Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 86: Строка 86:
=== Достройка первой линии Екатеринбургского метрополитена ===
=== Достройка первой линии Екатеринбургского метрополитена ===
Екатеринбургский метрополитен [[Крупные_российские_проекты_(Михаил_Горбачёв,_1985-1991)#.D0.A1.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BD|был введён в строй]] в составе трёх станций на одной линии в апреле 1991 года. В дальнейшем первая линия продолжала постепенно строиться. В рассматриваемый период одна станция - Уральская - была введена в строй 22 декабря 1992 года, и ещё две - Динамо и Площадь 1905 года - 22 декабря 1994 года. Достройка первой линии продолжалась и [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Станция Геологическая Екатеринбургского метрополитена|позднее]].[http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатеринбургский_метрополитен]
Екатеринбургский метрополитен [[Крупные_российские_проекты_(Михаил_Горбачёв,_1985-1991)#.D0.A1.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BD|был введён в строй]] в составе трёх станций на одной линии в апреле 1991 года. В дальнейшем первая линия продолжала постепенно строиться. В рассматриваемый период одна станция - Уральская - была введена в строй 22 декабря 1992 года, и ещё две - Динамо и Площадь 1905 года - 22 декабря 1994 года. Достройка первой линии продолжалась и [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Станция Геологическая Екатеринбургского метрополитена|позднее]].[http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатеринбургский_метрополитен]
[[Файл:Gagarinskaya (Гагаринская) (6929979054).jpg|thumb|150px|right|Станция Гагаринская Самарского метро]]


=== Второй пусковой участок Самарского метрополитена ===
=== Второй пусковой участок Самарского метрополитена ===

Версия от 00:02, 23 июля 2014

Б.Н. Ельцин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей[1], введённые в строй с 26 декабря 1991 г. по 8 августа 1996 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1796-1801, 1801-1815, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Космонавтика и ракетная техника

Орбитальная станция «Мир»

Орбитальная станция «Мир»

Строилась с 1980-х по 1996 г. Являлась первой по-настоящему долговременной и многомодульной станцией на орбите. Была затоплена в 2001 г. после 15 лет полета первых модулей, что в три раза превышало их первоначально заложенный ресурс. Ориентировочная стоимость проекта — не менее 3 млрд долларов в ценах тех лет. [1]

ГЛОНАСС (первое развёртывание)

Одна из двух существующих в мире систем глобальной спутниковой навигации. Первоначально система была введена в эксплуатацию в 1993 г. с 12 спутниками, а в 1995 г. их количество было доведено до штатного состава — 24 шт., но позднее из-за малого срока службы спутников и недостатка средств система фактически утратила работоспособность. Окончательный ввод в эксплуатацию системы ГЛОНАСС произошел в 2001—2011 гг. По некоторым оценкам на 1997 г. на развёртывание системы было потрачено 2,5 млрд долларов в ценах тех лет.[2]

Авиация

Ил-96

Техническое усложнение современных самолетов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолетов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.

Ил-96

Первый российский широкофюзеляжный пассажирский самолёт, предназначен для авиалиний средней и большой протяжённости. Совершил первый полёт в 1988 году, эксплуатируется и производится серийно с 1993 года. Стоимость самолета — 58 млн долларов, на 2012 год произведено более 25 единиц. [3]

Ка-50 «Чёрная акула»

Ка-50 «Чёрная акула» (как и его двуместный вариант Ка-52 «Аллигатор») — боевой ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы. На вертолете реализован принцип «длинной руки», то есть они оснащены вооружением, дальность действия которого больше, чем у систем ПВО потенциального противника. Ка-50 принят на вооружение в 1995 г. Это первый боевой вертолет, на котором установлено кресло-катапульта (перед её действием для обеспечения безопасности пилота происходит отделение винтов). На данный момент производится и эксплуатируется только принятая на вооружение в 2011 г. двухместная версия этого вертолета - Ка-52 «Аллигатор». Стоимость единицы двухместного варианта (Ка-52) — 857 млн руб.[4]

Крупнейшие корабли и суда

Атомный ледокол «Ямал» типа «Арктика»

Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект.

Атомный ледокол «Ямал» типа «Арктика»

Ледокол пополнил серию из четырех ранее построенных линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морского пути.

