Крупные российские проекты (Екатерина II, 1783-1796)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Екатерина II Великая

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введённые в строй с 8 апреля 1783 года по 6 (17) ноября 1796 г.

Границы периода обусловлены присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года и смертью Императрицы.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы нации

Сенатский дворец Московского кремля

Сенатский дворец Московского кремля

Здание Сената в Московском кремле строилось в 1776—1788 гг. для переведённых в Москву из Санкт-Петербурга двух департаментов Сената.[1] По некоторым данным[2], полностью отделочные работы во дворце, построенном на неудобном треугольном участке, были завершены в 1790-м году.

С 1918 года, когда во дворце был расположен рабочий кабинет В. И. Ленина, здание неизменно остаётся основной резиденцией глав нашего государства. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента России, на куполе которой поднят видимый с Красной площади президентский штандарт.

Крупнейшие корабли и суда

В этот период начали вступать в строй первые большие корабли Черноморского флота.

100-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Тяжёлые линейные корабли, предназначенные обычно для командующего флотом или эскадрой в этот период строились для Балтийского флота достаточно крупной серией. В этот период на Балтике были построены восемь таких кораблей:

  • «Иоанн Креститель» («Чесма») — заложен в 26 июля 1782 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 сентября 1783 года. Назван в честь победы русского флота в Чесменском сражении 26 июня 1770 года в день святого Иоанна Крестителя. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Три Иерарха» — заложен в 26 июля 1782 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 сентября 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Ростислав» — заложен в 2 июля 1782 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 23 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Саратов» — заложен в 22 февраля 1784 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 15 октября 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Двунадесять Апостолов» — заложен в 15 мая 1785 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 2 августа 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг, в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Святой Равноапостольный Князь Владимир» — заложен в 6 сентября 1785 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 2 августа 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Святой Николай Чудотворец» — заложен в 19 сентября 1785 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 13 мая 1789 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Евсений» — заложен в 3 января 1788 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 июля 1790 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.

80-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Крупные линейные корабли, предназначенные обычно для командующего отрядом или эскадрой, а в данном случае — относительно небольшим в то время Черноморским флотом. В этот период на Чёрном море были построены два таких корабля:

  • «Иосиф II» (с 15 марта 1790 года «Рождество Христово») — заложен в августе 1786 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 15 мая 1787 года в присутствии Екатерины II, совершавшей свой Таврийский вояж, и австрийского императора Иосифа II, в честь которого изначально и был назван корабль. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Святой Павел» — заложен в 20 ноября 1791 года на Николаевской верфи, спущен на воду 9 августа 1794 года. Фактически нёс до 84 пушек. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Линкоры, ранее предназначавшиеся для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов, к этому периоду стали основной ударной силой флотов того времени. В это время на Балтийском и Белом море было введено в строй 18 таких кораблей:

  • «Ярослав» — заложен 13 января 1783 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг и в войне с Францией 1792-1797 гг.
  • «Владислав» — заложен 19 сентября 1782 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Всеслав» — заложен 1 мая 1784 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 мая 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг и в войне с Францией 1792-1797 гг.
  • «Мстислав» — заложен 1 мая 1784 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 мая 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг, в войне с Францией 1792-1797 гг и в войне с Францией 1792-1797 гг.
  • «Святая Елена» — заложен 1 июля 1780 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 сентября 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг, в войне с Францией 1804-1077 гг и в войне с Турцией 1806-1812 гг.
  • «Святой Пётр» — заложен 20 июля 1785 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 14 мая 1786 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг, в войне с Францией 1792-1797 гг и в войне с Францией 1798-1800 гг.
  • «Кир-Иоанн» — заложен 20 июня 1785 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 14 мая 1786 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг, в войне с Францией 1792-1797 гг.
  • «Александр Невский» — заложен 11 мая 1786 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1787 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг, в войне с Францией 1792-1797 гг и в войне с Францией 1798-1800 гг.
  • «Сисой Великий» — заложен 10 июня 1787 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 7 мая 1788 года. Назван в память о Гогландском сражении, произошедшем в день святого Сисоя Великого. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Максим Исповедник» — заложен 10 июня 1787 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 8 мая 1788 года. Назван в память о Роченсальмском сражении, произошедшем в день святого Максима Исповедника. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Борис» — заложен 1 июля 1788 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792-1797 гг и в войне с Францией 1798-1800 гг.
  • «Глеб» — заложен 25 июля 1788 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792-1797 гг и в войне с Францией 1798-1800 гг. Уже после вывода из боевого состава флота и обращения в плавказарму в 1802 году вновь был на некоторое время введён в строй в апреле 1803 года в качестве плавучей батареи на Ревельском рейде, где он был поставлен на позицию на случай нападения англичан.
  • «Пётр» — заложен 26 июня 1789 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войне с Францией 1792-1797 гг и в войне с Францией 1798-1800 гг.
  • «Алексей» — заложен 26 июня 1789 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войне с Францией 1798-1800 гг.
  • «Память Евстафия» — заложен 14 июня 1790 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 24 мая 1791 года. Участвовал в войне с Францией 1792-1797 гг и в войне с Францией 1798-1800 гг.
  • «Исидор» — заложен 10 октября 1790 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду в 1795 году. Участвовал в войне с Францией 1798-1800 гг. Затем 26 октября 1800 года в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова, возвращавшейся из похода в Средиземное море, прибыл в Севастополь и с 1801 года переведён в Черноморский флот.
  • «Елисавета» — заложен 22 ноября 1788 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 сентября 1795 года. Участвовал в войне с Францией 1798-1800 гг.
  • «Всеволод» — заложен 21 сентября 1794 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 24 августа 1796 года. Участвовал в войне с Францией 1798-1800 гг, в войне с Францией 1804-1807 гг, в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808-1809 гг. Геройски погиб в бою с превосходящими английскими силами 14-15 августа 1808 года.

74-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Линкоры, ранее предназначавшиеся для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов, к этому периоду стали основной ударной силой флотов того времени. В это время на Чёрном море было введено в строй два таких корабля:

  • «Святой Пётр» — заложен 3 февраля 1794 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 5 ноября 1794 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Святые Захарий и Елизавета» — заложен 18 марта 1794 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 1 августа 1795 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

66-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Лёгкие и «бюджетные» для этого времени двухдечные линейные корабли этого типа активно строились прежде всего во время войны для срочного наращивания сил флота, также они использовались в мелководных районах и при поддержке лёгких сил. В это время на Балтийском и Белом морях было построено 13 таких кораблей:

  • «Мечеслав» — заложен 19 сентября 1781 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Болеслав» — заложен 19 сентября 1781 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Изяслав» — заложен 19 сентября 1782 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Пантелеймон» — заложен 7 сентября 1784 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 14 мая 1786 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Северный Орёл» — заложен 11 мая 1786 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1787 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Прохор» — заложен 1 июня 1787 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 7 мая 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Никанор» — заложен 1 июля 1788 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Пимен» — заложен 25 июля 1788 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Иона» — заложен 26 июня 1789 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Филипп» — заложен 9 июля 1789 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Граф Орлов» (с 1796 года «Михаил») — заложен 14 июля 1790 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 24 мая 1791 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Европа» — заложен 19 июля 1791 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1793 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Азия» — заложен 21 сентября 1794 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 24 августа 1796 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

66-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Достаточно лёгкие и «бюджетные» для этого времени (более слабые корабли в этот период попадали в русский флот только в качестве трофеев от хуже оснащённых противников) двухдечные линейные корабли этого типа составляли основную силу только что основанного Черноморского флота. В это время на Чёрном море было построено восемь таких кораблей:

  • «Слава Екатерины» (с 3 марта 1778 года «Преображение Господне») — заложен 7 июля 1780 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 16 сентября 1783 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Святой Павел» — заложен 9 июля 1780 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 12 октября 1784 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Мария Магдалина» — заложен 28 июня 1781 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 16 мая 1785 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Александр» — заложен 28 июня 1781 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 16 мая 1786 года.
  • «Святой Владимир» — заложен 9 июля 1780 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 15 мая 1787 года в день визита в адмиралтейство Екатерины II в рамках Таврийского вояжа. Фактически нёс 70 пушек. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Мария Магдалина» (с 1799 года «Мария Магдалина Первая») — заложен 13 июня 1786 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 12 апреля 1789 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг. Реально на 1790 год нёс 68 пушек.
  • «Богоявление Господне» — заложен 15 марта 1789 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 22 марта 1791 года. Фактически нёс 72 пушки. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа») — заложен 30 сентября 1790 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 6 мая 1791 года. Фактически нёс 72 пушки. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

Крупнейшие морские порты

Севастополь

См. Морская крепость Севастополь.

Гужевые дороги

Коренная реконструкция дорог Крыма к приезду Екатерины II

К приезду в Крым Императрицы в рамках Таврического вояжа по Новороссии множество дорог в Крыму и на подъездах к нему, по которым она должна была двигаться, были приведены в надлежащее состояние или даже построены с нуля, в том числе в горах, также были установлены верстовые знаки («Екатерининские мили»), построены дома и дворцы для отдыха, триумфальные арки и т. д. В частности, была построена дорога Кизикермен (около нынешней Каховки) — Перекоп. Проект был осуществлён в строительные сезоны 1785 и 1786 гг.[3][4]

Машиностроение

Херсонское адмиралтейство

Кораблестроительное предприятие, предназначенное для строительства крупных военных кораблей было основано 19 ноября 1778 года в нижнем течении Днепра, поскольку ранее использовавшиеся верфи на Дону испытывали очень значительные трудности с недостаточными глубинами реки, в засушливые годы вообще не позволявшей выводить построенные корабли в море. При этом для скорейшего строительства Черноморского флота кораблестроительные работы в нём начались ещё в процессе строительства самого адмиралтейства. Спуск построенного первым 66-пушечного линейного корабля «Слава Екатерины» состоялся 16 сентября 1783 года, а в целом адмиралтейство было готово к 1787 году, когда в ходе Таврического вояжа город посетила Екатерина II. В целом именно адмиралтейству обязаны своим появлением город Херсон и Херсонская крепость.

Примечательно, что уже в 1786 году российским спецслужбам, охранявшим Херсонское адмиралтейство, удалось выявить и доказать вину агента английской разведки интересовавшегося местным кораблестроением. Адмиралтейство проработало чуть менее полувека - его оборудование было демонтировано и вывезено в Николаев в 1827-1829 гг в связи с выполненным к этому времени углублением фарватеров, поставившим Николаевское адмиралтейство в значительно более выгодное положение по сравнению с Херсонским.[5]

Николаев в конце XVIII века, гравюра того времени

Николаевское адмиралтейство

Новое адмиралтейство в устье реки Ингул, впадающей в Бугский лиман было основано относительно недалеко от уже существовавшего к тому времени Херсонского адмиралтейства, однако имело значительное преимущество в плане глубоководности, поскольку небольшая коса, лимитировавшая глубины для выхода в открытое море с этого места могла быть впоследствии прорыта[2]. Распоряжение о строительстве верфи князь Потёмкин подписал в 1788 году, в 1789 году на месте будущего адмиралтейства и города Николаев было построено первое небольшое укрепление, в 1790 году спущен на воду 46-пушечный фрегат «Святой Николай», а в 1794 году уже флагманский 90-пушечный линейный корабль «Святой Павел». К 1796 году предприятие и город вокруг него развились настолько, что туда из Херсона было переведено Черноморское адмиралтейское управление[6].

Впоследствии адмиралтейство неоднократно подвергалось крупным модернизациям.

Здание Императорской Академии Художеств, 2013

Наука и образование

Императорская Академия Художеств

Являвшееся в первые годы своего существования (1757…1763) фактически филиалом Московского Университета Императорская Академия Художеств, тем не менее, с самого начала располагалась в Санкт-Петербурге. Размещена она при этом была в особняке И. И. Шувалова, стараниями которого и была ранее создана, однако вскоре ясно наметившийся успех нового учебного заведения привёл к тому, что в 1764 году на Васильевском острове началось строительство специального здания для Академии. Занимавшее целый квартал богато отделанное и наполненное художественными коллекциями здание было введено в строй в 1788 году.[7]

Ныне в здании расположен Научно-исследовательский музей Россйской Академии художеств.

