Агитка:Инструкция МИД Германии по Украине

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

В 2015 году МИД Германии подготовило обзор наиболее часто задаваемых вопросов и ответов, связанных с украинским кризисом, который по сути является методичкой для противостояния «российской пропаганде». Данная инструкция (далее — методичка), очевидно, была составлена с той целью, чтобы простым немцам (да и не только им, скорее речь идёт о работниках СМИ и дипломатах) не нужно было разбираться в аспектах и нюансах ситуации на Украине, а достаточно было просто обратиться к методичке за «правильным» ответом.

Разбор методички

Вмешательство Запада во внутренние дела Украины

Утверждение № 1: Запад вмешался во внутренние дела Украины и способствовал свержению легитимного правительства Януковича.

Ответ из методички: Конкретным поводом для начала протестов на Майдане осенью 2013 года послужил неожиданный отказ правительства Украины 21.11.13 прекратить многолетние переговоры об ассоциации Украины с Европейским союзом. Несмотря на то, что незадолго до этого Янукович подтвердил свои намерения, подписать договор об ассоциации в ноябре 13-го года.

Многие Граждане Украины были расстроены подобным поведением правительства и отреагировали массовыми протестами, в том числе и на Майдане в Киеве. Мирные демонстрации вылились в массовые протесты с требованиями уважения принципов правового государства, борьбы с коррупцией и прекращением насилия в отношении демонстрантов со стороны сил безопасности.

Западные политики настаивали на мирном решении конфликта и призвали украинское правительство к защите свободы собраний и свободы слова. Украина взяла на себя обязательства перед партнёрами защищать эти основополагающие политические свободы и права человека.

Основная статья: Поддержка Евромайдана американцами

О «невмешательстве» Запада в процесс смены власти на Украине лично рассказал американский президент Барак Обама в интервью каналу CNN. Отвечая на вопрос журналиста Фарида Закарии об эффективности политики Обамы в отношении России, экс-президент США ответил следующее:

И с того момента, как Владимир Путин принял решение по Крыму и Украине – при том не исходя из какой-то блестящей стратегии, а по существу из-за того, что его застали врасплох протесты на Майдане и последовавшее бегство Януковича после того, как мы выступили посредниками в заключении сделки по передачи власти на Украине – с этого самого момента этот его экспромт втягивает… втянул его все глубже и глубже в такую ситуацию, когда он нарушает международное право, нарушает целостность, территориальную целостность и суверенитет Украины.[1]

Также Запад проводил политику шантажа вводом санкций против режима Януковича за попытки подавления революции. Готовность США следовать такой политике обозначила Кэйтлин Хейден, Представитель Совета Национальной Безопасности США при Белом доме, в заявлении от 19 января 2014 года:

Мы призываем украинское правительство принять меры по достижению наилучшего пути прогресса для Украины, в том числе отмены антидемократического законодательства, подписанном в недавнем законе, вывода ОМОН из центра Киева и начала диалога с политической оппозицией. С первых дней Майдан как движение был определен духом ненасилия и мы поддерживаем сегоднешний призыв оппозиционных политических лидеров восстановить этот принцип. США будут продолжать рассматривать дополнительные шаги — в том числе санкции, — в ответ на применение насилия.[2][3]

В основном США лишь поднимали вопрос введения санкций против Украины[4][5][6][7][8], но имела место и реализация угрозы — против чиновников, заподозренных в проведении репрессий и ограничении прав человека.[9][10] В такой ситуации напрашивается вопрос — если можно вводить санкции за действия внутренних войск некоторого государства, то почему не поднимался вопрос введения санкций против США за разгоны протестов, например, в начале апреля 1992 года во время подавления бунта в Лос-Анджелесе.

«Неожиданный отказ правительства Украины…»

Методичка умалчивает, что Кабмин Украины принял решение отложить подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС (САУЕС), объясняя это претензиями к положениям документа:

С целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами — членами Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского союза… приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, и действие решения Кабинета Министров Украины от 18 сентября 2013 г. «О подготовке к подписанию проекта Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом и его государствами-членами, с другой стороны»[11]

Решение Кабмина Украины поддержал президент Янукович[12][13] и вице-премьер Юрий Бойко[14] в надежде на внесение нужных Украине изменений в САУЕС, в частности предоставление компенсаций от снижения объемов торговли с РФ и другими странами СНГ.

Такой же позиции придерживалось руководство Азербайджана:

Мы уже известили Европейский Союз, что не сможем принять предлагаемое соглашение об ассоциации. Мы хотим подготовить документ, более адекватно отвечающий уровню наших отношений и сотрудничества с Евросоюзом[15]

Позиция Азербайджана и Украины была озвучена на саммите Восточного Партнерства 29 ноября 2013 года. При этом почему-то позиция Украины вызвала масштабное недовольство Запада и массовые протесты в Киеве, а в случае Азербайджана ничего подобного не было.

«Многие Граждане Украины были расстроены подобным поведением правительства…»

Методичка не случайно обходит вопрос целесообразности этих протестов — для поддержания мифа, что руководство Украины отказалось от евроинтеграции своей страны, что не соответствует действительности.

Также авторами методички поддерживается миф, что Майдану не было альтернативы — на самом деле она существовала в виде всеукраинского референдума по вопросу подписания САУЕС. В отличие от переговоров в формате «Россия-ЕС-Украина» этот вариант был наиболее оптимальным для всех, включая оппозицию — она в этом случае сохранила бы возможность вести агитацию за евроинтеграцию Украины.

Всеукраинский референдум имеет четкий порядок организации, прописанный в Конституции Украины:

Статья 72. Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее 3 миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения референдума собраны не менее чем в 2/3 областей и не менее чем по 0,1 млн подписей в каждой области.

Иными словами, сторонникам евроинтеграции пришлось бы собрать как минимум 1,8 млн подписей в 18 регионах Украины, что означает невозможность проигнорировать мнение жителей Юго-Востока и Крыма по вопросу евроинтеграции Украины как минимум во время проведения референдума.

Из-за этого сторонники евроинтеграции предпочли устроить бессмысленные акции протеста. Бессмысленные — не только потому, что толпа из нескольких тысяч человек не могут и да и не имеют права напрямую влиять на решение властей, но также потому, что САУЕС мало из них кто читал (стоит отметить, что до декабря 2013 года многотысячных митингов там не было). К тому же, в Киеве митинги проходили с нарушением запрета на сооружение палаточных городков.[16]

«Мирные демонстрации вылились в массовые протесты…»

На одной из своих пресс-конференций Владимир Путин охарактеризовал Майдан следующим образом:

Что касается событий на Украине, то это напоминает мне больше не революцию, а погромы. И как не покажется странным, это мало связано со взаимоотношениями Украины с Евросоюзом. Ведь, обратите внимание, внутрь этих проектов соглашений никто не погружается, никто ничего не видит и никто ничего не слышит[17].

Так называемые «мирные протестующие» действовали как протестующие печально известной Арабской Весны — устраивали столкновения с полицией, применяя коктейли Молотова и иное оружие от травмоопасного до смертельного[18]. Было у протестующих и огнестрельное оружие, что подтверждается данными МВД[19][20].

Методичка обходит вопрос законности действий протестующих — и не зря, ибо эти действия являются составом преступления, как минимум, согласно 294 и 341 статьям Уголовного Кодекса Украины:

Статья 294. Массовые беспорядки:
  • 1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались как оружие, а также активное участие в массовых беспорядках — наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
  • 2. Те же действия, если они повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 341. Захват государственных или общественных зданий или сооружений:
  • Захват зданий или сооружений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, с целью незаконного пользования ими или воспрепятствования нормальной работе предприятий, учреждений, организаций — наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением воли сроком до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

«Западные политики настаивали на мирном решении конфликта…»

Бесспорно Запад это делал, только вот с учетом поддержки (особенно информационной) оппозиции и «мирных» протестующих, в частности санкционный шантаж в адрес властей Украины[21][22][23][24], напрашивается вывод, что Запад был заинтересован в смене власти на более сговорчивых с ним политиков, то есть в победе революции, а не достижении политического компромисса.

Заинтересованность Запад именно в таком исходе революции проявилась в конце февраля 2014 года. 21 февраля с подачи Запада и при его посредничестве (Польша, Германия, Франция) было заключено соглашение об урегулировании кризиса — в соответствии с ним Янукович объявил о досрочных президентских выборах на Украине и инициировал процесс возвращения к конституции образца 2004 года[25], а также вывел отряды внутренних войск из Киева[26]. При этом активисты Майдана не освободили захваченные ими до этого здания и даже заняли правительственные здания в ночь на 22 февраля[27][28], а также заявили о своей отказе расходиться до отставки Януковича (Ярош[29][30][31], Парасюк[32][33]), выдвинув ему ультиматум об уходе в отставку до 10:00 22 февраля 2014 года.

Все это создало угрозу безопасности Януковича, как это случилось спустя год с его коллегой из Йемена Мансуром Хади — при этом США признали права йеменского президента, но не украинского[34]. В ночь на 22 февраля Янукович уехал в Харьков, что было неверно истолковано как самоустранение от власти, о чем мы поговорим ниже.

