Российское судостроение: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 242: | Строка 242: | ||
'''1945 год''' — на базе сохранившегося имущества верфи «Ф. Шихау» создан Судостроительный завод 820 (ныне [[ПСЗ «Янтарь»]], г. [[Калининград]]). | '''1945 год''' — на базе сохранившегося имущества верфи «Ф. Шихау» создан Судостроительный завод 820 (ныне [[ПСЗ «Янтарь»]], г. [[Калининград]]). | ||
[[Файл:Mikhail Kutuzov (cruiser).jpg|thumb|150px|Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис, 2005 г.]] | |||
'''1949—1959 годы''' — крупной серией строятся лёгкие крейсера проекта 68-бис, отличавшиеся цельносварным корпусом. Корабли этого типа в то время были самыми крупными современными кораблями отечественного военно-морского флота. Всего было построено 14 крейсеров, а ещё 7 сняты с постройки в 1959 году, в отдельных случаях при степени готовности более 80%. | '''1949—1959 годы''' — крупной серией строятся лёгкие крейсера проекта 68-бис, отличавшиеся цельносварным корпусом. Корабли этого типа в то время были самыми крупными современными кораблями отечественного военно-морского флота. Всего было построено 14 крейсеров, а ещё 7 сняты с постройки в 1959 году, в отдельных случаях при степени готовности более 80%. | ||
Версия от 18:03, 26 апреля 2018
Судостроение в России является одной из наиболее капиталоёмких и наукоёмких отраслей промышленности. Отрасль включает собственно судостроительные и судоремонтные предприятия, а также предприятия-производители комплектующих для морской техники, проектные, научные и, в соответствующей части, образовательные организации.
История отечественного судостроения
Эпоха гигантских флотов для набегов первых Рюриковичей
862 год — многонациональным союзом племён, связанных с важным портовым и судоремонтным центром того времени — городом Ладога (ныне Старая Ладога) — создано Древнерусское Государство.
882 год — Князь Олег устанавливает контроль над всем «Путём из Варяг в Греки», что резко улучшает экономическое положение страны и способствует расцвету судостроения.
907 год — для похода на Византию построен грандиозный по тем временам флот Великого Князя Олега из 2000 кораблей.
941 год — для войны с Византией Великий Князь Игорь построил огромный флот, по свидетельству очевидцев из его врагов в него входило от 1000 до 10000 относительно небольших боевых кораблей общей вместимостью не менее 40 тыс. воинов.
Попытки внедрения импортных технологий на Каспии при первых Романовых
1636 год — для торговли с Персией на Волге голштинцами построена вооружённая галера «Фредерик» — первое вооружённое судно западноевропейского типа, построенное в России, однако ходившее под голштинским флагом. Вследствие скоро выявившейся недостаточной мореходности этого типа судов для Каспийского моря дальнейшего развития начинание тогда не получило.
1667—1669 годы — в селе Дединово Коломенского уезда была устроена верфь, на которой с участием иностранных специалистов был построен фрегат «Орёл» — первый крупный парусный корабль отечественного военно-морского флота, яхта, две шнеки и бот для вновь создаваемой Каспийской флотилии, однако вследствие случившегося в 1670 году мятежа Стеньки Разина флотилия погибла и предприятие было заброшено.
Беломорская флотилия и кумпанский флот Петра I на Азовском море
1693 год — в Архангельске спущена на воду яхта «Святой Пётр» — первое морское судно Петра I, ставшее первым в Беломорской флотилии. Тогда же была заложена Соломбальская верфь (позднее Архангельское адмиралтейство, ныне Судоремонтный завод «Красная Кузница»).
1696 год — для строительства Азовского флота на Дону в Воронеже создана специальная верфь — Воронежское адмиралтейство. При этом строительство кораблей изначально финансировалось по указу правительства частными кумпанствами (объединениями землевладельцев).
1697 год — открыты подчинённые Воронежскому адмиралтейству Хоперская, Паншинская и Ступинская верфи.
1698 год — открыта подчинённая Воронежскому адмиралтейству Чижовская верфь.
1699 год — прекратила деятельность Паншинская верфь под Воронежем.
1700 год — в Воронеже спущен на воду первый отечественный парусный линейный корабль «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»)[1].
Развитие Азовского и начало Балтийского флотов Петра I
1700 год — в связи с недостаточным качеством работ финансирование строительства Азовского флота передано от кумпанств государству. Тогда же прекратила деятельность Ступинская верфь под Воронежем.
1702 год — прекратили производственную деятельность Чижовская и Хопёрская верфи под Воронежем.
1705 год — начало производственную деятельность Санкт-Петербургское Адмиралтейство.
1707 год — часть мощностей Воронежского адмиралтейства переведена немного ниже по течению (ныне уже в черте города Воронеж) на вновь созданную Тавровскую верфь, где проблема мелководья Дона стояла чуть менее остро.
1709—1712 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен первый для него 52-пушечный линейный корабль «Полтава».
Усиленное развитие Балтийского флота Петра I
1711 год — в связи с неудачным Прутским походом и потерей свободного выхода к морю окончательно закрыто Воронежское адмиралтейство. Тавровская же верфь была преобразована в адмиралтейство. Строительство линейных кораблей перенесено на Балтийский флот.
1709—1712 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 64-пушечный линейный корабль «Ингерманланд» — первый отечественный линейный корабль среднего размера и первый же отечественный линейный корабль, у которого не пришлось жертвовать скоростью ради малой осадки. Корабль проекта Петра I получился настолько удачным, что вплоть до начала второй половины XVIII века значительная часть отечественных линкоров представляла собой вариации типа «Ингерманланд».
