Русское православие: различия между версиями
Zyzyx (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 69 промежуточных версий 22 участников) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
[[Файл:Alexander Newski.jpg|201px|thumb|right|Святой Александр Невский — известнейший полководец, дипломат и… образец смирения, которое с православной точки зрения заключается отнюдь не в пацифизме, а в том, чтобы никогда не давать власти гневу, а всегда действовать только трезвым умом и сердцем]] | [[Файл:Alexander Newski.jpg|201px|thumb|right|Святой Александр Невский — известнейший полководец, дипломат и… образец смирения, которое с православной точки зрения заключается отнюдь не в пацифизме, а в том, чтобы никогда не давать власти гневу, а всегда действовать только трезвым умом и сердцем]] | ||
'''Православие в России''' является наиболее распространённым вероисповеданием. Православная вера на протяжении более чем тысячи лет играла и играет ключевую роль в развитии русской культуры и русского государства. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в преамбуле содержит «признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».[http://base.garant.ru/171640/1/#block_999] | '''Православие в России''' является наиболее распространённым вероисповеданием. Православная вера на протяжении более чем тысячи лет играла и играет ключевую роль в развитии русской культуры и русского государства. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в преамбуле содержит «признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».[http://base.garant.ru/171640/1/#block_999] В результате [[Реформа Конституции России|реформы Конституции России 2020 года]] в ней появилась статья 67.1, гласящая: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». | ||
[[ | [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 .D0.A0.D1.83.D1.81.D0.B8|Крещение Руси]] в 988 году было произведено новгородским и киевским князем [[Владимир Святой|Владимиром Крестителем (Красное Солнышко)]] из династии Рюриковичей с целью формирования русского государства и его укрепления. В результате на русских землях распространилась славянская кириллическая письменность, книги и грамотность, новейшие на то время строительные технологии, иконопись и фресковая живопись. Православие серьёзно смягчило нравы и стало органичной частью народной жизни и государственного устройства, а также заложило основу для превращения разрозненных славянских, финских и тюркских племён в единую русскую нацию. После феодального распада страны и монгольского нашествия православие стало важнейшей силой в деле возрождения и объединения страны. Начавшееся со времён Сергия Радонежского и митрополита Алексия монастырское движение позволило окружить русские города монастырями-крепостями и провести хозяйственное освоение Русского Севера, где в прежде пустынных районах было основано множество новых монастырей. После падения Константинополя в 1453 г. Россия стала основным центром мирового православия. | ||
Иван IV Грозный из династии Рюриковичей стал первым русским царём, импортировав византийскую православную монархическую традицию. После падения династии началось Смутное время, приведшее к тяжелейшим последствиям для страны. С целью «спасти страну от гибели» лидеры русских общин и высшее православное духовенство собрали Земский Собор 1613 года, чему предшествовало вхождение ополчения Минина и Пожарского в занятую поляками Москву с Казанской иконой Божией матери. Земский собор призвал на царство новую династию Романовых, для чего, обратившись к Богу, дал ему от имени народа Соборную клятву, в которой обещал хранить верность династии. | Иван IV Грозный из династии Рюриковичей стал первым русским царём, импортировав с помощью родственников византийскую православную монархическую традицию. После падения династии началось [[Причины кризиса Русского Царства|Смутное время]], приведшее к тяжелейшим последствиям для страны. С целью «спасти страну от гибели» лидеры русских общин и высшее православное духовенство собрали Земский Собор 1613 года, чему предшествовало вхождение ополчения Минина и Пожарского в занятую поляками Москву с Казанской иконой Божией матери. Земский собор призвал на царство новую династию Романовых, для чего, обратившись к Богу, дал ему от имени народа Соборную клятву, в которой обещал хранить верность династии. Первые цари из Романовых значительно увеличили российскую территорию. | ||
Династия Романовых царствовала до 1917 года. К этому времени Российская Империя [[Причины кризиса и развала Российской Империи|вошла в кризис]], а Священный Синод РПЦ констатировал «массовое отпадение от веры»[http://www.ng.ru/ng_religii/2012-03-07/7_zakon.html]. В советский период православие, наряду с другими религиями, подверглось жестоким гонениям. Были разграблены и разрушены десятки тысяч храмов, включая многие шедевры культурного наследия. После [[Причины кризиса и развала СССР|распада СССР]] Русская Православная Церковь пережила второе рождение — Второе Крещение Руси. Количество верующих увеличилось многократно, открылось множество храмов и монастырей — более 20 000 за период 1990—2000, то есть более 1000 храмов в год, что является беспрецедентными темпами строительства и восстановления храмов в мировой истории. Русская Церковь занимает твёрдое первое место среди автокефальных православных церквей по количеству верующих — 164 млн человек. | |||
Христианство — самая распространённая религия в мире, которую исповедуют 33 % населения планеты. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Численность_христиан_в_мире] Православие является одной из трёх крупнейших ветвей христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Православие — миролюбивая религия, ревностно сохранившая свои традиции практически неизменными с момента возникновения христианства. В отличие от католицизма, православие почти не было замешано в религиозных войнах, крестовых походах, торговле индульгенциями, разгуле инквизиции. На Западе Православную Церковь называют Ортодоксальной Церковью. «The Eastern Orthodox Church», Официально: «the Orthodox Catholic Church» [https://en.wikipedia.org/wiki/Eastern_Orthodox_Church]. То есть самоназвание на английском у православия «Восточная Ортодоксальная Церковь», или просто «Ортодоксальная Церковь». А официальное самоназвание православия — «Ортодоксальная Католическая Церковь» или если перевести дальше «Православная Католическая Церковь». | |||
