Крупные российские проекты (планируемые)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Летописец 1887.jpgТекущие события
В этой статье содержатся новости о текущих событиях. Она будет дополняться по мере развития и поступления новой информации.

Здесь собраны крупные российские проекты стоимостью свыше 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], выполнение которых уже внесено в планы ближайших лет, как правило, с выделением финансирования.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

[править] Космонавтика и ракетная техника

[править] КРК СТК (космический ракетный комплекс сверхтяжелого класса)

Сверхтяжелая ракета-носитель создаётся по указу Президента России на базе задела по ракете «Союз-5».[1] Первые этапы проектирования комплекса, предполагающего, в том числе и строительство наземной инфраструктуры на космодроме «Восточный», начнутся с 2018 года, хотя Роскосмос приступил к предварительному проектированию новой сверхтяжелой ракеты на базе двигателей РД-171, разработанных в ходе программы «Энергия-Буран», и до сих пор непревзойденных среди кислородно-керосиновых в ещё в 2016 году. По проекту выполненная на базе пакета из доработанных первых ступеней разрабатываемого «Союза-5» ракета будет выводить на Низкую Опорную Орбиту (НОО) порядка 80 тонн полезного груза, а в перспективе до 160 тонн. [2]

В конце января—начале февраля 2018 года был издан указ Президента о создании космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса (КРК СТК), включая его наземный комплекс на космодроме «Восточный». В составе соисполнителей работ – предприятия Госкорпорации «Роскосмос» – АО «РКЦ «Прогресс», ФГУП «ЦЭНКИ» и другие.

В указе определены основные этапы работ по проекту. На первом этапе в 2018—2019 годах будет разработан эскизный проект на КРК СТК, определен проектный облик составных частей комплекса, подготовлены технико-экономические обоснования. Второй этап, запланированный на 2020—2028 годы, предусматривает выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

27 марта 2018 была размещена закупка «Роскосмосом» у единственного исполнителя «Разработка эскизного проекта космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса» (Шифр СЧ ОКР «Элементы СТК» (ЭП)) Максимальная стоимость закупки 1,6 млрд рублей. Срок окончания работ – 31 октября 2019 года.

Проведение летных испытаний сверхтяжёлой ракеты запланировано с 2028 года.

В соответствии с проектом технического задания КРК СТК должен обеспечить выведение полезных грузов массой до 80 тонн на низкую околоземную орбиту и не менее 20 тонн на окололунную полярную орбиту. При разработке должны быть предусмотрены возможности увеличения выводимой массы полезных грузов до 140 тонн на низкую околоземную и до 27 на окололунную орбиты.В состав космического ракетного комплекса должны входить: сверхтяжелая ракета-носитель, разгонный блок, межорбитальный буксир, стартовый и другие технические комплексы.

Создание КРК СТК позволит существенно расширить возможности реализации ряда перспективных космических программ — освоения Луны, исследования дальнего космоса, создания космических комплексов противоастероидной защиты и тому подобных[3].

[править] Ракета космического назначения «Ангара-А5М»

Первый запуск с космодрома «Восточный» запланирован на 2021 год[4].

[править] Космический ракетный комплекс «Амур» — строительство второй очереди космодрома «Восточный»

В рамках второй очереди космодрома Восточный будет построен космический ракетный комплекс (КРК) «Амур»[5] для ракет семейства «Ангара». Подготовка к строительству началась в середине августа 2017 года — на космодром прибыли 48 вагонов технологического оборудования. Завершить возведение КРК «Ангара» планируется в 2023 году. На строительство второй очереди Восточного планируется выделить 238 млрд руб. До 2019 года включительно ежегодно на строительство будет выделяться по 25-30 млрд руб[6].

[править] Новый российский луноход

Аппарат разрабатывается для сбора образцов лунного грунта, которые будут добыты предшествующими автоматическими станциями[7]. Для обеспечения непрерывной работы аппарата также разрабатывается ядерный генератор[8]. Доставка лунохода на поверхность Луны запланирована в 2020-х годах[9][10].

[править] Авиация

[править] Истребитель-перехватчик МиГ-41

Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41, разрабатываемый на замену высотному перехватчику МиГ-31, сможет выполнять задачи в космосе. Будет абсолютно новым самолётом, а не глубокой модернизацией МиГ-31, которому он придет на смену. В перспективе будет создан беспилотный вариант. Поставки нового самолёта в состав Вооружённых сил России могут начаться в середине 2020-х годов[11].

[править] Российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт CR 929

Меморандум о заинтересованности в создании самолета был подписан в апреле 2014 года, а основополагающие документы — 25 июня 2016 года во время официального визита Владимира Путина в Китай. Облик самолёта был впервые представлен 2 ноября 2016 года на 20-м международном авиационно-космическом салоне China Airshow 2016. Интерес России при этом состоит как в импортозамещении, так и в получении доступа на крупный китайский рынок. Интерес Китая также состоит в импортозамещении, а также в использовании в проекте российских ключевых технологий.[12] В 2017 году самолёт получил название CR 929.[13]

Первый полёт запланирован на 2025 год[14].

Фактически в рамках проекта также разрабатывается авиадвигатель ПД-35, который планируется сделать также отчасти совместным.

[править] Крупнейшие корабли и суда

[править] Универсальные десантные корабли проекта «Прибой»

Строительство двух УДК запланировано на начало 2020-х годов[15]. Вероятно, что они будут названы «Севастополь» и «Владивосток»[16].

[править] Эскадренные миноносцы проекта 23560 «Лидер»

Строительство новых эсминцев (фактически ракетных крейсеров) проекта 23560 «Лидер» планируется развернуть на заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге с 2019 года.[17][18]

[править] Атомная подводная лодка пятого поколения проекта «Хаски»

В 2016 году генеральный директор петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев сообщил, что подлодка пятого поколения может быть создана в России после 2020 года, уже заключен контракт с Минобороны на её разработку[19].

Строительство подводных лодок проекта «Хаски» входит в государственную программу вооружений 2018—2027 годов[20].

[править] Железные дороги

[править] Высокоскоростная магистраль «Евразия»

Грандиозный проект строительства высокоскоростного железнодорожного грузопассажирского коридора на территории Германии, Польши, Белоруссии, России, Казахстана и КНР[21] общей протяжённостью в 9447 км[22]. Магистраль пройдёт по маршруту Берлин — Брест — Минск — Красное — Москва — Казань — Екатеринбург — Челябинск — Золотая Сопка — Астана — Достык — Урумчи, где соединится с сетью ВСМ Китая[23]. Также рассматривается вариант прохождения железной дороги по территории России и Казахстана по маршруту Москва — Казань — Екатеринбург — Челябинск — Горбуново — Петропавловск — Кокшетау — Астана — Караганда — Балхаш — Алматы (Капшагай) — Алтынколь[24]. Объём пассажирских перевозок по ВСМ «Евразия» к 2030 году может составить до 58 млн человек, а к 2050 году дойти до 90 млн человек. Грузопоток оценивается в 15 млн тонн к 2050 году[25]. Подготовка будущих строителей ведётся с 2016 года[26]. Начало строительства запланировано на 2018 год. Открытие движения запланировано на 2026 год. Общий объём инвестиций в строительство проекта может составить около 1 трлн юаней или 9,8 трлн рублей[27], стоимость строительства участка Брест — Урумчи составит около 8 трлн рублей[28].

[править] Высокоскоростная магистраль Москва — Казань (пилотный участок ВСМ-2 Москва — Екатеринбург)

Презентация проекта ВСМ
Проект ВСМ Москва - Казань

Наиболее близкий к реализации проект высокоскоростной железной дороги в стране. От Москвы до Казани поезд будет идти 3 часа 17 минут, от Москвы до Нижнего Новгорода — 1,5–2 часа, от Москвы до Владимира — 56 минут. Как показал опыт «сапсанов», это будет быстрее и удобнее самолётов. В будущем может стать частью высокоскоростной магистрали «Евразия»[29].

На конец 2013 года в отдельных регионах началось резервирование земель под строительство.[30][31] 16 марта 2015 года был объявлен конкурс на выбор проектировщика ВСМ Москва-Казань с начальной ценой 20,79 млрд рублей.[32] 8 мая 2015 года был подписан меморандум, согласно которому Китай собирается вложить в магистраль Москва — Казань 100 млрд рублей. [33] 18 июня 2015 года между российско-китайским консорциумом и РЖД подписан договор на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию ВСМ «Москва — Казань». [34]

В апреле 2016 года в РЖД сообщили, что Китай выделяет на строительство скоростной железной дороги из Москвы в Казань 400 млрд рублей.[35]

Общая стоимость проекта составит 1,7 трлн рублей[36].

Начало строительных работ намечено на IV квартал 2018 года[37]. Ввод в строй участка Москва — Владимир запланирован на 2023 год[38], ввод участка Владимир — Нижний Новгород — Казань запланирован на 2025 год[39].

