Крупные российские проекты (планируемые)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Летописец 1887.jpgТекущие события
В этой статье содержатся новости о текущих событиях. Она будет дополняться по мере развития и поступления новой информации.

Здесь собраны крупные российские проекты стоимостью свыше 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], выполнение которых уже внесено в планы ближайших лет, как правило, с выделением финансирования.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Космонавтика и ракетная техника

Новый российский луноход

Аппарат разрабатывается для сбора образцов лунного грунта, которые будут добыты предшествующими автоматическими станциями[1]. Для обеспечения непрерывной работы аппарата также разрабатывается ядерный генератор[2]. Доставка лунохода на поверхность Луны запланирована в 2020-х годах[3][4].

Авиация

Истребитель-перехватчик МиГ-41

Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41, разрабатываемый на замену высотному перехватчику МиГ-31, сможет выполнять задачи в космосе. Будет абсолютно новым самолётом, а не глубокой модернизацией МиГ-31, которому он придет на смену. В перспективе будет создан беспилотный вариант. Поставки нового самолёта в состав Вооружённых сил России могут начаться в середине 2020-х годов[5].

По состоянию на начало 2021 года, находится на стадии опытно-конструкторских работ[6].

Крупнейшие корабли и суда

Атомная подводная лодка пятого поколения проекта «Лайка»

В 2016 году генеральный директор петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев сообщил, что подлодка пятого поколения может быть создана в России после 2020 года, уже заключен контракт с Минобороны на её разработку[7].

Субмарина будет иметь модульную конструкцию и интегрированную систему боевого управления с искусственным интеллектом, а также оснащаться гиперзвуковыми ракетами «Циркон»[8].

Строительство подводных лодок проекта «Лайка» входит в государственную программу вооружений 2018—2027 годов[9]. В 2019 году начаты опытно-конструкторские работы[10].

Железные дороги

Высокоскоростная магистраль ВСЖМ-1 Москва — Санкт-Петербург

Высокоскоростную железнодорожную магистраль длиной около 659 км, параллельную нынешней скоростной предполагается построить в 2021—2030 гг. После этого время в пути между столицами составит 2 часа 15 минут[11], что фактически позволит при острой необходимости ездить в другую столицу на работу каждый день.[12]

Стоимость строительства ВСМ предположительно оценивается в 1,7 трлн руб., из которых 1,3 трлн руб. — внебюджетные инвестиции. 1,6 трлн руб. пойдут на строительство, 44 млрд руб. — на проектирование, 64 млрд руб. — на затраты по финансированию и управлению магистралью[13].

Осенью 2019 года будет начато проектирование[14]. Запуск запланирован на 2027 год[15][16]. С финской стороны выражена заинтересованность в продлении ВСМ от Санкт-Петербурга до Хельсинки[17].

Реализация проекта также потребует строительство нового вокзала в Санкт-Петербурге рядом со станцией метро «Волковская»[18].

Строительство четвёртого главного пути от Павелецкого вокзала до Домодедово, г. Москва

Стоимость проекта 18…38 млрд рублей по разным источникам. Проектные работы начались в 2012 году[19]. Ввод в строй был запланирован между 2016 и 2025 годами[20], но на 2019 год проект был ограничен выполнением заделов под 4 путь при строительстве путепроводов и т. п.

Линия Курагино — Кызыл — Элегест

Железная дорога призвана связать расположенную в буквальном смысле «за горами» республику Тува и её столицу Кызыл с общероссийской сетью железных дорог. Основной загрузкой железной дороги должны стать перевозки угля с крупнейшего в России Элегестского месторождения коксующихся углей (со стоимостью развития в 346,6 млрд рублей[21]). Протяжённость новой однопутной линии составит 410 км[22]. Строительство будет вестись в гористой местности, что потребует прокладки 8 тоннелей общей длиной 11 км, возведения 127 мостов протяженностью около 16 км. Плановый объем перевозок — 15 млн тонн в год[23]. Движение поездов будет осуществляться на тепловозной тяге[24][25].

В 2012 году строительство дороги началось, был уложен первый километр, но после этого в связи с невыполнением условий соглашения частным инвестором строительство было прервано.

Весной 2017 года владельцами месторождения было подписано соглашение с ОАО РЖД о концессионном строительстве дороги, но нужного количества денег инвесторов набрано всё ещё, видимо, не было. Строительство начнётся в конце 2018 года, планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году[26]. Стоимость проекта 192,4 млрд рублей[27], компании ТЭПК и ЗАО «Лидер» инвестируют в проект 28,9 млрд рублей, ещё 134,6 млрд рублей планируется привлечь за счёт инфраструктурных облигаций[28].

В апреле 2018 года Председатель Правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о заключении концессионного соглашения[29][30]. 1 апреля 2019 года был подписан контракт генерального подряда между ОАО «РЖД» и ТЭПК «Кызыл — Курагино», срок строительства составит 4,5 года[31]. В марте 2020 года был заключён договор с компанией «Стройпроект» на выполнение комплекса проектно-изыскательских работ, корректировке документации по планировке территории и иных работ, необходимых для создания объекта[32]. В 2021 году проект был отложен «на срок не более 5 лет».[33]

В результате реализации проекта в Красноярском крае и Республике Тыва будет создано около 6 тысяч рабочих мест, налоговые поступления в федеральный и местные бюджеты увеличатся до 15 млрд рублей в год[34]. Существуют планы по продлению этой железной дороги через Монголию и Китай в Индию[35].[36]

Северный широтный ход (Обская — Салехард — Надым)

Стратегическая железная дорога, проходящая большей частью точно по трассе Трансполярной магистрали (она же 501 стройка, она же «Мёртвая дорога»). Строительство первой части дороги планируется начать в конце 2018 года и завершить в 2023 году, при этом ключевыми и самыми дорогостоящими элементами магистрали станут крупные мосты через Надым и Обь. Также в рамках проекта предполагается реконструкция прилегающих участков железных дорог как с востока, так и с запада на большом протяжении. Совмещённый мост через Надым открыт для автомобилей в 2015 году. Соглашения об инвестициях и использовании магистрали были заключены заранее, но длительное время сдерживающим фактором оставалось то, что средства на строительство моста через Обь в Салехарде ещё не были найдены. В настоящее время вдоль трассы железной дороги возводится асфальтированная автомобильная дорога, которая, наряду со всесезонным мостом через Надым, значительно удешевит будущую стройку. В перспективе планируется продолжение линии через реку Енисей на север до Игарки и Дудинки[37], что свяжет Норильскую ж/д с сетью железных дорог страны. [38]

Проект должен стать первой после столетнего перерыва железнодорожной концессией в России, с чем отчасти был связан длительный период согласования схемы его финансирования, утверждённой 17 октября 2017 года.[39] Концессионное соглашение с общим объёмом финансирования 236,7 млрд рублей[40] было подписано 3 октября 2018 года[41].

В последнюю неделю сентября Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» выдало положительное заключение на проектно-сметную документацию первого этапа строительства железнодорожной магистрали Обская — Салехард — Надым в составе СШХ.

В марте 2022 года проект находится в медленно продолжающейся стадии проектирования и не прошел государственную экспертизу[42].

В первую очередь предполагается создать базу путевой машинной станции на станции Коротчаево — её наличие позволит обеспечить в дальнейшем завоз необходимого объёма инертных грузов, а также материалов верхнего строения пути. Данная станция впоследствии может являться основной для обеспечения необходимых темпов работ в границах Ямальской железной дороги, подъездных путей Газпрома и концессионной части СШХ при достижении определённых договоренностей с собственниками путей.

