Путинский стиль в искусстве: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 75 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
К началу 2020-х годов на фоне всё более явного расхождения взглядов российского народа и культурной политики западных стран, олицетворяющейся в культурном плане стилем неомодернизм<ref>В качестве яркого примера можно привести не принятую российским обществом неомодернистскую скульптуру [[rwp:Большая глина № 4|Большая глина № 4]].</ref>, в России фактически уже выработался, хотя и не получил очень широкого распространения, некоторый новый стиль в искусстве, поддерживающий фактические цивилизационные идеи развития страны при Президенте Владимире Путине.
{{Эпиграф|Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за своё Отечество, а быть может помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь.|Заслуженный художник России Павел Рыженко}}
{{Эпиграф|Мне кажется, что храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской открывает новую страницу истории искусства православного зодчества в России и в мире.|Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский[http://rg.ru/2017/06/27/reg-cfo/zachem-i-pochemu-postroen-novyj-sobor-v-sretenskom-monastyre.html]}}


Данная статья не претендует на полноту и глубину исследования вопроса, который, вероятно, полностью обозреть смогут только наши потомки, но появилась в частности от того, что идеологически противостоящий лагерь предпринимает серьёзные усилия для борьбы с этим стилем в искусстве как явлением, например, путём объявления всех, кто неприемлет неомодернизм «отсталыми».
К началу 2020-х годов на фоне всё более явного расхождения взглядов российского народа и культурной политики западных стран, олицетворяющейся в культурном плане стилем постмодернизм<ref>В качестве яркого примера можно привести не принятую российским обществом постмодернистскую скульптуру [[rwp:Большая глина № 4|Большая глина № 4]].</ref>, в России фактически уже выработался, хотя и не получил очень широкого распространения, некоторый новый стиль в искусстве, поддерживающий фактические цивилизационные идеи развития страны при Президенте [[Владимир Путин|Владимире Путине]].
 
Данная статья не претендует на полноту и глубину исследования вопроса, который, вероятно, полностью обозреть смогут только наши потомки, но появилась в частности от того, что идеологически противостоящий лагерь предпринимает серьёзные усилия для борьбы с этим стилем в искусстве как явлением, например, путём объявления всех, кто неприемлет постмодернизм, «отсталыми».