== История == | == История == | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
Благодаря православию книги и грамотность распространялись на Руси. Проповедники христианства Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и церковнославянский язык. Старославянская азбука стала основой для современных кириллических алфавитов, в том числе и русского. | Благодаря православию книги и грамотность распространялись на Руси. Проповедники христианства Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и церковнославянский язык. Старославянская азбука стала основой для современных кириллических алфавитов, в том числе и русского. | ||
В 1054 году произошёл великий раскол христианства на две ветви: Римскую католическую церковь и Православную с центром в Константинополе. | В 1054 году произошёл великий раскол христианства на две ветви: Римскую католическую церковь и Православную с центром в Константинополе. Слово «православие» является переводом-калькой с греческого слова ὀρθοδοξία («ортодоксия») и означает «правильное славление», «правильное суждение», «правильное учение». | ||
В 1438—1445 прошёл Ферраро-Флорентийский собор с участием западных и восточных иерархов с целью устранить разногласия между католицизмом и православием. После колебаний православные иерархи согласились признать нововведения Римской церкви. Была подписана Уния, воссоединяющая западную и восточную церкви. Однако уния была отвергнута духовенством и народом. В Византии по политическим соображениям сторонниками Унии стали только двор императора и патриарх, назначенный двором. | В 1438—1445 прошёл Ферраро-Флорентийский собор с участием западных и восточных иерархов с целью устранить разногласия между католицизмом и православием. После колебаний православные иерархи согласились признать нововведения Римской церкви. Была подписана Уния, воссоединяющая западную и восточную церкви. Однако уния была отвергнута духовенством и народом. В Византии по политическим соображениям сторонниками Унии стали только двор императора и патриарх, назначенный двором. | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
В 1700 году царь Пётр Первый запретил избрание очередного патриарха и провёл глубокую реформу церкви. Церковью стал управлять Святейший Синод, являющийся, по сути, государственным органом. Духовенство стало замкнутым сословием, доступ в которое из других сословий был затруднён. Роль церкви в жизни страны существенно уменьшилась. Большинство монастырей было закрыто, а монастырские владения отошли к государству. Духовенство перестало быть финансово независимым и содержалось из государственной казны. Лишь в 1917 году Всероссийским Поместным Собором было восстановлено патриаршество. [http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Русской_церкви] | В 1700 году царь Пётр Первый запретил избрание очередного патриарха и провёл глубокую реформу церкви. Церковью стал управлять Святейший Синод, являющийся, по сути, государственным органом. Духовенство стало замкнутым сословием, доступ в которое из других сословий был затруднён. Роль церкви в жизни страны существенно уменьшилась. Большинство монастырей было закрыто, а монастырские владения отошли к государству. Духовенство перестало быть финансово независимым и содержалось из государственной казны. Лишь в 1917 году Всероссийским Поместным Собором было восстановлено патриаршество. [http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Русской_церкви] | ||
При этом православие являлось государственной религией и активно использовалось в государственном управлении — при регистрации рождений и браков, в вопросах военной службы, медицины, образования и др. По мере расширения империи вводились нормы для представителей других религий и конфессий, которые делились на допустимые и «вредные» (секты). [ | При этом православие являлось государственной религией и активно использовалось в государственном управлении — при регистрации рождений и браков, в вопросах военной службы, медицины, образования и др. По мере расширения империи вводились нормы для представителей других религий и конфессий, которые делились на допустимые и «вредные» (секты). [http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_Российской_империи] | ||
[[Файл:Количество действующих храмов-приходов на территории РИ, СССР и на постсоветском пространстве.png|540px|thumb|Количество действующих храмов/приходов на территории РИ, СССР и на постсоветском пространстве, 1900—2000]] | |||
=== Православие и революция === | |||
:''см. также: '''[[Причины кризиса и развала Российской Империи]]''''' | |||
Кризис веры среди русского народа в начале XX века называется одной из главных причин, приведших к падению империи и последующей серии тяжелейших катастроф, погубивших миллионы русских людей. Промышленное развитие, быстрая урбанизация, рост уровня грамотности, распространение научных знаний и общественных идей привели к тому, что в конце XIX века в России начался слом традиционного мировоззрения — преимущественно религиозного, аграрного, патриархального и монархического по характеру. Среди российской элиты — в первую очередь интеллигенции — этому слому оказалось подвержено большинство людей, а в других слоях населения — в особенности среди рабочих, оторвавшихся от своих сельских корней — слом старых взглядов быстро распространялся, в том числе в форме таких идей, как атеизм и различные политические идеологии (либерализм, анархизм, национализм, социализм, коммунизм). В результате ранее сравнительно цельный в духовном отношении народ оказался в состоянии идейного разброда и шатания. Это во многом положительно сказалось на развитии и обогащении русской культуры новыми течениями, но в плане государственного единства и безопасности стало значительной угрозой, так как, с одной стороны, технологии и уровень грамотности позволили к тому времени широко распространять новые идеи, но, с другой стороны, ещё не была в полной мере выработана культура их мирного обсуждения и интеграции, а не противопоставления друг другу. Согласно статье «[[Причины кризиса и развала Российской Империи]]», указываются следующие факторы кризиса: | |||
