Крупные российские проекты (Алексей I, 1667-1676): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 34: Строка 34:


=== Фрегат «Орёл» ===
=== Фрегат «Орёл» ===
Первый крупный парусный боевой корабль [[Российский_военно-морской_флот#.D0.A1.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.B2.D0.B5.D0.BA.D0.B0|отечественного флота]] строился для создаваемой [[Крупные_российские_проекты_(Алексей_I,_1667-1676)#.D0.9A.D0.B0.D1.81.D0.BF.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.BB.D0.B8.D1.8F|Каспийской флотилии]] на специально устроенной для строительства флотилии верфи в селе Дединово Коломенского уезда с использованием лучших материалов и достаточно богатой отделкой. Строительство корабля началось в 1667 году с участием специально приглашённых голландских и русских специалистов, также заграницей был набран первый состав экипажа. Спущен на воду в мае 1668 года. Получил имя «Орёл» в апреле 1669 года, на корабельные флаги было нашито изображение орла (государственного герба). Вышел с верфи 7 мая 1669 года и прибыл на место постоянной службы на Хвалынском (Каспийском) море в Астрахани через три с половиной месяца. Служба его была недолгой — уже в 1670 г. он был захвачен бунтовщиками Степана Разина, и то ли сожжён, то ли заброшен где-то в протоке Кутум на Нижней Волге. Считается, что силуэт этого корабля изображён в виде кораблика, украшающего шпиль Петербургского Адмиралтейства.
Первый крупный парусный боевой корабль [[Российский_военно-морской_флот#.D0.A1.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.B2.D0.B5.D0.BA.D0.B0|отечественного флота]] строился для создаваемой [[Крупные_российские_проекты_(Алексей_I,_1667-1676)#.D0.9A.D0.B0.D1.81.D0.BF.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.BB.D0.B8.D1.8F|Каспийской флотилии]] на специально устроенной для строительства флотилии верфи в селе Дединово Коломенского уезда с использованием лучших материалов и достаточно богатой отделкой. Строительство корабля началось в 1667 году с участием специально приглашённых голландских и русских специалистов, также заграницей был набран первый состав экипажа. Спущен на воду в мае 1668 года. Получил имя «Орёл» в апреле 1669 года, на корабельные флаги было нашито изображение орла (государственного герба). Вышел с верфи 7 мая 1669 года и прибыл на место постоянной службы на Хвалынском (Каспийском) море в Астрахани через три с половиной месяца. Служба его была недолгой — уже в 1670 году он был захвачен бунтовщиками Степана Разина, и то ли сожжён, то ли заброшен где-то в протоке Кутум на Нижней Волге. Считается, что силуэт этого корабля изображён в виде кораблика, украшающего шпиль Петербургского Адмиралтейства.


== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы ==
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы ==

Версия от 18:53, 26 июля 2015

Алексей I

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введённые в строй с 20 (30) января 1667 года по 29 января (8 февраля) 1676 года. Границы периода обусловлены окончанием закрепившей результаты Воссоединения Украины с Россией Русско-Польской войны 20 (30) января 1667 года и смертью Царя.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Желтоводский Макарьев монастырь, 2013

Желтоводский Макарьев монастырь

Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь был основан святым преподобным Макарием Желтоводским в 1435 году на землях Казанского ханства на огороженном от ветров холмами берегу Волги, но в 1439 году он был изгнан из ханства. Местность, где располагался закрытый монастырь, называлась урочище Жёлтые Воды или Жёлтые Пески, там же существовала до XIX века ныне поглощённая Волгой старица, называвшаяся Жёлтое озеро. Возобновлён монастырь был в 1620 году, однако практически весь ансамбль каменных зданий монастыря, включая храмы, стены с башнями и кельи был построен в 1651—1670 гг. фактически как единый проект, тесно связанный с развитием крупнейшей Макарьевской ярмарки, расположенной в то время под его стенами. В частности, в это время были построены[1]:

  • Успенская церковь с трапезной (1651)
  • Троицкий собор (1658)
  • Стены и башни монастыря (1667)
  • Надвратная церковь Михаила Архангела над Святыми воротами и кельи (1670)

Монастырь в целом прекрасно сохранился до нашего времени.

Файл:Kolomenskoye dvorec3.jpg
Теремной дворец в Коломенском на гравюре XVIII века
Воссозданный Теремной дворец в Коломенском, 2011

Реконструкция царской резиденции в Коломенском

Одна из любимых загородных усадьб Алексея Михайловича в Коломенском в это время подверглась значительной реконструкции и модернизации. В 1667—1672 гг. здесь был построен великолепный деревянный дворец, известный как Теремной или просто Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, с 270 помещениями. В новый комплекс Государева двора входили помимо собственно дворца с домовой церковью, Сытный, Кормовой и Хлебный дворы, Приказные и Полковничьи палаты. Государев двор был окружён оградой с караульнями, в которой были устроены Передние, Задние и Садовые ворота. Окружающая территория также была облагорожена — рядом были разбиты окружённые высокой оградой сады.

Также, по-видимому, в это же время[2] в усадьбе был устроен водопровод с каменной водовзводной (водонапоной) башней, сохранившейся до наших дней.[2]

Дворец был по ветхости деревянных конструкций снесён в 1767 году. Сохранились каменные Передние ворота Государева двора и возведённый при Алексее Михайловиче несколько ранее Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. В 2010 году собственно дворец был внешне воссоздан по сохранившимся чертежам неподалёку от реального места строительства, заросшего многовековыми деревьями в повёрнутом относительно сторон света на 90 градусов положении.