Заложен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1986 году, спущен на воду 27 октября 1992 года, введён в строй в 1993 году. Широко известен по всему миру из-за регулярных рейсов с туристами на Северный Полюс, а также благодаря изображенной ради них же зубастой «улыбке» на носу.

Ледоколы этого проекта строились и позднее.

Эсминцы проекта 956 «Сарыч»

Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строилась с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[5]. Ранее в советское время было построено 14 кораблей этого типа. В этот период были введены в строй:

  • «Беспокойный», заложен в 1987 г., вошёл в строй 28 декабря 1991 г.
  • «Настойчивый» (до 1992 года — «Московский комсомолец»), заложен в 1988 г., вошёл строй в 1992 г.
  • «Адмирал Ушаков» (до 2004 г. «Бесстрашный»), заложен в 1988 г., вошёл строй в 1993 г.

Позднее были построены ещё 4 корабля: 1 в 1999 г., 1 в 2000 г. и 2 в 2005—2006 гг.

Атомная ракетно-торпедная подводная лодка Б-336 «Окунь» («Псков») проекта 945А «Кондор»

Последняя подводная лодка проекта 945А «Кондор», являвшаяся второй после головной в серии субмарины К-534, введённой в строй ранее. Корабль был заложен 29 июля 1989 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), спущена на воду 28 июля 1992 года, введён в строй 14 декабря 1993 года. До 3 июня 1992 года носил имя К-336, с 6 апреля 1993 года получил наименование «Окунь», а с 3 апреля 1996 года — «Псков».

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей»

Серия атомных подводных лодок, строившихся в СССР и России с 1982 по 1996 г. Всего было построено 11 кораблей, шесть из которых были построены ранее, один достраивается по проекту 09852, еще несколько не достраивались. Подводные лодки этого типа оснащались большим количеством мощных противокорабельных ракет и предназначались, прежде всего, для борьбы с авианосными ударными группами, за что получили у журналистов прозвище «убийцы авианосцев». Стоимость каждой составляет 226 млн рублей в ценах середины 1980-х гг. (то есть порядка 30 млрд рублей в ценах 2012 г.).[6] После распада СССР вступило в строй 5 кораблей этого типа[7], из них 4 были построены на заводе «Севмаш» в Северодвинске в этот период:

  • К-456 «Касатка» (с 20 июня 1996 года «Вилючинск», с 28 января 2011 года «Тверь») — заложен 9 февраля 1988 года, спущен на воду 28 июня 1991 года, введён в строй 18 августа 1992 года.
  • К-266 (до 1991 года «Северодвинск», с 6 апреля 1993 года «Орёл») — заложен 19 января 1989 года, спущен на воду 22 мая 1992 года, введён в строй 30 декабря 1992 года.
  • К-186 «Омск» — заложен 13 июля 1989 года, спущен на воду 8 мая 1993 года, введён в строй 15 декабря 1993 года.
  • К-141 «Курск» — заложен 22 марта 1990 года, спущен на воду 16 мая 1994 года, введён в строй 30 декабря 1994 года.

Еще одна подводная лодка К-150 «Томск», вошла в строй позднее, в конце 1996 года.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971М «Щука-Б»

К-157 «Вепрь» проекта 971М

Серия атомных подводных лодок, строившихся в СССР и России с 1984 по 2012 г. Всего было построено 15 единиц, ещё несколько не достраивались. Ранее было построено семь кораблей этого проекта, а после распада СССР вступило в строй ещё восемь: шесть в этот период, один в 2002 г., и один в январе 2012 г. (последняя достраивалась специально для сдачи в долгосрочную аренду ВМС Индии). По сообщениям СМИ[8] меется ещё одна недостроенная подводная лодка этого типа, которая также может быть достроена для сдачи в аренду ВМС Индии. В этот период введены в строй шесть подводных крейсеров этого проекта:

  • К-461 «Волк» — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 14 ноября 1987 года, спущен на воду 11 июня 1991 года, введён в строй 29 декабря 1991 года.
  • К-328 «Леопард» — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 26 октября 1988 года, спущен на воду 28 июня 1992 года, введён в строй 30 декабря 1992 года.
  • К-154 «Тигр» — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 10 сентября 1989 года, спущен на воду 26 июня 1993 года, введён в строй 29 декабря 1993 года.
  • К-419 (с 13 апреля 1993 года «Морж», с 29 января 1998 года «Кузбасс») — заложен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 28 июля 1991 года, спущен на воду 18 мая 1992 года, введён в строй 31 декабря 1992 года.
  • К-295 (с 29 декабря 1995 года «Дракон», с 30 августа 1999 года «Самара») — заложен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 7 ноября 1993 года, спущен на воду 15 июля (по другим данным 5 августа) 1994 года, введён в строй 17 июля 1995 года.
  • К-157 «Вепрь» — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 13 июля 1990 года, спущен на воду 10 декабря 1994 года, введён в строй 25 ноября 1995 года.

