Агитка:Инструкция МИД Германии по Украине
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Уныние Статья отравлена ядом вражеской агитации. Нейтрализуйте содержащуюся в ней софистику. |
В 2015 году МИД Германии подготовило т. н. обзор наиболее часто задаваемых вопросов и ответов, связанных с украинским кризисом, который по сути является методичкой для противостояния «российской пропаганде». Теперь простым немцам, да и не только им не нужно разбираться в аспектах и нюансах ситуации на Украине, а достаточно просто обратиться к методичке за «правильным» ответом.
Разбор методички
Вмешательство Запада во внутренние дела Украины
Утверждение № 1: Запад вмешался во внутренние дела Украины и способствовал свержению легитимного правительства Януковича.
Ответ из методички: Конкретным поводом для начала протестов на Майдане осенью 2013 года послужил неожиданный отказ правительства Украины 21.11.13 прекратить многолетние переговоры об ассоциации Украины с Европейским союзом. Несмотря на то, что незадолго до этого Янукович подтвердил свои намерения, подписать договор об ассоциации в ноябре 13-го года. Многие Граждане Украины были расстроены подобным поведением правительства и отреагировали массовыми протестами, в том числе и на Майдане в Киеве. Мирные демонстрации вылились в массовые протесты с требованиями уважения принципов правового государства, борьбы с коррупцией и прекращением насилия в отношении демонстрантов со стороны сил безопасности. |
Основная статья: Поддержка Евромайдана американцами
О «невмешательстве» Запада в процесс смены власти на Украине рассказал Барак Обама в интервью каналу CNN. Отвечая на вопрос журналиста Фарида Закарии об эффективности политики Обамы в отношении России, экс-президент США ответил следующее:
И с того момента, как Владимир Путин принял решение по Крыму и Украине – при том не исходя из какой-то блестящей стратегии, а по существу из-за того, что его застали врасплох протесты на Майдане и последовавшее бегство Януковича после того, как мы выступили посредниками в заключении сделки по передачи власти на Украине – с этого самого момента этот его экспромт втягивает… втянул его все глубже и глубже в такую ситуацию, когда он нарушает международное право, нарушает целостность, территориальную целостность и суверенитет Украины[1] |
Также Запад проводил политику шантажа вводом санкций против режима Януковича за попытки подавления революции. Готовность США следовать такой политике обозначила Кэйтлин Хейден[1] в заявлении 19 января 2014 года:
Мы призываем украинское правительство принять меры по достижению наилучшего пути прогресса для Украины, в том числе отмены антидемократического законодательства, подписанном в недавнем законе, вывода ОМОН из центра Киева и начала диалога с политической оппозицией. С первых дней Майдан как движение был определен духом ненасилия и мы поддерживаем сегоднешний призыв оппозиционных политических лидеров восстановить этот принцип. США будут продолжать рассматривать дополнительные шаги - в том числе санкции, - в ответ на применение насилия.[2][3] |
В основном США лишь поднимали вопрос введения санкций[4][5][6][7][8], но была и реализация — против чиновников, заподозренных в проведении репрессий и ограничении прав человека[9][10]
В такой ситуации напрашивается вопрос – если можно вводить санкции за действия внутренних войск государства, то почему вопрос введения санкций против США за разгоны протестов не вводились, например, в начале апреля 1992 года во время подавления бунта в Лос-Анджелесе.
«Неожиданный отказ правительства Украины...»
Методичка умалчивает, что Кабмин Украины принял решение отложить подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, объясняя это претензиями к положениям документа:
С целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами — членами Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского союза… приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, и действие решения Кабинета Министров Украины от 18 сентября 2013 г. «О подготовке к подписанию проекта Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом и его государствами-членами, с другой стороны»[11] |
Решение Кабмина поддержал президент Янукович[12][13] и вице-премьер Юрий Бойко[14] в надежде на внесение нужных Украине изменений в САУЭС, в частности предоставление компенсаций от снижения объемов торговли с РФ и другими странами СНГ.
Такой же позиции придерживалось руководство Азербайджана:
Мы уже известили Европейский Союз, что не сможем принять предлагаемое соглашение об ассоциации. Мы хотим подготовить документ, более адекватно отвечающий уровню наших отношений и сотрудничества с Евросоюзом[15] |
Позиция Азербайджана и Украины была озвучена на саммите Восточного Партнерства 29 ноября 2013 года. При этом почему-то позиция Украины вызвала масштабное недовольство Запада и массовые протесты в Киеве, а в случае Азербайджана ничего этого не было.
«Многие Граждане Украины были расстроены подобным поведением правительства...»
Методичка не случайно обходит вопрос целесообразности этих протестов — для поддержания мифа, что руководство Украины отказалось от евроинтеграции своей страны, что не соответствует действительности.
Также поддерживается миф, что Майдану не было альтернативы — на самом деле она существовала в виде всеукраинского референдума по вопросу подписания САУЕС. В отличие от переговоров в формате «Россия-ЕС-Украина» этот вариант был наиболее оптимальным для всех, включая оппозицию — она сохранила бы возможность вести агитацию за евроинтеграцию Украины.
Всеукраинский референдум имеет четкий порядок организации, прописанный в Конституции Украины:
Статья 72. Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее 3 миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения референдума собраны не менее чем в 2/3 областей и не менее чем по 0,1 млн подписей в каждой области |
Иными словами, сторонникам евроинтеграции пришлось бы собрать как минимум 1,8 млн подписей в 18 регионах Украины, что означает невозможность избежать мнения Юго-Востока и Крыма по вопросу евроинтеграции Украины как минимум во время проведения референдума.
Из-за этого сторонники евроинтеграции предпочли устроить бессмысленные акции протеста. Бессмысленные — не только потому, что от силу 1 тысяча человек не могут повлиять на решение властей, но также потому, что САУЕС мало из них кто читал. Плюс в Киеве митинги проходили с нарушением запрета на сооружение палаточных городков[16], да и не было там до декабря 2013 года многотысячных митингов.
«Мирные демонстрации вылились в массовые протесты…»
На одной из своих пресс-конференций Владимир Путин охарактеризовал Майдан следующим образом:
Что касается событий на Украине, то это напоминает мне больше не революцию, а погромы. И как не покажется странным, это мало связано со взаимоотношениями Украины с Евросоюзом. Ведь, обратите внимание, внутрь этих проектов соглашений никто не погружается, никто ничего не видит и никто ничего не слышит[17]. |
Так называемые мирные протестующие действовали как протестующие Арабской Весны — устраивали столкновения с полицией, применяя коктейли Молотова и иное оружие от травмоопасного до смертельного[18]. Было у протестующих и огнестрельное оружие, что подтверждается данными МДВ[19][20].
Методичка обходит вопрос законности действий протестующих — и не зря, ибо они служат составом преступления для, как минимум, 294 и 341 статей Уголовного Кодекса Украины:
Статья 294. Массовые беспорядки:
|
Статья 341. Захват государственных или общественных зданий или сооружений:
|
«Западные политики настаивали на мирном решении конфликта…»
Бесспорно Запад это делал, только вот с учетом поддержки (особенно информационной) оппозиции и «мирных» протестующих, в частности санкционный шантаж в адрес властей Украины[21][22][23][24], напрашивается вывод, что Запад был заинтересован в смене власти на более сговорчивых с ним политиков, то есть в победе революции, а не достижении политического компромисса.
