Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1], введённые в строй с 18 (28) августа 1689 г. по 18 (29) августа 1700 года.

Границы периода обусловлены практическим приходом к власти Петра I и началом Северной войны. Венчался на царство Пётр Алексеевич первый раз в 1682 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту — царевне Софье. Хотя после отстранения её от власти и до 1696 г. Пётр формально был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

[править] Символы Нации

План построек Троице-Сергиевой лавры
Трапезная Троице-Сергиевой лавры

[править] Царские Чертоги и Трапезный храм Троице-Сергиевой лавры

В 1686—1692 гг. были построены два крупных здания Троице-Сергиевой лавры — Царские Чертоги (царский дворец со встроенной церковью Покрова Божией Матери) и Трапезный храм (составляющий единый объём с пристроенной к нему Трапезной палатой). Оба здания являются шедеврами стиля «московское барокко» и имеют богатую отделку и полихромную окраску фасада в шахматную клетку («в шахмат»).

Трапезная палата площадью более 500 м² и со сводом без промежуточных опор была одним из самых больших в то время залов для собраний (позднее, в середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви). Строительство в Троице царской резиденции и крупнейшего зала для торжественных мероприятий было связано, по-видимому, с частыми приездами в главный монастырь страны представителей разросшейся в правление Алексея Михайловича царской семьи.

Именно в Троице-Сергиевом монастыре во время заключительной фазы своего противостояния с сестрой Софьей находился молодой Пётр I (пока царская резиденция была ещё в процессе строительства). В итоге по велению Петра в Троицу пришли войска и присягнули законному царю, затем брату подчинилась и сама Софья, в результате чего с 18 (28) августа 1689 г. началось самостоятельное правление Петра.[3][4]

Троицкий собор и входные ворота в Троицкий монастырь, Рязань, 2008

[править] Каменное строительство в Рязанском Троицком монастыре

В конце XVII в. в Рязани на средства стольника Ивана Вердеревского было предпринято крупное каменное строительство в Свято-Троицком монастыре, где ранее все постройки были деревянными. В 1695 году на месте деревянного строится новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 году строится церковь Иоанна Предтечи и трёхъярусная колокольня над главными воротами монастыря. В тот же период возводится каменная ограда с пятью угловыми башнями, а также жилые и хозяйственные постройки. В 1752 году взамен церкви Иоанна Предтечи на средства А. П. Вердеревского (внука И. И. Вердеревского) была построена каменная Сергиевская церковь — в таком виде ансамбль монастыря дошёл до наших дней.[5][6]

Надвратная Сретенская церковь Борисоглебского монастыря, 2006

[править] Реконструкция Ростовского Борисоглебского монастыря

С 1670-х до 1690-х гг. была проведена реконструкция Борисоглебского монастыря в Ростове, основанного в 1363 г. учениками Сергия Радонежского. В этот период были возведены новые каменные стены и башни монастыря, а над одним из входов в монастырь поставлена Надвратная Сретенская церковь (1692). В 1679 г. была возведена Церковь Сергия Радонежского, а в 1690 г. построена новая монастырская звонница.[7]

Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря, 2005

[править] Реконструкция Иосифо-Волоцкого монастыря

С середины XVII в. началась реконструкция зданий и укреплений Иосифо-Волоцкого монастыря, сильно пострадавшего в Смутное время. Ещё в 1650 г. был составлен план реконструкции и начались работы, однако реконструкция стен и башен завершилась лишь к 1688 г., в том же году был разобран обветшавший Успенский собор постройки XV в., а к 1692 г. (по другим данным, к 1696 г.) выстроен новый храм, сохранившийся до нашего времени. Ещё ранее, в период интенсификации работ в монастыре при Фёдоре III и царевне Софье, была выстроена надвратная церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1679 год), а затем по её подобию была реконструирована Трапезная палата с церковью Богоявления (вместо одной главы возведено пятиглавие). Таким образом, к концу XVII в. каменный ансамбль монастыря был полностью реконструирован. [8]

