Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Екатерина II Великая

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1], введённые в строй с 5 (16) августа 1772 года по 7 апреля 1783 года.

Границы периода обусловлены присоединением к государству обширных земель в ходе первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года и присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

[править] Символы нации

Медный всадник, 2012
Транспортировка Гром-камня, около 1770

[править] Медный всадник

Памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, получивший своё современное название благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, но изготовленный на самом деле из бронзы, создавался с 1766 года, когда над памятником началась работа команды скульпторов во главе с Этьеном Фальконе.

Основанием монумента служит Гром-камень массой 2400 тонн, который является самым большим монолитным камнем, когда либо перемещённым человеком, причём как в необработанном, так и в обработанном виде. Из-за этого его перемещение по суше и воде является даже по современным меркам грандиозной транспортной операцией, что привлекло внимание всей Европы к ходу её выполнения.

Памятник с намекающей надписью «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. Лета 1782» был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года.

Павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме, 2006
Реконструкция внешнего вида и поездки на Катальной горке в Ораниенбауме

[править] Катальная горка в Ораниенбауме и Собственная дача Екатерины II

Самые большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены на Собственной даче Императрицы в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошла именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для круглогодичного катания с механическим приводом для подъёма тележек появились в Царском селе в 1757 году и оттуда начали победоносное шествие по миру, когда в 1780 году их модель была передана для Австрийского императора[1], венцом развития таких аттракционов в это время стала именно горка для летнего катания в Ораниенбауме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего времени не сохранилась.

Помимо грандиозных горок в состав комплекса Собственной дачи входил небольшой летний Китайский дворец (в то время — одноэтажный «домик», надстроенный и слегка расширенный в XIX веке), оформленный с применением настоящих китайских и японских предметов искусства, и Верхний парк. Дворец был построен в 1762—1768 годах, но своё название получил в 1774 году, по-видимому, в связи с соответствующим оформлением. Является единственным сохранившимся в России архитектурным памятником стиля рококо и знаменит своим сохранившимся аутентичным внутренним убранством 1760-х гг., в частности уникальным Стеклярусным кабинетом, отделочные материалы для которого изготавливались под руководством М. В. Ломоносова.[2]

Позднее дворцовые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой Императрицу от гибели спасла только гигантская физическая сила графа Орлова, заменившего отвалившееся колесо своей сильно пострадавшей в результате ногой, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских императорских резиденциях не строилось.[3]

[править] Крупнейшие корабли и суда

[править] 78-пушечный линейный корабль «Иезекииль»

Крупный линейный корабль для командира отдельного отряда. Заложен 5 декабря 1772 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1773 года. Назван в честь победы русской армии, произошедшей в день памяти святого пророка Иезекииля 21 июля 1770 года у реки Кагул.

[править] 74-пушечные линейные корабли типа «Царь Константин»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены первые два корабля этого типа:

  • «Царь Константин» — заложен 24 апреля 1770 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.
  • «Победослав» — заложен 26 января 1777 года, спущен на воду 26 июня 1782 года.

Ещё два корабля этого типа были введены в строй позднее.

[править] 74-пушечные линейные корабли типа «Исидор»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены оба корабля этого типа:

  • «Святой великомученик Исидор» — заложен 28 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
  • «Святой великомученик Пантелеймон» — заложен 20 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.

[править] 66-пушечные линейные корабли типа «Азия»

Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли среднего размера. В это время в Архангельском адмиралтействе были построены первые 13 таких кораблей типа «Азия»:

  • «Азия» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
  • «Америка» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
  • «Слава России» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
  • «Благополучие» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 18 мая 1774 года.
  • «Твёрдый» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
  • «Святой Николай» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
  • «Храбрый» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
  • «Не тронь меня» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
  • «Иануарий» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
  • «Святослав» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
  • «Три святителя» — заложен 28 августа 1778 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
  • «Вышеслав» — заложен 27 августа 1778 года, спущен на воду 21 мая 1781 года.
  • «Родислав» — заложен 5 октября 1778 года, спущен на воду 21 мая 1782 года.

Ещё тринадцать кораблей этого типа были построены позднее.

