Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762)): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 26 промежуточных версий 6 участников)
Строка 1: Строка 1:
дечные линейные корабли этого типа. В это время в в [[Судоремонтный завод «Краснфункции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных лиевакинского. С 1753 г. реконструкция гадой) контргард и три редута, значительно усилившие стойкость укреплений к длительной оumb|150px|left|Сооружения второй 41…1751 гг.]] дворец в 1752…1756 гг. снова подвергся серь российские проекты (Смутное время, 1605-1613)|160l’impératrice Élisabeth Petrovna (1760).jpg|200px|thumb|Елизавета Петровныне Кировоград, Украина).
[[Файл:Carle Vanloo, Portrait de l’impératrice Élisabeth Petrovna (1760).jpg|240px|thumb|Елизавета Петровна]]
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).


До нашего времени сохранились земляные валы крепости.
{{Крупные российские проекты (список периодов)}}
 
== Символы нации ==
[[Файл:Catherine Palace in Tsarskoe Selo.jpg|thumb|250px|left|Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.]]
 
=== Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция) ===
Только что [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#Екатерининский_дворец_в_Царском_Селе_(коренная_реконструкция)|перестроенный Елизаветой в 1741–1751 годах]] дворец, названный в честь её матери Екатерины I, в 1752–1756 годах снова подвергся серьёзной реконструкции под руководством архитектора Франческо Бартоломео (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.


[[Файл:Вид на Аннинские укрепления со стороны Батальонной улицы 2.JPG|thкты_(Временное_правительство,_марD0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.84.D1.8C.29_.D0.B8_.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1. российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[К в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F.29|перестроенный Елизаветой в 1732]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1832-1843)|18тября 1758 г., спущен на воду 25 мае проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 19оками и маяками и возведённые ещё в 1721—1723 гг. по проекту Доменико Тре12]], [[Крупные российские проект.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA. в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).
Во время второй перестройки дворец был значительно расширен, достигнув длины 325 м, после чего к Екатерининскому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой».  


Аналогичные проек1598-1605)|1598-1605]], [[Крупныен 26 апреля 1755 г., спущен на во., спущен на воду 29 мая 1761 г.
Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке.  


== Крупнбашни-кроншпица, служившие флагштпные российские проекты (Александ, [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1654-1667)|1654-1667]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1667-1676)|1667-1676]], [[Крупные российские проекты[[Файл:Carle Vanloo, Portrait de . [[#Реконструкция Галерной гавани|Реконструкция Галерной гавани]].
Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно, так как престиж играл немалую роль в международной политике.


== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
Судя по объёму работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учётом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.


=== Екатерининский дворец в Царском Селе ===
[[Файл:Екатерининский дворец в 1761 г.jpg|thumb|500px|center|Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций, 1761 г.]]
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]].


=== Большой дворец в Петея 1760 г.
[[Файл:Фасад со стороны Верхнего сада.JPG|thumb|250px|right|Большой дворец Петергофа]]
* «Святой Иаков» — залоD0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.I, 1855-1861)|1855-1861]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)|1861-1870]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1870-1881)|1870-1881]], [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)|1881-1894]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный ещё Трезини, был облицован камнем в 1750—1754 гг.[http://walkspb.ru/ulpl/shkiperskiy_pr.html][http:ргофе ===
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]].


[[Файл:Гй дворец [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#.D0.9F.D0.B.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.на]]
=== Большой Петергофский дворец ===
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские перная верфь в Гребном порту ===
Первоначально главный дворец [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#Петергоф|построенного в 1714…1725 гг. Петергофа]] был относительно небольшим зданием. Однако в 1745…1755 гг. и этот дворец был серьёзно реконструирован и расширен под руководством В. В. Растрелли, в результате чего длина обращённого к морю фасада достигла 268 м.
Смреть тут: [[Крупные российские проекты (незапамятные времена)|до 862]], [[Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879)|862-879]], [Екатерина II, 1772-1783)|1772-178584)|1560-1584]], [[Крупные российские проекты (Фёдор I, 1584-1598)|1584-1598]], [[Крупные российские проекты (Борис I, ления слева]]


=== Вторая очередь Анненских укреплений в Выборге ===
== Крупнейшие корабли и суда ==
В связи с началом очередной войны со Швецией в 1741 году были начаты работы поурсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое зие проекты (Святополк II, 1093-11 немного усилен люнетами, а также было серьёзно увеличено артиллерийское вооружение крепости.


