Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
К. У. Черненко

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года,[1] введённые в строй с 10 февраля 1984 года по 10 марта 1985 года.

Границы периода обусловлены приходом к власти и смертью Константина Устиновича Черненко.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

[править] Авиация

Стратегический бомбардировщикТу-160

[править] Стратегический бомбардировщик Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Самый тяжёлый среди боевых самолётов в мире, а также обладатель массы других рекордов, прозванный среди русских лётчиков и любителей авиации «Белым лебедем». Разрабатывался с 1969 года и был поставлен на вооружение в 1987 году, однако, как часто случалось в отечественной практике, формальной постановке на вооружение предшествовало несколько лет, когда самолёт уже серийно выпускался и фактически поставлялся в войска, поэтому, по-видимому, правильнее будет считать основной датой завершения проекта 10 октября 1984 года, когда совершил полет первый серийный Ту-160.

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941

[править] Крупнейшие корабли и суда

[править] Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-12 («Симбирск»)

Третий из серии крупнейших в истории подводных кораблей (ранее был построены два корабля проекта). Заложен 19 апреля 1980 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 17 декабря 1983 года, введён в строй 26 декабря 1984 года. В 2001 году получил наименование «Симбирск».

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1986

В дальнейшем было введено в строй еще три корабля этого проекта.

[править] Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»)

Второй в серии тяжёлых атомных крейсеров проекта 1144 (ранее был введён в строй головной крейсер проекта). Заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 26 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981 года, введён в строй 31 октября 1984 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Лазарев».

Ещё два крейсера этого типа были построены позднее.

[править] Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 («Имени XXVI съезда КПСС», «Верхотурье») проекта 667БДРМ «Дельфин»

Головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» — значительно улучшенной и доведённой фактически до параметров третьего поколения версии ракетных подводных крейсеров проекта 667БДР «Кальмар». Заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 23 февраля 1981 года под почётным наименованием «Имени XXVI съезда КПСС», спущен на воду 7 марта 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года, 9 февраля 1999 года переименован в «Верхотурье».

Ещё шесть подводных крейсеров этого проекта было построено позднее.

Атомная подводная лодка К-239, 1984

[править] Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-239 («Карп») проекта 945 «Барракуда»

Первая из отечественных подводных лодок-охотников третьего поколения К-239 обладала с корпусом из титанового сплава. Корабль был заложен 20 июля 1979 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), спущен на воду 29 июля 1983 года, введён в строй 29 сентября 1984 года. С 3 июня 1992 года переименован в Б-239, а с 6 апреля 1993 года получил наименование «Карп».

Ещё одна подводная лодка этого проекта была построена позднее, а параллельно началось строительство её более дешёвых стальных аналогов проекта 971 «Щука-Б».

Атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», 1994

[править] Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-284 («Акула») проекта 971 «Щука-Б»

Головная подводная лодка нового проекта третьего поколения, представлявшего собой бюджетный — в стальном корпусе — вариант проекта атомной многоцелевой подводной лодки 945 «Барракуда». Заложен на заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 11 ноября 1983 года, спущен на воду 16 июня (по другим данным 27 июля) 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года. Получил наименование «Акула» 13 апреля 1993 года.

Позднее было построено ещё 14 подводных лодок этого проекта.

[править] Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука»

В этот период в дополнение к восемнадцати, построенным ранее, были введены в строй последние два подводных крейсера-охотника проекта 671РТМ «Щука»:

В дальнейшем подводные лодки этого типа достраивались и строились по улучшенному проекту 671РТМК, отличавшемуся возможностью применения крылатых ракет.

Эскадренный миноносец «Осмотрительный», 1989

[править] Эскадренный миноносец «Осмотрительный» проекта 956 «Сарыч»

Эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч» также известного как тип «Современный». Ранее было построено три эсминца этого типа. Заложен на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде 27 октября 1978 года, спущен на воду 24 апреля 1982 года, введён в строй 30 сентября 1984 года.

БПК «Адмирал Спиридонов», 1986

Корабли этого проекта строились и позднее.

[править] Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Спиридонов»

Океанский боевой корабль, оснащённый мощным противолодочным вооружением. Четыре корабля этого проекта было построено ранее. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 11 апреля 1982 года, спущен на воду в феврале 1983 года, введён в строй 30 декабря 1984 года.

