Судостроительный завод «Море»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 16: Строка 16:


== История предприятия ==
== История предприятия ==
<!--=== Предыстория предприятия ===
История предприятия, за исключением отдельных моментов, достаточно хорошо отражена в соответствующем разделе официального сайта[http://moreship.ru/history], однако часть информации ниже там отсутствует и взята из других источников.
'''Начало 1934 года''' — специально организованной по указанию Совнаркома комиссией для будущего завода, который требовалось разместить в Керчи, выбрана бухта Керченского пролива, защищённая от восточных ветров.


'''Май 1934 года''' — подписан приказ о начале строительства Камыш-Бурунского судоремонтного завода Наркомата водного транспорта.
=== Предыстория предприятия ===
'''5 октября 1938 года''' — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.


=== Советская Россия ===
'''1939 год''' — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.
'''1938 год''' — '''Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод введён в строй действующих предприятий'''. В том же году последовал первый крупный судоремонтный заказ завода — ремонт парохода «Чапаев» водоизмещением 7,3 тыс. тонн.


'''14 июня 1938 года''' — на заводе стала издаваться заводская многотиражная газета «Сталинский путь».
'''Лето — осень 1941 года''' — в связи с началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано. При этом установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано на восток, а основная часть строителей направлена на сооружение укреплений под Вязьмой. К этому моменту были построены корпуса восемь жилых домов, железнодорожная ветка, дизельная электростанция, склады готовой продукции, здания механического и сборочного цехов, а также другие объекты. По причинённому в результате последующего разрушения во время войны стоимость этих объектов можно оценить не менее, чем в 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года.


[[Файл:Lancha G-5.svg|thumb|150px|Торпедный катер Г-5]]
'''Ноябрь 1941 года''' — город Феодосия занят немецкими войсками.
'''1939 год''' — в связи с разделением Наркомата водного транспорта завод передан во вновь образованный Наркомат морского флота СССР, также на заводе был открыт Спецкомбинат № 1 (цех № 1), в котором предполагалось выпускать военные катера.


[[Файл:Kirov&TKA-G-5-1940.jpg|thumb|150px|Торпедный катер Г-5 на фоне крейсера «Киров», 1940]]
'''26—30 декабря 1941 года''' — Феодосия отбита советским десантом с моря.
'''22 июня 1941 года''' — в день начала войны введён в строй первый построенный на заводе торпедный катер Г-5 водоизмещением 14,5 т. Всего до эвакуации на заводе было построено 12 таких катеров.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]


'''Август 1941 года''' — включён в число заводов Наркомата судостроительной промышленности как '''Судостроительный завод № 532'''.
'''18 января 1942 года''' — Феодосия повторно оккупирована германскими войсками.


'''Ноябрь 1941 года''' — завод эвакуирован в Тюмень и Пермь. 19 ноября Керчь была оккупирована немецкими войсками и 30 декабря освобождена русскими.
'''12 — 13 апреля 1944 года''' — Феодосия окончательно очищена от гитлеровских войск. В ходе войны почти весь город был разрушен, включая и завод с посёлком в пригороде.


'''Май 1942 года''' — Керчь повторно захватили германские войска.
'''23 апреля 1944 года''' — начались восстановление и достройка завода.


'''11 апреля 1944 года''' — советскими войсками освобождён город Керчь. К этому моменту завод был почти полностью разрушен[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/], но сразу же стал постепенно восстанавливаться.
=== Советская Россия ===
 
'''1945 год''' — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.
'''26 мая 1946 года''' — утверждён проект реконструкции завода под серийное производство тральщиков проекта 254.
 
'''1947 год''' — завод получил первый послевоенный судостроительный заказ на сухогрузные несамоходные баржи водоизмещением 250 т.
 
[[Файл:Albanian Minesweeper M-111.JPG|thumb|150px|Тральщик проекта 254<ref>Одной из модификаций проекта 254.</ref> в албанском флоте, 2007]]
 
'''1950 год''' — введён в строй первый построенный на заводе базовый тральщик проекта 254 водоизмещением 500 тонн. Всего в начале 1950-х завод построил 26 таких тральщиков.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]
 
'''1952—1956 годы''' — завод строит серию из 35 морских тральщиков проекта 254-К.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]
 
'''1955 год''' — для обеспечения завода кадрами в Керчи открыт судомеханический техникум.
 
