Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Юрий Владимирович Андропов

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в 1982–1984 годах.

Границы периода обусловлены избранием Юрия Андропова на должность Генерального секретаря ЦК КПСС 12 ноября 1982 года (начало периода) и его смертью 9 февраля 1984 года (конец периода). Все свое недолгое правление (454 дня) посвятил борьбе с коррупцией и повышению эффективности социалистического хозяйства.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Космонавтика и ракетная техника

Макет-памятник транспортно-пускового контейнера с ракетой Р-39 (РСМ-52) комплекса Д-19 (Бийск)

Ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39

Ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальными баллистическими ракетами Р-39 (она же РСМ-52 и 3М65), предназначенный для размещения на атомных подводных лодках проекта 941 «Акула» разрабатывался с июня 1971 года. Твердотопливная ракета Р-39 массой 90 тонн являлась самой крупной ракетой, когда либо размещённой на подводных лодках. Комплекс был принят на вооружение в мае 1983 года (по другим данным в августе 1983 или в 1984 году).

РЛС «Дарьял» в Печоре

Радиолокационная станция (РЛС) одного из самых дорогих в истории проектов согласно иностранным источникам строилась с мая 1975 года и вошла в строй 20 января 1984 года.[3] РЛС предназначалась для использования в составе Системы предупреждения о ракетном нападении и состояла из двух частей – излучающей и приёмной, которые были частично совместимы с РЛС раннего предупреждения более ранних типов и потому могли заменять их по частям.

РЛС «Дарьял» в Печоре (1980-е)

Состоявшая из двух очень крупных и множества более мелких зданий и огромного количества аппаратуры стационарная РЛС отличалась большой потребляемой и излучаемой мощностью, циклопическими размерами (размер антенны передающей части 40х40, а приёмной 100х100 метров)[4] и высокой стоимостью, которая позднее оценивалась в 20 млрд рублей в ценах 2005 года (то есть порядка 40 млрд рублей в ценах 2012 года).

Головная РЛС проекта была построена на наиболее опасном в отношении ракетного нападения со стороны Северной Америки северном направлении в Печоре. Под ее наблюдением территория США, Канады, северная часть Атлантики и северо-восточная часть Тихого океана. После распада СССР единственная станция данного типа осталась только на полярном Урале, в Печоре, республика Коми. Остальные оказались за границей Российской Федерации и были уничтожены.

Авиация

Истребитель МиГ-29 ВВС ГДР (1990)

Истребитель МиГ-29

Лёгкий фронтовой истребитель четвёртого поколения разрабатывался в рамках общей с Су-27 программы с конца 1960-х годов, а отдельно с 1974 года.

Первый полет прототипа состоялся 6 октября 1977 года. Однако два первых прототипа потерпели аварию, что привело к задержкам в производстве. В результате серийное производство МиГ-29 началось только в 1982 году, а первые экземпляры стали поступать на авиабазу Кубинка в 1983 году; после государственных приемных испытаний 1984 года началась поставка машин в части фронтовой авиации.[5]

На 2014 год различные модификации истребителя продолжают производиться и стоят на вооружении ВВС десятков стран мира, включая и российские.

Крупнейшие корабли и суда

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Третий корабль, дополнивший серию из двух построенных ранее советских авианесущих крейсеров типа «Киев», предназначенных для базирования вертолётов и самолётов вертикального взлёта и посадки. Строился на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве с 1975 года, спущен на воду 26 декабря 1978 года, введён в строй 24 ноября 1982 года.

Позднее, в конце 1980-х, был введен в строй чётвертый корабль этого типа.

Ракетный крейсер «Москва» (бывший «Слава»)

Ракетный крейсер проекта 1164 «Слава» («Москва»)

Головной корабль проекта 1164 «Атлант», вооружённый большим количеством мощных противокорабельных ракет, заложен на Судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве 5 ноября 1976 года, спущен на воду 27 июля 1979 года, 30 декабря 1982 года. В 1996 году переименован в крейсер «Москва». Крейсер принимал участие в конфликте 08.08.08.

