Крупные российские проекты (Симеон I, 1340-1353): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Производство церковного убранства и богослужебных предметов в Москве)
Строка 11: Строка 11:


=== Роспись и расширение храмов Московского кремля ===
=== Роспись и расширение храмов Московского кремля ===
[[Файл:Spas_Yaroe_Oko_ikona.jpg|thumb|150px|"Спас Ярое Око" - икона из Успенского собора Московского Кремля, середина XIV в.]]
[[Файл:Оклад рукописного Евангелия Великого Князя Симеона Гордого.jpg|thumb|150px|Серебряный оклад рукописного Евангелия-Апостол Великого Князя Симеона Гордого, 1344 г.]]
Хотя Симеон и не успел построить такого количества храмов, как его отец, но при нём в Москве состоялся, судя по всему, уникальный крупный проект украшения столичных храмов, в ходе которого, как писал историк Карамзин «…были расписаны в Москве три церкви: собор Успенский, Архангельский и храм Преображения; первый Греческими живописцами Феогноста Митрополита, второй Российскими придворными, Захариею, Иосифом и Николаем с товарищами, а третий иностранцем Гойтаном.» Здесь надо учитывать, что многие краски и материалы, применяемые в иконописи, стоили в то время очень дорого и поэтому применялись почти исключительно при исполнении иконописцами в великокняжеских работ. Это относится как к позолоте, так и, в ещё большей степени, к синей краске, получаемой из полудрагоценного лазурита, который добывали на одном-единственном месторождении в далёком Афганистане.
Хотя Симеон и не успел построить такого количества храмов, как его отец, но при нём в Москве состоялся, судя по всему, уникальный крупный проект украшения столичных храмов, в ходе которого, как писал историк Карамзин «…были расписаны в Москве три церкви: собор Успенский, Архангельский и храм Преображения; первый Греческими живописцами Феогноста Митрополита, второй Российскими придворными, Захариею, Иосифом и Николаем с товарищами, а третий иностранцем Гойтаном.» Здесь надо учитывать, что многие краски и материалы, применяемые в иконописи, стоили в то время очень дорого и поэтому применялись почти исключительно при исполнении иконописцами в великокняжеских работ. Это относится как к позолоте, так и, в ещё большей степени, к синей краске, получаемой из полудрагоценного лазурита, который добывали на одном-единственном месторождении в далёком Афганистане.


Параллельно при нём были пристроены к Собору Спаса Преображения на Бору (храма Преображения) каменные придел и притвор, служивший княжеской усыпальницей. Также, возможно, в этот период в Архангельском соборе были построены приделы во имя Симеона Столпника и Андрея Критского — святых небесных покровителей двух старших сыновей Ивана Калиты, Симеона и Андрея (по другой версии, эти приделы появились ещё при Калите).
Параллельно при нём были пристроены к Собору Спаса Преображения на Бору (храма Преображения) каменные придел и притвор, служивший княжеской усыпальницей. Также, возможно, в этот период в Архангельском соборе были построены приделы во имя Симеона Столпника и Андрея Критского — святых небесных покровителей двух старших сыновей Ивана Калиты, Симеона и Андрея (по другой версии, эти приделы появились ещё при Калите).
=== Производство церковного убранства и богослужебных предметов в Москве ===
Перенос резиденции Киевских митрополитов в Москву в 1325 гг. предполагал не только масштабное строительство каменных соборов, осуществлённое при Иване Калите, но и развитие в Москве обширного ряда ремёсел, связанных со строительством и отделкой церквей, а также с производством церковной утвари и богослужебных предметов (по тем временам это были сложнейшие и технологически передовые производства). Создание в Москве полного комплекса церковных производств можно отнести ко временам Симеона Гордого, который привлёк в город значительное число мастеров и художников, в том числе заграничных. В этот период в Москве было достигнуто следующее:
* Возобновилось искусство монументальной росписи храмов (практически исчезнувшее после монгольского нашествия) — [[Крупные_российские_проекты_(Симеон_I,_1340-1353)#.D0.A0.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.B8.D1.81.D1.8C_.D0.B8_.D1.80.D0.B0.D1.81.D1.88.D0.B8.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.85.D1.80.D0.B0.D0.BC.D0.BE.D0.B2_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D1.8F|были расписаны каменные соборы Москвы]].
* Летописи впервые сообщают о производстве колоколов в Московском княжестве — для храма Спаса Преображения на Бору были отлиты три больших и два малых колокола.
* К концу правления Ивана I и началу правления Симеона I относятся первые известные рукописные книги московского письма: в 1339—1340 гг. по заказу Калиты для вклада в монастырь было написано т. н. [[rwp:Сийское Евангелие|Сийское Евангелие]], а в 1344 г. для Великого Князя Симеона было написано Евангелие-Апостол (первая московская великокняжеская книга).[http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s4_6_10.pdf]
* При Симеоне Гордом в Москве активно развивалось ювелирное дело, о чём свидетельствует богатый уклад Евангелия Симеона Гордого.
* К правлению Симеона I сложилась московская школа иконописи — древнейшие иконы московского письма, «Спас» и «Спас Ярое Око» относятся к середине XV в.[http://www.mepar.ru/library/vedomosti/61/1186/]
Также в этот период в Москве впервые появилась тряпичная бумага, более дешёвая и доступная, чем пергамент — на бумаге были начертаны некоторые важные документы этой эпохи, подписанные Симеоном Гордым.[http://topwar.ru/27349-simeon-ioannovich-po-prozvischu-gordyy.html]
Развитие церковных производств и искусств сыграло огромную роль в становлении Москвы как столицы страны и центра русского православия в XIV в.