[править] Уральская высокоскоростная магистраль Екатеринбург — Челябинск (УВСМ)

Проект двухпутной высокоскоростной железной дороги на Урале длиной 214,2 км. Трасса железнодорожной магистрали пройдёт через город Екатеринбург, Белоярский, Арамильский, Сысертский городские округа Свердловской области, Каслинский, Сосновский, Кунашакский, Красноармейский муниципальные районы и Челябинский городской округ Челябинской области[40]. После открытия магистрали время в пути между Екатеринбургом и Челябинском сократится до 1 часа 10 минут[41].

15 июня 2017 года было подписано соглашение с китайской компанией China Railway Group Ltd[42]. В перспективе возможна интеграция магистрали в высокоскоростной коридор «Берлин — Москва — Астана — Пекин». Объём инвестиций составит 2,5 млрд долл. США[43].

22 февраля 2018 года Председатель Правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о включении магистрали в «Схему территориального планирования в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения»[44], а 12 мая 2018 года — распоряжение о строительстве и включении в Транспортную стратегию Российской Федерации[45].

Общая стоимость строительства составит около 360 млрд рублей[46]. Начало строительства запланировано на 2021 год, ввод в строй запланирован на 2024–2025 годы[47].

[править] Высокоскоростная магистраль Муданцзянь — Владивосток

В 2014—2015 годах власти провинции Хэйлунцзян (КНР) впервые высказали идею строительства ВСМ «Харбин — Владивосток»[48]. Проект строительства скоростной магистрали от Муданцзяня до Владивостока предполагает прокладку более 380 км путей со строительством 12 станций. Прокладка линии от Харбина до Муданцзяня уже осуществляется, таким образом ж/д линия Муданцзянь — Владивосток будет соединена со скоростными железными дорогами Китая. Планируется, что скорость движения будет составлять 250 км/ч[49]. Стоимость проекта, по предварительным расчетам, может составить от 12 млрд[50] до 19 млрд долл. США[51]. В проекте будут участвовать инвесторы из Китая и Камбоджи[52].

[править] Проект «Победа», КНДР

Грандиозный проект модернизации железнодорожной инфраструктуры планируется реализовать силами российских предприятий в КНДР. Проект общей стоимостью 25 млрд долларов рассчитан на 20 лет и предполагает выполнение работ по модернизации 3,5 тыс. км основных путей, а также станционных путей, тоннелей и мостов в обмен на доступ к природным ресурсам КНДР. Торжественная церемония укладки «золотого звена» начала реконструкции железных дорог КНДР состоялась на железнодорожной станции Пхеньян Восточный (КНДР) 22 октября 2014 года. На этот момент велись проектные работы по узловой станции Пхеньян-Восточный, также в рамках проекта предполагается построить железнодорожные обходы Пхеньяна с юга и с севера. [53]

[править] Скоростная железнодорожная магистраль Стара Пазова — Нови-Сад, Сербия

Договор о строительстве с участием РЖД первого в Сербии участка скоростной железной дороги подписан 10 октября 2014 года. Стоимость проекта 450 млн долларов.[54]

[править] Строительство четвёртого главного пути от Павелецкого вокзала до Домодедово, г. Москва

Стоимость проекта 18…38 млрд рублей по разным источникам. Проектные работы начались в 2012 году[55]. Ввод в строй был запланирован между 2016 и 2025 годами[56], но на 2017 год проект был ограничен выполнением заделов под 4 путь при строительстве путепроводов и т.п.

[править] Линия Курагино — Кызыл — Элегест

Железная дорога призвана связать расположенную в буквальном смысле «за горами» республику Тува и её столицу Кызыл с общероссийской сетью железных дорог. Основной загрузкой железной дороги должны стать перевозки угля с крупнейшего в России Элегестского месторождения коксующихся углей (со стоимостью развития в 346,6 млрд рублей[57]). Общая длина дороги 410 км[58].

В 2012 году строительство дороги началось, был уложен первый километр, но после этого в связи с невыполнением условий соглашения частным инвестором строительство было прервано.

Весной 2017 года владельцами месторождения было подписано соглашение с ОАО РЖД о концессионном строительстве дороги, но нужного количества денег инвесторов набрано всё ещё, видимо, не было. Строительство начнётся в конце 2018 года, планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году[59]. Стоимость проекта 192,4 млрд рублей[60], компании ТЭПК и ЗАО «Лидер» инвестируют в проект 28,9 млрд рублей, ещё 134,6 млрд рублей планируется привлечь за счёт инфраструктурных облигаций[61].

В апреле 2018 года Председатель Правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о заключении концессионного соглашения[62][63].

В результате реализации проекта в Красноярском крае и Республике Тыва будет создано около 6 тысяч рабочих мест, налоговые поступления в федеральный и местные бюджеты увеличатся до 15 млрд рублей в год[64]. Существуют планы по продлению этой железной дороги через Монголию и Китай в Индию[65].[66]

[править] Северный широтный ход (Надым — Салехард — Лабытнанги)

Стратегическая железная дорога, проходящая большей частью точно по трассе Трансполярной магистрали (она же 501 стройка, она же «Мёртвая дорога»). Строительство первой части дороги планируется начать в конце 2018 года и завершить в 2022 году, стоимость участка составит 130,5 млрд рублей[67], при этом ключевыми и самыми дорогостоящими элементами магистрали станут крупные мосты через Надым и Обь. Совмещённый мост через Надым открыт для автомобилей в 2015 году. Заключены соглашения об инвестициях и использовании магистрали, но сдерживающим фактором остаётся то, что средства на строительство моста через Обь в Салехарде ещё не выделены. В настоящее время вдоль трассы железной дороги возводится асфальтированная автомобильная дорога, которая, наряду со всесезонным мостом через Надым, значительно удешевит будущую стройку. В перспективе планируется продолжение линии через реку Енисей на север до Игарки и Дудинки, что свяжет Норильскую ж/д с сетью железных дорог страны. [68]

Проект должен стать первой после столетнего перерыва железнодорожной концессией в России, с чем отчасти был связан длительный период согласования схемы его финансирования, утверждённой 17 октября 2017 года.[69]

[править] Линия Бованенково — Сабетта

Относительно короткая — длиной более 170 км, но проходящая в экстремальных условиях далёкого Заполярья самая северная железная дорога в мире должна соединить ныне существующую самую северную железную дорогу в мире — газпромовскую ветку Обская — Бованенково на Ямале со строящимся на побережье Обской губы портом Сабетта. Новая дорога позволит превратить Сабетту из проекта предназначенного только для отгрузки сжиженного газа, в универсальный порт, через который может быть организована прямая торговля Приуралья морем, что особенно важно в условиях недостатка полноценных морских портов в России вообще и в Арктике в часности. Соглашение с частным партнёром о начале строительства было подписано 30 декабря 2015 года. На 2017 год проводятся геологические изыскания и разработка рабочей документации, а непосредственно строительство планируется начать в 2018 году. [70][71][72]

[править] Западный обход Саратова

С начала 1950-х годов ведутся работы по выводу из города транзитного грузового поездопотока — в 1954 году запущен южный обход Багаевка — Нефтяная длиной 13 км, в 1988 году запущен северный обход Курдюм — Липовский длиной 25 км.

Планируется строительство железной дороги на участке Татищево — Ивановский длиной 45 км, а с разъездами длина достигнет 56 км[73][74].

Обход будет строиться в рамках создания международного транспортного коридора «Север — Юг»[75]. По обходу будут идти, в основном, товарные поезда.

На первом этапе (до 2021 года) будет построен однопутный участок Татищево — Ивановский, с разъездами в сторону Курдюма и Буркина. На втором этапе (2022 — 2024 годы) будет построен второй путь на участке Курдюм — Ивановский, а также второй путь на северном обходе Липовский — Курдюм.

Среди целей и задач строительства находятся разгрузка путей, проходящих через Саратов, в том числе и станции Саратов-1, пропускная способность которой почти исчерпала резерв, а также пуск составов с грузами, опасными для здоровья и жизни граждан, в обход городской черты, что позволит улучшить экологическую обстановку в Саратове[76]. Помимо разгрузки путей, проходящих через город Саратов, появление обхода позволит обеспечить перевозку дополнительного объема грузов через Саратовский узел в объёме 46 — 49,2 млн тонн[77], в том числе 30 млн тонн — в направлении Азово-Черноморских портов[78]. Общая стоимость проекта — 80 млрд рублей[79]. Срок реализации проекта — до 2025 года[80].

[править] Линия Селихин — Ныш

Будущая железная дорога общей длиной 582 км[81]. В начале 1950-х годов был построен участок Селихин — Чёрный мыс длиной 120 км[82], разобранный в начале 2010-х годов[83].

Строительство железной дороги планируется в рамках создания транспортного перехода между Евразийским материком и островом Сахалин (Сахалинский мост). Стоимость строительства (без Сахалинского моста) — 287,4 млрд рублей[84]. Сроки реализации — до 2025 года[85].