Заинтересованность Запад именно в таком исходе революции проявилась в конце февраля 2014 года. 21 февраля с подачи Запада и при его посредничестве (Польша, Германия, Франция) было заключено соглашение об урегулировании кризиса — в соответствии с ним Янукович объявил о досрочных президентских выборах на Украине и инициировал процесс возвращения к конституции образца 2004 года[25], а также вывел отряды внутренних войск из Киева[26]. При этом активисты Майдана не освободили захваченные ими до этого здания и даже заняли правительственные здания в ночь на 22 февраля[27][28], а также заявили о своей отказе расходиться до отставки Януковича (Ярош[29][30][31], Парасюк[32][33]), выдвинув ему ультиматум об уходе в отставку до 10:00 22 февраля 2014 года.
Все это создало угрозу безопасности Януковича, как это случилось спустя год с его коллегой из Йемена Мансуром Хади — при этом США признали права йеменского президента, но не украинского[34]. В ночь на 22 февраля Янукович уехал в Харьков, что было неверно истолковано как самоустранение от власти, о чем мы поговорим ниже.
Установление фашистского режима на Украине
Утверждение № 2: В Киеве у власти находятся фашисты.
Ответ из методички: В протестах на майдане принимали участие радикальные группы, некоторые из них с правоэкстремискими убеждениями. Численно же они представляли незначительную часть протестующих (до двух миллионов на Украине). В то же время, данные группы не вошли в созданное временное правительство после смены власти 27.2.2014. Вошедшая в состав временного правительства партия «Свобода», относящаяся к правоэкстремисткому спектру, провалилась на выборах в октябре 14-го года, не преодолев пятипроцентный барьер, так же, как и «Правый Сектор». Обе партии не вошли в новое правительство, сформированное 27.11.14. |
Основная статья: Концепция рашизма
- Основная статья: Декоммунизация на Украине
Позиция методички вкратце выглядит следующим образом: признается участие (пусть и не успешное) радикальных националистов в политической жизни Украины и их легальность, но при этом говориться, что лишь при нахождении фашистов в парламенте и правительстве режим может быть назван фашистским.
На самом деле сам факт легальности фашистских партий и деятелей делает режим фашистским — на Украине фашисты сыграли значимую роль в смене власти в феврале 2014 года и играют столь же значимую роль в политико-идеологических реалиях нынешней Украины — подробнее эта тема освещается в докладе «Экстремизм в украинской политике» от агенства CIS-EMO.
Современные украинские националисты, особенно упомянутые «Правый Сектор» и «Свобода», не скрывают, что являются современными продолжателями ОУН-УПА. Например, Дмитрий Ярош при характеристике идеологии Правого Сектора:
Наше отношение к русским так же, как и к другим представителям национальных меньшинств. Оно вполне вписывается в методологию, предложенную Степаном Бандерой: братское к тем, кто вместе с нами борется за государственность украинской нации; толерантное к тем, кто признает наше право быть хозяевами собственной судьбы на своей земле; враждебно к тем, кто это право отрицает...[35] |
При этом он не объяснил каким образом т.н. «совки», «ватники» и иные граждане Украины и России с пророссийскими взглядами отрицают это право. Также он умолчал, что ОУН-УПА были пособниками Третьего Рейха, имели фашистскую идеологию[2] и проводили политику геноцида неукраинского населения в виде карательных акций вроде Волынской Резни.
Культ славы ОУН-УПА далеко не удел украинских националистов, которым, как утверждает методичка, не удалось пробиться во власть. Новый режим провозгласил ОУН-УПА борцами за независимость Украины (закон №314-VIII), а день основания УПА (14 октября) Днем защитника Украины (указ №806/2014), а также стал проводить политику декоммунизации, фактически сделав антикоммунизм и русофобию обязательной идеологией.
Государственный переворот на Украине
Утверждение № 3: Смещение президента Януковича и установление временного правительства были государственным переворотом.
Ответ из методички: После эскалации насилия на майдане президент Янукович при посредничестве Франции, Польши, Германии и России подписал меморандум о мирном решении конфликта. После подписания меморандума президент Янукович бежал из Киева в ночь с 21-го на 22-е февраля 14-го года. Также большинство министров покинуло столицу. Таким образом, в этот момент на Украине не было дееспособного президента и правительства. Председатель парламента Рыбак сложил свои полномочия. В подобной ситуации парламент как единственный де-факто дееспособный и демократически легитимированный конституционный орган проголосовал 22-го февраля 14-го года 328 голосами без единого голоса «против» за назначение выборов президента на 25.05.14. Парламент лишил полномочий президента Януковича не на основании формального импичмента, а в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате неспособности президента выполнять свои обязанности, так как президент «в нарушении конституции отказался исполнять свои обязанности». |
Основная статья: Госпереворот на Украине
«Подписал меморандум о мирном решении конфликта…».
В разделе «Вмешательство Запада во внутренние дела Украины» уже говорилось, что Янукович уехал из Киева не просто так, а по причине угрозы своей безопасности, когда стало ясно, что оппозиция не стремиться контролировать действия Майдана, который посчитал себя в праве требовать отставки Президента.
Германия как гарант Соглашения от 21 февраля должна была в курсе действий Януковича и активистов Майдана, но, как верно отметил Сергей Лавров[36], бездействие гарантов привело Украину к кризису.
«Парламент как единственный де-факто дееспособный и демократически легитимированный конституционный орган…».
Основная статья: Госпереворот на Украине#Юридическая оценка переворота
Методичка умалчивает, что парламент Украины превысил свою полномочия:
- Янукович был лишен власти не в результате импичмента, а по постановлению «О самоустранении Президента Украины...»
- И.о. президента был назначен в нарушение 112 статье Конституции, по которой пост и.о. президента должен занимать не глава парламента (спикер Верховной Рады), а глава правительства (Премьер-Министр)
- Смещение 5 судей Конституционного суда, нарущающее 5 статью Европейской хартии о судьях
Эти и другие нарушения законодательства Украины были описаны в анилизе правовой ситуации на Украине, сложившейся после 21 февраля 2014 года, члена Совета Федерации РФ Андрея Клишаса[37].
Плюс парламент нагло соврал, утверждая про отказ Януковича выполнять свои обязанности[38] — он в своих обращениях говорил строго обратное[39][40], плюс на него пытались устроить покушение, о чем рассказали некоторые украинские военные и сотрудники силовых ведомств[41]. Как и парламент Украины, методичка решила не объяснять в чем действия Януковича нарушали Конституцию и положения Соглашения от 21 февраля.
«В украинской конституции не урегулирована однозначно…».