Корабли этого проекта строились и позднее.

[править] Пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» проекта 11351 «Нерей»

В это время на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Н. Е. Бутомы в дополнение к введённому в строй ранее головному кораблю, был введён в строй первый серийный корабль проекта 11351. Пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» был заложен 20 января 1983 года, спущен на воду 02 марта 1984 года и введён в строй 29 декабря 1984 года.

Строительство кораблей этого проекта продолжалось и позднее.

[править] Большой разведывательный корабль «Прибалтика» проекта 1826 «Рубидий»

В это время в дополнение к двум ранее построенным кораблям этого проекта на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде был завершён корабль «Прибалтика», введённый в эксплуатацию 28 июля 1984 года.[2]

Ещё один корабль этого проекта был введён в строй позднее.

[править] Подводные лодки проекта 877

Подводная лодка Б-402 «Вологда», 2007

В крупной серии отечественных дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус», также известного как «Варшавянка», пять кораблей, которой были построены ранее, в это время было введено в строй ещё три корабля:

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

[править] Железные дороги

[править] Электрификация линии Аргыз — Шемордан Горьковской железной дороги

В 1984 году вероятнее всего в это время была завершена электрификация переменным напряжением 25 кВ линии Аргыз — Шемордан Горьковской железной дороги длиной 196 км.[3]

[править] Электрификация линии Белогорск — Шимановская Забайкальской железной дороги

В 1984 году была завершена электрификация переменным напряжением 25 кВ линии Белогорск — Шимановская Забайкальской железной дороги длиной 142 км.[4] Проект являлся частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.

[править] Электрификация линии Карымская — Шилка Забайкальской железной дороги

В 1984 году была завершена электрификация переменным напряжением 25 кВ линии Карымская — Шилка Забайкальской железной дороги длиной 151 км.[5] Проект являлся частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.

[править] Электрификация линии Вагай — Ишим Свердловской железной дороги

Электрификация постоянным напряжением 3 кВ участка длиной 143 км была введена в строй в 1984 году. Проект, по-видимому, являлся частью более крупного проекта завершения электрификации линии Тюмень — Омск, в свою очередь являвшегося частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.[6]

[править] Электрификация линии Ишим — Называевская Западно-Сибирской железной дороги

Электрификация постоянным напряжением 3 кВ участка длиной 136 км была введена в строй в 1984 году. Проект, по-видимому, являлся частью более крупного проекта завершения электрификации линии Тюмень — Омск, в свою очередь являвшегося частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.[7]

[править] Завершение электрификации линии Тюмень — Омск

В этот период завершилась электрификация постоянным напряжением 3 кВ электрификация одной из основных магистралей Западной Сибири, прилегающая к Омску часть которой была электрифицирована ранее в 1956 году. Проект являлся частью проекта электрификации Транссибирской магистрали. В этот период электрификация линии включала следующие этапы:

[править] Автомобильные дороги

[править] Транскавказская автомагистраль — первый пусковой комплекс

Дорога, напрямую соединявшая Северную и Южную Осетию через Главный Кавказский хребет, обсуждалась ещё в XIX веке, а первое постановление о начале её строительства вышло ещё в 1930 году. Однако активное строительство магистрали началось в сентябре 1976 года. Дорога была введена в эксплуатацию в объёме первого пускового комплекса 27 ноября 1984 года, а официально её строительство было завершено только позднее в 1986 году.[8] Одновременно с первой очередью дороги был введён в строй и расположенный на ней Рокский тоннель — самый длинный на тот момент в СССР из автодорожных тоннелей.

Считается, что на сроки ввода в строй отрицательное влияние оказал фактический саботаж стройки со стороны некоторых организаций Грузинской ССР, уже в то время сильно поражённых националистическими настроениями.

[править] Линии метрополитена

Станция Площадь Ленина Волгоградского метротрама

[править] Волгоградский скоростной трамвай

Скоростной трамвай, также известный как метротрам был открыт в Волгограде 5 ноября 1984 года в виде одной линии с 19 станциями. При этом, несмотря на то, что основная часть станций была переделана из обычных трамвайных проект однозначно относится к крупными, поскольку две станции — «Комсомольская» и «Площадь Ленина» были построены подземными мелкого заложения по стандартам метрополитена, что позволяет легко переделать их в будущем в станции метро, а ещё одна станция — «Пионерская» была построена на эстакаде высотой до 15 метров.