== Ссылки ==
=== 100-пушечный линейный корабль «Святой Дмитрий Ростовский»  ===
{{Примечания}}
Тяжёлые трёхдечные флагманские линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в состав Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В этот период в Санкт-Петербургском Адмиралтействе был построен только один такой корабль, а именно «Святой Дмитрий Ростовский», который был заложен 11 апреля 1756 г., а спущен на воду 12 июля 1758 г. Ранее при Елизавете I был построен ещё один подобный [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#100-пушечный_линейный_корабль_«Захарий_и_Елисавета»|повелитель морей]].
<br />


{{Крупупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть голйские проекты (Ростислав II и Андрей I, 1157-1174)|1157-1174]], [[Крупные российские проекты (Всеволод III, 1174-1212)|1174-1212]],3]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1783-1796)|1783-1796]], [[Крупныармати і вали Фортеці Святої Єлис754)-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Пётр III, 1761(1762жен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г.
=== 80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел» ===
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время было в дополнение, к [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#80-пушечные_линейные_корабли_типа_«Святой_Павел»|двум, введённым в строй ранее]], были построены ещё четыре таких корабля:
* «Святой Николай» — заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 18 июня 1752 году, спущен на воду 12 сентября 1754 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
* «Святой Павел» — заложен на Кронштадтской верфи 2 июня 1753 году, спущен на воду 10 июля 1755 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
* «Святой Андрей Первозванный» — заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 1 августа 1756 году, спущен на воду 20 мая 1758 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
* «Святой Климент Папа Римский» — заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 20 июля 1756 году, спущен на воду 28 сентября 1758 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_III,_1761(1762)-1762)#80-пушечные_линейные_корабли_типа_«Святой_Павел»|ещё четыре корабля этого проекта]].


=== 66-пушечные линейные корабли ===
=== 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России» ===
Основную 5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B3.D0.BE.D1.84|построенного в 1714…1725 гг. Петергофа]] был относительно небольшим зданием. Однако в 1745…1755 гг. и этот двори Иване IV, 1533-1545)|1533-1545]], [[Крупные российские проекты (Иван IV, 1545-1560)|1545-1560]], [[Крупные российские проекты (Иван IV, 1560-11959)|1955-1959]], [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964)|1959-1964]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)|218]], [[Крупные российские проекты (Юрий II, 1218-1238)|1218-1238]], [[Крупные российские проекты (Ярослав Владимирский, 1238-1246)|1238-1246]], [[Круие проекты (Дмитрий Переяславский, 1276-1293)|1276-1293]], [[Крупные российские проекты (Андрей Городецкий, 1293-1304)|1293-1304]], [[Крупные российские проекты (Михаил Тверской, 1304-1318)|1304-1318]], [[Крупные российские проекты (Дани.BD.D1.8C_.D0.93.D1.80.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.D0.B0|в основном достроенного при Петре II]] (гавань порта включала стигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином сду 12 мая 1756 г.
Основную силу российского императорского флота того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа, выпускавшиеся самой крупной для отечественного флота серией в 58 кораблей. В это время в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] в дополнение к [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|22-м, введённым в строй ранее]] было построено девять таких кораблей:
* «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
* «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
* «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
* «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
* «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
* Без названия — заложен 29мя в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля:
* Без названия — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
* усилению [[Крупные_российские_проекты_(Ан проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)|1971-1976]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)|1976-1982]], [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)|ронштадт у берегов Норвегии.
* «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
* «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
* «Святой Пётр» — заложен 25 сенты (Ярополк II, 1132-1139)|1132-1139]], [[Крупные российские проекты (Всеволод II, 1139-1146)|1139-1146]], [[Крупные российские проекты (Изяслав II и Юрий I, 1146-1157)|1146-1157]], [[Крупные россиВ. Растрелли, в результате чего длина обращённого к морю фасада достигла 268 м.
* «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
* «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 17 мая 1761 г.
Ещё 27 кораблей этого типа были введены в строй [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_III,_1761(1762)-1762)#66-пушечный_линейный_корабль_«Святой_Александр_Невский»_типа_«Слава_России»|позднее]].
 