На первом этапе СМР планируется развернуть масштабную деятельность по электроснабжению участков от Коротчаево до Нового Уренгоя и от Нового Уренгоя до Пангоды, что позволит в дальнейшем более эффективно осуществлять реконструкции станций, разъездов и перегонов. Также предусмотрено строительство объединённой ремонтно-эксплуатационной базы на станции Новый Уренгой для размещения сотрудников служб и дирекций ОАО «РЖД»[43].

Линия Бованенково — Сабетта

Также имеет название «Северный широтный ход-2»[44].

Относительно короткая — длиной более 170 км, но проходящая в экстремальных условиях далёкого Заполярья самая северная железная дорога в мире должна соединить ныне существующую самую северную железную дорогу в мире — газпромовскую ветку Обская — Бованенково на Ямале со строящимся на побережье Обской губы портом Сабетта. Новая дорога позволит превратить Сабетту из проекта предназначенного только для отгрузки сжиженного газа, в универсальный порт, через который может быть организована прямая торговля Приуралья морем, что особенно важно в условиях недостатка полноценных морских портов в России вообще и в Арктике в частности. Соглашение с частным партнёром о начале строительства было подписано 30 декабря 2015 года. В рамках этого договора были проведены геологические изыскания и разработка рабочей документации[45], однако в 2019 году договор был расторгнут с целью переформатирования модели финансирования и, по всей видимости, состава участников проекта, а разработанная документация была выкуплена правительством Ямало-ненецкого автономного округа[46]. Стоимость строительства дороги оценивалась в 90 млрд рублей[47].

Западный обход Саратова

С начала 1950-х годов ведутся работы по выводу из города транзитного грузового поездопотока — в 1954 году запущен южный обход Багаевка — Нефтяная длиной 13 км, в 1988 году запущен северный обход Курдюм — Липовский длиной 25 км.

Планируется строительство железной дороги на участке Татищево — Ивановский длиной 45 км, а с разъездами длина достигнет 56,4 км[48][49][50].

Обход будет строиться в рамках создания международного транспортного коридора «Север — Юг»[51]. По обходу будут идти, в основном, товарные поезда.

На первом этапе (2019—2021 годы) будет построен однопутный участок Татищево — Ивановский, с разъездами в сторону Курдюма и Буркина. На втором этапе (2022—2024 годы) будет построен второй путь на участке Курдюм — Ивановский, а также второй путь на северном обходе Липовский — Курдюм[52]. схема и график строительства.

Среди целей и задач строительства находятся разгрузка путей, проходящих через Саратов, в том числе и станции Саратов-1, пропускная способность которой почти исчерпала резерв, а также пуск составов с грузами, опасными для здоровья и жизни граждан, в обход городской черты, что позволит улучшить экологическую обстановку в Саратове[53]. Помимо разгрузки путей, проходящих через город Саратов, появление обхода позволит обеспечить перевозку дополнительного объема грузов через Саратовский узел в объёме 46 — 49,2 млн тонн[54], в том числе 30 млн тонн — в направлении Азово-Черноморских портов[55], в общей численности довести до 136 млн тонн в год[56]. Общая стоимость проекта — 55,4 млрд рублей. Срок реализации проекта — до конца 2024 года[57].

Линия Селихин — Ныш

Будущая железная дорога общей длиной 582 км[58]. В начале 1950-х годов был построен участок Селихин — Чёрный мыс длиной 120 км[59], разобранный в начале 2010-х годов[60].

Строительство железной дороги планируется в рамках создания транспортного перехода между Евразийским материком и островом Сахалин (Сахалинский мост). Стоимость строительства (без Сахалинского моста) — 287,4 млрд рублей[61]. Сроки реализации — до 2025 года[62].

Развитие Пермского железнодорожного узла со строительством мостового перехода

Проект, радикально пересмотренный в процессе проектирования, на конец 2019 года предусматривает сооружение железнодорожного пути длиной 4,65 км, включающего мост через Каму длиной 2,4 км. Необходимость строительства возникла из-за проблем с реконструкцией путей, проходящих по плотине Камской ГЭС, и наличия ненормативного радиуса на одном из железнодорожных подходов к ней. Стоимость проекта оценивается в 23 млрд рублей из которых собственно мост стоит 13 млрд рублей. Строительство планируется начать в 2021 году.[63]

Комплексная реконструкция участка Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре — Ванино

В Хабаровском крае до 2025 года, на подходе к Ванинскому железнодорожному узлу, планируется построить 275 км второго пути (на участке Комсомольск-на-Амуре — Ванино) и провести электрификацию участка Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре — Ванино на сумму в 233 млрд рублей и сроком строительства в течение 5-8 лет[64].

Модернизация железных дорог Кубы

В июне 2019 года Россия подписала с Кубой межправительственное соглашение о модернизации железных дорог на острове длительностью 10 лет. Стоимость проекта — около 1,8 млрд евро. Модернизация железнодорожной сети должна в три раза улучшить поток товаров на Кубе[65][66].

Линия Елец — Воронеж

Строительство будет проведено в целях сокращения длительности времени в пути на направлении Центр — Юг. Стоимость строительства составит 116,6 млрд рублей[67].

Автомобильные дороги

Обход Волгограда

Общая протяженность составит 71,4 км. Объект включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Обход Волгограда является частью международного транспортного коридора «Север — Юг», а также обеспечивает доступ к морским портам Каспийского бассейна. Новая объездная дорога не только снизит нагрузку на городскую дорожную сеть, но и улучшит транспортную обстановку на федеральных трассах Р22 «Каспий», А260 «Волгоград — Каменск-Шахтинский — граница с Украиной» и Р228 «Сызрань — Саратов — Волгоград».

Дорога проектируется на этапе рабочей документации с 2018 года[68].

Строительство будет осуществляться в три этапа. Ввод в эксплуатацию первого этапа намечен на 2024 год. Завершить работы по проектированию второго и третьего этапов планируется в 2020 году.

Первый этап представляет собой участок объездной дороги протяженностью 12,2 км, который соединит две федеральные трассы — Р22 «Каспий» и подъезд к Элисте от Р22 с региональной автодорогой «Волгоград — Котельниково» и с городской улицей 40 лет ВЛКСМ.

Проектом предусмотрено возведение трех транспортных развязок: одна свяжет трассу Р22 и городскую улицу 40 лет ВЛКСМ, вторая обеспечит выход на подъездную дорогу к Элисте, а третья — на региональную автодорогу «Волгоград — Котельниково». В составе последней — строительство моста через Волго-Донской судоходный канал, благодаря которому транспортные потоки равномерно распределятся по существующему и по новому сооружениям.

В целях обеспечения безопасного дорожного движения установят металлическое осевое барьерное ограждение и сплошное электроосвещение. Для комфорта водителей на участке построят две площадки отдыха, а для нужд фермеров — два скотопрогона[69].

Магистраль «Центральная» в Самаре

Шоссе непрерывного движения должно было пройти через весь город от объездной дороги до площади Урицкого и стать одной из основных транспортных осей Самары, которая, несмотря на более, чем миллионное население, из-за особого географического положения имеет только 6 выездов из города. В начале 2000-х была построена развязка и значительная часть дороги, примыкающая к объезду Самары, однако до плотной городской застройки она доведена не была. Проект достройки магистрали до центра города планируется реализовать в основном в 2022—2024 годах. Ведётся выкуп участков под магистраль[70]. На строительство будет выделено 3 млрд из федерального бюджета[71]. Стоимость первого этапа строительства составит 7,4 млрд рублей[72].

