом всенародном референдуме — методичка называет «применение насилия», «интервенции» и «препятствия законным украинским органам власти». Работе органов власти, в частности парламенту Крыма, не препятствовал.

Конфликт на Украине и участие России

Утверждение № 8: На Украине имеет место конфликт между (фашиствующим) правительством в Киеве и локальными сепаратистами, Россия в данном конфликте не замешена.

Ответ из методички: Даже в том случае, если значительная часть населения Донбасса воспринимает правительство в Киеве очень критично, то вооружённые группы сепаратистов, воспользовавшиеся вакуумом власти, образовавшегося после бегства президента Януковича и его клана, никогда не обладали поддержкой большинства населения. Противостоять усилиям украинского правительства восстановить общественный порядок они могут только благодаря продолжающейся массивной помощи из России.

Разбор использованной демагогии:

Манипуляция содержится в словах «никогда не обладали поддержкой большинства населения». Показать степень поддержки мог бы референдум, и ещё до своего вооружения «сепаратисты» выдвигали требование референдума как ключевое: [51] или [52] (через прокси, если первая ссылка блокируется). Украинское правительство ответило на эти требования введением режима «антитеррористической операции», то есть, фактически, не дало возможности спокойно выяснить, какая часть населения поддерживает «сепаратистов». В то же время, несмотря на просьбу российского Президента В. В. Путина, в ДНР и ЛНР ещё 11 мая 2014 года были проведены референдумы, на которых население поддержало независимость этих регионов, что прямо противоречит приведённому утверждению. Осенью 2014 население Донбасса вторично поддержало сепаратистов, проголосовав за из лидеров на местных выборах

В целом политика правительства Украины по отношению к населению мятежного Донбасса носит явно притеснительный характер, граничащий с геноцидом, что выражается, в частности, в отмене социальных выплат, а также экономической блокаде. В этих условиях гуманитарная поддержка со стороны России является не только оправданной, но и необходимой, поскольку в противном случае Россия стала бы соучастником военных преступлений киевского режима.

Ответ:

Так называемые «сепаратисты» получили поддержку населения на референдумах ДНР и ЛНР 11 мая 2014 г. Также киевская власть отказала жителям этих республик в праве избирать в государственные органы Украины, поэтому не является легитимной и не может «восстанавливать порядок» на территории этих республик.

Страны запада не признают выборы если все население страны не имеет возможности в них участвовать.

Недружественная политика Запада в отношении России

Утверждение № 9: Запад с момента развала Советского Союза проводил систематическую политику, направленную на изоляцию и ослабление России.

Ответ из методички: Европейский союз и НАТО всегда проявляли значительный интерес к тому, чтобы Россия внесла свой вклад как партнёр и на основе общих принципов в обеспечение европейской безопасности. Таким образом, они с момента распада СССР преследовали цель интенсивного сотрудничества с Россией. Так, например, ЕС и Россия в 1997 году подписали договор о сотрудничестве и кооперации, а в 2005 договорились о создании четырёх общих сфер. Кроме того, ЕС предложил России кооперацию в области модернизации, которая должна была помочь России преодолеть важнейшие вызовы в ключевых областях, таких, как экономические инновации или современная социальная политика. Также НАТО прилагало усилия для построения сети партнёрских отношений и создало в совете Россия-НАТО форум для особенно тесного взаимодействия. Данное дружественное расположение НАТО нашло своё отражение в интенсивной поддержке, оказанной России при вступлении в международные организации, такие, как G7, совет Европы или ВТО.

Интерес Европейского союза и НАТО к России всегда носил характер интереса охотника к добыче. Дружественное расположение НАТО только имитировалось. Например установка противоракетной системы в Центральной Европе. Предложения России игнорировались. Европейский союз и НАТО оставались глухими к предложениям России объясняя свое поведение тем, что противоракетная система направлена в первую против Ахмадинежада в Иране, что звучало как издевательство. А также НАТО не выполнила данных когда-то обещаний о нерасширении своих границ на восток.

Западные правительства спонсировали боевиков для участия в Чеченских войнах, что подтвердил президент Путин, и давали убежище террористам. А так называемые «свободные СМИ» поддерживали террористические атаки в России.

Провокационные убийства Литвиненко и Политковской были использованы для демонизации России в западных СМИ и на официальном уровне.

Попытки России построить правовое государство, где все равны перед законом, привело к появлению санкционного списка Магницкого. А защита детей от сексуального насилия — к призывам бойкотировать олимпиаду в Сочи.

Расширение НАТО на Восток

Утверждение № 10: НАТО нарушило обещание не расширятся после холодной войны на восток, и угрожает таким образом интересам России в области безопасности.

