Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
В. В. Путин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 7 мая 2004 г. по 6 мая 2008 г.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Реконструкция (достройка) дворцово-паркового комплекса Царицыно

Царицыно, восстановленный Большой дворец

Самый главный долгострой России строился 232 года с 1775 по 2007 г. За это время комплекс, изначально расположенный в Московской губернии, оказался в одном из не самых отдалённых районов Москвы. Когда при мэре Лужкове в ходе длившейся ещё с 1980-х реставрации стало окончательно ясно, что кирпичные руины в нашем климате не могут стоять тысячелетиями, было принято решение провести достройку дворцового комплекса и благоустройство парка. Это и было выполнено, в основном, в 2005—2007 гг. под критику части общественности, но к удовольствию большинства москвичей. В это время в работы было вложено 10 млрд рублей[1], в 2008 г. — ещё 4 млрд.[2]

Вот что было[3] и что стало[4].

Космонавтика и ракетная техника

Тополь-М

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь-М»

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — глубокая модернизация МБР «Тополь». Создавалась с 1993 г. одновременно в шахтном и мобильном вариантах, чего ранее не практиковалось. Шахтный вариант фактически введён в строй с 1998 г., принят на вооружение в 2000 г. Мобильный вариант ракетного комплекса поступил в войска в 2006 г., стоимость его разработки не раскрывается, однако, судя по 40 % экономии на унификации ракеты, составившей 12-15 млрд рублей в ценах 2006 г.[5], оставшаяся сумма подразумевает именно расходы на создание собственно грунтового комплекса в размере порядка 20 млрд рублей в ценах тех лет.

С-400 «Триумф»

Зенитная ракетная система С-400 «Триумф»

Зенитная ракетная система большой дальности принята на вооружение в 2007 г.[6] и включает как новую наземную часть, так и разработку новых типов ракет дальностью до 400 км.

Стоимость только одного дивизиона оценивается в 200 млн долларов[7].

ОТРК «Искандер»

Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер»

Высокоточный ракетный комплекс, оснащённый баллистическими и крылатыми ракетами дальностью до 500 км. Разработка первого варианта комплекса началась в конце 1980-х и завершена в 2006 г., в дальнейшем разрабатывались новые модификации. Отличительной особенностью комплекса является то, что интенсивно маневрирующие баллистические ракеты комплекса на современном уровне техники сбить практически невозможно[8].

Межконтинентальная баллистическая ракета для подводных лодок Р-29РМУ2 «Синева»

Ракета, представляющая собой модификацию разработанной в советское время и выпускавшейся только до 1996 года ракеты Р-29РМ, разрабатывалась с 1999 года и была поставлена на вооружение в 2007 году. Поскольку производство ракеты пришлось организовывать заново, а часть компонентов ранее и вовсе выпускалась оставшимися за границей после развала СССР предприятиями, стоимость её разработки с учётом испытательных запусков наверняка намного превысила порог крупного проекта. Ракета была предназначена для перевооружения атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667АМ «Дельфин» в связи с истечением сроков годности ракет Р-29РМ.

Ракетный двигатель РД-0124

Ракетный двигатель РД-0124

Высотный кислородно-керосиновый двигатель РД-0124 создавался с 1993 года для замены внешне похожего, но безнадёжно устаревшего по своим характеристикам двигателя РД-0110 разработки начала 1960-х годов. В эксплуатации находится с 2006 года. Из-за затянутого периода разработки и относительно большого размера — двигатель весит почти 600 кг — и, соответственно, стоимости опытных и испытательных экземпляров, проект наверняка является крупным.

Авиация

Су-34

Техническое усложнение современных самолётов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолётов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.

Су-34

Фронтовой бомбардировщик, который представляет собой замену устаревшего Су-24 в ВВС России. Первый полет прототипа — 1990 год, первые серийные самолёты введены в строй в декабре 2006 г. Первое боевое применение во время войны 2008 года в Южной Осетии. В 2010 году модернизирован, начало массовой эксплуатации — 2011 год. Стоимость единицы составляет 1 млрд рублей, на 2012 год произведено более 25 единиц. [9][10]

Крупнейшие корабли и суда

Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно, может заметно удорожать проект.

Атомный ледокол «50 лет Победы»

Атомный ледокол «50 лет Победы» типа «Арктика»

Дополнил серию из пяти ранее построенных линейных атомных ледоколов проекта 10520 для глубоководных районов Северного морского пути. Построен по улучшенному проекту 10521 и на 2016 год является крупнейшим атомным ледоколом в мире. По некоторым оценкам его общая стоимость составляет 2 млрд долл.[11]

Заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 29 декабря 1993 года, после чего строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. Строительство продолжено с 2003 года, введён в строй 23 марта 2007 года.

Эсминцы проекта 956-ЭМ «Сарыч»

Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строилась с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[12]. Ранее было построено 19 кораблей этого типа. В этот период на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге были введены в строй последние два корабля этого типа, построенные по проекту 956-ЭМ:

  • «Тайчжоу» заложен для ВМФ Китая в 2002 г., вошёл строй в 2005 г.
  • «Нинбо» заложен для ВМФ Китая в 2002 г., вошёл строй в 2006 г.
Фрегат «Табар» типа «Тальвар» ВМС Индии, 2007

Фрегат «Табар» проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии

Третий фрегат этого типа, построенный для ВМС Индии. Ранее были введены в строй 2 корабля в 2002 г. Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. В этот период построен фрегат «Tabar», который был заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 2000 г. и вошёл строй в апреле 2004 г.

Позднее по немного изменённому проекту были построены ещё три фрегата этого типа.

Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций

Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [13] Десятки подводных лодок уже были построены по этим проектам ранее. В этот период были введены в строй все восемь кораблей проекта 636М, заказанные Военно-морским флотом Народно-освободительной армии Китая (далее ВМФ Китая):

  • «368 Yuan Zhend 68 Hao» проекта 636М для ВМФ Китая — заложен на Адмиралтейских верфях 18 октября 2002 года, спущен на воду 27 мая 2004 года, введён в строй 20 октября 2004 года.
  • «369 Yuan Zhend 69 Hao» проекта 636М для ВМФ Китая — заложен на Адмиралтейских верфях 18 октября 2002 года, спущен на воду 19 августа 2004 года, введён в строй в мае 2005 года.
  • «370 Yuan Zhend 70 Hao» проекта 636М для ВМФ Китая — заложен на Адмиралтейских верфях в 2004 году, спущен на воду в апреле-мае 2005 года, введён в строй в мае 2005 года.
  • «371 Yuan Zhend 71 Hao» проекта 636М для ВМФ Китая — заложен на Адмиралтейских верфях в 2004 году, спущен на воду 26 мая 2005 года, введён в строй в 2005 году.
  • «372 Yuan Zhend 72 Hao» проекта 636М для ВМФ Китая — заложен на Адмиралтейских верфях в 2004 году, спущен на воду 26 августа 2005 года, введён в строй 30 мая 2006 года.
  • «367 Yuan Zhend 73 Hao» проекта 636М для ВМФ Китая — заложен на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в июле 1992 года как Б-340, строительство остановлено в 1994 году и возобновлено по контракту с Китаем в 2003 году, спущен на воду 8 мая 2004 года, введён в строй 5 августа 2005 года.
  • «367 Yuan Zhend 74 Hao» проекта 636М для ВМФ Китая — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске в 29 мая 2003 года, спущен на воду 21 мая (по другим данным 4 июля) 2005 года, введён в строй 17 ноября (по другим данным 30 декабря) 2005 года.
  • «367 Yuan Zhend 75 Hao» проекта 636М для ВМФ Китая — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске в 29 мая 2003 года, спущен на воду 14 (по другим данным 17) июля 2005 года, введён в строй 24 ноября (по другим данным 30 декабря) 2005 года.

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Корвет «Стерегущий», 2010

Корвет «Стерегущий» проекта 20380

Головной корабль проекта 20380 — корвет «Стерегущий» — был заложен на заводе Северная верфь в Санкт-Петербурге 21 декабря 2001 года, спущен на воду 16 мая 2006 года и введён в строй 28 февраля 2008 года. Эти средние по водоизмещению корабли отличаются очень мощным для своего размера вооружением и насыщенностью новыми техническими решениями при относительно небольшой возможной дальности и длительности их походов. Обычно головной корабль принципиально новой серии получается намного дороже обычных серийных, хотя в данном случае этот эффект был частично нивелирован за счёт использования на «Стерегущем» упрощённого комплекса средств противовоздушной обороны из-за неготовности нового зенитного ракетного комплекса «Редут», размещённого на последующих кораблях проекта. В результате, стоимость корабля составила[14] 8 млрд рублей, явно превысив порог размера крупного проекта.

Корабли этого проекта строились и позднее.

Морские порты

Порт Усть-Луга

Многопрофильный порт на Балтике. Решение о строительстве принято в 1993 г. Формально начал работу в 2001 году, в самом конце которого был запущен первый относительно крупный объект порта — первая очередь угольного терминала, обошедшаяся в 400 млн рублей в ценах тех лет.[15] Однако, несмотря на быстрый рост инвестиций, фактически крупным проектом порт стал только в этот период — суммарные капиталовложения к концу 2005 г. составили 9,25 млрд рублей, но 4,5 из них были сделаны собственно в 2005 г. В дальнейшем порт активно развивался и стал одним из крупнейших в России.

Порт Оля

Порт в дельте Волги строился с 1992 года. В 1997 году была введена в эксплуатацию первая очередь порта с мощностью переработки грузов около 400 тыс. тонн в год. В это время 28 июля 2004 года была введена в строй железнодорожная ветка Яндыки — Порт Оля длиной 49 км, в связи с чем проект, по всей видимости, достиг размеров крупного.[16]

Порт продолжал развиваться и позднее, но более медленными темпами.

Порт Приморск (вторая и третья очередь)

Нефтеналивной порт, построен с нуля на Балтике в 2000—2006 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. Первая очередь была построена ранее в 2001 г., вторая и третья очереди введены в строй в ноябре 2004 г. и апреле 2006 г.[17] В настоящее время успешно эксплуатируется. В 2012 г. через него прошло 74,8 млн тонн грузов.[18]. Общий объем инвестиций в Порт и ведущую к нему Балтийскую трубопроводную систему составил 2,2 млрд долларов[19].

Железные дороги

Линия Беркакит — Томмот — первая очередь Амуро-Якутской железнодорожной магистрали

Железную дорогу на Якутск начали строить 11 марта 1985 года, однако в связи с Перестройкой и последующими проблемами строительство затянулось и первая очередь дороги от станции Беркакит на Малом БАМе до Томмота длиной 377 км, проходившая по наиболее сложной гористой местности, была введена в строй по временным нормам для пассажирского движения 28 августа 2004 года.

Полностью Амуро-Якутская железнодорожная магистраль была достроена уже позднее.

Строительство вторых путей на участке Буй-Вологда

Укладка вторых путей на 130-километровом участке проведена в 2004…2006 гг., что позволило увеличить его пропускную способность в 1,6 раза. [20] Стоимость проекта 11 млрд рублей. [21]

Электрификация железной дороги Волховстрой-Идель

Проект, отмеченный в качестве приоритетного ещё в плане ГОЭЛРО 1920 г.(!)[22] завершил электрификацию Северного хода Октябрьской железной дороги (линии Волховстрой — Мурманск), которую начали ещё в 1931 г. К 1991 г. ближайшая к Мурманску часть железной дороги (Мурманск — Лоухи) была электрифицирована на постоянном токе, следующая часть (Лоухи-Беломорск) — на переменном. А далее существовал разрыв примерно в 650 км от Беломорска до электрифицированной станции Волховстрой. До 1997 г. была завершена электрификация участка Беломорск-Идель. В рамках проекта было решено обеспечить сквозное движение на магистрали, для чего был переведён с постоянного на переменный ток участок Лоухи-Мурманск (в 2001 г. за 1,6 млрд рублей), а также электрифицирован участок Волховстрой-Беломорск. На завершение электрификации оставшихся 600 км магистрали в 1999…2006 гг. было потрачено не менее 24 млрд рублей в ценах тех лет[23][24].