Позднее, в конце 1980-х, строились серийные корабли проекта 1164.

Корабль измерительного комплекса «Маршал Неделин» (1985)

Корабль измерительного комплекса «Маршал Неделин» проекта 1914

До предела насыщенный самой передовой электроникой уникальный для своего времени корабль был предназначен для обеспечения полёта и испытаний ракет и космических аппаратов, для чего на его борту были смонтированы крупногабаритные антенные комплексы с соответствующей аппаратурой. Имелись также два вертолёта для выполнения специальных измерений. В отличие от аналогичных кораблей более ранних проектов, «Маршал Неделин» не являлся приспособленным для этих целей гражданским судном, а был спроектирован под руководством главного конструктора Д. Г. Соколова специально для выполнения этих функций, став первым в мире кораблём измерительного комплекса специальной постройки.

Двухвальный, с четырьмя дизелями и двумя электростанциями корабль имел прекрасные мореходные качества, достигая скорости 24 узла при длине 212 метров. Для маневрирования на малых скоростях он был оснащён подруливающим устройством и выдвижной движительно-рулевой колонкой.

«Маршал Неделин» укомплектовывался военным экипажем. Имел вооружение в составе ПЗРК, изделие «Свет» и 6 барбетов для установки артиллерии. Первоначально был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 16 июля 1974 года, однако затем заказ был передан Ленинградскому адмиралтейскому объединению, где он был перезаложен 19 ноября 1977 года, спущен на воду 30 октября 1981 года, введён в строй 31 декабря 1983 года.[6]

Позднее, в конце 1980-х, был введен в строй ещё один корабль этого проекта.

Эсминец «Отличный» у берегов Ливии (1986)

Эскадренный миноносец «Отличный» проекта 956 «Сарыч»

Третий в ранее начатой серии океанских кораблей с мощным ракетно-артиллерийским вооружением, эсминец «Отличный» был заложен на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде 22 апреля 1978 года, спущен на воду 21 марта 1981 года, введён в строй 30 сентября 1983 года.

Еще один корабль этого проекта был построен чуть позднее, в середине 1980-х годов.

БПК проекта 1155 «Маршал Василевский» (1988)

Большие противолодочные корабли проекта 1155

В это время в дополнение к двум построенным ранее, были введены в строй ещё два океанских больших противолодочных корабля проекта 1155:

Чуть позднее, в середине 1980-х, было продолжено строительство кораблей этого проекта.

Эсминец D53 «Ранжит» ВМС Индии (бывший БПК «Ловкий»)

Большой противолодочный корабль (эсминец) «Ловкий» («Ranjit») проекта 61-МЭ для ВМС Индии

Первые крупные корабли, построенные отечественными корабелами специально на экспорт представляли собой модификацию большого противолодочного корабля проекта 61, но в Индии были классифицированы как эсминцы. В этот период в дополнение к введённым в строй ранее первым двум кораблям серии на Судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве был построен третий корабль серии:

  • «Ловкий» – заложен 29 июня 1977 года, спущен на воду 16 июня 1979 года, введён в строй 20 июля 1983 года, передан Индии 24 ноября 1983 года, где получил имя D53 «Ranjit».

Позднее, в конце 1980-х, было продолжено строительство кораблей этого проекта.

Пограничный сторожевой корабль «Менжинский» (1983)

Пограничный сторожевой корабль «Менжинский» проекта 11351 «Нерей»

Пограничные сторожевые корабли (ПСКР) проекта 11351 «Нерей» отличались были разработаны на основе сторожевых кораблей (до 1977 года больших противолодочных кораблей) проектов 1135 и 1135М. По своей сути они, хоть и находились в составе Пограничной службы КГБ СССР (позднее ФСБ России), но остались мощными боевыми кораблями, основным отличием которых от предшественников стала замена противолодочного ракетного комплекса на вертолётный ангар с сохранением всех прочих систем вооружения, включая 100-мм артиллерийскую установку, торпедные аппараты, реактивные бомбомёты, зенитный ракетный комплекс и зенитную артиллерию. В это время на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Н. Е. Бутомы был введён в строй головной корабль проекта 11351. ПСКР «Менжинский» был заложен на судостроительном заводе «Залив» в Керчи 14 августа 1981 года, спущен на воду 31 декабря 1982 года, введён в строй 29 декабря 1983 года.