Атомная многоцелевая подводная лодка К-448 («Тамбов») проекта 671РТМК

Последний в ранее строившейся серии ракетно-торпедных подводных лодок корабль. Заложен 31 января 1991 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 17 октября 1991 года, введён в строй 24 сентября 1992 года. Получил наименование «Тамбов» 25 марта 1995 года.

Подводные лодки проекта 877 и его модификаций

Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [9] 33 подводные лодки этого типа были построены ещё в советское время. В этот период были введены в строй:

Субмарина пр. 877ЭКМ идёт к заказчику в Иран
  • Б-187 проекта 877 (строилась в 1991 г., вошла в строй 30 декабря 1991 г.);
  • Б-177 «Липецк» проекта 877 (строилась в 1989…1991 г., вошла в строй 30 декабря 1991 г.);
  • Б-190 «Краснокаменск» проекта 877 (строилась в 1992 г.);
  • «Noor» проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана (строилась в 1992 г.);
  • Б-345 «Могоча» проекта 877 (строилась в 1993…1994 г.);
  • «364 Yuan Zhend 64 Hao» проекта 877ЭКМ для ВМС Китая (строилась в 1989…1994 гг.);
  • «365 Yuan Zhend 65 Hao» проекта 877ЭКМ для ВМС Китая (строилась в 1990…1995 гг.).

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Линии метрополитена

Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными.

Достройка первой линии Екатеринбургского метрополитена

Екатеринбургский метрополитен был введён в строй в составе трёх станций на одной линии в апреле 1991 года. В дальнейшем первая линия продолжала постепенно строиться. В рассматриваемый период одна станция - Уральская - была введена в строй 22 декабря 1992 года, и ещё две - Динамо и Площадь 1905 года - 22 декабря 1994 года. Достройка первой линии продолжалась и позднее.[10]

Станция Гагаринская Самарского метро

Второй пусковой участок Самарского метрополитена

Самарский метрополитен был введён в строй в 1987 году в составе четырех станций на одной линии. В дальнейшем первая линия продолжала постепенно строиться — в 1992…1993 гг.[11] ещё три станции были введены в строй. Позднее, в 2002—2007 гг., в метрополитене был построен третий пусковой участок.

Станция Гагаринская Новосибирского метро

Завершение строительства первой очереди Новосибирского метрополитена

Первый в Сибири Новосибирский метрополитен был открыт в 1986 году. Завершение строительства первой очереди Новосибирского метрополитена произошло 2 апреля 1992 года с открытием участка Красный проспект — Заельцовская Ленинской линии длиной 2,033 км с новыми станциями Гагаринская и Заельцовская.

Позднее строилась вторая очередь Новосибирского метрополитена.

Станция Бурнаковская Нижегородского метро

Сормовская линия Нижегородского метрополитена

Третий метрополитен в России был открыт в 1985 году. Первый участок Сормовской (второй) линии Нижегородского метро Московская — Бурнаковская с двумя новыми станциями был открыт в 1993 году. Ранее в 1985 году была открыта сдвоенная станция Московская, пересадочная между Сормовской и Автозаводской линиями.

Строительство Нижегородского метрополитена продолжалось и после рассматриваемого периода.

Станция Достоевская Петербургского метро, 2010

Строительство Петербургского метрополитена

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода.

В это время 30 декабря 1991 года был введен в строй участок 4-й (Правобережной) линии Площадь Александра Невкого — Садовая протяжённостью 4,69 км с тремя новыми станциями. Позднее, с 2009 году, станция «Садовая» была переведена в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной) линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская».

Станция Чкаловская Московского метро

Строительство Московского метрополитена

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

  • Люблинская (ныне Люблинско-Дмитровская) линия. Линию начали строить в конце 1980-х, первые 6 станций на участке «Чкаловская» — «Волжская» и электродепо «Печатники» введены в строй 28 декабря 1995 года.[12]
  • Участок Отрадное — Алтуфьево Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина 4,6 км, введен в строй в 1992…1994 гг, содержит две новых станции: «Бибирево», открытую 31 декабря 1992 года, и «Алтуфьево», открытую 15 июля 1994 года.