Электрификация участка Саратов — Петров Вал — М. Горький — Котельниково

Участок Приволжской железной дороги электрифицирован для развития транспортного коридора «Кузбасс — Азово-Черноморский транспортный узел». В рамках проекта электрифицировано 710 км железной дороги, ещё 89 км переведено на переменный ток, построены объекты соответствующей инфраструктуры, включая удлинение путей на станциях. Проект выполнялся в несколько этапов: электрификации участков Саратов — Петров Вал, Петров Вал — М. Горький, М. Горький — Котельниково и перевод Волгоградского узла на переменный ток. Проект был выполнен в 2000…2005 гг. Стоимость проекта 14 млрд рублей в ценах тех лет[25].

Комплексная реконструкция участка Карымская — Забайкальск (первый этап — «Перевозка нефти в Китай»)

Реконструкция построенной в 1901 г. Кайдаловской ветви, соединяющей Транссиб с Китаем в Забайкалье. Инвестиционный проект стартовал в мае 2004 г. под названием «Перевозка нефти в Китай»[26]. К концу 2007 года в рамках проекта было освоено около 13 млрд рублей инвестиций в ценах тех лет. В рамках проекта к этому времени реконструирован один главный путь на участке Карымская — Борзя, построено 178 км вторых путей, а также проведена реконструкция станции Забайкальск и укладка двух участков бесстыкового пути.

В 2007 году в связи с возрастанием объёма перевозок принято решение о проведении дальнейшей комплексной реконструкции участка Карымская — Забайкальск.[27][28]

Автомобильные дороги

Реконструкция и продление до МКАД Краснопресненского проспекта

Семикилометровый участок условно выделяемого Краснопресненского проспекта в Москве должен был соединить проспект Маршала Жукова с ранее построенной развязкой Новорижского шоссе и МКАД. Сложность заключалась в том, что на практически прямом пути трассы находились заповедные природоохранные территории Серебряного Бора и Природного парка «Москворецкий». В результате дорога, обходя остров Серебряного Бора, практически полностью проходит по мостам и тоннелям — 1,4 км крупному вантовому Живописному мосту, проложенному вдоль Москвы-реки (1 км трассы идёт непосредственно над рекой), 2,5 км по Северо-Западному тоннелю, идущему под Природным парком «Москворецкий», ещё 0,6 км на подходах к нему и всего 1,35 км по поверхности земли[29]. Участок введён в строй в 2007 г.[30] Стоимость проекта более 36 млрд рублей в ценах тех лет[31]. Кроме того, была выполнена реконструкция прилегающего участка Краснопресненского проспекта от 3-го Силикатного проезда до Живописной улицы (включая входящие в магистраль участки проспекта Маршала Жукова, улицы Мневники и Звенигородского шоссе). В дальнейшем работы по достройке продолжались и в 2012 г. стоимость реализации проекта с 2003 по 2012 г. с учётом съездов на МКАД, реконструируемых участков и достройки смотровой площадки Живописного моста оценивались в 117 млрд рублей[32].

Автодорога Ханты-Мансийск — Нягань

Дорога длиной несколько сот километров, строившаяся с 1997 года[33] была достроена в это время. Помимо собственно дороги, позднее (как и задумывалось) частично вошедшей в состав Северного широтного коридора, на ней был построен относительно большой мост через Иртыш у Ханты-Мансийска, позднее известный как «Красный дракон» и впоследствии не раз признававшийся одним из красивейших в России.

Линии метрополитена

Станция «Площадь Тукая», Казань

Казанский метрополитен

Строившийся с 27 августа 1997 года пусковой участок Горки — Кремлёвская метрополитена введён в строй в составе пяти станций из семи изначально запланированных 27 августа 2005 года к празднованию 1000-летия Казани. Метрополитен стал седьмым в границах России этого времени. До 2005 года в проект было вложено по разным оценкам 12…17 млрд рублей в ценах тех лет[34].

Оставшиеся две станции первой очереди были достроены в 2008 и 2010 гг.

Станция Российская Самарского метро

Третий пусковой участок Самарского метрополитена

Самарский метрополитен был введён в строй в составе четырёх станций на одной линии в 1987 году, второй пусковой участок с тремя станциями был открыт в 1991—1992 гг. Две станции третьего пускового участка первой линии были постепенно достроены в 2002—2007 гг.[35]. Станция Московская была открыта 27 декабря 2002 года, а станция Российская — 26 декабря 2007 года.

На начало 2013 г. самарский метрополитен продолжает медленно строиться.

Строительство Петербургского метрополитена

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода.

26 июня 2004 года завершён крупный проект по ликвидации последствий аварии и отстройке заново участка тоннелей на открытом в 1975 году перегоне Лесная — Площадь Мужества 1-й (Кировско-Выборгской) линии, который был затоплен из-за действия плывунов в 1995 году (эта авария известна как «размыв»). Только за работу иностранного подрядчика по собственно проходке тоннеля с помощью нового щита было заплачено 141 млн долларов в ценах тех лет[36]. Также в этот период были введены в строй две отдельные станции на разных линиях метрополитена — «Комендантский проспект» и «Парнас» (каждая в отдельности менее 10 млрд рублей в ценах 2012 года).

