Крупные российские проекты (планируемые)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь собраны крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей, выполнение которых уже внесено в планы ближайших лет.

Уже завершенные проекты описаны в статье Крупные российские проекты, а реализуемые в настоящее время — в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы нации

Реконструкция Новой Голландии, г. Санкт-Петербург

Военно-морские склады на искусственном острове (точнее, двух островах разделенных каналом) на протяжении около 300 лет были военным объектом. В 2004 г. комплекс, включающий памятники архитектуры 18 и 19 века, был подарен Министерством обороны городу. Первый проект реконструкции (по тендеру 2004…2006 гг), разработанный известным архитектором Номаном Фостером, реализован не был. Новый проект стоимостью 12 млрд рублей должен стартовать осенью 2013 г.[1]

Открытое фондохранилище Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург

В случае реализации намеченного строительства третьей очереди объект, в который уже было вложено 100 млн евро, станет крупным, т.к. на строительстов 3-й очереди планируется выделить 7,4 млрд рублей. Выбор генподрядчика строительства намечен на лето 2013 г. [2]

Железные дороги

Строительство четвертого главного пути от Павелецкого вокзала до Домодедово, г. Москва

Стоимость проекта 18…38 млрд рублей по разным источникам. Проектные работы начались в 2012 г.[3] Ввод в строй запланирован между 2016 и 2025 гг. [4]

Курагино — Кызыл (Кызыл — Курагино)

Железнная дорога призвана связать расположенную в буквальном смысле «за горами» республику Тува и ее столицу Кызыл с общероссийской сетью железных дорог. Основной загрузкой железной дороги должны стать перевозки угля с крупнейшего в России Элегестского месторождения коксующихся углей. Общая длина дороги более 400 км — несколько различается в разных источниках из-за разных проектов полного развития сети к месторождениям Тувы. В 2012 г. строительство дороги началось, был уложен первый километр, но после этого в связи с невыполнением условий соглашения частным инвестором строительство было прервано. На весну 2013 г. проводятся активные согласования в плане определения новой схемы государственно-частного партнерства при строительстве дороги, при этом даже полпред в Сибирском федеральном округе выразил уверенность, что решение будет вскоре найдено. Стоимость проекта 134 млрд рублей.[5]

Северный широтный ход (Надым - Салехард - Лабытнанги)

Стратегическая железная дорога, проходящая большей частью точно по трассе Трансполярной магистрали (она же 501 стройка, она же «Мертвая дорога»). Официально строительство планируется начать в 2014 г., при этом ключевыми и самыми дорогостоящими элементами магистрали станут крупные мосты через Надым и Обь. Совмещенный мост через Надым уже строится и, как ожидается, будет готов к концу 2014 г. Заключены соглашения об инвестициях и использовании магистрали, но сдерживающим фактором остается то, что средства на строительство моста через Обь в Салехарде еще не выделены. Надо отметить, что произошедшее перенесение реализации проекта на более поздний срок должно положительным образом сказаться на его стоимости - в настоящее время вдоль трассы железной дороги возводится асфальтированная автомобильная дорога, которая, наряду со всесезонным мостом через Надым, знечительно удешевит будущую стройку.

Высокоскоростная магистраль ВСМ Москва — Казань (пилотный участок ВСМ-2 Москва — Екатеринбург)

Наиболее близкий к реализации проект высокоскоростной железной дороги в стране. На конец 2013 г. в отдельных регионах началось резервирование земель под строительство.[6][7]

Автомобильные дороги

Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода

Транспортное кольцо состоит из Северного и Южного обходов Нижнего Новгорода и обхода соседнего города Бор, а также из переходов через Волгу и примыкающих участков автодорог, которые в совокупности позволят осуществлять обход города при движении в любом направлении, то есть будут действовать как кольцевая автодорога. Cтоимость достройки проекта — около 170 млрд руб, общая длина кольца — 150 км. [8] Ведется строительство Южного обхода, на строительство других участков ищутся средства. В составе кольца планируются следующие участки:

  • Северный обход Нижнего Новгорода, протяженность — 41,23 км. Стоимость строительства — 56,146 млрд руб.
    • Низконапорный гидроузел с мостовым переходом через Волгу. Стоимость 39,77 млрд руб.
    • Мост — 4,1 млрд руб.
    • Автомобильная дорога — 12,276 млрд руб.
  • Мостовой переход в районе действующего Волжского моста. Протяженность с подходами — 2,7 км. Стоимость — 25,5 млрд руб.
  • Транспортный узел в районе поселка Неклюдово. Протяженность — 13,6 км. Стоимость — 13,2 млрд руб.
  • Обход города Бор. Протяженность — 16,7 км. Стоимость — 4,9 млрд руб.
  • Мостовой переход через Волгу в районе поселка Подновье. Протяженность с подходами — 6,6 км. Стоимость — 31 млрд руб.
  • Автомобильная дорога п. Подновье — а/д Ольгино — Ельня. Протяженность дороги — 15,4 км. Стоимость — 5,86 млрд руб.
  • Автомобильная дорога Р-152 Шопша — Иваново — Н.Новгород на участке обхода города Балахна и города Заволжье. Протяженность дороги — 28,38 км. Стоимость — 11 млрд руб.
  • Южный обход — длина более 80 км, из которых более чем половина уже построена. [9]

Реконструкция Ленинского проспекта, г. Москва

Работы, включающие расширение магистрали и возведение пяти многоуровневых развязок, предполагается начать в 2013 г. и завершить в 2015 г. Общая стоимость проекта оценивается в 19 млрд рублей.[10]

Центральная кольцевая автодорога

Стоимость строительства кольцевой автострады длиной 520 км в 30-70 км от МКАД до 2019 г. составит 291 млрд рублей. Строительство первого участка должно начаться не позднее 1 января 2014 г.

Дорога Петропавловск-Камчатский - Соболево

Строительство должно начаться в 2014 г., стоимость проекта 15 млорд рублей.[11]

Северный транспортный обход Астрахани с мостом через Волгу в Наримановском районе

Строительство дороги, выводящей транспортные потоки международных транспортных маршрутов "Север-Юг" и Е40 "Запад-Восток" за пределы города Астрахани, планируется начать в 2014 г. Общая стоимость проекта 23 млрд рублей[12].

Линии метрополитена

Продление Сормовско-московской линии Нижегородского метрополитена до станции "Стрелка"

Проект стоимостью 13 млрд рублей запланирован к реализации на 2014-2017 гг. к Чемпионату мира по футболу, на 2013 г. идет проектирование.[13]

Мосты

Мост через Каму в Камбарке (Удмуртия)

Мост длиной более 1 км и стоимостью 14 млрд рублей должен быть возведен в районе города Камбарка. Подготовительные работы к строительству началисьв октябре 2013 г.[14]

Автодорожный мост через реку Лена под Якутском

Мост должен бедет связать г. Якутск с федеральной автодорогой "Лена" и станциями Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Сметная стоимость проекта 46,7 млрд рублей. На конец 2013 г. определены два участника конкурса на строительство моста[15].

Мост в Подновье

Запланированный балочный мост через Волгу, между Нижним Новгородом и Бором. Должен соединить казанское направление автодороги федерального значения М7 и региональную трассу Р159, составляет часть Северного обхода Нижнего Новгорода. Планируемая протяженность с подходами — 6,6 км. Стоимость строительства оценивается в 31 млрд руб. В 2010 году открыта транспортная развязка, которая станет частью мостового перехода. Мост планируется построить до 2020 года, когда должно быть готово всё Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода. [16][17]

Мост на Сахалин

Когда-то заброшенный в связи со смертью Сталина проект строительства тоннеля на остров Сахалин, по-видимому, будет реализован в виде моста. Проект строительства железнодорожного мостового перехода «Сахалин-материк» в составе железной дороги Селихино — Ныш включен в стратегию развития железнодорожного транспорта России и стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года.[18] Открытие финансирования подготовительных работ в объеме 11 млрд рублей намечено на 2015 г.[19] Тем не менее, проводящаяся с 2003 г. перешивка железных дорог Сахалина на отечественную колею может рассматриваться как подготовительный этап возведения мостового перехода, так как при строительстве моста эти работы все равно пришлось бы делать.