=== 54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй» ===
В это время в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] было построено два лёгких линкора этого типа:
* «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
* «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 29 мая 1761 г.


== Крупнейшие корабли и суда ==
Ещё один корабль этого типа был построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#54-пушечный_линейный_корабль_«Азия»_типа_«Пётр_Второй»|позднее]].


=== 100-пушечные линейные корабли =роекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-20ожет идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или неско., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
== Крупнейшие морские порты ==
* «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
[[Файл:Галерная гавань. План XIX века.jpg|thumb|300px|left|Галерная гавань, план XIX в.]]
* «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
* «Святой Климент Папа Римский» — залоные российские проекты}}


[[Категория:Крупные российские проекты |**1753]]
=== Реконструкция Галерной гавани ===
[[Категория:Российская Империя]]
При Елизавете Петровне была произведена реконструкция сооружений [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#Гребной_порт_Санкт-Петербурга|Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I]] и [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#Галерная_гавань_Гребного_порта|в основном достроенного при Петре II]] (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 × 200 м) и [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#Укрепления_Галерной_гавани|обнесённого укреплениями]] при Анне Иоанновне.
[[Категория:История России]]
[[Категория:1750-е годы]]
[[Категория:1760-е годы]]
[[Категория:XVIII век]] I, 879-912)|879-912]], [[Крупныеётр I, 1721-1725)|1721-1725]], [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|1725-1727]], [[Крупные российскит-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Влар Невский, 1246-1263)|1246-1263]], [[Крупные российские проекты (Ярослав Тверской, 1263-1272)|1263-1272]], [[Крупные российские проекты (Василий Костро==
{{main|Судоремонтный завод «Красная Кузница»}}


В 1760 году восстановленная четвертью века ранее [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.34-1941)|1934-1941]], [[Крупные российские проектты других периодов истории Родины можно посмот|1843-1855]], [[Крупные российские проекты (Александр Iовных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких кначение, судя по опыту Великой Семской, 1272-1276)|1272-1276]], [[Крупные российск32-1843]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80.D0.B5.D1.86_.D0.B2_.D0.A6.D0.B0.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.BC_.D0.A1.D0.B5.D0.BB.D0.B5_.28.D0.BA.е российские проекты (Павел I, 1796-1801)|1796-1801]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815)|1801-1815]], [[Крупные российские проекты (Александ апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне по (Фёдор III, 1676-1682)|1676-1682]], [[Крупные российсквани ускорилась, что было связаноекты (Василий II, 1425-1462)|1425-1462]], [[Крупные российскские проекты (Иван II, 1353-1359)0.B8.D0.B5|Архангельское адмиралтейство,]] включавшее Соломбальскую верфь и несколько более меле проекты (Пётр II, 1727-1730)|1727-1730]], [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российловичи и Михайловичи, 1318-1328)|ких производственных площадок, подверглосьупные российские проекты (Святослав I, 962-972)|962-972]], [[Крупные российские проекты (Ярополк I, 972-978)|972-978]], [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Кости, на ней это время были построены две новых линии казарм для рабочих-судостроителей.
В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Под руководством архитектора С. Чевакинского сооружения гавани начали реконструироваться для размещения верфи. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому, с наметившимся политическим курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение, судя по опыту Великой Северной войны 1700—1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов.


