Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 48 промежуточных версий 6 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Избранная статья}}
{||- bgcolor="white" style="float:right; border:1px solid white;"
{||- bgcolor="white" style="float:right; border:1px solid white;"
!|
!|
!|
!|
|-
|-
| [[File:Ernst Johann von Biron 111.PNG|195px|thumb|center|Э.И. Бирон]]
| [[Файл:Эрнст Иоганн Бирон.jpg|202px|thumb|center|Эрнст Бирон]]
| [[Файл:Anna Leopoldovna2.jpg|200px|thumb|center|Анна Леопольдовна]]
| [[Файл:Анна Леопольдовна. Худ. Луи Каравак.jpg|205px|thumb|center|Анна Леопольдовна]]
|-
|-
|}
|}
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 18 (29) октября 1740 г. по 24 ноября (5 декабря) 1741 г.
Здесь приведены [[крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 18 (29) октября 1740 г. по 24 ноября (5 декабря) 1741 г.


После смерти Анны I по ее завещанию (но вопреки завещанию Екатерины I, что в дальнейшем сыграло роковую роль) трон наследовал младенец Иоанн VI Антонович, регентом при котором был назначен Эрнст Иоганн Бирон. Сильно оболганный позднее Бирон начал весьма добросоветно исполнять свои обязанности. Однако, менее чем через месяц он был со второй попытки свергнут заговорщиками во главе с фельдмаршалом Минихом и регентом стала мать малолетнего Императора Анна Леопольдовна. Но через год с небольшим и ее свергла Елизавета I Петровна, предъявив свои права на престол<ref>После свержения с престола Иван VI провел остаток своих дней под охраной в отдаленных крепостях пока не был убит при попытке мятежников его освободить в 1764 г.</ref>.
После смерти Анны I по её завещанию (но вопреки завещанию Екатерины I, что в дальнейшем сыграло роковую роль) трон наследовал младенец Иоанн VI Антонович, регентом при котором был назначен Эрнст Иоганн Бирон. Бирон начал весьма добросовестно исполнять свои обязанности, однако менее чем через месяц 9 (20) ноября 1740 г. он был со второй попытки свергнут заговорщиками во главе с фельдмаршалом Минихом и регентом стала мать малолетнего Императора Анна Леопольдовна. Но ещё через год с небольшим и её свергла Елизавета I (дочь Петра I), предъявив свои права на престол<ref>После свержения с престола Иван VI провёл остаток своих дней под охраной в отдалённых крепостях, пока не был убит при попытке мятежников его освободить в 1764 г.</ref>.


Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Петр II, 1727-1730)|1727-1730]], [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1761(1762))|1741-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Петр III, 1761(1762)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Инкубатор:Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]].
{{Крупные российские проекты (список периодов)}}


Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье [[Крупные российские проекты (строящиеся)]].
== Крупнейшие корабли и суда ==


== Крупнейшие корабли и суда ==
=== 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России» ===
Корабли типа «Слава России», шесть из которых [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|были построены ранее]], строились самой крупной серией парусных линейных кораблей в истории отечественного флота, насчитывавшей 58 единиц. В это время для Балтийского флота были построены три таких корабля:
* «Генералиссимус Российский» — заложен в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] 11 июля 1740 года, спущен на воду 12 мая 1741 года, позднее при Елизавете I был переименован в «Счастие».
* «Правительница России» — заложен в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] спущен на воду в 1741 г., позднее при Елизавете I переименован в «Благополучие».
* «Иоанн» — заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 4 ноября 1740 года, спущен на воду 12 августа 1741 года, позднее при Елизавете I переименован в «Святой Пётр».


=== 66-пушечные линейные корабли ===
Впоследствии были построены [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|ещё 49 кораблей этого типа]].
В это время в состав Балтийского флота вошли три таких корабля:
* «Генераллисимус Российский» — спущен на воду в 1741 г. в Архангельском адмиралтействе, позднее при Елизавете I переименован в «Счастие».
* «Правительница России» — спущен на воду в 1741 г. в Архангельском адмиралтействе, позднее при Елизавете Iпереименован в «Благополучие».
* «Иоанн» — спущен на воду в 1741 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург), позднее при Елизавете Iпереименован в «Святой Пётр».