Чуть позднее, в середине 1980-х, было продолжено строительство кораблей этого проекта.

Подлодка ТК-202 во льдах (1984)

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-202

Второй в серии из крупнейших в истории подводных кораблей – ранее был построен головной корабль проекта – ТК-208 («Дмитрий Донской»). Заложен 22 апреля 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 сентября 1982 года, введен в строй 28 декабря 1983 года.

Чуть позднее, в середине 1980-х, было продолжено строительство подводных крейсеров этого проекта.

Атомная подводная лодка К-278 («Комсомолец»)

Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-278 («Комсомолец») проекта 685 «Плавник»

Опытно-боевая подводная лодка с титановым корпусом была построена прежде всего для исследования возможности эксплуатации боевых подводных лодок на больших глубинах, хотя и активно использовалась в повседневной боевой деятельности флота. Предельная глубина погружения субмарины составляла 1250 м, а рабочая, которая и была достигнута 4 августа 1984 года – 1000 м, что и на 2014 год остаётся мировым рекордом глубины погружения для боевых подводных лодок. Необходимо отметить, что на этой глубине подводный крейсер становился невидим для большинства гидроакустических средств и неуязвим для большей части противолодочного оружия.

Корабль был заложен 22 апреля 1978 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 9 мая 1983 года, введён в строй 20 октября 1983 года. В октябре 1988 года подводный крейсер получил название «Комсомолец».

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-206 («Минский комсомолец», «Мурманск») проекта 949 «Гранит»

В это время на заводе «Севмаш» в Северодвинске в дополнение к введённой в строй ранее головной подводной лодке этого проекта был построен атомный подводный крейсер К-206 (с 14 апреля 1987 года получивший почётное наименование «Минский комсомолец», а с с 6 апреля 1993 года — собственное имя «Мурманск»). Корабль был заложен 22 апреля 1979 года, спущен на воду 10 декабря 1982 года и введён в строй 30 ноября 1983 года.

В дальнейшем линия развития атомных подводных лодок с крылатыми ракетами в отечественном флоте была продолжена строительством атомных ракетных крейсеров проекта 949А «Антей».

Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука»

В этот период серию из 14 построенных ранее атомных подводных лодок-охотников проекта 671РТМ «Щука» дополнили ещё четыре подводных крейсера:

Ещё один подводный крейсер (К-315) в 1983 году снят со строительства в связи с прекращением производства кораблей этого типа в Комсомольске-на-Амуре. Чуть позднее, в середине 1980-х, было продолжено строительство кораблей этого проекта.

Подводные лодки проекта 877

В это время в дополнение к двум подводным лодкам, построенным ранее, было введено в строй ещё три корабля этого проекта, построенных также на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре:

  • Б-227 (с 2008 года «Выборг») – заложен 23 февраля 1982 года, спущен на воду 16 сентября 1982 года, введён в строй 27 декабря 1982 года.
  • Б-229 – заложен 23 февраля 1983 года, спущен на воду 15 июля 1983 года, введён в строй 30 октября 1983 года.
  • Б-404 – заложен 7 мая 1983 года, спущен на воду 24 сентября 1983 года, введён в строй 30 декабря 1983 года.

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Подводная лодка Б-380 «Горьковский комсомолец» проекта 641Б «Сом»

В этот период на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) была введена в строй последняя подлодка проекта 641Б, дополнившая серию из 17 подводных лодок этого типа, построенных ранее. Корабль был заложен 15 октября 1981 года, спущен на воду в августе 1982 года и вошёл в строй 30 (по другим данным 25) декабря 1982 года. С 2008 года переименован в «Святой князь Георгий» в честь основателя Нижнего Новгорода.

