Судостроительный завод «Океан»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показаны 23 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
{{Незавершённая статья}}
'''Судостроительный завод «Океан»''' — крупное судостроительное предприятие в г. [[Николаев]], ныне находящемся на юге [[Украина|Украины]] (в исторической [[Новороссия|Новороссии]]). Основано в 1951 году как «Завод №872».
'''Судостроительный завод «Океан»''' — крупное судостроительное предприятие в г. [[Николаев]], ныне находящемся на юге [[Украина|Украины]] (в исторической [[Новороссия|Новороссии]]). Основано в 1951 году как «Завод № 872».


В российском и советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных промысловых и грузовых судов, поскольку имел огромный сухой док, позволявший строить суда водоизмещением до 350 тысяч тонн.
Основным преимуществом завода является наличие очень крупного сухого дока, позволяющего строить суда водоизмещением до 300 тысяч тонн.
 
В советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных промысловых и грузовых судов.


== История предприятия ==
== История предприятия ==
Строка 9: Строка 11:
'''9 июля 1946 года''' — принято Постановление Совета Министров СССР, согласно которому ленинградским 2-м Государственным специальным проектным институтом (ГСПИ-2) началось проектирование завода.[http://proza.ru/2010/01/25/141]
'''9 июля 1946 года''' — принято Постановление Совета Министров СССР, согласно которому ленинградским 2-м Государственным специальным проектным институтом (ГСПИ-2) началось проектирование завода.[http://proza.ru/2010/01/25/141]


'''1951 год''' — ввод в строй предприятия.
'''1951 год — ввод в строй предприятия в то время названного «Завод № 872».'''


'''1951—1957(?) годы''' — завод серийно строит несамоходные сухогрузные баржи различных модификаций (в том числе с 1954 года — рефрижераторные) проекта 411 водоизмещением 560 тонн.
'''1951—1957(?) годы''' — завод серийно строит несамоходные сухогрузные баржи различных модификаций (в том числе с 1954 года — рефрижераторные) проекта 411 водоизмещением 560 тонн.
'''1955 год''' — полностью введена в строй первая технологическая линия предприятия, оснащённая боковым передаточно-спусковым устройством (слипом).
'''1957(?) год''' — заводом построена грунтоотвозная шаланда «Невская-1» проекта 449 типа «Севастопольская».


'''1958 год''' — начало специализации завода на строительстве рыбоморозильных, промысловых и рефрижераторных судов.
'''1958 год''' — начало специализации завода на строительстве рыбоморозильных, промысловых и рефрижераторных судов.
'''1957—1959 годы''' — на заводе построено 7 танкодесантных судов (с 1963 года классифицировались как средние десантные корабли, ещё позже — как средние морские сухогрузные транспорты) проекта 572 «Бурея», некоторые из которых продолжали служить в [[Российский военно-морской флот|отечественном военно-морском флоте]] и в 2020-х годах.


'''1958—1968 годы''' — предприятием построено 46 рефрижераторных судов типа «Таврия» водоизмещением 5400 тонн с дизель-электрической силовой установкой, в том числе три судна — на экспорт.
'''1958—1968 годы''' — предприятием построено 46 рефрижераторных судов типа «Таврия» водоизмещением 5400 тонн с дизель-электрической силовой установкой, в том числе три судна — на экспорт.
'''1963 год''' — заводом построены два(?[http://fleetphoto.ru/projects/1288/]) лесовоза проекта 450 типа «Малоярославец».
'''1964—1967 годы''' — на заводе построена серия из 12 лесовозов проекта 450Б типа «Сибирьлес». Параллельно строительство аналогичных судов велось на предприятии Судостроительный завод «Ока» (ныне [[Окская судоверфь]]), а позднее — по доработанному проекту — в Галаце ([[Румыния]]).
'''1966(?) год — как и множество других заводов, предприятие получило индивидуальное название Судостроительный завод «Океан»'''.
'''1968—1971 годы''' — на предприятии построена серия из 8 лесовозов проекта 1574 «Селигер» типа «Советский воин». Суда этого типа строились также предприятием [[Выборгский судостроительный завод]].


'''1968—1975 годы''' — заводом построена серия из 31 морозильного супертраулера проекта 1376 типа «Алтай» водоизмещением 6470 тонн каждый.
'''1968—1975 годы''' — заводом построена серия из 31 морозильного супертраулера проекта 1376 типа «Алтай» водоизмещением 6470 тонн каждый.