1714 год — у берегов Тихого Океана основана Охотская верфь.
1719 год — в Кронштадте начато строительство крупного Петровского сухого дока, ставшего после открытия в 1752 году первым в мире быстроосушаемым сухим доком благодаря разработанной лично Петром I его оригинальной конструкции.
Послевоенное замедление строительства Балтийского флота и подготовка к войне с Турцией
1723 год — в Тавровское адмиралтейство из Санкт-Петербурга и окрестностей Воронежа прибыло в общей сложности 14 тысяч работников, приступивших к постройке судов для предполагавшейся операции по возвращению выхода к Азовскому морю.
Осень 1724 года — Пётра I распорядился прекратить строительство Азовского флота в Тавровском адмиралтействе и начале работ по консервации частично и полностью готовых судов. К этому моменту было построено уже большое количество небольших судов, однако работы по консервации в фактически прекратившем производство после 1725 года адмиралтействе были выполнены очень основательно, что подтверждается докладом начальника адмиралтейства 1731 году, утверждавшего, что в созданных условиях суда могут храниться ещё 50 лет без всякого повреждения.
Эпоха Екатерины I и Петра II — постепенная деградация отрасли при наличии отдельных успехов
1727 год — в Санкт-Петербургском Адмиралтействе достроен первый в стране 100-пушечный корабль 1 ранга «Пётр Первый и Второй», ознаменовавший собой достижение отечественным судостроением уровня самых передовых держав того времени[2].
1728 год — достроен также заложенный ещё при Петре I относительно лёгкий 54-пушечный корабль «Пётр II» — первый корабль проекта, впоследствии выпускавшегося большой серией (всего 19 кораблей) в течение 40(!) лет.
Эпоха Анны I — возрождение кораблестроения
22 января (2 февраля) 1732 года — для приведения в порядок дел военно-морского флота, включая судостроение и судоремонт, создана временная Воинская морская комиссия.
22 апреля 1732 года — принят новый штат флота — документ, определяющий состав кораблей военно-морского флота, на основе которого разрабатывались и судоостроительные программы. В результате, основой корабельного флота (существовавшего тогда только на Балтийском море) стали 66-пушечные корабли.
30 апреля 1733 года — введён в строй 66-пушечный корабль типа «Слава России» — первый в рекордной для отечественного флота серии из 58 парусных линкоров этого проекта, выпускавшихся впоследствии на протяжении 46(!!) лет и большую часть этого времени составлявших основную ударную силу отечественного военно-морского флота.
7 сентября 1733 года — для обеспечения ожидавшейся войны с Турцией принято решение о воссоздании Донской (Азовской) флотилии. Вскоре в Тавровском адмиралтействе под Воронежем начата расконсервация и достройка поставленных на хранение ещё при Петре I судов, а также строительство новых.
1734 год — после тщательного технико-экономического анализа возобновлена работа отстроенного заново Архангельского адмиралтейства (Соломбальской верфи) в качестве одного из крупнейших предприятий отрасли.
1736 год — для строительства Днепровской флотилии в Брянск отправлено 4650 рабочих-судостроителей, матросов и солдат, уже к весне следующего года она насчитывала 355 судов, в основном 6-пушечных вместимостью 100 человек. Тогда же было завершено строительство укреплений Галерной гавани в Санкт-Петербурге.
1737 год — построен один из крупнейших и сильнейших в мире кораблей своего времени — 110-пушечный корабль «Императрица Анна».
1738 год — завершена перестройка в камне главного здания Санкт-Петербургского Адмиратейства, проводившаяся с 1732 года.
Эпоха Елизаветы I
1740-е годы — Галерная верфь Санкт-Петербурга переведена в Галерную гавань.
1743 год — спущен на воду 80-пушечный корабль «Святой Павел» — первый в серии из 10 однотипных флагманских парусных линейных кораблей, которые выпускались впоследствии до 1770 года.
1745—1748 годы — построен 100-пушечный корабль «Захарий и Елисавет» — один из крупнейших и сильнейших кораблей своего времени.
1752 год — в Кронштадте открыт строившийся с 1719 года крупный Петровский сухой док, ставший первым в мире быстроосушаемым сухим доком благодаря разработанной лично Петром I его оригинальной конструкции.
1753—1754 годы — проведена реконструкция Галерной гавани Санкт-Петербурга — фактически судоремонтного завода гребного флота.
1756—1758 год — построен 100-пушечный корабль «Святой Дмитрий Ростовский» — один из крупнейших и сильнейших кораблей своего времени.
1760 год — проведена крупная реконструкция и расширение Архангельского адмиралтейства (Соломбальской верфи).
Эпоха Екатерины II Великой
1765—1781 годы — на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге построены «Лесные сараи» — монументальный, из кирпича и гранита, склад древесины для нужд кораблестроения.
Сентябрь 1770 года — для строительства памятника Петру I в Санкт-Петербурге на специально построенном судне произведена уникальная не только для того времени перевозка по воде скалы Гром-камень — крупнейшего каменнного монолита, когда-либо перемещённого Человечеством.
1772 год — спущен на воду 66-пушечный корабль «Азия» — первый в серии из 28 лёгких парусных линкоров, выпускавшихся впоследствии на протяжении ещё 25 лет.
1773—1774 годы — Архангельское адмиралтейство подверглось очередной крупной реконструкции.
1778 год — в устье Днепра заложено Херсонское адмиралтейство.