Установление фашистского режима на Украине

Утверждение № 2: В Киеве у власти находятся фашисты.

Ответ из методички: В протестах на майдане принимали участие радикальные группы, некоторые из них с правоэкстремискими убеждениями. Численно же они представляли незначительную часть протестующих (до двух миллионов на Украине). В то же время, данные группы не вошли в созданное временное правительство после смены власти 27.2.2014.

Вошедшая в состав временного правительства партия «Свобода», относящаяся к правоэкстремисткому спектру, провалилась на выборах в октябре 14-го года, не преодолев пятипроцентный барьер, так же, как и «Правый Сектор». Обе партии не вошли в новое правительство, сформированное 27.11.14.

Президентские выборы 25-го мая 14-го года продемонстрировали, что правые экстремисты не играют решающей роли в украинской политике. Так кандидат от партии «Свобода» - Тягнибок получил только 1,16 процентов голосов, а кандидат от «Правого Сектора» — Ярош только 0,7 процента голосов.

Основная статья: Концепция рашизма

Основная статья: Декоммунизация на Украине
2 мая и нацизм на Украине (Руслан Осташко)

Позиция методички вкратце выглядит следующим образом: есть признание участия радикальных националистов в Евромайдане (успешное) и в политической жизни (не успешное) новой Украины, то есть их легальности, но при этом говориться, что раз они не вошли в парламент и правительство, то режим фашистким быть назван не может.

В своей позиции методичка обходит вопрос героизации ОУН-УПА со стороны «радикальных групп» — современные украинские националисты, особенно упомянутые «Правый Сектор» и «Свобода», не скрывают, что являются современными продолжателями ОУН-УПА. Например, Дмитрий Ярош при характеристике идеологии Правого Сектора:

Наше отношение к русским так же, как и к другим представителям национальных меньшинств. Оно вполне вписывается в методологию, предложенную Степаном Бандерой: братское к тем, кто вместе с нами борется за государственность украинской нации; толерантное к тем, кто признает наше право быть хозяевами собственной судьбы на своей земле; враждебно к тем, кто это право отрицает...[35]

При этом он не объяснил каким образом т. н. «совки», «ватники» и иные граждане Украины и России с пророссийскими взглядами отрицают это право. Также он умолчал, что ОУН-УПА были пособниками Третьего Рейха, имели фашистскую идеологию[1] и проводили политику геноцида неукраинского населения в виде карательных акций вроде Волынской Резни.

Культ славы ОУН-УПА далеко не удел украинских националистов, которым, как утверждает методичка, не удалось пробиться во власть. Новый режим провозгласил ОУН-УПА борцами за независимость Украины (закон № 314-VIII), а день основания УПА (14 октября) Днем защитника Украины (указ № 806/2014), а также стал проводить политику декоммунизации, фактически сделав антикоммунизм и русофобию обязательной идеологией.

И наконец, сам факт легальности фашистских партий и деятелей делает режим фашистским — на Украине фашисты сыграли значимую роль в смене власти в феврале 2014 года и играют столь же значимую роль в политико-идеологических реалиях нынешней Украины — подробнее эта тема освещается в докладе «Экстремизм в украинской политике» от агенства CIS-EMO.

Государственный переворот на Украине

Утверждение № 3: Смещение президента Януковича и установление временного правительства были государственным переворотом.

Ответ из методички: После эскалации насилия на майдане президент Янукович при посредничестве Франции, Польши, Германии и России подписал меморандум о мирном решении конфликта. После подписания меморандума президент Янукович бежал из Киева в ночь с 21-го на 22-е февраля 14-го года. Также большинство министров покинуло столицу. Таким образом, в этот момент на Украине не было дееспособного президента и правительства. Председатель парламента Рыбак сложил свои полномочия.

В подобной ситуации парламент как единственный де-факто дееспособный и демократически легитимированный конституционный орган проголосовал 22-го февраля 14-го года 328 голосами без единого голоса «против» за назначение выборов президента на 25.05.14. Парламент лишил полномочий президента Януковича не на основании формального импичмента, а в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате неспособности президента выполнять свои обязанности, так как президент «в нарушении конституции отказался исполнять свои обязанности».

Подобная ситуация в украинской конституции не урегулирована однозначно, таким образом, парламент как де-факто единственный дееспособный легитимный орган по аналогии со статьёй 108 п.2 конституции Украины (досрочное прекращение полномочий президента в связи с невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья) преодолел чрезвычайную ситуацию. Впоследствии парламент назначил нового руководителя парламента Турчинова 285 голосами «за» временно исполняющим обязанности президента. 27.2.2014 Арсений Яценюк был назначен парламентом руководителем временного правительства.

Основная статья: Госпереворот на Украине

«Подписал меморандум о мирном решении конфликта…».

Методичка поддерживает миф, что Янукович уехал из Украины просто так — на самом деле он уехал по причине угрозы своей безопасности, возникшей из-за нежелания активистов Майдана прекращать силовую борьбу (подробнее см. раздел «Вмешательство Запада во внутренние дела Украины»)

Бездействие Запада по вопросу соблюдения Соглашения от 21 февраля обозначил Сергей Лавров:

Я убежден, если бы 22 февраля прошлого года, когда оппозиция растоптала подписанное накануне соглашение об урегулировании кризиса на Украине, отказалась создавать правительство национального единства, стала захватывать здания Администрации Президента и Правительства, сжигать офисы политических партий, в этот момент Европа (особенно страны, которые были свидетелями при подписании упомянутого соглашения - Германия, Франция и Польша), и США, накануне активно призывавшие нас не допустить, чтобы В.Ф.Янукович вывел армию на улицу - если бы они после развала того соглашения, после того, как оно было растоптано оппозицией, употребили свое влияние и авторитет и потребовали бы немедленно восстановить договоренности, уверен, ничего того, что мы сейчас наблюдаем на Украине, не произошло бы, и не было бы нынешней трагедии[36].

Германия как гарант Соглашения от 21 февраля должна была в курсе действий Януковича и активистов Майдана, но ее бездействие как гаранта соглашения привело Украину к кризису.

«Парламент как единственный де-факто дееспособный и демократически легитимированный конституционный орган…».

Со стороны методички умалчивается, что парламент Украины превысил свою полномочия:

  • Янукович был лишен власти не в результате импичмента, а по постановлению «О самоустранении Президента Украины…»
  • И. о. президента был назначен в нарушение 112 статье Конституции, по которой пост и. о. президента должен занимать не глава парламента (спикер Верховной Рады), а глава правительства (Премьер-Министр)
  • Смещение 5 судей Конституционного суда, нарушающее 5 статью Европейской хартии о судьях

Эти и другие нарушения законодательства Украины были описаны в анилизе правовой ситуации на Украине, сложившейся после 21 февраля 2014 года, члена Совета Федерации РФ Андрея Клишаса[37].

Также методичка поддерживает миф, что Янукович отказался выполнять свои обязанности[38] — на самом деле, он в своих обращениях говорил строго обратное[39][40], плюс на него пытались устроить покушение, о чем рассказали некоторые украинские военные и сотрудники силовых ведомств[41]. Для поддержания мифа методичка решила не давать объяснений в чем действия Януковича нарушали Конституцию и положения Соглашения от 21 февраля.

«В украинской конституции не урегулирована однозначно…».

Методичка в данном утверждении показала свое незнание законов Украины — например, в вопросе кто должен занимать должность и. о. президента. Согласно Конституции Украины:

Статья 112. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины.

На момент смещения Януковича должность премьер-министра занимал Сергей Арбузов, точнее он был и. о. премьер-министра после отставки 28 января 2014 году Николая Азарова[42] и первым вице-премьер-министром Украины (еще с декабря 2012 года). Арбузов обладал полномочиями премьер-министра в соответствии с законом № 794-VII «О Кабинете Министров Украины»:

Статья 42. В случае отсутствия Премьер-министра Украины его полномочия выполняет Первый вице-премьер-министр Украины или вице-премьер-министр Украины согласно определенным Кабинетом Министров Украины распределением полномочий

Назначенный Верховной Радой на должность и. о. президента Александр Турчинов не занимал ни одну из этих должностей, о чем авторы методички предпочли умолчать, как и об остальных нарушения законодательства Украины.

Нарушение прав русских и русскоговорящих на Украине

Утверждение № 4: На Украине нарушают права и угнетают этнических русских и русскоговорящих. В связи с чем русские на Украине попросили Россию о помощи и поддержке.

Ответ из методички: Уважаемые международные организации вроде Международного Красного Креста не смогли подтвердить наличие опасности или жертв среди русскоговорящего меньшинства, о которых заявляла Россия. Также наблюдатели ОБСЕ не выявили угроз для русскоговорящего меньшинства. Специальный посол ООН Шимонович констатировал в своём сообщении 19.03.2014 Совету Безопасности ООН, что, несмотря на отдельные случаи, систематическое, широкомасштабное нарушение прав русскоязычного меньшинства не наблюдается.