Станция «Выставочная» (до 2005 г. «Деловой центр») Филёвской линии, Москва

Строительство Московского метрополитена

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

  • Участок Киевская — Международная Филёвской линии, представляющий собой отдельное ответвление с двумя станциями к деловому центру «Москва-Сити» введён в строй в 2005—2006 гг. Станция «Деловой центр» (ныне «Выставочная») была открыта 10 сентября 2005 года, а станция «Международная» — 30 августа 2006 года. При этом в районе станции «Деловой центр» были выполнены значительные заделы под будущий пересадочный узел метрополитена.
  • Участок Чкаловская — Трубная Люблинско-Дмитриевской линии с двумя станциями введён в строй в 2007 году: 30 августа была открыта станция «Трубная», а 30 декабря того же года на уже действующем участке Чкаловская — Трубная открыли станцию «Сретенский бульвар».
  • Западная часть Арбатско-Покровской линии (Митинско-Строгинская линия). 7 января 2008 года в линию был включён участок Кунцевская-Крылатское, ранее входивший в Филевскую линию и открыты фактически две новые станции — совершенно новая «Строгино» и радикально перестроенная из одноплатформенной в кроссплатформенную пересадочную между двумя линиями «Кунцевская».
Московский монорельс у Останкинской телебашни, 2010

Московская монорельсовая транспортная система

Первая в стране общедоступная линия монорельсовой дороги строилась в Москве с августа 2001 года и была введена в строй изначально в экскурсионном режиме 20 ноября 2004 года, а с 10 января 2008 года линия была переведена постоянный в транспортный режим работы. Длина линии с шестью станциями составила 4,7 км. Московский монорельс является единственным в мире колёсным монорельсом, оснащённым линейным электродвигателем, который отечественным инженерам пришлось разработать для обеспечения надёжной работы поездов при обледенении пути. Стоимость проекта составила 6,34 млрд рублей в ценах 2005 года.

Крупнейшие мосты

6 из первых 10 или 10 из первых 20 длиннейших мостовых переходов России были открыты в 2000-е и 2010-е годы. [37] См. также фотообзор больших мостов, построенных в России в 21-м веке: 1-я часть, 2-я часть, 3-я часть.

Большой Обуховский мост

Большой Обуховский мост

Первый неразводной мост через Неву. Построен в 2001…2007 гг. на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Представляет собой два параллельных вантовых моста с максимальным пролётом 382 м. Стоимость строительства первой очереди 7 млрд рублей в ценах 2004 г., второй очереди — 6,5 млрд руб. в ценах 2007 г.[38] В ценах 2012 г. суммарная стоимость составит порядка 24 млрд рублей. Является частью проекта кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга.

Живописный мост

Живописный мост, г. Москва

Автодорожный мост, один из крупнейших вантовых мостов в стране (входит в список крупнейших вантовых мостов мира в англоязычной Википедии) с длиной основного пролёта 409,5 м построен в 2007 г. в Москве в рамках проекта строительства продолжения проспекта маршала Жукова до МКАД как часть комплекса Северо-Западного (Серебрянноборского) тоннеля. Мост отличается целым рядом нестандартных конструктивных решений — около километра дороги идут по мосту практически вдоль Москвы-реки, при этом полотно дороги имеет S-образное искривление и виражи для обеспечения комфортной езды на скорости до 100 км/час. Основной пролёт подвешен на вантах к высокой арке, установленной поперёк моста и реки, в верхней части которой подвешена смотровая площадка на которой в мае 2013 г. планируется открыть зал бракосочетаний[39].

Мост имени 60-летия Победы (метромост через Иртыш), г. Омск

Совмещённый мост для автомобилей и строящегося метрополитена. Строился с 2003 г., введён в строй в 2005 г. Стоимость строительства составила более 6 млрд рублей в ценах тех лет[40][41], что составляет порядка 11…12 млрд рублей в ценах 2012 г. В городе планируется построить второй метромост — через Омь.

Мост через Кольский залив, 2008

Мост через Кольский залив в Мурманске

Один из самых длинных мостов в России, мост через Кольский залив является самым длинным автодорожным мостом за полярным кругом в мире, а с момента ввода в строй до 2009 года был вообще самым длинным мостом за Полярным Кругом, уступив пальму первенства лишь мосту через Юрибей. Мост общей длиной 2,5 км из которых 1,6 км проходят над водой строился с 1992 года и был введён в строй 11 октября 2005 года.

В источниках часто встречается явно сильно заниженная стоимость моста[42], связанная, по-видимому, с ошибкой в году, к которому относится цена. Настоящая цена есть в более ранних источниках, времён строительства моста. Например, в 2001 году его стоимость оценивалась в 3,7 млрд рублей[43], то есть порядка 23 млрд рублей в ценах 2012 года.

Красавинский мост, г. Пермь

Автодорожный и пешеходный мост через реку Кама. Первая очередь стоимостью 5,5 млрд рублей (чуть более 10 млрд рублей в ценах 2012 г.) введена в строй в 2005 г., позднее, в сентябре 2008 г., была введена в строй вторая очередь моста стоимостью 3 млрд рубей.[44][45]

Северо-западный тоннель, 2009

Крупнейшие тоннели

Северо-Западный (Серебряноборский) тоннель, г. Москва

Крупный тоннельный комплекс, состоящий из трёх тоннелей длиной 2,5 км и 600 м рамповых участков на северо-западе Москвы[46]. Введён в строй в 2007 г. в рамках проекта строительства продолжения проспекта Маршала Жукова до МКАД. Два основных тоннеля имеют внутренний диаметр 12,3 м. В каждом из них расположены по три полосы движения проспекта Маршала Жукова и один путь Арбатско-Покровской линии метрополитена. Третий, сервисный, тоннель диаметром 6 м расположен между ними и выполняет аварийно-спасательные и эксплуатационные функции. Стоимость проекта, официально включавшего также Живописный мост и соответствующую окружающую инфраструктуру, составила более 36 млрд рублей.

Новый Тарманчуканский тоннель, Амурская область

Двухпутный железнодорожный тоннель в Амурской области длиной 2030 м строился с перерывами в течение 13 лет (по другим данным 14 лет с зимы 1990 года) и был введён в строй в декабре 2004 года. Тоннель под отрогом Малого Хингана располагающийся на основном ходе Транссибирской магистрали строился для замены старого Тарманчуканского тоннеля, построенного ещё во время Первой Мировой войны. Стоимость проекта составила почти 3 млрд рублей.[47]

Аэропорты и аэродромы

Реконструкция взлётно-посадочной полосы № 1 аэропорта Домодедово, Москва

С 1999 г. по настоящее время аэропорт динамично развивается, крупные проекты на его территории выполнялись и ранее. Реконструкция взлётно-посадочной полосы № 1 была проведена в 2003—2007 гг. Стоимость проекта 12 млрд рублей в ценах тех лет.[48][49] Работы по развитию аэропорта продолжаются.