'''1972—1978 годы''' — на предприятии с помощью нового сухого дока построена серия из 8 (в том числе 2 было поставлено на экспорт в Болгарию) крупных рудовозов проекта 1594 «Черноморье» типа «Зоя Космодемьянская» водоизмещением 63000 тонн.
'''1969—1972 годы''' — на предприятии построен крупный сухой док, способный обеспечить строительство судов водоизмещением до 300 тысяч тонн, при этом первая очередь дока, позволившая начать в нём строительство судов, была введена в строй 14 октября 1971 года. Примерно в это же время шли и другие стройки, связанные с проектом радикального расширения завода: строительство достроечной набережной, блоков корпусных цехов производственной мощностью по обрабатываемому металлу до 90 тысяч тонн в год, обеспечивавших сборку корпусных секций массой до 200 тонн. В результате этой реконструкции, ставшей [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.A1.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4 .C2.AB.D0.9E.D0.BA.D0.B5.D0.B0.D0.BD.C2.BB .28.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F.29.2C .D0.B3. .D0.9D.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0.D0.B5.D0.B2|одним из крупных проектов эпохи]], завод превратился из предприятия среднего размера в одну из важнейших верфей страны.
 
'''1970 год''' — введено в строй построенное на заводе научно-исследовательское судно «Изумруд» проекта 1534.
 
'''1971—1978 годы''' — на предприятии с помощью нового сухого дока построена серия из 8 (в том числе 2 было поставлено на экспорт в [[Болгария|Болгарию]]) крупных рудовозов проекта 1594 «Черноморье» типа «Зоя Космодемьянская» водоизмещением 63000 тонн.
 
'''1972 год''' — силами завода на базе забракованной из-за дополнительных требований, потребовавших ее полной переделки, надстройки судна «Изумруд» построена несамоходная плавучая база отдыха «Лиман», отшвартованная в Скадовске и использовавшаяся впоследствии для отдыха сотрудников завода.
 
'''1973—1984 годы''' — заводом построена серия из 18 больших автономных траулеров проекта 1386 типа «Горизонт».
 
'''1974—1977 годы''' — предприятием построены три морских буксира (спасательных судна) проекта 1454 типа «Напористый». Суда этого типа в больших количествах строились и на других отечественных заводах.


'''1976—1978 годы''' — на заводе построена серия из 4 очень крупных (водоизмещение 130 тысяч тонн) нефтерудовозов проекта 1593 «Октябрьск» типа «Борис Бутома».
'''1976—1978 годы''' — на заводе построена серия из 4 очень крупных (водоизмещение 130 тысяч тонн) нефтерудовозов проекта 1593 «Октябрьск» типа «Борис Бутома».
'''1979—1981 годы''' — предприятием построены 6 барж-площадок проекта 16800, производившихся и на многих других заводах.


'''1981—1991 годы''' — заводом строится продолженная и впоследствии серия крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку» — улучшенной версии ранее строившихся судов типа «Зоя Космодемьянская». В это время были, по всей видимости, достроены первые 17 судов этой серии.
'''1981—1991 годы''' — заводом строится продолженная и впоследствии серия крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку» — улучшенной версии ранее строившихся судов типа «Зоя Космодемьянская». В это время были, по всей видимости, достроены первые 17 судов этой серии.
'''1982—1985 годы''' — на предприятии построены 11 барж-площадок проекта 16801, производившихся и на многих других заводах.


'''1983—1988 годы''' — предприятием построена серия из 7 морозильных рыболовно-крилевых супертраулеров (крилеловов) проекта 16080 типа «Антарктида».
'''1983—1988 годы''' — предприятием построена серия из 7 морозильных рыболовно-крилевых супертраулеров (крилеловов) проекта 16080 типа «Антарктида».


'''1988 год''' — заводу было предоставлено право самостоятельно заключать контракты на экспорт судов, которым он воспользовался, в частности, для продажи углерудовозов проекта 15941 в Норвегию (2 единицы) и в Грецию (6 единиц), достроенных, по всей видимости, уже позднее[http://proza.ru/2010/01/25/141].
'''1985—1991 годы''' — на предприятии построены два крупных (водоизмещение 10000 тонн) научно-исследовательских судна проектов 19241 и 19242. Аналогичное третье заложенное в это время судно позднее было достроено в 1996 году в Генуе ([[Италия]]).
 
'''1988 год''' — заводу было предоставлено право самостоятельно заключать контракты на экспорт судов, которым он воспользовался, в частности, для продажи углерудовозов проекта 15941 в [[Норвегия|Норвегию]] (2 единицы) и в [[Греция|Грецию]] (6 единиц), достроенных, по всей видимости, уже позднее[http://proza.ru/2010/01/25/141].
 
'''1988(?)—1991 годы''' — на предприятии начато строительство серии и достроены первые две малых рыбообрабатывающих плавбазы проекта 13490 типа «Камчатский Шельф» (обе введены в строй в 1990 году).