Широтная магистраль скоростного движения в Санкт-Петербурге

До 2019 года носила название ВСД (Восточный скоростной диаметр).

Внутригородская скоростная дорога протяженностью 14,7 км. Должна пройти от развязки ЗСД с Благодатной улицей через Неву (в створе улиц Фаянсовой и Зольной) и на востоке города «перейти» КАД в районе Кудрово и выйти на федеральную трассу Р-21 «Кола»[73]. Магистраль будет иметь 9 транспортных развязок. Неву ШМСД «перескочит» по высоководному неразводному мосту в створе улиц Фаянсовая—Зольная.

Автомагистраль снизит нагрузку на дорожную сеть, перенаправит грузовой и пассажирский трафик и увеличит транспортную доступность морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»[74].

Стоимость строительства около 165 млрд рублей[75], стоимость первого и второго этапов оценивается в 100—110 млрд рублей. 1 июня 2017 года было подписано соглашение о строительстве между ПАО «Банк ВТБ» и правительством Санкт-Петербурга. Новая широтная магистраль должна появиться к осени 2024 года[76][77].

По состоянию на весну 2020 года ведётся подготовка к строительству первого объекта — Витебской развязки[78][79].

Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода

Транспортное кольцо состоит из Северного и Южного обходов Нижнего Новгорода и обхода соседнего города Бор, а также из переходов через Волгу и примыкающих участков автодорог, которые в совокупности позволят осуществлять обход города при движении в любом направлении, то есть будут действовать как кольцевая автодорога. Стоимость достройки проекта — около 170 млрд руб., общая длина кольца — 150 км. [80] Ведётся строительство Южного обхода, на строительство других участков ищутся средства. В составе кольца планируются следующие участки:

  • Северный обход Нижнего Новгорода, протяжённость — 41,23 км. Стоимость строительства — 56,146 млрд руб.
    • Низконапорный гидроузел с мостовым переходом через Волгу. Стоимость 39,77 млрд руб.
    • Мост — 4,1 млрд руб.
    • Автомобильная дорога — 12,276 млрд руб.
  • Мостовой переход в районе действующего Волжского моста. Протяжённость с подходами — 2,7 км. Стоимость — 25,5 млрд руб.
  • Транспортный узел в районе посёлка Неклюдово. Протяжённость — 13,6 км. Стоимость — 13,2 млрд руб.
  • Обход города Бор. Протяжённость — 16,7 км. Стоимость — 4,9 млрд руб.
  • Мостовой переход через Волгу в районе посёлка Подновье. Протяжённость с подходами — 6,6 км. Стоимость — 31 млрд руб.
  • Автомобильная дорога п. Подновье — а/д Ольгино — Ельня. Протяжённость дороги — 15,4 км. Стоимость — 5,86 млрд руб.
  • Автомобильная дорога Р152 Шопша — Иваново — Н. Новгород на участке обхода города Балахна и города Заволжье. Протяжённость дороги — 28,38 км. Стоимость — 11 млрд руб.
  • Южный обход — длина более 80 км, из которых более чем половина уже построена. [81]

Объездная Балахны

Будущая дорога общей протяжённостью 47,6 км, расположенная на трассе Р152 «Шопша — Иваново — Нижний Новгород». Выведет транспортные потоки за пределы города Балахна в Нижегородской области. Строительство начато в 2005 году, однако было заморожено в 2009 году. Стоимость окончания строительства составит 16,37 млрд рублей[82].

Начало строительства участка длиной 24,3 км запланировано на 2021 год[83].

Северный транспортный обход Астрахани с мостом через Волгу в Наримановском районе

Строительство дороги, выводящей транспортные потоки международных транспортных маршрутов «Север-Юг» и Е40 «Запад-Восток» за пределы города Астрахани, завершают проектировать в 2018 году. Общая стоимость проекта 23 млрд рублей[84].

Обход Барнаула

Будущая дорога общей протяжённостью 68,1 км, которая пройдёт через Первомайский, Павловский и Калманский районы Алтайского края[85].

Строительство трассы в обход Барнаула позволит разгрузить улицы города, что положительно скажется на транспортной ситуации, поможет ускорить товародвижение на основных международных автомагистралях и заложит основу для устранения сдерживающих факторов развития Барнаульской агломерации, в том числе исключит потерю времени на проезд по территории города.

Планируется соединение двух федеральных трасс Р256 «Чуйский тракт» и А322 «Барнаул — Рубцовск — граница Республики Казахстан» в объезд Барнаула с выездом на Павловский тракт[86]. Проектируется третий мост через Обь в Барнауле протяженностью 2394,06 м, который будет расположен между посёлком Бельмесево и посёлком Лесной Первомайского района[87] и четыре моста через расположенные в пойме протоки рек Лосиха, Власиха, Барнаулка и Штабка[88].

Начало строительства планируется на 2019—2020 годы[89]. В реализации проекта планирует участвовать банк «Открытие»[90]. Предварительная оценка стоимости строительства — 50 млрд рублей[91].

Платная автомобильная дорога Виноградово — Болтино — Тарасовка, Московская область

Будущая автодорога соединит населённые пункты, расположенные между посёлком Виноградово, деревней Болтино и селом Тарасовка, прилегающие к Дмитровскому и Ярославскому шоссе. Новый объект обеспечит прямое сообщение между дорогами федерального значения А104 «Москва — Дмитров — Дубна» и М8 «Холмогоры». Планируемая дорога пройдет на удалении от 4 до 8 км от МКАД, выполняя роль дублёра и сохраняя местные дороги как альтернативные. Среднесуточный трафик будет не менее 24,6 тыс. автомобилей в сутки, а в среднем составит 39 тыс. автомобилей в сутки. Строительство будет вестись в форме концессии, срок которой составит 15 лет. Общая стоимость проекта составит 52 млрд рублей[92], из них 44,5 млрд — частные инвестиции, 7,5 млрд — капитальный грант от Московской области[93][94].

Концессионное соглашение между правительством Московской области и Группой «ВИС» подписано 30 января 2018 года. Строительство дороги начнётся во второй квартале 2020 года[95], ввод в эксплуатацию намечен на 2022 год[96].

Северный обход Рязани

Строится с перерывами с 1999 года. Первый этап длиной 4,6 км был завершён в 2013 году, стоимость составила 4,5 млрд рублей[97]. Строительство второго и третьего этапов планируется с 2021 по 2025 годы, стоимость составит 23,4 млрд рублей[98]. Протяжённость второго отрезка обхода составляет почти 14,3 километра и включает четыре транспортные развязки. Новый отрезок соединит существующую часть Северного обхода с федеральной трассой М5 в районе 177 километра. В конечном итоге Северный обход позволит пустить транзитный транспорт, следующий в направлении Владимира, Нижнего Новгорода, Иванова, Пензы и Самары в объезд центра города[99].

Восточный транспортный коридор «Володарского — Тихорецкая — М4 «Дон», Краснодар

Концепция транспортного коридора по улице Тихорецкой от улицы Володарского до автодороги М4 «Дон» снизит уровень транспортных заторов на улице Северной, обеспечит новый магистральный въезд в центр города и транспортную доступность нового жилого района с поселками Знаменский, Пригородный, Лорис, Индустриальный и Новознаменский[100].

Общая протяженность транспортного коридора, который позволит разгрузить центральную часть города[101], составляет 36 км, ориентировочная стоимость проекта — порядка 22,6 млрд рублей, срок реализации — 6 лет[102].

Автомобильная дорога от федеральной трассы М4 «Дон» до аэропорта «Домодедово»

Протяженность данной автодороги составит 6,5 км. Стоимость реализации проекта оценена в 18 млрд рублей, одним из инвесторов может стать аэропорт «Домодедово»[103]. Строительство планируется начать в 2020 году.