=== Спасский собор, г. Нижний Новгород ===
=== Спасский собор, г. Нижний Новгород ===

Версия от 20:56, 3 ноября 2014

Симеон I Гордый

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введённые в строй с 1 апреля 1340 года по 27 апреля 1353 года[2]. Границы периода обусловлены смертью предыдущего правителя и смертью самого Симеона, который в значительной мере унаследовав лидерские качества отца, тем не менее не успел их полностью воплотить, поскольку пришедшая в Россию в 1352—1353 гг. Вторая пандемия чумы, также широко известная как «Чёрная смерть», не пожалела и самого Великого Князя, скончавшегося в возрасте 36 лет.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1327-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы Нации

Интерьер Собора Спаса Преображения на Бору, XIX век

Роспись и расширение храмов Московского кремля

"Спас Ярое Око" - икона из Успенского собора Московского Кремля, середина XIV в.
Серебряный оклад рукописного Евангелия-Апостол Великого Князя Симеона Гордого, 1344 г.

Хотя Симеон и не успел построить такого количества храмов, как его отец, но при нём в Москве состоялся, судя по всему, уникальный крупный проект украшения столичных храмов, в ходе которого, как писал историк Карамзин «…были расписаны в Москве три церкви: собор Успенский, Архангельский и храм Преображения; первый Греческими живописцами Феогноста Митрополита, второй Российскими придворными, Захариею, Иосифом и Николаем с товарищами, а третий иностранцем Гойтаном.» Здесь надо учитывать, что многие краски и материалы, применяемые в иконописи, стоили в то время очень дорого и поэтому применялись почти исключительно при исполнении иконописцами в великокняжеских работ. Это относится как к позолоте, так и, в ещё большей степени, к синей краске, получаемой из полудрагоценного лазурита, который добывали на одном-единственном месторождении в далёком Афганистане.

Параллельно при нём были пристроены к Собору Спаса Преображения на Бору (храма Преображения) каменные придел и притвор, служивший княжеской усыпальницей. Также, возможно, в этот период в Архангельском соборе были построены приделы во имя Симеона Столпника и Андрея Критского — святых небесных покровителей двух старших сыновей Ивана Калиты, Симеона и Андрея (по другой версии, эти приделы появились ещё при Калите).

Производство церковного убранства и богослужебных предметов в Москве

Перенос резиденции Киевских митрополитов в Москву в 1325 гг. предполагал не только масштабное строительство каменных соборов, осуществлённое при Иване Калите, но и развитие в Москве обширного ряда ремёсел, связанных со строительством и отделкой церквей, а также с производством церковной утвари и богослужебных предметов (по тем временам это были сложнейшие и технологически передовые производства). Создание в Москве полного комплекса церковных производств можно отнести ко временам Симеона Гордого, который привлёк в город значительное число мастеров и художников, в том числе заграничных. В этот период в Москве было достигнуто следующее:

  • Возобновилось искусство монументальной росписи храмов (практически исчезнувшее после монгольского нашествия) — были расписаны каменные соборы Москвы.
  • Летописи впервые сообщают о производстве колоколов в Московском княжестве — для храма Спаса Преображения на Бору были отлиты три больших и два малых колокола.
  • К концу правления Ивана I и началу правления Симеона I относятся первые известные рукописные книги московского письма: в 1339—1340 гг. по заказу Калиты для вклада в монастырь было написано т. н. Сийское Евангелие, а в 1344 г. для Великого Князя Симеона было написано Евангелие-Апостол (первая московская великокняжеская книга).[1]
  • При Симеоне Гордом в Москве активно развивалось ювелирное дело, о чём свидетельствует богатый уклад Евангелия Симеона Гордого.
  • К правлению Симеона I сложилась московская школа иконописи — древнейшие иконы московского письма, «Спас» и «Спас Ярое Око» относятся к середине XV в.[2]

Также в этот период в Москве впервые появилась тряпичная бумага, более дешёвая и доступная, чем пергамент — на бумаге были начертаны некоторые важные документы этой эпохи, подписанные Симеоном Гордым.[3]

Развитие церковных производств и искусств сыграло огромную роль в становлении Москвы как столицы страны и центра русского православия в XIV в.

