Российские надводные корабли и суда: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 321: | Строка 321: | ||
Крупнейшие в своём подклассе в истории мирового судостроения корабли на на воздушной подушке скегового типа, в водоизмещающем режиме представляющие собой катамараны, несущие очень мощное противокорабельное ракетное вооружение. При использовании воздушной подушки достигают скорости 55 узлов. | Крупнейшие в своём подклассе в истории мирового судостроения корабли на на воздушной подушке скегового типа, в водоизмещающем режиме представляющие собой катамараны, несущие очень мощное противокорабельное ракетное вооружение. При использовании воздушной подушки достигают скорости 55 узлов. | ||
[[Файл:«Мичман Лермонтов».jpg|thumb|200px|right|Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь», 2015]] | |||
[[Файл: | |||
=== Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» === | === Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» === |
Версия от 19:57, 11 апреля 2023
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
- О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: Российское вооружение и военная техника
В этой статье содержится список уникальных надводных кораблей и судов российского и советского производства как военных, принятых на вооружение или использовавшейся в российской и зарубежной армии, так и гражданских и опытных в силу того, что все без исключения суда обладают некоторым военным потенциалом и практически не могут быть разделены на сугубо гражданские и военные.
Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:
- не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
- является крайне популярным в мире;
- имеет общепризнанную надёжность и качество;
- обладает уникальными техническими, в том числе боевыми характеристиками;
- активно используется в народном хозяйстве и в ходе различных военных конфликтов;
- состоит на вооружении многих стран мира;
- часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
- является символом своего времени.
Российская Империя
100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»
- Генеральный конструктор: Петр I
- Год принятия на вооружение: 1727
- Производитель: Санкт-Петербургское адмиралтейство
- Применение: Война за польское наследство 1733—1735 гг.
- Дата снятия с вооружения: 1736 (повреждён пожаром от удара молнии, больше в море не выходил), 1744, 1752
Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоёмкости и распространённости аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним авианосцам. Проект корабля был разработан лично Петром I, однако строительство было завершено уже при Петре II. В 1734 году участвовал в осаде Данцига в ходе Войны за польское наследство. В 1736 году был повреждён вызванным молнией пожаром, после чего в море не выходил. В 1744 году преобразован в корабль-музей — введён в сухой док для сохранения памяти о Петре I. В 1752 году разобран по ветхости.
54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй»
- Генеральный конструктор:
- Год принятия на вооружение: 1728
- Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство, Архангельское адмиралтейство
- Количество в серии: 19
- Применение: Война за польское наследство 1733—1735 гг., Русско-шведская война 1741—1743 гг., Семилетняя война, Русско-турецкая война 1768—1774 гг.
- Дата снятия с вооружения: 1774
Лёгкие линейные корабли (по терминологии того времени — просто «корабли»), поступавшие в наибольшем количестве в состав отечественного флота во времена Императрицы Анны, а затем ещё долго — в общей сложности более 40 лет — строившиеся малой серией. Стали первыми крупными кораблями, освоенными на вновь открытом в то время Архангельском адмиралтействе, призванном строить крупные серии относительно простых кораблей из местной лиственницы, оказавшейся достаточно пригодной для этого.
66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»
- Генеральный конструктор: Осип Най, Пётр I[1]
- Год принятия на вооружение: 1733
- Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство, Архангельское адмиралтейство
- Применение: Война за польское наследство 1733—1735 гг., Русско-шведская война 1741—1743 гг., Семилетняя война 1756—1763 гг., Совместное со Швецией патрулирование Зунда с целью недопущения на Балтику английского флота 1758 г., Русско-турецкая война 1768—1774 гг., Вооружённый нейтралитет 1779—1783 гг., Русско-шведская война 1788—1790 гг.
- Дата снятия с вооружения: последние выходы в море — 1789, последние корабли разобраны после 1791
В ходе реформы и практического возрождения флота начатых Императрицей Анной I в первой половине 1730-х годов, в качестве основного типа отечественных кораблей линии были приняты разработанные Петром I 66-пушечные корабли, удачно сочетавшие надёжность конструкции, мощное — сравнимое с иностранными 70-пушечниками того времени — вооружение и относительную дешевизну. В результате именно они несколько десятилетий составляли основу мощи отечественного флота вплоть до 1770-х годов и участвовали во всех конфликтах России на Балтийском и Средиземном морях с 1734 по 1789 годы. Также на их основе были разработаны модернизированные корабли типа «Азия», к тому времени, впрочем, фактически уже перешедшие в разряд малых кораблей.
