Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Екатерина II Великая

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 28 июня (9 июля) 1762 года по 4 (15) августа 1772 года.

Границы периода обусловлены восшествием Екатерины II на престол и присоединением к государству обширных земель в ходе первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

[править] Символы нации

Императорские регалии при Николае II, 1899

[править] Императорские регалии

При подготовке к коронации Екатерины II выяснилось, что часть императорских регалий, использовавшихся при Императрице Елизавете — в частности, держава — переплавлены, а оставшиеся не в полной мере отвечают статусу великой державы. В связи с этим был изготовлен полностью новый комплект императорских регалий из короны, скипетра и державы, а также коронационного платья специально для Екатерины II.

Комплект, выполненный выдающимися мастерами своего времени, получился, возможно, лучшим в мире, и использовался впоследствии вплоть до революций 1917 года, получив только дополнительные украшения в виде гигантского алмаза «Орлов» на скипетре и огромного же сапфира с некоторым количеством алмазов на державе ещё в XVIII веке.

Проект безусловно относится к крупным, так как только одна Большая императорская корона во время создания оценивалась в текущих ценах в 2 млн рублей, что соответствует нескольким десяткам млрд рублей в ценах 2012 года.[3]

Ныне сами регалии хранятся в Алмазном фонде, а коронационное платье — в Оружейной палате Московского кремля.

Никольский морской собор в Санкт-Петербурге

[править] Николо-Богоявленский (Никольский) морской собор в Санкт-Петербурге

Изначально строившийся в качестве приходской (полковой) церкви для служащих адмиралтейства храм, рассчитанный на 5000 человек, строился с 1753 по 1762 годы, в том числе его отдельно стоящая колокольня — в 1755—1758 гг. Причинами больших размеров и стоимости здания послужили очень большое количество прихожан (только мужчин среди них насчитывалось 3374 человека), стремление оградить храм от последствий наводнений, в связи с чем ему сделали достаточно высокое основание, и, главное, то, что строительство велось «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». А на символах престижа при Елизавете Петровне экономить было не принято. Нижний храм собора и его правый придел были освящены ранее в 1760 году ещё при Императрице Елизавете, а верхний храм и левый придел нижнего храма были освящены 20 июля 1762 года.

Фактически здание получилось настолько большим и величественным, что присутствовавшая на его окончательном освящении Императрица Екатерина II там же «изустно повелела» считать его Морским собором. С того времени собор не претерпевал сколь-либо серьёзных изменений вплоть до наших дней.[4]

Храм Священномученика Климента, Папы Римского, 2009

[править] Храм Священномученика Климента, Папы Римского в Москве — коренная реконструкция

Основной объём ранее существовавшего каменного храма в московском Замоскворечье в 1762—1769 годах подвергся полной перестройке. На средства купца К. М. Матвеева был выстроен грандиозных размеров, богато отделанный храм в стиле барокко, на долгие десятилетия ставший главной архитектурной доминантой всего Замоскворечья.

Храм прекрасно сохранился до нашего времени как внутри, так и снаружи. В начале XXI века он прошёл реконструкцию, завершившуюся в 2016 году, подробнее см. его официальный сайт.

[править] Зимний каменный дом (Зимний дворец) в Санкт-Петербурге — завершение работ

В это время введённый в строй несколькими месяцами ранее сохранившийся до наших дней Зимний дворец (в документах того времени «Зимний каменный дом») был окончательно достроен. В частности, в 1762 году на участке непосредственно у дворца была завершена первая в городе гранитная набережная Невы, а в 1764 году были завершены и остальные работы.