Также в этот период в 1692—1693 и 1694 гг. была реконструирована и надстроена церковь Одигитрии — уникальная колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря, строительство которой началось ещё в 1495 г. (по другим данным, в 1510-е гг.). В 1671—1672 гг. изначальная трёхъярусная церковь превратилась в четырёхъярусную шатровую, а к 1694 г. была возведена не имеющая аналогов 10-ярусная колокольня, отношение высоты которой к основанию составляло 10:1. В ясную погоду с этой колокольни было видно Москву, находящуюся на расстоянии более 100 км. Общая высота сооружения была равна 81 м, что соответствовало высоте колокольни Ивана Великого в Москве. Сооружение было взорвано в 1941 г. при отступлении Красной Армии к Москве, чтобы нацисты не смогли использовать колокольню как наблюдательный пункт.[9][10] Хотя при подрыве планировалось уничтожение только лестниц и внутренних переходов, но, к сожалению, после взрыва уцелело немногое. [11][12]

Модель Новодевичьего монастыря

[править] Колокольня, стены и башни Новодевичьего монастыря

Старшая сестра Петра I царевна Софья в 1680-е гг. начала создание в подмосковном Новодевичьем монастыре нового грандиозного ансамбля в стиле «московское барокко». Основные здания этого ансамбля, церкви и палаты, были построены уже при Софье.

Когда в результате борьбы за власть Пётр удалил Софью в Новодевичий монастырь, строительство там продолжилось — была возведена 72-метровая соборная колокольня с двумя храмами (на нижнем и среднем ярусах), также были построены живописно украшенные новые стены и башни взамен старых укреплений, возведённых ещё при Борисе Годунове столетием ранее. Позднее, в XVIII в. в правление Петра I, в монастыре было возведено ещё несколько зданий палат различного назначения.[13]

Надвратная церковь и стены Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 2007

[править] Стены и башни Воскресенского Новоиерусалимского монастыря

В это время архитектурный ансамбль расположенного на западе Подмосковья Новоиерусалимского монастыря, в котором незадолго до этого было завершено строительство грандиозного Воскресенского собора, был практически завершён со строительством мощной стены в духе полноценных укреплений предыдущих времён. Построенные в 1690—1697 гг. стены длиной около километра имеют толщину до трёх метров и высоту девять метров. Также были построены семь непроездных башен, одна проездная башня и надвратная церковь.

Спасо-Преображенский собор, г. Тверь, 1903

Несмотря на то, что множество зданий монастыря было взорвано оккупантами во время Великой Отечественной войны, укрепления монастыря в настоящий момент хорошо отреставрированы и доступны для осмотра практически в первоначальном виде.

[править] Спасо-Преображенский собор, г. Тверь

В 1689—1696 гг. в Твери был наконец построен новый кафедральный собор взамен разобранного в Смутное время древнего каменного собора. Позднее в 1748—1755 гг. рядом с собором была построена новая колокольня. Сам собор до наших дней не сохранился — его взорвали в ночь с 3 на 4 апреля 1935 года, устроив на этом месте сквер. В последние годы обсуждается возможность восстановления собора, чертежи и часть убранства которого сохранились.

Нарышкинские палаты и надвратная церковь с колокольней Высоко-Петровского монастыря, 2006

[править] Коренная реконструкция Высоко-Петровского монастыря, г. Москва

В 1684—1696 годах Пётр I с семьёй своей матери — Нарышкиными — практически полностью застроили московский Высоко-Петровский монастырь, в котором расположилась их усыпальница, большим количеством новых и реконструированных каменных зданий, в целом хорошо сохранившихся до наших дней:

  • Собор святителя Петра, митрополита Московского — собор, построенный при Василии III, реконструирован в стиле «нарышкинского барокко» в 1686—1690 годах, гораздо позднее, в ходе реставрации 1986 года, собору возвращён первоначальный облик.
  • Собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных — построен в 1684 году для чудотворного списка Боголюбской иконы Божией Матери над могилами Ивана и Афанасия Нарышкиных на месте более древнего деревянного храма.
  • Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной — построена в 1690—1696 годах, позднее в 1702—1705 годах были перестроены её своды и купола. Храм построен в память о спасении Царя во время борьбы за трон с царевной Софьей в Троице-Сергиевой Лавре.
  • Колокольня с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы — построена в 1690—1696 годах в память о погибших за него дядях Иване и Афанасии Нарышкиных.
  • Нарышкинские палаты — фактически резиденция царевича Петра и царицы, построена в это же время.
Троицкий собор в Псковском кроме, 2013

[править] Троицкий собор Псковского крома

После взрыва в 1609 году порохового склада, уничтожившего древний Троицкий собор Псковского кремля, строительство нового главного собора Пскова надолго задержалось и было осуществлено лишь в 1682—1699 годах. Новый собор стал одним из самых высоких в стране, поскольку его построили на двухэтажном подклете (стилобате), позволившем визуально вознести храм над стенами кремля.