Нефтяные и газовые месторождения

Южно-Русское нефтегазовое месторождение

Расположено в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого АО.[50] Инфраструктура строилась с 2005 г. Введено в строй в 2007 г. Инвестиции в 2005…2008 гг. составили 133 млрд рублей. [51]

Сахалин-1

Проект по добыче нефти и газа на восточном шельфе острова Сахалин. Реализуется на основе соглашения о разделе продукции, подписанного в 1995 г. Добыча началась в 2005 г. Общая стоимость проекта оценивается в 10-12 млрд долларов[52], из которых на начало 2006 г. были уже вложены 4,5 млрд долларов[53].

В рамках проекта были многократно побиты мировые рекорды длины скважин. Самые длинные скважины в мире были пробурены здесь в 2007 г. (11,282 м) и в 2008 г. (11680 м), затем в мае 2008 г. лидерство было утрачено, но рекорд снова был побит в 2011 г. (12,345 м), в 2012 г. (12376 м)[54] и в 2015 году (13,500 м). [55] См. фоторепортаж.

Развитие проекта продолжается. В 2014 году для освоения месторождения Аркутун-Даги в рамках проекта «Сахалин-1» введена в эксплуатацию крупнейшая в России морская нефтяная платформа «Беркут», [56][57] которая, по некоторым данным, станет также самой крупной в мире по количеству добываемых углеводородов в год. [58]

Также инфраструктура проекта была использована в проекте освоения месторождения Северная оконечность Чайво.

Добыча негорючих полезных ископаемых

Алмазное месторождение им. М. В. Ломоносова

Крупнейшее в европейской части России алмазное месторождение, расположено в Архангельской области. Месторождение из шести кимберлитовых трубок было открыто в 1980 году, осваивалось с 1994 года.[59] В 2005 году была открыта первая очередь обогатительной фабрики и начата добыча на трубке «Архангельская». Развитие месторождения продолжалось и позднее. Судя по общей стоимости первых двух очередей проекта в 2014 году в 27 млрд рублей, проект уже в 2005 году однозначно достиг размеров крупного проекта.[60]

Нефтепроводы

БТС (вторая очередь)

Балтийская трубопроводная система — нефтепроводы к российским портам на Балтийском море. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС, в марте 2006 года — вторая очередь БТС стоимостью 8,7 млрд рублей в ценах 2002 г.[61] В позднее 2009—2012 годах был построен нефтепровод БТС-2. Цель их строительства — расширение мощностей по нефтеэкспорту и снижение зависимости от стран-транзитёров российской нефти, в первую очередь от прибалтийских стран.

Газопроводы

Голубой поток

Газопровод длиной 1213 км, из них 446 км по дну Чёрного моря и 3,3 км горных тоннелей, проложен из России в Турцию. Производительность 16 млрд м³ газа в год. Строился примерно с 2000 г. по 2005 г. Стоимость 3,2 млрд долларов [62][63].

СРТО-Торжок

Представляет собой развитие существующих линий газопроводов между северными районами Тюменской области (СРТО), г. Новый Уренгой и газораспределительным узлом в г. Торжок Тверской области. Длина 2200 км. Мощность на разных участках 20,5-28,5 млрд куб. м.в год. Строился с 1995 г. Линейная часть введена в строй в 2006 г. Ввод последних трёх компрессорных станций изначально был намечен только позднее с вводом газопровода Бованенково — Ухта. [64]

Гидроэнергетика

Бурейская ГЭС

Бурейская ГЭС — продолжение строительства

Гидроэлектростанцию на реке Бурея в Амурской области, частично введённую в строй ранее, продолжали активно достраивать и в это время. Основной этап строительства завершён в 2007 году. Общий объем инвестиций в достройку энергообъекта оценивается в 35 млрд рублей.[65] См. фоторепортаж.

Строительство электростанции продолжалось позднее.

Светлинская ГЭС (Вилюйская ГЭС-3)

Гидроэлектростанция на реке Вилюй в Якутии, строилась с 1979 года. Мощность станции 270 МВт. Станция является уникальной по условиям строительства, так как плотина расположена на вечномёрзлых грунтах. В 2008 г. принята в эксплуатацию с тремя из четырёх гидроагрегатов. [66] Строительство четвёртого гидроагрегата, который поднимет мощность ГЭС до проектных 360 МВт было надолго отложено, по-видимому, в связи с избытком генерирующих мощностей в регионе.

Однако с вводом в 2014 году в строй проекта высоковольтной линии ВЛ 220 кВ Чернышевский — Мирный — Ленск — Пеледуй с отпайкой до НПС № 14, позволяющего передать электроэнергию южнее к активно развивающимся газовым месторождениями и магистральным газопроводам на юго-западе Якутии, достройка ГЭС вновь стала актуальной и выполнялась позднее.

Зеленчукская ГЭС — завершение строительства

Гидроэлектростанция мощностью 160 МВт, почти достроенная ранее, была полностью завершена в это время 16 декабря 2006 года после достройки её третьей очереди — гидроузла на реке Большой Зеленчук с трактом переброски воды. Поскольку в процессе строительства мощность ГЭС была уменьшена вдвое по экологическим соображениям, позднее на базе заделов под неиспользованные мощности в 2006 (фактически 2013)—2016 годах была построена гидроаккумулирующая электростанция, фактически совмещённая с Зеленчукской ГЭС, вследствие чего станцию стали именовать Зеленчукская ГЭС-ГАЭС.

Колымская ГЭС, 2011

Колымская ГЭС — завершение строительства

Гидроэлектростанция на одноимённой реке в Магаданской области мощностью 900 МВт, строившаяся с 1970 года и фактически введённая в строй ранее, официально была принята в постоянную эксплуатацию после устранения всех недоделок 25 октября 2007 года. Стоимость проекта составила 1085,7 млн рублей в ценах 1984 года.[67]

Атомная энергетика

Энергоблок № 3 Калининской АЭС

Очередной энергоблок типа ВВЭР-1000 Калининской АЭС строился с 1985 г. и был введён в строй в 2005 г. Стоимость проекта порядка 100 млрд рублей. Станция достраивалась и позднее.