=== Украина ===
=== Украина ===
'''1991—1995 годы''' — завод завершает достройку серии крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку». В это время были, по всей видимости, достроены последние 8 судов этой серии.
'''1991—1995 годы''' — завод завершает достройку серии крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку». В это время были, по всей видимости, достроены последние 8 судов этой серии.


'''Октябрь 2000 года''' — '''предприятие переименовано в «Дамен Шипярдс Океан»'''.
'''Октябрь 2000 года''' — '''предприятие переименовано в «Дамен Шипярдс Океан»''' в связи с приватизацией.


'''Август 2006 года''' — '''предприятие переименовано в «Акер Ярдс Океан»'''.
'''Август 2006 года''' — '''предприятие переименовано в «Акер Ярдс Океан»''' в связи с перепродажей.


'''Сентябрь 2008 года''' — '''предприятие переименовано в «Вадан Ярдс Океан»'''.
'''Сентябрь 2008 года''' — '''предприятие переименовано в «Вадан Ярдс Океан»''' в связи с перепродажей. С этого момента начался период упадка завода.


'''2009—2010 годы''' — заводом построена серия из 24 несамоходных сухогрузных барж проекта NBL-90.
'''2009—2010 годы''' — заводом построена серия из 24 несамоходных сухогрузных барж проекта NBL-90.


'''18 марта 2011 года''' — '''предприятие переименовано в <nowiki>«Николаевский судостроительный завод «Океан»</nowiki>'''.
'''18 марта 2011 года''' — '''предприятие переименовано в <nowiki>«Николаевский судостроительный завод «Океан»</nowiki>'''.
'''2013 год''' — начало процедуры банкротства предприятия.
'''2018 год''' — на ликвидационных торгах предприятие выкуплено новым местным инвестором.


'''2019 год''' — '''предприятие переименовано в <nowiki>«Судостроительный завод «Океан»</nowiki>'''.
'''2019 год''' — '''предприятие переименовано в <nowiki>«Судостроительный завод «Океан»</nowiki>'''.


== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==
'''Июнь 2022 года''' — во время российской Специальной военной операции на Украине в цехах завода было размещено значительное количество военнослужащих, вооружения и военной техники 59-й механизированной бригады вооруженных сил Украины, которые были поражены ударом российского ракетного оружия, вследствие чего завод претерпел некоторые разрушения.


== См. также ==
== См. также ==
Строка 52: Строка 90:
{{Примечания}}
{{Примечания}}


<br />
<br>
{{Предприятия}}
{{Предприятия}}
{{Крупные российские проекты}}
{{Крупные российские проекты}}

Текущая версия от 00:02, 7 июля 2022

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судостроительный завод «Океан» — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии). Основано в 1951 году как «Завод № 872».

Основным преимуществом завода является наличие очень крупного сухого дока, позволяющего строить суда водоизмещением до 300 тысяч тонн.

В советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных промысловых и грузовых судов.

История предприятия

Советская Россия

9 июля 1946 года — принято Постановление Совета Министров СССР, согласно которому ленинградским 2-м Государственным специальным проектным институтом (ГСПИ-2) началось проектирование завода.[1]

1951 год — ввод в строй предприятия в то время названного «Завод № 872».

1951—1957(?) годы — завод серийно строит несамоходные сухогрузные баржи различных модификаций (в том числе с 1954 года — рефрижераторные) проекта 411 водоизмещением 560 тонн.

1955 год — полностью введена в строй первая технологическая линия предприятия, оснащённая боковым передаточно-спусковым устройством (слипом).

1957(?) год — заводом построена грунтоотвозная шаланда «Невская-1» проекта 449 типа «Севастопольская».

1958 год — начало специализации завода на строительстве рыбоморозильных, промысловых и рефрижераторных судов.

1957—1959 годы — на заводе построено 7 танкодесантных судов (с 1963 года классифицировались как средние десантные корабли, ещё позже — как средние морские сухогрузные транспорты) проекта 572 «Бурея», некоторые из которых продолжали служить в отечественном военно-морском флоте и в 2020-х годах.

1958—1968 годы — предприятием построено 46 рефрижераторных судов типа «Таврия» водоизмещением 5400 тонн с дизель-электрической силовой установкой, в том числе три судна — на экспорт.

1963 год — заводом построены два(?[2]) лесовоза проекта 450 типа «Малоярославец».

1964—1967 годы — на заводе построена серия из 12 лесовозов проекта 450Б типа «Сибирьлес». Параллельно строительство аналогичных судов велось на предприятии Судостроительный завод «Ока» (ныне Окская судоверфь), а позднее — по доработанному проекту — в Галаце (Румыния).

1966(?) год — как и множество других заводов, предприятие получило индивидуальное название Судостроительный завод «Океан».