== Отличительные особенности ==
== Отличительные особенности ==
* В противоположность неомодернизму полностью отсутствует неуместное смешение добра со злом и сознательное разрушение ценностей личности.
* В противоположность постмодернизму, полностью отсутствует неуместное смешение добра со злом, демотивация, провокации, и в целом сознательное разрушение ценностей личности и её внутреннего мира. Вследствие этой ясности в произведениях практически отсутствуют «открытые концы»
* Отсутствует противопоставление отечественных науки и религии, как и различных этапов истории страны начиная, по крайней мере, с её крещения. Наоборот, все они всячески прославляются и поддерживаются.
* Широко используется понятная обычным людям, даже далеким от искусства и знания мифологии, символика, обычно государственная и историческая, часто при этом очень крупноформатная.
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
WW1MonumentMoscow.jpg|Часть Памятника героям Первой мировой войны в Москве
Образец мозаики с полководцами в Главном храме ВС РФ.jpg|Образец мозаики в Главном храме Вооружённых сил РФ
S_gorzus_rossiej_var_2.jpg|Фантастический плакат-иллюстрация к игре «Завтра война»
</gallery>
</gallery>
* В противоположность эклектике в отделке используются не имитация архитектурных форм, а вполне развитые их варианты для создания полного образа объекта и исключения чувства обмана у зрителей. Тоже относится и к скульптуре, где используются яркие реалистичные образы.
* Отсутствует противопоставление отечественных государства, общества, армии, науки и религии, как и различных этапов истории страны с древних времён. Наоборот, все они всячески прославляются и поддерживаются, не исключая, однако, и справедливых оценок тех или иных действий исторических личностей.
* Широко, иногда практически на уровне хай-тека, используются современные материалы, стекло и подсветка, временами создавая ощущение внутренностей звездолёта.
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
Музей_ракетной_техники_РВСН.jpg|Музей ракетной техники в Военной академии РВСН имени Петра Великого
Победа Пересвета. Худ. П. Рыженко (почтовая марка).jpg|Павел Рыженко «Победа Пересвета» (2005)
Мультимедийный исторический парк «Россия — моя история» (г. Ростов-на-Дону). 9.jpg|Элемент мультимедийного исторического парка «Россия — моя история»
</gallery>
</gallery>
* Крайне широко, в том числе в качестве потолочных покрытий, используются витражи.
* Широко используется символика понятная обычным людям, даже далеким от искусства и знания мифологии, обычно государственная и историческая, часто при этом очень крупноформатная. Также широко используются отсылки к широко известным положительным образам и героям художественных произведений.
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
<!--WW1MonumentMoscow.jpg|Часть Памятника героям Первой мировой войны в Москве<ref>Памятник содержит очень крупные и динамично выполненные российские флаг и герб.</ref>-->
Ржевский мемориал 30.06.2020.jpg|Ржевский мемориал Советскому солдату<ref>Центральная скульптура содержит явно видимую отсылку к образам известной песни «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.</ref>
Тульский Музей оружия - panoramio.jpg|Тульский государственный музей оружия<ref>В основе архитектурной формы здания — известный каждому школьнику древнерусский остроконечный шлем-шишак в сочетании с элементами, отсылающими к архитектуре древнерусских православных храмов.</ref>
</gallery>
* В противоположность эклектике в архитектуре используются не имитации архитектурных форм, а вполне развитые их варианты для создания полного образа объекта и исключения чувства обмана у зрителей, часто с широким использованием элементов стиля ар-деко. Тоже относится и к скульптуре, где люди, как правило, изображены либо предельно реалистично, либо иконографически.
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
Central Museum of the Great Patriotic War, Moscow, Russia, 2016 03.jpg|Фрагмент Памятника героям Первой мировой войны в Москве
Arkticheskiy_trilistnik_(2017)_02.jpg|Административно-жилой комплекс военной базы Арктический Трилистник<ref>Самое северное в мире капитальное здание.</ref>
<!--Тульский Музей оружия - panoramio.jpg|Тульский государственный музей оружия-->
</gallery>
* Широко, иногда практически на уровне хай-тека, используются современные материалы, незамаскированные несущие конструкции и экраны огромного формата, временами создавая ощущение внутренностей звездолёта. Широко используется художественная подсветка. Часто, в том числе в качестве потолочных покрытий, используются витражи.
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
SS-18 (museum model) 3.jpg|Музей ракетной техники в Военной академии РВСН имени Петра Великого
Главы государств – членов ОДКБ в Национальном центре управления обороной РФ.jpg|Часть интерьера Национального центра управления обороной РФ
Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации 2021 21.jpg|Витражные потолки с орденами в Главном храме ВС РФ
Ceremony of consecration of the Main temple 32.jpg|Спас в Силах (фрагмент) с художественной подсветкой в Главном храме ВС РФ
Министерство Обороны Российской Федерации.JPG|Ночная подсветка Национального центра управления обороной РФ
Vladimir Putin in National Centre for management of defence 03.jpg|Часть интерьера Национального центра управления обороной РФ
 
</gallery>
* Шире, чем когда-либо, в архитектуре используется звуковое сопровождение — на территории некоторых мемориалов (например, Ржевский мемориал, мемориал «Курская битва») и храмовых комплексов (например, Главный храм Вооружённых сил России) идёт постоянная трансляция специально подобранной музыки и т. п.
 
== Характерные представители ==


== Архитектура ==
=== Архитектура ===
* Национальный центр управления обороной Российской Федерации (реконструкция)
В архитектуре стиль напоминает синтез ар-деко с хай-теком, дополнительно наполненный моральным и духовным содержанием:
* Новое здание Тульского государственного музея оружия (построено в 2005—2012 годах)
* Национальный центр управления обороной Российской Федерации — реконструкция ([http://mcdn.tvzvezda.ru/storage/news_other_images/2019/12/25/6dad02f5768f41aaa7b4d41792983871.jpg см. фото])
* Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Лубянке
* Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации
* Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации
* Военная академия РВСН имени Петра Великого
* Военная академия РВСН имени Петра Великого ([http://varvsn.mil.ru/ см. заглавное фото])
* Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, г. Москва
* Административно-жилой комплекс военной базы Арктический Трилистник
 
=== Живопись ===
В живописи стиль очень близок к «классическому реализму» (так сам определял свои работы Павел Рыженко), но всё же остаётся узнаваемым, так же как узнаваем «социалистический реализм» советского времени.


