Трансполярная магистраль

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Трансполярная магистраль в широком смысле (Великий Северный путь) — один из крупнейших и важнейших перспективных инфраструктурных проектов, способный заметно изменить не только нашу страну, но и мир в целом. Проект предусматривает строительство железнодорожного или совмещённого транспортного коридора вдоль побережья всей Российской Арктики от Архангельской области до мыса Дежнёва на Чукотке, с последующим переходом через Берингов пролив в Северную Америку. Вследствие сферичности Земли, магистраль станет кратчайшим сухопутным путём не только между всей Европой и Америками, но также между Африкой и Америками, что позволяет рассматривать её как часть крупнейшего из возможных на Земле железнодорожных проектов — рассматриваемой с XIX века «Глобальной железнодорожной магистрали», которая в кратчайшем её варианте прошла бы по суше через всю Африку от Кейптауна (ЮАР) до Суэцкого канала, далее через Ближний Восток и Кавказ на территорию России. Здесь её кратчайший путь должен пройти через Поволжье и Приуралье к арктическому побережью Западной Сибири в районе Надыма и далее по Трансполярной магистрали до Северной Америки, а оттуда вдоль Скалистых гор и Анд через Канаду, США, Мексику и Панаму в Южную Америку до Аргентины и Чили. Кроме того, центральная часть магистрали стала бы также кратчайшим путём между Центральной Россией и Дальним Востоком.

История проекта

1898 год - к отечественному побережью Арктики построена первая железная дорога Вологда — Архангельск узкой колеи (1067 мм), долгое время остававшаяся единственной на всю Российскую Арктику, что, конечно, оставляло регион практически за бортом экономической жизни государства. Следует отметить, что это было вызвано вполне уважительными обстоятельствами, поскольку, несмотря на рекордные темпы строительства железных дорог при Николае II — в среднем по несколько тысяч километров в год, ещё многие куда более заселённые части огромной страны были недостаточно обеспечены железнодорожным транспортом или не обеспечены им вовсе.

1914-1916 годы - с началом Первой мировой войны и черноморские, и балтийские порты оказались блокированы противником, значение северных морей резко возросло. В условиях не только была перешита на широкую колею линия на Архангельск, но и построена новая железная дорога на Кольский полуостров и незамерзающий порт Романов (ныне Мурманск), причём обе стройки были завершены только в 1916 году, то есть прямо накануне последовавших революций и развала народного хозяйства. В это же время появились первые проработанные варианты западной части Трансполярной магистрали под общим примерным названием «Великий Северный путь» или «Великий Северный железнодорожный путь», чтобы избежать путаницы с Севморпутём, также носившем то же название, полученное, видимо, по аналогии с названием «Великий Сибирский путь», которое тогда носил только что построенный Транссиб.

Наиболее известным в этот период стал проект 1915 года художника и полярного исследователя Александра Борисова, предлагавшего построить железную дорогу по линии Сорока (ныне Беломорск) — Котлас — Обь с ветвью Котлас — Петроград (ныне Санкт-Петербург), что должно было обеспечить более прямой выход сибирских товаров на европейские рынки, а также обеспечить доступ к природным богатствам северной части Приуралья. Вместе с ним в 1916 году официально рассматривался и широко обсуждался проект инженера В. Н. Вольтмана (Обь—Беломорская железная дорога), признанный неприемлемым. Дошло до того, что проект Борисова был вынесен на рассмотрение Государственной Думы, однако последняя нашла себе более интересное занятие в виде «майдана» образца 1916 года.[1]

1918-1919 годы - В ряду многих других проектов светлого будущего, таких как план электрификации страны ГОЭЛРО и т. д., проект Борисова «О великом Северном железнодорожном пути» попал на рассмотрение в Высший совет народного хозяйства (12 декабря 1918 года) и Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина (4 февраля 1919 года). Совет народных Коммисаров постановил: «признать направление дороги и общий план ее приемлемым», однако практическая реализация этого, как и большинства прочих проектов, была отложена до лучших времён.

1920-1921 годы - инженером В. А. Новоченко проведены изыскания маршрута магистрали на участке Котлас — Сорока (Беломорск), не получившими какого-либо воплощения.