Ответ из методички: Относительно вхождения прочих европейских государств в НАТО не существует никаких обязующих правил. После холодной войны был урегулирован на основании договора только вопрос о вхождении в НАТО бывшей ГДР в результате объединения Германии т. н. договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года. Возможное вхождение в состав НАТО восточноевропейских стран после окончания холодной войны оценивалось различно, как внутри альянса, так и в внутри правительства США. Однако согласия НАТО как организации, то есть решения, принятого единогласного всеми странами членами НАТО, о том, что НАТО не будет принимать новых членов из восточной Европы, не было никогда. Варшавский договор утратил свою силу 1-го июля 1991-го года, таким образом, этот вопрос отпал сам собой, на что и обратил вниманию осенью 2014 года бывший советский президент Горбачёв. Однако в 1975 году СССР, США, Канада и многие европейские страны подписали так называемый хельсинский договор, который гарантирует право на свободный выбор союзников. Принцип свободного выбора союзников бы подтверждён пактом Россия-НАТО в 1997 году, за два года до первого расширения НАТО на восток. Кроме того, в 2002 году с созданием совета Россия-НАТО была вновь углублена совместная работа между альянсом и Россией, за два года до второго расширения НАТО на восток. То есть Расширение НАТО на восток происходило тогда параллельно с углублением совместной работы с Россией. В основополагающем договоре Россия-НАТО страны НАТО дополнительно обязуются добровольно отказаться от постоянного размещения стратегических вооружений, а также от разрешения ядерного оружия на территории новых стран участников НАТО. Этого принципа придерживается НАТО до сих пор, даже несмотря на то, что Россия нарушила основы договора Россия-НАТО (отказ от интервенции и т. п.).

См. Расширение НАТО.

Были созданы военные базы в Польше, Болгарии, Румынии. Правительство Польши даже не скрывало, что эти базы необходимы для противостояния России.

Вступление Украины в НАТО

Утверждение № 11: НАТО добивается вступления Украины в альянс, что не без основания воспринимается Россией как угроза сфере собственных интересов.

Ответ из методички: В соответствии с принципами хельсинского договора и основополагающего договора Россия-НАТО Украина вправе свободно выбирать, к какому военному объединении она хочет принадлежать. НАТО поддерживает с Украиной особенно близкие партнёрские отношения с 1997 года в виде комиссии Украина-НАТО. Руководство стран НАТО по желанию киевского правительства дало Украине в 2008 году в Бухаресте предварительное согласие на вступление в НАТО. Когда Украина зафиксировала свой внеблоковый статус в законе в 2010 году, данное изменение курса было принято НАТО. По приглашению правительства были продолжены консультации и поддержка в области обеспечения безопасности. Украина отказалась от внеблокового статуса в 2014 году. Согласно президенту Порошенко, основные усилия сейчас направлены на реализацию реформ в области обеспечения безопасности и обороны, таким образом, вступление в НАТО не стоит на повестке дня.

Не имеет смысла говорить о выборе Украины, если он не учитывает мнения восточных регионов страны, которые не поддерживают вступления в НАТО.

Развязывание новой Холодной Войны со стороны НАТО

Утверждение № 12: НАТО использует кризис на Украине для восстановления менталитета холодной войны и снова приобретает противника — Россию.

Ответ из методички: НАТО — оборонительных союз, который должен гарантировать безопасность и свободу своих членов. После окончания холодной войны перед членами альянса возникли новые угрозы. НАТО зафиксировала три основных задачи в стратегическом концепте в 2010 году, к ним относятся: коллективная оборона, управление кризисами и обеспечение совместной безопасности.

После окончания холодной войны государства участники НАТО, Россия и другие страны внесли свой вклад в построение общей европейской архитектуры безопасности, основанной на принципах хельсинского договора, парижской хартии, основав организации вроде ОБСЕ.

НАТО не рассматривает Россию как своего врага, альянс развивал партнёрство с Россией на протяжении последних двадцати лет, исходя из «партнёрства во имя мира» и Совета Евро-Атлантического Сотрудничества. Кроме того, Россия и НАТО обладали особо привилегированным партнёрством в рамках совета Россия-НАТО, созданного на базе основополагающего договора Россия-НАТО. Данная совместная работа была приостановлена вследствие действий России на Украине, но она может быть продолжена, как только для этого появятся необходимые основания.

См. НАТО.

Здесь необходимо рассказать об интервенциях НАТО в Югославии, Афганистане и Ираке, которые вовсе не преследовали целью «безопасность и свободу своих членов»

Действия НАТО против России

Утверждение № 13: НАТО пытается ослабить и изолировать Россию. НАТО использует кризис на Украине для размещения вооружений на границе с Россией. Кроме того, система противоракетной обороны НАТО направленна против России.