В | * Важным фактором мировоззренческого раскола в российском обществе был сравнительный упадок церковной жизни во второй половине XIX — начале XX века. Хотя число храмов Русской Православной Церкви росло и православие активно распространялось среди окраинных народов Российской Империи, репутация Церкви в этот период испытывала проблемы. | ||
* Ещё со времён Петра I церковь в России из автономного института была фактически превращена в государственное ведомство (так называемый [[rwp:Синодальный период|Синодальный период]] в истории Русской Церкви). Уже из-за одного этого негативное отношение отдельных граждан к государству переносилось на Церковь, и наоборот. | |||
* В 1764 году Екатериной II была произведена монастырская реформа, в результате чего многие монастыри были закрыты, а оставшиеся переведены на государственное содержание, что привело к упадку многих исторических центров духовности в стране. | |||
* В XVIII в. духовенство превратилось в замкнутое сословие, что было связано с прекращением избрания священников и дьяконов на приходах — вместо этого приходские должности стали передаваться по наследству. И хотя в этот период было немало выдающихся церковных деятелей (писателей, учёных, подвижников и святых), но в целом идейный и образовательный уровень духовенства заметно отстал от требований эпохи (характерно, что общее число святых, прославленных в России в XVIII—XIX вв., заметно упало по сравнению с предыдущими веками). | |||
* Сыграло свою роль распространение идей дарвинизма и прочих достижений естественной науки, которые вступали в противоречие с буквальным прочтением Библии, и на которые в тот период не были даны (или не были распространены) убедительные ответы со стороны религиозных мыслителей. | |||
* Ещё одной проблемой было негативное наследие церковного раскола XVII в. — гонения на старообрядцев продолжались значительную часть XVIII в., и долгое время после этого они были ограничены в правах. При этом староверами оставались многие влиятельные купеческие фамилии, например, староверами были Савва Мамонтов и Савва Морозов, и негативное влияние раскола сказывалось на их действиях в экономике. | |||
* Также имело место недовольство со стороны представителей других христианских и нехристианских конфессий, которые находились в неравном положении по сравнению с православием (переход в православие часто административно поощрялся, а переход из православия в другую веру, напротив, долгое время наказывался). | |||
* В XVIII—XIX вв. в России возникли или пришли с Запада большое число религиозных и околорелигиозных движений. Некоторые из них, например секта [[rwp:Хлысты|хлыстов]], даже по нынешним меркам квалифицируются как деструктивные секты. Другие, как например тайное общество «вольных каменщиков» ([[rwp:Масонство|масонство]]), способствовали распространению в России революционных идей и служили проводниками влияния западных стран (масонами, до запрета масонства в России в 1822 г., были многие декабристы, в том числе Павел Пестель; после снятия запрета в 1905 г. в ряды масонов попали многие будущие деятели революции 1917 г., например глава Временного правительства Александр Керенский, в 1916—1917 гг. возглавлявший главную в стране масонскую организацию [[rwp:Великий восток народов России|Великий восток народов России]]). Некоторые масонские течения прямо противопоставляют себя православию. | |||
В период | В 1916 году Синод в определении № 676 признал, что началось массовое отпадение от веры. | ||
С приходом к власти большевиков Православная церковь подверглась жесточайшим репрессиям. Коммунисты ставили целью полное уничтожение религии. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях. Церкви закрывались, разрушались или приспосабливались под хозяйственные нужды. Единая церковная структура также в какой-то момент оказалась в значительной степени разрушена, в результате чего появилисьтак называемые подпольные «катакомбные церкви», никак не связанные между собой. | |||
В период Великой Отечественной Войны репрессии против религии были ослаблены. Советская власть в трудный момент нуждалась в поддержке православия. Союзники по антигитлеровской коалиции были крайне обеспокоены положением верующих в СССР. На оккупированных территориях храмы восстанавливались. Существуют легенды о прибегании Сталина к молитвенной помощи Церкви во время войны, об облётах с иконами вокруг Москвы и Сталинграда.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Сталин_и_религия] | |||
В советские времена русская церковь не была уничтожена полностью во многом благодаря сотрудничеству с властями. | |||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
После распада СССР православная церковь пережила второе рождение. Количество верующих увеличилось многократно. Открылось множество храмов и монастырей. | После распада СССР православная церковь пережила второе рождение. Количество верующих увеличилось многократно. [[Новые храмы России|Открылось множество храмов и монастырей]]. В 2007 году произошло объединение РПЦ с существовавшей с 1920-х гг. Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). | ||
В 1993 году под эгидой РПЦ для «единения всех русских» был организован Всемирный русский народный собор (ВРНС), который возглавил Патриарх Московский и всея Руси. [http://tass.ru/info/19390441][http://ria.ru/20100525/238031233.html][http://vrns.ru/o-vrns/] | |||
В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви находится Россия и многие другие страны: Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония, Япония, КНР. | В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви находится Россия и многие другие страны: Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония, Япония, КНР. | ||