Троицкий собор в Пскове хорошо сохранился до наших дней.

[править] Сухарева башня в Москве

Выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, стоявший с 1695 по 1934 годы в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). Сухарева башня была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность Царь приказал построить на месте старых ворот новые — каменные с часами. Сухарева башня считалась одной из главных достопримечательностей Москвы.

Снесена весной—летом 1934 года в ходе Генеральной реконструкции Москвы.

[править] Крупнейшие корабли и суда

В это время крупные корабли вводились в строй только на Азовском море.

Корабль 3-го ранга «Крепость»

[править] Корабли 3-го ранга кумпанского Азовского флота

Определить точную стоимость кораблей кумпанского Азовского флота, строившихся специально созданными кумпанствами (принудительно созданными обществами налогоплательщиков), не представляется возможным даже в ценах того времени, поскольку строились они фактически с помощью натурального налога. Однако, судя по размерам и вооружению, в целом соответствующим линейным[2] кораблям, крупнейшие из кораблей, построенных кумпанствами — корабли 3-го ранга, по-видимому, относятся к крупным проектам. Все 4 корабля несли по 52 пушки и были построены в 1699 г. на верфи в г. Паншин, а в мае того же года перешли в Азов:

  • «Крепость» (он же «Замок», «Кастель», «Ситадель» и «Старгейт») Прославился в то время тем, что побывал с дипломатической миссией в Константинополе, вследствие чего с 1709 г. стал первым в России кораблем-музеем. Оставлен в Азове при передаче крепости Турции в 1711 г., так как был уже не годен в починку для транспортировки.
  • «Скорпион».
  • «Флаг».
  • «Звезда» (он же «Золотая Звезда», «Штарн» и «Дегоустари»).
«Гото Предестинация» — первый русский линейный корабль, рис. П. Бергмана, 1700 г.
Корабль-музей «Гото Предестинация» — копия исторического линкора, 2014 год

[править] 58-пушечный линейный корабль «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»)

Первый отечественный полноценный линейный корабль. Как и многие другие корабли Азовского флота, в официальных документах проходил одновременно под несколькими названиями, близкими по смыслу, но на разных языках. Строился лично Петром I (мастером Петром Михайловым) и мастером Федором Скляевым. Заложен 19 ноября 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 27 апреля 1700 г.

В 2014 году в Воронеже была введена в эксплуатацию копия «Гото Предестинации». [14].

[править] 58-пушечный линейный корабль «Черепаха» («Шхельпот»)

Второй полноценный линейный корабль Азовского флота, строился мастером Осипом Наем. Заложен в ноябре 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 24 апреля 1700 г.

[править] Крупнейшие морские порты

[править] Порт Троицк (первая очередь)

Пётр I основал Троицк (ныне Таганрог) 1698 году в качестве первой военно-морской базы России — места дислокации первого российского военно-морского флота (Азовского). Этот первый российский порт на Азовском море стал также первым в мире портом с искусственной гаванью из сборных конструкций, первым российским портом на открытом побережье моря, а также первым в России городом, построенным по регулярному плану.

Работы по возведению укреплений начались ещё в 1696 г., а гавань была готова к использованию к 1699 г. При постройке первой русской искусственной гавани впервые в мире был применён прогрессивный метод использования свайных конструкций, заполненных деревянными ящиками с камнями (они назывались «ряжи»). В будущем подобные модульные методы широко использовались в мировой практике портостроения. Модульные конструкции позволяли сократить сроки постройки порта, кроме того их было сравнительно легко передвигать с места на место, меняя конфигурацию гавани по мере необходимости (этот приём использовался, в частности, в ходе постройки и перестройки гаваней Кронштадта в 1710-х гг.).

Уже в 1699 году в Троицкой гавани встали на зимовку первые русские военные корабли «Апостол Павел», «Безбоязнь», «Крепость» и галера «Принципиум». В целом строительство гавани, города и мощных укреплений вокруг него было завершено в 1709 г. [15][16]

[править] Машиностроение

Воронеж и Воронежское Адмиралтейство в XVIII в.
Почтовая печать Воронежского Адмиралтейства, 1698—1712 гг.