1778—1780 годы — в качестве эксперимента 66-пушечный линейный корабль «Победоносец» был построен в Кронштадте из обожжённого леса, пропитанного жидкой смолой с серой, в результате чего корабль получился очень долговечным — даже при осмотре через 7 лет после спуска на воду на нём не было найдено никаких повреждений.
1779 год — закладкой впоследствии недостроенного 66-пушечного корабля «Слава Екатерины» начало производственную деятельность крупное Херсонское адмиралтейство в устье Днепра.
1780 год — Херсонское адмиралтейство начало серийное производство линейных кораблей для Черноморского флота, начав с серии из 5-ти 66-пушечных кораблей типа «Слава Екатерины».
13 мая 1783 года — в Санкт-Петербургском адмиратействе случился крупный пожар, едва не уничтоживший и Зимний дворец. Императрицей было принято решение о переводе предприятия в Кронштадт, однако позднее оно было отменено. Вместо этого Адмиралтейство подверглось ремонту и усовершенствованию в противопожарном отношении, хотя эти мероприятия завершились уже при Павле I.
Эпоха Павла I
1797—1800 годы — в Санкт-Петербурге проводится радикальная реконструкция судостроительной отрасли города, включавшая преобразование Галерной верфи в Новое адмиралтейство с радикальной реконструкцией под строительство крупных судов, реконструкцию работавшего на единой с ним системе складов Главного адмиралтейства, особенно в части укреплений, закрытие с переводом людей и оборудования на действующие предприятия верфей в Галерной гавани и на Галерном островке, а также открытие в 1798 году Училища корабельной архитектуры (ныне «Военно-морская академия») для подготовки специалистов «для благосостояния Балтийского и Черноморского флотов».
Август 1800 года — спущен на воду сверхтяжёлый по тому времени линейный 120-пушечный корабль «Благодать», соответствовавший в глазах современников нынешнему ударному атомному авианосцу. Корабль являлся последним достижением гонки вооружений того времени: имел улучшенные пропорции, металлические крепления корпуса и диагональные связи набора, улучшавшие прочность конструкции, а также медную обшивку, защищавшую днище корабля от обрастания и биологических повреждений в тёплых водах.
Эпоха Александра I
1806—1823 годы — практически полностью перестроены Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге (ныне Адмиралтейские верфи, в самом же историческом здании расположено командование отечественного военно-морского флота) и территория вокруг него, получившие, в результате, практически современный вид. Недавно реконструированные укрепления при этом были заменены бульваром.
1815 год — на заводе Берда построен первый в стране пароход «Елизавета».
Эпоха Николая I
1827—1829 годы — в связи с недостаточными глубинами устья Днепра Херсонское адмиралтейство закрыто, а его оборудование и персонал переведены в Николаевское адмиралтейство.
1828 год — Охтенская верфь в Санкт-Петербурге получила более высокий статус и сменила название на Охтенское адмиралтейство.
1830-е годы — Охтенское адмиралтейство прошло коренную реконструкцию, получив, помимо прочего, гигантские крытые эллинги, частью просуществовавшие до советских времён.
1831—1833 годы — на основании синтеза отечественных ноу-хау и «добытых» разведкой за границей технологий построен крайне передовой по тому времени фрегат «Паллада».
1846—1849 годы — построен 52-пушечный парусно-винтовой фрегат «Архимед» — первый винтовой фрегат отечественного флота.
2 декабря 1849 года — упразднены Охотский порт и Охотская верфь.
Эпоха развития парового и броненосного флота при Александре II
1861—1862 годы — в Санкт-Петербурге построен первый в стране бронированный корабль — броненосная канонерская лодка «Опыт».
1863 год — введён в строй Парусно-винтовой фрегат «Александр Невский», ставший последним крупным кораблём отечественного военно-морского флота, построенным из дерева.
1864 год — на кронштадтском пароходе «Пайлот» впервые в мире среди моторных судов устроен ледокольный нос, в результате чего он стал первым в мире ледоколом.
1869—1877 годы — построен монитор (позднее эскадренный броненосец) «Пётр Великий» — сильнейший боевой корабль своего времени.
1871—1875 годы — для обороны важных участков Чёрного моря построены два уникальных в своём роде круглых броненосца береговой обороны типа «Новгород», известные как «поповки».[3]
Эпоха напряжённости на Дальнем Востоке при Александре III и Николае II
1889 год — во Владивостоке введён в строй первый отечественный плавучий док на Тихом океане.
1897 год — во Владивостоке открыт первый на Дальнем Востоке России крупный сухой док имени цесаревича Николая.
1898 год — Квантунский полуостров на северном побережье Жёлтого моря взят в аренду у Китая на 25 лет. Тогда же началось быстрое развитие расположенных там военно-морской базы Порт-Артур и вновь строящегося международного порта Дальний, включая новые судоремонтные мощности, в том числе очень крупный док в Дальнем.
1900—1905 годы — на заводах Санкт-Петербурга «для нужд Дальнего Востока» в сжатые сроки построена серия из 5 предельно мощных для того времени эскадренных броненосцев типа «Бородино».
1904 год — с началом Русско-японской войны судостроительные и судоремонтные предприятия Санкт-Петербурга, Кронштадта, Владивостока и Порт-Артура работают в авральном режиме. В Порт-Артур дополнительно командировано много квалифицированных рабочих.
14 (27) мая 1905 года — в Цусимском сражении героически гибнет, прикрывая флагмана от атак миноносцев, плавучая мастерская[4] «Камчатка», ранее обеспечившая беспрецедентный поход громадной Второй тихоокеанской эскадры через три океана без захода в оборудованные порты и без потерь.