По количеству верующих Русская Церковь занимает твёрдое первое место среди автокефальных православных церквей — 164 млн человек. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Численность_христиан_в_мире] Следующие по численности Румынская и Элладская (греческая) церкви насчитывают 18,8 и 10 млн верующих соответственно. | По количеству верующих Русская Церковь занимает твёрдое первое место среди автокефальных православных церквей — 164 млн человек. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Численность_христиан_в_мире] Следующие по численности Румынская и Элладская (греческая) церкви насчитывают 18,8 и 10 млн верующих соответственно. | ||
4 ноября 2023 года, в День народного единства и праздник внесения Казанской иконы в Москву (1612) патриарх Кирилл показал вновь обретённый образ Казанской иконы, более века считавшийся утраченным. | |||
=== Известные современные сторонники православия === | === Известные современные сторонники православия === | ||
Строка 56: | Строка 76: | ||
* [[Александр Проханов]] | * [[Александр Проханов]] | ||
* [[Александр Дугин]] | * [[Александр Дугин]] | ||
* [[Игорь Стрелков]] | * [[Игорь Стрелков]] | ||
Строка 66: | Строка 85: | ||
; Сетевые СМИ | ; Сетевые СМИ | ||
* http://www.patriarchia.ru/ — ''Патриархия.Ru'', официальный сайт Московского Патриархата, поддерживается Синодальным информационным отделом | * http://www.patriarchia.ru/ — ''Патриархия. Ru'', официальный сайт Московского Патриархата, поддерживается Синодальным информационным отделом | ||
* http://mospat.ru/ — ''Mospat.Ru'', официальный сайт Отдела внешних церковных связей | * http://mospat.ru/ — ''Mospat.Ru'', официальный сайт Отдела внешних церковных связей | ||
* http://www.bogoslov.ru/ — ''Богослов.Ru'', богословский портал, создан в 2007 году. | * http://www.bogoslov.ru/ — ''Богослов.Ru'', богословский портал, создан в 2007 году. | ||
* http://www.pravoslavie.ru/ — ''Православие.Ru'', сайт создан 1 января 2000 года редакцией интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Патриарха | * http://www.pravoslavie.ru/ — ''Православие.Ru'', сайт создан 1 января 2000 года редакцией интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Патриарха Алексия II | ||
* http://www.sedmitza.ru/ — ''Седмица.Ru'', сайт церковно-научного центра «[http://www.pravenc.ru/ Православная Энциклопедия]» Русской Православной Церкви | * http://www.sedmitza.ru/ — ''Седмица.Ru'', сайт церковно-научного центра «[http://www.pravenc.ru/ Православная Энциклопедия]» Русской Православной Церкви | ||
== Цитаты о православии == | == Цитаты о православии == | ||
'''Николай Иванович Костомаров''' | '''Николай Иванович Костомаров''' | ||
Строка 83: | Строка 100: | ||
'''Князь Владимир''' | '''Князь Владимир''' | ||
<i style="color:grey;">Святой | <i style="color:grey;">Святой равноапостольный Великий князь (960—1015)</i> | ||
{{quote|1=Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей Русскую землю и просветить её крещением святым. [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8]}} | {{quote|1=Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей Русскую землю и просветить её крещением святым. [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8]}} | ||
'''Митрополит Макарий (Булгаков)''' | |||
<i style="color:grey;">Церковный историк (1816—1882)</i> | |||
{{quote|1=Событие Крещения Руси, есть, без сомнения, важнейшее из всех, совершавшихся когда-либо на лице земли Русской. [http://beleparh.ru/index.php/novosti/57-drugie-novosti/5154-svyatoj-knyaz-vladimir-tsivilizatsionnyj-vybor-rossii-doklad-protoiereya-leonida-konstantinova-na-otkrytii-xii-ioasafovskikh-chtenij]}} | |||
'''Иван Александрович Ильин''' | |||
<i style="color:grey;">Философ (1883—1954)</i> | |||
{{quote|1=В нравственной области это дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство “правды” и “кривды”, добра и зла. [http://www.dorogadomoj.com/d065ilj.html]}} | |||
'''Александр Невский''' | |||
<i style="color:grey;">Святой благоверный князь (1220—1263)</i> | |||
{{quote|1=Не в силе Бог, а в правде! [http://www.pravmir.ru/ne-v-sile-bog-a-v-pravde-svyatoj-aleksandr-nevskij/]}} | |||
'''Федор Михайлович Достоевский''' | |||
<i style="color:grey;">Писатель (1821—1881)</i> | |||
{{quote|1=Кто не понимает Православия — тому никогда не понять и Россию. [http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/dunaev/11/]}} | |||
'''Владимир Владимирович Путин''' | |||
<i style="color:grey;">Президент России</i> | |||
{{quote|1=Духовное единство является настолько прочным, что не подвержено никаким действиям властей — ни государственных, ни, позволю себе даже себе сказать, церковных. Потому что, какая бы власть над людьми ни была, но крепче, чем власть Господа, ничего быть не может. [http://ria.ru/society/20130727/952467132.html]}} | |||
{{quote|1=Заветы Сергия Радонежского — это ключ к пониманию России. К познанию первооснов — ее исторических традиций, единства и сплоченности. Именно в этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях — сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее! [http://www.vesti.ru/doc.html?id=1809477]}} | |||
== Расширение и возвращение территорий Русской Палестины == | |||
[[Файл:Sergiy2010.jpg|thumb|300px|right|Сергиевское подворье в Иерусалиме с флагом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), 2010 г.]] | |||
[[Файл:Russian_Church,_Ein_Kerem_-_photo_Ron_Havilio.JPG|thumb|300px|right|Храм Всех Святых в земле Российской просиявших на территории Горненского монастыря в Иерусалиме]] | |||
'''Русская Палестина''' — расположенные на Ближнем Востоке владения и недвижимость РПЦ и Императорского Православного Палестинского Общества<ref>ИППО, старейшая в России международная благотворительная и научная организация, с XIX века занимающаяся палестиноведением, востоковедением и содействием православному паломничеству на Святую землю</ref>, приобретенные ими в рубеже XIX—XX вв. с целью организации инфраструктуры для паломников. В 1918 году ИППО было переименовано в Российское Палестинское Общество (РПО) при Академии наук, а в 1992 году вернуло себе старое название. | |||