1968—1971 годы — на предприятии построена серия из 8 лесовозов проекта 1574 «Селигер» типа «Советский воин». Суда этого типа строились также предприятием Выборгский судостроительный завод.

1968—1975 годы — заводом построена серия из 31 морозильного супертраулера проекта 1376 типа «Алтай» водоизмещением 6470 тонн каждый.

1969—1972 годы — на предприятии построен крупный сухой док, способный обеспечить строительство судов водоизмещением до 300 тысяч тонн, при этом первая очередь дока, позволившая начать в нём строительство судов, была введена в строй 14 октября 1971 года. Примерно в это же время шли и другие стройки, связанные с проектом радикального расширения завода: строительство достроечной набережной, блоков корпусных цехов производственной мощностью по обрабатываемому металлу до 90 тысяч тонн в год, обеспечивавших сборку корпусных секций массой до 200 тонн. В результате этой реконструкции, ставшей одним из крупных проектов эпохи, завод превратился из предприятия среднего размера в одну из важнейших верфей страны.

1970 год — введено в строй построенное на заводе научно-исследовательское судно «Изумруд» проекта 1534.

1971—1978 годы — на предприятии с помощью нового сухого дока построена серия из 8 (в том числе 2 было поставлено на экспорт в Болгарию) крупных рудовозов проекта 1594 «Черноморье» типа «Зоя Космодемьянская» водоизмещением 63000 тонн.

1972 год — силами завода на базе забракованной из-за дополнительных требований, потребовавших ее полной переделки, надстройки судна «Изумруд» построена несамоходная плавучая база отдыха «Лиман», отшвартованная в Скадовске и использовавшаяся впоследствии для отдыха сотрудников завода.

1973—1984 годы — заводом построена серия из 18 больших автономных траулеров проекта 1386 типа «Горизонт».

1974—1977 годы — предприятием построены три морских буксира (спасательных судна) проекта 1454 типа «Напористый». Суда этого типа в больших количествах строились и на других отечественных заводах.

1976—1978 годы — на заводе построена серия из 4 очень крупных (водоизмещение 130 тысяч тонн) нефтерудовозов проекта 1593 «Октябрьск» типа «Борис Бутома».

1979—1981 годы — предприятием построены 6 барж-площадок проекта 16800, производившихся и на многих других заводах.

1981—1991 годы — заводом строится продолженная и впоследствии серия крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку» — улучшенной версии ранее строившихся судов типа «Зоя Космодемьянская». В это время были, по всей видимости, достроены первые 17 судов этой серии.

1982—1985 годы — на предприятии построены 11 барж-площадок проекта 16801, производившихся и на многих других заводах.

1983—1988 годы — предприятием построена серия из 7 морозильных рыболовно-крилевых супертраулеров (крилеловов) проекта 16080 типа «Антарктида».

1985—1991 годы — на предприятии построены два крупных (водоизмещение 10000 тонн) научно-исследовательских судна проектов 19241 и 19242. Аналогичное третье заложенное в это время судно позднее было достроено в 1996 году в Генуе (Италия).

1988 год — заводу было предоставлено право самостоятельно заключать контракты на экспорт судов, которым он воспользовался, в частности, для продажи углерудовозов проекта 15941 в Норвегию (2 единицы) и в Грецию (6 единиц), достроенных, по всей видимости, уже позднее[3].

1988(?)—1991 годы — на предприятии начато строительство серии и достроены первые две малых рыбообрабатывающих плавбазы проекта 13490 типа «Камчатский Шельф» (обе введены в строй в 1990 году).

Украина

1991—1995 годы — завод завершает достройку серии крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку». В это время были, по всей видимости, достроены последние 8 судов этой серии.

Октябрь 2000 года — предприятие переименовано в «Дамен Шипярдс Океан» в связи с приватизацией.

Август 2006 года — предприятие переименовано в «Акер Ярдс Океан» в связи с перепродажей.

Сентябрь 2008 года — предприятие переименовано в «Вадан Ярдс Океан» в связи с перепродажей. С этого момента начался период упадка завода.

2009—2010 годы — заводом построена серия из 24 несамоходных сухогрузных барж проекта NBL-90.

18 марта 2011 года — предприятие переименовано в «Николаевский судостроительный завод «Океан».

2013 год — начало процедуры банкротства предприятия.

2018 год — на ликвидационных торгах предприятие выкуплено новым местным инвестором.

2019 год — предприятие переименовано в «Судостроительный завод «Океан».

Июнь 2022 года — во время российской Специальной военной операции на Украине в цехах завода было размещено значительное количество военнослужащих, вооружения и военной техники 59-й механизированной бригады вооруженных сил Украины, которые были поражены ударом российского ракетного оружия, вследствие чего завод претерпел некоторые разрушения.

См. также

Примечания