Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр I

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в 1815–1825 годах.

Границы периода обусловлены завершением Наполеоновских войн в 1815 году (начало) и кончиной Императора 19 ноября (1 декабря) 1825 года (окончание периода).

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Башня со шпилем Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, 2015

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)

Основная статья: Адмиралтейские верфи

Здание Главного адмиралтейства, не гармонировавшее по своему недостаточному величию с расположенным неподалёку Зимним дворцом, в ходе реконструкции 1806–1823 гг. было почти полностью перестроено. Поскольку к зданию сходятся основные проспекты центральной части Санкт-Петербурга (так называемый «Еропкинский треугольник» или «Еропкинский трезубец») (сформированный в 1730-е годы), а шпиль Адмиралтейства с корабликом является одним из главных символов города, грандиозный проект перестройки, предпринятый при Александре I, можно отнести к национальным символам.

Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге, 1810-е, с литографии Барта

Огромное здание с протяжённостью главного фасада 407 м в основном сохранило прежнее положение на плане, но построенные ещё при Петре I и недавно модернизированные при Павле I укрепления Адмиралтейства были уничтожены и заменены бульваром, а само здание, впервые перестроенное в камень при Анне Иоанновне, было надстроено и украшено множеством скульптур.

Проект также может рассматриваться как машиностроительный, поскольку одной из основных функций Главного адмиралтейства в это время и до 1844 года было строительство парусных кораблей на верфи, расположенной в его внутреннем дворе. Однако уже в то время на его территории также располагались офисы органов управления Российского Императорского флота и помещения Училища корабельной архитектуры.

Большой театр в Москве до 1853 г., картина А. Арну

Большой Петровский (Большой) театр в Москве

В июле 1820 года в Москве началось строительство нового императорского театра на замену сгоревшему в пожаре 1812 года Петровскому театру. Новый каменный театр, превосходивший по размерам даже театр в столице Империи, был введён в строй 6 января 1825 года.

Здание простояло до 11 марта 1853 года, когда все его элементы, кроме стен, колоннады и фундаментов были уничтожены пожаром, продолжавшимся три дня. В 1855–1856 годах здание было восстановлено в несколько увеличенном и улучшенном виде, в котором стоит и до сих пор.

Крупнейшие корабли и суда

110-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Лейпциг»

В это время в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге было построено два флагманских линейных корабля этого класса:

  • «Лейпциг» – заложен 7 августа 1814 года, спущен на воду 20 сентября 1816 года;
  • «Твёрдый» – заложен 7 августа 1817 года, спущен на воду 5 сентября 1819 года.

110-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Император Франц»

Флагманский линейный корабль. Заложен 8 мая 1818 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 25 июня 1821 года. Участвовал в войне с Турцией 1828–1829 годов.

84-пушечный линейные корабль Балтийского флота «Гангут»

Корабль «Гангут» (справа) в Наваринском сражении

Заложен 8 августа 1822 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 19 сентября 1825 года. В ходе тимберовки (капитального ремонта с заменой обшивки) 1856 года был удлинён и обращён в парусно-винтовой. Участвовал в Наваринском сражении 1827 года. Прослужил 46 лет, будучи списанным только 26 августа 1871 года.

84-пушечный линейные корабль Балтийского флота «Эмгейтен»

«Эмгейтен» («Кронштадт») был заложен 20 ноября 1820 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе[2], спущен на воду 22 августа 1822 года. Во время катастрофического наводнения 7 ноября 1824 года был выброшен на мель в Кронштадте, снят с мели 1 октября 1828 года, проходил капитальный ремонт (тимберовку) в 1829 году, тогда же переименован в «Кронштадт».

80-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Пантелеймон»

Заложен 17 октября 1823 года в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 8 ноября 1824 года. Участвовал в войне с Турцией 1828–1829 годов и в экспедиции флота 1833 года на Босфор.

Парусные 74-пушечные линейные корабли Черноморского флота индивидуальных проектов

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли.