'''1964 год''' — '''«Апельсиновая сделка»''' СССР и Израиля. Следуя официальной политике по поддержке атеизма большая часть принадлежавшей РПО недвижимости в Палестине была продана Израилю за $4,5 млн. При этом Израиль заплатил натурой — яффскими апельсинами и текстилем, отчего данная сделка стала известна как '''«Апельсиновая»'''. Не проданными остались здание Русской Духовной Миссии, Троицкий собор, Сергиевское подворье и некоторые другие объекты. | |||
'''2008 год''' — переговоры главы ИППО Сергея Степашина с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, по которым обществу был передан участок земли в Вифлееме, где усилиями ИППО был построен российский центр культуры и науки. Также России были переданы: | |||
* 3,5 га земли на святой горе Елеон. На Елеоне планируется постройка еще одного российского культурного центра. | |||
* 3,5 га земли в городе Иерихон — местность Москобия и участок, на котором расположена христианская святыня (библейская смоковница, или дерево Закхея). | |||
* Здание Сергиевского подворья в историческом центре Иерусалима. В '''«Апельсиновую сделку»''' оно не входило, а было незаконно присвоено Израилем в середине 1960-х гг. В 2012 году были начаты реставрационные работы. | |||
Кроме ИППО в Израиле действует Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ) как представитель РПЦ. Визит Патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года способствовал возрождению палестинского паломничества среди православных христиан из России, Украины, Белоруссии и прочих стран [[Русский мир|Русского мира]]. На объектах РДМ начали производится реставрационные работы. | |||
В 1997 году патриарх Алексий II вновь прибыл в Иерусалим на юбилейные торжества по случаю 150-летия миссии, а правительство Палестинской Автономии передало миссии монастырь в Хевроне. В 2000 году патриарх Алексий снова посетил Святую Землю на празднование 2000-летия Рождества Христова — к этому времени был выкуплен и застроен русский участок в Вифлееме, а палестинские власти вернули РДМ подворье в Иерихоне. В 2004—2007 гг. в русском православном Горненском монастыре Иерусалима было завершено строительство собора Всех Святых в земле Российской просиявших. В начале 2007 года Иордания передала РДМ участок у места Крещения Господня на реке Иордан, где было построено паломническое подворье. | |||
== Примечания == | |||
{{примечания}} | |||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 90: | Строка 153: | ||
* [[Русский национальный характер]] | * [[Русский национальный характер]] | ||
* [[Национальные символы России]] | * [[Национальные символы России]] | ||
* [[ | * [[Неоязычество]] | ||
== Ссылки == | |||
* [http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви] | |||
* [http://www.pravoslavie.ru/ Портал «Православие. Ру», содержащий, видимо, наиболее полный материал по теме] | |||
<br | <br> | ||
{{Россия}} | {{Россия}} | ||
{{История России}} | |||
[[Категория:Россия]] | [[Категория:Россия]] | ||
[[Категория:Культура России]] | [[Категория:Культура России]] | ||
[[Категория:Русский мир]] | [[Категория:Русский мир]] |
Текущая версия от 20:00, 24 сентября 2024
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Православие в России является наиболее распространённым вероисповеданием. Православная вера на протяжении более чем тысячи лет играла и играет ключевую роль в развитии русской культуры и русского государства. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в преамбуле содержит «признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».[1] В результате реформы Конституции России 2020 года в ней появилась статья 67.1, гласящая: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
Крещение Руси в 988 году было произведено новгородским и киевским князем Владимиром Крестителем (Красное Солнышко) из династии Рюриковичей с целью формирования русского государства и его укрепления. В результате на русских землях распространилась славянская кириллическая письменность, книги и грамотность, новейшие на то время строительные технологии, иконопись и фресковая живопись. Православие серьёзно смягчило нравы и стало органичной частью народной жизни и государственного устройства, а также заложило основу для превращения разрозненных славянских, финских и тюркских племён в единую русскую нацию. После феодального распада страны и монгольского нашествия православие стало важнейшей силой в деле возрождения и объединения страны. Начавшееся со времён Сергия Радонежского и митрополита Алексия монастырское движение позволило окружить русские города монастырями-крепостями и провести хозяйственное освоение Русского Севера, где в прежде пустынных районах было основано множество новых монастырей. После падения Константинополя в 1453 г. Россия стала основным центром мирового православия.
Иван IV Грозный из династии Рюриковичей стал первым русским царём, импортировав с помощью родственников византийскую православную монархическую традицию. После падения династии началось Смутное время, приведшее к тяжелейшим последствиям для страны. С целью «спасти страну от гибели» лидеры русских общин и высшее православное духовенство собрали Земский Собор 1613 года, чему предшествовало вхождение ополчения Минина и Пожарского в занятую поляками Москву с Казанской иконой Божией матери. Земский собор призвал на царство новую династию Романовых, для чего, обратившись к Богу, дал ему от имени народа Соборную клятву, в которой обещал хранить верность династии. Первые цари из Романовых значительно увеличили российскую территорию.
Династия Романовых царствовала до 1917 года. К этому времени Российская Империя вошла в кризис, а Священный Синод РПЦ констатировал «массовое отпадение от веры»[2]. В советский период православие, наряду с другими религиями, подверглось жестоким гонениям. Были разграблены и разрушены десятки тысяч храмов, включая многие шедевры культурного наследия. После распада СССР Русская Православная Церковь пережила второе рождение — Второе Крещение Руси. Количество верующих увеличилось многократно, открылось множество храмов и монастырей — более 20 000 за период 1990—2000, то есть более 1000 храмов в год, что является беспрецедентными темпами строительства и восстановления храмов в мировой истории. Русская Церковь занимает твёрдое первое место среди автокефальных православных церквей по количеству верующих — 164 млн человек.