[[Файл:|thumb|250px|right|]]

Железные дороги

Коротчаево (ж/д станция)

Линия Коротчаево (Старый Уренгой) — Новый Уренгой — Пангоды — Старый Надым

В связи со освоением газовых месторождений приполярной части Западной Сибири к 1983 году была реконструирована часть недостроенной и заброшенной сталинской 501-й стройки, также известной как Трансполярная магистраль. Одна часть линии, строившаяся железнодорожниками, длиной 188 км прошла от развилки с магистральной линией Тюмень – Уренгой (Коротчаево) до станции Пангоды и ныне принадлежит РЖД, а оставшаяся часть Пангоды — Надым-Пристань (Старый Надым) длиной 114 км строилась силами газовиков и ныне принадлежит ОАО «Газпром». Линия была постепенно введена во временную эксплуатацию в 1981–1983 годах, а затем в течение десятилетий эксплуатировалась в формально недостроенном состоянии, поскольку её окончательный ввод в строй был задержан проблемами 1990-х.[8][9]

Участок Тында — Дипкун (первая очередь линии Тында — Ургал) Байкало-Амурской железной дороги

Участок, фактически являвшийся первой очередью линии Тында – Ургал строящейся Байкало-Амурской магистрали, был введён в строй в 1984 году. Длина участка составила 136 км.

Участок Тында — Ларба (первая очередь линии Чара — Тында) Байкало-Амурской железной дороги

Участок, фактически являвшийся первой очередью линии Чара – Тында строящейся Байкало-Амурской магистрали, был введён в строй в 1984 году. Длина участка составила 131,5 км.

Электрификация линии Барановичи — Брест Белорусской железной дороги

Двухпутная линия Барановичи – Брест длиной 204 км была электрифицирована в 1983 году переменным током напряжением 25 кВ.[10]

Электрификация линии Архара — Белогорск Забайкальской железной дороги

Двухпутная линия Архара – Белогорск длиной 215 км была электрифицирована в 1983 году переменным током напряжением 25 кВ, как часть проекта электрификации Транссибирской магистрали.[11]

Электрификация линии Войновка (Тюмень) — Вагай Свердловской железной дороги

В 1983 году был электрифицирован постоянным напряжением 3 кВ участок Войновка (Тюмень) – Вагай длиной 136 км была введена в строй в 1983 году. Проект, по-видимому, являлся первой частью более крупного проекта завершения электрификации линии Тюмень – Омск, в свою очередь являвшегося частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.[12]

Автомобильные дороги

Автомагистраль М-4 («Дон»)

Автомагистраль М4 Москва — Харьков — Симферополь — участок Москва — Серпухов

В это время был продлен до Серпухова (то есть фактически до моста через Оку построенный ранее первый небольшой участок автомагистрали, дублировавшей одноименную старую дорогу, построенной в середине XX века.

Строительство автомагистрали продолжалось и позднее.

Линии метрополитена

Серпуховская линия Московского метрополитена

В это время в активно развивавшемся как ранее, так и позднее Московском метрополитене 8 ноября 1983 года были введены в строй первые восемь станций Серпуховской (ныне Серпуховско-Тимирязьевской) линии от станции «Серпуховская» до станции «Южная».

Гидроэнергетика

Андижанская ГЭС (Узбекистан)

Андижанская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 140 МВт, активно строившаяся с 1969 года на реке Карадарья в Узбекской ССР, была введена в строй в 1983 году.[13]

Днестровская ГЭС-1 — продолжение строительства

В этот период 12 декабря 1983 года был введён в строй последний – шестой – гидроагрегат Днестровской ГЭС-1 и она достигла проектной установленной мощности в 702 МВт. И, хотя часть её гидроагрегатов была введена в строй ранее, именно этот момент следует считать датой её фактического ввода в строй, хотя официальный приём ГЭС в постоянную эксплуатацию произошёл уже позднее.