Послереволюционный экономический кризис 1905—1909 годов при Николае II
1 января 1908 года — верфи Нового Адмиралтейства и Галерного островка объединены в Адмиралтейский судостроительный завод. Примерно тогда же судостроительные мощности на Галерном островке реконструированы с устройством стапелей под строительство линкоров-дредноутов.
Эпоха строительства дредноутного флота и всемирной гонки морских ворружений при Николае II
1909—1917 годы — под строительство дредноутов реконструируются практически все государственные предприятия отрасли, задействованные в строительстве крупных кораблей и строится крупный Царицынский оружейный завод, позднее известный как «Баррикады».
1910—1914 годы — под ожидавшиеся из-за Закона о флоте оборонные заказы построены многочисленные частные судостроительные заводы: Путиловская и Усть-Ижорская верфь (ныне Северная верфь и Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге); Завод Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества, Завод «Ноблесснер» и Завод «Бекер и К°» в Ревеле (ныне Таллин, Эстония), а также подверглись радикальной реконструкции судостроительные заводы Наваль и Россуд в Николаеве.
1912 год — на заводах Санкт-Петербурга заложены 4 линейных крейсера типа «Измаил»[5].
1913 год — проиграв конкурс на строительство эсминцев, разорилась частная судостроительная компания «В. Крейтон и Ко», основная верфь которой была в г. Або Великого Княжества Финляндского, ныне г. Турку, Финляндия). Арендованный же ею завод «Крейтон» в Санкт-Петербурге (бывшее Охтенское адмиралтейство) вернулся государству и был переименован в «Петрозавод» и вскоре перепрофилирован (как оказалось, не окончательно) в снарядное производство. Тогда же были заложены первые шесть очень крупных для своего класса в то время лёгких крейсеров типа «Светлана», отчасти достроенных только в 1927—1932 годах.
1914—1917 годы — в связи с началом Первой мировой войны и последующем её затягивании программы кораблестроения постепенно замедляются в отношении, прежде всего, крупных кораблей. При этом активно строятся подводные лодки и эсминцы, а в области производства десантно-высадочных средств Россия выходит в безусловные мировые лидеры[6].
Послереволюционный экономический кризис 1917—1926 годов
1917 год — пришедшие к власти в результате Февральской революции либералы полностью развалили экономику страны, в результате чего к концу года строительство госзаказов в судостроении было заморожено и все крупнейшие предприятия либо закрылись полностью, либо оказались на грани закрытия.
1923—1927 годы — возобновлена медленная достройка находившихся в самой высокой степени готовности лёгких крейсеров типа «Светлана», заложенных ещё до Первой Мировой войны. Ещё два крейсера перестроены к 1926 году в танкеры, а один так и не был достроен.
Период первых пятилеток — медленное восстановление отрасли
1927 год — начато строительство небольшими сериями сторожевых кораблей проекта 2 (тип «Ураган») и подводных лодок I серии (тип «Декабрист») — первых боевых кораблей послереволюционной постройки.
1927—1932 годы — по в разной степени изменённым проектам достроены три из заложенных ещё до Первой Мировой войны лёгких крейсеров типа «Светлана».
1931 год — предприятие «Петрозавод» в Ленинграде перепрофилировано обратно в судостроительное и стало специализироваться на выпуске буксиров.
1932 год — с началом строительства в Хабаровском крае завода № 199 (ныне Амурский судостроительный завод — первое крупное судостроительное предприятие российского Дальнего Востока) фактически начался советский этап полноценного восстановления и развития отрасли. В том же году вошёл в строй судостроительный завод «Остон» в Хабаровске изначально предназначенный для сборки небольших судов из машинокомплектов.
1935—1940 годы — построены два лёгких крейсера проекта 26 (тип «Киров») — первые крупные боевые корабли, заложенные после 1917 года. Корабли, строившиеся в основном по закупленным в Италии чертежам, отличались большой скоростью и мощным вооружением в ущерб дальности и, традиционно для итальянских конструкций, бронированию, что подразумевало их использование в основном у своих берегов.
1936 год — Завод № 199 (ныне Амурский судостроительный завод) введён в строй и продолжает достраиваться.
1936—1944 годы — построены четыре заметно более совершенных лёгких крейсера проекта 26-бис (тип «Максим Горький»), ставшие последними крупными кораблями, введёнными в строй до и во время Великой Отечественной войны. Эти корабли стали значительно более защищёнными, но дальность была увеличена не очень существенно.
Мобилизация и попытка строительства «Большого флота»
1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения, что коснулось практически всех предприятий отрасли, но некоторых не прямо в этот день.
1937 год — Завод № 363 (ныне Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург) начал выпуск тральщиков, ставших его основной специализацией и поныне (2018 год).
1938—1939 годы — началось строительство линейных кораблей проекта 23 (тип «Советский Союз») и тяжёлых (фактически — линейных) крейсеров проекта 69 (тип «Кронштадт»). Из-за выявившейся неготовности промышленности и последующей войны впоследствии они так и не были достроены.
1939 год — в Архангельской области введён в строй крупный Завод № 402 (ныне Севмаш), продолжавший достраиваться и позднее.
1939—1941 годы — заложены и частично спущены на воду 7 лёгких крейсеров проекта 68, качественно отличавшихся от предшественников прежде всего океанской дальностью плавания при высокой общей мощи, приближавшейся к заграничным «договорным» тяжёлым крейсерам.
Великая отечественная война
1941 год — прервано строительство всех крупных кораблей, за исключением достраивавшихся на Дальнем Востоке крейсеров проекта 26-бис.