[править] Линия Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск (с обходом Украины)

Будущая железная дорога общей длиной 748 км[86]. Проект по организации скоростного пассажирского движения в южном направлении в обход Украины был разработан еще в 2007—2008 годы. Планируется, что время поездки из столицы до черноморских курортов сократится с 24-28 до 15 часов. Первый участок дороги, известный под названием «Журавка — Миллерово», был построен в 2015—2017 годах. В настоящее время идут подготовительные работы[87].

[править] Северный обход Перми

Проект предусматривает сооружение однопутного железнодорожного моста через Каму и двухпутного электрифицированного обхода длиной 25 км, который соединит станции Пальники и Блочная. Необходимость строительства возникла из-за переноса железной дороги, проходящей по левому берегу Камы вдоль центральной части города Перми, на противоположный берег для освобождения городского пространства. По предварительным расчётам, стоимость строительства составит 15,7 млрд рублей[88]. В 2018 году начнётся разработка технического обоснования[89].

[править] Комплексная реконструкция участка Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре — Ванино

В Хабаровском крае до 2025 года, на подходе к Ванинскому железнодорожному узлу, планируется построить 275 км второго пути (на участке Комсомольск-на-Амуре — Ванино) и провести электрификацию участка Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре — Ванино на сумму в 233 млрд рублей и сроком строительства в течение 5-8 лет[90].

[править] Автомобильные дороги

[править] Магистраль «Центральная» в Самаре

Шоссе непрерывного движения должно было пройти через весь город от объездной дороги до площади Урицкого и стать одной из основных транспортных осей Самары, которая, несмотря на более, чем миллионное население, из-за особого географического положения имеет только 6 выездов из города. В начале 2000-х была построена развязка и значительная часть дороги, примыкающая к объезду Самары, однако до плотной городской застройки она доведена не была. Проект достройки магистрали до центра города планируется реализовать в 2019—2024 годах. Ведётся выкуп участков под магистраль[91]. На строительство будет выделено 3 млрд из федерального бюджета[92]. Стоимость первого этапа строительства составит 7,4 млрд рублей[93].

[править] Скоростная автомобильная дорога Москва — Нижний Новгород — Казань

Договор на подготовку территории к строительству первых 60 км магистрали был подписан в конце 2017 года. [94]

[править] Северный дублёр Кутузовского проспекта в Москве

Платная скоростная автодорога длиной 10,5 км, являющаяся, по сути, продолжением платного же обхода Одинцово внутри МКАД до района Москва-Сити, должна быть построена на средства частных инвесторов и города в пропорции 50/50, при этом только чисто частные инвестиции составят 40 млрд рублей, общие же затраты оценивались в 60 млрд рублей[95]. Концессионный контракт на строительство дороги был подписан в декабре 2014 года.[96] Непосредственно строительство должно начаться в конце 2017 — начале 2018 годов, окончание работ планируется на 2019 год[97]. Возможно финансовое участие фонда PIF из Саудовской Аравии и фонда Mubadala Development из ОАЭ[98].

[править] Восточный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге

Внутригородская скоростная дорога протяженностью 14,7 км. Должна пройти от развязки ЗСД с Благодатной улицей через Неву (в створе улиц Фаянсовой и Зольной) и на востоке города вклиниться в КАД. Магистраль будет иметь 9 транспортных развязок. Неву ВСД «перескочит» по высоководному неразводному мосту в створе улиц Фаянсовая-Зольная. Стоимость строительства около 150 млрд рублей, стоимость первого и второго этапов оценивается в 100—110 млрд рублей. 1 июня 2017 года было подписано соглашение о строительстве между ПАО «Банк ВТБ» и правительством Санкт-Петербурга. Новая широтная магистраль должна появиться к 2023 году[99]. По состоянию на весну 2018 года ведётся подготовка к проектированию[100].

[править] Федеральная автодорога А331 «Вилюй»

Дорога сильно сократит путь из Сибири в Якутию. Пройдёт от Тулуна Иркутской области через Усть-Кут и Мирный до Якутска.

В настоящий момент существуют участки Тулун — Верхнемарково и Мирный — Якутск, на остальном протяжении сейчас это зимник. Требуется строительство нескольких дорогостоящих мостов через Вилюй и другие реки. Проект медленно реализуется (по крайней мере, недавно сдан мост через реку Малая Тира под Верхнемарковым).

[править] Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода

Транспортное кольцо состоит из Северного и Южного обходов Нижнего Новгорода и обхода соседнего города Бор, а также из переходов через Волгу и примыкающих участков автодорог, которые в совокупности позволят осуществлять обход города при движении в любом направлении, то есть будут действовать как кольцевая автодорога. Стоимость достройки проекта — около 170 млрд руб., общая длина кольца — 150 км. [101] Ведётся строительство Южного обхода, на строительство других участков ищутся средства. В составе кольца планируются следующие участки:

  • Северный обход Нижнего Новгорода, протяжённость — 41,23 км. Стоимость строительства — 56,146 млрд руб.
    • Низконапорный гидроузел с мостовым переходом через Волгу. Стоимость 39,77 млрд руб.
    • Мост — 4,1 млрд руб.
    • Автомобильная дорога — 12,276 млрд руб.
  • Мостовой переход в районе действующего Волжского моста. Протяжённость с подходами — 2,7 км. Стоимость — 25,5 млрд руб.
  • Транспортный узел в районе посёлка Неклюдово. Протяжённость — 13,6 км. Стоимость — 13,2 млрд руб.
  • Обход города Бор. Протяжённость — 16,7 км. Стоимость — 4,9 млрд руб.
  • Мостовой переход через Волгу в районе посёлка Подновье. Протяжённость с подходами — 6,6 км. Стоимость — 31 млрд руб.
  • Автомобильная дорога п. Подновье — а/д Ольгино — Ельня. Протяжённость дороги — 15,4 км. Стоимость — 5,86 млрд руб.
  • Автомобильная дорога Р-152 Шопша — Иваново — Н. Новгород на участке обхода города Балахна и города Заволжье. Протяжённость дороги — 28,38 км. Стоимость — 11 млрд руб.
  • Южный обход — длина более 80 км, из которых более чем половина уже построена. [102]

[править] Объездная Балахны

Будущая дорога общей протяжённостью 47,6 км, расположенная на трассе Р-152 «Шопша — Иваново — Нижний Новгород». Выведет транспортные потоки за пределы города Балахна в Нижегородской области. Строительство начато в 2005 году, однако было заморожено в 2009 году. Стоимость окончания строительства составит 16,37 млрд рублей[103].

[править] Дорога Петропавловск-Камчатский — Соболево

Строительство должно начаться в 2014 году, стоимость проекта 15 млрд рублей.[104]

[править] Северный транспортный обход Астрахани с мостом через Волгу в Наримановском районе

Строительство дороги, выводящей транспортные потоки международных транспортных маршрутов «Север-Юг» и Е40 «Запад-Восток» за пределы города Астрахани, планируется начать в 2014 году. Общая стоимость проекта 23 млрд рублей[105].

[править] Обход Барнаула

Будущая дорога общей протяжённостью 68 км, которая пройдёт через Первомайский, Павловский и Калманский районы Алтайского края[106]. Планируется соединение двух федеральных трасс Р-256 «Чуйский тракт» и А-322 «Барнаул — Рубцовск — граница Республики Казахстан» в объезд Барнаула с выездом на Павловский тракт[107]. Проектируется третий мост через Обь в Барнауле, который будет расположен между посёлком Бельмесево и посёлком Лесной Первомайского района[108]. Начало строительства планируется на 2019—2020 годы. Предварительная оценка стоимости строительства — 20 млрд рублей[109].

[править] Дальний западный обход Краснодара

Будущая полукольцевая автомобильная дорога категории 1Б к западу и северу от Краснодара. Трасса пройдёт через Динское, Красносельское, Нововеличковское, Новотитаровское, Пластуновское сельские поселения Динского района, Марьянское сельское поселение Красноармейского района. На новой магистрали протяженностью 52,6 км будет возведено три транспортные развязки, четыре моста и десять путепроводов. Соединит дорогу Краснодар — Темрюк и федеральную трассу М-4 «Дон». Новый транспортный коридор обойдет существующую городскую агломерацию и зоны перспективной застройки по дальнему маршруту.

22 февраля 2018 года Председатель Правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о включении дороги в «Схему территориального планирования в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения»[110].

Стоимость строительства составит 29,7 млрд рублей[111].