Христианство — самая распространённая религия в мире, которую исповедуют 33 % населения планеты. [3] Православие является одной из трёх крупнейших ветвей христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Православие — миролюбивая религия, ревностно сохранившая свои традиции практически неизменными с момента возникновения христианства. В отличие от католицизма, православие почти не было замешано в религиозных войнах, крестовых походах, торговле индульгенциями, разгуле инквизиции. На Западе Православную Церковь называют Ортодоксальной Церковью. «The Eastern Orthodox Church», Официально: «the Orthodox Catholic Church» [4]. То есть самоназвание на английском у православия «Восточная Ортодоксальная Церковь», или просто «Ортодоксальная Церковь». А официальное самоназвание православия — «Ортодоксальная Католическая Церковь» или если перевести дальше «Православная Католическая Церковь».
История
Раннее христианство распространялось на территории Римской империи в первых веках нашей эры, берущей начало от Рождества Христова. На территории бывшей Римской империи было два центра христианства: на западе — Рим и на востоке — Константинополь (Византия). На Русь христианство пришло из Византии. Там приняла веру первая христианская правительница Киевской Руси — княгиня Ольга, причисленная позднее к лику святых. После Крещения Руси в 988 году русская церковь пять столетий была метрополией Константинопольского патриархата.
Благодаря православию книги и грамотность распространялись на Руси. Проповедники христианства Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и церковнославянский язык. Старославянская азбука стала основой для современных кириллических алфавитов, в том числе и русского.
В 1054 году произошёл великий раскол христианства на две ветви: Римскую католическую церковь и Православную с центром в Константинополе. Слово «православие» является переводом-калькой с греческого слова ὀρθοδοξία («ортодоксия») и означает «правильное славление», «правильное суждение», «правильное учение».
В 1438—1445 прошёл Ферраро-Флорентийский собор с участием западных и восточных иерархов с целью устранить разногласия между католицизмом и православием. После колебаний православные иерархи согласились признать нововведения Римской церкви. Была подписана Уния, воссоединяющая западную и восточную церкви. Однако уния была отвергнута духовенством и народом. В Византии по политическим соображениям сторонниками Унии стали только двор императора и патриарх, назначенный двором.
В 1441 году митрополит Киевский и всея Руси — Исидор был фактически свергнут, за то, что упомянул на литургии папу римского и зачитал документ о Флорентийской унии.
В 1448 году Московским Собором был избран митрополитом рязанский епископ Иона без согласования с Константинополем. Получив фактическую независимость, Русская Церковь оказалась в изоляции и попала под влияние светских властей.
В 1453 году Константинополь пал под напором турок-османов и Византийская империя прекратила существование.
Примерно в это время начала выкристаллизовываться великая религиозная и политическая идея «Третьего Рима», которая отчасти не потеряла значение и сегодня: «Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать». Для русских вторым Римом был Константинополь, и после его падения Москва была названа третьим Римом. Миссия России — сохранение истинной веры и борьба с её врагами. Стало устойчивым словосочетание «Святая Русь». Римские папы тоже пропагандировали мысль, что русские цари — законные наследники Византии и должно бороться с турками. Двуглавый орёл — герб Византии был унаследован Россией.
В 1589—1593 годах Русская Церковь получила формальное признание своей независимости. Первым русским патриархом стал Иов и вплоть до петровских времён Русская Церковь управлялась патриархами.
В 1650—1660-х гг. патриарх Никон провёл реформу русского православия с целью унификации его с греческой обрядовой традицией. Многие верующие не приняли реформу, их стали называть староверами или старообрядцами.
В 1700 году царь Пётр Первый запретил избрание очередного патриарха и провёл глубокую реформу церкви. Церковью стал управлять Святейший Синод, являющийся, по сути, государственным органом. Духовенство стало замкнутым сословием, доступ в которое из других сословий был затруднён. Роль церкви в жизни страны существенно уменьшилась. Большинство монастырей было закрыто, а монастырские владения отошли к государству. Духовенство перестало быть финансово независимым и содержалось из государственной казны. Лишь в 1917 году Всероссийским Поместным Собором было восстановлено патриаршество. [5]
При этом православие являлось государственной религией и активно использовалось в государственном управлении — при регистрации рождений и браков, в вопросах военной службы, медицины, образования и др. По мере расширения империи вводились нормы для представителей других религий и конфессий, которые делились на допустимые и «вредные» (секты). [6]
Православие и революция
- см. также: Причины кризиса и развала Российской Империи
Кризис веры среди русского народа в начале XX века называется одной из главных причин, приведших к падению империи и последующей серии тяжелейших катастроф, погубивших миллионы русских людей. Промышленное развитие, быстрая урбанизация, рост уровня грамотности, распространение научных знаний и общественных идей привели к тому, что в конце XIX века в России начался слом традиционного мировоззрения — преимущественно религиозного, аграрного, патриархального и монархического по характеру. Среди российской элиты — в первую очередь интеллигенции — этому слому оказалось подвержено большинство людей, а в других слоях населения — в особенности среди рабочих, оторвавшихся от своих сельских корней — слом старых взглядов быстро распространялся, в том числе в форме таких идей, как атеизм и различные политические идеологии (либерализм, анархизм, национализм, социализм, коммунизм). В результате ранее сравнительно цельный в духовном отношении народ оказался в состоянии идейного разброда и шатания. Это во многом положительно сказалось на развитии и обогащении русской культуры новыми течениями, но в плане государственного единства и безопасности стало значительной угрозой, так как, с одной стороны, технологии и уровень грамотности позволили к тому времени широко распространять новые идеи, но, с другой стороны, ещё не была в полной мере выработана культура их мирного обсуждения и интеграции, а не противопоставления друг другу. Согласно статье «Причины кризиса и развала Российской Империи», указываются следующие факторы кризиса:
- Важным фактором мировоззренческого раскола в российском обществе был сравнительный упадок церковной жизни во второй половине XIX — начале XX века. Хотя число храмов Русской Православной Церкви росло и православие активно распространялось среди окраинных народов Российской Империи, репутация Церкви в этот период испытывала проблемы.