Мост через Обь в Салехарде

Крупный железнодорожный или совмещенный (решения по этому вопросу то и дело меняются) мост должен быть построен в ближайшие годы как часть приоритетного проекта железной дороги «Северный широтный ход». На конец 2013 г. планы предусматривают строительство совмещенного моста с 2017 г., однако строительство может начаться и ранее - в 2014 г., т.к. есть некоторая заинтересованность инвесторов и местных властей[20].

Мост через Керченский пролив

Планы строительства моста между Крымским и Таманским полуостровами существуют уже достаточно давно, и руководители России и Украины периодически делают заявления и подписывают договоренности на данную тему (последние - в декабре 2013 года). Мост в этом месте уже существовал - он был возведен в 1944 году во время войны советскими войсками из заготовленных отступившей немецкой армией материалов, однако уже через три месяца в первую же зиму был разрушен льдами, так как не имел ледорезов. Строительство нового моста в ценах 2012 года может стоить до миллиарда долларов. [21]

Морские порты

Универсальный морской порт «Большой Порт Зарубино», Приморский край

Проект порта разрабатывается с декабря 2013 г. Ввод в строй планируется в 2017 г. Стоимость проекта порядка 1 млрд долларов.[22]

Аэропорты и аэродромы

Аэропорт «Южный» (Ростов-на-Дону)

Проект, известный также под названием «Южный хаб» предусматривает возведение с нуля в Грушевском поселении Аксайского района Ростовской области крупнейшего аэропорта на юге страны, призванного служить пересадочным узлом. Начало строительства планируестя на конец 2014 … начало 2015 г. Завершение строительства в 2017 г. к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Стоимость проекта 27 млрд рублей.[23] На начало 2013 г. идет процесс выкупа земельных участков под строительство.[24]

Аэропорт «Федоровка» («Омск-Федоровка»)

Новый аэропорт Омска строится с перерывами с 1982 г. В настоящее время строительство в очередной раз отложено, но, по всей видимости, в самое ближайшее время будет возобновлено на условиях частно-государственного партнерства, так как Минтрансом принято решение о бесперспективности дальнейшей модернизации аэропорта Омск-Центральный, который расположен в черте города и не отвечает требованиям безопасности.[25] В советское время в аэропорт уже были вложены значительные средства — по некоторым оценкам 20 млрд рублей[26]. Объем новых влжений составит 8 млрд рублей[27].

Реконструкция аэропорта Курумоч (Самара)

На начало 2013 г. проводится отбор подрядчика строительства нового пассажирского терминала в одном из крупнейших аэропортов страны. Терминал должен быть введен в строй по завершении первого этапа реконструкции аэропорта в 2014 г. Второй этап реконструкции, предусматривающий расширение пассажирского и грузового терминалов, строительство отеля, реконструкцию административных зданий и модернизацию инженерных систем и коммуникаций должен быть завершен к 2018 г. (к Чемпионату мира по футболу). Стоимость проекта 12 млрд рублей (6 - первый этап, 6,3 - второй).[28]

Развитие аэропорта Домодедово (Москва)

Программа работ до 2017 г. по планам 2011 г.[29]

Северный терминальный комплекс аэропорта Шереметьево

Конкурс на строительство объекта объявлен летом 2013 г.[30]

Вторая очередь реконструкции аэропорта Пулково

После ввода в эксплуатацию в концек 2013 г.Терминала-1, в аэропорту продолжаются работы - Пулково-1 до середины 2014 г. реконструируют в качестве дополнительных площадей для обслуживания пассажиров внутренних линий в новом терминале. После этого, с 2015 г. должен начаться второй этап реконструкции, предварительно предполагающий, в частности, строительство дополнительного терминала и реконструкцию перрона. Ориентировочная стоимость проекта 500 млн долларов.[31].

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

ВЛ 330 кВ ЛАЭС-2 - Выборг

Строительство планируется начать в 2014 г. Стоимость проекта 15 млрд рублей.[32]

Месторождения

Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение

Чаяндинское месторождением является базовым для создания и развития Якутского центра газодобычи. Запасы месторождения по категории C1+C2 составляют 1,2 трлн куб. м газа, 79,1 млн т нефти и конденсата. Ввод в разработку нефтяной оторочки Чаяндинского месторождения планируется осуществить в 2014 году, а газовых залежей — в 2017 году. Стоимость не сообщается. [33]