[править] Платная автодорога Виноградово — Болтино — Тарасовка, Московская область

Будущая автодорога соединит населённые пункты, расположенные между посёлком Виноградово, деревней Болтино и селом Тарасовка, прилегающие к Дмитровскому и Ярославскому шоссе. Новый объект обеспечит прямое сообщение между дорогами федерального значения А-104 «Москва — Дмитров — Дубна» и М-8 «Холмогоры». Планируемая дорога пройдет на удалении от 4 до 8 км от МКАД, выполняя роль дублёра и сохраняя местные дороги как альтернативные. Среднесуточный трафик будет не менее 24,6 тыс. автомобилей в сутки, а в среднем составит 39 тыс. автомобилей в сутки. Строительство будет вестись в форме концессии, срок которой составит 15 лет. Общая стоимость проекта составит 52 млрд рублей[112], из них 44,5 млрд — частные инвестиции, 7,5 млрд — капитальный грант от Московской области. Строительство начнётся в августе-сентябре 2019 года[113], ввод в эксплуатацию намечен на 2021 год[114].

[править] Восточный выезд из Уфы

Проект, включающий сдвоенный тоннель и мост, строился с начала 1990-х годов, но впоследствии был надолго законсервирован, несмотря на значительный прогресс в строительстве, из-за нехватки средств. Возобновить работы планируется в 2018 году.

Новая дорога пройдёт по территории Уфы и Уфимского района. Общая протяженность составит 12,54 км, из них 11,28 км пройдет по территории Уфы, 1,26 км — Уфимского района. Трасса будет четырёхполосная и рассчитана на движение со скоростью 100 км/ч. По расчётам, перспективная интенсивность движения на 20 лет составит 32,9 тыс. автомобилей в сутки[115]. Проект оценивается в 34 млрд рублей. В проект будут привлечены средства федерального бюджета, концессионера и Нового банка развития БРИКС[116], также финансовая модель проекта предусматривает выплату капитального гранта в 24,5 млрд рублей из бюджета республики концессионеру в виде бюджетных инвестиций[117].

[править] Дорога Сызрань — Самара (с выходом на трассу М5 «Урал»)

Будущая автодорога длиной 140 км[118].

[править] Линии метрополитена

[править] Строительство Московского метрополитена

  • Новая линия в посёлок Коммунарка, которая пройдёт от Третьего пересадочного контура (ТПК). Стоимость строительства составить 90 млрд рублей[119]. В строительстве будут принимать участие инвестиционные компании из КНР[120]. Планируется, что линия будет продлена до города Троицк.[121]
  • Рублёво-Архангельская линия, которая пройдёт от ММДЦ (Москва-Сити) к будущему международному финансовому центру в Рублёво-Архангельском[122].

[править] Строительство Петербургского метрополитена

  • Продление 3-й Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена
Строительство нового участка метрополитена «Беговая» — «Туристская» — «Планерная» планируется начать после Чемпионата мира по футболу 2018 года и завершить к 2022 году[123].
  • Продление 5-й Фрунзенско-Приморской линии Петербургского метрополитена.
Строительство нового участка метрополитена «Комендантский проспект» — «Шуваловский проспект»[124].
  • Продление 6-й Калининско-Красносельской линии Петербургского метрополитена.
Строительство нового участка метрополитена «Путиловская» — «Каретная» («Обводный канал-2»)[125].

[править] Строительство Новосибирского метрополитена

  • Продление 1-ой Ленинской линии
Строительство нового участка метрополитена «Площадь Маркса» — «Площадь Станиславского» — «Пермская»страница 82-83[126].
  • Продление 2-ой Дзержинской линии
Строительство нового участка метрополитена «Золотая Нива» — «Гусинобродская» — «Волочаевская» («Молодёжная»)[127].
Строительство электродепо «Волочаевское»[128]. Суммарная стоимость строительства двух станций и депо достигает 15 млрд рублей[129].

[править] Третья очередь Волгоградского скоростного трамвая

В ближайшее время после завершения разработки Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Волгограда развернётся реконструкция действующего наземного участка скоростного трамвая от ул. 7 Гвардейской бригады до Тракторного завода, а также интеграция линии скоростного трамвая с сетью пригородно-городских железных дорог (Волгоградский S-Bahn). Для этих целей предполагается возвести несколько путепроводов в Тракторозаводском и Краснооктябрьском районах, а также врезать на действующем перегоне ж.д. новую промежуточную платформу Ельшанка.

[править] Мосты

[править] Второй мост через Обь в Сургуте

Второй автодорожный мост через Обь под Сургутом планируется начать строить в ближайшие годы на основе концессионного соглашения с последующим платным проездом, ко крайней мере на период окупания проекта. Мост планируется сделать вантовым четырёхполосным с длинными подъездными дорогами и разместить его восточнее Сургута, где в настоящий момент дорожная сеть практически отсутствует, вследствие чего его стоимость, как ожидается, составит несколько десятков миллиардов рублей. Мост, по всей видимости, станет фактическим юго-восточным обходом Сургута и новым основным направлением Северного широтного коридора в районе Сургута.

[править] Мост через Обь в Салехарде

Крупный совмещённый железнодорожный и автодорожный мост предлагается реализовать как часть приоритетного проекта железной дороги «Северный широтный ход». Прогнозируемый объем перевозок по железной дороге — 23,9 млн тонн в год, преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы[130].

На конец 2013 года планы предусматривали строительство совмещённого моста с 2017 года, сообщалось также, что строительство может начаться и ранее, в 2014 году, вследствие некоторой заинтересованности инвесторов и местных властей [131]. По состоянию на сентябрь 2014 года вопрос о выделении заложенных в федеральную программу 61 млрд руб. по-прежнему находился в стадии обсуждения на уровне Минтранса и властей Ямало-Ненецкого автономного округа [132]. В ноябре 2014 года было сообщено, что деньги на возведение объекта заложены в проекте федерального бюджета 2015 года [133]. Наконец, в 2017 году начались уточнённые изыскания на месте строительства моста и подходов к нему[134], а 11 мая 2018 года состоялась закладка капсулы в основание будущего моста, означающая официальное начало его строительства, хотя сами строительные работы к этому времени ещё не начались.

[править] Сахалинский мост

Когда-то заброшенный в связи со смертью Сталина проект строительства тоннеля на остров Сахалин, по-видимому, будет реализован в виде моста. Проект строительства железнодорожного мостового перехода «Сахалин-материк» в составе железной дороги Селихин — Ныш включён в стратегию развития железнодорожного транспорта России и стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года.[135] Открытие финансирования подготовительных работ в объёме 11 млрд рублей было намечено на 2015 год[136]. Тем не менее, проводящаяся с 2003 года перешивка железных дорог Сахалина на отечественную колею может рассматриваться как подготовительный этап возведения мостового перехода, так как при строительстве моста эти работы все равно пришлось бы делать, а без такового перешивка не окупится никогда[137]. Главным экономическим аргументом при строительстве моста на Сахалин служит не связь острова с материком как таковая, которая бы не окупилась ещё очень долгое время, а острая необходимость страны в свободном доступе к незамерзающим портам, расположенным на юге Сахалина.

15 июня 2017 года во время «Прямой линии» Президент России Владимир Путин рассказал о возможном скором строительстве перехода на Сахалин[138].

Стоимость строительства самого моста составляет 252,8 млрд рублей[139]. Вместе со строительством железной дороги Селихин — Ныш общая стоимость реализации перехода составит 540,3 млрд рублей[140]. На проектные работы на 2018 год уже выделен 1 млрд руб[141]. Срок строительства — с 2021 по 2025 годы[142][143].

Строительство моста может стать, в свою очередь, ключом к началу ещё более масштабного проекта — моста или тоннеля на японский остров Хоккайдо через пролив Лаперуза. Японцы понимают соответствующую перспективу и поэтому ведутся консультации по возможности их содействия в скорейшем строительстве моста на Сахалин в форме предоставления кредита. А после строительства моста Сахалин — Хоккайдо и с созданием транспортного коридора Япония — Россия — Евросоюз сроки доставки сократятся до 10—14 дней, снизится стоимость грузовых перевозок и повысится их надёжность[144].

[править] Автодорожный мост через реку Лена под Якутском

Мост должен будет связать Якутск с федеральной автодорогой «Лена» и с находящейся неподалёку станцией Нижний Бестях Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. 1 апреля 2014 года победителем ранее объявленного конкурса на строительство был объявлен консорциум «Транспортные концессии (Саха)» в составе ОАО «Банк ВТБ», ОАО «УСК Мост», ОАО «БАМстроймеханизация» и ОАО Институт «Стройпроект», предложивший возвести мостовой переход за 38,9 млрд руб. в ценах первого квартала 2013 года [145]. Однако в сентябре того же года глава Росавтодора Роман Старовойт сообщил, что со стороны правительства были поручения «проработать варианты реализации проекта в более поздние сроки за горизонтом 2020 года, когда изменится социально-экономическая ситуация в стране» [146]. В 2016 году сообщалось о начале строительства в 2019 году[147].