1941—1942 годы — в результате боевых действий было разрушено большое количество судостроительных и судоремонтных предприятий, особенно на Чёрном море, где под оккупацией оказались почти все заводы, кроме относительно небольших предприятий на Кавказе. При этом как заводы, так и строящиеся суда, по возможности эвакуировались на восток, что способствовало развитию некоторых предприятий в других районах страны.
Послевоенное восстановление отрасли и вторая попытка построить «Большой флот»
1945 год — на базе сохранившегося имущества верфи «Ф. Шихау» создан Судостроительный завод 820 (ныне ПСЗ «Янтарь», г. Калининград).
1949—1959 годы — крупной серией строятся лёгкие крейсера проекта 68-бис, отличавшиеся цельносварным корпусом. Корабли этого типа в то время были самыми крупными современными кораблями отечественного военно-морского флота. Всего было построено 14 крейсеров, а ещё 7 сняты с постройки в 1959 году, в отдельных случаях при степени готовности более 80%.
1950 год — вступили в строй 5 лёгких крейсеров проекта 68-К (тип «Чапаев»), достроенных по улучшенному проекту на основе ранее заложенных крейсеров проекта 68 с учётом опыта войны. Оставшиеся 2 крейсера не достраивались.
1951—1952 годы — фактически по личной инициативе Сталина начато строительство тяжёлых (фактически — линейных) крейсеров проекта 82 (тип «Сталинград»).
1953 год — вскоре после смерти Сталина прекращено строительство тяжёлых крейсеров проекта 82 (тип «Сталинград»). Тогда же введён в строй судоремонтный (с 1966 года судостроительный) завод 876 в Хабаровске, ныне Хабаровский судостроительный завод.
1952—1958 годы — создана первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол».
1956 год — начато серийное строительство торпедных атомных подводных лодок первого поколения.
1956—1959 годы — построен атомный ледокол «Ленин» — первое в мире надводное судно с атомной силовой установкой.
Период увлечения ракетной техникой при Хрущёве
2 сентября 1959 года — в связи с уверенностью Н. С. Хрущева в успехах ракетного оружия и, по-видимому, для экономии средств полностью прекращено строительство крупных надводных военных кораблей, в том числе находившихся в высокой степени готовности.
1960—1962 годы — построен первый в мире крейсер с эффективным управляемым ракетным оружием «Грозный» проекта 58.[7]
1963 год — начато серийное строительство многоцелевых (на тот момент ещё торпедных) атомных подводных лодок второго поколения.
Ускоренное развитие отрасли и строительство океанского флота при Брежневе
1966 год — предприятия отрасли в массовом порядке получают новые и возвращают старые именные названия взамен «мобилизационных» номерных.
Начало 1970-х — завершено начатое в 1965 году радикальное расширение Керченского завода «Залив», в результате которого он получил крупнейший в стране сухой док и возможность строить супертанкеры, к производству которых сразу же и приступил. В это же время были построены очень крупные судостроительные комплексы на заводах «Севмаш» в Северодвинске, «Янтарь» в Калининграде и «Океан» в Николаеве.
1971—1975 годы — построен атомный ледокол «Арктика» — головное судно проекта 10520. Вскоре в 1977 году он навечно вошёл в историю Человечества, впервые достигнув Северного полюса Земли в надводном плавании.
1972 год — путём очередного объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение, позднее переименованное в Адмиралтейские верфи.
1975 год — судостроительное предприятие «Петрозавод» в Санкт-Петербурге, выпускавшее буксиры, перепрофилировано. К производству маломерных судов оно позднее возвращалось только в 1990-х, незадолго до окончательного закрытия.
1976 год — начато производство атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения третьего поколения проекта 941 «Акула», являющихся и на начало XXI века крупнейшими подводными кораблями в истории Человечества.
1978—1983 годы — построена многоцелевая атомная подводная лодка — демонстратор технологий К-278 «Комсомолец», которой и в XXI веке принадлежит достигнутый в 1985 году абсолютный мировой рекорд глубины погружения среди подводных лодок — 1027 метров.
1979 год — начато серийное производство многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения.
1982—1991 годы — на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве построен первый полноценный[8] отечественный авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Послеперестроечный экономический кризис 1989—2007 годов
1991 год — в связи с развалом СССР за границей осталась значительная часть предприятий отрасли, в том числе часть важнейших. На Украине остались единственный в СССР производитель крупных корабельных газотурбинных двигательных установок Производственное объединение «Зоря» и основная часть предприятий отрасли азово-черноморского бассейна, в том числе: Керченский судостроительный завод «Залив» имени Н. Е. Бутомы, Судостроительный завод имени 61 коммунара, Судостроительный завод «Океан», Черноморский судостроительный завод, Севастопольский морской завод, Судостроительный завод «Море», Центральное конструкторское бюро «Коралл», Центральное конструкторское бюро «Черноморец» и другие.
1992 год — в связи с изменениями в законодательстве переименовываются все предприятия отрасли. Помимо получения приставки «Государственное предприятие …» многие из них меняют и основную часть названия. Тогда же, по-видимому, начинается и процесс приватизации (акционирования) предприятий.
1993 год — заложена первая многоцелевая атомная подводная лодка 4-го поколения, однако её строительство вскоре было практически прервано.
1996 год — на Севмаше заложен первый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения 4-го поколения, однако его строительство шло крайне медленно, во многом на спонсорские деньги от мэрии Москвы.
Начало Путинской эпохи 2000—2007 годов
2001—2008 годы — на заводе Северная верфь построен первый после развала СССР относительно крупный боевой корабль новой разработки и первый спроектированный с широким внедрением технологий малозаметности — малый сторожевой корабль (корвет) «Стерегущий» проекта 20380.