110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»
- Генеральный конструктор: Р. Броун
- Год принятия на вооружение: 1737
- Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство
- Применение: Русско-шведская война 1741—1743 гг. (был приведён в боевую готовность, но в море не выходил[2])
- Дата снятия с вооружения: 1752
Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоёмкости и распространённости аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним атомным авианосцам. Первый в России (и один из первых в мире) корабль 110-пушечного класса, на практике мог нести от 110 до 130 орудий, поскольку малокалиберные пушки на верхних палубах было достаточно легко установить или снять.
74-пушечные линейные корабли типа «Иезекиль»
- Генеральный конструктор: A. M. Курочкин
- Год принятия на вооружение: 1826
- Производитель: Архангельское адмиралтейство; Охтенская верфь в Санкт-Петербурге
- Применение: Наваринское сражение; Русско-турецкая война 1828—1829 гг.; Подавление польского восстания 1831—1832 гг.; Обеспечение переброски Гвардейского корпуса в Данциг и обратно в 1835 г.; Экспедиция Балтийского флота в датские воды 1848—1850 гг.; Крымская война 1853—1855 гг.
- Дата снятия с вооружения: 1863
Последняя массовая серия парусных линейных кораблей отечественного флота, состоявшая из 25 единиц. Корабли умеренного для парусных линкоров размера отличались высокой прочностью корпуса, хорошей мореходностью, удобным расположением артиллерии и рациональной внутренней планировкой. Они лишь формально являлись 74-пушечными, на практике неся большее число орудий, обычно оцениваемое в 80 стволов.[1] В том числе к ним относился знаменитый линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший кормовой георгиевский флаг за подвиг в Наваринском сражении, где корабль получил 153 пробоины, лишившись заодно всех мачт и рей, но потопил три фрегата, один корвет, а также сжёг, вынудив выброситься на мель, турецкий флагманский 80-пушечный линейный корабль «Мухарем-бей».
Мониторы (броненосцы береговой обороны) «Новогород» и «Вице-адмирал Попов»
- Генеральный конструктор: А. А. Попов
- Год принятия на вооружение: 1873 и 1875 соответственно
- Производитель: Новое адмиралтейство в Санкт-Петербурге[3] и Николаевское адмиралтейство[4].
- Применение: Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
- Дата снятия с вооружения: 1903, 1911.
Уникальные по конструкции корпуса корабли, немного отличавшиеся размерами и калибром орудий, являющиеся вершиной развития популярной в то время концепции организации мобильной береговой обороны с помощью небольших и относительно тихоходных, зато отлично бронированных и вооружённых 1-2 огромными орудиями канонерских лодок. В этих кораблях для установки пары самых мощных орудий того времени при сохранении малой осадки, крайне желательной при обороне Днепровского лимана, дельты Дуная и Керченского пролива, а также улучшения меткости стрельбы и бронирования корпус был укорочен до такой степени, что его ширина сравнялись с длиной, в результате чего палуба кораблей имела в плане вид правильной окружности. Несмотря последующую на острую критику очевидных недостатков «поповок», свою задачу они выполнили полностью, поскольку крайне слабые в то время черноморские верфи таки успели построить эти относительно простые корабли в очень сжатые сроки, а во время последовавшей вскоре Русско-турецкой войны многократно превосходящие силы турецкого флота так и не решились атаковать обороняемые ими акватории и конвои.[5] Оба корабля прослужили до 1903 года, после чего находились в резерве до 1911 года, когда были разрезаны на металл.
Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий»
- Генеральный конструктор: А. А. Попов
- Год принятия на вооружение: 1876
- Производитель: Верфь на Галерном острове в Санкт-Петербурге
- Применение: Первая мировая война (в качестве базы подводных лодок после перестройки в учебный корабль)
- Дата снятия с вооружения: 1903 (перестроен в учебный корабль), 1921, 1959
Самый сильный в мире боевой корабль своего времени. Заложен в 1869 году, спущен на воду в 1872 году, введён в строй в 1877 году. Под влиянием известий о строительстве этого корабля Британская Империя поспешила построить броненосец с немного более крупнокалиберными орудиями, однако реально именно «Пётр Великий» обладал огромным преимуществом в вооружении, получив новейшие казнозарядные орудия Обуховского завода[2], стрелявшие гораздо чаще фактически морально устаревших ещё на стапеле дульнозарядных пушек британского аналога. В 1881 году прошёл модернизацию механизмов в Глазго[6] и был переклассифицирован в эскадренные броненосцы. С 1903 года перестроен в учебный корабль, с 1917 года — плавбаза подводных лодок, в 1918 году участвовал в Ледовом походе. С 1921 года — блокшив Кронштадтского порта, разрезан на металл в 1959 году.
Минная лодка (миноносец) «Взрыв»
- Год принятия на вооружение: 1877
- Производитель: Завод Берда в Санкт-Петербурге
- Применение: -
- Дата снятия с вооружения: 1906, 1907
Первый в мире миноносец — вооруженный почти одними торпедами корабль, в отличие от более мелких миноносок и совсем крошечных минных катеров, достаточно мореходный для использования в открытом море. Хотя в англоязычных источниках первым миноносцем чаще всего называют вошедший в строй в том же году английский «Лайтнинг», однако в несколько раз меньшее водоизмещение английского кораблика (33 тонны) однозначно относит его к немореходным миноноскам, причём едва ли не к самым мелким, линию развития которых продолжили позднее торпедные катера. У «Взрыва» же водоизмещение составляло по разным данным от 137 до 160 тонн. Корабль прослужил на Балтийском море, в том числе в учебном отряде до 1906 года и сдан на слом в 1907 году.
Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов»
- Год принятия на вооружение: 1888
- Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
- Применение: Русско-японская война.
- Дата снятия с вооружения: 1905 (героически погиб в бою)
Сильнейший и лучший по совокупности показателей в мире броненосный крейсер своего времени. Совершил множество дальних походов по всему миру. Героически погиб в бою с превосходящими силами противника в Цусимском сражении Русско-японской войны уже будучи основательно устаревшим.
Броненосцы типа «Екатерина II»
- Год принятия на вооружение: 1889
- Производитель: Николаевское адмиралтейство (Николаев) , Верфи РОПиТа (Севастополь)
- Количество в серии: 4
- Дата снятия с вооружения: 1920
Уникальные для своего времени по мощи огня в переднем направлении броненосцы, специально спроектированные для встречного сражения с сильнейшим в мире в то время английским флотом в узостях Черноморских проливов. Сила огня в переднем направлении обеспечивалась за счёт размещения спереди бок-о-бок сразу двух двухорудийных артиллерийских установок с одними из самых мощных в мире орудий.
Большой крейсер фрегатского ранга «Рюрик»
- Год принятия на вооружение: 1895
- Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
- Применение: Ихэтуаньское восстание в Китае, Русско-японская война.
- Дата снятия с вооружения: 1904 (героически погиб в бою)
Один из сильнейших в мире броненосных крейсеров своего времени, имевший уникальное сочетание характеристик, нужное именно для отечественного флота на Тихом океане. Одним из последних получил небольшое количество парусов для экономии топлива в океане, впоследствии снятых из-за фактической бесполезности. Совершил множество дальних походов и стал основателем целой линии развития отечественных броненосных крейсеров. Героически погиб в бою с превосходящими силами противника в Корейском проливе во время Русско-японской войны.
Эскадренный миноносец «Новик»
- Генеральные конструктора: Д. Д. Дубицкий (по механической части) и Б. О. Василевский (по судостроительной части).