Парусные 74-пушечные линейные корабли Черноморского флота типа «Анапа»

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. В это время в дополнение к восьми кораблям, введённым в строй ранее, были построены последние три корабля этого проекта:

74-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Селафаил»

Корабли этого типа являлись основной ударной силой отечественного флота того времени. В этот период в дополнение к 14 кораблям, введённым в строй ранее, в Архангельском адмиралтействе были построены последние 9 кораблей этого типа:

  • «Арсис» – заложен 30 января 1814 года, спущен на воду 26 мая 1816 года;
  • «Кацбах» – заложен 30 января 1814 года, спущен на воду 26 мая 1816 года;
  • «Ретвизан» – заложен 12 июля 1816 года, спущен на воду 20 мая 1818 года;
  • «Три Святителя» – заложен 8 февраля 1818 года, спущен на воду 31 июля 1819 года;
  • «Святой Андрей» – заложен в 1820 году в, спущен на воду 18 мая 1821 года;
  • «Сисой Великий» – заложен в 1820 году, спущен на воду 22 мая 1821 года;
  • «Прохор» – заложен 28 ноября 1821 года, спущен на воду 23 мая 1823 года;
  • «Князь Владимир» – заложен в 1822 году, спущен на воду 27 мая 1824 года;
  • «Царь Константин» – заложен 5 июля 1824 года, спущен на воду 21 мая 1825 года.

74-пушечные линейный корабль Балтийского флота «Фершампенуаз» типа «Трёх Святителей»

Последний в серии корабль был заложен в дополнение к шести кораблям, построенным ранее 16 сентября 1816 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 4 августа 1817 года.

Морские и речные порты

Биржа Санкт-Петербурга на панораме А. Тозелли, 1820

Торговый порт Санкт-Петербурга (стрелка Васильевского острова) – завершение коренной реконструкции

В это время в связи с завершением Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода 1813–1815 годов было достроено центральное в новой монументальной композиции частично введённого в строй ранее Торгового порта Санкт-Петербурга здание биржи на стрелке Васильевского острова. Торжественное открытие биржи, прекрасно сохранившегося до наших дней, состоялось 15 июня 1816 года.

Вскоре, после наводнения 1824 года, порт был повторно реконструирован.

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Первая очередь Московского шоссе (Новгородское шоссе)

Строительство первой в центральной России магистральной дороги с твёрдым по тогдашним понятиям (щебёночным) покрытием между Санкт-Петербургом и Москвой было начато в 1817 году с использованием полотна старого Столичного тракта первой половины XVIII века. К концу царствования Александра I была введена в строй первая очередь шоссе от Санкт-Петербурга до Новгорода с ответвлением к Гатчине. Позднее, при Николае Первом, было достроено на всём протяжении Московское шоссе[2][3].

Варшаво-Брестское шоссе в Царстве Польском

Дорога с твёрдым покрытием была введена в строй в 1823 году[4]. Позднее, при Николае Первом, была продолжена Московско-Варшавским шоссе.

Варшавско-Августовское шоссе в Царстве Польском

Дорога с твёрдым покрытием, проходившая вдоль рек Висла и Нарев через Новогеоргиевск (Модлин), Сероцк и Ломжу на северо-восток была построена в это время.[5]

Варшавско-Радомское шоссе в Царстве Польском

Дорога с твёрдым покрытием, шедшая на юг от Варшавы до Радома с небольшими ответвлениями, была построена в это время.[6]

Варшавско-Лодзинское шоссе в Царстве Польском

Дорога с твёрдым покрытием, шедшая на юг от Варшавы до Лодзи с ответвлением Лович – Кутно, была построена в это время.[7]

Машиностроение

Реконструкция Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге

См. раздел Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы.