2003 год — закрыто, не выдержав конкуренции с Хабаровским судостроительным заводом обанкротившееся в 2001 году предприятие «Остон — судостроительный завод имени Кирова» в Хабаровске.
2004 год — начато серийное строительство атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения 4-го поколения, хотя головной корабль серии всё ещё был далеко не готов.
Период ускоренного возрождения отрасли при Путине
2007 год — создан государственный судостроительный холдинг Объединённая судостроительная корпорация, в который вошло большинство крупнейших предприятий отрасли.
2009 год — для крупного гражданского судостроения на базе судоремонтного предприятия Дальневосточный завод «Звезда» начато строительство крупнейшего в стране по размеру стапельных мест судостроительного комплекса. Тогда же начато серийное строительство многоцелевых атомных подводных лодок 4-го поколения.
2011 год — окончательно закрыт в связи с продажей территории под застройку испытывавший большие трудности и ранее Тюменский судостроительный завод, не выдержавший конкуренции с открытым в 1996 году в том же городе заводом.
2014 год — в результате воссоединения с Россией Республики Крым и города Севастополь на территорию страны вернулось, хоть и не в лучшем состоянии, множество предприятий отрасли, в частности, обладающий крупнейшими в стране стапелями Судостроительный завод «Залив».
2015—2016 годы — в связи с изменением законодательства изменились названия очень значительной части предприятий отрасли. Как правило, «открытое акционерное общество» преобразовывалось в «акционерное общество».
2016 год — на Дальнем Востоке введена в строй первая очередь судостроительного комплекса «Звезда», призванного сделать Дальневосточный завод «Звезда» производителем самых крупных гражданских судов, включая супертанкеры.
Основные предприятия отрасли
Поскольку отрасль весьма велика в список вносятся только достаточно крупные предприятия. Для тех из них, которые занимаются непосредственно строительством и ремонтом судов одним из хороших критериев крупности является наличие собственных или находящихся в долгосрочной аренде серьёзных судоподъёмников или доков.
Крупнейшие отраслевые холдинги
- Объединённая судостроительная корпорация (далее ОСК) — основной отечественный отраслевой холдинг, объединяющий большинство крупнейших предприятий отрасли и часть её научных и проектных организаций. Холдинг контролируется государством и на 2017 год де-факто отвечает за строительство всех крупных кораблей отечественного военно-морского флота.
- Дальневосточный центр судостроения и судоремонта — холдинг, объединяющий значительную часть крупных судоремонтных и судостроительных заводов Дальнего Востока России. До 2015 года входил в ОСК. На 2017 год занимается также строительством очень крупного судостроительного комплекса на предприятии Дальневосточный завод «Звезда».
Производители кораблей и судов океанского класса
- Северное машиностроительное предприятие (Севмаш), г. Северодвинск — единственный, на настоящее время, производитель атомных подводных лодок всех классов. А также неатомных. Производил переоборудование и модернизацию авианосца «Адмирал Горшков» для экспорта в Индию. Производил строительство нефтяной платформы «Приразломная».
- Северная верфь, г. Санкт-Петербург — производитель надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец.
- Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», г. Калининград — производитель фрегатов, больших десантных и средних разведывательных кораблей.
- Адмиралтейские верфи, г. Санкт-Петербург — основной производитель неатомных подводных лодок.
- Амурский судостроительный завод, г. Комсомольск-на-Амуре — производит корветы, ранее строил атомные подводные лодки.
- Судостроительный завод «Залив», г. Керчь — бывший производитель сторожевых кораблей (фрегатов) и крупных гражданских судов, на 2017 год активно реконструируется, единственный в России завод, имеющий док достаточного размера для строительства супертанкеров и ударных авианосцев.
- Балтийский завод, г. Санкт-Петербург — единственный в мире производитель атомных ледоколов и плавучих атомных электростанций, производил также фрегаты на экспорт.
- Дальневосточный завод «Звезда», г. Большой Камень, Приморский край — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов. В настоящее время завершается его оборудование в качестве очень крупного судостроительного завода.
- Выборгский судостроительный завод, г. Выборг — предприятие, способное производить суда дейдвейтом до 15 тыс. тонн специализируется преимущественно на строительстве морских платформ, а также дизельных ледоколов и относительно крупных рыболовных сейнеров.
Производители более мелких кораблей и судов
- Азовская судоверфь, г. Азов, Ростовская область — производитель небольших судов, также в значительной мере занятый судоремонтом.
- Судостроительная фирма «Алмаз», г. Санкт-Петербург — производитель малых кораблей и военных катеров, а также лидер в области разработки и строительства кораблей и катеров на воздушной подушке.
- Верфь братьев Нобель, г. Рыбинск, Ярославская область — производитель судов класса река-море.
- Судостроительный завод «Волга», г. Нижний Новгород — производитель скоростных судов, в том числе военных катеров и, ранее, военных экранопланов.
- Восточная верфь, г. Владивосток — производитель военных катеров и малых кораблей.
- Судостроительный завод «Вымпел», г. Рыбинск, Ярославская область — производитель военных катеров, малых гидрографических судов и пассажирских судов на подводных крыльях.
- Зеленодольский завод имени А. М. Горького, г. Зеленодольск, Татарстан — производитель малых артиллерийских и ракетных кораблей, а также катеров.
- Завод «Красное Сормово», г. Нижний Новгород — производит суда класса река-море, ранее строил атомные и неатомные подводные лодки.