В целом линия интересна тем, что её туннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения.[9]

Позднее, в 2011 году была введена в строй вторая очередь Волгоградского скоростного трамвая.

Станция Октябрьская Минского метро, 2011

[править] Минский метрополитен

Минский метрополитен строился с 1977 года и был открыт 30 июня 1984 года по случаю 40-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Девятый в СССР метрополитен состоял в то время из одной линии (Московской или 1-й линии) с восемью станциями.

Минский метрополитен достраивался и позднее.

[править] Узбекистанская линия Ташкентского метрополитена

В составе недавно открытого Ташкентского метрополитена 8 декабря 1984 года появилась вторая — Узбекистанская или синяя — линия. Первоначально линия была открыта в составе пяти станций на участке Гафура Гуляма — Ташкент.

Ташкентский метрополитен продолжал развиваться и позднее.

Станция Исторический музей Харьковского метро

[править] Салтовская линия Харьковского метрополитена

В это время в развивавшемся и ранее Харьковском метрополитене была открыта вторая — Салтовская, она же синяя, — линия. В состав линии, открытой 11 августа 1984 года вошёл участок Исторический музей — Барабашова (ныне Академика Барабашова) с пятью новыми станциями.

Харьковский метрополитен развивался и позднее.

[править] Участок Республиканский стадион — Дзержинская Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена

Первый с брежневских времён участок Республиканский стадион (ныне Олимпийская) — Дзержинская (ныне Лыбедская) Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена с двумя новыми станциями был открыт 30 декабря 1984 года.

Киевский метрополитен продолжал развиваться и позднее.

Станция Орехово Московского метро, 2010

[править] Участок Каширская — Орехово Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена

Участок Московского метрополитена, развивавшегося как ранее, так и позднее этого периода, Каширская — Орехово длиной 6,4 км с тремя станциями был первый раз открыт 30 декабря 1984 года, но уже через несколько часов его закрыли и снова открыли 9 февраля 1985 года.

С момента открытия этого участка Горьковско-Замоскворецкая (ныне Замоскворецкая) линия длительное время разделялась на две ветки, начиная от станции Каширская. Образовавшееся вилочное движение было ликвидировано гораздо позднее в 1995 году, когда ранее построенный участок Каширская — Каховская Замоскворецкой линии выделили отдельную Каховскую линию.

[править] Крупнейшие тоннели

[править] Байкальский тоннель

Однопутный железнодорожный тоннель длиной основного ствола 6685,6 м (со вспомогательными выработками 7642,5 м) на участке Лена — Нижнеангарск Байкало-Амурской магистрали строился с 1974 года и 29 октября 1984 года был принят во временную эксплуатацию на тепловозной тяге. Позднее, 31 декабря 1985 года в рамках проекта электрификации всего участка Лена — Нижнеангарск тоннель был окончательно принят в постоянную эксплуатацию на электровозной тяге.

Тоннель строился в зоне высокой сейсмической активности на границе Иркутской области и Бурятской АССР в практически необжитых местах, поэтому для его строительства пришлось строить специальные посёлки Даван, Гоуджекит и Гранитный. Также тоннель отличало то, что из-за сурового местного климата он стал первым в стране, оснащённым воротами, открывающимися только при проходе поездов.

Позднее, в 2014 году стартовало строительство второй нитки тоннеля.

[править] Рокский тоннель

Крупнейший в СССР на тот момент автодорожный тоннель длиной 3730 м с технической штольней длиной 3805 метров был введён в строй 27 ноября 1984 года вместе с первым пусковым комплексом Транскавказской автомагистрали. Тоннель располагается на высоте более 2 км под Рокским перевалом Главного Кавказского хребта.

В 2010 году началась коренная реконструкция Рокского тоннеля и прилегающих к нему участков Транскама.

Советская почтовая марка, посвящённая газопроводу Уренгой — Помары — Ужгород, 1983

[править] Трубопроводы

[править] Уренгой — Помары — Ужгород

Экспортный газопровод общей длиной 4451 км строился в 1981…1983 гг., введён в строй в апреле 1984 года[10]. Газопровод являлся советской частью грандиозной газотранспортной системы, впервые связавшей Сибирь с Западной Европой. Строительство газопровода всячески сдерживалось со стороны США, однако свои экономические интересы страны Западной Европы в тот раз сумели отстоять.

