Крупные российские проекты (Владимир Ульянов (Ленин), 1917-1924)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
В. И. Ульянов (Ленин)

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП (8,22 млн золотых рублей в ценах 1921 г.)[1] , введённые в строй с 25 октября (7 ноября) 1917 г. по 21 января 1924 г. Границы периода обусловлены фактическим отстранением от власти Временного правительства и смертью В. И. Ульянова (Ленина). Следует отметить, что в этот период существовали и альтернативные правители России, наиболее известен из которых Александр Колчак.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Железные дороги

Магистраль Люберцы — Шихраны Московско-Казанской ж.д.

Магистраль представляла собой спрямление изрядно изогнутой при строительстве основной линии железной дороги Москва — Казань. Новая линия шла напрямик по болотам малонаселённой Мещёрской низменности восточнее Москвы и строилась в два этапа:

Общая стоимость проекта составила не менее 39,31 млн золотых рублей в текущих ценах (50 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Линия Арзамас — Шихраны Московско-Казанской ж.д.

Второй и последний участок магистрали Люберцы — Шихраны, радикально спрямляющий Московско-Казанскую ж.д., проходил от Арзамаса до станции Шихраны (ныне г. Канаш). Строился с 1913 г., после завершения линии Люберцы — Арзамас и был полностью введён в строй по данным разных источников в 1918…1919 г.[1] Длина участка составляла 259 км (243 версты). Даже не учитывая магистральный характер линии и принимая стоимость дороги с военными упрощениями в минимальные 50 тыс. рублей за версту, стоимость проекта можно оценить в 12,15 млн золотых рублей (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Линия Унеча — Коммунары — Орша

Первая часть железной дороги Унеча — Коммунары длиной 77 км введена в строй в 1919 г., вторая очередь — участок Коммунары — Орша длиной 174 км в 1923 г. Таким образом, полная длина линии составила 251 км (235 вёрст). Даже принимая стоимость дороги в минимальные 50 тыс. рублей за версту, стоимость проекта можно оценить в 11,75 млн золотых рублей (порядка 14,5 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Линия Оренбург — Орск Ташкентской ж.д.

Завершение почти оконченного при Царе, но заброшенного в 1917 г. и сильно пострадавшего в Гражданскую войну проекта проводилось с 1919 или 1920 г. и было, в основном, завершено в 1923 г. Не построенным остался только постоянный мост через р. Урал в Орске, который был введён в строй позднее, в 1929 г. в связи с окончанием строительства линии Золотая Сопка — Орск. В 1920—1923 гг. введены в строй ещё 67 км (63 версты) дороги (участок Сара-Орск) в дополнение к 261 км уже построенным ранее на участке Оренбург-Сара. Таким образом, общая длина дороги составила 328 км (307,5 вёрст). Поэтому при фактически минимально возможной для железной дороги нормальной колеи стоимости в 50 тыс. рублей за версту в ценах 1913 г. вновь построенный участок можно грубо оценить в 3,15 млн золотых рублей (3,8 млрд рублей в ценах 2012 г.). Соответственно стоимость всей дороги Оренбург-Орск, с учётом ранее построенного участка, составила 15,4 млн золотых рублей в текущих ценах (19 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Позднее на линии были проложены вторые пути.

Северо-Двинский канал в Кириллове, 2005

Гидротехнические сооружения

Реконструкция Северо-Двинского канала (Канала герцога Александра Вюртембергского)

В связи с блокадой морских перевозок с началом Первой мировой войны было решено ускорить ранее запланированную реконструкцию Канала герцога Александра Вюртембергского, соединявшего Северную Двину и порт в Архангельске с основными реками центра страны, с уменьшением сроков работ за счёт увеличения их стоимости. Широкомасштабное строительство развернулось в 1916 году и к концу 1917 год работы были выполнены уже на 85 %. Далее реконструкция канала медленно продолжалась и была в целом завершена только в 1921 году, в результате чего допустимая грузоподъёмность проходящих по каналу судов возросла до 1000 тонн, при этом сам канал был переименован в Северо-Двинский.

Канал, также известный как Северо-Двинская водная система, а ранее - как Система Вюртембергского, позднее неоднократно подвергался незначительным реконструкциям, особенно во время Великой Отечественной войны, и продолжает использоваться до настоящего времени.

Файл:Cover AgroCensus1917 v5b2.jpg
Обложка поуездных итогов переписи 1917 г. (том 5, книга 2-я)

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Всероссийская Сельско-Хозяйственная и Поземельная перепись 1917 г.

Перепись, выполнявшаяся при Временном правительстве с мая по октябрь 1917 года фактически в значительной степени дублировала проведённую всего годом ранее Всероссийскую Сельскохозяйственную перепись 1916 года. Причины проведения переписи, по-видимому, надо искать, с одной стороны, в идеологии февральской революции, стремившейся начать жизнь как бы с нуля, что в дальнейшем не раз повторялось, а с другой стороны — в экономических проблемах Временного правительства, которое стремительно теряло управление страной. В силу возраставшего хаоса в обществе, длительных сроков проведения и массовых отказов от участия в переписи ее результаты получились не очень качественными, но, тем не менее, они были получены в достаточно большом объёме. Обработка же результатов переписи и их публикация проводились уже при советской власти до 1923 года.

Всероссийская перепись населения и сельскохозяйственная перепись 1920 г.

Переписи, выполнявшиеся по факту в виде единого мероприятия, по состоянию на 28 августа 1920 г. в сентябре-октябре того же года не являлись всеобщими, так как не охватывали регионы, в которых ещё не была прочно установлена советская власть (Крым, Дальний Восток, горные районы Северного Кавказа, Средняя Азия). Сельскохозяйственная перепись по форме была аналогична переписям 1916 г. и 1917 г., преследуя, очевидно цель выявить изменения в связи с ещё одной революцией.

Выборы во Всероссийское учредительное собрание

Подготовленные Временным правительством выборы во Всероссийское учредительное собрание, которое должно было установить новые формы управления государством, долгое время откладывались в связи с желанием провести Всероссийское учредительное собрание на фоне победы в Первой мировой войне, которая, как было понятно всем разбирающимся в вопросе, была уже не за горами. Однако развал страны, всё более усиливавшийся со времени Февральской революции потребовал ускорения проведения выборов, которые, в конце концов, были назначены на 12 (25) ноября 1917 года и проведены, таким образом, уже после захвата власти большевиками, которые, однако, не получили на этих выборах большинства. Несмотря на то, что выборы в реальности растянулись на несколько месяцев и были проведены не повсеместно, они, как показывает опыт проведения последующих мероприятий такого рода, при отсутствии отлаженной системы выборов они однозначно тянули по стоимости на крупный проект.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.