== Гужевые (автомобильные) дороги ==
== Гужевые (автомобильные) дороги ==
[[Файл:Сибирский тракт.jpg|thumb|150px|Сибирский тракт в Уральских горах на рубеже XIX и XX веков]]
[[Файл:Map Siberian route.svg|thumb|350px|left|Карта Сибирского тракта]]


=== Сибирский (Московский) тракт ===
=== Сибирский (Московский) тракт ===
Проект известен также как «Московский тракт», «Московско-Иркутский тракт», «Московско-Сибирский тракт», «Великий тракт», «Большой тракт», «Большой сибирский тракт» и «Осьмая государственная дорога». Факически у местного населения часто носил два имени сразу, называясь в восточном направлении Сибирским, а в западном - Московским. С учетом ранее существовавших участков и входившших в это время в в него водных путей общая длина тракта, связывавшего Москву с Пекином, составляла около 9000 км.
Проект известен также как «Московский тракт», «Московско-Иркутский тракт», «Московско-Сибирский тракт», «Великий тракт», «Большой тракт», «Большой сибирский тракт» и «Осьмая государственная дорога». Фактически у местного населения часто носил два имени сразу, называясь в восточном направлении Сибирским, а в западном — Московским. С учётом ранее существовавших участков и входивших в это время в него водных путей общая длина тракта, связывавшего Москву с Пекином, составляла около 9000 км, что было мировым рекордом.


Первый царский указ о строительстве дороги, соединяющей Москву с Сибирью вышел вскоре после окончания войны с Китаем и подписания Нерчинского мира в 12 (22) ноября 1689 г. Однако из-за событий в европейской части страны это решение более 40 лет оставалось на бумаге. Наконец, после подпивания в 1727 г. Кяхтинского торгового договора с Китаем 16 марта 1733 года вышел указ сената «О проведении самого длинного тракта в мире».
Первый царский указ о строительстве дороги, соединяющей Москву с Сибирью, вышел вскоре после окончания войны с Китаем и подписания Нерчинского мира в 12 (22) ноября 1689 г. Однако из-за событий в европейской части страны это решение более 40 лет оставалось на бумаге. Наконец, после подписания в 1727 г. Кяхтинского торгового договора с Китаем 16 марта 1733 года вышел указ Сената «О проведении самого длинного тракта в мире».


На первом этапе работ, к 1741 г. была построена непрерывная грунтовая дорога от Москвы до Иркутска, на которой через каждые 13…32 км были устроены почтовые станции, на которых располагались пункты отдыха путешествующих и запасные лошади, что резко ускорило доставку почты, сократив сроки передачи сообщений на целые месяцы.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%E1%E8%F0%F1%EA%E8%E9_%F2%F0%E0%EA%F2][http://irkipedia.ru/content/moskovskiy_glavnyy_sibirskiy_trakt][http://www.vsp.ru/social/2011/03/01/509052]
[[Файл:Сибирский тракт.jpg|thumb|300px|right|Сибирский тракт в Уральских горах на рубеже XIX и XX веков]]
 
На первом этапе работ, к 1741 г., была построена непрерывная грунтовая дорога от Москвы до Иркутска, на которой через каждые 13…32 км были устроены почтовые станции, на которых располагались пункты отдыха путешествующих и запасные лошади, что резко ускорило доставку почты, сократив сроки передачи сообщений на целые месяцы.
 
Сибирский тракт был построен, в том числе в интересах [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#Кяхтинская_торговля_с_Китаем|международной торговли России с Китаем и странами Азии, которая шла через город Кяхту]]. По Сибирскому тракту караванами из Китая в Россию и Европу везли чай, благодаря чему дорога получила в современной историографии название «Великий чайный путь» (по аналогии с Великим шёлковым путём).[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%E1%E8%F0%F1%EA%E8%E9_%F2%F0%E0%EA%F2][http://irkipedia.ru/content/moskovskiy_glavnyy_sibirskiy_trakt][http://www.vsp.ru/social/2011/03/01/509052]


== Наука и образование ==
== Наука и образование ==
[[Файл:Jefferys - The Russian Discoveries.jpg|thumb|350px|left|«Русские открытия» — английская карта 1754 г. с маршрутом Беринга и Чирикова.]]


=== Великая северная экспедиция (продолжение работ - открытие северо-западной Америки) ===
=== Великая северная экспедиция (продолжение работ — открытие северо-западной Америки) ===
Первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии.
Первое крупное предприятие [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#Академия Наук и Художеств|недавно на то время образованной Российской Академии Наук]]. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или по крайней мере одной из крупнейших в истории географии.