Тяньваньская АЭС, КНР

АЭС «Тяньвань», Китай

Оснащена 2 блоками ВВЭР-1000 стоимостью порядка 100 млрд рублей каждый. Строилась с 1999 по 2007 г. Позднее, с 2013 г. началось строительство второй очереди этой АЭС с ещё двумя реакторами типа ВВЭР-1000.

2-й энергоблок Хмельницкой АЭС, Украина

В это время на Хмельницкой АЭС был завершён строившийся с 1 февраля 1985 года по 7 декабря 2005 года второй энергоблок, оснащённый реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт.

Периодически возникают разговоры и о достройке ещё двух аналогичных энергоблоков, строительство которых началось в 1986 и 1987 гг.

Тепловая энергетика

Дзержинская ТЭЦ — парогазовый энергоблок № 3

В это время в 2005 году на развивавшейся и ранее Дзержинской ТЭЦ в городе Дзержинск (Нижегородская область) был введён в строй редкий по тем временам парогазовый энергоблок № 3 мощностью 195 МВт после коренной реконструкции, в ходе которой фактически совершенно новый энергоблок был построен взамен старого оборудования. Проект, стоимость которого в источниках тех лет оценивают в 2,5 млрд рублей, на самом деле стоил намного дороже, практически наверняка превышая порог стоимости крупного проекта, что было связано с тем, что фактически он начался аж в 1993 году, и в то время дошёл до закупки дорогостоящей турбины Simens, очевидно с достаточно дорогим вспомогательным оборудованием, которая, однако, тогда не была смонтирована и позднее наверняка вошла в проект как бы задаром. Это подтверждает тот факт, что под строительство энергоблока по измененному проекту кредит был взят только в 2004 году, а в 2005 году уже состоялся его ввод в строй. Общая мощность ТЭЦ при этом достигла 580 МВт.[68][69]

Калининградская ТЭЦ-2

Строительство первого энергоблока ТЭЦ мощностью 450 МВт на основе парогазовой установки ПГУ-450 велось с 2002 по 2005 год. Второй аналогичный энергоблок введен в строй в 2010 году.[70]

Новосибирская ТЭЦ-5 — завершение строительства

В это время завершилось строительство Новосибирской ТЭЦ-5, на которой в 1994 году и 1 сентября 2004 года соответственно ввели в строй два угольных энергоблока мощностью 200 МВт каждый, на чём и было завершено её строительство практически по первоначальному проекту 1970-х годов.[71]

Правобережная ТЭЦ

В конце 1980-х чуть поодаль от существовавших корпусов построенной ещё во времена Российской Империи, 1920-х и Первой пятилетки СССР ТЭЦ-5 «Красный Октябрь» Ленэнерго началось строительство нового энергоблока мощностью 180 МВт. В 1990-х его строительство на какое-то время прерывалось, а затем было вновь возобновлено и завершено за дополнительные 60 млн долларов в 2006 году. При этом располагавшийся несколько поодаль от старых мощностей энергоблок был открыт как новая ТЭЦ-5 «Правобережная». Мощности же «Красного Октября» довоенных времён проработали на станции с доработками до 2010 г., после чего были окончательно закрыты. Проект наверняка является крупным, поскольку содержал не только затянувшееся, а значит и куда более дорогое, чем обычно, строительство собственно энергоблока, но и мероприятия по переключению потребителей на новую площадку с одновременным началом вывода из эксплуатации оборудования старой части ТЭЦ.

В 2012 г. на станции реализован крупный проект строительства энергоблока № 2.

ТЭЦ-27 (Северная ТЭЦ) Мосэнерго

Теплоэлектроцентраль неподалёку от города Мытищи (Московская область) строилась с 1987 г. Первые два энергоблока общей мощностью 160 МВт введены в строй в 1996 и 1998 г. Энергоблок № 3 ТЭЦ-27 Мосэнерго на базе ПГУ-450Т, строился в 2005—2007 гг. Только стоимость строительства третьего энергоблока мощностью 450 МВт составляла 9,5 млрд руб. в ценах 2005 г. [72][73] Станция достраивалась и позднее.

Северо-западная ТЭЦ, Петербург

Северо-Западная ТЭЦ — энергоблок № 2

Первая в России ТЭЦ с парогазовым циклом была запущена в 2000 году в городе Санкт-Петербург. Второй энергоблок на базе парогазовой установки ПГУ-450Т введён в строй в 2006 году. Электрическая мощность каждого двух энергоблоков составляет 450 МВт, тепловая — 350 Гкал/час. Стоимость строительства обоих энергоблоков составляла 750 млн долларов в ценах 2002 года. Планируется строительство ещё двух энергоблоков. [74] [75]

Тюменская ТЭЦ-1 — энергоблок № 1

Вторая в стране крупная парогазовая установка в виде энергоблока № 1 была введена в строй в 2005 году на развивавшейся и ранее неблочной Тюменской ТЭЦ-1, где для её размещения была демонтирована часть оборудования первой очереди. Проектная мощность установки составляла 220 МВт, фактически же в начале 2020-х она работала с мощностью 190 МВт. Стоимость проекта составила около 5 млрд рублей[76], которые на тот момент существенно превышали порог крупного проекта.

Позднее на ТЭЦ был построен почти аналогичный энергоблок № 2.

Челябинская ТЭЦ-3 

Окончательное решение о строительстве ТЭЦ было принято в 1979 году и в сентябре того же года была образована дирекция строящейся ТЭЦ. Запущенная в 1983 г. ТЭЦ до 1996 г. работала в режиме котельной[77]. Энергоблок № 1 180—210 МВт введён в строй в 1996 г., аналогичный энергоблок № 2 — в 2006 г. (за 4,5 млрд рублей в ценах тех лет[78]), таким образом суммарная стоимость проекта составила порядка 15 млрд рублей в ценах 2012 г. Станция достраивалась и позднее.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Завод «Данон Индустрия», Чеховский район Московской области

Грандиозный молочный завод был запущен под Чеховым в 2000 году и изначально имел производственную мощность в 100 тыс. тонн молочных продуктов в год. В 2004 году был запущен и в ближайшие годы, по-видимому, завершён проект Т-250, в результате реализации которого производственная мощность предприятия возросла до 250 тыс. тонн в год. Стоимость только этого расширения составила 150 млн евро в ценах тех лет, что составляет почти 10 млрд рублей в ценах 2012 года. Также в 2006 году на территории завода был открыт завод «ALPLA» по производству бутылочек. [79][80]

Завод продолжал развиваться и позднее.