Верфь продолжала развиваться и [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1772-1783)#.D0.90.D1.80.D1.85.Dе в устье реки Мойки. Для размещения верфи сооружения гавани начали реконструироваться под руководством архитектора С. Чарском Селе со стороны парадного двора и циркумференций, 1761 г.]]
В 1753—1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные «галерные сараи» (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведённые ещё в 1721—1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный ещё Трезини, был облицован камнем в 1750—1754 гг.[http://walkspb.ru/ulpl/shkiperskiy_pr.html][http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/019]


=== Екатерининский дворец0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE.C2.A0.E2.80.94_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D080.D1.82_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA[Крупные российские проекты (Олегы (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]], [[Крупные российские проекты (жен 25 мая 1760 г., спущен на воду 17 мая 1761 г.
== Машиностроение ==


=== 54-пушечные линейные корабли ===
=== Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) — коренная реконструкция ===
В это время в в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] было построено два лёгких линк764 году.[http://uk.wikipedia.org/wiki/Фортеця_святої_Єлисавети][http://narodna.pravda.com.ua/rus/history/4de4e6b8dedd8/][http://obrs.ru/?p=16647]
{{main|Судоремонтный завод «Красная Кузница»}}


Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. нападеерная гавань. План XIX века.jpg|thumb|150px|Галерная гавань, план XIX в.]]
В 1760 году восстановленная четвертью века ранее [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#Архангельское_адмиралтейство_(Соломбальская_верфь)_и_Архангельский_военный_порт —_восстановление|Архангельское адмиралтейство,]] включавшее Соломбальскую верфь и несколько более мелких производственных площадок, подверглось коренной реконструкции. Существующие здания были капитально отремонтированы (что для деревянных строений в большинстве случаев означало перестройку заново), а сама верфь была расширена. В частности, на ней в это время были построены две новых линии казарм для рабочих-судостроителей.


=== Реконструкция Галерной гавани ===
Верфь продолжала развиваться и [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1772-1783)#Архангельское_адмиралтейство —_реконструкция|позднее]].
При Елизавете Петровне было произведена реконструкция сооружений [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#.D0.93.D1.80.D0ие проекты (Софья Алексеевна, 1682-1689)|1682-1689]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1крупнейший в России XVIII в. иску 1985-1991)|1985-1991]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупныетиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцово1964-1971]], [[Крупные российскиестроящиеся)|сейчас]], [[Крупные российские проекты (планируемые)|вскоре]], [[Крупные российские проекты (перспективные)|в перспективе]].


Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье [[Крупные российские проекты]].
=== Галерная верфь в Гребном порту ===
См. [[#Реконструкция Галерной гавани|Реконструкция Галерной гавани]].


== Символы Нациочереди Анненских укреплений]]
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
[[Файл:План выборгских укреплений.JPG|thumb|150px|План Выборга в конце XVIII века, Анненские укрепсь далеко на Юго-запад, и крепост)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)|1762-1772]], [[Крупные российские проекты ( [[Крупные российские проекты (Коным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь м.D0.B8.D1.8F_.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B3.D0.B0.D0.B2.D0.B0.Dсле постройки из Архангельска в Ки ==
[[Файл:Catherine Palace in T|1353-1359]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий I, 1359-1389)|1359-1389]], [[Крупные российские проекты (Василий I, 1389-1425)|1389-1425]], [[Крупные российские прорупные российские проекты (Владимировичи, 1015-1036)|1015-1036]], [[Крупные российские проекты (Ярослав I, 1036-1054)|1036-1054]], [[Крупные российские проекты (Ярославичрупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские пные российские проекты (Михаил I, 1633-1645)|1633-1645]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1645-1654)|1645-1654]]80.D1.82.C2.A0.E2.80.94_.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.Bна_I,_1730-1740)#.D0.90.D0.BD.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D1.83.D0.бургском адмиралтействе:
* «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г5.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B3.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0рукция) ===
Только что [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#.D0.95.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BD.D0.B8.тействе]] было построено девять таких кораблей:
* «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Астрахань» — заложе российские проекты (Игорь I, 912-945)|912-945]], [[Крупные российские проекты (Ольга, 945-962)|945-962]], [[Крльких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.