Владивостокская кольцевая автомобильная дорога

В рамках проекта во Владивостоке будет построен еще один мост на о. Русский, который свяжет район мыса Эгершельд с островом Елена, далее, пройдя над Каналом, дорога сольется с построенной еще к саммиту АТЭС-2012 четырехполосной трассой, выходящей через Русский мост на объездную Патрокл — Седанка — Де-Фриз — пос. Новый[104].

Западное полукольцо ВКАД станет частью международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» и позволит разгрузить наиболее напряженные районы города: улицу Маковского, проспект 100-летия Владивостока, улицу Алеутскую и Океанский проспект. Общая длина западного полукольца составит 27,4 км[105].

Реализовать проект предлагается методом государственно-частного партнёрства с поэтапным вводом в строй в период до 2029 года[106]. По предварительным оценкам, на строительство ВКАД потребуется от 80 до 100 млрд рублей[107].

На середину 2019 года проект получил поддержку Президента и находится на стадии подписания договоров.

Северо-западный обход Кемерово

Город Кемерово — единственный региональный центр к востоку от Урала, через который проходит федеральная трасса (Р255 «Байкал»). Строительство обхода улучшит экологию, качество жизни, а также будет способствовать дальнейшему поступательному развитию Кемеровской области и соседних регионов[108].

Новая дорога будет соответствовать категории 1Б и иметь четыре полосы движения (по две полосы в каждом направлении). Ширина проезжей части составит 15 метров, встречные потоки разделят барьерным ограждением. Также в рамках реализации проекта возведут четыре транспортные развязки и мост через реку Томь. В рамках только первого этапа строительства будет построено около 48 км дороги.

Начало строительства обхода Кемерово запланировано на 2020 год, окончание строительства — на 2024 год. Стоимость строительства составит не менее 40 млрд рублей[109].

Линии метрополитена

Строительство Новосибирского метрополитена

  • Продление 1-ой Ленинской линии
Строительство нового участка метрополитена «Площадь Маркса» — «Площадь Станиславского» — «Пермская»страница 82-83[110].
  • Продление 2-ой Дзержинской линии
Строительство нового участка метрополитена «Золотая Нива» — «Гусинобродская» — «Волочаевская» («Молодёжная»)[111].
Строительство электродепо «Волочаевское»[112]. Суммарная стоимость строительства двух станций и депо составляет 25,3 млрд рублей[113][114][115].

Третья очередь Волгоградского скоростного трамвая

В ближайшее время после завершения разработки Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Волгограда развернётся реконструкция действующего наземного участка скоростного трамвая от ул. 7 Гвардейской бригады до Тракторного завода, а также интеграция линии скоростного трамвая с сетью пригородно-городских железных дорог (Волгоградский S-Bahn). Для этих целей предполагается возвести несколько путепроводов в Тракторозаводском и Краснооктябрьском районах, а также врезать на действующем перегоне ж.д. новую промежуточную платформу Ельшанка.

Строительство Нижегородского метрополитена

  • С конца 2018 года проводится подготовка рабочей документации на строительство станций «Площадь Свободы» и «Сенная» в нагорной части города. С их открытием загрузка городского метрополитена должна заметно возрасти[116]. С марта 2022 года начаты строительные работы[117].

Строительство Петербургского метрополитена

  • Продление 3-й Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена
Строительство нового участка метрополитена «Беговая» — «Туристская» — «Планерная» планируется начать после Чемпионата мира по футболу 2018 года и завершить к 2022 году[118].
  • Продление 5-й Фрунзенско-Приморской линии Петербургского метрополитена.
Строительство нового участка метрополитена «Комендантский проспект» — «Шуваловский проспект»[119].
  • Продление 6-й Калининско-Красносельской линии Петербургского метрополитена.
Строительство нового участка метрополитена «Путиловская» — «Каретная» («Обводный канал-2»)[120].

Строительство Московского метрополитена

  • Рублёво-Архангельская линия, которая пройдёт от ММДЦ (Москва-Сити) к будущему международному финансовому центру в Рублёво-Архангельском[121].
  • Бирюлевская линия, которая должна пройти от бывшей промзоны ЗИЛ на юг в одноименную местность.
  • Центральный участок Калининско-Солнцевской линии, призванный соединить уже построенные Калининский и Солнцевский радиусы.

Мосты

Мост через Обь в Салехарде

Крупный совмещённый железнодорожный и автодорожный мост предлагается реализовать как часть приоритетного проекта железной дороги «Северный широтный ход». Прогнозируемый объем перевозок по железной дороге — 23,9 млн тонн в год, преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы[122].

На конец 2013 года планы предусматривали строительство совмещённого моста с 2017 года, сообщалось также, что строительство может начаться и ранее, в 2014 году, вследствие некоторой заинтересованности инвесторов и местных властей [123]. По состоянию на сентябрь 2014 года вопрос о выделении заложенных в федеральную программу 61 млрд руб. по-прежнему находился в стадии обсуждения на уровне Минтранса и властей Ямало-Ненецкого автономного округа [124]. В ноябре 2014 года было сообщено, что деньги на возведение объекта заложены в проекте федерального бюджета 2015 года [125]. Наконец, в 2017 году начались уточнённые изыскания на месте строительства моста и подходов к нему[126], а 11 мая 2018 года состоялась закладка капсулы в основание будущего моста, означающая официальное начало его строительства, хотя сами строительные работы к этому времени ещё не начались. В начале 2019 года стройплощадка была огорожена. На осень 2021 года завершалось проектирование моста[127].

Начало строительства запланировано на третий квартал 2022 года[128].

Совмещённый автодорожный и железнодорожный мост «Победа» через Надым — достройка железнодорожной части

Мост через реку Надым строился с 2011 года в городе Надым Ямало-Ненецкого АО. Мост находится на трассе «Северного широтного хода» (синонимы и более ранние названия: «Трансполярная магистраль», «Чум-Салехард-Игарка», «501 стройка», «Мёртвая дорога») и является одним из ключевых объектов для создания круглогодичной транспортной сети на севере Западной Сибири. Автодорожная часть моста была открыта 12 сентября 2015 года[129], а достройку железнодорожной части в 2015 году было решено отложить до начала активных работ по трассе «Северного широтного хода» между Надымом и Салехардом.

Второй мост через Волгу в Костроме

Планируется строительство в рамках создания обхода Костромы, в районе деревни Середняя[130]. Позволит снизить нагрузку на дорожную сеть города[131]. По предварительным подсчетам, стоимость моста может составить от 15 до 26 миллиардов рублей[132]. Строительство займёт около пяти лет[133], его возведение планируется начать в 2022 году.[134]

Увекский железнодорожный мост (новый)

Будущий железнодорожный мост через Волгу, который будет построен с целью замены существующего, построенного в 1930-х годах[135]. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность участка с 49 до 123 пар в сутки.

Положительное заключение государственной экспертизы было получено в 2013 году[136]. Время строительства составит 6—7 лет. Стоимость строительства составит 16 млрд рублей. Строительство может быть завершено к 2025 году[137].

Мост через Калининградский залив

Будет построен в рамках 11 очереди строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны. Сооружение соединит микрорайон Космодемьянского и посёлок Шоссейное[138]. Длина будущего вантового моста составит 2637 метров, а общая протяжённость транспортной инфраструктуры с учётом подходов — 8103 метра. Мост будет четырёхполосным, расчётная скорость движения по нему составит 120 км/ч, пропускная способность — более 10,5 тысячи автомобилей в сутки. Завершение строительства запланировано до конца 2024 года, после чего по условиям соглашения Группа «ВИС» будет эксплуатировать мост до 2047 года[139].