- Год принятия на вооружение: 1913
- Производитель: Путиловская верфь в Санкт-Петербурге
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война, Русско-финская война, Великая Отечественная война
- Дата снятия с вооружения: 1941 (погиб в бою)
- Видео: Эсминец «Новик». Образец для мирового кораблестроения
Самый быстрый в мире корабль своего времени (37,3 узла) и самый совершенный эсминец эпохи, положивший начало фактически новому пониманию класса. По его улучшенному проекту было построено множество отечественных эсминцев, служивших вплоть до конца Великой Отечественной войны. Корабль отличился в Первую мировую войну, в частности в одиночку победив два новейших германских эсминца, один из которых в результате был уничтожен. Погиб на морской мине в 1941 году.
Линейные корабли типа «Севастополь»
- Генеральные конструктора: Д. Д. Дубицкий (по механической части) и Б. О. Василевский (по судостроительной части).
- Год принятия на вооружение: 1914
- Производитель: Адмиралтейские верфи и Балтийский завод в Санкт-Петербурге.
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война, Зимняя война, Великая Отечественная война.
- Дата снятия с вооружения: 1956 (бронебашенные установки главного калибра и их орудия, находящиеся на хранении в войсках береговой обороны под Севастополем, формально остаются на вооружении и в 2020-х, то есть более 100(!) лет)
- Видео
Уникальные по своей конструкции на момент проектирования корабли, отличавшиеся исключительной для своего размера огневой мощью и удобством использования артиллерии главного калибра в условиях эскадренного боя. Все 4 корабля были построены практически одновременно. Имели не очень удачное бронирование, что ограничили их использование в Первой Мировой войне. Стали образцом для проектирования последующих отечественных дореволюционных линейных кораблей и линейных крейсеров. Вследствие потери Черноморского флота в Гражданскую войну, пережившие революционную анархию три корабля стали единственными линейными кораблями Советской России, в том числе и на Чёрном море.
Спасательное судно «Коммуна» («Волхов»)
- Год принятия на вооружение: 1915
- Производитель: Путиловская верфь в Санкт-Петербурге.
- Применение: многочисленные поисково-спасательные операции, в том числе в боевых и приближенных к ним условиях в ходе Первой мировой войны, Гражданской войны, Зимней войны, Великой Отечественной войны, Холодной войны, Войны на Украине (2014—2023)
- Дата снятия с вооружения: в строю (более 100(!) лет)
- Видео
Уникальное в истории морских флотов судно более ста лет находящееся в составе флота в реально действующем состоянии, ветеран обеих мировых войн. Изначально спасательное судно «Волхов» было предназначено для подъёма подводных лодок целиком, чем, помимо прочего, не раз впоследствии с успехом и занималось, пока подводные лодки не выросли в размерах. В 1922 году судно было переименовано в "Коммуну", а в 1967 году оно было перебазировано из Кронштадта в Севастополь. В 1973 году «Коммуна» была оснащена собственным подводным спасательным аппаратом, а в XXI веке — и новейшей подводной робототехникой.
Советский Союз
Лидеры эскадренных миноносцев типа «Ленинград» проекта 1
- Руководитель разработки проекта: В. А. Никитин
- Количество в серии: 3
- Год принятия на вооружение: 1936
- Производитель: Северная верфь и Судостроительный завод имени Андрэ Марти.
- Применение:Зимняя война, Великая Отечественная война.
- Дата снятия с вооружения: 1963
- Видео
В целом не очень удачные корабли, тем не менее ознаменовали собой важный этап выхода отечественной судостроительной отрасли из революционного развала, поскольку стали первыми скоростными кораблями соответствующего размера, спроектированными и построенными в стране после революций, к тому же, в отличие от других отечественных довоенных скоростных кораблей, с минимальным использованием зарубежных проектов. Стали основой для создания лидеров близкого по конструкции, но доработанного проекта 38.
Ракетные катера проекта 183-Р «Комар»
- Количество в серии: 112 в СССР и около 40 в Китае
- Год принятия на вооружение: 1959
- Производители: заводы № 5, № 602, также производились в Китае.
- Применение: Арабо-Израильские войны.
- Дата снятия с вооружения: 2002(?) (Мьянма)
Общепризнанно первые в мире ракетные катера, ставшие родоначальниками данного типа военных судов. Были созданы на базе конструкции торпедных катеров проекта 183. Широко экспортировались в разные регионы мира, строились по лицензии также и в Китае. Совершили первое успешное применение противокорабельных ракет в бою, когда двумя египетскими катерами этого проекта был потоплен эсминец «Эйлат».