- Ещё со времён Петра I церковь в России из автономного института была фактически превращена в государственное ведомство (так называемый Синодальный период в истории Русской Церкви). Уже из-за одного этого негативное отношение отдельных граждан к государству переносилось на Церковь, и наоборот.
- В 1764 году Екатериной II была произведена монастырская реформа, в результате чего многие монастыри были закрыты, а оставшиеся переведены на государственное содержание, что привело к упадку многих исторических центров духовности в стране.
- В XVIII в. духовенство превратилось в замкнутое сословие, что было связано с прекращением избрания священников и дьяконов на приходах — вместо этого приходские должности стали передаваться по наследству. И хотя в этот период было немало выдающихся церковных деятелей (писателей, учёных, подвижников и святых), но в целом идейный и образовательный уровень духовенства заметно отстал от требований эпохи (характерно, что общее число святых, прославленных в России в XVIII—XIX вв., заметно упало по сравнению с предыдущими веками).
- Сыграло свою роль распространение идей дарвинизма и прочих достижений естественной науки, которые вступали в противоречие с буквальным прочтением Библии, и на которые в тот период не были даны (или не были распространены) убедительные ответы со стороны религиозных мыслителей.
- Ещё одной проблемой было негативное наследие церковного раскола XVII в. — гонения на старообрядцев продолжались значительную часть XVIII в., и долгое время после этого они были ограничены в правах. При этом староверами оставались многие влиятельные купеческие фамилии, например, староверами были Савва Мамонтов и Савва Морозов, и негативное влияние раскола сказывалось на их действиях в экономике.
- Также имело место недовольство со стороны представителей других христианских и нехристианских конфессий, которые находились в неравном положении по сравнению с православием (переход в православие часто административно поощрялся, а переход из православия в другую веру, напротив, долгое время наказывался).
- В XVIII—XIX вв. в России возникли или пришли с Запада большое число религиозных и околорелигиозных движений. Некоторые из них, например секта хлыстов, даже по нынешним меркам квалифицируются как деструктивные секты. Другие, как например тайное общество «вольных каменщиков» (масонство), способствовали распространению в России революционных идей и служили проводниками влияния западных стран (масонами, до запрета масонства в России в 1822 г., были многие декабристы, в том числе Павел Пестель; после снятия запрета в 1905 г. в ряды масонов попали многие будущие деятели революции 1917 г., например глава Временного правительства Александр Керенский, в 1916—1917 гг. возглавлявший главную в стране масонскую организацию Великий восток народов России). Некоторые масонские течения прямо противопоставляют себя православию.
В 1916 году Синод в определении № 676 признал, что началось массовое отпадение от веры.
С приходом к власти большевиков Православная церковь подверглась жесточайшим репрессиям. Коммунисты ставили целью полное уничтожение религии. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях. Церкви закрывались, разрушались или приспосабливались под хозяйственные нужды. Единая церковная структура также в какой-то момент оказалась в значительной степени разрушена, в результате чего появилисьтак называемые подпольные «катакомбные церкви», никак не связанные между собой.
В период Великой Отечественной Войны репрессии против религии были ослаблены. Советская власть в трудный момент нуждалась в поддержке православия. Союзники по антигитлеровской коалиции были крайне обеспокоены положением верующих в СССР. На оккупированных территориях храмы восстанавливались. Существуют легенды о прибегании Сталина к молитвенной помощи Церкви во время войны, об облётах с иконами вокруг Москвы и Сталинграда.[7]
В советские времена русская церковь не была уничтожена полностью во многом благодаря сотрудничеству с властями.
Современное состояние
После распада СССР православная церковь пережила второе рождение. Количество верующих увеличилось многократно. Открылось множество храмов и монастырей. В 2007 году произошло объединение РПЦ с существовавшей с 1920-х гг. Русской православной церковью за границей (РПЦЗ).
В 1993 году под эгидой РПЦ для «единения всех русских» был организован Всемирный русский народный собор (ВРНС), который возглавил Патриарх Московский и всея Руси. [8][9][10]
В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви находится Россия и многие другие страны: Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония, Япония, КНР.
По количеству верующих Русская Церковь занимает твёрдое первое место среди автокефальных православных церквей — 164 млн человек. [11] Следующие по численности Румынская и Элладская (греческая) церкви насчитывают 18,8 и 10 млн верующих соответственно.
4 ноября 2023 года, в День народного единства и праздник внесения Казанской иконы в Москву (1612) патриарх Кирилл показал вновь обретённый образ Казанской иконы, более века считавшийся утраченным.