'''1955—1958 годы''' — на заводе строится серия из 18 гидроакустических контрольных судов проекта 513, близких по конструкции к тральщикам проекта 254 и переклассифицированных в 1994 году в суда контроля физических полей.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]
 
'''30 марта 1964 года''' — введён в строй первый в истории завода нефтеналивной танкер «Баскунчак» водоизмещением 2850 тонн.
 
'''1965 год''' — начало коренной реконструкции и масштабного расширения производственных мощностей завода.
 
'''1966 год''' — '''завод переименован в <nowiki>«Керченский судостроительный завод «Залив»</nowiki>.'''
 
'''1968 год''' — начато строительство одного из крупнейших в Европе сухих доков. Также было начато строительство танкера «Керчь» водоизмещением 22 тыс. тонн, при этом, поскольку танкер не помещался на существующих стапелях завода, его строили в виде двух половин, стыкуемых впоследствии на плаву.
 
[[Файл:Project 1135 Ladny 2012 G1.jpg|thumb|150px|Сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135, 2012]]
'''1969—1981 годы''' — на заводе построены [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1135|семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1135 «Буревестник»]] с 1977 года переклассифицированных в сторожевые корабли.
 
'''1971 год''' — с окончанием [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9 .D1.81.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4 .C2.AB.D0.97.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B2.C2.BB.2C .D0.B3. .D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D1.8C .D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9 .D0.BE.D0.B1.D0.BB.|проекта масштабной модернизации предприятия]] введён в эксплуатацию уникальный для СССР сухой док с преддоковой площадкой, а также двумя 320-тонными козловыми и шестью 30-тонными подъёмно-транспортными кранами.
 
'''1971—1980 годы''' — в новом доке завода строится серия из шести [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.9A.D1.80.D1.83.D0.BF.D0.BD.D0.BE.D1.82.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D0.B5.D1.80.D1.8B .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1151 .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.C2.BB|крупнотоннажных танкеров проекта 1151 типа «Крым»]] водоизмещением 182 тыс. тонн и дейдвейтом<ref>Дейдвейт — это максимальная масса переменных грузов судна, при котором его эксплуатация остаётся безопасной, то есть фактически его грузоподъёмность, но в эту массу, помимо коммерческого груза, входят топливо, запасы и т. д.</ref> более 150 тыс. тонн. каждый — крупнейших судов, когда-либо построенных в нашей стране и на 2010-е годы. В то время такие суда неофициально относились к супертанкерам.
 
'''1976 год''' — '''заводу присвоено имя Н. Е. Бутомы''' — бывшего министра судостроительной промышленности СССР.[http://pantikapei.ru/ministr-sudostroitelnoj-promyshlennosti-boris-evstafevich-butoma.html]
 
'''1980(1979?)—1996 годы''' — на заводе строится серия из 16 танкеров типа «Победа» класса «панамакс», отличавшихся двойным дном и прочими экологическими новшествами. Водоизмещение танкеров составляло 84,5 тыс. тонн, дедвейт — 67 980 тонн.
 
[[Файл:Imeni 70-letiya VCheKa-KGB 1.jpg|thumb|150px|Пограничный сторожевой корабль «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» проекта 11351, 1988]]


'''1981—1993 годы''' — на предприятии строится [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)#.D0.9F.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D0.B2.D0.BE.D0.B9 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C .C2.AB.D0.9C.D0.B5.D0.BD.D0.B6.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 11351 .C2.AB.D0.9D.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B9.C2.BB|серия пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей»]] — самых мощных в пограничном флоте СССР. Завод являлся единственным производителем кораблей этого типа. Всего до развала СССР было построено семь кораблей этого типа и один был достроен уже после 1991 года.
'''1946—1947 годы''' — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.


'''1984—1988 годы''' — на заводе построен уникальный [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#.D0.90.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B8.D1.85.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B7 .C2.AB.D0.A1.D0.B5.D0.B2.D0.BC.D0.BE.D1.80.D0.BF.D1.83.D1.82.D1.8C.C2.BB|атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть»]].
1 сентября 1947 года — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.