В отличие от современных российских проектов, ввиду отсутствия в СССР необходимого производства, которое было создано только в 2000-х, газопровод возводился с широким использованием импортных западноевропейских труб и компрессоров, поскольку своё производство только создавалось, а США наложили эмбарго на поставки соответствующего оборудования.

[править] Гидроэнергетика

[править] Верхнетериберская ГЭС — фактический ввод в строй

Гидроэлектростанция с одним гидроагрегатом мощностью 130 МВт строилась на реке Териберка с 1976 года. Запущен гидроагрегат был 6 января 1985 года, полностью же строительство ГЭС было завершено позднее.[11]

[править] Колымская ГЭС — первая очередь

В этот период на строившейся с 1970 года в Магаданской области на одноимённой реке гидроэлектростанции в дополнение к двум, введённым в строй ранее, в октябре 1984 года был подключён к сети гидроагрегат № 3, на чём и завершилось строительство первой очереди ГЭС.

Однако строительство объектов второй очереди электростанции продолжалось и позднее.

[править] Саяно-Шушенская ГЭС — гидроагрегаты № 7 и № 8

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции страны, основная часть гидроагрегатов которой была введена в строй ранее, в этот период ознаменовалось вводом в строй двух гидроагрегатов, мощностью 640 МВт каждый: гидроагрегат № 7 был подключён к сети 15 сентября 1984 года, а гидроагрегат № 8 — 11 октября 1984 года.

Полностью строительство ГЭС было завершено позднее.

[править] Чебоксарская ГЭС — продолжение строительства

В этот период на электростанции на реке Волга в дополнение к построенным ранее, по-видимому, было введены в строй ещё несколько гидроагрегатов. Всего в 1984 году в строй в строй было введено четыре гидроагрегата, а в 1985-м — ещё два. Точные даты ввода в строй найти не удалось, но с высокой вероятностью часть агрегатов 1984 года была по советской традиции введена в строй в декабре 1984 года. Каждый из гидроагрегатов имел мощность 78 МВт.[12]

Полностью гидроэлектростанция была достроена позднее.

[править] Атомная энергетика

[править] Игналинская АЭС, Литовская ССР

в этот период был введён в строй первый энергоблок Игналинской АЭС, отличавшейся тем, что она была единственной АЭС, на которой использовались самые мощные энергоблоки советского периода с реакторами типа РБМК-1500 мощностью 1300 МВт (а на недостроенных блоках — 1500 МВт). Первый энергоблок АЭС строился с 1 мая 1977 года по 1 мая 1984 года.

Позднее на АЭС был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок, а первый энергоблок был выведен из эксплуатации по политическим причинам 31 декабря 2004 года.

[править] 3-й энергоблок Курской АЭС

Первый энергоблок второй очереди Курской АЭС с реактором РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 апреля 1978 года по 30 марта 1984 года.

Позднее на электростанции был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок.

[править] 4-й энергоблок Чернобыльской АЭС

В дополнение к трём построенным ранее энергоблокам Чернобыльской АЭС в это время был достроен ещё один — печально знаменитый из-за своей катастрофической аварии в 1986 году 4-й энергоблок. Энергоблок, оснащённый атомным реактором типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт, строился с 1 апреля 1979 года и был введён в строй 26 марта 1984 года.

Позднее в результате аварии 26 апреля 1986 года, последовавшей из-за небрежного отношения к организации безопасности атомной энергетики, энергоблок полностью разрушился, заразив радиацией огромную территорию. Строительство 5 и 6 энергоблоков ЧАЭС было прекращено. Первые три энергоблока электростанции были выведены из эксплуатации соответственно в 1996, 1991 и 2000 годах.

Кольская АЭС, 2008

[править] 4-й энергоблок Кольской АЭС

Четвёртый энергоблок Кольской АЭС, как и её построенные ранее энергоблоки, был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 августа 1976 года до 6 декабря 1984 года.[13]

[править] 2-й энергоблок АЭС Пакш, Венгрия

Второй энергоблок АЭС Пакш был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 августа 1974 года до 14 ноября 1984 года.[14]

Впоследствии на АЭС Пакш были введены в строй ещё два энергоблока.