[править] 66-пушечный линейный корабль «Победоносец»

Корабль, отличавшийся постройкой из обожжённого леса, пропитанного жидкой смолой с серой, в результате получился очень долговечным — даже при осмотре через 7 лет после спуска на воду на нём не было найдено никаких повреждений. Заложен 9 июля 1778 года на Кронштадской верфи, спущен на воду 16 сентября 1780 года. Участвовал в «Вооружённом нейтралитете», в войне со Швецией 1788—1790 годов, во время которой взял в плен шведский линейный корабль «Финланд», также участвовал в войне с Францией 1792—1797 годов и, в качестве плавучей батареи, стоял на дежурстве в системе обороны ронштадта в период обострения отношений (войны) с Англией в 1801 году. Разобран в Кронштадте в 1807 году.

[править] 66-пушечный линейный корабль «Давид Солунский»

Заложен по индивидуальному проекту 9 октября 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, из-за ветхости стапеля разобран и перезаложен на другом стапеле 15 ноября 1773 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.

[править] 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Корабли самой крупной в отечественном флоте серии из 58 парусных линейных кораблей, 56 из которых были введены в строй ранее. В это время были построены последние два корабля этого типа:

Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге, 2006

[править] Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

[править] Лесные сараи на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург

Грандиозные каменные сооружения, представляющие собой цеха для сушки в вертикальном положении огромного количества целых стволов деревьев для нужд петербургского кораблестроения, являлись по тем временам сверхвысокотехнологичными — в них впервые были применены технологические решения, позволявшие сушить лес для постройки кораблей в вертикальном состоянии. Достаточно богато отделанные снаружи здания строились с 1765 года и были в основном завершены к 1781 году, когда были закончены 6 больших и 19 малых сушильных отсеков вдоль набережной Мойки; 8 больших и 18 малых отсеков вдоль набережной Крюкова канала, а также знаменитый сейчас портал в виде арки над каналом на Мойке. Позднее небольшие доделки продолжались до 1788…1789 гг., когда военные расходы потребовали прервать дальнейшее строительство.

Жеребец Сметанка, картина того времени

[править] Сельское хозяйство

[править] Хреновской конезавод

Крупнейшее по тем временам коневодческое предприятие основал 24 октября 1776 года под Воронежем граф А. Г. Орлов-Чесменский. Основная часть расходов на создание конезавода пошла на приобретение за границей породистых лошадей, хотя часть из них была получена от турецкого султана в качестве выкупа. При этом только за одного уникального жеребца арабской породы — Сметанку граф заплатил, по-видимому, без учёта стоимости двухгодичного перегона под усиленной охраной, 60 тысяч рублей, что примерно соответствовало двум с половиной годовым бюджетам всего государственного конезаводства того времени.

Граф столь активно вложился в конезавод, желая создать очень востребованную в то время породу лошадей с устойчивой резвой рысью, чего, однако, удалось достичь с использованием потомства Сметанки только позднее при Александре I, тогда же завод был перестроен в камне.

[править] Машиностроение

[править] Архангельское адмиралтейство — реконструкция

Основная статья: Судоремонтный завод «Красная Кузница»

В это время в 1773-1774 гг. Архангельское адмиралтейство подверглось очередной крупной реконструкции. На территории предприятия, видимо, большей частью взамен приходящих в негодность старых деревянных строений были построены новые эллинги, угольные склады, кузницы и другие здания, частью каменные.[4]

Предприятие развивалось и позднее.

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781

[править] Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

[править] Большой Гатчинский дворец и парк (мыза Гатчино)

Дворец с великолепным пейзажным парком в пригороде Санкт-Петербурга — в то время — мыза (усадьба) Гатчино — изначально строился как гибрид загородной усадьбы с охотничьим замком для фаворита Екатерины II графа Г. Г. Орлова, сыгравшего значительную роль в её восшествии на престол. Строительство было начато в 1766 году, но продвигалось не быстро, и отделка была завершена только в 1781 году.

Всего через два года после окончания строительства Орлов умер, а Большой Гатчинский дворец был выкуплен у наследников Екатериной II. Уже вскоре подаренный Павлу I дворец подвергся серьёзной реконструкции под вкусы нового Императора.

