Красное Сормово

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Акционерное общество «Завод «Красное Сормово» (официальное сокращённое название АО «Завод «Красное Сормово») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Нижнем Новгороде. Образовано 21 июля 1849 года как «Нижегородская машинная фабрика» (в некоторых источниках фигурирует название «Сормовская машинная фабрика»).

История наименований предприятия:


Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется в основном на строительстве коммерческих судов среднего водоизмещения класса «река-море». В советское время завод производил также подводные лодки, в том числе атомные.

История предприятия

Предыстория создания завода

8 марта 1849 года — тайный советник князь Лев Викторович Кочубей, полковник князь Владимир Александрович Меньшиков и отставной гвардии поручик Дмитрий Егорович Бенардаки создают в Санкт-Петербурге компанию Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства, поставившую целью производство и эксплуатацию пароходов на Волге, для чего было решено построить завод по производству пароходов, на что было выделено 500 тыс. рулей серебром.

30 июня 1849 года — компания купила у вдовствующей помещицы Крюковой участок земли под строительство предприятия между деревнями Соромово и Мышьяковка «начиная от межи государственных крестьян Козинской волости, деревни Соромовой, вниз по течению реки Волги, вдоль правого ее берега».

Российская Империя

21 июля 1849 года — Балахнинский уездный суд утвердил купчую на землю, купленную под предприятие. Этот день считается датой его рождения.

24 июля 1849 года — расчищена площадка под строительство корпусов предприятия.

ноябрь 1849 года — предприятие в основном построено и приступило к производственной деятельности. Завод, построенный по проекту отставного майора Алексея Ивановича Узатиса, представлял собой три здания: среднее (оно же главное) — двухэтажное, с нижним каменным и верхним деревянным этажами, где располагались, помимо прочих, токарное и слесарное отделения, и два боковых здания, в одном из которых были размещены чугунолитейное и кузнечное производство, а в другом — котельная мастерская. Также были построены верфь для сборки судов, пять жилых флигелей и склады[1]. Оборудование мастерских, закупленное в Бельгии и смонтированное осенью 1849 года имело привод с помощью трансмиссий от двух стационарных паровых машин мощностью 5 и 25 л. с. С этого времени и до 1854 года на заводе работало около 100 человек.

май 1850 года — спущен на воду первый пароход, построенный на предприятии — деревянный колёсный пароход-«забежка» «Ласточка».

1856 год — после проведённого технического перевооружения численность работающих на предприятии превысила 600 человек.

1870 год — на предприятии построена первая в стране мартеновская печь для выплавки стали.

Советская Россия

1918 год — завод национализирован.

1920 год — на заводе собран первый отечественный танк современного типа «Борец за свободу тов. Ленин».

1922 год — завод переименован в «Красное Сормово».

1930—1931 годы — на заводе частично построена подводная лодка Щ-304 («Комсомолец», «Язь», «Ударник», «Баржа № 550») типа Щ («Щука») серии III, достроенная после доставки в транспортном доке на Балтийском заводе в Ленинграде в 1931—1934 годах. Подводная лодка, ставшая первой построенной на заводе, впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне на Балтике.

1932—1935 годы — на заводе построена подводная лодка Щ-308 («Сёмга») типа Щ («Щука») серии V-бис. Подводная лодка впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне на Балтике.

1933—1936 годы — на заводе построены три подводные лодки типа Щ («Щука») серии V-бис 2: Щ-309 («Дельфин»), Щ-310 («Белуха») и Щ-311 («Кумжа»). Все три подводных лодки впоследствии в целом очень успешно участвовали в Финской (Зимней) и Великой Отечественной войнах на Балтике, где первая из них стала гвардейской, а остальные две — краснознамёнными. При этом Щ-311 стала самой результативной подводной лодкой Финской войны, но она же единственная из трёх погибла во время Великой Отечественной войны.

1934—1937 годы — на заводе построены шесть подводных лодок типа Щ («Щука») серии X, три из которых первоначально были заложены и строились на территории Коломенского завода имени Куйбышева, но силами завода «Красное Сормово».

1936 — август 1941 года — на предприятии построено 9 подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис. К началу войны были введены в строй шесть из них, ещё три были сданы флоту в конце июня — июле 1941 года. Помимо них, на предприятии были заложены и спущены на воду ещё 12 подводных лодок этой серии.

1937 — август 1941 года — на предприятии построено 32 подводных лодок типа М («Малютка») серии XII (проект 40). Поскольку с августа 1941 года завод был перепрофилирован, а лодки этого типа после снятия части выступающих элементов легко перевозились по железной дороге, для окончательной сборки и проведения испытаний 14 подводных лодок, не вступивших к этому времени в строй, были переданы другим судостроительным и судоремонтным заводам в Астрахани, Баку, Мурманске и Молотовске (ныне Северодвинске), причём данные в источниках какую где лодку достраивали зачастую есть только приблизительные.