[[Файл:Фасад со стороны и, 1054-1078)|1054-1078]], [[Крупные российские проекты (Всеволод I, 1078-1093)|1078-1093]], [[Крупные российскь оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (для деревянных строений в большинстве случаев означало перестройку заново), а сама верфь была расширена. В частние проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Василий III, 1505-1533)|1505BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.-1533]], [[Крупные российские проекты (Регенты прец был серьёзно реконструирован и расширен под руководством В.  в Царском Селе (коренная реконст13)|1093-1113]], [[Крупные российские проекты (Владимир II, 1113-1125)|1113-1125]], [[Крупные российские проекты (Мстислав I, ски осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцуD0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.28.D0.A1.D0.1318-1328]], [[Крупные российские проекты (Иван I, 1328-1340)|1328-1340]], [[Крупные российские проекты (Симеон I, 1340-1353)|1340-1353]], [[Крупные российр I, 1815-1825)|1815-1825]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832)|1825-18ора этого типа:
=== Екатерининский дворец в Царском Селе ===
* «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]].
* «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г «Святой Дмитрий Ростовский» — заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г.


=== 80-пушечные линейные корабли ===
=== Большой дворец в Петергофе ===
КрBE.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0.B1.D0.B0.димому, следует считать 1756 год, когда крепость была «переведена на общее содержание», то есть, сдана в эксплорабля, построенных в Санкт-Петеритике.
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]].


Судя по объёму работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учётом сравнения с аналогичB8.D1.8F.2C_.D0.92.D1.8B.D0.B1.D0.BE.D1.80.D0.B3|только что построенных Анненских укреплений]]. В рамках проекта перед бастионным фронтом были возские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)|1741-1753]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))|1753(11982-1984]], [[Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985)|1984-1985]], [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв,ёзной реконструкции. Во время второй перестройки дворец был значительно расширен, досаде. Также велось обширное строительство различных зданий внутри крепости. Окончанием работ, по-виВерхнего сада.JPG|thumb|150px|left|Большой дворец Петергофа]]
[[Файл:Гармати і вали Фортеці Святої Єлисавети в Кіровограді.jpg|thumb|250px|right|Пушки крепости Святой Елизаветы у её валов, 2009]]


=== Большой Петергофский дворец ===
== Фортификационные сооружения ==
Первоначально главныверной войны 1700—1721 гг., в которой основные морские сражения со шD.D0.BE.D0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.Dнейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это вреведены каменные (с гранитной одежкие проекты (Никита Хрущёв, 1955-ционные сооружения ==


=== Крепость Святой Елизаветы ===
=== Крепость Святой Елизаветы ===
Крупная дерево-земляная крепость, заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1, [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)|1711-1721]], [[Крупные российские проекты (Пейшие морские порты ==
Крупная дерево-земляная крепость, заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[http://uk.wikipedia.org/wiki/Фортеця_святої_Єлисавети][http://narodna.pravda.com.ua/rus/history/4de4e6b8dedd8/][http://obrs.ru/?p=16647]
[[Файл:Гал//spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/019]
 
Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на юго-запад, и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).


== Машиностроение ==
До нашего времени сохранились земляные валы крепости.


=== Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) — коренная реконструкция =силу флотов великих держав того времени составляли двухебных судов.
[[Файл:План выборгских укреплений.JPG|thumb|300px|left|План Выборга в конце XVIII века, Анненские укрепления слева]]
<!--[[Файл:Вид на Аннинские укрепления со стороны Батальонной улицы 2.JPG|thumb|250px|right|Сооружения второй очереди Анненских укреплений]]-->


В 1753—1754 гг. были пере капитально отремонтированы (что коренной реконструкции. Существующие здания былироекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введённыеsarskoe Selo.jpg|thumb|150px|left|Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.]]
=== Вторая очередь Анненских укреплений в Выборге ===
[[Файл:Екатерининский дворец в 1761 г.jpg|thumb|300px|right|Вид Екатерининского дворца в Цние крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинула==
В связи с началом очередной войны со Швецией в 1741 году были начаты работы по усилению [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#Анненские_укрепления,_Выборг|только что построенных Анненских укреплений]]. В рамках проекта перед бастионным фронтом были возведены каменные (с гранитной одеждой) контргард и три редута, значительно усилившие стойкость укреплений к длительной осаде. Также велось обширное строительство различных зданий внутри крепости. Окончанием работ, по-видимому, следует считать 1756 год, когда крепость была «переведена на общее содержание», то есть сдана в эксплуатацию.[http://autotravel.ru/otklik.php/810]
Тяжёлые трёхдечные флагманские линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактичеуатацию.[http://autotravel.ru/otklik.php/810]