[править] 3-й энергоблок АЭС Богунице, Чехословакия

Первый энергоблок второй очереди дополнил два ранее построенных на АЭС Богунице, расположенной в Словакии. Энергоблок с реактором типа ВВЭР-440 мощностью 483 МВт строился с 1 декабря 1976 года до 14 февраля 1985 года.

Вскоре на этой АЭС был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок.

[править] Тепловая энергетика

[править] 4-я очередь Сургутской ГРЭС (Сургутская ГРЭС-2) — первый энергоблок

В это время был введён в строй энергоблок № 1 мощностью 800 МВт четвёртой очереди Сургутской ГРЭС, позднее, с 1987 года, выделенной в отдельную Сургутскую ГРЭС-2. Вскоре на станции были построены ещё пять аналогичных блоков.[15]

[править] Экибастузская ГРЭС-1 — завершение строительства

Последний угольный энергоблок № 8 мощностью 500 МВт Экибастузской ГРЭС-1, был ведён в строй в конце 1984 года, в результате чего установленная мощность этой электростанции достигла 4 000 МВт.

[править] Металлургия

[править] Пакистанский металлургический завод (پاکستان اسٹيل ملز, Pakistan Steel Mills), г. Карачи, Пакистан

Крупный металлургический комбинат по выпуску стали производительностью был построен при технической поддержке СССР. Завод строился действовавшей в 1970 годах в Пакистане Программе национализации. Закладка комплекса произошла 30 декабря 1973 года в присутствии премьер-министра Пакистана Зульфикара Али Бхутто. Первая доменная печь завода была введена в строй 14 августа 1981 года, а полностью проект с громадной стоимостью в 24,7 млн пакистанских рупий был введён в строй в присутствии Президента Генерала Зия-уль-Хака 15 января 1985 года.[16]

[править] Молдавский металлургический завод

Металлургический завод, строившийся с августа 1981 года, поучил первую сталь в октябре 1984 года и был введён в строй в январе 1985 года[17] в городе Рыбница Молдавской ССР (ныне город фактически является частью частично признанной Приднестровской Молдавской Республики, также его счиает своейтерриторией Молдавия).[18]

[править] Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

[править] Ачинский нефтеперерабатывающий завод — завершение основного строительства

Завод, предназначенный для переработки 6 млн тонн томской нефти в год, и фактически частично введённый в строй ранее, по всей видимости именно в этот период был в целом введён в строй. Именно в 1984 году были приняты в постоянную эксплуатацию основные части комплексной установки переработки нефти ЛК-6у, на основе которой был построен завод: установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6 (секция 100), установка ЛЧ-35-11/1000 (секция 200), установка Л-24-9-2РТ (секция 300/2) и установка ГФУ (секция 400). После этого в советское время на заводе были введены в строй лишь относительно небольшие Битумная установка ВТ в 1985 году и оборудование для производства серы и регенерации МЭА в 1986 году.[19][20]

Существенной реконструкции завод подвергся уже значительно позднее.

Мажейкяйский НПЗ, 2006

[править] Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод — вторая очередь

По-видимому, именно в этот период в 1984 году на Мажейкяйском нефтеперерабатывающем заводе были введены в строй вторая комплексная установка переработки нефти ЛК-6у и комбинированная битумная установка с вакуумной перегонкой мазута.[21]

Завод продолжал понемногу развиваться и позднее — в 1989 году на заводе была введена в строй установка для производства водорода, а в 1991 году — комплекс глубокой переработки мазута КТ-1.[22] После развала СССР завод остался на территории Литвы и в дальнейшем дважды носил название «Мажейкяй нафта» с 2006 года в составе польской компании «Орлен Летува».

[править] Тобольский нефтехимический комбинат

Площадка под строительство завода, который должен быть стать основной частью предполагавшегося строительства крупнейшего комплекса по переработке западно-сибирских углеводородов в Тюменской области, была выбрана в 1974 году. Ядро оборудования завода — центральная газофракционирующая установка проектной производственной мощностью в 3,0 млн тонн сырья[2] была введена в строй в декабре 1984 года.[23][24]

Комбинат продолжал развиваться и позднее.

[править] Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Фактическая производственная мощность до реконструкции 2000-х годов составляла чуть более 2 млн тонн сырья в год из-за несоответствия фактического состава сырья ожидавшемуся при проектировании.[1]