Химическая промышленность

Тольяттиазот — реконструкция

Грандиозный химический завод Тольяттиазот — крупнейший в мире производитель аммиака, обеспечивающий порядка 8 % его мирового производства в это время завершил сразу три существенных проекта: в 2005 году введено в строй собственное производство реакционных труб для химических установок, в январе 2007 года было запущено модернизированное производство метанола производственной мощностью 1 млн тонн в год, а в конце того же года — производство карбамидо-формальдегидного концентрата производительностью 147 тыс. тонн в год.

Завод продолжал развиваться и позднее.

Металлургия

Ижорский трубный завод

Крупное предприятие по производству ранее никогда не выпускавшихся в нашей стране одношовных длинномерных труб большого диаметра для магистральных трубопроводов строилось с весны 2004 года и было торжественно открыто 14 июля 2006 года. Стоимость проекта составила около 600 млн долларов США, из которых практически ровно половина пошла на выполненную в рамках проекта реконструкцию обеспечивающего завод сырьём прокатного стана «5000», ранее выкупленного компанией «Северсталь» у Ижорских заводов, но оставшегося на их территории, рядом с новым трубным заводом.[81]

Реконструкция стана 5000 Ижорского завода

В это время в рамках проекта создания Ижорского трубного завода был реконструирован под выпуск трубной заготовки находившийся неподалёку стан 5000 Ижорских заводов (листопрокатный цех № 3), предварительно выкупленный компанией Северсталь, но оставшийся на их территории. Проект имел стоимость около 300 млн долларов США.

Реконструкция Иркутского алюминиевого завода

В это время в начале 2008 года на Иркутском алюминиевом заводе в г. Шелехов были введены в строй два новых корпуса электролиза с улучшенной технологией производства общей стоимостью, по всей видимости с другими инфраструктурными объектами завода, 600 млн долларов.[82] Проект позволил увеличить производственную мощность завода более, чем в два раза.

Цех № 2 горячебрикетированного железа Лебединского горно-обогатительного комбината

В это время в 2007 году на Лебединском горно-обогатительном комбинате в Белгородской области был выведен на проектную мощность второй цех по производству горячебрикетированного железа мощностью 1,4 миллиона тонн продукции в год. Судя по более поздним аналогам, проект точно является крупным.

Позднее на предприятии был построен и третий цех по производству горячебрикетированного железа.

Техническое перевооружение Новолипецкого металлургического комбината (первый этап)

В 2000-е и 2010-е гг. НЛМК осуществляет программу технического перевооружения. Первый её этап (2000—2005), в результате которого объем производства и качество продукции увеличились, а выбросы загрязнений уменьшились, стоил 1,3 млрд долларов. [83] Позднее с 2007 г. реализовывался второй этап программы технического перевооружения.

Хакасский алюминиевый завод

Алюминиевый завод производственной мощностью 297 тыс. тонн алюминия в год строился с 2004 г., запущен в 2006 г., выведен на проектную мощность в 2007 г. [84] Построен по соседству с корпусами ранее существовавшего Саяногорского алюминиевого завода. Объем инвестиций составил 750 млн долларов. [85]

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Пуровский завод переработки газового конденсата

Строился с 2003 г. на средства компании «НОВАТЭК» в Ямало-Ненецком АО. Первая очередь завода введена в строй в 2005 г., вторая — в ноябре 2008 г. Общий объем инвестиций 21-22 млрд рублей. [86]

Машиностроение

Лада Калина Super 1600

Производство Лада Калина на АвтоВАЗе

Инвестиционный проект по разработке и постановке на производство бюджетной модели на новой платформе. Разработка велась с 1993 г., производство автомобиля с кузовом седан началось в ноябре 2004 г., с кузовом хэтчбек — в 2006 г., с кузовом универсал — в 2007 г.[87] Общий объем инвестиций — 18 млрд рублей[88].

Завод автомобильных шин Nokian Tyres, г. Всеволожск, Ленинградская область

Завод открыт в 2005 г., развивая тем самым Петербургский автокластер. Общий объем инвестиций составил 326 млн евро.[89]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Жилой комплекс «Воробьёвы Горы», г. Москва

Крупный жилой комплекс в Москве из семи корпусов высотой от 17 до 48 этажей высотой до 188 метров, построенных на едином пятиэтажном стилобате был введён в строй в 2005 году. В 2004…2005 годах на короткое время стал самым высоким жилым зданием в Европе, пока его не обогнал московский же Триумф-Палас.

Триумф-Палас в Москве

Триумф-Палас, г. Москва

Самое высокое здание в Европе с 2005 года (264,1 м, 50 этажей) построено в 2001—2006 гг. в стиле сталинских высоток. Общая площадь составила 322 тыс. м². Стоимость проекта 225 млн долларов в ценах тех лет.[90][91]

Стал первым в России и Москве зданием, превзошедшим по высоте Главное здание МГУ, построенное ещё в 1953 году.