[[Файл:Sankt Petersburg - Akademie der Wissenschaften (Durchschnitt 1741).jpg|thumb|left|150px|План Кунсткамеры - первого здания Российской академии наук, 1741 год.]]
Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков, экспедиция состояла из девяти отдельных отрядов, включая отряд первых русских академиков и начала активно работать [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#Великая_северная_экспедиция_(основная_часть_работ_в_Сибири)|ещё при Анне Иоанновне]]. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах. В 1741 году командир Ленско-Колымского отряда Дмитрий Лаптев добрался до мыса Большой Баранов к востоку от Колымы — крайней восточной точки на побережье Ледовитого океана, обследованной экспедицией. Степан Крашенинников завершил своё ставшее впоследствии знаменитым обследование Камчатки.
[[Файл:Jefferys - The Russian Discoveries.jpg|thumb|150px|right|«Русские открытия» — английская карта 1754 г. с маршрутом Беринга и Чирикова.]]
Организацией экспедиции, задуманной еще Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков, экспедиция состояла из девяти отдельных отрядов, включая отряд первых русских академиков, и начала активно работать [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.92.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D0.B5.D0.B2.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.8D.D0.BA.D1.81.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D1.86.D0.B8.D1.8F_.28.D0.BE.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8C_.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82_.D0.B2_.D0.A1.D0.B8.D0.B1.D0.B8.D1.80.D0.B8.29|еще при Анне Иоанновне]]. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах. В 1741 году командир Ленско-Колымского отряда Дмитрий Лаптев добрался до мыса Большой Баранов к востоку от Колымы - крайней восточной точки на побережье Ледовитого океана, обследованной экспедицией. Степан Крашениннников завершил свое ставшее впоследствие знаменитым обследование Камчатки.  


Главные организаторы экспедиции, Витус Беринг и Алексей Чириков, после зимовки в только что основанном Петропавловске-Камчатском отправились 4 июня 1741 года в плавание к берегам Америки на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел». В пути корабли разделились. «Святой Пётр» под командованием Беринга достиг южного побережья Аляски 17 июля, и произвел высадку в районе острова Кадьяк у западного побережья Америки. На обратном пути экспедиция не раз подходила к открытым ею Алеутским островам и зазимовала на будущем острове Беринга из группы Командорских островов (также впервые открытых), где Беринг умер во время зимовки. Чириков еще ранее Беринга 15 июля достиг берегов Америки, кроме того, побывав и на отдельных Алеутских островах, и 11 октября того же года вернулся в Петропавловский острог. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_северная_экспедиция]
Главные организаторы экспедиции, Витус Беринг и Алексей Чириков, после зимовки в только что основанном Петропавловске-Камчатском отправились 4 июня 1741 года в плавание к берегам Америки на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел». В пути корабли разделились. «Святой Пётр» под командованием Беринга достиг южного побережья Аляски 17 июля, и произвёл высадку в районе острова Кадьяк у западного побережья Америки. На обратном пути экспедиция не раз подходила к открытым ею Алеутским островам и зазимовала на будущем острове Беринга из группы Командорских островов (также впервые открытых), где Беринг умер во время зимовки. Чириков ещё ранее Беринга, 15 июля, достиг берегов Америки, кроме того, побывал и на отдельных Алеутских островах, и 11 октября того же года вернулся в Петропавловский острог. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_северная_экспедиция]
[[Файл:Sankt Petersburg - Akademie der Wissenschaften (Durchschnitt 1741).jpg|thumb|right|300px|План Кунсткамеры — первого здания Российской академии наук, 1741 год.]]


[[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1761(1762))#Великая северная экспедиция (окончание работ)|Полностью же экспедиция была завершена в царствие Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны ее результаты и подведены полные итоги]].
[[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)#Великая северная экспедиция (окончание работ)|Полностью же экспедиция была завершена в царствование Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны её результаты и подведены итоги]].


Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [http://de.wikipedia.org/wiki/Zweite_Kamtschatkaexpedition] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [http://de.wikipedia.org/wiki/Zweite_Kamtschatkaexpedition]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.
Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей, общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [http://de.wikipedia.org/wiki/Zweite_Kamtschatkaexpedition] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000, по данным немцев [http://de.wikipedia.org/wiki/Zweite_Kamtschatkaexpedition]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.


== Связь и телекоммуникации ==
== Связь и телекоммуникации ==
Строка 53: Строка 58:
См. [[#Сибирский (Московский) тракт|Сибирский (Московский) тракт]].
См. [[#Сибирский (Московский) тракт|Сибирский (Московский) тракт]].


[[Категория: Крупные российские проекты |**1741]]
== Примечания ==
[[Категория: История России]]
{{примечания}}
<br>
{{Крупные российские проекты}}
 
[[Категория:Крупные российские проекты |**1740]]
[[Категория:Российская Империя]]
[[Категория:История России]]
[[Категория:1740-е годы]]
[[Категория:XVIII век]]

Текущая версия от 13:30, 30 января 2024

Эрнст Бирон
Анна Леопольдовна

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 18 (29) октября 1740 г. по 24 ноября (5 декабря) 1741 г.