Этим утверждением авторы методички показали свое незнание законов Украины — так в Конституции Украины прописано кто должен занимать должность и.о. президента:
Статья 112. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины. |
Должность премьер-министра занимал Сергей Арбузов, точнее он был и. о. премьер-министра после отставки 28 января 2014 году Николая Азарова[42] и первым вице-премьер-министром Украины (еще с декабря 2012 года). Арбузов обладал полномочиями премьер-министра в соответствии с законом № 794-VII «О Кабинете Министров Украины»:
Статья 42. В случае отсутствия Премьер-министра Украины его полномочия выполняет Первый вице-премьер-министр Украины или вице-премьер-министр Украины согласно определенным Кабинетом Министров Украины распределением полномочий |
Турчинов не занимал обе эти должности, о чем авторы методички предпочли умолчать, как и об остальных нарушения законодательства Украины.
Нарушение прав русских и русскоговорящих на Украине
Утверждение № 4: На Украине нарушают права и угнетают этнических русских и русскоговорящих. В связи с чем русские на Украине попросили Россию о помощи и поддержке.
Ответ из методички: Уважаемые международные организации вроде Международного Красного Креста не смогли подтвердить наличие опасности или жертв среди русскоговорящего меньшинства, о которых заявляла Россия. Также наблюдатели ОБСЕ не выявили угроз для русскоговорящего меньшинства. Специальный посол ООН Шимонович констатировал в своём сообщении 19.03.2014 Совету Безопасности ООН, что, несмотря на отдельные случаи, систематическое, широкомасштабное нарушение прав русскоязычного меньшинства не наблюдается. Также решение парламента от 23.02.14 о прекращении действия закона о языке от 2002 года, предусматривающего широкие возможности применения русского языка для таких меньшинств, как русские, в публичной, культурной и образовательной сфере, не ограничило права русскоговорящего меньшинства, так как это решение не вступило в силу и было позже отозвано. Репрезентативный опрос (Gallup), проведённый в марте 14-го года среди 1200 украинцев показал, что среди русскоговорящего населения только малая часть чувствует угрозу по причине языковой принадлежности. 66 процентов опрошенных напротив не чувствовали вообще никакой угрозы. |
Налицо циничная ложь немцев. Констатация того, что большинство не видят угрозы основано на умолчании двух фактов:
- Большинство русских на Украине из-за более чем двадцатилетней политики украинизации превратились в людей, которые либо поддерживают такую политику, либо относятся к ней равнодушно
- Власти Украины умело сужали права русского языка на протяжении 25 лет. Умело, потому что, например, запрет русско-язычной рекламы и дубляжа, а также сокращения преподавания на русском языке в учебных заведениях умудрялись оформить так, что они прошли мимо не только простых граждан, но даже юристов.
Иными словами, в рамках русофобии на Украине политики достигали двух целей: с одной стороны вели борьбу с русским языком на Украине и всем, что связывает Украину с русской цивилизацией, с другой стороны, умело скрывали эту борьбу и даже внушали, что она оправдана.
Другая главная ошибка авторов методички — они считают русский язык на Украине языком меньшинства. Это заблуждение опровергается опросом 2008 года, проведённым уже упомянутой организацией Gallup, согласно которому 83 % опрошенных выбрали русский для ответа на вопросы. Также в качестве опровержения можно указать, например, статистику запросов в Google, где большинство запросов с Украины — на русском.[43]. Вообще, такая постановка вопроса оскорбительна — ибо русский язык, на котором говорит большинство жителей Украины неуместно ставить в ряд с языками на которых говорит от силы 1-1,5% от населения страны (420-630 тысяч человек) при всем уважении к этим языкам. И наконец — никто не просит для русского языка особых привелегий, речь идет лишь о возможности свободного пользования им абсолютно во всех сферах общественной жизни наравне с украинским.
И наконец третья ошибка — незнание того, что Конституция Украины гарантирует народный суверенитет. Открываем статью 5:
Статья 5. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами |
То же самое относится к русским как жителям и гражданам Украины. Право оказывать сопротивление узурпаторам закреплено и в конституциях других стран, например, в Конституции ФРГ, статье 20 (4. Всякому, кто попытается устранить этот строй, все немцы имеют право оказывать сопротивление, если не могут быть использованы иные средства). Хочется спросить у немцев: допускают ли они наличие таких прав для русских и русскоговорящих?
Вопрос русского языка на Украине будет проблематичным еще долгое время, [44] даже несмотря на ратификацию Украиной Европейскую хартию региональных языков. Ещё в 2007 году она предоставила доклад о её выполнении, который был подвергнут критике со стороны Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы[45].
Русский Крым
Утверждение № 5: Крым всегда был «русским».
Ответ из методички: История заселения Крыма удивительно разнообразна. В древности там селились киммерийцы, тавры и позже греки. В процессе переселения народов в третьем веке нашей эры в Крым пришли готы, за ними последовали с пятого века гунны, хазары и татары. После нашествия монголов Крым принадлежал Османской Империи, которая вследствие шестой Русско-Турецкой войны вынуждена предоставить Крыму независимость. Таким образом, Российская Империя аннексировала Крым в 1783 году. После вытеснения тюркского населения полуостров был заселён русскими, а также немецкими, греческими, болгарскими и балтийскими крестьянами. |
Основная статья: Крым#История Крыма
Фраза «Крым – это исконно русская земля» из крымской речи Путина истолкована буквально, что неверно – имелось ввиду, что Крым воспринимается как исконно русская земля в силу прочной историко-культурной ассоциации с Россией.
«История заселения Крыма удивительно разнообразна»
В целом история заселения полуострова изложена верно, хотя не были упомянуты византийцы, готы, половцы и множество других народов[46], включая восточных славян. В 988 году было основано Тмутараканское княжество, где правили потомки Мстислава Храброго, сына Владимира Святого. В составе Руси успел побыть и Херсонес-Таврический (ныне территория Севастополя) — — в 988 году он был захвачен Владимиром I, а позднее возвращён Византии в обмен на брак с сестрой императора Анной.
«Таким образом, Российская Империя аннексировала Крым в 1783 году»
О том, почему Россия пошла на присоединение Крыма, написано в меморандуме Г.А. Потемкина от 1782 года:
Всемилостивейшая государыня! Неограниченное мое усердие к Вам заставляет меня говорить: презирайте зависть, которая Вам препятствовать не в силах. Вы обязаны возвысить славу России. Посмотрите, кому оспорили, кто что приобрел: Франция взяла Корсику, цесарцы без войны у турков в Молдавии взяли больше, нежели мы. Нет державы[4] в Европе, чтобы не поделили между собой Азии, Африки, Америки. Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит… Поверьте, что Вы сим приобретением безсмертную славу получите и такую, какой ни один государь в России ещё не имел. Сия слава проложит дорогу ещё к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Чёрном море. От Вас зависеть будет, запирать ход туркам и кормить их или морить с голоду[5]. |
То есть Россия присоединила Крым в первую очередь для обеспечения своей безопасности от набегов крымских татар, которые осуществлялись с конца XV века для грабежа и угона в рабство населения[47].