На проектирование и строительство моста потребуется пять лет и три месяца. Cтоимость объекта оценивается в 44 млрд рублей[140].

Строительство моста позволит закольцевать Окружную дорогу, соединит Южный и Северный обходы Калининграда, сократит расстояние между населёнными пунктами на 40 км. Реализация проекта создаст возможность выхода транспортных потоков с северо-запада региона на ответвление трансъевропейского транспортного коридора 1-А «Рига — Калининград — Гданьск», улучшит транспортную доступность территории и позволит вывести из Калининграда транзитные потоки большегрузных автомобилей. После реализации проекта региональный бюджет дополнительно получит существенные налоговые поступления[141].

7 июня 2019 года состоялось подписание концессионного соглашения о создании мостового перехода через Калининградский залив между строительной группой «ВИС» и руководством Калининградской области[142].

Верхневилюйский мост

В феврале 2020 года Упрдор «Вилюй» подписал государственный контракт с подрядной организацией ОАО «Хотьковский автомост» на проектирование моста через реку Вилюй на 660 км федеральной автомобильной дороги А331 «Вилюй» возле села Верхневилюйск. В марте 2020 года начаты изыскательские работы по проектированию моста[143].

Длина моста составит 1,7 км, длина подходов к нему — 20 км. Мост обеспечит круглогодичное автомобильное сообщение между Якутском и Нюрбой.

Положительное заключение экспертизы по проекту получено в конце 2021 года[144]. Начало строительства намечено на 2022 год.

Объект реализуется за счет средств федерального бюджета. Ориентировочная стоимость строительства — 33,5 млрд рублей[145].

Крупнейшие тоннели

Морские порты

Терминал по перегрузке сжиженного природного газа в бухте Бечевинская, Камчатский край

Терминал стоимостью 110 млрд рублей, призванный стать местом перегрузки российского арктического сжиженного природного газа на более дешёвые в эксплуатации газовозы без ледового класса, должны начать строить в 2022 году.[146]

Приморский универсально-перегрузочный комплекс

Соглашение с Ленинградской областью о строительстве комплекса стоимостью 90,6 млрд рублей было подписано в феврале 2019 года. Проектная величина грузооборота на этапе полного развития составит до 70 млн тонн в год. Основные виды грузов, которые будут обрабатываться в порту — уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы, зерно. Реализация проекта на этапе эксплуатации позволит создать до 3130 новых рабочих мест на терминалах портового комплекса, площадь территории которого составит около 780 га[147]. Ввод проекта в строй ожидается в 2022 году.[148]

Реконструкция Севастопольской военно-морской базы

По окончании строительства Новороссийской ВМБ военные строители должны перейти к модернизации основной базы Черноморского флота в Севастополе — она тоже требует обновления. К этим работам планируется приступить в 2019 году[149].

Порт в районе Павловского месторождения, арх. Новая Земля

Планируется строительство морского порта для обслуживания Павловского свинцово-цинкового серебросодержащего месторождения на архипелаге Новая Земля с ресурсным потенциалом свыше 47 млн тонн руды. Проект будет реализовываться на основе государственно-частного партнёрства. Предполагается, что порт сможет принимать суда водоизмещением 6-10 тыс. тонн. Предусмотрено создание морского портового комплекса с грузовым оборотом до 500 тыс. тонн различных грузов в год. В рамках проекта также предусматривается строительство горнодобывающего предприятия по добыче и переработке свинцово-цинковых руд, проектная мощность которого составит 3,5 млн.тонн руды в год[150]. Общий объём инвестиций в Павловское месторождение с учетом портовой инфраструктуры составляет порядка 80 млрд рублей, сам порт — 40 млрд рублей[151].

В июне 2018 года начаты инженерные изыскания на месте будущего порта[152].

Закрытый угольный терминал в Суходоле, Приморский край

Планируется построить в бухте Суходол Шкотовского района современный морской терминал закрытого типа мощностью 20 млн тонн в год. Реализовать проект планируется в три этапа до 2022 года, инвестировав в общей сложности в проект 35,5 млрд рублей. Выход объекта на полную мощность позволит создать не менее 800 новых рабочих мест[153].

Глубоководный порт в Ильинском, остров Сахалин

Планируется строительство порта стоимостью 100 млрд рублей, из них 25-30 млрд рублей — на инфраструктуру для перевалки угля. Предполагается привлечь до 23,4 млн тонн грузов с Восточного полигона, до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах. Проект увязан со строительством транспортного перехода между Евразийским материком и Сахалином[154]. Строительство запланировано до 2025 года[155].

Терминал СПГ в Бечевинской бухте, Камчатский край

ПАО «НОВАТЭК» будет доставлять сжиженный природный газ с «Ямал СПГ» и в будущем «Арктик СПГ 2» танкерами ледового класса по Северному морскому пути в Бечевинскую бухту, где через терминал сжиженный природный газ будет перегружаться на обычные газовозы для доставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Объем частных инвестиций в проект составит около 70 млрд рублей. Плановый срок запуска первой очереди комплекса — 2022 год. Ожидается, что мощность терминала составит до 20 млн тонн в год, а период функционирования превысит 40 лет[156].

Терминал СПГ «Утренний», ЯНАО

Является частью проекта «Арктик СПГ-2».

Терминал будет построен на западном побережье Гыданского полуострова в Ямало-Ненецком автономном округе, в районе существующих причальных сооружений Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения компании «НОВАТЭК». Включён распоряжением правительства Российской Федерации в состав порта Сабетта, расположенном на противоположном берегу Обской Губы. Стоимость составит 144,2 млрд рублей[157].

Реконструкция порта в Поронайске, остров Сахалин

Планируемая модернизация порта в Поронайском районе может быть связана со строительством железнодорожных переходов, которые соединят Сахалин с Евразийским материком и Японскими островами. Фактически новый порт должен помочь увеличить отгрузку сырья с Сахалина и, если его мощность будет около 15 млн тонн в год (планируется 24 млн тонн угля в год[158]), строительство целесообразно даже без моста между Сахалином и материковой частью России или Сахалином и Японией. [159].

30 марта 2021 года Правительство России утвердило концессионное соглашение о строительстве многофункционального грузового комплекса в порту Поронайск. Объект сможет обслуживать суда с полной грузоподъёмностью до 80 тысяч тонн планируется ввести в эксплуатацию через 6,5 лет после подписания соглашения. Мощность угольного терминала, предусмотренного проектом, составит до 5 млн тонн в год, нефтеналивного – до 5,5 млн тонн, терминала газового конденсата – до 2,8 млн тонн. Общий объём инвестиций превысит 35,9 млрд рублей. См. текст постановления[160][161][162].

Глубоководный порт в Каспийске, Республика Дагестан

Планируется строительство глубоководного порта в рамках «Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне» страница 31-32. Предусматривается строительство на причалах нового морского глубоководного порта (терминала) зернового терминала пропускной способностью первой очереди в 1 млн тонн в год, который будет способен принимать большегрузные суда с полезной нагрузкой от 15 до 25 тысяч тонн[163]. При этом к 2025 году прогнозируется пропускная способность до 2 млн тонн в год и к 2030 году — до 3 млн тонн в год. Арабские и европейские компании выражают заинтересованность в участии в создании глубоководного порта[164].

