Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 25: Строка 25:


=== Коренная реконструкция станции Отпор (Забайкальск) Забайкальской ж.д. ===
=== Коренная реконструкция станции Отпор (Забайкальск) Забайкальской ж.д. ===
В 1950 году был подписан большой советско-китайский договор, предусматривавший, помимо прочего развития связей во всех областях деятельности, также и запуск прямого поезда Москва - Пекин. Поскольку к этому времени вся сеть дорог Китая, включая основную часть КВЖД, уже была перешита на европейскую колею, на пограничной с советской стороны станции Отпор Забайкальской ж.д. было развёрнуто грандиозное строительство превратившее бывший разъезд № 86 Кайдаловской ветви КВЖД в крупный железнодорожный узел. В частности, были построены довольно обширные парки станции, централизация на 145 стрелочных переводов, водовод Аргунь - Отпор,  железнодорожный вокзал, пункт перестановки вагонов, жилые дома и т. д. В результате активного строительства Отпор сначала получил в 1952 году статус села, а в 1954 году - уже посёлка городского типа. Станция фактически заработала в январе 1954 года с запуском беспересадочного поезда Москва - Пекин.
В 1950 году был подписан большой советско-китайский договор, предусматривавший, помимо прочего развития связей во всех областях деятельности, также и запуск прямого поезда Москва - Пекин. Поскольку к этому времени вся сеть дорог Китая, включая основную часть КВЖД, уже была перешита на европейскую колею, на пограничной с советской стороны станции Отпор Забайкальской ж.д. было развёрнуто грандиозное строительство превратившее бывший разъезд № 86 Кайдаловской ветви КВЖД в крупный железнодорожный узел. В частности, были построены довольно обширные парки станции, централизация на 145 стрелочных переводов, водовод Аргунь - Отпор,  железнодорожный вокзал, пункт перестановки вагонов, жилые дома и т. д. В результате активного строительства Отпор сначала получил в 1952 году статус села, а в 1954 году - уже посёлка городского типа. Станция фактически заработала в январе 1954 года с запуском беспересадочного поезда Москва - Пекин.[http://zabzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=25][http://periskop.livejournal.com/1133200.html#cutid1]


В 1958 году станция и посёлок были переименованы в Забайкальск.
В 1958 году станция и посёлок были переименованы в Забайкальск.[https://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%E1%E0%E9%EA%E0%EB%FC%F1%EA]


== Линии метрополитена ==
== Линии метрополитена ==

Версия от 22:37, 19 августа 2014

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.),[1] введенные в строй с 6 марта 1953 г. по 8 февраля 1955 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Крейсера проекта 68-бис

Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис, 2005 г.

В этот период в дополнение к пяти построенным ранее было введено в строй еще восемь крейсеров этого типа:

  • «Адмирал Нахимов» - заложен 27 июня 1950 года, спущен на воду 29 июня 1951 года, введен в строй 27 марта 1953 года.
  • «Адмирал Ушаков» - заложен 6 февраля 1951 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введен в строй 8 сентября 1953 года.
  • «Адмирал Лазарев» - заложен 6 февраля 1952 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введен в строй 30 декабря 1953 года.
  • «Александр Суворов» - заложен 2 февраля 1951 года, спущен на воду 15 мая 1952 года, введен в строй 31 декабря 1953 года.
  • «Адмирал Сенявин» - заложен 31 октября 1951 года, спущен на воду 22 декабря 1952 года, введен в строй 30 ноября 1954 года.
  • «Молотовск» (с 3 августа 1957 года «Октябрьская революция») - заложен 15 июля 1952 года, спущен на воду 25 мая 1954 года, введен в строй 30 ноября 1954 года.
  • «Михаил Кутузов» - заложен 23 февраля 1951 года, спущен на воду 29 ноября 1952 года, введен в строй 31 января 1955 года. В настоящее время корабль-музей в г. Новороссийск.
  • «Дмитрий Пожарский» - заложен 28 февраля 1952 года, спущен на воду 25 июня 1953 года, введен в строй 31 декабря 1954 года.

Позднее был введен в строй еще один крейсер этого проекта.