[править] Крупнейшие корабли и суда

[править] 80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел»

80-пушечный линкор «Святослав»[2], а также фрегаты «Надежда» и «Африка» типа «Гектор»[3] в 1770 г., 1778

В это время было в дополнение, к восьми, введённым в строй ранее, в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены последние два корабля этого проекта:

  • «Святослав» — заложен 13 июня 1766 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 29 мая 1769 года. С 22 декабря 1769 по 2 апреля 1770 года переоборудован в Портсмуте в двухдечный 72-пушечный корабль. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Чесма» («Иоанн Креститель») — заложен 13 июня 1766 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 9 октября 1770 года. Назван в честь победы русского флота на Средиземном море в Чесменском сражении 26 июня 1770 года в день святого Иоанна Крестителя. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
Линейный корабль «Евстафий Плакида» в бою (Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г., картина И. Айвазовского)

[править] 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Двухдечные линейные корабли этого типа строились самой крупной в отечественном флоте серией в 58 кораблей. В это время в дополнение к 32-м, введённым в строй ранее было построено ещё 24 таких корабля:

  • «Северный Орёл» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 20 мая 1763 года.
  • «Не тронь меня» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 20 мая 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Евстафий Плакида» — заложен 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 20 августа 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Ианнуарий» — заложен 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 20 августа 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Тверь» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 30 апреля 1765 года.
  • «Саратов» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 30 апреля 1765 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Три святителя: Пётр, Алексей, Иона» — заложен 13 ноября 1763 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 июня 1766 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст» (также известен в литературе как «Три Иерарха»)— заложен 13 ноября 1763 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 июня 1766 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Европа» — заложен 1 ноября 1767 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг. и в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Всеволод» — заложен 1 ноября 1767 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 7 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Ростислав» — заложен 28 августа 1768 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1769 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Святой Георгий Победоносец» — заложен 29 ноября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 29 апреля 1770 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Победа» — заложен 7 мая 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь победы русского флота на Средиземном море в Чесменском сражении 26 июня 1770 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Граф Орлов» — заложен 7 мая 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь главнокомандующего русскими силами на Средиземном море (в Архипелаге) А. Г. Орлова (Чесменского). Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Память Евстафия» — заложен 29 сентября 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь погибшего в бою флагмана 1-й Архипелагской эскадры линейного корабля «Евстафий Плакида». Нёс службу в Средиземном море и участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Виктор» — заложен 25 ноября 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 17 мая 1771 года. Нёс службу в Средиземном море и участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Вячеслав» — заложен 21 сентября 1770 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 17 мая 1771 года.
  • «Дмитрий Донской» — заложен 21 сентября 1770 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 17 мая 1771 года. Нёс службу в Средиземном море.
  • «Святые Жёны Мироносицы» («Мироносиц») — заложен 28 мая 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1771 года. Нёс службу в Средиземном море.
  • «Святой Князь Владимир» — заложен 28 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1771 года.
  • «Александр Невский» — заложен 21 сентября 1770 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 1 мая 1772 года. Нёс службу в Средиземном море.
  • «Борис и Глеб» — заложен 1 ноября 1771 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 6 мая 1772 года.
  • «Преслава» — заложен 1 ноября 1771 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 6 мая 1772 года.
  • «Дерись» — заложен 4 октября 1771 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 19 мая 1772 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.

Позднее были построены последние два корабля серии.

[править] 54-пушечный линейный корабль «Азия» типа «Пётр Второй»

В это время был построен последний — 19-й — в серии 54-пушечных кораблей типа «Пётр Второй» — лёгких линейных кораблей, использовавшихся в мелководных районах и для усиления фрегатов в разведывательных и манёвренных силах. В это время был построен последний из таких кораблей — «Азия», который был заложен 27 февраля 1764 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.

[править] Крупнейшие морские порты

[править] Балтийский Порт — частичная достройка

В 1762—1768 гг. при Екатерине II в военном морском порту Балтийский Порт (до 1762 года — Рогервик) (ныне Палдиски, Эстония) было возобновлено масштабное строительство, которым руководил знаменитый военный инженер генерал-фельдмаршал Миних, ранее построивший крупнейший в Европе Ладожский канал. Повторная попытка достроить порт, несмотря на очевидные выгоды строительства порта, имевшего уникальные для Финского залива параметры по размерам, глубинам, грунтам, защищённости от обстрелов и заносимости наносами, снова завершилась лишь частичным успехом. Работы были прекращены в силу признания проекта очень дорогостоящим из-за технических трудностей снова возникших при строительстве глубоководного мола для защиты от северных ветров.