Также решение парламента от 23.02.14 о прекращении действия закона о языке от 2002 года, предусматривающего широкие возможности применения русского языка для таких меньшинств, как русские, в публичной, культурной и образовательной сфере, не ограничило права русскоговорящего меньшинства, так как это решение не вступило в силу и было позже отозвано. Репрезентативный опрос (Gallup), проведённый в марте 14-го года среди 1200 украинцев показал, что среди русскоговорящего населения только малая часть чувствует угрозу по причине языковой принадлежности. 66 процентов опрошенных напротив не чувствовали вообще никакой угрозы.

В остальном: даже в том случае, если бы положении этнических/культурных/языковых русских групп было бы проблематично, это не давало бы России права на вооружённое вторжение на Украину. Напротив, с момента противоречащей нормам международного права аннексии Крыма Россией имеются серьёзные опасения в отношении соблюдения прав этнических меньшинств и оппозиционеров в Крыму (см. отчёт ассистента генерального секретаря ООН по правам человека Шимоновича и верховный комиссара ОБСЕ по правам меньшинств Турс).

Налицо циничная ложь немцев. Констатация того, что большинство не видят угрозы основано на умолчании двух фактов:

  • Большинство русских на Украине из-за более чем двадцатилетней политики украинизации превратились в людей, которые либо поддерживают такую политику, либо относятся к ней равнодушно
  • Власти Украины умело сужали права русского языка на протяжении 25 лет. Умело, потому что, например, запрет русско-язычной рекламы и дубляжа, а также сокращения преподавания на русском языке в учебных заведениях умудрялись оформить так, что они прошли мимо не только простых граждан, но даже юристов.

Иными словами, в рамках русофобии на Украине политики достигали двух целей: с одной стороны вели борьбу с русским языком на Украине и всем, что связывает Украину с русской цивилизацией, с другой стороны, умело скрывали эту борьбу и даже внушали, что она оправдана.

Другая главная ошибка авторов методички — они считают русский язык на Украине языком меньшинства. Это заблуждение опровергается опросом 2008 года, проведённым уже упомянутой организацией Gallup, согласно которому 83 % опрошенных выбрали русский для ответа на вопросы. Также в качестве опровержения можно указать, например, статистику запросов в Google, где большинство запросов с Украины — на русском.[43]. Вообще, такая постановка вопроса оскорбительна — ибо русский язык, на котором говорит большинство жителей Украины неуместно ставить в ряд с языками на которых говорит от силы 1-1,5 % от населения страны (420—630 тысяч человек) при всем уважении к этим языкам. И наконец — никто не просит для русского языка особых привелегий, речь идет лишь о возможности свободного пользования им абсолютно во всех сферах общественной жизни наравне с украинским.

И наконец третья ошибка — незнание того, что Конституция Украины гарантирует народный суверенитет. Открываем статью 5:

Статья 5. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами

То же самое относится к русским как жителям и гражданам Украины. Право оказывать сопротивление узурпаторам закреплено и в конституциях других стран, например, в Конституции ФРГ, статье 20 (4. Всякому, кто попытается устранить этот строй, все немцы имеют право оказывать сопротивление, если не могут быть использованы иные средства). Хочется спросить у немцев: допускают ли они наличие таких прав для русских и русскоговорящих?

Вопрос русского языка на Украине будет проблематичным еще долгое время, [44] даже несмотря на ратификацию Украиной Европейскую хартию региональных языков. Ещё в 2007 году она предоставила доклад о её выполнении, который был подвергнут критике со стороны Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы[45].

Русский Крым

Утверждение № 5: Крым всегда был «русским».

Ответ из методички: История заселения Крыма удивительно разнообразна. В древности там селились киммерийцы, тавры и позже греки. В процессе переселения народов в третьем веке нашей эры в Крым пришли готы, за ними последовали с пятого века гунны, хазары и татары.

После нашествия монголов Крым принадлежал Османской Империи, которая вследствие шестой Русско-Турецкой войны вынуждена предоставить Крыму независимость. Таким образом, Российская Империя аннексировала Крым в 1783 году. После вытеснения тюркского населения полуостров был заселён русскими, а также немецкими, греческими, болгарскими и балтийскими крестьянами.

После крушения Российской Империи в 1917 году Крым перешёл Российской Социалистической Федеративной Советской Республике и оставался в составе как часть Советского Союза до 1992 года. Но прежде, в 1954 году, в рамках СССР был передан Украинской Социалистической Советской Республике. Решающим в данном случае, однако, было, что после распада Советского Союза в 1991 году Крым остался частью независимой Украины, чью территориальную целостность гарантировала Россия в 1994 году при подписании будапештского меморандума. (Передача Украиной атомного оружия в обмен на гарантии территориальной целостности и свободного экономического развития со стороны России, Великобритании и США).

Основная статья: Крым#История Крыма

Материальное свидетельство пребывания русских в Крыму ещё в 1068 году — «Тмутараканский камень». Надпись на камне гласит: «В лето 6576[2] индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». (Корчев — это современная Керчь в Крыму.)

Опровергаемое утверждение — перефраз слов Путина из его крымской речи:

Все эти годы и граждане, и многие общественные деятели неоднократно поднимали эту тему, говорили, что Крым – это исконно русская земля, а Севастополь – русский город. Да, всё это мы хорошо понимали, чувствовали и сердцем, и душой, но надо было исходить из сложившихся реалий и уже на новой базе строить добрососедские отношения с независимой Украиной[46].

Фраза «Крым — это исконно русская земля» была истолкована буквально, что неверно — имелось ввиду, что Крым воспринимается как исконно русская земля в силу прочной историко-культурной ассоциации с Россией.

«История заселения Крыма удивительно разнообразна»

В целом методичка верно изложила историю заселения Крыма, не упомянув при этом византийцы, готы, половцы и множество других народов[47], включая восточных славян. В 988 году было основано Тмутараканское княжество, где правили потомки Мстислава Храброго, сына Владимира Святого. В составе Руси успел побыть и Херсонес-Таврический (ныне территория Севастополя) — в 988 году он был захвачен Владимиром I, а позднее возвращён Византии в обмен на брак с сестрой императора Анной.

«Таким образом, Российская Империя аннексировала Крым в 1783 году»

Методичка умалчивает, почему Россия пошла на присоединение Крыма — обратимся к меморандуму Г. А. Потемкина императрице Екатерине II от 1782 года:

Всемилостивейшая государыня! Неограниченное мое усердие к Вам заставляет меня говорить: презирайте зависть, которая Вам препятствовать не в силах. Вы обязаны возвысить славу России. Посмотрите, кому оспорили, кто что приобрел: Франция взяла Корсику, цесарцы без войны у турков в Молдавии взяли больше, нежели мы. Нет державы[3] в Европе, чтобы не поделили между собой Азии, Африки, Америки. Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит… Поверьте, что Вы сим приобретением безсмертную славу получите и такую, какой ни один государь в России ещё не имел. Сия слава проложит дорогу ещё к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Чёрном море. От Вас зависеть будет, запирать ход туркам и кормить их или морить с голоду[4].

То есть Россия присоединила Крым в первую очередь для обеспечения своей безопасности от набегов крымских татар, которые осуществлялись с конца XV века для грабежа и угона в рабство населения[48].

Присоединение Крыма к России произошло после отречения от престола последнего крымского хана[5], а вскоре после присоединения России присягнула крымско-татарская знать. Из послания Потемкина Екатерине II от 21 июля 1783 г.:

Все знатные уже присягнули, теперь за ними последуют и все. Вам ещё то приятнее и славнее, что все прибегли под державу Вашу с радостию. Правда, было много затруднения по причине робости татар, которые боялись нарушения закона, но по уверениям моим, зделанным их присланным, теперь так покойны и веселы, как бы век жили у нас[6]

По указу от 4 марта 1784 года знать Крымского ханства была уравнена в правах с российским дворянством (кроме права владеть крепостными христианского вероисповедания)[7]. Также еще до присоединения Крыма 11 июня 1783 года вышел ордер Потёмкина русским войскам в Крыму, предписывающий относиться к жителям дружелюбно (не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полевые командиры)[8].

Если немцы считают все эти действия аннексией, то как можно назвать присоединение генуэзских колоний и княжества Феодоро в 1475 году Османской Империей, а также упомянутое ранее присоединение Корсики и создание колониальных империй?

«После вытеснения тюркского населения полуостров был заселён русскими»

Методичка называет массовую миграцию крымских татар в 1790-х годах[9] вытеснением тюркского населения. И тут стоит вспомнить предысторию этой миграции.

В 1778 году было осуществлено массовое переселение крымских христиан[10], которые контролировали почти всю торговлю и ремесла в прибрежных городах. Это привело к разрушению торговли и ремесел в Крыму, что усилило кризис сельского хозяйства и создало угрозу голода для населения, не говоря уже о притеснениях русской администрации и обезземеливания крымских татар[11]

Так как методичка не уточнила, что она имела ввиду под вытеснением, то остается открытым вопрос подразумевалась ли под вытеснением депортация крымских татар (о которой нет ни одного документа) или речь шла о замещении переселенцами убывшего из Крыма населения.