Крым был присоединен к России после отречения последнего крымского хана от престола[6]. Также России присягнула крымско-татарская знать (из послания Потемкина Екатерине II от 21 июля 1783 г.):
Все знатные уже присягнули, теперь за ними последуют и все. Вам ещё то приятнее и славнее, что все прибегли под державу Вашу с радостию. Правда, было много затруднения по причине робости татар, которые боялись нарушения закона, но по уверениям моим, зделанным их присланным, теперь так покойны и веселы, как бы век жили у нас[7] |
По указу от 4 марта 1784 года знать Крымского ханства была уравнена в правах с российским дворянством (кроме права владеть крепостными христианского вероисповедания)[8]. Также еще до присоединения Крыма 11 июня 1783 года вышел ордер Потёмкина русским войскам в Крыму, предписывающий относиться к жителям дружелюбно (не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полевые командиры)[9].
Если для немцев все эти действия аннексия, то как можно назвать присоединение генуэзских колоний и княжества Феодоро в 1475 году Османской Империей, а также упомянутое ранее присоединение Корсики и создание колониальных империй?
«После вытеснения тюркского населения полуостров был заселён русскими»
Методичка называет массовую миграцию крымских татар в 1790-х годах[10] вытеснением тюркского населения. И тут стоит вспомнить предысторию этой миграции.
В 1778 году было осуществлено массовое переселение крымских христиан[11], которые контролировали почти всю торговлю и ремесла в прибрежных городах. Это привело к разрушению торговли и ремесел в Крыму, что усилило кризис сельского хозяйства и создало угрозу голода для населения, не говоря уже о притеснениях русской администрации и обезземеливания крымских татар[12]
Так как методичка не уточнила, что она имела ввиду под вытеснением, то остается открытым вопрос подразумевалась ли под вытеснением депортация крымских татар (о которой нет ни одного документа) или речь шла о замещении переселенцами убывшего из Крыма населения.
«...в 1954 году, в рамках СССР был передан Украинской Социалистической Советской Республике»
Основная статья: Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Передача Крымской области в состав УССР
Формально это верно, но при этом замалчивается, что передача Крыма в состав УССР была совершена путем нарушения ряда положений тогдашней Конституции, а город Севастополь ей вообще не передавался[48][49]. Для особо интересующихся рекомендуем анализ документов по передаче Крыма в 1954 году.
«...после распада Советского Союза в 1991 году Крым остался частью независимой Украины»
Крым как АССР имел право на отдельный референдум по вопросу выхода из состава СССР согласно статье 3 Закона СССР О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР:
Статья 3. В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе |
Как мы помним, референдум 1 декабря 1991 года о выходе Украины из состава СССР прошёл также и в Крыму как части УССР.
«...территориальную целостность гарантировала Россия в 1994 году при подписании будапештского меморандума»
С Меморандумом ситуация куда более интересная. Ибо данный документ связывает вопрос изменения границ Украины с внешним вмешательством. При изменении территории государства в результате внутренних процессов говорить о нарушении Меморандума не приходится. Ведь почему-то изменение границ в Европе на рубеже 80-90-х гг. XX века не считается нарушением Пакта СБСЕ 1975 года. Если уж кто и должен нести ответственность за нарушение Меморандума, так это страны Запада, которые оказывали давление на законную власть Украины в лице Виктора Януковича и поддерживали его смещение. Для особо интересующихся предлагаем ознакомиться с тем, как Россия «нарушала» Будапештский меморандум по данной ссылке.
Также полезно вспомнить, как сама Украина вышла из состава СССР. Еще в августе 1991 года Украина приняла «Акт провозглашения независимости Украины», в котором содержится довольно интересная формулировка:
Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года,
- Продолжая тысячелетнюю традицию государства на Украине, - Исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, - Осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства - УКРАИНЫ |
Стоит отметить, что хоть переворот в СССР и не состоялся Верховный совет УССР посчитал нужным его использовать как аргумент в пользу независимости Украины, не забыв про историю, право народов на самоопределение и свою же Декларацию о независимости.
Хочется сразу же спросить авторов методички, почему Крым не имел права на провозглашение независимости на основании:
- Угрозы своей безопасности в связи с государственным переворотом, который состоялся.
- Права на самоопределение.
- Более чем тысячелетней истории.
- Осуществления своей Декларации о независимости.
Плюс власти Крыма в условиях государственного переворота в стране и установившегося после него хаоса получили чрезвычайные полномочия по решению съезда легитимных руководителей органов местного самоуправления областей Юго-Востока и Крыма 22 февраля 2014 года в Харькове, где была принята знаменитая Харьковская резолюция.
Референдум и право народов на самоопределение
Утверждение №6: Право на самоопределение народов и референдум делают отделение Крыма от Украины и включение его в состав Российской Федерации законным.
Ответ из методички: Это спорно, включает ли право на самоопределение народов право на сецессию (право на выход из состава государства), кроме того, спорен и вопрос, что же является народом. Но об это речи не идёт, российская интервенция в нарушение международного права лишает легитимности отделение Крыма от Украины в любом случае. Российская Интервенция противоречит запрету на угрозу или применение насилия во межгосударственных отношениях, записанному во 2-ой статье, пункт 4-ый хартии ООН и нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины. Применения силы, вопреки международному праву, сделавшее возможным отделение Крыма от Украины и его дальнейшее включение в состав России противоречат международному праву. |
Основная статья: Правовые основания воссоединения Крыма с Россией
«Это спорно, включает ли право на самоопределение народов право на сецессию...»
Декларация 1970 года определяет сецессию (право на выход из состава государства) и присоединение к другому государству как реализацию права на самоопределение. Она же гласит, что государства могут отстаивать территориальную целостность лишь тогда, когда они соблюдают равноправия и самоопределения народов и имеют правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.
Тут полезно напомнить, что одним из первых решений нового режима было отмена закона о языках 2012 года[13], которое вызвало рост выступлений против нового режима в Крыму и на Юго-Востоке. И это не вспоминая про поддержку героизации ОУН-УПА и русофобии, в частности теорий, отказывающих русскому народу в праве называться цивилизованным и славянским.
«...спорен и вопрос, что же является народом...»
Понятие «народ» действительно не имеет однозначной трактовки — во многом из-за споров этническим или культурным понятием является народ. И в обоих этих вариантах население Крыма может считаться отдельным народом — по переписи 2001 большая часть населения (58%) являлась этническими русскими, то есть относилась к другому, не титульному этносу Украины, имеющему собственные язык, традиции и культуру.
Существенную ясность в этот вопрос внесла в 1972 году международной комиссии юристов при разборе дела по Восточному Пакистану, которая отметила, что народ только тогда существует, когда он начинает осознавать свою собственную идентичность и подтверждает свою волю к существованию.
«Российская Интервенция противоречит запрету на угрозу или применение насилия во межгосударственных отношениях...»
Факт «интервенции» России преподносится как уже давно доказанный, тогда как данная риторика нуждается в ответах на вопросы вроде в чем проявлялась интервенция и в чем проявлилось нарушение международного права. Также концепции об «интервенции» противоречит то, что войска РФ находились в Крыму еще с 1997 года по договоренности с Украиной, а вводом дополнительных войск в марте 2014 года не нарушили максимальную квоту по численности военных на территории полуострова.
Наконец, методичка не дает ответа на вопрос как действия России соответствовали термину «аннексия», а именно насильственное присоединение государством всего или части территории другого государства в одностороннем порядке. Вопрос в том, в каком статусе Крым был когда присоединялся к России (независимого государства или части Украины) и каковы доказательства насильственного присоединения.