Реконструкция Архангельского адмиралтейства

Основная статья: Судоремонтный завод «Красная Кузница»

Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь), которое впервые реконструировали при Екатерине Второй, было подвергнуто радикальной реконструкции. В 1820 году было начато и в 1825 году, вероятно, не позднее начала осени, когда в то время заканчивался строительный сезон, завершено строительство монументального каменного здания Архангельского адмиралтейства, а также двух каменных же казарм и располагавшегося при нём флотского полуэкипажа, в который входили команды строившихся кораблей. Также в 1820 году были построены новые казармы для рабочих-судостроителей на 3,5 тыс. человек. Кроме того, по всей видимости, была модернизирована, получив новые речные суда, лесотехническая часть верфи, поскольку с 1823 года была радикально изменена технология доставки леса на верфь – готовые брёвна для предотвращения вредного воздействия воды перестали сплавлять по рекам. Вместо этого отдельные части корпуса изготавливались по лекалам прямо на месте вырубки леса. Такой подход позволял улучшить качество древесины и ускорить её сушку, однако требовал множества судов для перевозки деталей, хотя при перевозке необработанных брёвен и использовавшихся в кораблестроении того времени криволинейных частей деревьев их потребовалось бы ещё больше.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Первоначальный комплекс зданий[3] Экспедиции заготовления государственных бумаг

Экспедиция заготовления государственных бумаг

В марте 1816 года Император Александр I одобрил план Августина Бетанкура по реорганизации выпуска государственных бумаг с созданием единого центра по производству специальной бумаги, гравировке специальных клише и специальной типографической печати в Санкт-Петербурге – Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне ФГУП Гознак, сам производственный комплекс ныне является Санкт-Петербургской бумажной фабрикой Гознака)[8]. Ранее задачу печатания бумажных денег и тому подобных документов выполняли более мелкие отдельные производства, однако Бетанкур поставил дело на совершенно новом уровне: в том же году на берегу реки Фонтанки началось строительство монументального комплекса зданий Экспедиции (см. примечание к рисунку), а уже 21 августа (2 сентября) 1818 года распоряжением Императора Александра I предприятие производственной мощностью до 5 млн листов бумаги в год официально начало свою деятельность. Позднее, в 1839 году, на предприятии была открыта первая в мире мастерская гальванопластики.

К середине XIX века производственный комплекс перестал удовлетворять потребностям государства и был существенно расширен, при Александре Втором.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Михайловский дворец в 2012 г.

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

Михайловский дворец появился в Санкт-Петербурге по воле Павла I, который, по-видимому, под влиянием опыта эпохи дворцовых переворотов, посчитал, что для младшего сына Михаила тоже необходим достойный дворец. В результате было издано распоряжение откладывать ежегодно средства на постройку дворца вплоть до совершеннолетия великого князя. Вступивший вскоре на трон Александр I в точности исполнил волю отца, и дворец был построен на накопленные средства. Строительство началось в 1819 г. и завершилось 30 августа (11 сентября) 1825 года. Стоимость проекта 7,6 млн рублей[9], по-видимому, ассигнациями, то есть порядка 1,98 млн серебряных рублей в ценах 1823 г. (14 млрд рублей в ценах 2012 г.)[10][11].

Позднее дворец был выкуплен у наследников князя Императором Николаем II (что собирался, но не успел сделать Александр III) и в здании был организован Русский музей Императора Александра III, ныне Государственный Русский музей.

Казармы Павловского полка, 2016

Казармы лейб-гвардии Павловского полка

В 1817–1821 гг. с использованием построенных несколько ранее строений в самом центре Санкт-Петербурга – на углу Миллионной улицы и Марсова Поля был создан крупный парадно украшенный комплекс казарм лейб-гвардии Павловского полка, сохранившийся до наших дней.

Торговые и логистические комплексы

Нижегородская ярмарка в 1824 году (рис. 1871 г.)
План Нижегородской ярмарки, конец XIX в.

Макарьевская (Нижегородская) ярмарка

В 1816 году грандиозный пожар практически полностью уничтожил недавно отстроенную крупнейшую в стране Макарьевскую ярмарку на Волге, причинив, несмотря на неярмарочное время и полное отсутствие на ней людей и товаров, ущерб около 2 млн рублей. Александр I решил использовать это событие и, отложив планировавшуюся перестройку Зимнего дворца, выделил 6 млн рублей на строительство гораздо более обширной ярмарки на новом месте. Новую Макарьевскую ярмарку расположили на 90 км выше по течению реки Волги на противоположном от тогдашнего Нижнего Новгорода берегу Оки, где две реки при слиянии образовывают широкий низинный мыс.