[править] Мост в Подновье

Запланированный балочный мост через Волгу, между Нижним Новгородом и Бором. Должен соединить казанское направление автодороги федерального значения М7 и региональную трассу Р159, составляет часть Северного обхода Нижнего Новгорода. Планируемая протяжённость с подходами — 6,6 км. Стоимость строительства оценивается в 31 млрд руб. В 2010 году открыта транспортная развязка, которая станет частью мостового перехода. Мост планируется построить до 2020 года, когда должно быть готово всё Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода. [148][149]

[править] Четвертый автодорожный мост через Енисей в Красноярске (вторая очередь)

Первая очередь моста общей длиной 1,273 км (с подходами — 6,8 км) была введен в строй 29 октября 2015 г. Стоимость проекта 12 млрд рублей. Ожидается строительство второй очереди. [150]

[править] Совмещённый автодорожный и железнодорожный мост «Победа» через Надым — достройка железнодорожной части

Мост через реку Надым строился с 2011 года в городе Надым Ямало-Ненецкого АО. Мост находится на трассе «Северного широтного хода» (синонимы и более ранние названия: «Трансполярная магистраль», «Чум-Салехард-Игарка», «501 стройка», «Мёртвая дорога») и является одним из ключевых объектов для создания круглогодичной транспортной сети на севере Западной Сибири. Автодорожная часть моста была открыта 12 сентября 2015 года[151], а достройку железнодорожной части в 2015 году было решено отложить до начала активных работ по трассе «Северного широтного хода» между Надымом и Салехардом.

[править] Центральный мост через Обь в Новосибирске

Четвертый автодорожный мост через Обь соединит площадь инженера Будагова (бывшую Южную площадь) на правом берегу с площадью Труда на левом в Новосибирске[152]. Сам мост запроектирован длиной 1,5 км, с подходами и развязками — 6,4 км. Проект предполагает строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для его подключения к дорожной сети города, а также строительство тоннелей под железнодорожными путями. Мост обеспечит выходы на федеральные трассы М52 «Чуйский тракт», М53 «Сибирь» и М55 «Байкал». Объём государственных вложений составит 26 млрд рублей[153].

6 декабря 2017 года было подписано концессионное соглашение между Сибирской концессионной компанией, входящей в группу ВИС, и правительством Новосибирской области[154][155].

[править] Второй мост через Шексну в Череповце

Новый вантовый мост соединит центральную часть города и Зашекснинский район. 3 ноября 2017 года было подписано соглашение о строительстве[156]. В течение 2018 года будут проведены подготовительные работы. Строительство начнётся в 2019 году. Открытие запланировано на 2021 год. Стоимость строительства составит 16,6 млрд рублей[157].

[править] Мост через Волгу в Ставропольском и Шигонском районах, Самарская область

Предполагается строительство западнее Тольятти, рядом с селом Климовка Шигонского района, в рамках реализации международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай»[158], а также 90 км автомобильных дорог. Длина моста составит 3,8 км[159]. Стоимость самого моста и подъездных путей составит 50 млрд рублей, вместе со стоимостью дорог, соединяющих с международным транспортным коридором — 100 млрд рублей[160].

[править] Мост через Волгу в районе Октябрьска в Безенчукском и Ставропольском районах, Самарская область

Предполагается строительство рядом с селом Екатериновка Безенчукского района в рамках реализации международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай»[161][162].

[править] Второй мост через Волгу в Костроме

Планируется строительство в рамках создания обхода Костромы, в районе деревни Середняя[163]. Позволит снизить нагрузку на дорожную сеть города[164]. По предварительным подсчетам, стоимость моста может составить от 15 до 26 миллиардов рублей[165]. Строительство займёт около пяти лет, его возведение планируется завершить к 2023—2025 годах[166].

[править] Морские порты

[править] Порт Усть-Луга — продолжение развития

16 февраля 2018 года ОАО «Компания Усть-Луга» и компания «Новотранс» объявили о создании нового терминала в порту Усть-Луга. Проект предусматривает создание трёх терминалов в рамках развития четвёртой, пятой и шестой очередей комплекса генеральных грузов[167].

[править] Реконструкция Севастопольской военно-морской базы

По окончании строительства Новороссийской ВМБ военные строители должны перейти к модернизации основной базы Черноморского флота в Севастополе — она тоже требует обновления. К этим работам планируется приступить в 2019 году[168].

[править] Универсальный морской порт «Большой Порт Зарубино», Приморский край

Проект порта разрабатывается с декабря 2013 года. Ввод в строй планируется в 2017 году. Стоимость проекта порядка 1 млрд долл. США[169]

[править] Новый глубоководный порт в Калининградской области

Первый этап предполагает возведение международного пассажирского терминала с яхтенной мариной в курортном городе Пионерский в северной части Калининградского полуострова. Сейчас в этом городе действует морской рыбный порт. Планируется построить причалы для приёма круизных и паромных судов с общей пропускной способностью до 1 млн человек в год. Инвестиции в проект на этом этапе составят 8,5 млрд рублей. Второй этап стоимостью 400 млн рублей предусматривает строительство глубоководного порта в районе посёлка Янтарный в западной части полуострова. Хоть проект формально сейчас и не превосходит 10 млрд рублей (на данный момент 8,9), исходя из практики, его реальная стоимость вполне может превзойти 10 млрд рублей [170]

[править] Угольный порт Вера, Приморский край

Ростех планирует построить терминал с грузооборотом 20 млн тонн в год в районе м. Открытый.

Подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, рассчитывают пройти экологическую и Главгосэкспертизу до середины 2015 года, тогда же планируется получить разрешение на строительство. Запуск первой очереди порта ожидается в 2017 году, второй очереди — в 2019—2020 годах. Уголь будет поставляться с совместного с китайским «Шэньхуа» Огоджинского месторождения. «Ростех — Глобальные ресурсы» оценивает стоимость терминала, включая все работы, связанные со строительством причалов и припортовых железнодорожных путей, в 1 млрд долл. США, из них примерно половина средств требуется для строительства автомобильных и железных дорог. [171][172]

[править] Порт в районе Павловского месторождения, арх. Новая Земля

Планируется строительство морского порта для обслуживания Павловского свинцово-цинкового серебросодержащего месторождения на архипелаге Новая Земля с ресурсным потенциалом свыше 47 млн тонн руды. Проект будет реализовываться на основе государственно-частного партнёрства. Предполагается, что порт сможет принимать суда водоизмещением 6–10 тыс. тонн. Предусмотрено создание морского портового комплекса с грузовым оборотом до 500 тыс. тонн различных грузов в год. В рамках проекта также предусматривается строительство горнодобывающего предприятия по добыче и переработке свинцово-цинковых руд, проектная мощность которого составит 3,5 млн.тонн руды в год[173]. Общий объём инвестиций в Павловское месторождение с учетом портовой инфраструктуры составляет порядка 80 млрд рублей, сам порт — 40 млрд рублей[174].

В июне 2018 года начаты инженерные изыскания на месте будущего порта[175].

[править] Закрытый угольный терминал в Суходоле, Приморский край

Планируется построить в бухте Суходол Шкотовского района современный морской терминал закрытого типа мощностью 20 млн тонн в год. Реализовать проект планируется в три этапа до 2022 года, инвестировав в общей сложности в проект 35,5 млрд рублей. Выход объекта на полную мощность позволит создать не менее 800 новых рабочих мест[176].

[править] Аэропорты и аэродромы

[править] Северный терминальный комплекс аэропорта Шереметьево

Конкурс на строительство объекта объявлен летом 2013 г.[177] 23 июня 2017 года подписано распоряжение Правительства РФ о выделении участка в 0,2 км² для строительства комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) международного аэропорта Шереметьево[178]. Общий объём инвестиций составит 150 млрд рублей[179].

[править] Вторая очередь реконструкции аэропорта Пулково

После ввода в эксплуатацию в конце 2013 г. Терминала-1, в аэропорту продолжаются работы — Пулково-1 до середины 2014 г. реконструируют в качестве дополнительных площадей для обслуживания пассажиров внутренних линий в новом терминале. После этого, с 2015 г. должен начаться второй этап реконструкции, предварительно предполагающий, в частности, строительство дополнительного терминала и реконструкцию перрона. Ориентировочная стоимость проекта 500 млн долларов.[180].

[править] Аэропорт «Рампорт» в Раменском, Подмосковье

Четвёртый пассажирский аэропорт Москвы появится в Раменском, он будет предназначен для компаний-лоукостеров. Совместное предприятие госкорпорации «Ростех» и литовской Avia Solutions Group — «Рампорт» — собирается потратить на этот проект 10,2 млрд рублей. В Раменском планируется построить аэровокзальный комплекс на 60 тыс. кв. м, грузовой терминал от 5 тыс. кв. м, административные и офисные здания, ангары, парковки, гостиницу и коммерческий центр. [181]

[править] Реконструкция аэропорта «Северный» (Грозный)

Планируется провести реконструцию в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы»[182]. Планируется строительство нового аэровокзального комплекса, взлетно-посадочной полосы размерами 3200х45 м, рулежных дорожек, перронов, командно-диспетчерского пункта. Разработка проектной документации, технологический и ценовой аудит запланированы на 2019—2020 годы, само строительство — на 2020—2023 годы. В перспективе аэропорт сможет увеличить пассажиропоток до 1,5 млн человек в год. Стоимость проекта составит 15,7 млрд рублей[183].