[править] Архангельское Адмиралтейство

См. Беломорская флотилия и Архангельская (Соломбальская) верфь.

[править] Воронежское Адмиралтейство

Военная (адмиралтейская) верфь в Воронежа был основан в 1696 г. для строительства первого регулярного военно-морского флота России — Азовского флота. Строившиеся в городе корабли спускались по реке Дон к Азовскому морю, где уже в 1696 г. сыграли важную роль в блокировании устья Дона и взятии турецкой крепости Азов. Постепенно в районе Воронежа был построен целый комплекс военных верфей (подведомственных Воронежскому Адмиралтейству). Крупнейшими из них были следующие предприятия:

  • Воронежская верфь (1696—1711 гг.) — построено 122 судна, включая 36 линейных кораблей.
  • Тавровская верфь (1707—1725 гг.) — построено 101 судно, включая 17 линейных кораблей.
  • Чижовская верфь (1698—1702 гг.) — построено 6 судов, включая 2 линейных корабля.
  • Хоперская верфь (1697—1702 гг.) — построено 6 судов, включая 2 линейных корабля.
  • Паншинская верфь (1697—1699 гг.) — построено 4 линейных корабля.
  • Ступинская верфь (1697—1700 гг.) — построено 10 линейных кораблей.

Всего на верфях Воронежского Адмиралтейства в 1696—1711 годах было построено около 215 кораблей и ряд малых судов. Первоначально строительство кораблей финансировалось по указу правительства частными кумпанствами (объединениями землевладельцев), а с 1700 г. — за счёт государственной казны. С 1711 г., в связи с поражением в Прутском походе и ликвидацией Азовского флота, строительство военных кораблей было свёрнуто. Но накопленный опыт не пропал даром — многие кораблестроители были переведены в Санкт-Петербург для строительства Балтийского флота. В 1723 г. военное кораблестроение в районе Воронежа было возобновлено на Тавровской верфи, вновь прекращено после смерти Петра I и снова восстановлено при Анне Иоанновне в 1733 г. В 1736 г. во время новой русско-турецкой войны корабли Донской флотилии помогли вновь вернуть Азов России.[17]

[править] Фортификационные сооружения

Южная круглая башня Тобольского кремля
Тобольский кремль. Фотография Президента России Дмитрия Медведева.

[править] Каменные укрепления Тобольского кремля

Каменные стены Тобольского кремля — единственного каменного кремля Сибири — были построены в конце XVII века. В целом ансамбль Тобольского кремля был возведён в период правления Петра I в конце XVII — начале XVIII века. В то время Тобольск был столицей Сибири и центром самой большой в стране Тобольской губернии.

Строительство каменных укреплений на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) началось в конце XVII века, примерно в одно время с постройкой первого в городе каменного храма — Софийско-Успенского собора (1683—1686 гг.). К началу XVIII века были возведены стены и башни кремля, превратившие его в мощное укрепление. В 1710-е годы были построены новые ворота и воротные башни, затем строительство было остановлено (до 1740-х гг.) и в целом тобольские укрепления приобрели современный вид.[18]

[править] Реконструкция крепости Азов

После взятия турецкой крепости Азов в результате второго Азовского похода в 1696 г. Пётр I распорядился существенно укрепить захваченную крепость и заново отстроить выжженные во время штурма внутренние постройки. Азов был превращён в русский город и защищён сильным гарнизоном. На постоянное поселение сюда были переведены 3000 русских семей, в крепости были размещены 3000 солдат и 400 калмыцких конников. [19][20]

Стены Борисоглебского монастыря, 2012

[править] Стены и башни Ростовского Борисоглебского монастыря

Строившиеся с 1670-х гг. каменные стены одного из богатейших монастырей того времени были завершены уже в начале 1690-х гг., что привело к тому, что эти изначально серьёзные оборонительные сооружения успели морально устареть. В результате последние штрихи (часть стен и ворота) монастырь получил уже в почти декоративном варианте. Кроме того, Борисоглебский на Устье Ростовский монастырь расположен в посёлке Борисоглебском под Ростовом, то есть крайне далеко от границ страны, и к концу XVII века стало уже ясно, что особой надобности в столь мощных укреплениях там не было. Тем не менее высокая стена длиной более километра и 14 полноразмерных башен с двумя надвратными церквями позволяют однозначно определить проект как крупный.[21] Постройка новых стен и башен была выполнена в рамках проводившейся в то же время комплексной реконструкции и расширения монастырского ансамбля зданий.