Сами укрепления и многие здания внутри них хорошо сохранились до наших дней. Позднее, в конце 1780-х сухопутный фронт укреплений был дополнительно ещё689-1700)|1689-1700]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)|1700-1711]]строены внутренние портовые сооружения, включая огромные «галерные сараи» (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две димир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российски1125-1132)|1125-1132]], [[Крупные российские проекго ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так0.BD.D0.B8|обнесённого укреплениями]] при Анне Иоанновне.
Сами укрепления и многие здания внутри них хорошо сохранились до наших дней. Позднее, в конце 1780-х, сухопутный фронт укреплений был дополнительно ещё немного усилен люнетами, при этом также было серьёзно увеличено артиллерийское вооружение крепости.


В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранеавети в Кіровограді.jpg|thumb|150px|left|Пушки крепости Святой Елизаветы у её валов, 2009]]
=== Новоишимская линия ===
В 1752—1755 годах в междуречье Тобола и Иртыша, южнее уже существовавших укреплений фактически по направлению строго на запад от [[Омск]]а была построена новая оборонительная линия, содержавшая 10 небольших крепостей и 15 редутов.[http://zaimka.ru/wp-content/uploads/2013/08/zaimka-ru_rasskazov-sw4.jpg]


== Фортифика, по-видимому, с наметившимся политическим к.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B0|Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I]] и [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.Bведами были выиграны с помощью гр как престиж играл немалую роль в международной полая Кузница»|Архангельском адмиралD1.86.D0.B8.D1.8F|позднее]].
== Ссылки ==
{{Примечания}}
<br />
{{Крупные российские проекты}}


=== Галнстантин I и Юрий II, 1212-1218)|1212-1сственный бассейн 500 х 200 м) и [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.A3.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BDы (Иосиф Сталин, 1941-1946)|1941-1946]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)|1946-1953]], [[Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955)|1953-1955]], [[Крупные российс5-1613]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1613-1633)|1613-1633]], [[Круп
[[Категория:Крупные российские проекты |**1753]]
[[Категория:Российская Империя]]
[[Категория:История России]]
[[Категория:1750-е годы]]
[[Категория:1760-е годы]]
[[Категория:XVIII век]]
[[Категория:Елизавета I]]

Текущая версия от 13:31, 30 января 2024

Елизавета Петровна

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.

Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)

Только что перестроенный Елизаветой в 1741–1751 годах дворец, названный в честь её матери Екатерины I, в 1752–1756 годах снова подвергся серьёзной реконструкции под руководством архитектора Франческо Бартоломео (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Во время второй перестройки дворец был значительно расширен, достигнув длины 325 м, после чего к Екатерининскому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой».

Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке.

Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно, так как престиж играл немалую роль в международной политике.

Судя по объёму работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учётом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций, 1761 г.
Большой дворец Петергофа

Большой Петергофский дворец

Первоначально главный дворец построенного в 1714…1725 гг. Петергофа был относительно небольшим зданием. Однако в 1745…1755 гг. и этот дворец был серьёзно реконструирован и расширен под руководством В. В. Растрелли, в результате чего длина обращённого к морю фасада достигла 268 м.

Крупнейшие корабли и суда

100-пушечный линейный корабль «Святой Дмитрий Ростовский»

Тяжёлые трёхдечные флагманские линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в состав Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В этот период в Санкт-Петербургском Адмиралтействе был построен только один такой корабль, а именно «Святой Дмитрий Ростовский», который был заложен 11 апреля 1756 г., а спущен на воду 12 июля 1758 г. Ранее при Елизавете I был построен ещё один подобный повелитель морей.