Многофункциональный грузовой район в районе села Новое Макаровского района Сахалинской области

По проекту стоимостью 34,9 млрд рублей подписано концессионное соглашение, а также договоры о проведении инженерных изысканий и проектировании. Начало строительства планируется на середину 2023 года.[165]

Аэропорты и аэродромы

Вторая очередь реконструкции аэропорта «Пулково», Санкт-Петербург

После ввода в эксплуатацию в конце 2013 г. Терминала-1, в аэропорту продолжаются работы — Пулково-1 до середины 2014 г. реконструируют в качестве дополнительных площадей для обслуживания пассажиров внутренних линий в новом терминале. После этого, с 2015 г. должен начаться второй этап реконструкции, предварительно предполагающий, в частности, строительство дополнительного терминала и реконструкцию перрона. Ориентировочная стоимость проекта 500 млн долларов.[166].

Реконструкция аэропорта «Северный» в Грозном, Чечня

Планируется провести реконструкцию в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы»[167]. Планируется строительство нового аэровокзального комплекса, взлетно-посадочной полосы размерами 3200×45 м, рулежных дорожек, перронов, командно-диспетчерского пункта. Разработка проектной документации, технологический и ценовой аудит запланированы на 2019—2020 годы, само строительство планируется начать в 2022 году. В перспективе аэропорт сможет увеличить пассажиропоток до 1,5 млн человек в год. Стоимость проекта составит 15,7 млрд рублей[168].

Аэропортовый комплекс на аэродроме «Левашово», Санкт-Петербург

Левашово — действующий военный аэродром совместного базирования в Выборгском районе Санкт-Петербурга, расположен между кольцевой автодорогой Санкт-Петербурга (КАД) и поселком Левашово. В целях модернизации аэродрома планируется заключение концессионного соглашения, предусматривающего реконструкцию объектов аэропортового комплекса. Концессионером выступит ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» — дочерняя структура ПАО «Газпром». Концедентом от имени Российской Федерации станет Министерство обороны.

Объектами концессионного соглашения на аэродроме Левашово названы сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации полетов воздушных судов.

В соответствии с проектной документацией работы по модернизации аэропортового комплекса разделены на шесть этапов.

На I этапе запланировано строительство и реконструкция рулежных дорожек; пассажирского перрона; мест стоянок и ангарных комплексов для воздушных судов. На служебно-технической территории комплекса будут размещены: аварийно-спасательная станция; учебно-тренировочный полигон; производственно-технические базы и трансформаторные подстанции и другие объекты.

На II этапе запланировано строительство зданий и сооружений служебно-административного комплекса: аэровокзала с пропускной способностью 100 пассажиров в час (для обслуживания внутренних и международных авиарейсов), привокзальной площади и административно-служебных зданий.

На III этапе предусмотрено доведение аэродрома до норм, предъявляемых к гражданским аэродромам II категории. В рамках проекта: дополнительная спланированная часть летной полосы; объекты обеспечения полетов, автодороги и ограждения.

На IV этапе предусмотрено присоединение нового аэропортового комплекса к транспортной развязке КАД с Парашютной улицей – для этого будет построена автомобильная дорога в районе 129 км внешней стороны КАД.

На V этапе будет реконструирована искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВПП). Длина действующей ИВПП составляет 2690,27 м, ширина – 40 м. Необходимо выполнить уширение ИВПП с двух сторон по 2,5 м. Существующие покрытия ИВПП подлежат усилению.

На VI этапе будет увеличена суммарная максимальная пропускная способность здания аэровокзала до 200 пассажиров в час.

После проведения реконструкции на аэродроме планируют использовать воздушные суда Вoeing 737-700 ВВJ, SSJ-100, Falcon 900, ИЛ-96-300, вертолёты Ми-8 и классом ниже[169].

В августе 2019 года модернизовать военный аэродром в Левашово поручил президент РФ Владимир Путин. В мае 2020 года в Выборгском районе началась подготовка к строительству. Инвестиции в строительство аэропортового комплекса составят 41 млрд рублей. По контракту сдать его должны до ноября 2024 года[170].

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

Месторождения

Талицкий участок Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей

Права на разработку Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в Пермском крае выкуплены группой «Акрон», крупнейшим производителем минеральных удобрений, ещё в 2008 году. Инвестиции в проект оцениваются на уровне 2 млрд долларов[171], при этом само строительство Талицкого ГОКа постоянно откладывается из-за наступившего периода неблагоприятных цен на калийные удобрения.

Томинский горно-обогатительный комбинат

Крупнейший проект по добыче и переработке медной руды в Челябинской области. Ожидаемая мощность проекта составляет 17 млн тонн руды в год, объём инвестиций по разным данным от 22 до 44 млрд рублей (в конце 2013 года на развитие производства был выделен кредит в 40 млрд рублей). Начало строительных работ ожидается в 2014 г. пуск производства — в 2015 г.[172][173][174]

Освоение нефтяных и газовых месторождений пояса Ориноко, Венесуэла

25 мая 2015 года государственные компании Petrleos de Venezuela (Pdvsa) и «Роснефть» договорились об инвестициях на сумму более 14 млрд долларов в проекты освоения нефтяных и газовых месторождений в районе пояса Ориноко в Венесуэле.[175]

Озёрный горно-обогатительный комбинат, Бурятия

Строящийся горно-обогатительный комплекс на месторождении Озёрное в Бурятии, содержащем крупные запасы цинка и свинца, а также кадмия, серебра и золота. Планируемая мощность — 435 тысяч тонн концентрата цинка, 130 тысяч тонн цинка в виде металла, 120 тонн серебра, 45 тысяч тонн свинца в год. Подготовка инфраструктуры для ГОКа велась с 2005 года, однако выполнение проекта затянулось и произошла смена владельца. Начало активного строительства в конце 2019 года ожидалось в 2020 году.

Месторождение металлов платиновой группы «Федорова тундра»

Проект освоения месторождения в Мурманской области стоимостью 83 млрд рублей в 2020 году получил правительственную субсидию в размере 6,1 млрд рублей.[176]

Освоение Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле

Арктический проект стоимостью 78,6 млрд рублей предусматривает, помимо прочего, строительство горно-обогатительного комбината и порта на острове Южный архипелага Новая Земля. В 2020 году проект получил правительственную субсидию в размере 7 млрд рублей.[177][178]

Объекты транспорта газа

Завод по сжижению газа в районе г. Владивостока «Владивосток СПГ»

Проект предполагает строительство в районе г. Владивостока (Приморский край) завода по производству СПГ мощностью не менее 15 млн тонн СПГ в год. Начать строительство предполагалось в 2020 году, но проект, видимо, был на некоторое время отложен [179]. Стоимость оценивается в 15 млрд долл. США.

Газопровод «Сила Сибири — 2»

До июня 2015 года носил проектное название «Алтай»[180].

Планируемый газопровод будет доставлять газ в КНР по западному маршруту через Алтайские горы (в отличие от строящегося газопровода «Сила Сибири», который пройдёт по восточному маршруту). 9 ноября 2014 года Россия и Китай подписали рамочное соглашение о строительстве. Общая протяжённость газопровода составит около 2 700 км, первый газ по нему должен пойти в 2019 году. [181]

Гидроэнергетика

Атомная энергетика

Ленинградская АЭС-2 — 3 и 4 энергоблоки

Решение о начале подготовки к строительству двух дополнительных энергоблоков на базе проекта ВВЭР-1200 было принято в июне 2020 года[182].