[править] Крупнейшие линии электропередач и подстанции

[править] ВЛ 330 кВ ЛАЭС-2 — Выборг

Строительство планируется начать в 2014 г. Стоимость проекта 15 млрд рублей.[184]

[править] Месторождения

[править] Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение

Чаяндинское месторождением является базовым для создания и развития Якутского центра газодобычи. Запасы месторождения по категории C1+C2 составляют 1,2 трлн м³ газа, 79,1 млн т нефти и конденсата. Ввод в разработку нефтяной оторочки Чаяндинского месторождения планируется осуществить в 2014 году, а газовых залежей — в 2017 году. Стоимость не сообщается. [185]

[править] Томинский горно-обогатительный комбинат

Крупнейший проект по добыче и переработке медной руды в Челябинской области. Ожидаемая мощность проекта составляет 17 млн тонн руды в год, объём инвестиций по разным данным от 22 до 44 млрд рублей (в конце 2013 года на развитие производства был выделен кредит в 40 млрд рублей). Начало строительных работ ожидается в 2014 г. пуск производства — в 2015 г.[186][187][188]

[править] «Победа» в Карском море

27 сентября 2014 года «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлёгкой нефти в Карском море, ресурсы первой ловушки[2] составляют свыше 100 млн тонн. Бурение велось с платформы «West Alpha», скважина с названием «Университетская-1» является самой северной в мире скважиной. Нефтяные и газовые ресурсы открытой провинции превышают запасы, открытые в Мексиканском заливе.

[править] Освоение нефтяных и газовых месторождений пояса Ориноко, Венесуэла

25 мая 2015 года государственные компании Petrleos de Venezuela (Pdvsa) и «Роснефть» договорились об инвестициях на сумму более 14 млрд долларов в проекты освоения нефтяных и газовых месторождений в районе пояса Ориноко в Венесуэле.[189]

[править] Объекты транспорта газа

[править] Завод по сжижению газа в районе г. Владивостока

Проект предполагает строительство в районе г. Владивостока (Приморский край) завода по производству СПГ мощностью не менее 15 млн тонн СПГ в год. Первую линию мощностью 5 млн тонн в год планируется ввести в 2018 году. Вторую — в 2020 году [190]. Стоимость оценивается в 15 млрд долл. США.

[править] Завод по сжижению газа на Гыданском полуострове «Арктик СПГ 2»

НОВАТЭК планирует построить на Гыданском полуострове (ЯНАО) завод «Арктик СПГ 2» по производству сжиженного природного газа. Строительство может быть начато в 2019 году, а производственный цикл стартует в 2023 году. Проект обеспечит годовое производство 19,8 млн тонн СПГ. Стоимость проекта составит от 10 до 25,5 млрд долл. США[191][192]. В мае 2018 года было объявлено о покупке французской компанией Total 10% в проекте с возможностью увеличения доли до 15%[193]. Возможно участие инвесторов из Японии[194].

[править] Завод по сжижению газа в порту Высоцк

Строительство терминала по производству и перевалке сжиженного природного газа в порту Высоцк стоимостью более 30 млрд рублей начнётся в 2016 году. Производственная мощность терминала составит 660 тыс. тонн сжиженного природного газа в год. [195]

[править] Балтийский СПГ, г. Усть-Луга

Строительство завода и терминала по производству и перевалке сжиженного природного газа в порту Усть-Луга стоимостью 1 трлн руб начнётся в 2016 году. Производственная мощность терминала составит до 10 млн тонн в год с перспективой расширения до 15 млн тонн. [196][197]

[править] Газопровод «Алтай»

Планируемый газопровод «Алтай» будет доставлять газ в КНР по западному маршруту через Алтайские горы (в отличие от строящегося газопровода «Сила Сибири», который пройдёт по восточному маршруту). 9 ноября 2014 года Россия и Китай подписали рамочное соглашение о строительстве. Общая протяжённость газопровода «Алтай» составит около 2 700 км, первый газ по нему должен пойти в 2019 году. [198]

[править] СПГ-терминал для Калининградской области

При участии корейской компании Hyundai Heavy Industries планируется построить СПГ-терминал для «Газпрома». «Плавучий» терминал будет обслуживать Калининградскую область и, скорее всего, будет находиться в Калининграде. Контракт стоимостью 294,7 млн долл. США должен быть подписан в мае 2015 года, строительство займёт 2 года.[199]

[править] Подводный газопровод в Калининградскую область

29 декабря 2015 года Правительство РФ опубликовало постановление о прокладке газопровода в Калининградскую область из акватории Балтийского моря до декабря 2017 года.[200]

[править] Гидроэнергетика

[править] Загорская ГАЭС-2

Секция водовода Загорской ГАЭС-2

Вторая очередь Загорской гидроаккумулирующей станции, призванной увеличить эффективность энергосистемы центральной России. Мощность ГАЭС-2 составляет 840 МВт в турбинном и 1000 МВт в насосном режимах. Строится с 2008 г. Первый пусковой комплекс станции был достроен в 2012 г.[201] Стоимость проекта оценивается в 70 млрд руб. [202]

Позднее в 2013 году произошло подтопление строящейся станции, а последующие геологические изыскания обнаружили размывы грунта, вызвавшие просадку здания, что, по-видимому, связано со сложной геологической ситуацией в районе строительства. Решение о целесообразности восстановления и достройки станции должно было быть принято по результатам независимой экспертизы в III квартале 2017 года, однако в октябре 2017 было объявлено о желании продлить срок экспертизы ещё на некоторое время.

[править] Атомная энергетика

[править] Смоленская АЭС-2

Новая атомная электростанция должна будет заменить мощности Смоленской АЭС по мере их предстоящего вывода из эксплуатации. На начало 2014 года выбрана площадка строительства и на 2017 год проходит проектирование первых двух энергоблоков ВВЭР-ТОИ страница 5, а непосредственно начало строительства планируется по неподтвержденным данным на 2021 год.[203]

[править] 5 и 6 энергоблоки АЭС Пакш, Венгрия

В марте 2014 года подписано соглашение о выделении Россией Венгрии кредита на строительство двух новых энергоблоков мощностью по 1000…1200 МВт на АЭС Пакш, построенной ранее при участии СССР. Судя по тексту соглашения, они должны вступить в строй не позднее 2026 года.[204] Контракт стоимостью 10 млрд евро был подписан 9 декабря 2014 года. [205] Работы на строительной площадке могут быть начаты в начале 2018 года[206].

[править] АЭС в ЮАР

25 сентября проходящей в австрийской столице 58-й генеральной конференции МАГАТЭ в Вене РФ и ЮАР подписали межправительственное соглашение о стратегическом партнёрстве в атомной энергетике и промышленности. Соглашение создаёт правовую основу для развития широкомасштабной программы ЮАР по строительству АЭС на базе новых энергоблоков с российскими реакторами ВВЭР общей установленной мощностью до 9,6 ГВт (до 8 энергоблоков). ИТАР-ТАСС

[править] Новые АЭС в Иране

Кроме сооружения второй очереди АЭС «Бушер» (от 2 до 4 новых энергоблоков), Иран и Россия договорились построить ещё 4 энергоблока на других площадках, которые пока не определены.[207]

[править] АЭС в Индонезии

В сентябре 2015 г. «Росатом» и Индонезия подписали меморандум по проектам строительства АЭС большой мощности и плавучих АЭС, а также исследовательского реактора. [208]

[править] 7 и 8 энергоблоки АЭС Тяньвань, КНР

В июне 2018 года был подписан котракт на сооружение новых энергоблоков на действующей АЭС[209].

[править] 3 и 4 энергоблоки АЭС Сюйдапу, КНР

В июне 2018 года был подписан контракт на сооружение энергоблоков на будущей АЭС[210].