Нижнекамская ГЭС — продолжение строительства

В дополнение к десяти, введённым в строй ранее, этот период с 30 декабря 1982 по 30 декабря 1983 года на гидроэлектростанции были подключены к сети ещё четыре гидроагрегата общей установленной мощностью 312 МВт. Установленная мощность ГЭС при этом достигла 1092 МВт, однако фактическая была заметно ниже из-за нерасчётного уровня воды в водохранилище.

Позднее, в конце 1980-х, были введены в строй остальные гидроагрегаты электростанции.

Туямуюнская ГЭС (Узбекистан)

Туямуюнская ГЭС

В это время были введены в строй первые 25-мегаваттные гидроагрегаты Туямуюнской ГЭС в Узбекской ССР, которая, судя по аналогам, была уже достаточно крупным проектом.

Полностью строительство гидроэлектростанции было завершено уже позднее.

Чебоксарская ГЭС — продолжение строительства

В этот период на электростанции на реке Волга в дополнение к построенным ранее, было введены в строй ещё несколько гидроагрегатов. Всего в 1982…1984 годах в строй в строй вводились по четыре гидроагрегата ежегодно. Каждый из гидроагрегатов имел мощность 78 МВт.[14]

Активное строительство станции продолжилось и позднее.

Шамхорская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 380 МВт, ныне известная как в Шамкирская ГЭС, строилась в Азербайджанской ССР с 1975[15] года[2]. Строительство ГЭС было завершено, по-видимому, в этот период, поскольку по одним данным оно было закончено в 1982 году[16], а по другим[17] первый из двух одинаковых гидроагрегатов Шамкирской ГЭС был введён в строй 23 декабря 1982 года.

Атомная энергетика

Строительство Смоленской АЭС (1984)

Смоленская АЭС

Первый энергоблок АЭС типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 октября 1975 года и был введён в строй 30 сентября 1983 года.

Позднее, в конце 1980-х были построены два аналогичных энергоблока.

Строительство Южно-Украинской АЭС (1980)

Южно-Украинская АЭС

Первый энергоблок расположенной в г. Южноукраинск Николаевской областии Южно-Украинской[3] АЭС был оснащён реактором ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт. Строился с 1 марта 1977 года по 18 октября 1983 года.

Позднее, в конце 1980-х были построены дополнительные энергоблоки.

АЭС «Пакш» (Венгрия)

АЭС «Пакш», Венгрия

Атомная электростанция в центре Венгрии, первый энергоблок которой, оснащённый реактором типа ВВЭР-440 мощностью 440 МВт, строился с 1 августа 1974 года по 10 августа 1983 года.

Чуть позже, в середине 1980-х были введены в строй еще несколько реакторов.

Энергоблок № 3 Кольской АЭС

Как и построенные ранее энергоблоки Кольской АЭС, её третий энергоблок был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 апреля 1977 года по 3 декабря 1982 года.

Чуть позже, в середине 1980-х был построен 4-й энергоблок Кольской АЭС.

Тепловая энергетика

Алматинская ТЭЦ-2 (Казахстан)

Алматинская ТЭЦ-2

В это время в 1980–1983 годы была построена первая очередь Алматинской ТЭЦ-2. Были введены в эксплуатацию три паровых котла типа БКЗ-420-140-7С и три паровых турбины типа ПТ-80/100-130/13 номинальной мощностью 89 МВт каждая. Электростанция, уникальная в этом отношении во всём мире, в силу сейсмичности региона и просадочных грунтов строилась заглубленной на 12 метров, что, ввиду большой стоимости земляных работ, в дополнение к значительной мощности введённых агрегатов, однозначно говорит о крупности проекта.[18]

Позднее, в конце 1980-х, была построена вторая очередь этой теплоэлектроцентрали.