Томинский горно-обогатительный комбинат

Крупнейший проект по добыче и переработке медной руды в Челябинской области. Ожидаемая мощность проекта составляет 17 млн тонн руды в год, объём инвестиций по разным данным от 22 до 44 млрд рублей (в конце 2013 года на развитие производства был выделен кредит в 40 млрд рублей). Начало строительных работ ожидается в 2014 г. пуск производства - в 2015 г.[34][35][36]

Объекты транспорта газа

Магистральный газопровод «Сила Сибири»

Технические характеристики: протяженность — около 4000 км; диаметр — 1420 мм; рабочее давление — 9,8 МПа (100 атм.); производительность — 61 млрд  м³ газа в год.

Ввод в эксплуатацию первой части ГТС «Сила Сибири» — магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток» — конец 2017 года. Около половины мощности пойдет на газоснабжение потребителей внутри страны. Стоимость не сообщается. [37]

Завод по сжижению газа в районе г. Владивостока

Проект предполагает строительство в районе г. Владивостока (Приморский край) завода по производству СПГ мощностью не менее 15 млн т. СПГ в год. Первую линию мощностью 5 млн т. в год планируется ввести в 2018 году. Вторую — в 2020 году. ([38]). Стоимость оценивается в $15 млрд.

Завод по сжижению газа Ямал-СПГ

Ямал-СПГ — масштабный проект по производству сжиженного природного газа на Ямале, реализуемый ОАО «НОВАТЭК» на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. В рамках проекта предусмотрено строительство завода по сжижению газа рядом с поселком Сабетта (первая очередь должна быть запущена в 2016 г.), а также создание морского порта в Сабетте и строительство танкерного флота ледового класса. Инвестиции в проект оцениваются в $20 млрд (без учета вложений в транспортную инфраструктуру). [39]

Гидроэнергетика

Камбаратинская ГЭС-1 в Киргизии

Соглашение о строительстве и эксплуатации было подписано 20 сентября 2012г. и предусматривает реализацию проекта строительства и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 на территории Киргизии, а также проекта строительства и эксплуатации некоторых других объектов, обеспечивающих экспорт электрической энергии, вырабатываемой Камбаратинской ГЭС-1, в энергосистемы сопредельных государств. Долевое участие России и Киргизии 50/50, при этом сообщалось, что Россия выделит Киргизии кредит на 1,7 млрд. долларов. [40] [41]

Атомная энергетика

АЭС Руппур (Бангладеш)

Первая в Бангладеш АЭС с двумя реакторами по 1 ГВт каждый будет строиться Россией с начала 2014 г. - контракт подписан в октябре 2013 г. Ввод в строй намечен на 2018 г.[42]

АЭС «Ханхикиви-1», Финляндия

АЭС с энергоблоком мощностью 1,2 ГВт будет строить финская Fennovoima, но фактически львиную долю работ и, в частности, поставку самого реактора выполнит Росатом. Строительство начнется не ранее 2015 г., введена в строй электростанция должна быть в 2024 г. Стоимость проекта 6,5 млрд евро.[43]

Создание реактора БРЕСТ-300 в рамках проекта «Прорыв»

Росатом планирует реализовать на Сибирском химическом комбинате (СХК) опытно-демонстрационный энергокомплекс в составе реакторной установки БРЕСТ-300, которая будет работать на новейшем топливе. Стоимость проекта оценивается в 64 миллиарда рублей. Предполагается построить опытно-демонстрационный энергокомплекс в составе реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 с пристанционным ядерным топливным циклом и комплекс по производству нитридного топлива для реакторов на быстрых нейтронах. Создание реактора оценивается в 17,7 миллиарда рублей, строительство модуля переработки отработавшего ядерного топлива — 19,6 миллиарда рублей, модуля фабрикации и пускового комплекса рефабрикации топлива — 26,6 миллиарда рублей. Планируемый реактор будет являться т.н. "быстрым реактором естественной безопасности" и будет первым в мире такого рода. [44][45]

Промышленность строительных материалов

Комбинат минеральных вяжущих и строительных материалов в Никольском районе Пензенской области

Планируемый период строительства 2013-2015 гг. Стоимость проекта 11 млрд рублей.[46][47]

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Адыгейский нефтеперерабытывающий завод