1939—1940 годы — на заводе строятся четыре подводных лодки типа Щ («Щука») серии X-бис, затем отправленные по частям для окончательной сборки на Завод № 194 в Ленинграде. Все они были спущены на воду в 1941 году, однако впоследствии только два из четырёх кораблей были окончательно достроены.

Апрель 1941 — октябрь 1941 года — на предприятии строятся по разным данным 6 или 8 подводных лодок типа М («Малютка») серии XV (проект 96). Поскольку с августа 1941 года завод был перепрофилирован, субмарины сначала законсервировали, а в 1943 году 6 из них отправили для достройки на Завод № 402 (ныне Севмаш) в Молотовске (ныне Северодвинске) там была полностью достроена одна подводная лодка, одна переоборудована в плавучее нефтехранилище, а ещё четыре были отправлены после войны для достройки на Заводе № 196 в Ленинграде, где их, наконец и достроили. По некоторым источникам ещё две подводные лодки заложенные на заводе 20 июня 1941 года, а не в 1947 году хранились на заводе Красное Сормово (в то время Завод № 112) и были достроены уже после войны также на Заводе № 196 в Ленинграде.

Август 1941 года — в связи передачей завода в другой наркомат и его соответствующим переходом к выпуску танков прервано строительство 12 достраивавшихся на плаву подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис. Для завершения работ они были распределены между Заводом № 638 им. Сталина в Астрахани (по разным источникам[2] 6 или 7 подводных лодок) и Заводом № 402 в Молотовске (одна С-17), ещё по разным источникам 4 или 5 субмарин были законсервированы и достраивалась позднее на самом предприятии. Позднее 8 из этих 12 подводных лодок были достроены по улучшенному проекту серии IX-бис 2.

1945(1942?)—1947 годы — хранившиеся на плаву 4 или 5 недостроенных подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис достроены по улучшенному проекту серии IX-бис 2 того же типа.

1947 год — на предприятии строятся по разным данным 5 подводных лодок типа М («Малютка») серии XV (проект 96). Все они для окончательной сборки были вскоре отправлены на Заводе № 196 в Ленинграде, при этом часть источников указывает, что 2 из 5 субмарин были заложены не в 1947 году, а находились на заводе на консервации с 1941 года.

1950—1956 годы — на заводе построено 116(!) средних подводных лодок проекта 613.

1953 год — на предприятии начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали.

1955—1958 годы — на заводе модернизирована по проекту 640 подводная лодка С-149 проекта 613, на которой размещена радиолокационная станция для противовоздушной обороны побережья.

1956—1958 годы — на заводе по проекту П613 модернизирована с установкой контейнера для запуска крылатых ракет П-5 подводная лодка С-146 проекта 613, предназначенная для испытаний ракетного комплекса П-5.

1957—1961 годы — на заводе построено 20 средних подводных лодок проекта 633.

1958—1960 годы — на заводе модернизированы по проекту 644 шесть подводных лодок проекта 613, на каждой из которых установлено по два контейнера с крылатыми ракетами П-5.

1959—1961 годы — на заводе модернизирована по проекту 613С подводная лодка С-43 проекта 613, на которой размещено различное вновь разработанное спасательное оборудование. В это же время на предприятии были модернизированы по проекту 640 ещё три подводных лодки проекта 613, на которых размещены радиолокационные станции для противовоздушной обороны побережья.

1960—1961 годы — на заводе модернизированы по проекту 665 две подводных лодки проекта 613, на каждой из которых установлено по четыре контейнера с крылатыми ракетами П-5.

1960—1962 годы — на заводе модернизирована по проекту 666 подводная лодка С-63 проекта 613, превращённая в экспериментальную спасательную подводную лодку, оснащённую также построенным на предприятии в это время самоходным спасательным аппаратом УПС.

1961—1968 годы — на предприятии построены 14 дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 651. Одна из этих подводных лодок — К-24 (с 1977 года Б-24) впоследствии была установлена в качестве корабля-музея в Пенемюнде, Германия.

1964—1972 годы — на предприятии построены все 11 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 670 «Скат».

1966—1968 годы — на заводе модернизирована для испытаний астрокорректора «Символ» по проекту АВ611С подводная лодка Б-78 «Мурманский комсомолец» проекта АВ611.

1967—1969(1970) годы — на заводе модернизирована для испытаний перспективных технологий снижения сопротивления по проекту 633Л подводная лодка С-350 проекта 633.

1969—1970 годы — на сдаточной базе завода в Севастополе модернизирована с установкой гелиевого оборудования экспериментальная спасательная подводная лодка С-63 проекта 666.

1969—1978 годы — на заводе построено 5 спасательных подводных снарядов проекта 1837.

1971—1978 годы — на предприятии построены четыре атомных подводных крейсера проекта 671РТ «Сёмга», один из которых был достроен на Ленинградском адмиралтейском объединении в Ленинграде, где параллельно велось строительство таких же подлодок. Ещё один — пятый — аналогичный корабль, заложенный на предприятии в 1975 году, был впоследствии снят со строительства и разобран на стапеле.