Железные дороги

Коренная реконструкция станции Отпор (Забайкальск) Забайкальской ж.д.

В 1950 году был подписан большой советско-китайский договор, предусматривавший, помимо прочего развития связей во всех областях деятельности, также и запуск прямого поезда Москва - Пекин. Поскольку к этому времени вся сеть дорог Китая, включая основную часть КВЖД, уже была перешита на европейскую колею, на пограничной с советской стороны станции Отпор Забайкальской ж.д. было развёрнуто грандиозное строительство превратившее бывший разъезд № 86 Кайдаловской ветви КВЖД в крупный железнодорожный узел. В частности, были построены довольно обширные парки станции, централизация на 145 стрелочных переводов, водовод Аргунь - Отпор, железнодорожный вокзал, пункт перестановки вагонов, жилые дома и т. д. В результате активного строительства Отпор сначала получил в 1952 году статус села, а в 1954 году - уже посёлка городского типа. Станция фактически заработала в январе 1954 года с запуском беспересадочного поезда Москва - Пекин.[1][2]

В 1958 году станция и посёлок были переименованы в Забайкальск.[3]

Линии метрополитена

Станция Краснопресненская Кольцевой линии Московского метро, 2008

Строительство Московского метрополитена

В это время в развивавшемся и ранее Московском метрополитене были завершены следующие крупные проекты:

  • Кольцевая линия — 14 марта 1954 года был введён в строй замыкающий участок линии Белорусская — Парк Культуры им. Горького с двумя новыми станциями глубокого заложения.
  • Участок Площадь Революции — Киевская Арбатско-Покровской линии — построенный в глубокой тайне дублёр уже существовавшего участка отличался использованием станций глубокого заложения, что, по-видимому, следовало из требований его возможного использования для защиты от бомбардировок. Линия с тремя новыми станциями была открыта 5 апреля 1953 года. При этом дублирующий участок, позднее вошедший в состав Филёвской линии был закрыт до 1958 года.

Также 24 сентября 1954 года на Арбатско-Покровской линии была открыта временная надземная станция «Первомайская», располагавшаяся прямо в электродепо Измайлово и действовавшая до 1961 года.

Метрополитен развивался и позднее.

Гидроэнергетика

Мингечаурская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 359 МВт, строившаяся с 1945 года на реке Кура на западе Азербайджанской ССР была введена в строй 1954 году. Электростанция являлась частью более крупного проекта Каскада Мингечаурской ГЭС, который был завершён позднее. В настоящее время электростанция называется Мингечевирской ГЭС.[4][5]

Гюмушская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 224 МВт, также известная как Аргельская ГЭС, была достроена в 1953 году на реке Раздан в Армянской ССР.

Усть-Каменногорская ГЭС

На гидроэлектростанции на реке Иртыш в административном центре Восточно-Казахстанской области, строившейся с 1939 года с перерывом на войну, один из гидроагрегатов которой был введён в строй ранее, в этот период были введены в строй ещё два гидроагрегата установленной мощностью по 82,8 МВт каждый в июне и декабре 1953 года соответственно. В этот же период в 1954 году[6] было официально завершено строительство ГЭС. Однако фактически последний её гидроагрегат был запущен, как указывается в некоторых источниках, из-за отсутствия потребителей электроэнергии только в ноябре 1959 года.[7]

Обнинская АЭС, 2009

Атомная энергетика

Обнинская АЭС

Первая в мире атомная электростанция строилась с 1951 года в поселке Обнинское (ныне город Обнинск) Калужской области. Введена в строй электростанция была 26 июня 1954 года. На станции имелся один энергоблок мощностью 5 МВт, содержащий канальный реактор с графитовым замедлителем и водяным теплоносителем типа АМ-1. Станция по сути являлась опытно-промышленной, на ней постоянно проводились различные научные исследования.

В 2002 году реактор электростанции был остановлен после 49 лет успешной работы.