80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время было в дополнение, к двум, введённым в строй ранее, были построены ещё четыре таких корабля:

  • «Святой Николай» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 18 июня 1752 году, спущен на воду 12 сентября 1754 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
  • «Святой Павел» — заложен на Кронштадтской верфи 2 июня 1753 году, спущен на воду 10 июля 1755 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
  • «Святой Андрей Первозванный» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 1 августа 1756 году, спущен на воду 20 мая 1758 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
  • «Святой Климент Папа Римский» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 20 июля 1756 году, спущен на воду 28 сентября 1758 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.

Позднее были построены ещё четыре корабля этого проекта.

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Основную силу российского императорского флота того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа, выпускавшиеся самой крупной для отечественного флота серией в 58 кораблей. В это время в Архангельском адмиралтействе в дополнение к 22-м, введённым в строй ранее было построено девять таких кораблей:

  • «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • Без названия — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
  • «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 17 мая 1761 г.

Ещё 27 кораблей этого типа были введены в строй позднее.

54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй»

В это время в Архангельском адмиралтействе было построено два лёгких линкора этого типа:

  • «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 29 мая 1761 г.

Ещё один корабль этого типа был построен позднее.

Крупнейшие морские порты

Галерная гавань, план XIX в.

Реконструкция Галерной гавани

При Елизавете Петровне была произведена реконструкция сооружений Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I и в основном достроенного при Петре II (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 × 200 м) и обнесённого укреплениями при Анне Иоанновне.

В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Под руководством архитектора С. Чевакинского сооружения гавани начали реконструироваться для размещения верфи. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому, с наметившимся политическим курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение, судя по опыту Великой Северной войны 1700—1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов.

В 1753—1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные «галерные сараи» (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведённые ещё в 1721—1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный ещё Трезини, был облицован камнем в 1750—1754 гг.[1][2]

Машиностроение

Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) — коренная реконструкция

Основная статья: Судоремонтный завод «Красная Кузница»

В 1760 году восстановленная четвертью века ранее Архангельское адмиралтейство, включавшее Соломбальскую верфь и несколько более мелких производственных площадок, подверглось коренной реконструкции. Существующие здания были капитально отремонтированы (что для деревянных строений в большинстве случаев означало перестройку заново), а сама верфь была расширена. В частности, на ней в это время были построены две новых линии казарм для рабочих-судостроителей.

Верфь продолжала развиваться и позднее.

Галерная верфь в Гребном порту

См. Реконструкция Галерной гавани.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Екатерининский дворец в Царском Селе

См. раздел Символы Нации.

Большой дворец в Петергофе

См. раздел Символы Нации.

Пушки крепости Святой Елизаветы у её валов, 2009

Фортификационные сооружения

Крепость Святой Елизаветы

Крупная дерево-земляная крепость, заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[3][4][5]

Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на юго-запад, и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).

До нашего времени сохранились земляные валы крепости.

План Выборга в конце XVIII века, Анненские укрепления слева

Вторая очередь Анненских укреплений в Выборге

В связи с началом очередной войны со Швецией в 1741 году были начаты работы по усилению только что построенных Анненских укреплений. В рамках проекта перед бастионным фронтом были возведены каменные (с гранитной одеждой) контргард и три редута, значительно усилившие стойкость укреплений к длительной осаде. Также велось обширное строительство различных зданий внутри крепости. Окончанием работ, по-видимому, следует считать 1756 год, когда крепость была «переведена на общее содержание», то есть сдана в эксплуатацию.[6]

Сами укрепления и многие здания внутри них хорошо сохранились до наших дней. Позднее, в конце 1780-х, сухопутный фронт укреплений был дополнительно ещё немного усилен люнетами, при этом также было серьёзно увеличено артиллерийское вооружение крепости.

Новоишимская линия

В 1752—1755 годах в междуречье Тобола и Иртыша, южнее уже существовавших укреплений фактически по направлению строго на запад от Омска была построена новая оборонительная линия, содержавшая 10 небольших крепостей и 15 редутов.[7]

Ссылки

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.