Фортификационные сооружения

Морская крепость Севастополь

Первые укрепления будущего Севастополя появились ещё до официального присоединения Крыма к России 1783 году — их заранее начал возводить командующий контингентом Российской Императорской армии в Крымском Ханстве А. В. Суворов. Официально основан город Севастополь был по указу Екатерины II от 10 февраля 1784 года, по которому требовалось построить в Ахтиарской гавани крепость портом, военным поселением и верфью, пригодной для строительства линейных кораблей первого ранга. Первоочередные работы по строительству береговой инфраструктуры были завершены к визиту Императрицы 22-23 мая 1787 года в рамках её поездки с иностранными делегациями по Новороссии - Таврического вояжа. Официально Севастопольский порт, командующим которым стал Ф. Ф. Ушаков, был учреждён в 1789 году, а в 1792 году в городе уже жили 15 тысяч человек.[8][9][10]

Крепость и город успешно развивались и модернизировались и позднее.

Очаковские ворота Херсонской крепости[3]

Херсонская крепость

Крепость на Днепре, которая должна была, помимо прочего, охранять строящееся в ней Херсонское адмиралтейство, была основана 8 сентября 1778 года на месте бывшего небольшого укрепления Александр-Шанец, построенного российскими войсками во время очередной русско-турецкой войны несколькими десятилетиями ранее. Крепость была выполнена в основном земляной, но снабжена при этом каменными воротами, каменными зданиями внутри крепости, подъемными мостами и подземными противоподкопными тоннелями. Строительство первой очереди крепости, адмиралтейства и города завершено к визиту Екатерины II в рамках Таврического вояжа. Также рядом с крепостью был построен город Херсон.[11]

Часть сооружений крепости, упразднённой в 1835 году, сохранились до наших дней.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Фейерверк в Каневе во время Таврического вояжа Екатерины II, 1787

Таврический вояж

Грандиозное по масштабам и стоимости путешествие Екатерины II в январе 1787 — июле 1787 гг в Новороссийскую губернию и, в частности, Крым со двором численностью около 3000 человек резко выделялось из множества предпринятых ею поездок по стране.[12] По всей видимости, причиной тому являлась дипломатическая значимость этого путешествия, в котором принимал участие австрийский император Иосиф II и множество иностранных посланников. Поезда ставила целью доказать европейским правителям, что по тем временам почти равносильно всему миру, что обширные земли, приобретённые Россией в Северном Причерноморье успешно освоены, поскольку европейцы до этого фактически требовали «поделиться» «чрезмерными» приобретениями. Общая длина пройденного за время путешествия пути составила 5657 вёрст (6035 км), основная часть которого была преодолена в каретах. К путешествию Императрицы, помимо обычных празднеств, феерверков, украшения дорог, путевых дворцов и т. п., был приурочен ввод в строй множества крупных объектов, среди них:

Также во время путешествия был официально основан город Екатеринослав (ныне Днепропетровск) и спущен на воду 50-пушечный фрегат «Александр Невский».

Херсон в начале XIX в.: сам город слева внизу, крепость и адмиралтейство в её южной части — посередине, военный городок — справа вверху

Город Херсон

В отличие от чисто военной крепости Севастополь, Херсон с самого начала строился не только как крепость и центр судостроительной и судоремонтной промышленности, но и как обычный город и морской порт. Уже в 1787 году иностранцы, побывавшие в городе во время Таврического вояжа Екатерины II отмечали большую купеческую активность в порту Херсона. К этому же времени были достроены Херсонская крепость и Херсонское адмиралтейство, фактически начавшее свою деятельность ещё в процессе строительства.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Что впоследствии и было сделано не позднее конца 1820-х.
  3. Открытка конца XIX - начала XX века, к этому времени вместо подъемного моста во рву была сделана насыпь, а спереди виден проезд через защищавший ворота равелин.