[править] Реконструкция стен и башен Новодевичьего монастыря

См. раздел Символы Нации.

[править] Укрепления Воскресенского Новоиерусалимского монастыря

См. раздел Символы Нации.

[править] Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

[править] Царские Чертоги и Трапезная Троице-Сергиевой лавры

См. раздел Символы Нации.

Лефортовский дворец, 1883 г.

[править] Лефортовский дворец

Московский дворец видного государственного деятеля и царского любимца Франца Лефорта был возведён по указу Петра I в 1690-е гг. (строительство завершено в 1698 г.). Лефорт, однако, успел прожить во дворце недолго — он умер всего лишь через три недели после празднования новоселья 12 февраля 1699 года. После его смерти Пётр I использовал дворец для размещения иностранных послов, торжественных приёмов, праздников и театральных представлений, а также для собраний высшего общества (так называемых ассамблей, которые для России тогда были в новинку). Затем дворец был передан другому любимцу Петра — А. Д. Меншикову, отчего здание стало известно также как московский Меншиковский дворец.

Дворец, демонстрирующий первые элементы зарождавшегося тогда стиля «петровское барокко», был одним из самых больших и роскошных в городе — рядом с ним был роскошный парк с прудами (редкость для тогдашней Москвы), а главная парадная зала дворца площадью 300 м² была одним из крупнейших залов Москвы.[22]

[править] Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

12-пушечная яхта «Святой Пётр» — первое морское судно Петра I

[править] Беломорская флотилия и Архангельская (Соломбальская) верфь

Хотя первым российским парусным военно-морским флотом европейского типа считается основанный в 1696 г. Азовский флот, в действительности ему предшествовала небольшая Беломорская военная флотилия, ранее которой было только строительство Царём Алексеем Михайловичем погибшей при мятеже Стеньки Разина Каспийской флотилии. Беломорская флотилия началась с постройки в 1693 г. 12-пушечной яхты «Святой Пётр», на которой молодой царь неоднократно ходил в Белом море в 1693—1694 гг.[23]

Именно в ходе первого путешествия в Архангельск летом 1693 г. Пётр I впервые увидел море и большие парусные корабли (поморские и иностранные). По указу Петра I осенью 1693 г. на острове Соломбала в устье Северной Двины вблизи Архангельска была заложена Соломбальская (Архангельская) верфь. 18 сентября того же года Пётр I лично заложил, а 20 мая 1694 г. лично участвовал в спуске на воду военно-торгового корабля «Св. Апостол Павел» (малый 24-пушечный фрегат). Ещё один корабль — 44-пушечный фрегат «Святое Пророчество» — был заказан и построен в Голландии и в том же 1794 г. вошёл в состав Беломорской флотилии Петра I.

Соломбальская верфь, позднее названная Архангельским адмиралтейством, стала местом первого реального опыта Петра I по созданию морского флота, и хотя в 1690-е гг. предприятие было невелико и носило в основном опытный характер, затраты на создание верфи вместе с затратами на постройку, покупку и тестирование кораблей опытной Беломорской военной флотилии (позднее корабли были использованы для торговли) составили первый крупный проект Петра I в области флота.

Беломорская флотилия Петра I

Значение Соломбальской верфи существенно выросло с началом Северной войны на Балтике в 1700 г., так как через Архангельск и Белое море шёл единственный сравнительно безопасный морской путь из России в Европу. Однако и здесь было небезопасно — в 1701 г. шведская флотилия совершила неудачную морскую атаку на Архангельск, и на верфи в этот период строили корабли для защиты Архангельска. В 1702 г. после очередного приезда Петра I началось расширение верфи и Архангельского порта, с 1708 г. здесь началась постройка кораблей для Балтийского флота. Позднее вокруг верфи сложилась Адмиралтейская слобода — ныне это район Соломбала города Архангельска.

Азовский флот. Гравюра конца XVII в.