Руководил начавшимся 15 февраля 1817 года строительством лично глава Комитета строений и гидравлических работ Империи Августин Бетанкур, поставивший себе цель построить там лучший торговый комплекс в Европе (точнее – в мире, поскольку остальная часть мира в то время не без оснований просто не принималась всерьёз).

В рамках проекта в низине было насыпано основание высотой 3,5 метра под капитальные сооружения, построен Спасский собор и 54-метровая колокольня (мечеть и армянская церковь были построены немного позднее), прокопан полукольцевой обводной канал шириной 100 метров, возведён сам гостиный двор и другие торговые сооружения. Собственно гостиный двор при этом включал 60 корпусов с 2530 лавками, в том числе большой каменный главный дом, а также павильоны для торговцев из Азии, построенные в китайском стиле. Вдоль каналов было построено ещё более 40 каменных торговых и складских зданий. Также на территории ярмарки была построена подземная сводчатая канализация, подобная построенной позднее парижской, и наплавной мост через Оку длиной 510 метров, по некоторым сведениям, самый длинный наплавной мост того времени.

Спасо-Преображенский Староярмарочный собор, 2007

К 1822 году на территории Нижегородской ярмарки был выстроен Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор в неоклассическом стиле. Долгое время храм был кафедральным собором Нижегородской епархии.

Введена в строй ярмарка была 15 июля 1822 года и до 25 августа того же года продлился её первый торговый сезон.

Сельское хозяйство

Реконструкция Хреновского конезавода и создание Орловского рысака

Хреновской конезавод, построенный при Екатерине Второй, крупнейший конезавод в это время не только был перестроен в камне по проекту архитектора Жилярди, но и добился решительного успеха в выведении первой в мире действительно качественной породы лошадей с резвой рысью – Орловского рысака.

Строительство зданий завода, общая площадь кровель которых составила 4,5 га, а толщина стен до 90 см велось с 1810 по 1818 годы. Также 1818 год можно считать моментом завершения создания на заводе породы Орловский рысак.

Гидротехнические сооружения

Северо-Екатерининский канал

Первый канал, соединивший бассейны Волги и Северной Двины через Каму, Джурич и Северную Кельтму. Проект строительства был предложен вологодским губернатором А. П. Мельгуновым. По результатам его рассмотрения специальной комиссией императорским указом Екатерины II от 26 февраля 1786 года принято решение о начале строительства под контролем полковника фон Сухтелена и майора Князева. Затем в ходе Наполеоновских войн строительство неоднократно приостанавливалось, а в 1812 году в связи с Отечественной войной было и вовсе оставлено. После окончания войны в 1816 году на объект не была направлена комиссия во главе с генерал-майором Леонтьевым, которая должна была принять решение о целесообразности продолжения работ. По результатам инспекции комиссия доложила о крайней необходимости завершения работ, в результате чего строительство было возобновлено в 1818 и завершено в 1822 году. В состав проекта, помимо самого 18-километрового канала, входили, по всей видимости, обязательные в таких случаях мероприятия по улучшению судоходности прилегающих рек, включающие строительство плотин и шлюзов, спрямление русел и профилирование берегов для удобства движения лошадей или бурлаков, поэтому объект точно является крупным[12].

Канал, выполнявший важное значение связи центра страны с портом Архангельск, обладал рядом недостатков, связанных прежде всего с маловодностью рек, по которым он был проложен. Вскоре, при Николае Первом, после ввода в строй более удобного Канала герцога Александра Вюртембергского]], Северо-Екатерининский канал был вскоре практически оставлен коммерческими перевозчиками и, как следствие, в 1838 году окончательно закрыт.

Наука и образование

Карта пути Первой русской антарктической экспедиции

Первая русская антарктическая экспедиция

Кругосветная экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, проводившаяся на шлюпах «Восток» и «Мирный» с 16 июля 1819 года по 24 июня 1821 года, добилась грандиозного успеха, открыв последние неизвестные материк и часть света – Антарктиду.