Ответ из методички: Руководители стран НАТО во время встречи в Уэльсе в сентябре 14-го года вновь подчеркнули, что альянс не ищет повода для противостояния с Россией и не представляет для России угрозу. Также было указано на то, что НАТО и в дальнейшем будет добиваться конструктивного сотрудничества с Россией, и сожалеет, что условия для этого сотрудничества из-за действий России на Украине отсутствуют. НАТО и Россия тесно сотрудничали до украинского кризиса во многих областях, начиная от борьбы с наркотиками и терроризмом, спасения подводных лодок и заканчивая совместными действиями по преодолению стихийных бедствий. В Основополагающий договор Россия-НАТО включены принятые НАТО обязательства не размещать стратегические вооружения на постоянной основе в новых странах участниках и не размещать там ядерное оружие. Однако основополагающий договор позволяет усиливать имеющиеся части. Принятый в Уэльсе «план готовности», предусматривающий повышенную готовность сил НАТО, соответствует обязательствам, принятым на себя НАТО в соответствии с основополагающим договором. НАТО заявило с самого начала, что система противоракетной обороны не направлена против России и не способна снизить российский потенциал сдерживания. Система ПРО направлена в первую очередь против угрозы за рамками евроатлантического региона и служит исключительно целям обороны. Это еще раз подтвердили руководители стран участниц НАТО во время встречи в Уэльсе.

Евроассоциация Украины направлена против России

Утверждение № 14: «Восточное Партнёрство» в общем и договор об ассоциации Украины с ЕС в частности направлены против России.

Ответ из методички: Восточное партнёрство или в этих рамках заключённая ассоциация с ЕС ни в коем случае не означают, что страны — восточные партнёры не могут в будущем поддерживать отношения с другими соседями. Все с точностью наоборот: ЕС уверен в том, что цель стабильного, мирного и экономически продуктивного соседства может быть достигнута только в том случае, если соседи, в свою очередь, поддерживают взаимные, добрые отношения друг с другом. Речь не идёт об условии «или-или». «Восточное партнёрство» не является жёсткой структурой, направленной исключительно на заключение договора об ассоциации. Со странами участниками «восточного партнёрства», с которыми на данный момент не ведутся переговоры об ассоциации (Белоруссия, Азербайджан, Армения) Европейский союз развивает индивидуальные формы сотрудничества. Особое внимание при этом уделяется сохранению и развитию экономических связей стран «восточного партнёрства» со странами СНГ. Германское федеральное правительство является сторонником диалога между странами ЕС, странами «восточного партнёрства» и странами Евразийского экономического союза, в том случае, если для этого имеются необходимые политические условия.

Угроза евроассоциации Украины для российского рынка

Утверждение № 15: После вступления в силу договора об ассоциации Украины с ЕС европейские товары переполнят российский рынок.

Ответ из методички: Этот аргумент нацелен на то, что товары из европейской зоны свободной торговли будут через Украину попадать в Россию, минуя таможенное оформление, так как Россия и Украина связаны между собой договором о свободной торговле. Однако, договор о свободной торговле в рамках СНГ содержит регулирование в отношении происхождения товаров, поэтому товары из Европейского союза будут, как и прежде облагаться российским таможенными пошлинами при прохождении через российско-украинскую границу.

Разбор применённой демагогии: Теоретически ответ из методички звучит красиво, однако на практике при пересечении на Украине двух зон свободной торговли необременительная процедура переупаковки на территории Украины позволила бы ввести на территорию России практически любой товар из ЕС без каких-либо таможенных пошлин формально совершенно законно, поэтому приведённый в методичке ответ является откровенным лукавством.

Защита Россией своего рынка в связи с евроассоциацией Украины

Утверждение № 16: После вступления в силу договора об ассоциации европейские продукты вытеснят с украинского рынка товары, произведённые на Украине, в результате чего низкокачественные украинские продукты переполнят российский рынок, в связи с чем Россия должна принять защитные меры.

Ответ из методички: Уже сегодня украинские таможенные пошлины на европейские товары невелики. На промышленные товары пошлина составляет в среднем 2,4 процента, на товары аграрной индустрии 6,4 процента. Таким образом, ЕС — уже важнейший торговый партнёр Украины. По этой причине значительного роста импорта на Украину европейских товаров не ожидается. Сектора украинской экономики, в которых по причине низкой конкурентоспособности ожидалось замещение европейскими товарами, будут защищены специальными мерами на срок до 15 лет. В связи с вышесказанным не ожидается значительного роста экспорта украинских товаров в Россию. Конкурентоспособность украинских товаров в краткосрочной перспективе не увеличится на российском рынке. В тех областях, где украинские товары в принципе конкурентоспособны на российском рынке, они уже сегодня обладают значительной долей рынка.