[править] Основание военно-морского флота (кумпанский Азовский флот)

Активное строительство Азовского флота началось с 1696 г. во время Азовских походов Петра. Подавляющее большинство кораблей этого флота, введённых в строй в этот период, кроме построенных за счёт казны к весне 1700 г. двух линкоров, строились кумпанствами — обществами налогоплательщиков, на которые была возложена обязанность построить определённые корабли. Поэтому натуральный характер такого рода налога затрудняет оценку стоимости кумпанского флота, но, учитывая его большую численность, даже несмотря на невысокое качество построенных в это время кораблей, проект однозначно можно отнести к одному из крупнейших в этот период.

Строительство флота велось на верфях Воронежского Адмиралтейства, откуда по реке Дон корабли достигали Азовского моря. На берегу Таганрогского залива в 1698 г. была основана база Азовского флота — порт Троицк (строительство гавани началось уже в 1696 г.).

В 1696 г. первые корабли Азовского флота сыграли важную роль в осуществлении блокады устья Дона и взятии турецкой крепости Азов. В дальнейшем, для замены недолговечных кумпанских кораблей был построен полноценный Азовский флот. При этом уже сам факт наличия первых российских военно-морских кораблей в Азово-Черноморском бассейне сыграл решающую роль при заключении мира с турками в 1700 г. — турецкий султан был весьма впечатлён появлением в Константинополе российского посла на российском же военном корабле «Крепость». За Россией осталась крепость Азов и выход к Азовскому морю.

Гвардейцы Преображенского и Семёновского полков при Петре I

[править] Русская гвардия

Русская гвардия (Лейб-гвардия) — отборная часть русской армии, призванная защищать российского монарха — была создана в течение 1690-х гг. из потешных полков молодого царя Петра I, расквартированных в подмосковных сёлах Преображенское и Семёновское, по которым два первых гвардейских полка были названы Преображенским и Семёновским. Формирование потешных войск для своих воинских игр Пётр начал ещё в 1683 г. в возрасте 11 лет. Игры быстро переросли в практическое военное обучение с манёврами, учебными битвами, взятием и защитой потешной крепости Прешбург, построенной близ Преображенского. Потешные полки одевались и обучались на иностранный манер, по образцу давно существующих к тому времени русских полков «иноземного строя». Первым «потешным» солдатом стал в 1683 г. Семён Бухвостов, считающийся первым русским гвардейцем и первым бойцом Преображенского полка. Сам царь Пётр считался бомбардиром Преображенского полка.

Марш Лейб-гвардии Преображенского полка. XVIII в.

В 1691 году потешные войска были преобразованы в полноценные воинские соединения и разделились на два полка — Преображенский и Семёновский, в 1695—1696 гг. они участвовали в Азовских походах, а в 1700 г. стали именоваться лейб-гвардейскими полками. В том же 1700 г. Преображенский и Семёновский полки отличились в неудачной для России битве при Нарве со шведами — новоиспечённые русские гвардейцы не бежали с поля боя, а мужественно сопротивлялись и прикрывали отход остальных частей. За этот подвиг вплоть до 1740 гг. преображенцы и семёновцы носили красные чулки как часть своей формы, в память о том, что они стояли «по колено в крови». В дальнейшем гвардейские полки со славой участвовали во множестве походов и сражений Северной войны.

Для подготовки офицеров для кавалерийских полков в 1721 году был сформирован Кроншлотский драгунский полк, на основании которого уже в правление Анны Иоанновны в 1730 г. был создан Конный лейб-гвардии полк — русская конная гвардия. Ещё ранее при Анне Иоанновне был основан пехотный Измайловский лейб-гвардии полк, впоследствии были созданы и другие гвардейские соединения, просуществовавшие до 1917 г. В рамках возрождения традиций, в 2013 г. звание Преображенского полка было присвоено московскому 154-му отдельному комендантскому полку, а звание Семёновского полка — 1-му отдельному стрелковому полку.[24]

Фузелёры пехотных полков при Петре I

[править] Рекрутская регулярная армия

Пётр I создал не только русский флот, но и русскую регулярную армию с той её организацией, которая в основе своей просуществовала вплоть до военной реформы Александра II более полутора веков спустя. В 1698 г. фактически вся русская армия (до этого состоявшая из дворянской конницы, стрелецкого войска и ополчения служилых людей) была переведена на «иноземный строй», показавший свою эффективность в ходе масштабных Кожуховских манёвров 1694 г. и Азовских походов 1695—1696 гг. Все армейские соединения были сформированы заново, за исключением старых полков «иноземного строя» — Лефортовского и Бутырского (основаны ещё в 1642 г.) — и новых «потешных полков» — Семёновского и Преображенского (ставших русской гвардией).