[править] Наука и образование

[править] Академические экспедиции по программе М. В. Ломоносова

В 1768—1774 гг. по ранее выдвинутой инициативе М. В. Ломоносова, к тому моменту уже скончавшегося, пятью отрядами во главе с известными естествоиспытателями в сочти по всей стране (кроме Дальнего Востока) были проведены обширные географические и этнографические исследования в беспрецедентном для мировой науки XVIII века объёме.

Императорский воспитательный дом, 1820-е
Военная академия РВСН им. Петра Великого (здание бывшего Императорского воспитательного дома)

[править] Здравоохранение и социальная защита

[править] Императорский воспитательный дом в Москве

Благотворительное учреждение для воспитания брошенных младенцев, часть которого была введёна в строй ранее в это время пополнилось центральным корпусом, построенным также на пожертвования в 1771—1781 гг. На этом дальнейшее строительство основного здания Дома — крупнейшего здания дореволюционной Москвы (за исключением крепостных стен) было заморожено и полностью здание (его западное крыло) было достроено только в 1960-х гг.

Позднее в составе Императорского воспитательного дома было основано Московское ремесленное учебное заведение (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана).

[править] Гидротехнические сооружения

[править] Гранитная набережная Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге — продолжение работ

В это время медленно, из-за урезания финансирования в следствие русско-турецких войн и освоения Новороссии, продолжалось уже в значительной степени завершённое ранее строительство гранитной набережной Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге. В это время медленно строилась четвёртая дистанция строительства набережной от Адмиралтейства до Галерной гавани, а также в 1772—1773 годах были выполнены очень крупные работы по полной перестройки с отступом в сторону реки изначально не очень удачной гранитной набережной на участке у Зимнего дворца.[5]

[править] Фортификационные сооружения

Петровская крепость Днепровской линии на карте XVIII века
Вал Петровской крепости Днепровской линии в наши дни

[править] Днепровская линия

Строившаяся вдоль новой границы с Крымским ханством от Днепра до Азовского моря по указу от 10 мая 1770 года линия, хотя и должна была быть готова в общих чертах уже в 1771 году, однако же реально строилась гораздо дольше — по крайней мере до 1774 года, а отдельные работы в крепостях были завершены только к 1782 году. Линия по проекту состояла из семи земляных крепостей, три из которых были батальонными, а остальные четыре — двуротными. Кроме того, в качестве усиления обороны предполагалось устроить водохранилища на реках, вдоль которых проходила линия.

Линия сохраняла своё значение вплоть до 1783 года, когда граница была в очередной раз передвинута, после чего действующими вплоть до 1800 года оставались только её крайние крепости — Александровская и Петровская (официальное название: морская батальонная крепость Святого Петра) на берегу Днепра и Азовского моря соответственно.[6]

Вокруг Александровской крепости впоследствии возник город Александровск, ныне Запорожье.

Крепость Ставрополь Азово-Моздокской оборонительной линии

[править] Азово-Моздокская линия

Сооружённая после утверждения Екатериной II 24 апреля 1777 года доклада князя Потёмкина «Об учреждении линии от Моздока до Азова» оборонительная линия использовала полученную после окончания очередной Русско-турецкой войны возможность устроить наконец оборонительную линию от Азовского моря до Каспийского, замкнув укрепления на уже существовавшую к тому времени Моздокскую линию. Основная часть укреплений новой линии, в составе которой, помимо уже существовавших укреплений, было предусмотрено строительство более 30 новых укреплений, в том числе 10 земляных крепостей, была введена в строй уже в 1778 году, а к 1780 году строительство было практически завершено.

Одной из вновь основанных крепостей Азово-Моздокской линии стала нынешняя столица Северо-Кавказского федерального округа — город Ставрополь.[7]

[править] Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

[править] Губернская реформа 1775 года

В это время была проведена основная часть мероприятий комплексной реформы управления страной, в рамках которой, помимо прочего, было радикально изменено административное деление государства с удвоением числа губерний, а также создана городская полиция.

[править] Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.