Смоленская АЭС-2

Новая атомная электростанция должна будет заменить мощности Смоленской АЭС по мере их предстоящего вывода из эксплуатации. На начало 2014 года была выбрана площадка строительства, на 2017 год проходили проектирование первых двух энергоблоков ВВЭР-ТОИ страница 5, решение о начале подготовки к строительству принято в июне 2020 года[183], а непосредственно начало строительства планируется по неподтвержденным данным на 2021 год.[184]

Атомная станция малой мощности в Республике Якутия

Проект строительства АСММ в республике разрабатывается в рамках заключенного в сентябре 2019 года соглашения о намерениях между Якутией и Госкорпорацией «Росатом». В 2020 году был завершен полевой этап изысканий, с конца 2020 года ведутся камеральные работы.

23 декабря 2020 года Госкорпорация «Росатом» и Правительство Республики Саха (Якутия) заключили соглашение, которое закрепляет принципы тарифообразования на электроэнергию в рамках проекта сооружения атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки РИТМ-200 в поселке Усть-Куйга Усть-Янского улуса. В соответствии с соглашением Правительство Республики Саха (Якутия) обеспечит сбыт электроэнергии АСММ в объеме от 40 до 50 МВт, а также окажет содействие в предоставлении земельного участка в районе размещения станции.

В основе проекта сооружения АСММ в Якутии – референтная технология Росатома с реакторами РИТМ-200, спроектированными с учетом многолетнего опыта эксплуатации малых реакторов на судах российского атомного ледокольного флота.

Проектируемую АСММ отличает компактность и модульность, сокращенный период сооружения и высокие стандарты безопасности, а срок эксплуатации составляет не менее 60 лет. Ожидается, что её сооружение позволит практически в 2 раза снизить стоимость электроэнергии в Усть-Янском районе. В перспективе возможно наладить на базе станции производство экологически чистого водорода для нужд транспорта и промышленности.

Замещение устаревших угольных и дизельных источников генерации энергией с АСММ позволит сократить выбросы CO² в Усть-Янском районе на 10 тыс. тонн в год. Cооружение станции обеспечит стабильное и чистое энергоснабжение проекта освоения золоторудного месторождения Кючус, расположенного в Верхоянском районе. При строительстве АСММ будет создано до 800 новых рабочих мест[185].

Новые АЭС в Иране

Кроме сооружения второй очереди АЭС «Бушер» (от 2 до 4 новых энергоблоков), Иран и Россия договорились построить ещё 4 энергоблока на других площадках, которые пока не определены.[186]

АЭС в Индонезии

В сентябре 2015 г. «Росатом» и Индонезия подписали меморандум по проектам строительства АЭС большой мощности и плавучих АЭС, а также исследовательского реактора. [187]

АЭС в Узбекистане

В сентябре 2018 года было подписано соглашение, согласно которому в Навоийской области Узбекистана планируется строительство АЭС с двумя российскими реакторами типа ВВЭР-1200 общей мощностью 2,4 ГВт[188]. 19 октября 2018 года были начаты инженерные изыскания для выбора площадки строительства. Первый энергоблок станции планируется запустить до конца 2028 года[189].

Тепловая энергетика

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Комплекс по производству мяса индейки и утки «Евродон», Тверская область

«Евродон» планирует создать в Тверской области агрокластер, который будет производить 150 тыс. тонн индейки, 40 тыс. тонн утки и 15 тыс. тонн баранины в год. Планируется, что строительство комплекса завершится к 2020 году, а на полную мощность он выйдет в 2021 году. Продукция агрокластера будет поставляться в Москву и Санкт-Петербург, а существующее производство в Ростовской области будет переориентировано на экспорт[190]. Стоимость строительства нового агрокомплекса оценивается в 20 млрд рублей[191].

Тепличный комплекс «Мичуринский», Тамбовская область

В комплексе будут построены теплицы вакуумного типа с применением «умного стекла» и светодиодной системы досвечивания растений для производства овощных и зелёных культур. Комплекс «Мичуринский» будет состоять из сортировочных зон, рассадного отделения, учебного центра. Капитальные вложения составят 28 млрд рублей. Будет создано 1 500 рабочих мест[192].

Завод по глубокой переработке зерна в Шарыповском районе, Красноярский край

Завод по глубокой переработке зерна будет иметь мощность 250 тысяч тонн зерна пшеницы в год. Также на предприятии планируется производить 21 тысяч тонн клейковины, 52 тысяч тонн кормовых дрожжей, 30 тысяч тонн биоразлагаемого полимера (PLA), 40 тысяч тонн лизин-хлорида в год. Стоимость проекта составит 29,4 млрд рублей, период реализации проекта — 2020—2023 годы[193].

Промышленность строительных и специальных материалов

Калужский цементный завод

Завод в селе Маклаки Думиничского района Калужской области. Крупнейший цементный завод производительностью 3,5 млн тонн цемента в год. Строился с 2011 года, но в апреле 2015 года проект был законсервирован в готовности 60 % (с поддержанием в приемлемом состоянии уже построенного и завезённого специальным персоналом) и может быть достроен при возобновлении финансирования уже в 2019 году. Общий объем инвестиций 651,6 млн евро.[194][195][196][197]

Комплекс по производству щебня в посёлке Пиндуши, Республика Карелия

Планируется строительство на месторождении «Братское». Карьер расположится недалеко от поселка Пиндуши в Медвежьегорском районе. Будет создано 470 рабочих мест. Стоимость строительства составит 14 млрд рублей[198].

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность

Завод по производству полимеров совместного предприятия Роснефти и САНОРСа в Новокуйбышевске

Реализация проекта запланирована с 2013 по 2020 годы. Мощность крупнотоннажного пиролизного комплекса составит 1 млрд тонн в год по этилену. Стоимость проекта 290 млрд рублей.[199][200]

Комплекс по производству бензина на Киришском нефтеперерабатывающем заводе

После запуска в 2013 года крупнейшего в Европе комплекса глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга вакуумных газойлей, к 2016 году компания «Сургутнефтегаз» планирует строительство на Киришском НПЗ крупного комплекса по производству бензина. [201]

Нефтеперерабатывающий завод в Уганде

В феврале 2015 года российская госкорпорация Ростех в консорциуме с ВТБ Капиталом, Татнефтью и южнокорейской корпорацией GS Engineering & Construction выиграла тендер правительства Уганды на строительство первого в этой стане нефтеперерабатывающего завода мощностью около 3 млн тонн в год. [202]

Тяньцзиньский нефтеперерабатывающий и нефтехимический завод, Китай

Совместное китайско-российское предприятие производственной мощностью 16 млн тонн нефти в год планируется начать строить в ближайшее время.[203]

Газоперерабатывающий и гелиевый комплексы в районе г. Белогорска

«Газпром» выполняет проектно-изыскательские работы для создания в Белогорске (Амурская область) газоперерабатывающего и гелиевого комплекса, где будут выделяться ценные компоненты из якутского и иркутского газа ([204]). На ГПЗ мощностью до 60 млрд м³ в год из газа будут выделяться этан и другие ценные компоненты. На гелиевом заводе из газа будет выделяться товарный гелий. Сроки строительства и стоимость пока не сообщаются, но счёт явно идёт на сотни миллиардов [205]

Газохимический комплекс в районе г. Белогорска

СИБУР планирует создать ГХК, технологически связанный с ГПЗ, для переработки этана, получения мономеров и последующего производства полимеров [206]. Выход комплекса на проектную мощность полностью перекроет потребность России в полиэтилене и переведёт её из импортёров в экспортёры этого продукта.