Противолодочные крейсера типа «Москва» проекта 1123
- Руководитель разработки проекта: А. С. Савичев
- Количество в серии: 2
- Год принятия на вооружение: 1965
- Производитель: Черноморский судостроительный завод.
- Применение: Разминирование Суэцкого залива, Разминирование южной части Красного моря
- Дата снятия с вооружения: 1996
- Видео
Уникальные по концепции крейсера-вертолётоносцы, способные при достаточно серьёзном собственном, прежде всего противовоздушном, вооружении неделями круглые сутки держать в воздухе сразу 4 противолодочных вертолёта. Стали первыми отечественными авианесущими кораблями, построенными в этот период. По всей видимости, послужили образцом при проектировании аналогичных крейсеров в итальянском флоте.
Десантные катера на воздушной подушке проекта 1205 «Скат»
- Год принятия на вооружение: 1969
- Производители: Судостроительный завод «Море», Зеленодольский завод имени А. М. Горького, Приморский судостроительный завод
- Количество в серии: 29
- Применение: —
- Дата снятия с вооружения: ?
Первые серийные отечественные десантные катера на воздушной подушке. Один из них сохранился в московском филиале Музея военно-морского флота.
Малые ракетные корабли проекта 1234 «О́вод»
- Руководитель разработки проекта: И. П. Пегов
- Количество в серии: 47
- Год принятия на вооружение: 1970
- Производители: Приморский судостроительный завод, Владивостокский судостроительный завод
- Применение: Американо-ливийский конфликт (1986), Олимпийская война (2008)
- Дата снятия с вооружения: Частично в строю
Родоначальники своего подкласса кораблей в мировом кораблестроении представляли собой по сути увеличенные до размеров небольшого корабля (корвета) ракетные катера, нёсшие чрезвычайно мощное противокорабельное вооружение, а также значительно более эффективные, чем на катерах, средства противовоздушной самообороны. Поставлялись на экспорт в Индию, Ливию и Алжир.
Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 1232/12321 «Джейран»
- Год принятия на вооружение: 1970 (опытная эксплуатация), около 1975
- Производители: Приморский судостроительный завод
- Количество в серии: 20 (считая опытный экземпляр проекта 1232)
- Применение: —
- Дата снятия с вооружения: 2010
Первые в мире серийные десантные корабли на воздушной подушке, самые крупные в мире корабли такого рода своего времени.
Малый ракетный корабль МРК-5 проекта 1240 «Ураган»
- Руководитель разработки проекта: В. М. Бурлаков
- Год принятия на вооружение: 1977
- Производитель: Приморский судостроительный завод
- Дата снятия с вооружения: 1990
Крупнейшее в мире судно на подводных крыльях своего времени — малый ракетный корабль проекта 1240 — не пошёл в серию из-за сложности конструкции, лишь частично компенсировавшейся огромной скоростью до 60 узлов (111 км/ч), длительно на своих огромных подводных крыльях корабль мог развивать до 45-50 узлов.
Малые десантные корабли-экранопланы проекта 904 «Орлёнок»
- Руководитель разработки проекта: Р. Е. Алексеев
- Год принятия на вооружение: 1979
- Производитель: Опытный завод «Волга»
- Количество в серии: 1
- Применение: —
- Дата снятия с вооружения: 2006
Крупнейшие в мире экранопланы своего времени, имевшие возможность также подниматься в самолётном режиме до высоты 3 км. Проходили службу в составе Каспийской флотилии.
Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан»
- Генеральный конструктор: Б. И. Купенский
- Год принятия на вооружение: 1980
- Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
- Количество в серии: 4
- Применение: Борьба с пиратством, война в Сирии
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
Самые крупные и сильные надводные неавианесущие боевые корабли, построенные в период с окончания Второй мировой войны вплоть до настоящего времени (до 2019 года). Корабли характеризуются мощнейшим вооружением всех типов, а также огромным боезапасом и неограниченной дальностью плавания, что особенно востребовано при выполнении задач вдали от российских берегов.
Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»
- Генеральный конструктор: А. К. Перьков, В. И. Мутихин
- Год принятия на вооружение: 1982
- Производитель: Судостроительный завод имени 61 коммунара в Николаеве
- Количество в серии: 3
- Применение: Олимпийская война, Война в Сирии, Война на Украине (2014—2023)
- Дата снятия с вооружения: в строю
Уникальные мощности противокорабельного вооружения своей эпохи и по архитектуре в своём классе неатомные корабли, несущие также серьезное артиллерийское и противовоздушное вооружение. Стали на долгое время самыми мощными надводными кораблями и фактически символами Тихоокеанского и Черноморского флотов.
В некотором смысле символом стал и четвёртый недостроенный корабль серии — «Адмирал Лобов», готовый к моменту развала СССР более, чем на 90 %. В 1993 году получил название «Украина», далее почти 30 лет ржавел у стенки под обещания достройки от каждого последующего кандидата в президенты Украины, после чего дважды в 2019 и 2021 годах, с перерывом на очередное обещание, было принято решение о его сдаче на металлолом.
Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр»
- Год принятия на вооружение: 1988
- Производители: Приморский судостроительный завод, Судостроительный завод «Море»
- Количество в серии: 16 (считая опытный экземпляр)
- Применение: —
- Дата снятия с вооружения: в строю
Крупнейшие в мире корабли на воздушной подушке, способные одновременно перевозить три танка или 500 человек десанта, или 140 человек десанта и 8 — 10 единиц лёгкой бронетехники, имеющие достаточно серьёзное вооружение для поддержки десанта. Поставлялись в Грецию и Китай.
Тяжёлый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
- Год принятия на вооружение: 1991
- Производитель: Черноморский судостроительный завод
- Количество в серии: 2 — второй был достроен после продажи Китаю Украиной по цене металлолома
- Применение: Война в Сирии
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео: «Адмирал Кузнецов». Первый боевой выход. Часть 1
Первый полноценный отечественный авианосец. Первый в мире авианосец с системой трамплинного взлёта, единственный в мире пригодный для посадки такого тяжелого истребителя как Су-33. Отличается от классических авианосцев также наличием достаточно мощного ударного ракетного оружия, что, помимо прочего, дает ему возможность проходить через Черноморские проливы, где по действующим международным договорам авианосец могут и не пропустить. На разных этапах проектирования и строительства нёс названия «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси».
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»
- Год принятия на вооружение: 1991
- Производитель: Опытный завод «Волга»
- Количество в серии: 1
- Применение: —
Далеко превосходивший по размерам все известные как тому времени, так и позднее, как минимум, до начала 2020-х годов, экранопланы корабль, напоминающий крупный самолёт. Также являлся единственным в своём роде ракетоносцем среди экранопланов, имея при этом на борту очень мощное противокорабельное ракетное оружие.
Современная Россия
Десантные катера проекта 11770 «Серна»
- Год принятия на вооружение: 1994
- Производитель: Судостроительный завод «Волга», Восточная верфь
- Количество в серии: 16
- Дата снятия с вооружения: В строю
Первые в мире серийные суда и, соответственно, первые в мире десантные катера, использующие движение на воздушной каверне. Экспортировались в ОАЭ и Эстонию.
Малые ракетные корабли проекта 1239 «Сивуч»
- Генеральный конструктор: В. И. Корольков
- Год принятия на вооружение: 1997
- Производитель: Зеленодольский завод имени А. М. Горького
- Количество в серии: 2
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
Крупнейшие в своём подклассе в истории мирового судостроения корабли на на воздушной подушке скегового типа, в водоизмещающем режиме представляющие собой катамараны, несущие очень мощное противокорабельное ракетное вооружение. При использовании воздушной подушки достигают скорости 55 узлов.
Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»
- Год принятия на вооружение: 2010
- Производитель: Судостроительный завод «Волга», Восточная верфь, Ярославский судостроительный завод
- Количество в серии: 5
- Дата снятия с вооружения: В строю
Крупнейшие в мире суда на воздушной каверне
Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»
- Год принятия на вооружение: 2014
- Производитель: Зеленодольский завод имени А. М. Горького
- Количество в серии: не менее 8
- Применение: Война в Сирии, Война на Украине (2014-2023)
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
Первые в мире в своём роде корабли, которые при малом водоизмещении были вооружены ракетным комплексом с крылатыми ракетами большой дальности, имеющим стратегическое значение. Отличаются также тем, что, имея малую осадку, являются кораблями класса «река-море» и могут при необходимости в буквальном смысле прятаться по камышам и затонам на всех многочисленных судоходных реках Русской равнины.
Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»
- Год принятия на вооружение: 2018
- Производитель: Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре), Зеленодольский завод имени А. М. Горького, Керченский судостроительный завод «Залив», Ленинградский судостроительный завод «Пелла», Судостроительный завод «Море» (Феодосия)
- Количество в серии: не менее 18
- Применение: —
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
Вторые, после «Буянов-М», в мире корабли, которые при малом водоизмещении были вооружены ракетным комплексом с крылатыми ракетами большой дальности, имеющим стратегическое значение. Также не имеют аналогов в мире, поскольку отличаются увеличенной осадкой и мореходностью, так как предназначены для эксплуатации не в Каспийской флотилии и на внутренних водных путях, а в морях Европы, Азии и Дальнего Востока.
Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» проекта 00903
- Год ввода в строй: 2022
- Производитель: Адмиралтейские верфи (Санкт-Петербург)
- Количество в серии: 1
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
Уникальное в своëм роде на момент постройки судно, специально предназначенное для длительного дрейфа во вмороженном во льды состоянии с целью всестороннего исследования центральной Арктики. Судно было построено в связи с трудностями, возникшими из-за глобального потепления с поисками достаточно прочных льдин для размещения базовых лагерей дрейфующих поляных станций серии «Северный полюс».
См. также
- Российские подводные лодки
- Российский военно-морской флот
- Российское вооружение и военная техника
- Российское судостроение
Примечания
- ↑ Головной корабль серии строился после смерти Петра I, но точно по пропорциям, разработанным под руководством Петра в «Табели о корабельных пропорциях» 1723 года на основе петровской же разработки 64-пушечного корабля «Ингерманланд» и результатов опытов, специально проведённых для устранения его отдельных небольших недостатков.
- ↑ Анна Иоанновна, возобновив строительство флота, всё же не сумела организовать достаточное количество учений и полноценное снабжение, в результате чего к началу войны корабельный флот подошёл в удручающем состоянии и всю тяжесть войны, по сути, вынес гребной флот. Победы при этом удалось добиться во многом благодаря тому, что в шведском флоте имелись те же проблемы, возможно даже в более крупных масштабах. Высокотехнологичный и жутко дорогой 110-пушечный корабль, по-видимому, просто побоялись без крайней нужды доверять вести в бой далеко от базы слабо обученному экипажу.
- ↑ Выполнили строительство «Новгорода»
- ↑ Повторная сборка Новгорода и строительство «Вице-адмирала Попова»
- ↑ Следует также отметить, что «поповки» стали, по-видимому, единственными действительно боеспособными плавсредствами, построенными по концепции малого корабля с 1-2 огромными орудиями, поскольку их аналоги из-за низкой скорострельности больших орудий и присущей маленьким кораблям сильной качки в реальном бою никуда попасть не могли, что и продемонстрировали, в частности, три даже куда более крупных японских крейсера типа «Мацусима» так ни в кого и не попавшие из орудий главного калибра за две войны с Китаем и Россией. Круглые же броненосцы адмирала Попова даже в относительно свежую погоду стояли в воде практически не качаясь, что давало возможность вести достаточно меткую стрельбу.
- ↑ Ранее добросовестно работавший крупнейший в России частный машиностроительный завод Берда при изготовлении силовой установки броненосца допустил явный брак во многих местах, что вскоре привело к смене собственника из-за отказа государства оплачивать некачественную работу. За отсутствием в стране других аналогичных заводов доведение механизмов до ума после относительной нормализации международных отношений вслед за Русско-турецкой войной 1877—1878 годов поручили англичанам.
[ + ] Россия
|
|||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|