- Криушинский судостроительно-судоремонтный завод, с. Криушино, Ульяновский район, Ульяновская область — производит суда длиной до 120 метров грузоподъёмностью до 4 тыс. тонн, прежде всего, баржи.
- Красноярская судостроительная верфь, г. Красноярск — производитель судов для нужд Енисейского речного пароходства.
- Судостроительный завод «Красные баррикады», пгт. Красные Баррикады, Астраханская область — находится в процессе реорганизации.
- Судостроительный завод «Лотос», г. Нариманов, Астраханская область — предприятие, специализирующееся на строительстве блоков морских платформ, а также строительстве судов класса река-море.
- Судостроительный завод «Море», г. Феодосия, Республика Крым — производитель судов на подводных крыльях и на воздушной подушке. С 2016 года задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
- Невский судостроительно-судоремонтный завод, г. Шлиссельбург, Ленинградская область — производитель военных танкеров снабжения и других судов.
- Завод Нижегородский Теплоход, г. Бор, Нижегородская область — производит в основном небольшие суда технического и вспомогательного флота.
- Новоладожский судостроительный завод, г. Новая Ладога, Ленинградская область — производитель малых судов, занимающийся также ремонтом судов класса река-море.
- Окская судоверфь, г. Навашино, Нижегородская область — производит суда класса река-море и понтонные парки.
- Онежский судостроительно-судоремонтный завод, г. Петрозаводск — производит катера и суда для обслуживания морских портов.
- Ленинградский судостроительный завод «Пелла», г. Отрадное, Ленинградская область — производитель небольших судов и катеров, особенно буксиров, задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
- Рыбинская судоверфь, п. Судоверфь, Ярославская область — производитель моторных яхт и катеров.
- Сокольская судоверфь, п. Сокол, Нижегородская область — производитель небольших судов, прежде всего вспомогательных для военно-морского флота.
- Сосновский судостроительный завод, г. Сосновка, Кировская область — производитель лоцмейстерских и таможенных судов, а также морских самоходных барж. Ранее производил суда на воздушной подушке.
- Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург — мировой лидер в строительстве относительно крупных судов из композитных материалов, производитель кораблей противоминной обороны, композитных надстроек военных кораблей и военных катеров.
- Сретенский судостроительный завод, пгт. Кокуй, Сретенский район, Забайкальский край — производитель небольших судов различного назначения, находится в бассейне реки Амур.
- Судостроительный завод имени Октябрьской революции, г. Благовещенск, Амурская область — производитель рыболовных судов и небольших теплоходов различного назначения.
- Тюменьсудокомплект, г. Тюмень
- Керченская морская верфь «Фрегат», г. Керчь, Республика Крым
- Хабаровский судостроительный завод, г. Хабаровск — производитель судов на воздушной подушке и других скоростных судов, а также обычных судов среднего и малого размера.
- Цимлянский судомеханический завод, г. Цимлянск, Ростовская область — ведущий производитель земснарядов.
- Ярославский судостроительный завод, г. Ярославль — производитель малых кораблей и катеров, в том числе на воздушной подушке.
Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило, занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением
- 10 судоремонтный завод, г. Полярный, Мурманская область — предприятие на 2017 год плавучий док грузоподъёмностью 9,1 тыс. тонн.
- 13 судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны России, г. Севастополь.
- 33-й судоремонтный завод, г. Балтийск, Калининградская область — предприятие на 2017 год имеет два плавучих дока грузоподъёмностью 4,5 тыс. тонн каждый.
- 35-й судоремонтный завод, г. Мурманск (филиал ЦС «Звёздочка»).
- 82-й судоремонтный завод, г. Мурманск — предприятие на 2017 год имеет плавучий док грузоподъёмностью 80 тыс. тонн.
- Астраханский судоремонтный завод, г. Астрахань (филиал ЦС «Звёздочка»)
- Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод, г. Ахтубинск, Астраханская область
- Балаковский судостроительно-судоремонтный завод, г. Балаково, Саратовская область
- Благовещенский судостроительно-судоремонтный завод, г. Благовещенск, Башкортостан
- Волжский судостроительно-судоремонтный завод г. Волжский, Волгоградская область
- Центр судоремонта «Дальзавод», г. Владивосток — ремонт и переоборудование подводных лодок, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
- Жатайский судоремонтно-судостроительный завод, пгт. Жатай, Республика Саха (Якутия)
- Центр судоремонта «Звёздочка», г. Северодвинск — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
- Судоремонтный завод «Красная Кузница», г. Архангельск (филиал ЦС «Звёздочка»). Бывшее Архангельское адмиралтейство — в XVIII — начале XIX веков одно из крупнейших и важнейших кораблестроительных предприятий страны.
- Ливадийский ремонтно-судостроительный завод, г. Находка, Приморский край
- Находкинский судоремонтный завод, г. Находка, Приморский край
- Судоремонтный завод «Нерпа», г. Снежногорск (ЗАТО Александровск), Мурманская область (филиал ЦС «Звёздочка») — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
- Судоремонтный завод «Нефтефлот», г. Самара
- Судоремонтный комплекс — Приморский завод, г. Находка, Приморский край — судоремонтная часть ранее более крупного Приморского завода, часть площадей которого перепрофилирована в морской порт.
- Севастопольский морской завод, г. Севастополь (филиал ЦС «Звёздочка»).
- Северо-восточный ремонтный центр, г. Вилючинск, Камчатский край.
- Славянский судоремонтный завод, п. Славянка, Приморский край.