Стоимость экспедиции однозначно была очень высокой, поскольку выделенные для её проведения, специально подготовленные корабли практически полностью выработали свой ресурс, а команды получили значительно увеличенные вознаграждения.

Открытие экспедиции стало неожиданностью для общества того времени, поскольку английский мореплаватель Джеймс Кук, не сумевший ранее подобраться к Антарктиде, убедил мир, что если она и существует, то только у самого полюса, где плавание совершенно невозможно. Полученный результат сохраняет актуальность и сегодня, поскольку подтверждает права России на существенную долю при ожидающемся разделе Антарктики.

Спортивные и туристические объекты

Московский манеж, 2008

Экзерцигауз (Манеж) в Москве

Огромное здание Московского манежа, а точнее, как его называли в то время, Экзерцигауза, с крупнейшим по тем временам 45-метровым безопорным пролётом ферм перекрытия было построено ударными темпами по проекту А. А. Бетанкура в 1817 году к пятилетию окончания Отечественной войны 1812 года.

Позднее довольно заметные перестройки с целью совершенствования перекрытия и улучшение художественного оформления продолжались вплоть до смерти Александра I.

Конструкция Московского Манежа

Проект однозначно является крупным во многом потому, что для сооружения изначально 30, а затем и ещё 15 уникальных потолочных ферм гигантские лиственницы пришлось свозить буквально со всей Империи. По опыту строительства 100…120-пушечных кораблей того времени, также требовавших редких стройматериалов, сам по себе такой лес и его доставка обходились в гигантские суммы.

Фортификационные сооружения

Динабургская (ныне Даугавпилсская) крепость в наши дни

Крепость Динабург – первая очередь восстановления и достройки

Крепость, едва вступившая в строй к началу Отечественной войны 1812 года, в её ходе героически сражалась, но затем, ввиду неподготовленности к длительной обороне из-за незавершённого строительства, она была разрушена отступающими русскими войсками. Восстановление и достройка крепости по несколько изменённым планам начались уже вскоре после изгнания остатков Великой армии Наполеона из России, но до 1814 года шли относительно медленно, так как в строительстве участвовали «всего» 2100 человек, основные же работы развернулись после войны. Поэтому вооружение крепости артиллерией, ознаменовавшее её фактическое вступление в строй произошло в 1818 году, так как к этому времени были построены главный вал цитадели, предмостное укрепление, а также минимально необходимые жилые, офисные, хозяйственные здания, которые строились только из камня. Тогда же, в сентябре 1818 года, крепость посетил Император, утвердивший планы дальнейшего строительства[13].

Крепость продолжала строиться и позднее, при Николае Первом.

Укрепления крепости Бобруйск в наши дни

Крепость Бобруйск (коренная реконструкция)

Крепость, срочно построенная к войне 1812 года в виде в основном дерево-земляного укрепления, в ходе войны полностью подтвердила свою важность и нужность. В связи с этим её достройка началась фактически сразу после изгнания из страны наполеоновских войск. Строились дополнительные укрепления и каменные здания внутри крепости. В 1818 году на стоящей невдалеке от крепости за речкой Бобруйкой господствующей высоте началось строительство крупного каменного отдельно стоящего укрепления, названного в качестве политического жеста в честь прусского короля «Фридрих-Вильгельм». В самой крепости в это время также велось каменное строительство бастионного фронта и других зданий и сооружений. Строительство укрепления «Фридрих-Вильгельм», также как и всех основных укреплений крепости со множеством каменных сооружений было завершено к 24 сентября 1825 года, когда в церемонии его освящения, то есть ввода в строй, принял участие лично Император.[14] В целом к этому моменту недостроенными оставались лишь несколько небольших отдельно стоящих укреплений.