«...был проведён референдум в нарушение украинской конституции...»
При аппелировании к Конституции Украины методичка умалчивает о ее юридических недостатках в данном вопросе:
- Невозможность реализации на практике - трудно представить что более 50% избирателей проголосуют за сецессию
- Статья 157 запрещает менять текст Конституции, если изменение направлено на нарушение территориальной целостности Украины
- В Конституции Украины (статьи 38 и 138) закреплено право на проведение местных референдумов, усиленное после принятия Харьковской Резолюции
- Нарушение права народов на самоопределение, прописанного в Уставе ООН (статья 1) и других международных документах
Наконец, довольно лицемерным выглядит призывать к соблюдению Конституции, если она же была нарушена в процессе смены власти на Украине в феврале 2014 года.
Двойные стандарты Запада в отношении Крыма и Косово
Утверждение № 7: Запад применяет двойные стандарты по отношению к отделению Крыма и независимости Косово.
Ответ из методички: Ситуация в Косово в 1999—2008 годах несравнима с ситуацией в Крыму в 2014 году ни с правовой и ни с политической точки зрения. В Косово, после решительных мер, предпринятых НАТО весной 1999 года, направленных на предотвращение надвигающейся гуманитарной катастрофы, имели место интенсивные и длительные усилия по решению проблемы на основе предложений миссии ООН в Косове (UNMIK), в том числе, в многостороннем формате. Объявление независимости Косово стало следствием провала этих почти двухлетних усилий, а не следствием вооружённой интервенции извне. В Крыму напротив: объявление об отделении Крыма в марте 2014 года было вообще возможно только вследствие нарушающей запрет на применение насилия интервенции российских военных в Крыму, которые препятствовали законным украинским органам власти выполнять возложенные на них обязанности. Данное нарушение запрета на применение насилия делает его результат — выход Крыма из состава Украины и его включение в состав Российской Федерации — незаконным. Так как в случае запрета на применение насилия речь идёт об обязательной для исполнения норме международного права, ни одно другое государство не вправе признать данный результат. |
Основная статья: Двойные стандарты Запада#«Косово — особый случай»
Методичка умалчивает три значимых факта о Косово:
- Операция НАТО была проведена без санкции Совбеза ООН
- Комментарий: Устав ООН (статья 42) прямо устанавливает прерогативу Совбеза ООН принимать решения о применении военных методов против страны, если мирные методы (статья 41) окажутся исчерпанными.
- ООН гарантировала Югославии территориальную целостность
- Комментарий: Резолюция СБ ООН 1244 подтвердило территориальную целостность и суверенитет Югославии в соответствии с Пактом СБСЕ 1975 года. Также по этой резолюции была создана временная администрация для управления Косовом как автономией в составе Югославии.
- Отсутствие референдума о независимости
- Комментарий власти Косово провозгласили независимость, несмотря на отсутствие референдума, где население могло высказаться по вопросу независимости.
И это не говоря про ущерб Югославии от бомбардировок НАТО, в результате которых погибло 1700 человек[14], почти 10 тыс. оказались ранены, поток беженцев увеличился в три раза[50]. По мнению методички все это «решительными мерами, предпринятыми НАТО», обходя стороной вопрос законности этих мер. Патрик Бьюкенен характеризовал операцию НАТО против Югославии как агрессию (мы бомбардировали сербские города, заставляя сербов вспоминать гитлеровскую оккупацию, только за то, что они отказались обеспечить свободу передвижения на своей территории сепаратистам из Косова)[15].
Действия России в Крыму методичка называет агрессией, используя термины «применение насилия» и «интервенции», не объясняя в чем конкретно это проявилось, то есть повторяя свою ошибку из раздела «Референдум и право народов на самоопределение».
Россия провела бескровное блокирование украинских воинских частей, которые ввиду свержения главнокомандующего (президент Украины) оказались в спорном положении, плюс методичка не объясняет каковы гарантии, что украинские военные позволили бы властям Крыма провести референдум о независимости, а не стали бы вступать в боестолкновения с отрядами Самообороны Крыма, как это случилось позднее на Донбассе, а также что Россия не была бы вовлечена в такой конфликт как это было в Южной Осетии в 2008 году.
Наконец, методичка не объясняет как Россия препятствовала работе органов власти в Крыму. Так, например, работе крымского парламента Россия не препятствовала, а обеспечила ему безопасность после серьезной потасовки у здания парламента между противниками и сторонниками новой власти на Украине, в которой участвовали активисты Правого Сектора на стороне последних[51]. Почему-то когда украинские националисты захватывали административные здания в Киеве и облцентрах Западной Украины, Запад не считал, что происходит «препятствия законным украинским органам власти».
Конфликт на Украине и участие России
Утверждение № 8: На Украине имеет место конфликт между (фашиствующим) правительством в Киеве и локальными сепаратистами, Россия в данном конфликте не замешена.
Ответ из методички: Даже в том случае, если значительная часть населения Донбасса воспринимает правительство в Киеве очень критично, то вооружённые группы сепаратистов, воспользовавшиеся вакуумом власти, образовавшегося после бегства президента Януковича и его клана, никогда не обладали поддержкой большинства населения. Противостоять усилиям украинского правительства восстановить общественный порядок они могут только благодаря продолжающейся массивной помощи из России. |
Основная статья: Восстание Донбасса
Методичка умалчивает про референдумы 11 мая и выборы 2 ноября, где сторонники независимости Донбасса получили поддержку большинства населения республик. Справедливости ради отметим, что более объективным показателем был бы референдум на всей территории Донбасса (аналогичный референдуму 1994 года), проведения которого протестующие на Донбассе требовали еще в марте[52] и вплоть до начала АТО, например в Луганске[53][54]. Начало АТО и наступления ВСУ не дало возможности спокойно выяснить, какая часть населения поддерживает «сепаратистов».
В целом политика Украины в отношении населения Донбасса носит явно притеснительный характер, в частности были отменены социальные выплаты, проведена экономическая блокада, происходит обстрел прифронтовых городов вопреки Минским Соглашениям и т.д. В этих условиях гуманитарная поддержка со стороны России является не только оправданной, но и необходимой, поскольку в противном случае Россия стала бы соучастником военных преступлений киевского режима. При этом речь идет о гуманитарной помощи, поставки вооружений и военнослужащих со стороны России Запад до сих пор (на момент 2017 года) не может.
Недружественная политика Запада в отношении России
Утверждение № 9: Запад с момента развала Советского Союза проводил систематическую политику, направленную на изоляцию и ослабление России.