- Судостроительно-судоремонтный завод имени В. И. Ленина, г. Астрахань
Важнейшие научные и проектные организации отрасли
- Центральное конструкторское бюро «Айсберг», г. Санкт-Петербург.
- Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», г. Санкт-Петербург.
- ЦКБ «Балтсудопроект», г. Санкт-Петербург.
- КБ «Вымпел», г. Нижний Новгород.
- Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, г. Зеленодольск.
- Центральное конструкторское бюро «Коралл», г. Севастополь.
- Крыловский государственный научный центр, г. Санкт-Петербург.
- Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», г. Санкт-Петербург.
- Невское проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург.
- Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега», г. Северодвинск.
- Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», г. Санкт-Петербург.
- Конструкторское бюро «Рубин-Север», г. Северодвинск.
- Северное проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург.
- Специальное конструкторское бюро по электрохимии с опытным заводом, г. Москва.
- Спецсудопроект, г. Санкт-Петербург.
- Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро «Стапель», г. Ростов-на-Дону.
- Центральное конструкторское бюро «Черноморец» (на середину 2017 года находится в процессе слияния с Севастопольским морским заводом), г. Севастополь.
- Центральное конструкторское бюро «Лазурит», г. Нижний Новгород.
Важнейшие исторические и оставшиеся за границей российские судостроительные предприятия
Были полностью перепрофилированы
- Главное адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — первая производственная площадка завода Адмиралтейские верфи в связи с экстремальной близостью к центру города была намечена к переносу ещё в XVIII веке и была окончательно перепрофилирована в комплекс офисных зданий Военно-морского флота в XIX веке.
- Невский завод, г. Санкт-Петербург — известный в конце XIX — начале XX века кораблестроительный завод, производивший, помимо прочего, малые и средние морские корабли и суда к началу XXI века был полностью перепрофилирован на выпуск газовых и паровых турбин, а также крупных центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.
Полностью прекратили деятельность по разным причинам в разные эпохи
- Охтенское адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — основанное ещё Петром I, но пережившее расцвет только в XIX веке относительно крупное судостроительное предприятие, также известное как Охтенская верфь, Паноптический институт, Завод Крейтона и Петрозавод. В связи с ростом города и водоизмещения судов переходило ко всё более мелким их классам, выпуская в середине XX века уже буксиры, хота столетием ранее дело доходило до лёгких линейных кораблей. К концу XX века перешло на выпуск оборудования, окончательно прекратило деятельность в 2001 году.
- Херсонское адмиралтейство, г. Херсон (Украина) — одно время в конце XVIII века главное и крупнейшее кораблестроительное предприятие Азово-Черноморского бассейна. Упразднено в связи с развитием более удобного Николаевского адмиралтейства ещё в 1829 году.
Остались за границей после развалов Российской Империи и СССР
- Arctech Helsinki Shipyard (Арктек Хельсинки Шипъярд, на 1917 год «Сандвикский корабельный док и механический завод»), г. Хельсинки (Финляндия) — производитель судов ледового класса, на 2017 год на 100 % принадлежит российской Объединённой судостроительной корпорации.
- Херсонский судостроительный завод, г. Херсон (Украина) — крупное судостроительное предприятие, изначально построенное для производства больших гражданских судов в начале 1950-х годов.
- Судостроительный завод имени 61 коммунара, г. Николаев (Украина).
- Черноморский судостроительный завод, г. Николаев (Украина).
- Николаевский судостроительный завод «Океан», г. Николаев (Украина).
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ В то время корабли российского флота часто имели сразу несколько близких по смыслу названий на разных языках. Считается, что это было связано с контрразведовательными соображениями — таким образом вместо одного корабля не слишком искушённый во внутрифлотских делах иностранный шпион видел в документах, зачастую, сразу три.
- ↑ По сложности, боевой эффективности и стоимости как строительства, так и содержания корабли такого типа почти точно соответствовали современным атомным ударным авианосцам. Даже ведущие морские державы могли позволить себе не более одного или двух таких, а родоначальник класса — «Роял Соверейн», как считается, разорил Англию, стоив в буквальном смысле головы её королю. Правда «золотой убийца», как его прозвали голландцы, впоследствии вполне окупил себя в англо-голландских войнах.
- ↑ Называемые по имени их идейного вдохновителя вице-адмирала Попова практически идеально круглые мониторы с огромной для их размера двухорудийной установкой посередине обладали неважными скоростью и мореходностью, но зато обладали очень высокой устойчивостью и мощнейшим для своего размера вооружением, что вполне отвечало их основному назначению — выступать в качестве недорогих, но мощных плавучих батарей.
- ↑ По сути дела передвижной судоремонтный завод
- ↑ Уже в то время отмечалось, что к данным кораблям класс «линейных крейсер» был присвоен условно, чтобы вписаться в бюджетные графы Закона о флоте, фактически же они представляли собой «род линейного корабля», по современной классификации это быстроходные линкоры-сверхдредноуты.
- ↑ Уже в начале войны «Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства» (ныне от неё происходят Судостроительная фирма «Алмаз» и Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге) получает заказ на 60 первых в мире мотопонтонов, а в конце войны было начато серийное производство вооружённых десантных пароходов типа «Эльпидифор», которые по факту являлись первыми в мире большими десантными кораблями специальной постройки.
- ↑ В силу известной нелюбви Хрущева к крупным кораблям, изначально моряки «замаскировали» проект, классифицировав на бумаге огромный корабль как эсминец.
- ↑ В отличие от своих предшественников корабль был способен нести на борту обычные самолёты, а не только летательные аппараты с вертикальным или укороченным взлётом.
[ + ] Российское судостроение
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|