Крепость развивалась и позднее, когда вокруг неё была возведена цепь фортов.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Восстановление города Москвы

Москва 1812 года – красным выделены выгоревшие районы

В ходе катастрофических пожаров и разграбления французами в 1812 году город очень серьёзно пострадал – по оценкам 1911 года, сгорело 6496 из 9151 жилых домов, 8251 хозяйственных построек и 122 из 329 храмов без учёта разграбленных. Кроме того, французскими войсками были частично взорваны и сожжены постройки Московского кремля – в частности, была уничтожена звонница колокольни Ивана Великого, Водовзводная башня, а многие другие башни от полного разрушения спасло только чудо в виде не ожидавшейся французами прочности – дав трещины, они устояли. На самом деле пожары за время оккупации возникали неоднократно, по-видимому, в основном по вине мародёрствующих и не умеющих обращаться с русскими печками французов и распространялись из-за отсутствия жителей. Были свидетельства и явных поджогов:

Кудринский вдовий дом сгорел 3-го сентября во вторник, не от соседственных дворов, но от явного зажигательства французов, которые видя, что в том доме русских раненых было около 3000 человек стреляли в оный горючими веществами и сколько смотритель Мирицкий ни просил варваров сих о пощаде дома; до 700 раненых наших в оном сгорело.

В то же время несколько подожжённых российскими властями при самом вступлении в Москву Наполеона, от которых более ничего не занялось, дали повод оккупационным властям обвинить во всех проблемах московского губернатора и местное население, среди которого по-быстрому нахватали и казнили «виновных» в пожаре.

Для научно- и художественно-обоснованного восстановления Москвы после катастрофического пожара 1812 года императорским указом 4 февраля 1813 года была создана специальная Комиссия о строении Москвы, которая руководила проектом восстановления старой столицы, руководя московскими землемерами и архитекторами.

На первый этап работ, продлившийся до 1817 года и включавший фактически в основном постройку добротных домов для погорельцев, в её ведение был выдан беспроцентный кредит на пять миллионов рублей, а также несколько московских кирпичных заводов. А в 1816 году комиссия получила дополнительно более 1,5 млн рублей на нивелирование и благоустройство городских улиц.

Московский жилой дом времён восстановления после пожара 1812 года

Хотя проект в целом был практически завершён ещё в 1810-х годах, хорошо показавшая себя комиссия продолжала работать до 1843 года, когда вошла в состав Главного управления путей сообщения и публичных зданий, а ныне её контрольные функции выполняет Мосгосстройнадзор.

Наводнение 1824 года на картине Ф. Алексеева, 1824

Устранение последствий катастрофического наводнения 1824 года в Санкт-Петербурге и Кронштадте

Во время крупнейшего и самого разрушительного за всю историю Санкт-Петербурга наводнения, произошедшего 7 (19) ноября 1824 года, погибли и пропали без вести, будучи унесёнными стихией, сотни людей. При этом только в самом Санкт-Петербурге было уничтожено 462 и повреждено 3681 домов, было разбито или выброшено на берег множество кораблей и судов всех классов, а также понтонных мостов. Погибли также 3600 голов скота и было уничтожено большое количество другого имущества.

Несмотря на то, что ряд последствий наводнения, в частности разрушения сооружений порта в Кронштадте, больших общественных зданий и потери крупных кораблей военного флота, потребовал на преодоление немало времени, основные работы по снабжению тысяч обездоленных людей всем необходимым, уборке улиц и восстановлению жилых домов, мостов и заборов, по свидетельствам очевидцев[15], были завершены буквально в течение трёх месяцев.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. В каком именно из двух адмиралтейств – Главном или Новом строился корабль авторам статьи в литературе найти не удалось.
  3. Буквами на плане обозначены[1]: A – главный корпус, на первом этаже располагались: контора, типография, бухгалтерия, магазин и караульная. На втором и третьем этажах были размещены служебные квартиры чиновников предприятия; B – большой флигель, в котором размещались: правление, механические мастерские, граверная и формная, а также квартиры чиновников; C – бумажная фабрика, в состав которой входили: рольная, черпальная, паровая машина, два сушила, тюрьма и квартиры фабричных служащих; D – казармы для рабочих; E – полицейский участок Адмиралтейского района.