Ответ из методички: Европейский союз и НАТО всегда проявляли значительный интерес к тому, чтобы Россия внесла свой вклад как партнёр и на основе общих принципов в обеспечение европейской безопасности. Таким образом, они с момента распада СССР преследовали цель интенсивного сотрудничества с Россией. Так, например, ЕС и Россия в 1997 году подписали договор о сотрудничестве и кооперации, а в 2005 договорились о создании четырёх общих сфер. Кроме того, ЕС предложил России кооперацию в области модернизации, которая должна была помочь России преодолеть важнейшие вызовы в ключевых областях, таких, как экономические инновации или современная социальная политика. Также НАТО прилагало усилия для построения сети партнёрских отношений и создало в совете Россия-НАТО форум для особенно тесного взаимодействия. Данное дружественное расположение НАТО нашло своё отражение в интенсивной поддержке, оказанной России при вступлении в международные организации, такие, как G7, совет Европы или ВТО. |
Тут полезно вспомнить действия и взаимоотношения России и Запада по двум основным вопросам:
- Контроль над обычными вооружениями в Европе
- Упущенные возможности от приостановки НАТО взаимодействия с Россией
Более подробно эти вопросы освещены в докладе Постоянного Представительства России при НАТО «Россия-НАТО: мифы и факты». Другие вопросы вроде расширения НАТО на Восток или создания системы ПРО в Европе поднимаются в следующих пунктах методички.
Дружественность Запада в отношении России была продемонстрирована поддержкой боевиков Ичкерии, обвинений в агрессии против Грузии в 2008 году, введением Акта Магнитского, бойкотированием Олимпиады в Сочи и т.п. – и это только основной список.
Контроль над обычными вооружениями в Европе
19 ноября 1990 – подписание ДОВСЕ. Россия в полном объеме выполнила прописанные в нем обязательства по сокращению тысяч единиц обычных вооружений, несмотря на развал экономики в 90-е годы.
На момент подписания был основан на балансе сил ОВД и НАТО, но к концу десятилетия нуждался в изменениях ввиду масштабных военно-политических изменений (в частности распад СССР и расширение НАТО) – Россия выступила инициатором внесения изменений и после переговоров в 1999 году было подписано Соглашения об адаптации ДОВСЕ в Стамбуле. По нему происходил переход от зонально-групповой к национально-территориальной системе ограничений на обычные вооружения и военную технику – данный вариант не устраивал НАТО, в частности США, ибо первоначальный вариант ДОВСЕ в новых условиях давал преимущества Североатлантическому Альянсу.
Отказ от ратификации Соглашения 1999 года в НАТО объясняли наличием войск России в Молдавии и Грузии – от России стали требовать, например, вывода миротворческих войск из этих стран по условиям Соглашения. Данные претензии Россия считала необоснованными в виду, например, срыва переговоров по меморандуму Козака[16][55].
13 июля 2007 – Россия приостановила свое участие в ДОВСЕ (указ №872), что разрешено положением о право выхода из ДОВСЕ (статья 19) по формуле «кому разрешено большее, тот имеет право и на содержащееся в нем меньшее». В справке к указу №872 указываются основные причины данного решения:
Необходимость приостановления действия ДОВСЕ обусловлена следующими относящимися к Договору исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации:
|
Вместе с этим Россия стремилась к поиску выхода из кризиса ДОВСЕ, проводя в 2007-2010 гг. переговоры с США. Немало надежд было возложено на т.н. «консультациями 36-ти»[17], начатые в июне 2010 года с целью выработки «рамочной договорённости» о начале новых переговоров по укреплению и модернизации режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ).
К середине 2011 года эти консультации зашли в тупик – России вновь выдвигались предварительные условия и неприемлемые для России увязки, в частности с проблематикой «замороженных конфликтов» и отказом от признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Провал данной стратегии привел к объявлению в ноябре 2011 года странами НАТО приоставки представления России информации по ДОВСЕ и приёма её инспекций на своей территории. Убедившись в невозможности добиться выполнения своих запросных требований, в ноябре 2011 г. страны НАТО объявили о приостановке представления России информации по ДОВСЕ и приёма наших инспекций на своей территории в ответ на российский «мораторий».
С тех пор Россия воздерживается от выдвижения каких-либо инициатив в области КОВЕ. В 2015 году Россия приняла решение приостановить участие в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ, ввиду фактически полного сворачивания практической работы в рамках этого формата. Это, однако, не означает отказа от дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе, если и когда страны НАТО согласятся деполитизировать свои подходы и действовать на основе учёта интересов всех государств-участников, включая Российскую Федерацию.
В документах Саммита НАТО в Уэльсе (4-5 сентября 2014 г.) тема ДОВСЕ мало поднималась – не было ни попыток уточнения роли контроля над вооружениями в деле укрепления военной безопасности на основе комплексного анализа развития военно-политической обстановки в Европе, ни выражения готовности членов альянса вести дело к разработке новой договоренности, отражающей современные реалии.
Упущенные возможности от приостановки НАТО взаимодействия с Россией
Нынешние негативные тенденции – не выбор России. Ее руководство по прежнему стоит на позиции, что нет реальной альтернативы альтернативы взаимовыгодному и широкому общеевропейскому сотрудничеству Россия-НАТО на условиях равноправия, прагматизма и учета интересов друг друга, а также недопущении конфронтации или скатывании к новой «холодной войне».
«Заморозка» альянсом деятельности СРН чревата и уже привела к негативным последствиям как с точки зрения повышения военно-политических рисков, так и в плане «упущенной выгоды» от взаимодействия с Россией:
- Прекращение деятельности Трастового Фонда (оказание помощи в подготовке армии Афганистана)
- Закрытие проекта по подготовке антинаркотических кадров для Афганистана, Пакистиан и стран Средней Азии
- Прекращение обмена данными по контролю воздушного пространства (для предотвращения теругроз с воздуха, взаимодействия в случае технических сбоев, чрезвычайных ситуаций)
- Отказ США от сотрудничества по программе «Стандекс» (разработка методов дистанционного обнаружения взрывчатых веществ и их носителей на объектах транспорта и при проведении массовых мероприятий)
Расширение НАТО на Восток
Утверждение № 10: НАТО нарушило обещание не расширятся после холодной войны на восток, и угрожает таким образом интересам России в области безопасности.
Ответ из методички: Относительно вхождения прочих европейских государств в НАТО не существует никаких обязующих правил. После холодной войны был урегулирован на основании договора только вопрос о вхождении в НАТО бывшей ГДР в результате объединения Германии т. н. договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года. Возможное вхождение в состав НАТО восточноевропейских стран после окончания холодной войны оценивалось различно, как внутри альянса, так и в внутри правительства США. Однако согласия НАТО как организации, то есть решения, принятого единогласного всеми странами членами НАТО, о том, что НАТО не будет принимать новых членов из восточной Европы, не было никогда. Варшавский договор утратил свою силу 1-го июля 1991-го года, таким образом, этот вопрос отпал сам собой, на что и обратил вниманию осенью 2014 года бывший советский президент Горбачёв. Однако в 1975 году СССР, США, Канада и многие европейские страны подписали так называемый хельсинский договор, который гарантирует право на свободный выбор союзников. Принцип свободного выбора союзников бы подтверждён пактом Россия-НАТО в 1997 году, за два года до первого расширения НАТО на восток. Кроме того, в 2002 году с созданием совета Россия-НАТО была вновь углублена совместная работа между альянсом и Россией, за два года до второго расширения НАТО на восток. То есть Расширение НАТО на восток происходило тогда параллельно с углублением совместной работы с Россией. |
См. Расширение НАТО.
Были созданы военные базы в Польше, Болгарии, Румынии. Правительство Польши даже не скрывало, что эти базы необходимы для противостояния России.