Офицеры и гренадёры пехотных полков при Петре I

Принципиальным изменением стал способ комплектования армии — рекрутский набор, заменивший существовавший до того сословно-наследственный характер формирования войска из дворян, стрельцов и служилых людей, у которых обязанность воинской или административной службы передавалась от отца к детям. Русское ополчение XVI—XVII вв. было огромной армией (до 200 тыс. чел), но крайне разнородной по составу и уровню воинского искусства, а также сосредоточенной в основном в наиболее густонаселённых центральных и южных областях страны, отчего развёртывание ополчения по меркам конца XVII в. было уже недостаточно быстрым, в особенности для военных действий на малонаселённых северо-западных рубежах. Новая рекрутская повинность была поголовной для дворянства (мужчины-дворяне были обязаны служить пожизненно, а с 1736 г. — 25 лет), и общинной для остальных сословий — сельские и городские общины сами выделяли определённое число рекрутов для службы в армии (также пожизненной, с 1793 г. — 25 лет, а с 1834 г. до реформ Александра II — 20 лет). Таким образом, пожизненный характер службы (и всеобщий для дворян) был сохранён, но армия стала постоянной и регулярной, без необходимости её постоянно распускать по домам, а затем снова развёртывать. Армия также стала более компактной, качественно и единообразно обученной.

В преддверии Северной войны за выход к Балтике, в 1699 г. Пётр произвёл первый рекрутский набор, давший 25 новых пехотных полков и 2 кавалерийских (драгунских), общим числом до 32 тыс. человек (с учётом сохранившихся старых полков вся армия имела размер 35-40 тысяч). Новобранцы были обучены по образцу преображенцев и семёновцев. Первый блин, однако, вышел комом — в 1700 г. новая русская армия, наскоро обученная и в большинстве своём не нюхавшая пороха, была разгромлена под Нарвой, при этом была потеряна вся артиллерия, всё оружие, попали в плен генералы и офицеры.[3] Тем не менее Пётр I не сдался, исправил ошибки, и уже в 1701 г. началась длительная и почти непрерывная серия русских побед над шведами, увенчавшаяся в 1709 г. блестящей победой над шведским королём Карлом XII под Полтавой и в итоге победой в Северной войне. С 1705 г. рекрутские наборы стали носить регулярный характер. В 1874 г. в рамках военной реформы Александра II они были заменены всеобщей воинской повинностью.

Пётр I произвёл также множество других преобразований в русском военном деле: была введена единообразная военная форма на европейский манер, основан ряд специальных подразделений и родов войск (драгунская кавалерия, гренадёры, морская пехота), введены новая система воинских званий и новая система воинских подразделений (в основе своей сохранились вплоть до сегодняшнего дня), введено профессиональное обучение армейских офицеров, моряков и военных инженеров.[25]

Великое посольство в Гааге, гравюра тех времён
Пётр I в Саардаме на корабельной верфи. Картина 1872 г.

[править] Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

[править] Великое посольство

Крупнейший для своего времени вояж Царя московского инкогнито со свитой общей численностью до 250 человек по странам Европы длился с 9…10 марта 1697 года по 25 августа 1698 года. При этом на дипломатические нужды (подарки), приглашение специалистов, покупку технологий, оборудования и различных редкостей были потрачены огромные деньги. Формальным поводом для посольства был поиск союзников в войне с Турцией, а фактически, помимо скупки технологий и специалистов, во время посольства велась подготовка к Северной войне.[26]

В ходе посольства Пётр нанял огромное число иностранных художников, мастеров и ремесленников — только из Амстердама их в Россию приехало до тысячи.[27]

В 1716—1717 гг. Пётр I совершил своё второе большое путешествие по европейским странам.

[править] Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
  3. Поражение произошло не в последнюю очередь из-за предательства главнокомандующего-иноземца герцога де Кроа, произошедшего в разгар боя, и предшествующих битве его неумелых действий, в результате которых русская армия встретила противника растянутой по широкому фронту. [1][2]