=== Украина ===
<!--=== Украина ===
[[Файл:Ukrainian frigate Hetman Sahaydachniy (U130) in September 2014.JPG|thumb|150px|Фрегат (ПСКР) «Гетман Сагайдачный» («Киров») проекта 11351, 2014]]
[[Файл:Ukrainian frigate Hetman Sahaydachniy (U130) in September 2014.JPG|thumb|150px|Фрегат (ПСКР) «Гетман Сагайдачный» («Киров») проекта 11351, 2014]]


Строка 119: Строка 82:
'''26 июля 2016 года''' — на заводе открыта после восстановления с новым оборудованием станция по производству кислорода, в том числе для медицинских целей, а также жидкого азота. Станция (цех № 36) уже существовала на заводе до 2005 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. На настоящий момент она является единственной на Крымском полуострове и будет обеспечивать кислородом и азотом всех потребителей Крыма и Севастополя.[http://sdelanounas.ru/blogs/80853/]
'''26 июля 2016 года''' — на заводе открыта после восстановления с новым оборудованием станция по производству кислорода, в том числе для медицинских целей, а также жидкого азота. Станция (цех № 36) уже существовала на заводе до 2005 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. На настоящий момент она является единственной на Крымском полуострове и будет обеспечивать кислородом и азотом всех потребителей Крыма и Севастополя.[http://sdelanounas.ru/blogs/80853/]


'''18 ноября 2016 года''' — на заводе заложено малое гидрографическое судно проекта 19910 для Министерства обороны России.[http://sdelanounas.ru/blogs/86383/]
'''2016 год — н.в.''' — на заводе ведётся строительство серии из трёх малых ракетных кораблей проекта 22800.


=== Ожидаемые события ===
=== Ожидаемые события ===

Версия от 18:46, 19 марта 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море» (официальное сокращённое название ФГУП «Судостроительный завод «Море») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Феодосия (Республика Крым). Решение о строительстве предприятия было принято в 1938 года, но вступило в строй оно, по всей видимости, в 1945—1946 годах как относительно небольшой «Завод № 831». С 1947 года было ориентировано на выпуск военных катеров из лёгких сплавов, а с 1959 года — судов на подводных крыльях и, с 1970-х, — судов на воздушной подушке.

История наименований предприятия:

  • 1938(?)—1966 гг. — Завод № 831
  • 1966—1974 гг. — Феодосийский завод «Море»
  • 1974 г. — Феодосийское производственное объединение
  • 1974—1981 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
  • 1981—1991 гг. — Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС
  • 1991—2001 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
  • 2001—2014 гг. — Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная кампания «Море»
  • 2014—2015 гг. — Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море»
  • с 2015 года по настоящее время — Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Залив» При этом с конца 2016 года до 31 декабря 2020 года завод был фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.

В настоящий момент (на 2017 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке. В области производства судов на воздушной подушке является одним из двух, наряду с Хабаровским судостроительным заводом, отечественных предприятий, способных производить крупнейшие в мире корабли и суда этого типа.

История предприятия

История предприятия, за исключением отдельных моментов, достаточно хорошо отражена в соответствующем разделе официального сайта[1], однако часть информации ниже там отсутствует и взята из других источников.

Предыстория предприятия

5 октября 1938 года — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.

1939 год — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.

Лето — осень 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано. При этом установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано на восток, а основная часть строителей направлена на сооружение укреплений под Вязьмой. К этому моменту были построены корпуса восемь жилых домов, железнодорожная ветка, дизельная электростанция, склады готовой продукции, здания механического и сборочного цехов, а также другие объекты. По причинённому в результате последующего разрушения во время войны стоимость этих объектов можно оценить не менее, чем в 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года.

Ноябрь 1941 года — город Феодосия занят немецкими войсками.

26—30 декабря 1941 года — Феодосия отбита советским десантом с моря.

18 января 1942 года — Феодосия повторно оккупирована германскими войсками.

12 — 13 апреля 1944 года — Феодосия окончательно очищена от гитлеровских войск. В ходе войны почти весь город был разрушен, включая и завод с посёлком в пригороде.

23 апреля 1944 года — начались восстановление и достройка завода.

Советская Россия

1945 год — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.

1946—1947 годы — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.

1 сентября 1947 года — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.


См. также

Ссылки

Примечания