«…в 1954 году, в рамках СССР был передан Украинской Социалистической Советской Республике»

Основная статья: Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Передача Крымской области в состав УССР

Формально это верно, но при этом замалчивается, что передача Крыма в состав УССР была совершена путем нарушения ряда положений тогдашней Конституции, а город Севастополь ей вообще не передавался[49][50]. Для особо интересующихся рекомендуем анализ документов по передаче Крыма в 1954 году.

«…после распада Советского Союза в 1991 году Крым остался частью независимой Украины»

Крым как АССР имел право на отдельный референдум по вопросу выхода из состава СССР согласно статье 3 Закона СССР О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР:

Статья 3. В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе

Как мы помним, референдум 1 декабря 1991 года о выходе Украины из состава СССР прошёл также и в Крыму как части УССР.

«…территориальную целостность гарантировала Россия в 1994 году при подписании будапештского меморандума»

С Меморандумом ситуация куда более интересная. Ибо данный документ связывает вопрос изменения границ Украины с внешним вмешательством. При изменении территории государства в результате внутренних процессов говорить о нарушении Меморандума не приходится. Ведь почему-то изменение границ в Европе на рубеже 80-90-х гг. XX века не считается нарушением Пакта СБСЕ 1975 года. Если уж кто и должен нести ответственность за нарушение Меморандума, так это страны Запада, которые оказывали давление на законную власть Украины в лице Виктора Януковича и поддерживали его смещение. Для особо интересующихся предлагаем ознакомиться с тем, как Россия «нарушала» Будапештский меморандум по данной ссылке.

Также полезно вспомнить, как сама Украина вышла из состава СССР. Еще в августе 1991 года Украина приняла «Акт провозглашения независимости Украины», в котором содержится довольно интересная формулировка:

Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года,

- Продолжая тысячелетнюю традицию государства на Украине,

- Исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами,

- Осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства - УКРАИНЫ

Стоит отметить, что хоть переворот в СССР и не состоялся Верховный совет УССР посчитал нужным его использовать как аргумент в пользу независимости Украины, не забыв про историю, право народов на самоопределение и свою же Декларацию о независимости.

Хочется сразу же спросить авторов методички, почему Крым не имел права на провозглашение независимости на основании:

  • Угрозы своей безопасности в связи с государственным переворотом, который состоялся.
  • Права на самоопределение.
  • Более чем тысячелетней истории.
  • Осуществления своей Декларации о независимости.

Плюс власти Крыма в условиях государственного переворота в стране и установившегося после него хаоса получили чрезвычайные полномочия по решению съезда легитимных руководителей органов местного самоуправления областей Юго-Востока и Крыма 22 февраля 2014 года в Харькове, где была принята знаменитая Харьковская резолюция.

Референдум и право народов на самоопределение

Утверждение № 6: Право на самоопределение народов и референдум делают отделение Крыма от Украины и включение его в состав Российской Федерации законным.

Ответ из методички: Это спорно, включает ли право на самоопределение народов право на сецессию (право на выход из состава государства), кроме того, спорен и вопрос, что же является народом. Но об это речи не идёт, российская интервенция в нарушение международного права лишает легитимности отделение Крыма от Украины в любом случае.

Российская Интервенция противоречит запрету на угрозу или применение насилия во межгосударственных отношениях, записанному во 2-ой статье, пункт 4-ый хартии ООН и нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины. Применения силы, вопреки международному праву, сделавшее возможным отделение Крыма от Украины и его дальнейшее включение в состав России противоречат международному праву.

То, что в Крыму был проведён референдум в нарушение украинской конституции, ничего не меняет: в первую очередь, данный референдум был возможен только благодаря российской интервенции, попирающей международное право, и был ей омрачён.

Основная статья: Правовые основания воссоединения Крыма с Россией

«Это спорно, включает ли право на самоопределение народов право на сецессию…»

Из Декларации 1970 года:

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение[51].

Эта же декларация гласит, что государства могут отстаивать территориальную целостность лишь тогда, когда они соблюдают равноправия и самоопределения народов и имеют правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Тут полезно напомнить, что одним из первых решений нового режима было отмена закона о языках 2012 года[12], которое вызвало рост выступлений против нового режима в Крыму и на Юго-Востоке. И это не вспоминая про поддержку героизации ОУН-УПА и русофобии, в частности теорий, отказывающих русскому народу в праве называться цивилизованным и славянским.

«…спорен и вопрос, что же является народом…»

Понятие «народ» действительно не имеет однозначной трактовки — во многом из-за споров этническим или культурным понятием является народ.

При этом население Крыма может считаться отдельным народом с этнической и культурной точек зрения — по переписи 2001 большая часть населения (58 %) являлась этническими русскими, то есть относилась к другому, не титульному этносу Украины, имеющему собственные язык, традиции и культуру.

Существенную ясность в этот вопрос внесла в 1972 году международной комиссии юристов при разборе дела по Восточному Пакистану, которая отметила, что народ только тогда существует, когда он начинает осознавать свою собственную идентичность и подтверждает свою волю к существованию.

«Российская Интервенция противоречит запрету на угрозу или применение насилия во межгосударственных отношениях…»

Методичка следует в фарватере западной пропаганды, преподнося факт «интервенции» России преподносится как уже давно доказанный — тогда как данная риторика нуждается в доказательствах и ответах на вопросы вроде в чем проявлялась интервенция и в чем проявлилось нарушение международного права. Также концепции об «интервенции» противоречит то, что войска РФ находились в Крыму еще с 1997 года по договоренности с Украиной, а вводом дополнительных войск в марте 2014 года не нарушили максимальную квоту по численности военных на территории полуострова.

Наконец, методичка не дает ответа на вопрос как действия России соответствовали термину «аннексия», а именно насильственное присоединение государством всего или части территории другого государства в одностороннем порядке. Вопрос в том, в каком статусе Крым был когда присоединялся к России (независимого государства или части Украины) и каковы доказательства насильственного присоединения.

«…был проведён референдум в нарушение украинской конституции…»

Методичка аппелирует к Конституции Украины в обоснование незаконности крымского референдума, игнорируя при этом юридические коллизии Конституции в данном вопросе:

  • Невозможность реализации на практике — трудно представить что более 50 % избирателей проголосуют за сецессию
  • Статья 157 запрещает менять текст Конституции, если изменение направлено на нарушение территориальной целостности Украины
  • В Конституции Украины (статьи 38 и 138) закреплено право на проведение местных референдумов, усиленное после принятия Харьковской Резолюции
  • Нарушение права народов на самоопределение, прописанного в Уставе ООН (статья 1) и других международных документах

Наконец, методичка не случайно не затронула вопрос соблюдения Конституции Украины во время смены власти в феврале 2014 года — по киево-вашингтонской версии событий на Украине смена власти произошла законно, а вот сецессия Крыма и Севастополя нет.

Двойные стандарты Запада в отношении Крыма и Косово

Утверждение № 7: Запад применяет двойные стандарты по отношению к отделению Крыма и независимости Косово.

Ответ из методички: Ситуация в Косово в 1999—2008 годах несравнима с ситуацией в Крыму в 2014 году ни с правовой и ни с политической точки зрения. В Косово, после решительных мер, предпринятых НАТО весной 1999 года, направленных на предотвращение надвигающейся гуманитарной катастрофы, имели место интенсивные и длительные усилия по решению проблемы на основе предложений миссии ООН в Косове (UNMIK), в том числе, в многостороннем формате. Объявление независимости Косово стало следствием провала этих почти двухлетних усилий, а не следствием вооружённой интервенции извне.
В Крыму напротив: объявление об отделении Крыма в марте 2014 года было вообще возможно только вследствие нарушающей запрет на применение насилия интервенции российских военных в Крыму, которые препятствовали законным украинским органам власти выполнять возложенные на них обязанности. Данное нарушение запрета на применение насилия делает его результат — выход Крыма из состава Украины и его включение в состав Российской Федерации — незаконным. Так как в случае запрета на применение насилия речь идёт об обязательной для исполнения норме международного права, ни одно другое государство не вправе признать данный результат.

Основная статья: Двойные стандарты Запада#«Косово — особый случай»

Германия одна из первых стран Евросоюза, которые признали независимость Косово. Поэтому методичка МИДа этой страны умалчивает три значимых факта о Косово:

  • Отсутствие санкции Собвеза ООН на операцию
Комментарий: статья 42 Устава ООН прямо устанавливает прерогативу Совбеза ООН принимать решения о применении военных методов против страны. При этом Совбез имеет на это право только в случае мирные методы (статья 41) окажутся исчерпанными.
  • ООН гарантировала Югославии территориальную целостность
Комментарий: Резолюция СБ ООН 1244 подтвердило территориальную целостность и суверенитет Югославии в соответствии с Пактом СБСЕ 1975 года. Также по этой резолюции была создана временная администрация для управления Косовом как автономией в составе Югославии.
  • Отсутствие референдума о независимости
Комментарий: независимость Косова была провозглашена в одностороннем порядке без проведения референдума, на котором население могло высказаться по вопросу независимости.