Следующие попытки построить крупный порт в Балтийском Порту (позднее Балтиски и Палдиски) военно-морскую базу планировались в 1857—1859 годах (тогда был составлен подробный проект со сметой в гигантские по тем временам 24 млн рублей), в 1907 году при выборе вариантов Морской крепости Петра Великого, но реальная попытка строительства была начата только в 1939 году. Тем не менее, из-за последовавшего вскоре начала Великой Отечественной войны и последующего изменения ситуации дело снова ограничилось весьма небольшим военным портом.

[править] Металлургия

[править] Баташевские заводы

По указу Императрицы Елизаветы Петровны с целью сохранения лесов из 200-вёрстной окрестности Москвы были выведены все активно потреблявшие лес заводы, в частности и металлургические предприятия братьев Баташевых, которые начали строить новые железоделательные заводы в окрестностях Выксы с 1757 года. Эти предприятия, известные под общим названием Баташевские заводы (ныне Выксунский металлургический завод) активно развивались, причём особенно активно начиная с 1762 года. Так, за 1762—1764 годы троекратно возросли объёмы производства на Унженском и Гусевском заводах, а Верхне-Выксунский завод, разрешение на строительство которого было получено в 1765 году, уже в 1766 году произвёл 5 тыс. тонн чугуна, что для того времени являлось очень большим количеством, а к 1770 году на Баташевских заводах организовали производство орудий и снарядов, обеспечив основной объём их поставок для российской армии в ходе непрекращавшихся крупных войн того периода.[5]

[править] Здравоохранение и социальная защита

Спальня Императорского воспитательного дома, 1900-е

[править] Императорский воспитательный дом в Москве — первая очередь

Благотворительное учреждение, также известное в то время как «дом призренных младенцев» (от церковнославянского слова призира́ть — проявлять милость), то есть дом младенцев, к которым проявили милость. Необходимость в учреждении появилась после реформ XVIII века, несколько увеличивших свободу женщин, что, однако, привело к появлению большого количества младенцев, брошенных не способными их содержать матерями-одиночками. Учреждение создавалось на основе благотворительных пожертвований как Екатерины II, так и многих московских горожан. При строительстве использовалась кирпичи от разборки стены Белого города Москвы.

С 1764 строилось и в 1767 году вступила в строй первая очередь грандиозного здания Воспитательного дома — крупнейшего (не считая крепостных стен) дореволюционного здания Москвы. В это время было построено западное крыло здания, выполненное в виде квадрата с внутренним двором и из-за этого обычно называемое по аналогии с видом построения пехоты того времени западным каре.

Остальные части Дома достраивались позднее.

[править] Гидротехнические сооружения

Гранитная набережная у Зимнего дворца на рисунке М. Махаева, 1762

[править] Гранитная набережная Невы у Зимнего каменного дома (Зимнего дворца) в Санкт-Петербурге

В 1762 году был достроен первый участок гранитных набережных Санкт-Петербурга у достраиваемого Зимнего каменного дома (Зимнего дворца), частью проекта которого она, по сути, являлась. Расширение набережной при строительстве Зимнего дворца начали было в 1756 году, однако из-за крайней стеснённости условий строительства прибрежной части дворца работы пришлось прервать, а в 1761 году было принято решение о возобновлении устройства каменной набережной по доработанному проекту. Хотя старые деревянные набережные из-за очень большой глубины реки в этом месте тоже были совсем не дёшевы, сложная конструкция гранитной набережной с несколькими рядами длинных свай, забутовкой и сложной кладкой из специальной формы гранитных блоков по тому времени явно тянула на крупный проект, даже не смотря на относительно небольшую длину набережной.[6]