Известные современные сторонники православия
СМИ Русской Православной Церкви
- Печатные СМИ
- Журнал Московской Патриархии — официальное печатное издание Московского Патриархата; ежемесячный журнал, издаваемый с 1931 года с перерывами, а с сентября 1943 года — без перерывов (http://jmp.ru/ — cайт Журнала Московской Патриархии)
- Газета Церковный вестник (до февраля 2003 года — Московский церковный вестник) — официальное издание Московского Патриархата, издаваемый Издательством Московской Патриархии; выходит с 1989 года (http://e-vestnik.ru/ — сайт газеты «Церковный вестник»)
- Альманах Богословские труды (http://www.btrudy.ru/ — сайт альманаха)
- Сетевые СМИ
- http://www.patriarchia.ru/ — Патриархия. Ru, официальный сайт Московского Патриархата, поддерживается Синодальным информационным отделом
- http://mospat.ru/ — Mospat.Ru, официальный сайт Отдела внешних церковных связей
- http://www.bogoslov.ru/ — Богослов.Ru, богословский портал, создан в 2007 году.
- http://www.pravoslavie.ru/ — Православие.Ru, сайт создан 1 января 2000 года редакцией интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Патриарха Алексия II
- http://www.sedmitza.ru/ — Седмица.Ru, сайт церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» Русской Православной Церкви
Цитаты о православии
Николай Иванович Костомаров
Историк (1817—1885)
Варварский склад общественной жизни изменяется с принятием христианской религии, с которой из Византии - самой образованной в те времена державы - перешли к нам как понятия юридические и государственные, так и начала умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу. [12] |
Монастырь сделался школой для народа; монахи были его наставниками; в монастырях сосредоточивалось книжное учение, и значительная часть дошедшей до нас письменности носит на себе характер монашеский. [13] |
Князь Владимир
Святой равноапостольный Великий князь (960—1015)
Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей Русскую землю и просветить её крещением святым. [14] |
Митрополит Макарий (Булгаков)
Церковный историк (1816—1882)
Событие Крещения Руси, есть, без сомнения, важнейшее из всех, совершавшихся когда-либо на лице земли Русской. [15] |
Иван Александрович Ильин
Философ (1883—1954)
В нравственной области это дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство “правды” и “кривды”, добра и зла. [16] |
Александр Невский
Святой благоверный князь (1220—1263)
Не в силе Бог, а в правде! [17] |
Федор Михайлович Достоевский
Писатель (1821—1881)
Кто не понимает Православия — тому никогда не понять и Россию. [18] |
Владимир Владимирович Путин
Президент России
Духовное единство является настолько прочным, что не подвержено никаким действиям властей — ни государственных, ни, позволю себе даже себе сказать, церковных. Потому что, какая бы власть над людьми ни была, но крепче, чем власть Господа, ничего быть не может. [19] |
Заветы Сергия Радонежского — это ключ к пониманию России. К познанию первооснов — ее исторических традиций, единства и сплоченности. Именно в этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях — сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее! [20] |
Расширение и возвращение территорий Русской Палестины
Русская Палестина — расположенные на Ближнем Востоке владения и недвижимость РПЦ и Императорского Православного Палестинского Общества[1], приобретенные ими в рубеже XIX—XX вв. с целью организации инфраструктуры для паломников. В 1918 году ИППО было переименовано в Российское Палестинское Общество (РПО) при Академии наук, а в 1992 году вернуло себе старое название.
1964 год — «Апельсиновая сделка» СССР и Израиля. Следуя официальной политике по поддержке атеизма большая часть принадлежавшей РПО недвижимости в Палестине была продана Израилю за $4,5 млн. При этом Израиль заплатил натурой — яффскими апельсинами и текстилем, отчего данная сделка стала известна как «Апельсиновая». Не проданными остались здание Русской Духовной Миссии, Троицкий собор, Сергиевское подворье и некоторые другие объекты.
2008 год — переговоры главы ИППО Сергея Степашина с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, по которым обществу был передан участок земли в Вифлееме, где усилиями ИППО был построен российский центр культуры и науки. Также России были переданы:
- 3,5 га земли на святой горе Елеон. На Елеоне планируется постройка еще одного российского культурного центра.
- 3,5 га земли в городе Иерихон — местность Москобия и участок, на котором расположена христианская святыня (библейская смоковница, или дерево Закхея).
- Здание Сергиевского подворья в историческом центре Иерусалима. В «Апельсиновую сделку» оно не входило, а было незаконно присвоено Израилем в середине 1960-х гг. В 2012 году были начаты реставрационные работы.
Кроме ИППО в Израиле действует Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ) как представитель РПЦ. Визит Патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года способствовал возрождению палестинского паломничества среди православных христиан из России, Украины, Белоруссии и прочих стран Русского мира. На объектах РДМ начали производится реставрационные работы.
В 1997 году патриарх Алексий II вновь прибыл в Иерусалим на юбилейные торжества по случаю 150-летия миссии, а правительство Палестинской Автономии передало миссии монастырь в Хевроне. В 2000 году патриарх Алексий снова посетил Святую Землю на празднование 2000-летия Рождества Христова — к этому времени был выкуплен и застроен русский участок в Вифлееме, а палестинские власти вернули РДМ подворье в Иерихоне. В 2004—2007 гг. в русском православном Горненском монастыре Иерусалима было завершено строительство собора Всех Святых в земле Российской просиявших. В начале 2007 года Иордания передала РДМ участок у места Крещения Господня на реке Иордан, где было построено паломническое подворье.
Примечания
- ↑ ИППО, старейшая в России международная благотворительная и научная организация, с XIX века занимающаяся палестиноведением, востоковедением и содействием православному паломничеству на Святую землю
См. также
Ссылки
- Официальный сайт Русской Православной Церкви
- Портал «Православие. Ру», содержащий, видимо, наиболее полный материал по теме
[ + ] История России
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|