После смерти Анны I по её завещанию (но вопреки завещанию Екатерины I, что в дальнейшем сыграло роковую роль) трон наследовал младенец Иоанн VI Антонович, регентом при котором был назначен Эрнст Иоганн Бирон. Бирон начал весьма добросовестно исполнять свои обязанности, однако менее чем через месяц 9 (20) ноября 1740 г. он был со второй попытки свергнут заговорщиками во главе с фельдмаршалом Минихом и регентом стала мать малолетнего Императора Анна Леопольдовна. Но ещё через год с небольшим и её свергла Елизавета I (дочь Петра I), предъявив свои права на престол[2].

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Крупнейшие корабли и суда

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Корабли типа «Слава России», шесть из которых были построены ранее, строились самой крупной серией парусных линейных кораблей в истории отечественного флота, насчитывавшей 58 единиц. В это время для Балтийского флота были построены три таких корабля:

Впоследствии были построены ещё 49 кораблей этого типа.

Гужевые (автомобильные) дороги

Карта Сибирского тракта

Сибирский (Московский) тракт

Проект известен также как «Московский тракт», «Московско-Иркутский тракт», «Московско-Сибирский тракт», «Великий тракт», «Большой тракт», «Большой сибирский тракт» и «Осьмая государственная дорога». Фактически у местного населения часто носил два имени сразу, называясь в восточном направлении Сибирским, а в западном — Московским. С учётом ранее существовавших участков и входивших в это время в него водных путей общая длина тракта, связывавшего Москву с Пекином, составляла около 9000 км, что было мировым рекордом.

Первый царский указ о строительстве дороги, соединяющей Москву с Сибирью, вышел вскоре после окончания войны с Китаем и подписания Нерчинского мира в 12 (22) ноября 1689 г. Однако из-за событий в европейской части страны это решение более 40 лет оставалось на бумаге. Наконец, после подписания в 1727 г. Кяхтинского торгового договора с Китаем 16 марта 1733 года вышел указ Сената «О проведении самого длинного тракта в мире».

Сибирский тракт в Уральских горах на рубеже XIX и XX веков

На первом этапе работ, к 1741 г., была построена непрерывная грунтовая дорога от Москвы до Иркутска, на которой через каждые 13…32 км были устроены почтовые станции, на которых располагались пункты отдыха путешествующих и запасные лошади, что резко ускорило доставку почты, сократив сроки передачи сообщений на целые месяцы.

Сибирский тракт был построен, в том числе в интересах международной торговли России с Китаем и странами Азии, которая шла через город Кяхту. По Сибирскому тракту караванами из Китая в Россию и Европу везли чай, благодаря чему дорога получила в современной историографии название «Великий чайный путь» (по аналогии с Великим шёлковым путём).[1][2][3]

Наука и образование

«Русские открытия» — английская карта 1754 г. с маршрутом Беринга и Чирикова.

Великая северная экспедиция (продолжение работ — открытие северо-западной Америки)

Первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или по крайней мере одной из крупнейших в истории географии.

Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков, экспедиция состояла из девяти отдельных отрядов, включая отряд первых русских академиков и начала активно работать ещё при Анне Иоанновне. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах. В 1741 году командир Ленско-Колымского отряда Дмитрий Лаптев добрался до мыса Большой Баранов к востоку от Колымы — крайней восточной точки на побережье Ледовитого океана, обследованной экспедицией. Степан Крашенинников завершил своё ставшее впоследствии знаменитым обследование Камчатки.

Главные организаторы экспедиции, Витус Беринг и Алексей Чириков, после зимовки в только что основанном Петропавловске-Камчатском отправились 4 июня 1741 года в плавание к берегам Америки на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел». В пути корабли разделились. «Святой Пётр» под командованием Беринга достиг южного побережья Аляски 17 июля, и произвёл высадку в районе острова Кадьяк у западного побережья Америки. На обратном пути экспедиция не раз подходила к открытым ею Алеутским островам и зазимовала на будущем острове Беринга из группы Командорских островов (также впервые открытых), где Беринг умер во время зимовки. Чириков ещё ранее Беринга, 15 июля, достиг берегов Америки, кроме того, побывал и на отдельных Алеутских островах, и 11 октября того же года вернулся в Петропавловский острог. [4]

План Кунсткамеры — первого здания Российской академии наук, 1741 год.

Полностью же экспедиция была завершена в царствование Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны её результаты и подведены итоги.

Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей, общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [5] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000, по данным немцев [6]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.

Связь и телекоммуникации

Организация почтовых станций вдоль Сибирского тракта

См. Сибирский (Московский) тракт.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. После свержения с престола Иван VI провёл остаток своих дней под охраной в отдалённых крепостях, пока не был убит при попытке мятежников его освободить в 1764 г.