Крупные российские проекты (Александр II, 1855-1861): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Версия от 23:34, 28 февраля 2014

Александр II

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19 февраля (3 марта) 1855 г. по 18 февраля (2 марта) 1861 г.

Границы периода обусловлены приходом Императора к власти и подписанием 19 февраля (3 марта) 1861 года Императором Манифеста об отмене крепостного права.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Собор преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор) в Санкт-Петербурге

Главный, с точки зрения расположения, и самый богато оформленный собор Империи строился на месте ранее существовавшего собора с 1818 года, то есть 40(!) лет, по проекту Огюста Монферрана.

Собор был торжественно освящен 30 мая (11 июня) 1858 года.

Крупнейшие корабли и суда

Файл:Fregat General-Admiral 1859.jpg
Винтовой фрегат «Генерал-Адмирал»

Винтовой 70-пушечный фрегат «Генерал-Адмирал»

Строился в Нью-Йорке, но оснащен практически полностью отечественным вооружением, составлявшем обычно около трети цены боевых кораблей. Судя по всему, основным резоном заграничного строительства корабля была не столько техническая необходимость, сколько политическая обстановка — сразу после Крымской войны США являлись фактически единственным значимым дружественным государством России, к тому же имевшим весьма натянутые отношения с главным нашим врагом тех лет — Британской Империей. Стоимость работ в США определялась в 1,018 млн долларов, то есть 1,323 млн рублей. Заложен 9 сентября 1857 года в Нью-Йорке, спущен на воду 9 сентября 1858 года, введен в строй в июне 1859 года.

Парусно-винтовой 84-пушечный линейный корабль «Ретвизан»

Заложен 17 сентября 1851 года в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, вспущен на воду 17 сентября 1855 года. Паровая машина для корабля изготовлена в 1857 г.

Петергофский, ныне Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге (1857 г.), 2012 г.
Железнодорожная станция Новый Петергоф

Железные дороги

Петергофская железная дорога

Изначально пригородная железная дорога, идущая вдоль престижной петергофской дороги, в тяжелых условиях Крымской войны строилась на личные средства барона А. Штиглица, а государство должно было позднее выкупить дорогу. Основной участок дороги от Санкт-Петербурга до Нового Петергофа длиной почти 27 верст (29 км) был введен в строй в июне 1857 года, а в июне 1859 года к нему было добавлено ответвление Лигово - Красное Село длиной 11 верст (12 км).

Позднее, в 1864 году, основную линию дороги продлили еще на 10 верст (11 км) до Ораниенбаума.

Псковский вокзал (открыт в 1859 г.), 2010 г.

Санкт-Петербурго-Варшавская железная дорога (2-я…5-я очереди строительства)

В это время в дополнение к уже построенной части магистрали, продолжался планомерный ввод в строй новых ее участков, который велся с востока на запад:

  • участок Гатчина — Луга длиной 86 верст (91 км) введен в строй в декабре 1857 г.
  • участок Луга — Псков длиной 127 верст (136 км) введен в строй в феврале 1859 г.
  • участок Псков — Остров длиной 49 верст (52 км) введен в строй в январе 1860 г.
  • участок Остров — Вежболово длиной 191 верста (204 км) введен в строй в ноябре 1860 г.

Полностью строительство магистрали было завершено позднее.

Машиностроение

Сборочная мастерская Пароходного завода в Кронштадте
Файл:Строящийся Пароходный завод в Кронштадте.jpg
Строящийся Пароходный завод в Кронштадте

Пароходный завод в Кронштадте

Известное ныне как «Морской завод» предприятие строилось с 11 февраля 1847 года с целью производства пароходов, однако к моменту ввода в строй было уже частично перепрофилировано на судоремонт и в первые годы своего существования занималось переоборудованием парусных кораблей в парусно-винтовые.

К моменту ввода в строй завод имел в своём составе множество мастерских различного профиля: чугунолитейную, меднолитейную, медно-котельную, слесарную, токарную, сборочную, модельную, ремонтно-механическую, а также два дока: Петровский и Николаевский (ныне имени Сургина). Оборудование завода включало: три паровые машины, обширную сеть внутризаводских рельсовых дорог, а также 120 единиц различных станков и оборудования.

Завод был торжественно открыт в присутствии Императора Александра II 4 (16 марта) 1858 года. В дальнейшем продукция завода часто получала золотые медали на всемирных и всероссийских выставках.[1][2]

Южный форт № 2, он же Южная батарея № 2 «Дзичканец» (1855—1856), перестроенная позднее

Фортификационные сооружения

Экстренная реконструкция крепости Кронштадт (окончание работ)

С самого начала Крымской войны англо-французский флот не оставлял безуспешных, к счастью, попыток атаковать Кронштадт. Поэтому начавшаяся с моментом войны экстренная реконструкция крепости продолжалась вплоть до весны 1856 года, хотя достигло размеров крупного проекта еще за предыдущие две зимы при прошлом Императоре.

За зимний период 1855-1856 гг, когда руководство проектированием обороны крепости принял вернувшийся из Севастополя Э.И. Тотлебен, в дно залива вокруг крепости были вбиты десятки тысяч одиночных и кустовых свай (всего 50 тысяч брёвен) с целью создания препятствия нериятельскому флоту. Стоимость этих заграждений оценивалась почти в полмиллиона рублей. Также для защиты свайных и минных заграждений и подступов к основным укреплениям крепости были устроены многочисленные новые батареи, расположенные как на острове, так и, большей частью, и в самом заливе на свайно-ряжевых искусственных островах. Кроме того на острове для снабжения многочисленных новых передовых укреплений всем необходимым была устроена крепостная конная железная дорога.[3][4]

Следующим этапом развития крепости стала достройка форта «Император Павел I», крупнейшего в Кронштадтской крепости.

Современное состояние форта «Император Павел I»
Файл:Fort Pavel I.jpg
Тыльный фасад форта «Император Павел I» (проектный рисунок)

Форт «Император Павел I» Кронштадтской крепости

Крупнейший и сильнейший морской форт Кронштадтской крепости, введённый в строй к началу Крымской войны в объеме первой очереди был полностью достроен в 1859 году. Стены форта на 2/3 состояли из гранита, на вооружении могло состоять до 380 орудий.

Форт был практически полностью уничтожен в 1923 году в результате сопоставимого с результатами применения тактического ядерного оружия взрыва складированных в нём 30 тыс. морских мин, произошедшего из-за всё ещё неудовлетворительного уровня дисциплины на революционном флоте в то время.

Следующая реконструкция Кронштадтской крепости началась в конце 1860-х гг.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.