1971—1982 годы — на заводе построены все 18 больших дизель-электрических подводных лодки проекта 641Б. Среди них были три, ставшие впоследствии кораблями-музеями: Б-307 — в городе Тольятти Самарской области; Б-396 «Новосибирский комсомолец» — в городе Москве и Б-515 — в городе Гамбург, Германия.

1972—1980 годы — на предприятии построены все шесть атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 670М-1 «Чайка».

1978—1981 годы — на заводе построено 4 спасательно-рабочих подводных снарядов проекта 1837К.

1979—1984 годы — построен головной атомный подводный крейсер проекта 675 «Барракуда» К-239.

1979—1986 годы — на предприятии прошла модернизацию по проекту 651Э большая дизель-электрическая подводная лодка с крылатыми ракетами Б-68. Получившая в результате вспомогательную ядерную энергетическую установку для медленного, но долгого подводного хода подводная лодка стала единственным кораблём такого типа в истории мирового кораблестроения, поскольку в других странах проекты такого рода разрабатывались, но до металла не доводились.

1980—1986(1989?) годы — на заводе модернизирована для отработки энергоустановки на топливных элементах по проекту 613Э подводная лодка С-273 проекта 613, переименованная после этого в СС-273.

1982—1991 годы — на заводе построено 14 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус» и его модификаций, пять из которых пошли на экспорт (два корабля закупил Алжир и по одной подлодке получили Польша, Румыния и Индия), ещё три аналогичные лодки были достроены позднее, уже после развала СССР в начале 1990-х, а последняя — 18-я — и вовсе уже при Путине.

1984—1987 годы — построен второй и последний в серии атомный подводный крейсер проекта 675 «Барракуда» К-276.

1986—1991 годы — на заводе был построен головной атомный подводный крейсер К-534 проекта 945А «Кондор», а также был заложен второй и последний корабль этого проекта К-336, достроенный позднее.

1988—1998 годы — на предприятии строилась, но не была доделана опытовая подводная лодка Б-90 «Саров», достроенная уже позднее на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Рубка подлодки в 1998 году была установлена на территории завода в качестве памятника к его 150-летию.

Российская Федерация

1991—1993 годы — на заводе был достроен заложенный ранее атомный подводный крейсер К-336 проекта 945А «Кондор».

1991—1994 годы — на заводе, в дополнение к 14 выпущенным при советской власти, были достроены заложенные ранее три подводные лодки проекта 877 «Палтус» различных модификаций, при этом два из трёх кораблей были построены на экспорт в Китай. В это же время была заложена, но в 1994 году временно снята со строительства аналогичная подводная лодка Б-340, достроенная впоследствии по улучшенному проекту уже позднее при Путине.

лето 2003 года — недостроенная опытовая подводная лодка Б-90 «Саров» была перевезена для достройки на завод «Севмаш» в Северодвинске.

2003—2006 годы — на заводе достроена подводная лодка 373 Yuan Zhend 73 Hao проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая, строительство которой под названием «Б-340» по более раннему проекту было прервано в 1994 году.

2011 год — н. в. — на заводе серийно строятся танкеры проекта RST 27.

Ожидаемые события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Краснознамённая подводная лодка С-13 на российской марке, 1996

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Краснознамённая подводная лодка С-13 (построена в 1938—1939 годах) — подводная лодка серии IX-бис (тип «С» в названии означает «Средняя» или «Сталинец»). Подводная лодка, как считается, провела самую успешную в плане далеко идущих последствий торпедную атаку в истории Человечества, утопив 30 января 1945 года немецкое судно (вооружённый лайнер-трансатлантик) «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25,5 тыс. тонн, на борту которого, помимо прочего, находились 918 военнослужащих 2-й учебной дивизии подводных сил, что полностью сорвало ввод в строй последней крупной и весьма совершенной серии германских подводных лодок, оставшихся без экипажей. Также подводная лодка потопила крупный вооружённый войсковой транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14,6 тыс. тонн и ещё четыре парохода поменьше. В результате, подводная лодка стала наиболее результативной в отечественном военно-морском флоте по суммарному тоннажу потопленных судов, достигшему 44,1 тыс. тонн, а две наиболее результативные атаки, выполненные без каких-либо нарушений законов и обычаев войны, тем не менее входят в число крупнейiих морских катастроф (на 2016 год 5 и 16 строки списка соответственно). Лодка была награждена орденом Красного Знамени 20 апреля 1945 года. В 1957 году подводная лодка была списана и затем разобрана. Флаг корабля находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил в Москве, а копия рубки установлена на территории Нижегородского Кремля.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. По терминологии того времени — запасные сараи
  2. Сомнение вызывает место достройки подводной лодки С-22. Судя по срокам работ, её таки достраивали в Астрахани, но в источниках часто указывается и Красное Сормово.