== Литература ==
Выдающуюся роль в формировании стиля сыграла Студия военных художников имени М. Б. Грекова в лице многих выдающихся художников, среди которых можно отметить:
* А. Зорич «Завтра война» (цикл фантастических боевиков)


== Компьютерные игры ==
* Евгений Корнеев («Альпийский марш», триптих «История артиллерии России», «Рождение флага Российского» и другие)
* Михаил Полетаев («Навсегда в строю», «Сыновья Великой страны», «Молись Богу — от него победа А. В. Суворов. Чертов мост»)
* Павел Рыженко (Диорама «Великое стояние на реке Угре», «Победа Пересвета»)
 
Также классическими образцами стиля стали плакаты Романа Папсуева и иллюстрации других авторов к миру трилогии «Завтра война» А. Зорича.
 
=== Иконопись ===
В иконописи характерной приметой времени стало использование подсветок как альтернативы и дополнения золочения для передачи фаворского света, а также иконографичной скульптуры<ref>Скульптура в Русской Православной Церкви несколько столетий назад была фактически запрещена для предотвращения проявлений языческих пережитков на местах. Поскольку к настоящему моменту практически никто уже не верит, что намазывая рот скульптуры едой и т.п. можно чего-то добиться, то запрет потерял актуальность.</ref> и очень объёмных барельефов. В целом отечественная иконопись в настоящее время находится, вероятно, в лучшем состоянии, как минимум, с середины XVI века<ref>Следует иметь в виду, что русская иконопись XV века — это признанная вершина иконописи в мировом масштабе. Например, по состоянию на начало 2010-х в свечной лавке католического Собора Парижской Богоматери в Париже среди всего около десятка находившихся в продаже икон были и две копии икон Андрея Рублева.</ref>.
 
=== Кинематограф ===
* «[[28 панфиловцев (фильм)|28 панфиловцев]]»
* «[https://www.ivi.ru/watch/deniskinyi-rasskazyi Денискины рассказы]» (сериал, 2024)
* «[https://kion.ru/video/movie/786382281 Чебурашка]» (фильм, 2022)
 
=== Компьютерные игры ===
* «Завтра война»
* «Завтра война»


== Кинематограф ==
=== Литература ===
* «[[28 панфиловцев (фильм)|28 панфиловцев]]»
* А. Зорич «Завтра война» (цикл романов в жанре космической оперы)
 
=== Скульптура ===
* Мемориал «Александр Невский с дружиной» (Псковская область).
* Мемориальный комплекс «Молитва перед боем» (городское поселение Никольское Тосненского района Ленинградской области).
* Памятник героям Первой мировой войны в Москве
* Ржевский мемориал Советскому солдату.
* Мемориал «Курская битва» (посёлок Поныри Курской области).
 
=== Медиаконтент ===
* Интерьеры мультимедийных исторических парков «Россия — Моя история»
* Оформление [http://gon-museum.ru/ сайта Музея Гаража особого назначения ФСО России]


== См. также ==
== См. также ==
Строка 41: Строка 97:
<br>
<br>
{{Россия}}
{{Россия}}
{{Путин}}


[[Категория:Культура России]]
[[Категория:Культура России]]
[[Категория:Достижения России]]
[[Категория:Достижения России]]
[[Категория:Владимир Путин]]
[[Категория:XXI век]]

Текущая версия от 10:36, 14 августа 2024

 
Leftquotes.pngНадеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за своё Отечество, а быть может помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь.Rightquotes.png
Заслуженный художник России Павел Рыженко
 
Leftquotes.pngМне кажется, что храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской открывает новую страницу истории искусства православного зодчества в России и в мире.Rightquotes.png
Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский[1]

К началу 2020-х годов на фоне всё более явного расхождения взглядов российского народа и культурной политики западных стран, олицетворяющейся в культурном плане стилем постмодернизм[1], в России фактически уже выработался, хотя и не получил очень широкого распространения, некоторый новый стиль в искусстве, поддерживающий фактические цивилизационные идеи развития страны при Президенте Владимире Путине.

Данная статья не претендует на полноту и глубину исследования вопроса, который, вероятно, полностью обозреть смогут только наши потомки, но появилась в частности от того, что идеологически противостоящий лагерь предпринимает серьёзные усилия для борьбы с этим стилем в искусстве как явлением, например, путём объявления всех, кто неприемлет постмодернизм, «отсталыми».