Практически сразу после строительства этот участок набережной был включён в состав куда более грандиозного проекта гранитной набережной Невы от Литейного дома до Галерной гавани. В рамках этого проекта набережная 1762 года в 1772-1773 годах была полностью перестроена снова с отступлением в сторону реки, поскольку стала местами оседать. По выводам специальной комиссии это произошло из-за чрезмерно быстрого её строительства, в результате чего фундаменты просто не успели стабилизироваться, что, скорее всего, связано со срочной достройкой дворца по непосредственному указанию Императора Петра III в бытность его недолгого правления, а поправить что-либо не представлялось возможным также из-за обнаружившихся конструктивных недостатков.

[править] Гранитная набережная Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге — первые очереди

В 1763 году началось активное строительство[7] гранитной набережной от Литейного дома (ныне у Литейного проспекта) до Галерной гавани, куда вошёл с реконструкцией и построенный накануне первый участок гранитной набережной у Зимнего дворца.

Помимо набережной длиной около 4 км, в рамках проекта требовалось построить 5 каменных мостов через реку Фонтанка и каналы. Строительство велось практически на дне очень глубокой в этом месте реки, поскольку новые набережные строились с отступом 4 метра в сторону реки от старых деревянных набережных. Тысячи свай и тысячи тонн камня, а также фасонных блоков из гранита не оставляют сомнений в исключительной сложности и дороговизне проекта, как минимум, соответствующей стоимости крупнейших крепостей того времени, а то и превышающей их.

В это время, по-видимому в 1768 году, практически полностью были завершены работы, включая строительство мостов на трёх из четырёх «дистанций» (отрезков строительства) набережной: от старого Зимнего дворца до не сохранившегося ныне Красного канала; от Красного канала до Фонтанной реки (Фонтанки); и от Фонтанки до Литейного дома.

Позднее продолжалось строительство последней дистанции — от Адмиралтейства до Галерной гавани, а также уже была намечена реконструкция ранее построенного участка у Зимнего дворца.

Крепость святого Димитрия Ростовского, чертёж 1768 года

[править] Фортификационные сооружения

[править] Крепость святого Дмитрия Ростовского

Крупнейшую на юге страны земляную крепость, к нынешнему времени превратившуюся в город Ростов-на-Дону, начали строить 23 сентября 1761 года. 22 декабря 1760 года Сенат решил перевести в неё гарнизон из упразднённой крепости святой Анны, ранее оборонявшей это направление,[8] а в 1763 году земляные укрепления и основные постройки крепости были завершены. Крепость была вооружена 238 пушками, а количество её жителей уже в 1768 году достигло 5000.[9] Для того времени крепость была ультрасовременной — для её укреплений, возможно, впервые в мире был применён так называемый тенальный фронт, получивший распространение гораздо позднее, когда 17 лет спустя свои получившие широкую известность сочинения опубликовал служивший одно время военным представителем в России французский инженер-фортификатор Монталамбер.[10]

Государев бастион (со срытым бруствером) перед Государевой башней крепости Шлиссельбург

В 1811 году образовавшееся вокруг поселение стало уездным городом, называвшимся в то время Ростов, а в 1835 году крепость была упразднена с переводом гарнизона в отвоёванную у Турции крепость Анапа. До настоящего времени укрепления крепости практически не сохранились.