Киришская ГРЭС — завершение строительства второй очереди

В это время было завершено строительство второй очереди Киришской ГРЭС, основная часть объектов которой была введена в строй ранее в 1971–1976 годах. В последующие годы продолжалась достройка теплофикационной части станции: 2 июля 1976 года был введены в эксплуатацию котлоагрегат № 5 производительностью по пару 420 т/час и турбоагрегат № 5 мощностью 50 МВт, 27 сентября 1979 года введён в строй турбоагрегат № 6 мощностью 50 МВт, в результате чего установленная мощность ГРЭС достигла 2120 МВт, а 29 сентября 1983 года был введён в строй последний 6-й котлоагрегат производительностью по пару 420 т/час.[19]

Электростанция развивалась и позднее, в начале XXI века.

Красноярская ГРЭС-2 — третья очередь

В 1981 и 1983 годах соответственно на Красноярской ГРЭС-2 были введены в строй угольные энергоблоки № 9 и № 10 общей мощностью 270 МВт, составившие третью очередь строительства станции. Также в марте 1983 года на ГРЭС была введена в строй система химической водоподготовки.

Нерюнгринская ГРЭС

Нерюнгринская ГРЭС

В этот период 22 декабря 1983 года на строившейся с 1977 года Нерюнгринской ГРЭС был введён в строй первый энергоблок мощностью 210 МВт. Электростанция, расположенная на юге Якутской АССР, строилась в рамках более крупного проекта создания Южно-Якутского углепромышленного комплекса. Проект наверняка достиг размеров крупного уже в это время из-за удалённого района строительства, вечной мерзлоты, высокой сейсмичности и достаточно большой общей мощности относительно дорогого угольного энергоблока.

Чуть позже, в середине 1980-х, было продолжено строительство электростанции.

Строительство Ново-Свердловской ТЭЦ (1982)

Ново-Свердловская ТЭЦ

В это время 22 декабря 1982 года была введена в строй Ново-Свердловская ТЭЦ, расположенная неподалёку от города Свердловск (ныне Екатеринбург). Мощность её первого турбогенератора составила 110 МВт, вместе с ним был введён в строй и первый котлоагрегат, а также значительная часть общей для электростанции инфраструктуры. Второй котлоагрегат был введён в строй 14 апреля 1983 года.[20][21] Тогда же, в 1983 году был введён в строй и второй аналогичный турбоагрегат, а также третий котлоагрегат, что однозначно позволило ТЭЦ достичь размеров крупного проекта.[22]

Возможно в этот или, скорее, в последующий период в 1984 году было введено в строй ещё по одному аналогичному котлоагрегату и турбоагрегату, полностью теплоэлектроцентраль была достроена уже позднее.

Сургутская ГРЭС — третья очередь

В это время на Сургутской ГРЭС (ныне Сургутской ГРЭС-1) была введена в строй третья очередь в составе четырёх энергоблоков по 210 МВт каждый, в результате чего установленная мощность ГРЭС достигла 3360 МВт.[23][24]

Чуть позже, в середине 1980-х, рядом было начато строительство четвёртой очереди ГРЭС, ныне выделенной в отдельную Сургутскую ГРЭС-2.

Ставропольская ГРЭС

Ставропольская ГРЭС — завершение строительства

В это время с вводом в строй в 1983 году энергоблока № 8 мощностью 300 МВт – последнего из четырёх энергоблоков второй очереди Ставропольской ГРЭС, было в целом завершено строительство этой электростанции.[25][26]

ТЭЦ-26 «Южная» Мосэнерго

Теплоэлектроцентраль на юге Москвы была изначально введена в строй 30 марта 1979 года только в качестве котельной с пятью водогрейными котлами, однако за последующее десятилетие она превратилась в одну из крупнейших теплоэлектроцентралей страны и Европы. В 1981 году были введены в строй два энергоблока мощностью по 80 МВт каждый. Затем в этот период в 1983 году, и возможно в него же в 1984 году были последовательно введены в строй первые два из пяти энергоблоков мощностью по 250 МВт, в результате чего в 1983 году ТЭЦ однозначно достигла размера крупного проекта. В это же время в 1983 году и в 1984 году (возможно в этот период) на ТЭЦ-26 были установлены два дополнительных водогрейных котла.[27]

Позднее, в конце 1980-х, было завершено строительство этой теплоэлектроцентрали.