Отличительные особенности

  • В противоположность постмодернизму, полностью отсутствует неуместное смешение добра со злом, демотивация, провокации, и в целом сознательное разрушение ценностей личности и её внутреннего мира. Вследствие этой ясности в произведениях практически отсутствуют «открытые концы»
  • Отсутствует противопоставление отечественных государства, общества, армии, науки и религии, как и различных этапов истории страны с древних времён. Наоборот, все они всячески прославляются и поддерживаются, не исключая, однако, и справедливых оценок тех или иных действий исторических личностей.
  • Широко используется символика понятная обычным людям, даже далеким от искусства и знания мифологии, обычно государственная и историческая, часто при этом очень крупноформатная. Также широко используются отсылки к широко известным положительным образам и героям художественных произведений.
  • В противоположность эклектике в архитектуре используются не имитации архитектурных форм, а вполне развитые их варианты для создания полного образа объекта и исключения чувства обмана у зрителей, часто с широким использованием элементов стиля ар-деко. Тоже относится и к скульптуре, где люди, как правило, изображены либо предельно реалистично, либо иконографически.
  • Широко, иногда практически на уровне хай-тека, используются современные материалы, незамаскированные несущие конструкции и экраны огромного формата, временами создавая ощущение внутренностей звездолёта. Широко используется художественная подсветка. Часто, в том числе в качестве потолочных покрытий, используются витражи.
  • Шире, чем когда-либо, в архитектуре используется звуковое сопровождение — на территории некоторых мемориалов (например, Ржевский мемориал, мемориал «Курская битва») и храмовых комплексов (например, Главный храм Вооружённых сил России) идёт постоянная трансляция специально подобранной музыки и т. п.

Характерные представители

Архитектура

В архитектуре стиль напоминает синтез ар-деко с хай-теком, дополнительно наполненный моральным и духовным содержанием:

  • Новое здание Тульского государственного музея оружия (построено в 2005—2012 годах)
  • Национальный центр управления обороной Российской Федерации — реконструкция (см. фото)
  • Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Лубянке
  • Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации
  • Военная академия РВСН имени Петра Великого (см. заглавное фото)
  • Административно-жилой комплекс военной базы Арктический Трилистник

Живопись

В живописи стиль очень близок к «классическому реализму» (так сам определял свои работы Павел Рыженко), но всё же остаётся узнаваемым, так же как узнаваем «социалистический реализм» советского времени.

Выдающуюся роль в формировании стиля сыграла Студия военных художников имени М. Б. Грекова в лице многих выдающихся художников, среди которых можно отметить:

  • Евгений Корнеев («Альпийский марш», триптих «История артиллерии России», «Рождение флага Российского» и другие)
  • Михаил Полетаев («Навсегда в строю», «Сыновья Великой страны», «Молись Богу — от него победа А. В. Суворов. Чертов мост»)
  • Павел Рыженко (Диорама «Великое стояние на реке Угре», «Победа Пересвета»)

Также классическими образцами стиля стали плакаты Романа Папсуева и иллюстрации других авторов к миру трилогии «Завтра война» А. Зорича.

Иконопись

В иконописи характерной приметой времени стало использование подсветок как альтернативы и дополнения золочения для передачи фаворского света, а также иконографичной скульптуры[5] и очень объёмных барельефов. В целом отечественная иконопись в настоящее время находится, вероятно, в лучшем состоянии, как минимум, с середины XVI века[6].

Кинематограф

Компьютерные игры

  • «Завтра война»

Литература

  • А. Зорич «Завтра война» (цикл романов в жанре космической оперы)

Скульптура

  • Мемориал «Александр Невский с дружиной» (Псковская область).
  • Мемориальный комплекс «Молитва перед боем» (городское поселение Никольское Тосненского района Ленинградской области).
  • Памятник героям Первой мировой войны в Москве
  • Ржевский мемориал Советскому солдату.
  • Мемориал «Курская битва» (посёлок Поныри Курской области).

Медиаконтент

См. также

Примечания

  1. В качестве яркого примера можно привести не принятую российским обществом постмодернистскую скульптуру Большая глина № 4.
  2. Центральная скульптура содержит явно видимую отсылку к образам известной песни «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.
  3. В основе архитектурной формы здания — известный каждому школьнику древнерусский остроконечный шлем-шишак в сочетании с элементами, отсылающими к архитектуре древнерусских православных храмов.
  4. Самое северное в мире капитальное здание.
  5. Скульптура в Русской Православной Церкви несколько столетий назад была фактически запрещена для предотвращения проявлений языческих пережитков на местах. Поскольку к настоящему моменту практически никто уже не верит, что намазывая рот скульптуры едой и т.п. можно чего-то добиться, то запрет потерял актуальность.
  6. Следует иметь в виду, что русская иконопись XV века — это признанная вершина иконописи в мировом масштабе. Например, по состоянию на начало 2010-х в свечной лавке католического Собора Парижской Богоматери в Париже среди всего около десятка находившихся в продаже икон были и две копии икон Андрея Рублева.