[править] Перестройка бастионов Шлиссельбурга в камне

В ходе реконструкции 1755—1765 гг. построенные при Петре I дерево-земляные бастионы крепости Шлиссельбург (бывший Орешек), построенные при Петре I и постоянно страдавшие от размытия Невой, были перестроены в камне, также был добавлен ещё один бастион.[11]

Крепость, с тех пор более серьёзно не укреплявшаяся, но долгое время поддерживаемая в боеспособном состоянии, в том числе и при реконструкции системы обороны Санкт-Петербурга в 1790-х гг., долгое время впоследствии служила тюремным комплексом и заметно пострадала во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., когда она в течение 500 дней использовалась по прямому назначению, служа одним из передовых пунктов обороны Ленинграда. Тем не менее значительная часть зданий и сооружений крепости, ныне являющейся музеем, сохранилась и постепенно реставрируется. Каменные бастионы сохранились, однако их брустверы были срыты. Существуют планы реставрации бастионов.

Вторая Омская крепость в конце XVIII века

[править] Вторая Омская крепость — первая очередь

В 1769—1771 годах крепость (ныне город и областной центр) Омск была перенесена на противоположный берег реки Омь. При этом вместо небольших укреплений петровских времён была построена крупная дерево-земляная крепость. Крепость строилась со 2 мая 1768 года, а уже в 1771 году посетивший её академик Паллас нашёл её в целом построенной, отметив, что «Сия, новая, весьма выгодное положение имеющая, Омская крепость, укреплена весьма прекрасным образом, по новым воинской архитектуры правилам».[12]

Тем не менее планировавшаяся с самого начала замена временных деревянных зданий и сооружений крепости на каменные была завершена намного позднее.

[править] Дерптская крепость

В это время в 1763 году началась и, по всей видимости, в течение нескольких лет (поминается 1767 год) в основном закончилась реконструкция крепости Дерпт (бывший город Юрьев, ныне Тарту, Эстония). По всей видимости, более крепость, срытая ещё во время Северной войны, понадобилась в почти полностью обновлённом виде в связи с утверждением в 1763 году нового расписания русских крепостей, отражавшего перенос границы на запад, в результате которого, например, одновременно была упразднена крепость Копорье. Следует также отметить, что в 1763—1765 годах генерал-фельдцейхмейстером (начальником артиллерии) был выдающийся уроженец этих мест Александр Вильбоа (Вильбуа) с чьим именем связывают и строительство крепости.

[править] Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

[править] Коронация Императрицы Екатерины II

Обычно не особо тратившаяся на увеселения Императрица Екатерина II свою коронацию, тем не менее, постаралась сделать незабываемой. Помимо специально изготовленных роскошнейших величайшей Императорских регалий, применявшихся впоследствии вплоть до 1917 года, были проведены грандиозные многодневные народные гуляния со щедрыми угощениями едой и выпивкой, а также раздачей 14 тонн серебрянных денег. Помимо этого, как обычно в таких случаях были выполнены соответствующие ремонты и украшения, а также закуплены соответствующие костюмы. Сама коронация при этом по традиции проходила в Успенском соборе Московского кремля.

«Типовая» застройка 1760-х (слева) на набережной Степана Разина в Твери, 2008

[править] Архитектурное восстановление центра Твери

Очередной катастрофический пожар уничтожил практически весь центр города Тверь 12 мая 1763 года. В связи с этим было принято решение не восстанавливать город в прежнем виде, а под руководством архитектурной Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы произвести его полную реконструкцию с радикальным изменением плана улиц и площадей, а также значительным количеством каменных зданий, возводимых по единому плану с увязанными между собой проектами. Проект восстановления города был утверждён уже осенью, а восстановительные работы начались в октябре 1763 года.

В связи с большим размахом каменного строительства в ходе выполнения проекта его крупность не вызывает сомнений.

Проект имел далеко идущие последствия, поскольку в последующие четверть века перерос в переустройство центральных частей едва ли не всех древних городов Центральной России.

[править] Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. Это следует из состава экспедиции, и изучения чертежей входивших в её состав линкоров типа «Слава России»[1] и «Святой Павел»[2], к последнему типу относился только «Святослав».
  3. Это можно установить по составу эскадр Первой архипелагской экспедиции — два фрегата входили только в состав второй эскадры, что подтверждает и наличие рядом её флагмана «Святослава».