Судостроительный завод «Море»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 50: Строка 50:


'''1956 год''' — на заводе построен первый в стране и один из первых в мире торпедных катеров на подводных крыльях проекта 184.
'''1956 год''' — на заводе построен первый в стране и один из первых в мире торпедных катеров на подводных крыльях проекта 184.
[[Файл:Raketa 234.jpg|thumb|150px|right|Судно на подводных крыльях «Ракета-234»]]
'''1959-1976 годы''' — завод строит серию из 389 судов на подводных крыльях «Ракета». Речные пароходы этого типа стали в то время культовыми, а их название — именем нарицательным для всех пассажирских судов на подводных крыльях. Предприятие являлось единственным их производителем (кроме самого первого судна собранного на заводе «Красное Сормово», причем более тридцати «Ракет» были произведены на экспорт.


'''1960 год''' — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.
'''1960 год''' — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.
[[Файл:Raketa 234.jpg|thumb|150px|right|Судно на подводных крыльях «Ракета-234»]]


<!--=== Украина ===
<!--=== Украина ===

Версия от 11:11, 24 марта 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море» (официальное сокращённое название ФГУП «Судостроительный завод «Море») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Феодосия (Республика Крым). Решение о строительстве предприятия было принято в 1938 года, но вступило в строй оно, по всей видимости, в 1945—1946 годах как относительно небольшой «Завод № 831». С 1947 года было ориентировано на выпуск военных катеров из лёгких сплавов, а с 1959 года — судов на подводных крыльях и, с 1970-х, — судов на воздушной подушке. Ранее являлось единственным предприятием, серийно выпускавший культовые в своё время пассажирские суда на подводных крыльях серии «Ракета».

История наименований предприятия:

  • 1938(?)—1966 гг. — Завод № 831 (неофициально, по первоначальному названию рабочего посёлка, — «Южная Точка»)
  • 1966—1974 гг. — Феодосийский завод «Море»
  • 1974 г. — Феодосийское производственное объединение
  • 1974—1981 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
  • 1981—1991 гг. — Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС
  • 1991—2001 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
  • 2001—2014 гг. — Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная кампания «Море»
  • 2014—2015 гг. — Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море»
  • с 2015 года по настоящее время — Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Залив» При этом с конца 2016 года до 31 декабря 2020 года завод был фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.

В настоящий момент (на 2017 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке. В области производства судов на воздушной подушке является одним из двух, наряду с Хабаровским судостроительным заводом, отечественных предприятий, способных производить крупнейшие в мире корабли и суда этого типа.

История предприятия

История предприятия, за исключением отдельных моментов, достаточно хорошо отражена в соответствующем разделе официального сайта[1], однако часть информации ниже там отсутствует и взята из других источников.

Предыстория предприятия

5 октября 1938 года — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.

1939 год — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.

Лето — осень 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано. При этом установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано на восток, а основная часть строителей направлена на сооружение укреплений под Вязьмой. К этому моменту были построены корпуса восемь жилых домов, железнодорожная ветка, дизельная электростанция, склады готовой продукции, здания механического и сборочного цехов, а также другие объекты. По причинённому в результате последующего разрушения во время войны стоимость этих объектов можно оценить не менее, чем в 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года.

Ноябрь 1941 года — город Феодосия занят немецкими войсками.

26—30 декабря 1941 года — Феодосия отбита советским десантом с моря.

18 января 1942 года — Феодосия повторно оккупирована германскими войсками.

12 — 13 апреля 1944 года — Феодосия окончательно очищена от гитлеровских войск. В ходе войны почти весь город был разрушен, включая и завод с посёлком в пригороде.

23 апреля 1944 года — начались восстановление и достройка завода.

Советская Россия

1945 год — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.

Торпедный катер проекта 123К «Комсомолец»

1946—1947 годы — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.

1 сентября 1947 года — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.

1949—1951 годы — на предприятии достроены 25 торпедных катеров проекта М-123бис «Комсомолец», доставленные с Завода № 639 в городе Тюмень.

1951 год — на предприятии внедрено прогрессивный метод строительства катеров поточно-позиционным методом.

1951—1955 годы — строится серия из 215[1] торпедных катеров проекта М-123К «Комсомолец», 90 из которых поставлены на экспорт в Египет, Китай и Сирию.

1956 год — на заводе построен первый в стране и один из первых в мире торпедных катеров на подводных крыльях проекта 184.

Судно на подводных крыльях «Ракета-234»

1959-1976 годы — завод строит серию из 389 судов на подводных крыльях «Ракета». Речные пароходы этого типа стали в то время культовыми, а их название — именем нарицательным для всех пассажирских судов на подводных крыльях. Предприятие являлось единственным их производителем (кроме самого первого судна собранного на заводе «Красное Сормово», причем более тридцати «Ракет» были произведены на экспорт.

1960 год — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.


См. также

Ссылки

Примечания

  1. Информация с официального сайта, в других местах Интернета встречаются несколько другие данные по количеству и модификациям.