Немецкая методичка считает что «не ожидается». Расчеты экономического блока российского правительства показывают, что подобный рост экспорта «ожидается». Следовательно, российское правительство имеет право верить собственным расчетам, а не иностранной пропаганде и действовать в защиту интересов страны. Якобы «небольшая» пошлина 6,4 %, будучи урезанной до нуля, разом вытесняет украинские товары с внутреннего рынка на соседний, российский. Методичка не слова не говорит о европейских стандартах, введение которых так же было предусмотрено соглашением об ассоциации. Множество украинских товаров просто не попадали под новые стандарты и не могли не уйти на российский рынок.

Переход Украины на технические стандарты ЕС

Утверждение № 17: Переход Украины на европейские стандарты технического регулирования негативно скажется на российско-украинской торговле.

Ответ из методички: Договор о свободной торговле между Украиной и Европейским союзом не содержит положений о том, в соответствии с какими стандартами Украина должна экспортировать товары в Россию. В то же время правильным является то, что в течение многолетнего переходного периода товары, находящиеся в обращении на Украине, должны быть приближены к международным или европейским стандартам. Тем же требованиям должен отвечать российский экспорт (состоящий преимущественно из нефти и газа). Россия тоже заинтересована в переориентации своего производства на международные стандарты, чтобы быть в состоянии предлагать продукцию на международном рынке. Для достижения этих целей Европейский союз и Украина предложили России трёхсторонние переговоры, предусматривающие возможность продления переходного периода и большом количестве отраслей параллельного действия европейских технических и технических стандартов СНГ.

Разбор демагогии: Если вчитаться в текст, то в ответе методички вообще отсутствует опровержение приведённого утверждения. Вместо этого предлагается самой России перейти на европейские стандарты, что, во-первых, является очень затратным мероприятием, а, во-вторых, ставит Россию в подчинённое Евросоюзу положение в области стандартов при отсутствии очевидных для неё выгод. Также делается кивок на растягивание процесса во времени, что тоже никак не опровергает критикуемое утверждение. Международные же стандарты упомянуты просто для солидности.

Краткий ответ: Россия не обязана переходить на стандарты Евросоюза ни быстро, ни медленно, а если Евросоюз хочет унификации стандартов, то почему бы ему самому за свои деньги не перейти на стандарты СНГ? Поскольку сама Россия на стандарты Евросоюза переходить не собирается, то переход Украины на стандарты Евросоюза однозначно отрицательно скажется на российско-украинской торговле, что в ответе методички и не отрицается.

Антироссийские санкции

Утверждение № 18: Европейский союз и его партнёры ввели санкции с целью поставить Россию на колени.

Ответ из методички: Разумеется, санкции направлены на создание экономического давления на Россию, но это не самоцель. Цель санкций в большей степени — подтолкнуть Россию к большей сговорчивости в поиске политического урегулирования конфликта на Украине в соответствии с международным правом. Основным критерием экономических санкций является выполнение минских договорённостей, поэтому санкции могут быть отменены. Это соответствует фундаментальным интересам всех, потому что слабая российская экономика наносит ущерб всем, не в последнюю очередь нашим общим соседям. Ключ к решению проблемы находится в руках России.

Разбор демагогии:

В данном случае вдохновение сочинителей методички, видимо, иссякло, поэтому они, во-первых, сами сказали, что «подтолкнуть Россию к большей сговорчивости» — это лишь «цель санкций в большей степени», то есть далеко не единственная их цель. Причём это не единственная такого рода оговорка в тексте — далее прямо утверждается, что при полном выполнении Минских договорённостей санкции лишь теоретически «могут быть отменены», и, судя по заявлениям немецких политиков и по вводу новых санкций непосредственно после подписания новых минских соглашений отменены они не будут. Дальнейший текст представляет собой неприкрытый шантаж России в стиле разбойника с большой дороги «ты отдай мне кошелёк и тогда я может быть уберу пистолет». Также следует помнить о том, что согласно Уставу ООН единственным органом, имеющим право налагать легитимные международные санкции является Совет безопасности ООН, а нынешняя практика ввода односторонних санкций сама по себе является самой обычной таможенной войной с целью достижения собственных политических интересов, в данном случае за счёт интересов России, что полностью отвечает вроде как опровергаемому методичкой утверждению. Так же известно, что ни один западный политик не потребовал от Украины исполнять минские договоренности, угрожая при этом введением санкций за неисполнение оных. А ведь именно Украина является стороной минских переговоров (наравне с ЛНР/ДНР), Россия же является посредником, наравне с Германией и Францией. Именно Украина должна исполнить 10 из 11 пунктов минских соглашений. Однако согласно методички «ключ находится в руках России», требуют от России, и наказывать грозятся её же.

См. Антироссийские санкции, Список антироссийских санкций.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Дмитрий Донцов, основатель идеологии украинского фашизма, публицист-идеолог характеризовал идеологию ОУН как фашисткую — Политический и морально-психологический дух, которым дышат украинские националисты, бесспорно является фашизмом
  2. 1068 год