Плюс бомбардировки НАТО нанесли Югославии огромный ущерб, в частности ~1700 человек стали жертвами бомбардировок[13], почти 10 тыс. оказались ранены, втрое увеличился поток беженцев[52]. Назвать все это «решительными мерами, предпринятыми НАТО», обходя вопрос законности этих мер — такова циничная позиция методички.

Называя действия России в Крыму агрессией через термины «применение насилия» и «интервенция», методичка не объясняет в чем все это проявилось, то есть повторяет ошибки из раздела «Референдум и право народов на самоопределение».

Россия провела бескровное блокирование украинских воинских частей, которые ввиду которые ввиду свержения главнокомандующего (президент Украины) оказались в спорном положении. В ходе Крымской весны было меньше десятка жертв, причем не все из них погибли по вине России[53] — сербы о таком количестве жертв в 1999 году могли только мечтать.

В соответствии с киево-вашингтонской версией событий в Крыму методичка не дает объяснений как стали бы развиваться события в Крыму, если бы не вмешательство России. Например, не дается ответ на вопрос о гарантиях того, что украинские военные позволили бы властям Крыма провести референдум о независимости, а не стали бы вступать в боестолкновения с отрядами Самообороны Крыма, как это случилось позднее на Донбассе, а также что Россия не была бы вовлечена в такой конфликт как это было в Южной Осетии в 2008 году.

Наконец, методичка не объясняет как Россия препятствовала работе органов власти в Крыму. Так, например, работе крымского парламента Россия не препятствовала, а обеспечила ему безопасность после серьезной потасовки у здания парламента между противниками и сторонниками новой власти на Украине, в которой участвовали активисты Правого Сектора на стороне последних[54]. Почему-то когда украинские националисты захватывали административные здания в Киеве и облцентрах Западной Украины, Запад не считал, что происходит «препятствия законным украинским органам власти».

Конфликт на Украине и участие России

Утверждение № 8: На Украине имеет место конфликт между (фашиствующим) правительством в Киеве и локальными сепаратистами, Россия в данном конфликте не замешена.

Ответ из методички: Даже в том случае, если значительная часть населения Донбасса воспринимает правительство в Киеве очень критично, то вооружённые группы сепаратистов, воспользовавшиеся вакуумом власти, образовавшегося после бегства президента Януковича и его клана, никогда не обладали поддержкой большинства населения. Противостоять усилиям украинского правительства восстановить общественный порядок они могут только благодаря продолжающейся массивной помощи из России.

Основная статья: Восстание Донбасса

Методичка умалчивает про референдумы 11 мая и выборы 2 ноября, где сторонники независимости Донбасса получили поддержку большинства населения республик. Справедливости ради отметим, что более объективным показателем был бы референдум на всей территории Донбасса (аналогичный референдуму 1994 года), проведения которого протестующие на Донбассе требовали еще в марте[55] и вплоть до начала АТО, например в Луганске[56][57]. Начало АТО и наступления ВСУ не дало возможности спокойно выяснить, какая часть населения поддерживает «сепаратистов».

В целом политика Украины в отношении населения Донбасса носит явно притеснительный характер, в частности были отменены социальные выплаты, проведена экономическая блокада, происходит обстрел прифронтовых городов вопреки Минским Соглашениям и т. д. В этих условиях гуманитарная поддержка со стороны России является не только оправданной, но и необходимой, поскольку в противном случае Россия стала бы соучастником военных преступлений киевского режима. При этом речь идет о гуманитарной помощи, поставки вооружений и военнослужащих со стороны России Запад до сих пор (на момент 2017 года) не может.

Недружественная политика Запада в отношении России

Утверждение № 9: Запад с момента развала Советского Союза проводил систематическую политику, направленную на изоляцию и ослабление России.

Ответ из методички: Европейский союз и НАТО всегда проявляли значительный интерес к тому, чтобы Россия внесла свой вклад как партнёр и на основе общих принципов в обеспечение европейской безопасности. Таким образом, они с момента распада СССР преследовали цель интенсивного сотрудничества с Россией. Так, например, ЕС и Россия в 1997 году подписали договор о сотрудничестве и кооперации, а в 2005 договорились о создании четырёх общих сфер. Кроме того, ЕС предложил России кооперацию в области модернизации, которая должна была помочь России преодолеть важнейшие вызовы в ключевых областях, таких, как экономические инновации или современная социальная политика. Также НАТО прилагало усилия для построения сети партнёрских отношений и создало в совете Россия-НАТО форум для особенно тесного взаимодействия. Данное дружественное расположение НАТО нашло своё отражение в интенсивной поддержке, оказанной России при вступлении в международные организации, такие, как G7, совет Европы или ВТО.

Тут полезно вспомнить действия и взаимоотношения России и Запада по двум основным вопросам:

  • Контроль над обычными вооружениями в Европе
  • Упущенные возможности от приостановки НАТО взаимодействия с Россией

Более подробно эти вопросы освещены в докладе Постоянного Представительства России при НАТО «Россия-НАТО: мифы и факты». Другие вопросы вроде расширения НАТО на Восток или создания системы ПРО в Европе поднимаются в следующих пунктах методички.

Дружественность Запада в отношении России была продемонстрирована поддержкой боевиков Ичкерии, обвинений в агрессии против Грузии в 2008 году, введением Акта Магнитского, бойкотированием Олимпиады в Сочи и т. п. — и это только основной список.

Контроль над обычными вооружениями в Европе

19 ноября 1990 — подписание ДОВСЕ. Россия в полном объеме выполнила прописанные в нем обязательства по сокращению тысяч единиц обычных вооружений, несмотря на развал экономики в 90-е годы.

На момент подписания был основан на балансе сил ОВД и НАТО, но к концу десятилетия нуждался в изменениях ввиду масштабных военно-политических изменений (в частности распад СССР и расширение НАТО) — Россия выступила инициатором внесения изменений и после переговоров в 1999 году было подписано Соглашения об адаптации ДОВСЕ в Стамбуле. По нему происходил переход от зонально-групповой к национально-территориальной системе ограничений на обычные вооружения и военную технику — данный вариант не устраивал НАТО, в частности США, ибо первоначальный вариант ДОВСЕ в новых условиях давал преимущества Североатлантическому Альянсу.

Отказ от ратификации Соглашения 1999 года в НАТО объясняли наличием войск России в Молдавии и Грузии — от России стали требовать, например, вывода миротворческих войск из этих стран по условиям Соглашения. Данные претензии Россия считала необоснованными в виду, например, срыва переговоров по меморандуму Козака[14][58].

13 июля 2007 — Россия приостановила свое участие в ДОВСЕ (указ № 872), что разрешено положением о право выхода из ДОВСЕ (статья 19) по формуле «кому разрешено большее, тот имеет право и на содержащееся в нем меньшее». В справке к указу № 872 указываются основные причины данного решения:

Необходимость приостановления действия ДОВСЕ обусловлена следующими относящимися к Договору исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации:
  • 1. Уклонение Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии от оформления изменений в составе групп государств – участников ДОВСЕ в связи с присоединением указанных стран к НАТО;
  • 2. Превышение государствами – участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;
  • 3. Негативное воздействие планируемого размещения обычных вооружений США на территориях Болгарии и Румынии на соблюдение «групповых» ограничений ДОВСЕ;
  • 4. Невыполнение рядом государств – участников ДОВСЕ принятого в г.Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;
  • 5. Невыполнение Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией принятых в г.Стамбуле обязательств по корректировке территориальных предельных уровней;
  • 6. Отрицательное воздействие неучастия Латвии, Литвы и Эстонии в ДОВСЕ (результат – появление территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран) на выполнение российских политических обязательств о военной сдержанности на северо-западе Российской Федерации[59].

Вместе с этим Россия стремилась к поиску выхода из кризиса ДОВСЕ, проводя в 2007—2010 гг. переговоры с США. Немало надежд было возложено на т. н. «консультациями 36-ти»[15], начатые в июне 2010 года с целью выработки «рамочной договорённости» о начале новых переговоров по укреплению и модернизации режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ).

К середине 2011 года эти консультации зашли в тупик — России вновь выдвигались предварительные условия и неприемлемые для России увязки, в частности с проблематикой «замороженных конфликтов» и отказом от признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Провал данной стратегии привел к объявлению в ноябре 2011 года странами НАТО приоставки представления России информации по ДОВСЕ и приёма её инспекций на своей территории. Убедившись в невозможности добиться выполнения своих запросных требований, в ноябре 2011 г. страны НАТО объявили о приостановке представления России информации по ДОВСЕ и приёма наших инспекций на своей территории в ответ на российский «мораторий».

С тех пор Россия воздерживается от выдвижения каких-либо инициатив в области КОВЕ. В 2015 году Россия приняла решение приостановить участие в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ, ввиду фактически полного сворачивания практической работы в рамках этого формата. Это, однако, не означает отказа от дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе, если и когда страны НАТО согласятся деполитизировать свои подходы и действовать на основе учёта интересов всех государств-участников, включая Российскую Федерацию.