Экибастузская ГРЭС-1 — энергоблоки № 6 и № 7

Два угольных энергоблока Экибастузской ГРЭС-1 мощностью 500 МВт каждый, даже по отдельности соответствующие стоимости крупного проекта, были ведены в строй в мае и октябре 1983 года соответственно, в результате чего установленная мощность этой электростанции достигла 3 500 МВт.

Чуть позже, в середине 1980-х, было начато строительство еще одного энергоблока.

Металлургия

Оскольский электрометаллургический комбинат имени Л. И. Брежнева

В 1974 году Министерство внешней торговли СССР заключило с несколькими западногерманскими фирмами соглашение о сотрудничестве по созданию в СССР металлургического комбината на базе процесса прямого восстановления железа «MIDREX», в рамках которого был построен первый в стране комбинат по прямому восстановлению железа из руды. Оскольский электрометаллургический комбинат выдал первую продукцию – окисленные окатыши – непосредственно в день смерти Л. И. Брежнева 10 ноября 1982 года, однако достиг размера крупного проекта, по всей видимости, уже в это время. Собственно ввод в постоянную промышленную эксплуатацию выпускавшего эти окатыши цеха окомкования и, соответственно, снабжающего его сырьём 26-километрового пульпопровода с Лебединского горно-обогатительного комбината начался уже в январе 1983 года, а проектной мощности он достиг 31 мая 1983 года. Цех металлизации окатышей выдал первую продукция 3 декабря 1983 года. Также к этому времени было построено большое количество инфраструктурных объектов – жилые дома, трансформаторная подстанция 110 кВ, трамвайная сеть, ремонтные мощности и т. д.[28]

Строительство комбината было продолжено позднее.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Ачинский нефтеперерабатывающий завод

Ачинский нефтеперерабатывающий завод — фактический ввод в строй

Производство продукции организованного в 1971 году и строившегося в Красноярском крае с 1972 года Ачинского нефтеперерабатывающего завода началось 12 декабря 1982 года. Завод, предназначенный для переработки томской нефти, был построен на основе комплексной установки переработки нефти ЛК-6у. В этот период в 1983 году были официально введены в строй очистные сооружения завода, а основные установки работали в режиме испытаний и, по-видимому, были официально введены в строй позднее.[29][30]

Комплекс производства ароматических углеводородов Омского нефтеперерабатывающего завода

В это время на Омском нефтеперерабатывающем заводе в 1983 году был введён в строй Комплекс по производству ароматических углеводородов.[31]

Завод продолжал развиваться и позднее.

Павлодарский нефтеперерабатывающий завод — расширение предприятия

В этот период введённый в строй ранее Павлодарский нефтеперерабатывающий завод был значительно расширен, в том числе за счёт запуска в работу комплекса глубокой переработки нефти. Судя по аналогам этого производства, проект относился к крупным. Позднее в советское время на заводе также была введена в строй установка замедленного коксования.

Химическая промышленность

Невинномысское производственное объединение «Азот» — крупнотоннажная установка по производству карбамида

В этот период на Невинномысском ПО «Азот» в 1983 году вступила в строй крупнотоннажная установка по производству карбамида проектной производственной мощностью 330 тыс. т/год и весь цех «Карбамид-2А» с сопутствующими агрегатами.[32]

Строительство предприятия было продолжено позднее, в конце 1990-х годов.