Спасский собор, г. Нижний Новгород

Каменный Спасский собор в Нижнем Новгороде 1225-1227 гг. постройки, к этому времени обветшавший был снесён и отстроен заново в 1350-1352 гг. Из описания ограбления храма ордынцами в 1378 году известно, что в нём находились иконы и «двери ... чюдные, иже беша устроены дивно медью золоченою».[4]

Храм простоял до 1670-х гг., хотя новый ему на замену был построен ещё ранее в 1652 году.[5]

Фортификационные сооружения

Крепость Калуга

Вероятнее всего именно в это время была построена первая серьёзная крепость в прикрывавшей московские земли с юга Калуге, ныне известная как Симеоново городище на реке Яченке (притоке Оки). Часть краеведов связывают его с Симеоном Гордым, а часть — с недолго правившим здесь полтораста лет спустя сыном Ивана III. Однако археологическая датировка городища относит его именно к XIV веку, что, конечно, не исключает возможности позднейшего переименования, но делает первую гипотезу куда более вероятной.[6][7] В летописях город упоминается с 1371 года. Также имеется информация о переносе города в XIV веке в связи с эпидемией и проезде тут Симеона Гордого в 1351 году, когда он имел возможность заложить новую крепость.[8] Учитывая, что именно примерно в это время пандемия чумы, ныне известная как «Чёрная смерть» пришла на Русь, такое развитие событий выглядит более чем правдоподобным. Кроме того, в этот период необходимо было укреплять границу от усиливающегося натиска Литвы, а в районе Калуги до середины XIV века находился незащищённый участок юго-западной границы московских земель. [9]

По некоторым сведениям, после захвата Брянского княжества в 1356 г. литовский князь Ольгерд начал строить сильную крепость в районе более древнего поселения на реке Калужке (Городенке), соседнем притоке Оки, однако эта приграничная с Москвою крепость не была вовремя достроена, отчего в ходе похода 1369-1370 гг. её легко взял князь Дмитрий Донской (затем в письме 1371 г. Ольгерд жаловался на потерю Калуги, с чем и связано первое достоверное упоминание города в источниках). [10] Начатая литовцами крепость была завершена уже москвичами, и, таким образом, в конце XIV - начале XV вв. в Калуге существовали одновременно две крепости.

В начале XVI в. крепость на Яченке использовалась сыном Ивана III Симеоном как княжеский замок. Однако старая крепость пришла в запустение после 1512 г., когда при том же Симеоне Ивановиче город Калуга был перенесён и заново отстроен в районе нынешнего городского парка.

Восстановление Муромского кремля

См. раздел Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий.

Восстановление Романовского кремля

См. раздел Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий.

Муром в середине XVII века

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Восстановление Мурома

Ранее полностью сожжённый ордынцами Муром с 1293 года более не упоминается в летописях до 1351 года, к которому, по-видимому, город был восстановлен на прежнем месте и ненадолго стал центром удельного княжества, полностью присоединённого к Великому Княжеству Московскому позднее в 1392 года.

Восстановление Романова

В 1345 году был отстроен заново полностью разорённый ранее во время одного из ордынских набегов город Романов (ныне город Тутаев Ярославской области). Город стал столицей удельного Романовского княжества, выделившегося из Ярославского княжества.

Восстановление Москвы после пожаров 1343 года

В 1343 году Москву пришлось восстанавливать после крупного пожара: «мая 31, погоре город Москва, церквей погорело 28, в пятнадцать лет се на Москве уже 4-й пожар бысть великий». По данным Тверской летописи ещё один крупный пожар случился в том же году: «Тое же осени погоре Москва».[11]

По некоторым сведениям, именно после майского пожара 1343 г. Симеон Гордый начал расширять каменные храмы Москвы, пристраивая к ним приделы — вероятно, это отчасти делалось взамен восстановления более пожароопасных деревянных церквей.[12][13]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. В то время повсеместно использовался Юлианский календарь, широко используемый сейчас Григорианский календарь был изобретён позднее.