В документах Саммита НАТО в Уэльсе (4-5 сентября 2014 г.) тема ДОВСЕ мало поднималась — не было ни попыток уточнения роли контроля над вооружениями в деле укрепления военной безопасности на основе комплексного анализа развития военно-политической обстановки в Европе, ни выражения готовности членов альянса вести дело к разработке новой договоренности, отражающей современные реалии.

Упущенные возможности от приостановки НАТО взаимодействия с Россией

Нынешние негативные тенденции — не выбор России. Ее руководство по прежнему стоит на позиции, что нет реальной альтернативы альтернативы взаимовыгодному и широкому общеевропейскому сотрудничеству Россия-НАТО на условиях равноправия, прагматизма и учета интересов друг друга, а также недопущении конфронтации или скатывании к новой «холодной войне».

«Заморозка» альянсом деятельности СРН чревата и уже привела к негативным последствиям как с точки зрения повышения военно-политических рисков, так и в плане «упущенной выгоды» от взаимодействия с Россией:

  • Прекращение деятельности Трастового Фонда (оказание помощи в подготовке армии Афганистана)
  • Закрытие проекта по подготовке антинаркотических кадров для Афганистана, Пакистиан и стран Средней Азии
  • Прекращение обмена данными по контролю воздушного пространства (для предотвращения теругроз с воздуха, взаимодействия в случае технических сбоев, чрезвычайных ситуаций)
  • Отказ США от сотрудничества по программе «Стандекс» (разработка методов дистанционного обнаружения взрывчатых веществ и их носителей на объектах транспорта и при проведении массовых мероприятий)

Расширение НАТО на Восток

Утверждение № 10: НАТО нарушило обещание не расширятся после холодной войны на восток, и угрожает таким образом интересам России в области безопасности.

Ответ из методички: Относительно вхождения прочих европейских государств в НАТО не существует никаких обязующих правил. После холодной войны был урегулирован на основании договора только вопрос о вхождении в НАТО бывшей ГДР в результате объединения Германии т. н. договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года. Возможное вхождение в состав НАТО восточноевропейских стран после окончания холодной войны оценивалось различно, как внутри альянса, так и в внутри правительства США. Однако согласия НАТО как организации, то есть решения, принятого единогласного всеми странами членами НАТО, о том, что НАТО не будет принимать новых членов из восточной Европы, не было никогда. Варшавский договор утратил свою силу 1-го июля 1991-го года, таким образом, этот вопрос отпал сам собой, на что и обратил вниманию осенью 2014 года бывший советский президент Горбачёв.

Однако в 1975 году СССР, США, Канада и многие европейские страны подписали так называемый хельсинский договор, который гарантирует право на свободный выбор союзников. Принцип свободного выбора союзников бы подтверждён пактом Россия-НАТО в 1997 году, за два года до первого расширения НАТО на восток. Кроме того, в 2002 году с созданием совета Россия-НАТО была вновь углублена совместная работа между альянсом и Россией, за два года до второго расширения НАТО на восток. То есть Расширение НАТО на восток происходило тогда параллельно с углублением совместной работы с Россией.

В основополагающем договоре Россия-НАТО страны НАТО дополнительно обязуются добровольно отказаться от постоянного размещения стратегических вооружений, а также от разрешения ядерного оружия на территории новых стран участников НАТО. Этого принципа придерживается НАТО до сих пор, даже несмотря на то, что Россия нарушила основы договора Россия-НАТО (отказ от интервенции и т. п.).

Основная статья: Расширение НАТО

Как и руководство НАТО методичка предпочитает делать вид, что обещаний о нерасширении НАТО на Восток не было. На самом деле такие обещания были, а именно:

  • 31 января 1990 — публичное заявление главы МИДа ФРГ Ганса-Дитриха Геншера о нерасширения НАТО после объединения Германии:
Мы договорились, что территория НАТО не будет расширяться на восток. Это кстати говоря касается не только ГДР, которую мы не хотим просто так захватить. Расширения НАТО не будет вообще нигде[60].
  • 17 мая 1990 — заявление Генсека НАТО Манфреда Вёрнера:
Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за территорией ФРГ дает Советскому Союзу прямые гарантии безопасности.[61]
  • Рукописные записи Госсекретаря США Джеймса Бейкера, сделанные им во время переговоров с Горбачёвым в 1990 году:
Сфера полномочий НАТО ни на дюйм не продвинется на Восток[62]

О наличии других доказательств наличия этих обещаний неоднократно напоминал МИД РФ[63][64].

Утверждая верность НАТО обязательству не размещать на территории новых членов НАТО стратегических вооружений, в частности ядерного оружия, методичка почему-то позабыла про создание военных баз в Восточной Европе, в частности в Польше, Болгарии и Румынии.

Вступление Украины в НАТО

Утверждение № 11: НАТО добивается вступления Украины в альянс, что не без основания воспринимается Россией как угроза сфере собственных интересов.

Ответ из методички: В соответствии с принципами хельсинского договора и основополагающего договора Россия-НАТО Украина вправе свободно выбирать, к какому военному объединении она хочет принадлежать. НАТО поддерживает с Украиной особенно близкие партнёрские отношения с 1997 года в виде комиссии Украина-НАТО. Руководство стран НАТО по желанию киевского правительства дало Украине в 2008 году в Бухаресте предварительное согласие на вступление в НАТО. Когда Украина зафиксировала свой внеблоковый статус в законе в 2010 году, данное изменение курса было принято НАТО. По приглашению правительства были продолжены консультации и поддержка в области обеспечения безопасности. Украина отказалась от внеблокового статуса в 2014 году. Согласно президенту Порошенко, основные усилия сейчас направлены на реализацию реформ в области обеспечения безопасности и обороны, таким образом, вступление в НАТО не стоит на повестке дня.

Вступление Украины в НАТО коренным образом изменит стратегическую обстановку на постсоветском пространстве в крайне неблагоприятную сторону для России. Для НАТО Украина идеальный плацдарм давления на Россию ввиду стратегических преимуществ Украины, а именно:

  • Граница РФ и Украины — это почти 2300 км степей и лесостепей Восточно-Европейской равнины, которая толком не промаркирована. Все это облегчает ее пересечение большими группами военных и техники.
  • От границы с Украиной на расстоянии 400—500 км находятся почти все крупные экономические и промышленные центры Центрального и Южного Федерального Округов;
  • Приднестровье не имеет сухопутных связей с Россией и находится между территорией Украины и Молдавии, что создаёт угрозу миротворческим войскам РФ в непризнанной республике;
  • Вся южная граница Белоруссии примыкает к территории Украины, а расстояние между ней и северной границей чуть более 500 км. В Белоруссии находится крупнейшая зарубежная группировка войск РФ. Не стоит также забывать, что Белоруссия граничит с Литвой, Латвией и Польшей, которые уже являются членами НАТО;
  • Население Украины более 40 млн человек, что в 4 раза больше суммарного населения Грузии и Прибалтики.

При этом на вступление Украины в НАТО в ближайшее время не стоит расчитывать. Как сказал Жан-Клод Юнкер «Украина, несомненно, не сможет стать членом ЕС в следующие 20-25 лет, и членом НАТО тоже».

Развязывание новой Холодной Войны со стороны НАТО

Утверждение № 12: НАТО использует кризис на Украине для восстановления менталитета холодной войны и снова приобретает противника — Россию.

Ответ из методички: НАТО — оборонительных союз, который должен гарантировать безопасность и свободу своих членов. После окончания холодной войны перед членами альянса возникли новые угрозы. НАТО зафиксировала три основных задачи в стратегическом концепте в 2010 году, к ним относятся: коллективная оборона, управление кризисами и обеспечение совместной безопасности.

После окончания холодной войны государства участники НАТО, Россия и другие страны внесли свой вклад в построение общей европейской архитектуры безопасности, основанной на принципах хельсинского договора, парижской хартии, основав организации вроде ОБСЕ.

НАТО не рассматривает Россию как своего врага, альянс развивал партнёрство с Россией на протяжении последних двадцати лет, исходя из «партнёрства во имя мира» и Совета Евро-Атлантического Сотрудничества. Кроме того, Россия и НАТО обладали особо привилегированным партнёрством в рамках совета Россия-НАТО, созданного на базе основополагающего договора Россия-НАТО. Данная совместная работа была приостановлена вследствие действий России на Украине, но она может быть продолжена, как только для этого появятся необходимые основания.

В разделе #Двойные стандарты Запада в отношении Крыма и Косово говорилось о том, как НАТО «продемонстрировала» свою оборонительную функцию на примере Югославии — была совершенна интервенция против суверенного государства, которая не только привела к многочисленным жертвам, но так и не было обосновано как данная интервенция служила реализацией НАТО права на самооборону. Тоже самое и с другими операциями НАТО, в частности против Ирака и Афганистана.

Закономерно, что методичка, обходя стороной вопрос законности и последствий операций НАТО, не дает ответа на вопрос по поводу системы ПРО в Европе. По официальной версии НАТО, система ПРО в Европе служит для защиты от ядерной угрозы со стороны Ирана и КНДР и угрозы для России не представляет — это не соответствует действительности, о чем пойдет речь позднее.