Зиминский химический комбинат (ныне Саянскхимпласт)

Зиминский химический комбинат, Иркутская область

Крупнейшее в стране производство поливинилхлорида, а также каустической соды строился с 1968 года на месторождении каменной соли в Иркутской области, которая должна была служить основным сырьём для комбината. Основной частью комбината стало оборудование по производству из соли каустической соды и хлора для собственных нужд, а также основного продукта – поливинилхлоридной смолы. Технологическая линия компании «УДЕ» (Германия) по производству поливинилхлорида производственной мощностью 250 тысяч тонн в год была запущена 22 декабря 1982 года[33], первые тонны суспензионного поливинилхлорида были получены 6 июня 1983 года. Вместе с комбинатом был построен рабочий посёлок (с августа 1985 года город) Саянск, а также трубопровод, по которому на завод с Ангарского завода полимеров подавался этилен.[34]

Позднее, в 1987 году на предприятии была введена в строй установка по производству отбеливателя «Белизна». На 2015 год комбинат носит название ОАО «Саянскхимпласт» и продолжает постепенно наращивать объём и ассортимент выпускаемой продукции.

Гидротехнические сооружения

Строительство Кулундинского канала (начало 1980-х)

Кулундинский магистральный канал

Крупный канал длиной 182 км в Алтайском крае, орошающий Кулундинскую степь водами реки Обь, строили с августа 1973 года до ноября 1983 года, после чего дальнейшее строительство планируемых ещё 120 км было приостановлено.

Для создания Кулундинского канала были построены два завода железобетонных изделий «Алтайводмелиорации»: в с. Поспелихе и в г. Камне-на-Оби. Заводы выпускали сборный железобетон не только для водохозяйственного строительства, но и для сельского хозяйства. В пос. Новосиликатном г. Барнаула был создан завод по ремонту тяжёлой мелиоративной техники. Из-за недостаточной защиты грунтов от фильтрации оросительных вод канал заболачивается, происходит поднятие грунтовых вод и подтопление населённых пунктов.[35]

Наука и образование

Строители Кольской скважины (1983)

Кольская сверхглубокая скважина СГ-3 (третий этап бурения)

Ставшую крупным проектом ещё ранее глубочайшую скважину планеты продолжали углублять в рамках третьего этапа работ формально до декабря 1984 года. Однако фактически этап был завершён в 1983 году, когда бурение скважины было приостановлено на глубине более 12 км с целью подготовки к Международному геологическому конгрессу 1984 года в Москве. Когда 27 сентября 1984 года была предпринята попытка продолжить бурение, после достижения рекордной отметки 12066 м в скважине оборвалось 5 км буровой колонны и последующие многомесячные попытки её достать ни к чему не привели.[36][37][38][39]

Позднее бурение скважины было возобновлено с отметки 7 км, и она вновь достигло глубины более 12 км с новым рекордом на последующем четвёртом этапе работ.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Южно-Якутский углепромышленный комплекс — продолжение строительства

Южно-Якутский углепромышленный комплекс, ранее частично введённый в строй, очень крупный проект, представлявший собой, несмотря на название и основную направленность, по сути своей проект комплексного развития территории. Фактически в его рамках в это время, помимо прочего, были введены в строй:

  • Разрез «Нерюнгринский» – введен в строй поэтапно: вторая очередь (30 декабря 1982 года) и третья на 4 млн тонн в год (1983);
  • Нерюнгринская ГРЭС (первый энергоблок) – введен в строй 22 декабря 1983 года;
  • Нерюнгринский хлебозавод – введен в строй в марте 1983 года;
  • Автостанция в после Серебряный Бор – введен в строй в декабре 1983 года;
  • Нерюнгринский завод производственного объединения «Якутрембыттехника» – введен в строй в декабре 1983 года;
  • Водно-спортивный комплекс «Эрчим», г. Нерюнгри – введен в строй 31 декабря 1983 года.

Комплекс продолжал достраиваться и позднее.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. По другим[1], не похожим на правду из-за большого объёма работ данным, Шамкирская ГЭС строилась с 1981 года.
  3. Именно такое написание названия было официальным в то время[2]