Реконструкция Ярославского НПЗ им. Д. И. Менделеева

В 2015—2019 годах на базе Ярославского НПЗ планируется строительство комплекса глубокой переработки нефти нового поколения мощностью до 3 млн тонн в год (65 тысяч баррелей нефти в сутки), работающего по инновационной безмазутной технологии, которая позволит полностью перерабатывать сырую нефть с конверсией до 95 — 97 процентов. Партнерами по данному проекту стали лидеры мирового промышленного инжиниринга: UOP (A Honeywell Company), United Engineering Group, Северо-Западная производственная компания (СЗПК). Стоимость реализации проекта — более 2 млрд долл. США.[207]

Газохимический комплекс в районе порта Усть-Луги

«Газпром» планирует построить на Балтике огромный газоперерабатывающий завод, объединенный с газохимическим производством.

Строить комплекс планируется рядом с Усть-Лугой. Комплекс в Усть-Луге должен вырабатывать 13,3 млн т сжиженного природного газа (СПГ), 2,2 млн т сжиженных углеводородных газов (СУГ), 3,6 млн т этана и 19 млрд м³ сухого газа, который вернется в трубопроводы «Газпрома»[208].

Производственный комплекс будет способен перерабатывать до 45 млрд м³ газа в год. Получаемый метан будет поставляться для сжижения на «Балтик СПГ» в объёме 14—15 млрд м³ в год. Остальной газ предполагается поставлять на экспорт по газопроводу «Северный поток—2». Также выделенные из газа ценные фракции планируется использовать для производства этилена и полиэтилена. Речь может идти о производстве около 1,5 млн т полиэтилена в год для продажи его в Европе. Стоимость проекта предварительно оценивается примерно в 20 млрд долл. США[209].

Новый комплекс по производству этилена «Нижнекамскнефтехим», Республика Татарстан

Планируется строительство нового олефинового комплекса мощностью 600 тыс. тонн этилена в год, в результате реализации проекта мощность производства этилена на «Нижнекамскнефтехиме» планируется довести до 1,2 млн тонн в год. Финансирование проекта строительства комплекса на 85 % будет осуществляться за счет заемных средств, 15 % «Нижнекамскнефтехим» профинансирует из собственных средств. Первая очередь строительства комплекса будет реализована к 2021 году. Стоимость проекта составит около $9 млрд[210].

Газоперерабатывающий завод на Ямальском полуострове

Новый проект «Газпрома» по строительству гигантского газоперерабатывающего завода. Планируемая мощность составит 40 млрд м³ газа с выделением 37,8 млрд м³ очищенного от примесей метана, 2,3 млн т этана и 0,8 млн т сжиженных углеводородных газов (СУГ). Оценка стоимости отдельно взятого газоперерабатывающего завода — $4,3 млрд[211].

Газохимический завод на Ямальском полуострове

Новый проект «Газпрома» по строительству гигантского газохимического завода. Планируемая мощность составит 2,1 млн т полиэтилена. Оценка стоимости отдельно газохимического комбината — $9,8 млрд[212].

Химическая промышленность

Находкинский завод минеральных удобрений

Начало строительства экспортноориентированного завода метанола, а в дальнейшем — аммиака и карбамида стоимостью 1 этапа 1,375 млрд долларов планируется на 2018 год.[213]

Завод по производству полипропилена «ЕвроХим», Тульская область

В особой экономической зоне «Узловая» будет создано современное, уникальное для России предприятие с применением новейших технологий по производству окиси пропилена, толуилендиизоцианата и метилендифенилдиизоцианата. Стоимость проекта составит 30 млрд рублей. Будет создано 1250 рабочих мест[214].

Завод по производству метанола «Химпром», Волгоградская область

Планируется, что предприятие сможет производить до 1,5 млн тонн метанола в год. Завод, который даст 650 рабочих мест, будет построен начиная с 2022 года за 3,5 года. Общий объём инвестиций планируется на уровне $1,2 млрд[215].

Завод по производству метанола «ЕСН Берёзкина», Амурская область

Планируется начать в 2018 году строительство завода, уже проведены подготовительные работы. Основным поставщиком газа для производства метанола выступит «Газпром». Поставки метанола будут ориентированы на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В строительстве примут участие китайские инвесторы. Стоимость строительства составит 40 млрд рублей[216].

Металлургическая промышленность

Машиностроение

Развитие автозавода «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», Узловский район Тульской области

По состоянию на август 2019 года, китайский концерн «Грейт-Волл» планирует вложит в строительство завода в Тульской области, введённого в строй в июне 2019 года, ещё 42 млрд рублей. Кроме собственно автомобилей, китайцы намерены производить в России также двигатели, коробки передач и электронику, нужную для управления авто. Общее число рабочих мест должно достигнуть 877.[217]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Офисный центр «РЖД-Сити»

Рижский грузовой двор занимает около 20 га рядом с Рижским вокзалом. На его территории планируется строительство многофункционального комплекса «РЖД-Cити» общей площадью 450—500 тыс. м². Проект будет включать в себя общественно-деловой центр с офисными, торговыми и жилыми площадями. Строительство офисного центра в зависимости от варианта проекта обойдется в 50-100 млрд руб, срок реализации составит 3-7 лет. Строительство может начаться в 2021 году[218].

Жилой микрорайон «Истокский», Екатеринбург

В Екатеринбурге планируют построить жилой микрорайон на 150 тыс. человек, который займет более 4000 га. На территории гектаров построят 4 млн м² жилья и более 2 млн м² индустриальной и логистической недвижимости к 2040 году[219]. Кроме жилья, там будет размещён научно-технический и индустриальный кластер на 30 тыс. рабочих мест. Общий объем инвестиций в проект оценивается более чем 250 млрд рублей.

Микрорайон появится в Октябрьском районе Екатеринбурга, в границах планировочного района Истокский — на участке, расположенном между Тюменским трактом, Екатеринбургской кольцевой автодорогой, промзоной Ново-Свердловской ТЭЦ и границей муниципального образования «город Екатеринбург».

Реализовывать проект будет строительная компания Prinzip и Корпорация развития Среднего Урала (КРСУ)[220].

Торговые и логистические комплексы

«Агропарк Максимиха» в Московской области

«Агропарк Максимиха» будет состоять из нескольких частей: оптово-распределительный центр, межрегиональный мультимодальный терминально-логистический центр и кластер промышленно-производственного типа[221]. Будет расположен в 44 км от МКАД вблизи села Вельяминово и деревни Максимиха (обе — в городском округе Домодедово), на территории в 210 га, с общей площадью зданий и сооружений в 505 000 м². На территории будет находиться 11 тысяч парковочных мест. Годовой оборот составит около 2 млн тонн[222]. Будет создано около 15 тысяч рабочих мест. Предполагаемая сумма инвестиций в проект составит 40 млрд рублей[223].

7 декабря 2015 года «Банк ВТБ» и французская компания SEMMARIS подписали лицензионное соглашение по предоставлению уникальных знаний и технологий с целью строительства ОРЦ. Завершить строительство планировалось в конце 2018 года. В июле 2017 года стало известно, что проект строительства приостановлен[224].

Гидротехнические сооружения

Связь, телекоммуникации и обработка данных

Российский квантовый компьютер

Госкорпорация «Росатом» начала с 2019 года разрабатывать отечественный квантовый компьютер. Проект рассчитан на срок до 2024 года и предполагает финансирование 24 млрд рублей, из них 13,3 млрд рублей — бюджетные средства и 10,4 млрд рублей — внебюджетные. Планируется создать четыре типа квантовых компьютеров размером от 50 до 100 кубитов[2] [225].

Наука и образование

Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

См. также

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. Кубит, сокращение от quantum bit, — простейший элемент квантового компьютера, может находиться в одном из двух состояний, как и обычный бит, а также в так называемой суперпозиции.