Действия НАТО против России

Утверждение № 13: НАТО пытается ослабить и изолировать Россию. НАТО использует кризис на Украине для размещения вооружений на границе с Россией. Кроме того, система противоракетной обороны НАТО направленна против России.

Ответ из методички: Руководители стран НАТО во время встречи в Уэльсе в сентябре 14-го года вновь подчеркнули, что альянс не ищет повода для противостояния с Россией и не представляет для России угрозу. Также было указано на то, что НАТО и в дальнейшем будет добиваться конструктивного сотрудничества с Россией, и сожалеет, что условия для этого сотрудничества из-за действий России на Украине отсутствуют.

НАТО и Россия тесно сотрудничали до украинского кризиса во многих областях, начиная от борьбы с наркотиками и терроризмом, спасения подводных лодок и заканчивая совместными действиями по преодолению стихийных бедствий.

В Основополагающий договор Россия-НАТО включены принятые НАТО обязательства не размещать стратегические вооружения на постоянной основе в новых странах участниках и не размещать там ядерное оружие. Однако основополагающий договор позволяет усиливать имеющиеся части. Принятый в Уэльсе «план готовности», предусматривающий повышенную готовность сил НАТО, соответствует обязательствам, принятым на себя НАТО в соответствии с основополагающим договором. НАТО заявило с самого начала, что система противоракетной обороны не направлена против России и не способна снизить российский потенциал сдерживания. Система ПРО направлена в первую очередь против угрозы за рамками евроатлантического региона и служит исключительно целям обороны. Это еще раз подтвердили руководители стран участниц НАТО во время встречи в Уэльсе.

Для начала хочется задать авторам методички простой вопрос: как США отнеслись бы к размещению военной базы или даже ядерного оружия России на Кубе, если для них и НАТО перемещение российских искандеров в Калининградскую область это провокация[65]?

Вопрос системы ПРО в Европе уже затрагивался ранее, при этом методичка и там, и здесь отстаивает официальную версию НАТО, согласно которой система ПРО в Европе направлена не против России, а на защиту от ядерной угрозы Ирана и Северной Кореи. И закономерно, что она не дает объяснений очевидных несостыковок этой версии, а именно:

  • Если НАТО «не представляет для России угрозу», то зачем продвигать систему ПРО к её границам, а не к границам Ирана и КНДР?
  • Каким образом КНДР со своим мизерным ядерным арсеналом[66] может служить поводом для расширения из года в год системы ПРО?
  • В чем заключается ядерная угроза Ирана для Европы, если он не разработал ядерного оружия? Вопрос становиться особо актуальным после договоренностей 2015 года[67], по которому Иран обязался пустить специалистов МАГАТЕ на свои ядерные объекты.

В докладе МИД РФ «Россия-НАТО: факты и мифы» (раздел Создание системы глобальной ПРО США) поднимаются другие неудобные вопросы по поводу системы ПРО, в частности почему США вышли из договора из договора о ПРО от 1972 года.

Евроассоциация Украины направлена против России

Утверждение № 14: «Восточное Партнёрство» в общем и договор об ассоциации Украины с ЕС в частности направлены против России.

Ответ из методички: Восточное партнёрство или в этих рамках заключённая ассоциация с ЕС ни в коем случае не означают, что страны — восточные партнёры не могут в будущем поддерживать отношения с другими соседями. Все с точностью наоборот: ЕС уверен в том, что цель стабильного, мирного и экономически продуктивного соседства может быть достигнута только в том случае, если соседи, в свою очередь, поддерживают взаимные, добрые отношения друг с другом. Речь не идёт об условии «или-или».
«Восточное партнёрство» не является жёсткой структурой, направленной исключительно на заключение договора об ассоциации. Со странами участниками «восточного партнёрства», с которыми на данный момент не ведутся переговоры об ассоциации (Белоруссия, Азербайджан, Армения) Европейский союз развивает индивидуальные формы сотрудничества. Особое внимание при этом уделяется сохранению и развитию экономических связей стран «восточного партнёрства» со странами СНГ. Германское федеральное правительство является сторонником диалога между странами ЕС, странами «восточного партнёрства» и странами Евразийского экономического союза, в том случае, если для этого имеются необходимые политические условия.

Авторы методички явно не читали САУЭС — иначе бы знали, что согласно этому договору существует обязательство перехода Украина на европейские стандарты, а ЕС получает расширенные права на украинском рынке. На отсутствии равенстве в этом договоре указала норвежский экономист Эрик Райнерт:

Я видел соглашение между ЕС и Украиной, там есть положения о том, что, если украинская промышленность будет мешать европейской, то будут ограничения на экспорт. В этом договоре нет равенства. Думаю, что вас сейчас вынуждают заключать такие договоры, и вам надо объединиться вокруг идеи индустриализации[68].

Украиная экономика почти не соответствует европейским стандартам, будучи зависимой от связей с Россией — перевод экономики на европейские стандарты при кризисном ее состоянии невозможен не только ввиду отсутствия средств, но и ввиду перспективы ухудщения кризиса. Все это вряд ли не коснется России.

О негативных последствиях подписания САУЭС для Украины писал КЦПИК, по оценкам которого приостановление его подписания избавляло Украину от следующих последствий[69]:

  • дальнейшего снижения уровня таможенной защиты национального производства и, следовательно, ухудшения платежного баланса страны, которое с неизбежностью привело бы к продолжению уменьшения золотовалютных резервов и ослаблению гривны;
  • притока спекулятивных инвестиций из стран ЕС, направляемых, прежде всего, в сферу потребления, а не на модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности;
  • сокращения поставок сельскохозяйственной продукции в страны ЕС в связи с тем, что ЗСТ с ЕС не предусматривает сокращения колоссальной поддержки собственным производителям, в то время как возможности сохранения и без того очень ограниченной поддержки аграрного сектора Украины уменьшаются;
  • усиления сырьевой ориентации экономики страны из-за невозможности высокотехнологичной и наукоемкой продукции конкурировать на рынках стран ЕС при потере традиционных рынков в странах СНГ в результате защитных мер от наплыва такой продукции, вытесняемой с внутреннего рынка Украины, на рынки Таможенного союза и других стран СНГ.

Кроме того, даже временным отказом от Евроассоциации создавались условия для нормализации внешнеторговых отношений с Россией, из-за ухудшения которых Украина, начиная с августа 2013 года, ежемесячно теряла 30-40 млрд грн. торгового оборота и 15-20 тысяч рабочих мест.

Угроза евроассоциации Украины для российского рынка

Утверждение № 15: После вступления в силу договора об ассоциации Украины с ЕС европейские товары переполнят российский рынок.

Ответ из методички: Этот аргумент нацелен на то, что товары из европейской зоны свободной торговли будут через Украину попадать в Россию, минуя таможенное оформление, так как Россия и Украина связаны между собой договором о свободной торговле. Однако, договор о свободной торговле в рамках СНГ содержит регулирование в отношении происхождения товаров, поэтому товары из Европейского союза будут, как и прежде облагаться российским таможенными пошлинами при прохождении через российско-украинскую границу.

Договор об образовании зоны свободной торговли был подписан 23 декабря 2011 года. Из пояснения ответственного секретаря комиссии Таможенного союза С. Ю. Глазьева:

Свободная торговля — это торговля без импортных тарифов и без количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться. Отличие от нынешней системы, которая в СНГ сложилась за 20 лет, заключается в том, что мы перешли от двухсторонних соглашений к одному многостороннему соглашению[70].

На чем основывается работа ЗСТ СНГ рассказал также Алексей Лихачев[16] в декабре 2015 года на пленарном заседании Госдумы, напомнив, что договор подразумевает свободу движения товаров путем устранения тарифных и нетарифных барьеров (в части применения мер торговой защиты, мер технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер) во взаимной торговле[71].

На том же пленарном заседании Госдумы был представлен проект федерального закона «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины», принятый из-за подписания Украиной САУЕС:

Начав имплементацию Соглашения об ассоциации и фактически адаптируя свое национальное законодательство в соответствии с нормами и требованиями ЕС, Киев де-факто начал выход из действующих между нашими странами соглашений. Наши обоснованные аргументы и законные права проигнорированы. Следствием этой политики станет значительный ущерб российской экономике[72].

Иными словами, Украина взяла на себя обязательства, несовместимые с ее обязательствами перед Россией в рамках практически всей договорной базы СНГ, плюс Украина предприняла ряд действий недружественного характера, ущемляющих экономические интересы России, среди которых признание России страной-агрессором, запрет полетов гражданской авиации, участие в западных санкция против России и т. д.

Подписание Украиной экономической части САУЕС привело к перечению на Украине двух зон свободной торговли, при которой необременительная процедура переупаковки на территории Украины позволила бы ввести на территорию России практически любой товар из ЕС без каких-либо таможенных пошлин формально совершенно законно, поэтому приведённый в методичке ответ является откровенным лукавством.

Защита Россией своего рынка в связи с евроассоциацией Украины

Утверждение № 16: После вступления в силу договора об ассоциации европейские продукты вытеснят с украинского рынка товары, произведённые на Украине, в результате чего низкокачественные украинские продукты переполнят российский рынок, в связи с чем Россия должна принять защитные меры.