Кроме того в это время с 20 ноября 1995 года было прекращено вилочное движение на Замоскворецкой линии путём выделения ветки «Каширская» — «Каховская» с тремя станциями в отдельную Каховскую линию, которую планировалось в дальнейшем сделать частью новой кольцевой линии.

Гидроэнергетика

Кривопорожская ГЭС

В этот период фактически введённая в строй ранее гидроэлектростанция на реке Кемь в Карелии мощностью 180 МВт строившаяся с 1977 года была полностью достроена. Акт о приёмке ГЭС в постоянную эксплуатацию был подписан, по-видимому, в 1993 году.[13][14]

Колымская ГЭС — фактический ввод в строй

В сентябре 1994 года на расположенной в Магаданской области гидроэлектростанции в дополнение четырём, введённым в эксплуатацию ранее, был запущен последний, пятый, гидроагрегат мощностью 180 МВт, после чего ГЭС достигла проектной мощности 900 МВт и фактически вошла в строй. Однако устранение строительных недоделок затянулось и электростанция была принята в промышленную эксплуатацию гораздо позднее.[15]

Курейская ГЭС — фактический ввод в строй

В 1994 году был введён в эксплуатацию последний - пятый - гидроагрегат строившейся с 4 июня 1975 года ГЭС на реке Курейка у посёлка Светлогорск в Красноярском крае относительно недалеко от Норильска. И, хотя часть гидроагрегатов станции были подключены к сети ранее, именно в это время станция фактически вошла в строй, достигнув проектной мощности 600 МВт. Полностью же строительство завершилось официальным принятием в эксплуатацию уже позднее.

Атомная энергетика

Энергоблок № 4 Балаковской АЭС

Четвёртый энергоблок Балаковской АЭС типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1984 г., введён в строй в 1993 г. Стоимость проекта составила около 100 млрд рублей в ценах 2012 г.

Строительство ещё двух аналогичных реакторов было приостановлено в 1992 году. Вопрос об их достройке неоднократно поднимался после 2000 г., однако на 2014 год он пока ещё положительно не решён.

5-й и 6-й энергоблоки АЭС Козлодуй, 2007

6-й энергоблок АЭС Козлодуй, Болгария

Завершающий энергоблок третьей очереди АЭС Козлодуй, оснащенный реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт, строился с 1 апреля 1982 года до 30 декабря 1993 года.

Тепловая энергетика

Проекты расположены в порядке возрастания мощности отдельных энергоблоков.

ТЭС «Жижель», Алжир

Крупная тепловая электростанция общей мощностью 630 МВт, состоящая из трёх энергоблоков по 210 МВт, была построена в 1994 году ОАО «ВО «Технопромэкспорт» в Алжире.[16]

Харанорская ГРЭС

Три примерно одинаковых по мощности энергоблока расположенной в Забайкальском крае ГРЭС вводились в строй в 1995, 2001 и позднее в ноябре 2012 г. Электростанция работает на местном буром угле. Стоимость только третьего (мощностью 225 МВт) — 11 млрд рублей. [17]

Нижневартовская ГРЭС

Первый энергоблок ГРЭС, расположенной в Ханты-Мансийском АО, введен в строй в 1993 г. Мощность энергоблока 800 МВт. Строиельство аналогичного второго энергоблока обошлось в 2000…2003 гг. в 6 млрд рублей в ценах тех лет[18]. На начало 2013 г. на станции строится третий энергоблок.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Файл:Поклонная гора.JPG
Комплекс на Поклонной горе, Москва

50-летие Победы

50-летие Победы в Великой Отечественной войне отмечалось в 1995 году. В 1994 году затраты на празднование (включая затраты на памятники и завершение строительства музейных комплексов) оценивались в 862,1 млрд рублей.[19] В числе крупных объектов, возведённых к празднику, был мемориальный комплекс Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Строительство комплекса было запланировано ещё в 1958 году и началось в 1984 году. В комплекс входят: Центральный музей Великой Отечественной войны, храмы трёх конфессий, Монумент Победы и другие памятники. [20]

Примечания

  1. В ценах 2012 года