Тепловая энергетика

Ступинская ТЭЦ (ТЭЦ-17 Мосэнерго)

Строительство ТЭЦ общей электрической мощностью 192 МВт, работающей на буром угле Подмосковного бассейна началось в городе Ступино, который она отапливает и по сей день, в 1939 году. Вступила в строй ТЭЦ 9 мая 1950 года, однако полностью её сооружения были готовы только к концу 1953 года. С 1985 года ТЭЦ работает также и на природном газе.[8]

Сельское хозяйство

Освоение целины — начало работ

После того, как в сентябре 1953 года фактическим соправителем Маленкова стал Н. С. Хрущёв, по предложению последнего сельскохозяйственная реформа Маленкова была расширена за счет грандиозных объемов программы освоения целинных и залежных земель.

Уже к началу 1955 года на целинных землях, расположенных в основном в северной части Казахской ССР, было создано 425 новых совхозов, которыми при помощи переданных им 200 тыс. тракторов было распахано 30 млн гектаров (300 тыс. кв. км) целины и засеяно 2/3 из них[9][2]

Крупный урожай, полученный в 1954 году, а также, по-видимому, личное влияние Хрущёва стали причинами того, что вскоре стартовал второй этап освоения целины.

Жилой дом на Кудринской площади, 2014
Гостиница «Ленинградская», 2010

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Жилой дом на площади Восстания (Кудринской площади), г. Москва

Жилой дом, представлявший собой одну из сталинских высоток строился с 1948 по 1954 год. Высота здания с башней и шпилем составляет 156 метров.

Здание отличалось богатой отделкой вестибюлей, в нём же располагался кинотеатр «Пламя».

Гостиница «Ленинградская», г. Москва

Относительно скромных размеров сталинская высотка, тем не менее была шикарно отделана и на некоторое время стала самой высокой гостиницей в Европе, СССР и Москве, вскоре, впрочем, уступив эти титулы гостинице «Украина». Строительство здания велось с 1949 по 1954 годы. Высота гостиницы «Ленинградская» (ныне Москоу Хилтон Ленинградская) составляет 136 метров, а общая площадь здания — 25 000 кв. м. Изначально в ней размещалось 330 номеров.

Отделка гостиницы, в которой были широко использованы мотивы предыдущих эпох русской архитектуры, в том числе и храмовой, а также широко использовалась позолота и другие дорогие материалы впоследствии стала одним из основных объектов нападок Н. С. Хрущёва на «излишества в архитектуре».

Главный вход ВСХВ постройки 1954 года, 2008
Файл:"Фонтан Дружбы народов СССР на ВСХВ 1954".jpg
Фонтан Дружбы народов СССР на ВСХВ в 1950-х

Коренная реконструкция Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), г. Москва

Открытый в 1939 году крупнейший выставочный комплекс — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), позднее известный как Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) и Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) был закрыт и эвакуирован в начале Великой Отечественной войны. Выставка возобновила свою работу только 1 августа 1954 года после масштабной реконструкции, проведённой в 1950—1954 гг.

В ходе реконструкции площадь выставочного комплекса была увеличена со 136 до 207 гектаров, добавились новые павильоны, в том числе прибалтийских республик, многие ранее существовавшие павильоны также были расширены и украшены. Также в рамках реконструкции на территории комплекса были построены несколько крупных фонтанов, впоследствии получивших широкую известность.

В 2014 году появились планы новой коренной реконструкции комплекса.

Главное здание МГУ

Наука и образование

Главное здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва

Крупнейшая из сталинских высоток строилась на московских Воробьевых (в то время - Ленинских) горах с 1949 года и было введено в строй с началом учебных занятий 1 сентября 1953 года.

Высота здания с 34 этажами в центральной части составила со шпилем 240 м. В результате здание на 64 мета превзошло по высоте предыдущего отечественного рекордсмена - Жилой дом на Котельнической набережной в Москве. Это сделало его самым высоким зданием в Европе вплоть до 1990 года и самым высоким зданием в Москве и России вплоть до строительства в 2005 году Триумф-Паласа. Кроме того, здание являлось и самым высоким отдельно стоящим сооружением страны вплоть до строительства в 1967 году Останкинской телебашни.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Освоение целины — начальный этап

См. раздел «Сельское хозяйство».

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Durgin, Jr., Frank A. (1962). «The Virgin Lands Programme 1954—1960». Soviet Studies (JSTOR) (13.3): 255-80.