Крупнейшие корабли и суда

Фрегат «Орёл» на почтовой марке, 1971

Фрегат «Орёл»

Первый крупный парусный боевой корабль отечественного флота строился для создаваемой Каспийской флотилии на специально устроенной для строительства флотилии верфи в селе Дединово Коломенского уезда с использованием лучших материалов и достаточно богатой отделкой. Строительство корабля началось в 1667 году с участием специально приглашённых голландских и русских специалистов, также заграницей был набран первый состав экипажа. Спущен на воду в мае 1668 года. Получил имя «Орёл» в апреле 1669 года, на корабельные флаги было нашито изображение орла (государственного герба). Вышел с верфи 7 мая 1669 года и прибыл на место постоянной службы на Хвалынском (Каспийском) море в Астрахани через три с половиной месяца. Служба его была недолгой — уже в 1670 году он был захвачен бунтовщиками Степана Разина, и то ли сожжён, то ли заброшен где-то в протоке Кутум на Нижней Волге. Считается, что силуэт этого корабля изображён в виде кораблика, украшающего шпиль Петербургского Адмиралтейства.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Макарьевская ярмарка

Расположенная в Васильсурске ярмарка после присоединения к России Казанского ханства постепенно перекочевала к расположенному невдалеке восстановленному в 1620 году Желтоводскому Макарьеву монастырю. К 1650-м годам, когда началось активное строительство ансамбля монастыря в камне, она уже сильно развилась и стала, как минимум, одной из крупнейших в стране.

Фактически значительная часть площадей вновь построенных зданий монастыря использовалась для сдачи в аренду купцам под склады, да и стены расположенного в глубоком тылу монастыря были построены, по-видимому, в основном с расчётом на защиту складов, как на многих укреплённых гостиных дворах. Поэтому проект строительства Макарьевского монастыря в камне можно считать отчасти и проектом развития Макарьевской ярмарки — крупнейшего в стране центра оптовой торговли, расположенного у стен и фактически под управлением монастыря, где тоже по мере необходимости велось строительство деревянных зданий лавок. С учётом изложенных соображений, по всей видимости, и сама ярмарка в это время достигла размеров крупного проекта.

В дальнейшем ярмарка длительное время продолжала процветать и в начале XIX века была серьёзно реконструирована.

Фортификационные сооружения

План Новгорода, реконструированный по описи 1675 года, XIX век

Восстановление укреплений Окольного города на Торговой стороне Новгорода

После шведской оккупации начала XVII века деревянные укрепления внешней линии обороны Новгорода, известной как Острог, Окольный город и Большой город, были практически полностью разрушены. Их восстановление велось по старым планам очень долго — если указ о строительстве вышел ещё в 1631 году, то фактически стены и башни Окольного города на Софийской стороне были возведены только в 1656—1657 гг., а на менее важной Торговой стороне строительство, начавшееся в 1665 году завершилось только в этот период в строительный сезон 1667 года. Вновь построенная стена Окольного города на Торговой стороне имела 23 башни при длине 2427 саженей (5,2 км).

Ремонт постепенно разрушавшихся деревянных стен, вскоре в значительной мере утративших военное значение, был запрещён в 1692 году, а в 1701 году они были разобраны. К настоящему времени от укреплений Окольного города на обоих берегах Волхова остались только участки валов общей длиной около 6 км.

Стены и башни Желтоводского Макарьева монастыря

Мощные каменные стены Желтоводского Макарьева Монастыря были возведены в 1662—1667 гг в период активного строительства монастыря. Высота стен почти полностью сохранившейся до нашего времени основной линии стен, образующей квадрат размером примерно 200×200 м с девятью башнями достигает 8 метров, а толщина — 2,5 м, ещё две башни на южной стороне были перестроены. Также до XIX века существовала дополнительная линия обороны со стороны берега с предмостным укреплением. Расположенная на тот момент вдали от хорошо вооружённых врагов крепость, по-видимому, во многом строилась для охраны складских помещений в монастыре.

Несмотря на тыловое расположение уже очень скоро стены монастыря пришлось использовать по прямому назначению — в октябре 1670 года обитель осадил отряд одного из самозваных «царевичей» войска Степана Разина. Его нападение было благополучно отбито, однако когда к монастырю прибыл следующий отряд восставших, его защитники были вынуждены бежать, а монастырь подвергся разграблению.

Власьевская башня Земляного города в Ярославле, 2005

Реконструкция укреплений Земляного города Ярославля

В крупнейшем пожаре Ярославля в 1658 году сгорели практически все деревянные укрепления города. В свете новых реалий фортификации стены и башни Ярославского кремля восстанавливать не стали, а на укреплениях Земляного города ограничились углублением рва, повышением вала и возведением каменных башен с отводными стрельницами. Строительство, начавшееся уже в 1658 году вскоре после пожара было завершено уже в этот период — Волжская башня была достроена только в 1669 году.

К настоящему времени сохранились в разной степени две башни Земляного города — Власьевская и Волжская.

Фрегат «Орёл» и другие корабли Каспийской флотилии у города Астрахани, 1670

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Каспийская флотилия

В это время для охраны планировавшегося отечественного коммерческого мореплавания в Персию на Каспийском море в селе Дединово Коломенского уезда была устроена верфь на которой с участием иностранных специалистов был построен фрегат «Орёл», а также яхта, две шнеки и бот, вступившие в строй, по-видимому, в 1669 году. Только само строительство кораблей при этом обошлось в 9021 рубль.[3] Также для службы на кораблях был разработан и утверждён Царём первый устав корабельной службы — «Письма корабельного строя».

К сожалению, процесс развёртывания первого полноценного отечественного флота нового времени был прерван начавшимся вскоре восстанием Стеньки Разина и возобновился только в 1693 году с началом строительства Беломорской флотилии.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Работы начались в 1675 году, но вряд ли продлились долго, так как водоснабжение велось из местного колодца на небольшое расстояние