ММДЦ «Москва-Сити»

Московский международный деловой центр «Москва-Сити»

На территории строящегося делового района общая стоимость которого оценивается примерно в 10 млрд долларов возведено большое количество уникальных сооружений, многие из которых можно отнести к крупнейшим российским проектам. Именно в это время начали вводиться в строй основные небоскрёбы комплекса. Другие объекты были введены в строй позднее, среди завершённых в это время к крупнейшим можно отнести следующие:

  • «Башня на набережной» — комплекс из трёх (A, B и C) башен разной высоты, высота 268 м (башня «C») 254 тыс. м², сдан в 2007 г. Высочайшее здание в Европе в 2007—2010 гг. Английской Википедией оценивается в 500 млн долларов.
  • Башня «Восток» комплекса «Федерация» — введённая в строй первая очередь крупнейшего комплекса из двух небоскрёбов. Введена в строй в первом квартале 2008 г.[92] Высота башни 242,4 м. Строительство комплекса после определённых задержек продолжается. Стоимость всего проекта «Федерация» составляет 1,2 млрд долларов.
  • Основная часть подземных конструкций комплекса «Центральное ядро», включавшая три (!) подземных станции метро «Деловой центр» разных линий, одна из которых была введена в строй в этот период 2005 году, а две другие были отделаны и включены в состав новых линий уже позднее. Открытая в 2005 году станция изначально позиционировалась как часть линии «мини-метро», однако вскоре эту ветку стали везде обозначать как ответвление Филёвской линии. Сама же станция вскоре была переименована в «Выставочную». Судя по стоимости проектов-аналогов, крупность проекта не вызывает сомнений.

До строительства Москва-Сити функции комплекса, обеспечивающего рабочую инфраструктуру и проживание для большого числа бизнесменов, прежде всего заграничных, выполнял построенный в советское время относительно недалеко Центр международной торговли (Совинцентр).

Коммунальное хозяйство

Реконструкция Мусоросжигательного завода № 3 в Москве

В крупных городах проблемы с вывозом мусора сильно возрастают — для него не только нужно найти место в плотно заселённых пригородах, но и вести его туда на грузовиках на расстояние в десятки километров, провоцируя колоннами грузовиков пробки на магистралях. В таких условиях совмещённый с сортировочным комплексом современный мусоросжигательный завод может даже уменьшить суммарные выбросы в воздушную среду. Жидких отходов на них не образуется из-за замкнутого цикла водоснабжения, а зола используется в промышленности. Кроме того мусоросжигательный завод вырабатывает тепло и электроэнергию, в том числе за счёт собственно теплоты сгорания мусора.

Московский мусоросжигательный завод № 3 в Бирюлёво был введён в строй в 1981 г. В 2004 г. выведен из эксплуатации. В 2004…2007 гг. проведена коренная реконструкция с использованием новейших на тот момент технологий, предусматривавшая практически полную перестройку завода и доведение его производственной мощности до 360 тыс. тонн твёрдых бытовых отходов в год. При этом завод стал также вырабатывать электроэнергию и тепло[93]. Стоимость проекта 3,6 млрд рублей в ценах 2002 г.[94], с учётом выплат по кредиту до 2020 г. расходы московского бюджета составят 13 млрд рублей.[95][96]

Юго-Западные очистные сооружения, г. Санкт-Петербург

Строительство сооружений для очистки сточных вод города началось в 1987 г., но, в связи с финансовыми трудностями, прекращено в 1995 г. Достройка сооружений с некоторой международной помощью стартовала в январе 2003 г. и была завершена к сентябрю 2005 г. Стоимость проекта составила 130 млн евро (несколько более 10 млрд рублей в ценах 2012 г.).[97]

Приборостроение, радиоэлектронная и оптическая промышленность

Линия по производству интегральных микросхем по технологии 180 нм заводе Микрон

Проект запущен в 2006 г. и введён в строй в 2007 г. Стоимость только оборудования составила 6,5 млрд рублей в ценах тех лет (что составляет около 10 млрд рублей в ценах 2012 г.).[98]

Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа

Зоны с особым экономическим режимом и специальной инфраструктурой для поддержки развития, прежде всего наукоёмких производств, иногда — промышленности, логистических комплексов и т. п. Могут серьёзно отличаться размерами, экономическим режимом и размером инвестиций, как со стороны организаторов, так и со стороны компаний — резидентов этих парков и зон. Крупнейшие из них вполне попадают под определение крупных проектов.

Петербургский автокластер (развитие)

Крупный кластер производства автомобилей и автокомпонентов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, образовавшийся ранее продолжал активно развиваться и в это время, и позднее. В этот период открыты следующие крупные заводы:

  • Toyota (Япония) — производство легковых автомобилей, завод стоимостью 125 млн долларов открыт в декабре 2007 г.[99]

Из них к крупным относятся:

Наука и образование

Реконструкция и переоснащение Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова

Существующее в Санкт-Петербурге ещё с XVIII века военно-медицинское образовательное и лечебное учреждение в 2001—2005 годах получило 7,8 млрд рублей на ремонт и переоснащение, что и было выполнено на весьма высоком уровне.

Позднее в 2010-х годах академия была вновь серьёзно реконструирована и расширена.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Мост Миллениум, Казань

1000-летие Казани

1000-летие Казани отмечалось в 2005 году. К юбилею были построены знаковые для города объекты — первая очередь Казанского метрополитена, Мост Миллениум через реку Казанку, ставшая символом города мечеть Кул-Шариф в Казанском кремле.

Мечеть Кул-Шариф, Казань

Только на сооружение метрополитена было потрачено, по разным оценкам, 12..17 млрд руб. [101]

Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской республики

После окончательного восстановления законной власти в республике были предприняты усилия по восстановлению разрушенного в ходе боевых действий. Уже в 2000 г. на первоочередные нужды было выделено 1,3 млрд рублей в ценах тех лет. В 2001 г. была реализована наиболее дорогостоящая программа на 12,5 млрд рублей в ценах тех лет (из которых 3,6 млрд из внебюджетных источников). Новая программа реализовывалась с 2002 по 2007 г., предусматривала восстановление сотен объектов. Например, только в одном 2007 г. восстанавливалось 104 жилых дома (не считая вновь строящихся поселков), 14 трансформаторных подстанций, 46 линий электропередач, 37 объектов здравоохранения и социального обслуживания, 25 школ и десятки других объектов. В 2007 г. было признано, что восстановление практически завершено и в дальнейшем надо заниматься уже развитием республики.

Общая стоимость программы восстановления с 2002 составила 50 млрд рублей в ценах тех лет[102], таким образом в ценах 2012 г. общие затраты составили порядка 210 млрд рублей.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.