Вступление Украины в НАТО
Утверждение № 11: НАТО добивается вступления Украины в альянс, что не без основания воспринимается Россией как угроза сфере собственных интересов.
Ответ из методички: В соответствии с принципами хельсинского договора и основополагающего договора Россия-НАТО Украина вправе свободно выбирать, к какому военному объединении она хочет принадлежать. НАТО поддерживает с Украиной особенно близкие партнёрские отношения с 1997 года в виде комиссии Украина-НАТО. Руководство стран НАТО по желанию киевского правительства дало Украине в 2008 году в Бухаресте предварительное согласие на вступление в НАТО. Когда Украина зафиксировала свой внеблоковый статус в законе в 2010 году, данное изменение курса было принято НАТО. По приглашению правительства были продолжены консультации и поддержка в области обеспечения безопасности. Украина отказалась от внеблокового статуса в 2014 году. Согласно президенту Порошенко, основные усилия сейчас направлены на реализацию реформ в области обеспечения безопасности и обороны, таким образом, вступление в НАТО не стоит на повестке дня. |
Не имеет смысла говорить о выборе Украины, если он не учитывает мнения восточных регионов страны, которые не поддерживают вступления в НАТО.
Развязывание новой Холодной Войны со стороны НАТО
Утверждение № 12: НАТО использует кризис на Украине для восстановления менталитета холодной войны и снова приобретает противника — Россию.
Ответ из методички: НАТО — оборонительных союз, который должен гарантировать безопасность и свободу своих членов. После окончания холодной войны перед членами альянса возникли новые угрозы. НАТО зафиксировала три основных задачи в стратегическом концепте в 2010 году, к ним относятся: коллективная оборона, управление кризисами и обеспечение совместной безопасности.
После окончания холодной войны государства участники НАТО, Россия и другие страны внесли свой вклад в построение общей европейской архитектуры безопасности, основанной на принципах хельсинского договора, парижской хартии, основав организации вроде ОБСЕ. НАТО не рассматривает Россию как своего врага, альянс развивал партнёрство с Россией на протяжении последних двадцати лет, исходя из «партнёрства во имя мира» и Совета Евро-Атлантического Сотрудничества. Кроме того, Россия и НАТО обладали особо привилегированным партнёрством в рамках совета Россия-НАТО, созданного на базе основополагающего договора Россия-НАТО. Данная совместная работа была приостановлена вследствие действий России на Украине, но она может быть продолжена, как только для этого появятся необходимые основания. |
См. НАТО.
Здесь необходимо рассказать об интервенциях НАТО в Югославии, Афганистане и Ираке, которые вовсе не преследовали целью «безопасность и свободу своих членов»
Действия НАТО против России
Утверждение № 13: НАТО пытается ослабить и изолировать Россию. НАТО использует кризис на Украине для размещения вооружений на границе с Россией. Кроме того, система противоракетной обороны НАТО направленна против России.
Ответ из методички: Руководители стран НАТО во время встречи в Уэльсе в сентябре 14-го года вновь подчеркнули, что альянс не ищет повода для противостояния с Россией и не представляет для России угрозу. Также было указано на то, что НАТО и в дальнейшем будет добиваться конструктивного сотрудничества с Россией, и сожалеет, что условия для этого сотрудничества из-за действий России на Украине отсутствуют. НАТО и Россия тесно сотрудничали до украинского кризиса во многих областях, начиная от борьбы с наркотиками и терроризмом, спасения подводных лодок и заканчивая совместными действиями по преодолению стихийных бедствий. В Основополагающий договор Россия-НАТО включены принятые НАТО обязательства не размещать стратегические вооружения на постоянной основе в новых странах участниках и не размещать там ядерное оружие. Однако основополагающий договор позволяет усиливать имеющиеся части. Принятый в Уэльсе «план готовности», предусматривающий повышенную готовность сил НАТО, соответствует обязательствам, принятым на себя НАТО в соответствии с основополагающим договором. НАТО заявило с самого начала, что система противоракетной обороны не направлена против России и не способна снизить российский потенциал сдерживания. Система ПРО направлена в первую очередь против угрозы за рамками евроатлантического региона и служит исключительно целям обороны. Это еще раз подтвердили руководители стран участниц НАТО во время встречи в Уэльсе. |
Евроассоциация Украины направлена против России
Утверждение № 14: «Восточное Партнёрство» в общем и договор об ассоциации Украины с ЕС в частности направлены против России.
Ответ из методички: Восточное партнёрство или в этих рамках заключённая ассоциация с ЕС ни в коем случае не означают, что страны — восточные партнёры не могут в будущем поддерживать отношения с другими соседями. Все с точностью наоборот: ЕС уверен в том, что цель стабильного, мирного и экономически продуктивного соседства может быть достигнута только в том случае, если соседи, в свою очередь, поддерживают взаимные, добрые отношения друг с другом. Речь не идёт об условии «или-или». «Восточное партнёрство» не является жёсткой структурой, направленной исключительно на заключение договора об ассоциации. Со странами участниками «восточного партнёрства», с которыми на данный момент не ведутся переговоры об ассоциации (Белоруссия, Азербайджан, Армения) Европейский союз развивает индивидуальные формы сотрудничества. Особое внимание при этом уделяется сохранению и развитию экономических связей стран «восточного партнёрства» со странами СНГ. Германское федеральное правительство является сторонником диалога между странами ЕС, странами «восточного партнёрства» и странами Евразийского экономического союза, в том случае, если для этого имеются необходимые политические условия. |
Угроза евроассоциации Украины для российского рынка
Утверждение № 15: После вступления в силу договора об ассоциации Украины с ЕС европейские товары переполнят российский рынок.
Ответ из методички: Этот аргумент нацелен на то, что товары из европейской зоны свободной торговли будут через Украину попадать в Россию, минуя таможенное оформление, так как Россия и Украина связаны между собой договором о свободной торговле. Однако, договор о свободной торговле в рамках СНГ содержит регулирование в отношении происхождения товаров, поэтому товары из Европейского союза будут, как и прежде облагаться российским таможенными пошлинами при прохождении через российско-украинскую границу. |
Разбор применённой демагогии: Теоретически ответ из методички звучит красиво, однако на практике при пересечении на Украине двух зон свободной торговли необременительная процедура переупаковки на территории Украины позволила бы ввести на территорию России практически любой товар из ЕС без каких-либо таможенных пошлин формально совершенно законно, поэтому приведённый в методичке ответ является откровенным лукавством.
Защита Россией своего рынка в связи с евроассоциацией Украины
Утверждение № 16: После вступления в силу договора об ассоциации европейские продукты вытеснят с украинского рынка товары, произведённые на Украине, в результате чего низкокачественные украинские продукты переполнят российский рынок, в связи с чем Россия должна принять защитные меры.