Строительство завода, вроде как, началось в начале 2013 г., но репортажей с места и т.п. пока не было. Судя по всему, пока идут предварительные работы.[48] Стоимость первого этапа (2013-2016 гг.) 30 млрд рублей.[49]

Завод по производству полимеров совместного предприятия Роснефти и САНОРСа в Новокуйбышевске

Реализация проекта запланирована с 2013 по 2020 г. Мощность крупнотоннажного пиролизного комплекса составит 1 млрд тонн в год по этилену. Стоимость проекта 290 млрд рублей.[50][51]

Комплекс по производству бензина на Киришском нефтеперерабатывающем заводе

После запуска в 2013 г. крупнейшего в Европе комплекса глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга вакуумных газойлей, к 2016 г. компания "Сургутнефтегаз" планирует строительство на Киришском НПЗ крупного комплекса по производству бензина. [52]

Химическая промышленность

Газоперерабатывающий и гелиевый комплексы в районе г. Белогорска

«Газпром» выполняет проектно-изыскательские работы для создания в Белогорске (Амурская область) газоперерабатывающего и гелиевого комплекса, где будут выделяться ценные компоненты из якутского и иркутского газа ([53]). На ГПЗ мощностью до 60 млрд куб. м в год из газа будут выделяться этан и другие ценные компоненты. На гелиевом заводе из газа будет выделяться товарный гелий. Сроки строительства и стоимость пока не сообщаются, но счет явно идет на сотни миллиардов ([54])

Газохимический комплекс в районе г. Белогорска

СИБУР планирует создать ГХК, технологически связанный с ГПЗ, для переработки этана, получения мономеров и последующего производства полимеров ([55]). Выход комплекса на проектную мощность полностью перекроет потребность России в полиэтилене и переведет ее из импортеров в экспортеры этого продукта.

Металлургическая промышленность

Комбинат по по производству стали и труб в Прохоровском районе Белгородской области

Строительство предприятия должно начаться в январе 2014 г. Стоимость проекта 188 млрд рублей.[56][57]

Прокатный комплекс Каменск-Уральского металлургического завода

Проект стоимостью 25 млрд рублей утверждён в начале 2014 года.[58]

Машиностроение

Завод по производству автомобильных шин «Бриджстоун Корпорейшн» (совместно с «Мицубиши Корпорейшн»), г. Ульяновск

Строительство завода должно начаться в 2013 г. и завершиться в 2018 г. Общий объем инвестиций 13 млрд рублей[59]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Многофункциональный комплекс «Оружейный», г. Москва

Достройка известного московского долгостроя, возводить который начали еще в 2006-м планируется в 2013—2014 гг. Уже проведенные работы оцениваются около 2-3 млрд рублей, кроме того строительная компания привлекла еще 16 млрд рублей на достройку объекта.[60][61]

Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа

Индустриальный парк Кола, Ленинградская область

Соглашение о строительстве промышленной зоны с производственными, логистическими и офисными площадями общей стоимостью 13,5 млрд рублей. Соглашение о строительстве подписано в июне 2013 г., планируемый срок реализации проекта - 7 лет.[62]

Наука и образование

Новое здание Российской государственной библиотеки, г. Москва

Начало строительства намечено на 2015 г., стоимость проекта 20 млрд рублей.[63]

Спортивные и туристические объекты

Реконструкция стадиона Лужники к Чемпионату мира по футболу 2018 г., г. Москва

В 2018 г. крупнейший стадион страны должен будет принять основные матчи чемпионата мира, в связи с чем количество мест на стадионе должно быть увеличено. Стоимость реконструкции, окончательный план которой должен быть определен в 2013 г. составит по разным оценкам от 10 до 30 млрд рублей.[64][65]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

XXIX Всемирная зимняя Универсиада 2019 г. в Красноярске

Красноярск утвержден как будущая столица Универсиады в ноябре 2013 г.[66] Ожидается, что на подготовку города к достойному проведению мероприятия будут потрачены значительные средства. Будут построены не только новые спортивные объекты, но также модернизирована транспортная инфраструктура, прежде всего, аэропорт и дорога к нему. Также существует вероятность возобновления ранее законсервированного строительства Красноярского метрополитена[67].

Стоимость проекта предварительно оценивалась не менее, чем в 40 млрд рублей.[68]