[править] Тепловая энергетика

[править] ТЭЦ-3 в Чите

Осенью 2014 года объявлено, что крупную тепловую электростанцию в Чите планируют построить в ближайшие 5 лет за 43 млрд рублей.[211]

[править] Ерковецкая ТЭС

Планируемая ТЭС в Амурской области рядом с Благовещенской ТЭЦ на месторождении бурых углей. В проекте участвуют входящая в «Интер РАО» Восточная энергетическая компания (ВЭК) совместно с Государственной электросетевой компанией Китая. Ерковецкая ТЭС может стать крупнейшей в мире тепловой электростанцией с примерной мощностью в 8 ГВт.[212]

[править] ТЭС «Хормозган», Иран

Теплоэлектростанция с четырьмя энергоблоками мощностью 350 МВт каждый согласно заключённым в апреле и иле 2016 года соглашениям должна быть построена в Исламской Республике Иран. Стоимость проекта, судя по кредиту 1,2 млрд евро, покрывающему её на 85 %[213], составит 1,4 млрд евро.[214][215]

[править] Четыре энергоблока на Кубе

В 2015 году было заключено соглашение о строительстве на Кубе четырёх энергоблоков по 200 МВт, три из которых будут построены на ТЭС «Восточная Гавана», г. Санта Крус дель Норте и один — на ТЭС «Максимо Гомес», г. Мариэль. Стоимость проекта 1,2 млрд евро.[216] В 2016 году контракт вступил в силу, а в 2017 году был заключён контракт на непосредственное проектирование энергоблоков.[217]

[править] Сельское хозяйство и пищевая промышленность

[править] Комплекс по производству мяса индейки и утки «Евродон», Тверская область

«Евродон» планирует создать в Тверской области агрокластер, который будет производить 150 тыс. тонн индейки, 40 тыс. тонн утки и 15 тыс. тонн баранины в год. Планируется, что строительство комплекса завершится к 2020 году, а на полную мощность он выйдет в 2021 году. Продукция агрокластера будет поставляться в Москву и Санкт-Петербург, а существующее производство в Ростовской области будет переориентировано на экспорт[218]. Стоимость строительства нового агрокомплекса оценивается в 20 млрд рублей[219].

[править] Тепличный комплекс «Мичуринский», Тамбовская область

В комплексе будут построены теплицы вакуумного типа с применением «умного стекла» и светодиодной системы досвечивания растений для производства овощных и зелёных культур. Комплекс «Мичуринский» будет состоять из сортировочных зон, рассадного отделения, учебного центра. Капитальные вложения составят 28 млрд рублей. Будет создано 1 500 рабочих мест[220].

[править] Промышленность строительных и специальных материалов

[править] Комбинат минеральных вяжущих и строительных материалов в Никольском районе Пензенской области

Планируемый период строительства 2013—2015 гг. Стоимость проекта 11 млрд рублей.[221][222]

[править] Завод по производству сапфирового стекла «Кама Кристалл Технолоджи»

После расширения завод компании в Набережных Челнах, по всей видимости, достигнет размеров крупного проекта с учётом уже имеющегося производства. Стоимость расширения 10,5 млрд рублей.[223]

[править] Калужский цементный завод

Завод в селе Маклаки Думиничского района Калужской области. Крупнейший цементный завод производительностью 3,5 млн тонн цемента в год. Строился с 2011 года, но в апреле 2015 года проект был законсервирован в готовности 60 % (с поддержанием в приемлемом состоянии уже построенного и завезённого специальным персоналом) и может быть достроен при возобновлении финансирования уже в 2019 году. Общий объем инвестиций 651,6 млн евро.[224][225][226][227]

[править] Комплекс по производству щебня в посёлке Пиндуши, Республика Карелия

Планируется строительство на месторождении «Братское». Карьер расположится недалеко от поселка Пиндуши в Медвежьегорском районе. Будет создано 470 рабочих мест. Стоимость строительства составит 14 млрд рублей[228].

[править] Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

[править] ЦБК «Свеза», Вологодская область

Компания «Свеза» планирует построить в районе хутора Рощино Вологодской области самый мощный целлюлозный завод в России — стоимость проекта должна составить 2 млрд долларов. Предполагаемая мощность предприятия составляет 1100 тысяч тонн беленой сульфатной целлюлозы в год.[229]

[править] Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность

[править] Адыгейский нефтеперерабатывающий завод

Строительство завода, вроде как, началось в начале 2013 года, но репортажей с места и т. п. пока не было. Судя по всему, пока идут предварительные работы.[230] Стоимость первого этапа (2013—2016 годы) 30 млрд рублей.[231]

[править] Завод по производству полимеров совместного предприятия Роснефти и САНОРСа в Новокуйбышевске

Реализация проекта запланирована с 2013 по 2020 годы. Мощность крупнотоннажного пиролизного комплекса составит 1 млрд тонн в год по этилену. Стоимость проекта 290 млрд рублей.[232][233]

[править] Комплекс по производству бензина на Киришском нефтеперерабатывающем заводе

После запуска в 2013 года крупнейшего в Европе комплекса глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга вакуумных газойлей, к 2016 году компания «Сургутнефтегаз» планирует строительство на Киришском НПЗ крупного комплекса по производству бензина. [234]

[править] Нефтеперерабатывающий завод в Уганде

В феврале 2015 года российская госкорпорация Ростех в консорциуме с ВТБ Капиталом, Татнефтью и южнокорейской корпорацией GS Engineering & Construction выиграла тендер правительства Уганды на строительство первого в этой стане нефтеперерабатывающего завода мощностью около 3 млн тонн в год. [235]

[править] Тяньцзиньский нефтеперерабатывающий и нефтехимический завод, Китай

Совместное китайско-российское предприятие производственной мощностью 16 млн тонн нефти в год планируется начать строить в ближайшее время.[236]

[править] Восточный нефтехимический завод (Нефтехимический комплекс ВНХК)

Нефтехимический завод, который планируется построить на юге Приморского края. Предполагается, что завод будет иметь грандиозную производственную мощность в 30 млн тонн нефти в год и станет основой целого нефтехимического кластера на юге Приморья. На середину 2014 года уже выполнялись подготовительные работы к строительству.[237][238]

[править] Нефтеперерабатывающий завод в Силламяэ, Эстония

Российско-эстонская компания Jukonoil намерена привлечь 880 млн евро в проект строительства НПЗ в эстонском порту Силламяэ, это крупнейшая инвестиция в экономику Эстонии за весь период её независимости. НПЗ должен перерабатывать 2,5 млн тонн сырой нефти в год и производить бензин, дизель, а также авиационное топливо. Продукция будет поставляться в саму Эстонию, в Россию, в ЕС и США. Эстонский департамент охраны окружающей среды одобрил проект в мае 2015 года.[239]

[править] Газоперерабатывающий и гелиевый комплексы в районе г. Белогорска

«Газпром» выполняет проектно-изыскательские работы для создания в Белогорске (Амурская область) газоперерабатывающего и гелиевого комплекса, где будут выделяться ценные компоненты из якутского и иркутского газа ([240]). На ГПЗ мощностью до 60 млрд м³ в год из газа будут выделяться этан и другие ценные компоненты. На гелиевом заводе из газа будет выделяться товарный гелий. Сроки строительства и стоимость пока не сообщаются, но счёт явно идёт на сотни миллиардов [241]

[править] Газохимический комплекс в районе г. Белогорска

СИБУР планирует создать ГХК, технологически связанный с ГПЗ, для переработки этана, получения мономеров и последующего производства полимеров [242]. Выход комплекса на проектную мощность полностью перекроет потребность России в полиэтилене и переведёт её из импортёров в экспортёры этого продукта.

[править] Реконструкция Ярославского НПЗ им. Д. И. Менделеева

В 2015—2019 годах на базе Ярославского НПЗ планируется строительство комплекса глубокой переработки нефти нового поколения мощностью до 3 млн тонн в год (65 тысяч баррелей нефти в сутки), работающего по инновационной безмазутной технологии, которая позволит полностью перерабатывать сырую нефть с конверсией до 95 — 97 процентов. Партнерами по данному проекту стали лидеры мирового промышленного инжиниринга: UOP (A Honeywell Company), United Engineering Group, Северо-Западная производственная компания (СЗПК). Стоимость реализации проекта — более 2 млрд долл. США.[243]

[править] Газохимический комплекс в районе порта Усть-Луги

«Газпром» планирует построить на Балтике огромный газоперерабатывающий завод, объединенный с газохимическим производством. Строить комплекс планируется рядом с Усть-Лугой. Производственный комплекс будет способен перерабатывать до 45 млрд м³ газа в год. Получаемый метан будет поставляться для сжижения на «Балтик СПГ» в объёме 14—15 млрд м³ в год. Остальной газ предполагается поставлять на экспорт по газопроводу «Северный поток—2». Также выделенные из газа ценные фракции планируется использовать для производства этилена и полиэтилена. Речь может идти о производстве около 1,5 млн т полиэтилена в год для продажи его в Европе. Стоимость проекта предварительно оценивается примерно в 20 млрд долл. США[244].

[править] Новый комплекс по производству этилена «Нижнекамскнефтехим», Республика Татарстан

Планируется строительство нового олефинового комплекса мощностью 600 тыс. тонн этилена в год, в результате реализации проекта мощность производства этилена на «Нижнекамскнефтехиме» планируется довести до 1,2 млн тонн в год. Финансирование проекта строительства комплекса на 85% будет осуществляться за счет заемных средств, 15% «Нижнекамскнефтехим» профинансирует из собственных средств. Первая очередь строительства комплекса будет реализована к 2021 году. Стоимость проекта составит около $9 млрд[245].