Ответ из методички: Уже сегодня украинские таможенные пошлины на европейские товары невелики. На промышленные товары пошлина составляет в среднем 2,4 процента, на товары аграрной индустрии 6,4 процента. Таким образом, ЕС — уже важнейший торговый партнёр Украины. По этой причине значительного роста импорта на Украину европейских товаров не ожидается. Сектора украинской экономики, в которых по причине низкой конкурентоспособности ожидалось замещение европейскими товарами, будут защищены специальными мерами на срок до 15 лет. В связи с вышесказанным не ожидается значительного роста экспорта украинских товаров в Россию. Конкурентоспособность украинских товаров в краткосрочной перспективе не увеличится на российском рынке. В тех областях, где украинские товары в принципе конкурентоспособны на российском рынке, они уже сегодня обладают значительной долей рынка. |
Немецкая методичка считает что «не ожидается». Расчеты экономического блока российского правительства показывают, что подобный рост экспорта «ожидается». Следовательно, российское правительство имеет право верить собственным расчетам, а не иностранной пропаганде и действовать в защиту интересов страны. Якобы «небольшая» пошлина 6,4 %, будучи урезанной до нуля, разом вытесняет украинские товары с внутреннего рынка на соседний, российский. Методичка не слова не говорит о европейских стандартах, введение которых так же было предусмотрено соглашением об ассоциации. Множество украинских товаров просто не попадали под новые стандарты и не могли не уйти на российский рынок.
Переход Украины на технические стандарты ЕС
Утверждение № 17: Переход Украины на европейские стандарты технического регулирования негативно скажется на российско-украинской торговле.
Ответ из методички: Договор о свободной торговле между Украиной и Европейским союзом не содержит положений о том, в соответствии с какими стандартами Украина должна экспортировать товары в Россию. В то же время правильным является то, что в течение многолетнего переходного периода товары, находящиеся в обращении на Украине, должны быть приближены к международным или европейским стандартам. Тем же требованиям должен отвечать российский экспорт (состоящий преимущественно из нефти и газа). Россия тоже заинтересована в переориентации своего производства на международные стандарты, чтобы быть в состоянии предлагать продукцию на международном рынке. Для достижения этих целей Европейский союз и Украина предложили России трёхсторонние переговоры, предусматривающие возможность продления переходного периода и большом количестве отраслей параллельного действия европейских технических и технических стандартов СНГ. |
Разбор демагогии: Если вчитаться в текст, то в ответе методички вообще отсутствует опровержение приведённого утверждения. Вместо этого предлагается самой России перейти на европейские стандарты, что, во-первых, является очень затратным мероприятием, а, во-вторых, ставит Россию в подчинённое Евросоюзу положение в области стандартов при отсутствии очевидных для неё выгод. Также делается кивок на растягивание процесса во времени, что тоже никак не опровергает критикуемое утверждение. Международные же стандарты упомянуты просто для солидности.
Краткий ответ: Россия не обязана переходить на стандарты Евросоюза ни быстро, ни медленно, а если Евросоюз хочет унификации стандартов, то почему бы ему самому за свои деньги не перейти на стандарты СНГ? Поскольку сама Россия на стандарты Евросоюза переходить не собирается, то переход Украины на стандарты Евросоюза однозначно отрицательно скажется на российско-украинской торговле, что в ответе методички и не отрицается.
Антироссийские санкции
Утверждение № 18: Европейский союз и его партнёры ввели санкции с целью поставить Россию на колени.
Ответ из методички: Разумеется, санкции направлены на создание экономического давления на Россию, но это не самоцель. Цель санкций в большей степени — подтолкнуть Россию к большей сговорчивости в поиске политического урегулирования конфликта на Украине в соответствии с международным правом. Основным критерием экономических санкций является выполнение минских договорённостей, поэтому санкции могут быть отменены. Это соответствует фундаментальным интересам всех, потому что слабая российская экономика наносит ущерб всем, не в последнюю очередь нашим общим соседям. Ключ к решению проблемы находится в руках России. |
Основная статья: Антироссийские санкции
Слова про «цель санкций в большей степени» поднимают немало вопросов — от вопроса об остальных целях санкций до вопроса можно ли санкции против режима Януковича назвать «поиском политического урегулирования конфликта».
Далее интереснее — вопрос отмены санкции увязывается с выполнением Россией минских соглашений. Хочется спросить почему «могут быть отменены», а не «отменят» — данный вопрос напрашивается из-за введения новых санкций после подписания Минска-2. Но главное другое — сторонами соглашений являются Украина и республики Донбасса, а Россия вместе с Францией и Германией выполняет роль гаранта и посредника. При этом в адрес Украины со стороны Запада не звучало требований исполнять соглашения, которые содержали угрозы введения санкций за неисполнение оных.
Наконец, методичка умалчивает, что санкции против России являются односторонними и не могут являться источником международного права[18]. Согласно Уставу ООН (статья 41) только Совбез ООН обладает прерогативой наложения легитимных международных санкций. То что проводится в отношении России — не более чем экономическая война с целью достижения собственных геополитических интересов и ослабления конкурента в лице России, что соответствует как бы опровергаемому утверждению.
См. также
Ссылки
- Оригинал немецкой методички
- Перевод Андрея Шмидта
- Довод от горшка. Об одном приёме, популярном в недобросовестной полемике. Анатолий Вассерман
Примечания
- ↑ Представитель Совета Национальной Безопасности США при Белом доме
- ↑ Дмитрий Донцов, основатель идеологии украинского фашизма, публицист-идеолог характеризовал идеологию ОУН как фашисткую — Политический и морально-психологический дух, которым дышат украинские националисты, бесспорно является фашизмом
- ↑ 1068 год
- ↑ Имелись ввиду сильнейшие страны Европы, особенно те, которые вели колониальные войны
- ↑ Болотина Н.Ю. Потёмкин. Глава 10. «ДАР БЕСКРОВНЫЙ…». М.: Вече, 2014
- ↑ Андреев А.Р. История Крыма: Краткое описание прошлого Крымского полуострова / А. Р. Андреев. — М.: Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997
- ↑ 666. Г.А. Потемкин — Екатерине II // Екатерина Вторая и Г.А.Потемкин. Личная переписка (1769-1791)
- ↑ Болотина Н.Ю. Потёмкин. Глава 11. Во главе южных губерний. М.: Вече, 2014
- ↑ Записки Одесского общества истории и древностей, т. 11 (1879), С. 265
- ↑ В 1790-х и 1850-х годах произошли две самых масштабных волны миграции крымских татар из Крыма
- ↑ Кащенко С.Г. Выселение христиан из Крымского ханства в Россию в 1778 году // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». Том 19 (58), № 2. 2006 г. Стр. 29-35
- ↑ Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. М: Мысль, 1992
- ↑ Впоследствии Турчинов поставил право вето на этот закон из-за критики со стороны ЕС
- ↑ 1700 человек погибли непосредственно из-за бомбардировок, число погибших из-за последствий бомбардировок (в частности, зарядами с обедненным ураном) может превышать это число в разы
- ↑ Патрик Дж. Бьюкенен. Смерть Запада = The Death of the West. — АСТ, 2007. — 448 p.
- ↑ Проект образования из Молдовы и Приднестровья единого федеративного государства
- ↑ Проводились с участием всех 30 членов ДОВСЕ при участии Албании, Латвии, Литвы, Словении, Хорватии и Эстонии
- ↑ Ошибочно считается, что санкции против России это способ привлечь ее к ответственности за нарушение международного права
[ + ] Украинский кризис
|
|||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|