Ответ из методички: Уже сегодня украинские таможенные пошлины на европейские товары невелики. На промышленные товары пошлина составляет в среднем 2,4 процента, на товары аграрной индустрии 6,4 процента. Таким образом, ЕС — уже важнейший торговый партнёр Украины. По этой причине значительного роста импорта на Украину европейских товаров не ожидается. Сектора украинской экономики, в которых по причине низкой конкурентоспособности ожидалось замещение европейскими товарами, будут защищены специальными мерами на срок до 15 лет.
В связи с вышесказанным не ожидается значительного роста экспорта украинских товаров в Россию. Конкурентоспособность украинских товаров в краткосрочной перспективе не увеличится на российском рынке. В тех областях, где украинские товары в принципе конкурентоспособны на российском рынке, они уже сегодня обладают значительной долей рынка.

Методичка вторично демонстирует неосведомленность о положениях САУЕС. Для примера: в нем прописано невыгодные для Украины условия ценообразовани на экспорт энергии и газа:

Статья 270. Запрет двойного ценообразования:
  • 1. Без предубеждения к возможности установления внутренних регулируемых цен согласно пунктам 2 и 3 статьи 269 настоящего Соглашения, ни одна из сторон или регуляторный орган, не должны принимать или поддерживать меры, в результате которых повышается цена на экспорт энергетических товаров для другой Стороны, по сравнению с ценой на такие товары, предназначенные для внутреннего потребления.

Простыми словами, цена на экспортируемые энергию и газ не может быть больше, чем на внутреннем рынке. Статья 269 Договора дает право Украине устанавливать регулируемые цены на электроэнергию и газ, но только с ограничением срока и опубликованием прозрачного механизма расчета данной регулируемой цены. Однако ст. 270 п.2 Украина должна подтвердить (доказать) Евросоюзу, что данная цена необходима и это не является умышленными запрещенными действиями согл.п.1.ст.270. Как будет применяться такой сложный механизм согласования и отчета по механизму регулируемой цены неясно, согласно вышеуказанным статьям Правительству Украины будет легче поднять внутренние цены на электроэнергию и газ до мировых, чем доказывать Евросоюзу, почему такая цена необходима.

К другим кабальным условиям САУЕС относятся следующие:

  • Приложение 1-А. Таможенные пошлины на товары украинского экспорта в ЕС по большинству товарных групп выше, чем на товары экспорта Евросоюза в Украину.
  • Приложение 1-B. Украина в течении 5-ти лет снижает и отменяет таможенную пошлину на одежду, бывшую в использовании (одежда — Second Hand). На российский рынок хлынет огромный объем данной одежды, причем бюджет от этого не будет получать дохода от таможенных пошлин, не говоря уже о том, что пользование одеждой, бывшей в употреблении, признак бедного и колониального общества.
  • Приложения 1-C и 1-D. Украина в течении 10-ти лет постепенно отказывается от всех ныне существующих экспортных пошлин. Это приведет к резкому снижению доходов бюджета на 10-15 % и снижению объемов социальных выплат.

Методичка не случайно не упоминула европейские стандарты, введение которых предусмотрено САУЕС, ибо многие украинские товары из-за непопадания под эти стандарты спросом в Европе пользоватся не будут и для реализации в большом количестве уйдут на российский рынок.

Переход Украины на технические стандарты ЕС

Утверждение № 17: Переход Украины на европейские стандарты технического регулирования негативно скажется на российско-украинской торговле.

Ответ из методички: Договор о свободной торговле между Украиной и Европейским союзом не содержит положений о том, в соответствии с какими стандартами Украина должна экспортировать товары в Россию. В то же время правильным является то, что в течение многолетнего переходного периода товары, находящиеся в обращении на Украине, должны быть приближены к международным или европейским стандартам. Тем же требованиям должен отвечать российский экспорт (состоящий преимущественно из нефти и газа). Россия тоже заинтересована в переориентации своего производства на международные стандарты, чтобы быть в состоянии предлагать продукцию на международном рынке. Для достижения этих целей Европейский союз и Украина предложили России трёхсторонние переговоры, предусматривающие возможность продления переходного периода и большом количестве отраслей параллельного действия европейских технических и технических стандартов СНГ.

По сути текст методички не дает опровержения приведенного утверждения, а предлагает самой России перейти на европейские стандарты, что Россия никогда не сделает не только по причине огромной затратности, но и из-за нежелания ставить себя в подчинённое Евросоюзу положение в области стандартов при отсутствии очевидных для неё выгод. Если Евросоюз хочет унификации стандартов, то почему нельзя выработать компромиссные страндарты вместо прямого указания переходить на стандарты ЕС.

По поводу перехода Украины на европейские стандарты методичка умалчивает две вещи:

  • САУЕС обязует Украину принять меры для постепенного принятия регламентов ЕС, систем стандартизации и т. п. (статья 56), но при этом ЕС в отношении Украины ничего не должен
  • Украинские предприятия нельзя резко перевести со стандартов СНГ на стандарты ЕС даже за пять лет. Следовательно, предприятия, ориентированные на экспорт, будут остановлены, судостроители, авиастроители, машиностроители пойдут за проходные на улицу.

Поскольку сама Россия на стандарты Евросоюза переходить не собирается, то переход Украины на стандарты Евросоюза однозначно отрицательно скажется на российско-украинской торговле, что в ответе методички и не отрицается.

Антироссийские санкции

Утверждение № 18: Европейский союз и его партнёры ввели санкции с целью поставить Россию на колени.

Ответ из методички: Разумеется, санкции направлены на создание экономического давления на Россию, но это не самоцель. Цель санкций в большей степени — подтолкнуть Россию к большей сговорчивости в поиске политического урегулирования конфликта на Украине в соответствии с международным правом. Основным критерием экономических санкций является выполнение минских договорённостей, поэтому санкции могут быть отменены. Это соответствует фундаментальным интересам всех, потому что слабая российская экономика наносит ущерб всем, не в последнюю очередь нашим общим соседям. Ключ к решению проблемы находится в руках России.

Основная статья: Антироссийские санкции

Слова про «цель санкций в большей степени» поднимают немало вопросов — от вопроса об остальных целях санкций до вопроса можно ли санкции против режима Януковича назвать «поиском политического урегулирования конфликта».

Далее интереснее — вопрос отмены санкции увязывается с выполнением Россией минских соглашений. Хочется спросить почему «могут быть отменены», а не «отменят» — данный вопрос напрашивается из-за введения новых санкций после подписания Минска-2. Но главное другое — сторонами соглашений являются Украина и республики Донбасса, а Россия вместе с Францией и Германией выполняет роль гаранта и посредника. При этом в адрес Украины со стороны Запада не звучало требований исполнять соглашения, которые содержали угрозы введения санкций за неисполнение оных.

Наконец, методичка умалчивает, что санкции против России являются односторонними и не могут являться источником международного права[17]. Согласно Уставу ООН (статья 41) только Совбез ООН обладает прерогативой наложения легитимных международных санкций. То что проводится в отношении России — не более чем экономическая война с целью достижения собственных геополитических интересов и ослабления конкурента в лице России, что соответствует как бы опровергаемому утверждению.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Дмитрий Донцов, основатель идеологии украинского фашизма, публицист-идеолог характеризовал идеологию ОУН как фашисткую — Политический и морально-психологический дух, которым дышат украинские националисты, бесспорно является фашизмом
  2. 1068 год
  3. Имелись ввиду сильнейшие страны Европы, особенно те, которые вели колониальные войны
  4. Болотина Н.Ю. Потёмкин. Глава 10. «ДАР БЕСКРОВНЫЙ…». М.: Вече, 2014
  5. Андреев А. Р. История Крыма: Краткое описание прошлого Крымского полуострова / А. Р. Андреев. — М.: Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997
  6. 666. Г.А. Потемкин — Екатерине II // Екатерина Вторая и Г.А.Потемкин. Личная переписка (1769-1791)
  7. Болотина Н. Ю. Потёмкин. Глава 11. Во главе южных губерний. М.: Вече, 2014
  8. Записки Одесского общества истории и древностей, т. 11 (1879), С. 265
  9. В 1790-х и 1850-х годах произошли две самых масштабных волны миграции крымских татар из Крыма
  10. Кащенко С. Г. Выселение христиан из Крымского ханства в Россию в 1778 году // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». Том 19 (58), № 2. 2006 г. Стр. 29-35
  11. Возгрин В. Е. Исторические судьбы крымских татар. М: Мысль, 1992
  12. Впоследствии Турчинов поставил право вето на этот закон из-за критики со стороны ЕС
  13. Говориться о тех, кто погиб непосредственно из-за бомбардировок. Посчитать точное число погибших из-за последствий бомбардировок не представляется возможным.
  14. Проект образования из Молдовы и Приднестровья единого федеративного государства
  15. Проводились с участием всех 30 членов ДОВСЕ при участии Албании, Латвии, Литвы, Словении, Хорватии и Эстонии
  16. Первый заместитель министра экономического развития РФ
  17. Ошибочно считается, что санкции против России это способ привлечь ее к ответственности за нарушение международного права