[править] Химическая промышленность

[править] Находкинский завод минеральных удобрений

Начало строительства экспортноориентированного завода метанола, а в дальнейшем — аммиака и карбамида стоимостью 1 этапа 1,375 млрд долларов планируется на 2018 год.[246]

[править] Завод по производству полипропилена «ЕвроХим», Тульская область

В особой экономической зоне «Узловая» будет создано современное, уникальное для России предприятие с применением новейших технологий по производству окиси пропилена, толуилендиизоцианата и метилендифенилдиизоцианата. Стоимость проекта составит 30 млрд рублей. Будет создано 1250 рабочих мест[247].

[править] Химическое предприятие «Щёкиноазот», Тульская область

Планируется строительство установки по производству очищенного метанола мощностью 500 тыс. тонн в год, а также комплекса по выпуску 270 тыс. тонн в год азотной кислоты и 340 тыс. тонн аммиачной селитры. Объём инвестиций в проект составит более 18 млрд рублей[248].

[править] Завод по производству метанола «Химпром», Волгоградская область

Планируется, что предприятие сможет производить до 1,5 млн тонн метанола в год. Завод, который даст 650 рабочих мест, будет построен за 3,5 года. Общий объём инвестиций планируется на уровне $1,2 млрд[249].

[править] Завод по производству метанола «ЕСН Берёзкина», Амурская область

Планируется начать в 2018 году строительство завода, уже проведены подготовительные работы. Основным поставщиком газа для производства метанола выступит «Газпром». Поставки метанола будут ориентированы на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В строительстве примут участие китайские инвесторы. Стоимость строительства составит 40 млрд рублей[250].

[править] Металлургическая промышленность

[править] Прокатный комплекс Каменск-Уральского металлургического завода

Проект стоимостью 25 млрд рублей утверждён в начале 2014 года.[251]

[править] Металлургический комбинат «Тулачермет», Тульская область

Металлургический комбинат полного цикла производства планируют построить в Тульской области при участии «Промышленно-металлургического холдинга». Реализовывать проект будет компания «Тулачермет-Сталь». В общей сложности там будет открыто 1 700 рабочих мест[252].

[править] Машиностроение

[править] Ульяновский станкостроительный кластер

30 сентября 2015 года в Ульяновске в индустриальном парке «Заволжье» открылся станкостроительный завод компании DMG-Mori Seiki стоимостью 70 млн евро (3 млрд рублей) — предприятие должно положить начало станкостроительному кластеру, в который могут войти предприятия компаний из Нидерландов, Швейцарии, Чехии, Китая. [253][254]

[править] Автозавод «Мерседес-Бенц РУС», Московская область

21 февраля 2017 года Министерство промышленности и торговли подписало инвестконтракт с компанией Mercedes по строительству завода полного цикла в Подмосковье на территории индустриального парка «Есипово». Сообщается, что немецкий автоконцерн вложит в проект порядка 15 млрд рублей. По-видимому, какое-то финансирование проект получит и от Минпромторга в рамках программы поддержки автопрома, на которую в 2017 году выделено 62 млрд рублей. Запуск производства запланирован на 2019 год. [255]

[править] Торговые и логистические комплексы

[править] «Агропарк Максимиха» в Московской области

«Агропарк Максимиха» будет состоять из нескольких частей: оптово-распределительный центр, межрегиональный мультимодальный терминально-логистический центр и кластер промышленно-производственного типа[256]. Будет расположен в 44 км от МКАД вблизи села Вельяминово и деревни Максимиха (обе — в городском округе Домодедово), на территории в 210 га, с общей площадью зданий и сооружений в 505 000 м². На территории будет находиться 11 тысяч парковочных мест. Годовой оборот составит около 2 млн тонн[257]. Будет создано около 15 тысяч рабочих мест. Предполагаемая сумма инвестиций в проект составит 40 млрд рублей[258].

7 декабря 2015 года «Банк ВТБ» и французская компания SEMMARIS подписали лицензионное соглашение по предоставлению уникальных знаний и технологий с целью строительства ОРЦ. Завершить строительство планировалось в конце 2018 года. В июле 2017 года стало известно, что проект строительства приостановлен[259].

[править] Гидротехнические сооружения

[править] Нижегородский низконапорный гидроузел

Гидроузел для обеспечения судоходства по средней Волге планируется построить в нижнем бьефе Городецкого гидроузла. Проектирование гидроузла стоимостью, в зависимости от окончательного варианта проекта, от 41 до 70 млрд рублей, планируется завершить в 2018 году.[260]

[править] Связь, телекоммуникации и обработка данных

[править] Внедрение сетей 5G

К Чемпионату мира по футболу-2018 в России «Мегафон» и китайская компания Huawei планируют развернуть в тестовом режиме сеть связи пятого поколения (5G) — эта технология придёт на смену ныне внедряемым сетям 4G. При этом Россия может стать первой страной в мире, где заработает связь 5G (в Японии сети пятого поколения планируется запустить лишь в 2020 году, а в Великобритании — лишь в 2022 году). Внедрение стандарта 5G должно снизить нагрузку и задержки передачи сигнала на сети, что повысит скорость и качество работы мобильного интернета (например, видео будет проигрываться с первой секунды, без ожидания начала загрузки). Всего на проект по внедрению сетей 5G в разных странах мира Huawei планирует выделить 600 млн долларов. [261]

20 апреля 2017 года в России впервые прошли успешные испытания технологии мобильной связи пятого поколения (5G), в ходе которой на движущемся прототипе смартфона была достигнута рекордная скорость передачи данных — до 25 Гбит в секунду.[262]

[править] Новый дата-центр Сибири

Во время визита Владимира Путина в Китай на торжества по случаю 70-летия окончания Второй мировой войны было подписано соглашение между компаниями En+ Group (Россия), Huawei (Китай), Centrin Data Systems (Китай) и «Ланит» (Россия) о строительстве крупного дата-центра в Сибири стоимостью $355 млн. Центр будет работать для российских и азиатских клиентов. Реализация проекта рассчитана до 2024 года. [263]

[править] Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа

[править] Технопарк «ВТИ»

Технопарк Российской энергетики основан на базе Советского НИИ, отметившего в 2016 году свое 95-летие. Технопарк ВТИ создан с целью разработки новых и совершенствования существующих технологий и оборудования в ТЭК, энергомашиностроении, энергосбережении, ЖКХ, в области охраны окружающей среды.[264] 02.07.2015 г. ОАО «ВТИ» присвоен статус управляющей организации Технопарка «ВТИ»

[править] Индустриальный парк Кола, Ленинградская область

Соглашение о строительстве промышленной зоны с производственными, логистическими и офисными площадями общей стоимостью 13,5 млрд рублей. Соглашение о строительстве подписано в июне 2013 г., планируемый срок реализации проекта — 7 лет.[265] 21 мая 2014 года состоялась церемония закладки первого камня, в которой принял участие, в том числе и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко [266]. Основные параметры парка: кол-во рабочих место — более 5000, инвестиции — более 13 миллиардов рублей, размер выделенной под парк площадки — 123.7 Га, общая площадь застройки — ~650 тысяч кв. метров.

[править] Технопарк «Раменское»

Технопарк приборостроительной направленности со стоимостью порядка 30 млрд рублей планируется построить в Раменском районе Московской области.[267]

[править] Наука и образование

[править] Национальный гелиофизический комплекс РАН

Проект строительства комплекса по исследованию Солнца в Бурятии, оценивающийся в 17 млрд рублей, должен быть реализован до 2020 года холдингом «Швабе», который получил этот заказ в 2013 году.[268]

[править] Новое здание Российской государственной библиотеки, г. Москва

Начало строительства намечено на 2015 г., стоимость проекта 20 млрд рублей.[269]

[править] Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа

[править] Развитие Евпаторийского туристско-рекреационного кластера детского отдыха

Проект общей стоимостью 14 млрд рублей, предусматривающий реконструкцию инфраструктуры курорта для создания благоприятной среды пребывания детей и их родителей, должен стартовать в рамках комплексного проекта развития Республики Крым и города федерального значения Севастополь с 2015 года.[270]

[править] Ледовый дворец спорта «Газпром-арена», Санкт-Петербург

Планируется построить к 2023 году современную спортивную арену, вмещающую 20 тысяч болельщиков. Она станет домашней ареной для хоккейного клуба СКА (Санкт-Петербург). Стоимость составит не менее 15 млрд рублей[271]. Возможное название — «Газпром-арена»[272].

[править] Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

[править] Всероссийская перепись населения 2020 года

Следующая всероссийская перепись населения пройдет с 1 по 30 октября 2020 года. Стоимость её проведения, по предварительным данным, обойдется более чем в 50 млрд рублей, что втрое превышает стоимость всероссийской переписи 2010 года. [273]

[править] См. также

[править] Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. Часть горной породы, в которой аккумулирована нефть.